ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ "ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК ОСНОВНОЙ ВИД ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ"
Здесь находятся материалы из опыта и содержания работы по инновационному проекту нашего сада, ведущим соавтором которого я являюсь. Наша работа начаналась во время введения ФГТ. Поэтому в материалах встречается данная абривиатура. Поскольку ФГОСЫ являются продолжением и завершающим этапом введения госстандартов в дошкольном образовании, ошибкой присутствие данной абривиатуры не будет. В дальнейшем редактировании этот временной недочёт будет исправлен. Материалы будут пополнятся.
ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ ДЛЯ ССЫЛОК И ПЕЧАТИ: http://http://методкабинет.рф/index.php/publications/doshkolniki/1555-vulah-chunihina-guseva.html
Скачать:
Предварительный просмотр:
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА В настоящее время программы для детского сада, в том числе и программа «Детство», по которой работает МАДОУ ЦРР №8, содержат раздел: ознакомление детей с окружающим миром. Задачи ознакомления детей с окружающим предусматривают, в основном, обогащение знаний детей, которые преподносятся детям в готовом виде, но мало внимания уделяется установлению закономерностей, усвоению видовых и родовых понятий, частных и общих связей.
Развитие исследовательских способностей ребенка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.
Федеральные Государственные Требования (ФГТ) направлены сегодня на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одаренности.
Важно развить у ребенка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им. Известно, что ознакомление с каким– либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира, искать в них «новое», неизвестное ребёнку. Именно эта потребность поиска «неизвестного»лежит в основе возникновения и развития у детей неистощимой ориентировочно -поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
2
Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что цель деятельности уточняется и проявляется в процессе самой деятельности: все действия носят пробный характер.
Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К.Бабанский, Л.А.Венгер, Н.А.Ветлугина, Н.Н.Поддьяков,В.В.Запорожец, Г.И.Щукина, И.Д.Зверев и др.) показывают, что возможности умственного развития дошкольников и их потребности в познании окружающего мира значительно выше, чем это предполагалось ранее. Однако на практике мы сталкиваемся с интеллектуальной пассивностью детей. Исследования академика Н.Н.Поддьякова( 1995г.) доказывают, что причины лежат в ограничении интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Чтобы избежать развития у детей интеллектуальной пассивности, необходимо развивать у дошкольников продуктивные формы мышления. Одним из эффективных методов работы является исследовательская деятельность, а именно экспериментирование. В качестве основного вида ориентировочно- исследовательской деятельности Н. Н. Поддьяков выделяет деятельность экспериментирования, как истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».
Он выделяет два основных вида поисковой деятельности у дошкольников: 1.Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка: он самостоятельно строит свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения и руководствуется своими интересами.
2. Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Дети получают те результаты, которые им заранее определили взрослые.
Современные исследователи (Савенков А.И., Иванова А.И., Куликовская И.Э., Дыбина О.В. и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста как инновационный. Педагогическая инновация – это нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии
3
обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Поскольку метод детского экспериментирования использовался нами до настоящего времени нешироко и нерегулярно, выбор данной методики является для нашего детского сада инновационным.
Всем вышеизложенным объясняется актуальность выбора нами темы творческого инновационного проекта «Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности детей».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Долгосрочность:Наш проект рассчитан на три года. Первый год: разработка проекта, изучение методической литературы, теоретической базы данного метода, определение целей и задач, составление перспективного планирования,разработка конспектов образовательной деятельности.
Второй год: сбор дидактических материалов, создание детской «лаборатории» - центра детского экспериментирования, накопление инструментария для постановки опытов; составление картотеки элементарных опытов, а также картотеки схем проведения опытов.
Третий год работы над проектом предполагает включение проектной деятельности в календарно – тематическое планирование в качестве совместно организованной деятельности взрослого и детей.
Цели Проекта:
- Создание условий для формирования основ целостного мировидения ребёнка старшего дошкольного возраста средствами простейших экспериментов;
- Развитие творческих способностей детей в ходе поисковой деятельности.
- Развитие у детей инициативы задавать вопросы, желания познавать новое от простого к сложному.
- Вовлечение родителей воспитанников в активное поисково- исследовательское пространство детского сада.
4
Задачи Проекта:
- Активизация поисково-исследовательской деятельности и творческого самовыражения.
- Расширение знаний детей о физических свойствах окружающего мира.
- Развитие представлений об основных физических явлениях.
- Формирование правильного отношения ребенка к окружающему миру.
- Обучение соблюдению и выполнению правил техники безопасности при проведении опытов.
Участниками Проекта являются дети старшего дошкольного возраста, родители и педагоги. Реализация Проекта предусматривает три этапа ( подготовительный, основной и заключительный ). На каждом из этапов деятельность участников Проекта распределена.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Деятельность педагога | Деятельность детей | Взаимодействие с родителями |
Подготовительный этап | ||
Опрос детей на тему интересующих их свойствах окружающего мира и основных физических явлениях. | Самостоятельный выбор вопроса исследования. Поиск ответа на вопрос ( беседы с родителями, сверстниками, воспитателями). | Постановка целей, задач и разработка схемы Проекта. |
Основной этап (реализация Проекта) | ||
Работа с детьми: постановка целей и задач опытно- экспериментальной деятельности; сбор информации; накопление наглядного материала; тематические беседы; проведение опытов. | Самостоятельная опытно- экспериментальная деятельность детей по блокам Проекта. Непосредственное участие в проведении опытов. Представление результатов опыта. | Консультации по подбору инструментария для проведения опытов; участие в творческих опытно- экспериментальных мастерских. |
Заключительный этап | ||
Обобщение информации: презентация Проекта. | Рассказы детей о проделанной работе « Вот что мы узнали!» | Открытые показы работы детей в опытной лаборатории. |
5
План мероприятий по реализации Проекта
Этап | Задачи | Деятельность Творческой группы | Деятельность методической службы |
Началь ный | Определение темы, проблемы, продукта Проекта | Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания. | Мотивация проектирования, объяснение цели Проекта, разработка стратегии выполнения. |
Плани- рование | Анализ проблемы. Поиск источников информации, её сбор. Выбор варианта деятельности, постановка задач, распределение ролей. | Формирование задач, накопление информации, работа с информацией, синтез и анализ идей. Составление конспектов СОД, перспективное планирование. | Помощь в анализе и синтезе. Наблюдение, консультации, рекомендации педагогам. |
Выпол нение (внед рение) | Выполнение, внедрение проекта. | Работа над проектом, его оформление. Введение проекта в план воспитательно – образовательной работы. | Наблюдение, консультации, рекомендации, адаптация к условиям детского сада. |
Защита проек та | Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка. | Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта. | Участие в коллективном анализе и оценке полученных результатов Проекта. Формулирование выводов. |
6
Создание предметно - развивающей среды для экспериментирования (мини - лаборатории )
«Центр науки» представляет уголок в группе, где собраны материалы и оборудование для труда и опытов. Содержит: серии картин с изображением природных сообществ; книги познавательного характера, атласы; тематические альбомы; коллекции (марок, этикеток, открыток); материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина" ; природный материал: камни, ракушки, листья деревьев, мох, семена и др.; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.; технические материалы: гайки, скрепки, и т.д.; разные виды бумаги; медицинские материалы; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.; сита, воронки; формы различных размеров и видов ;приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы; клеенчатые фартуки, губки; карточки-подсказки.
Работа и деятельность в данном центре помогают развивать у детей первичные естественнонаучные представления, наблюдательность, любознательность, активность, мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение), формировать умениекомплексно обследовать предмет.
Основные условия для создания лаборатории:
- Наличие водоснабжения в данном помещении.
- Выработка воспитателем совместно с детьми правил безопасного поведения в детской лаборатории и их выполнение.
- Инструкция по безопасности работы детей в уголке экспериментирования.
Организация мини-лаборатории:
В мини-лаборатории выделено: 1. Место для постоянной выставки. 2. Место для приборов. 3. Место для выращивания растений. 4. Место для хранения природного и бросового материалов.5. Место для проведения опытов. 6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкости).
Оборудование для мини-лаборатории:
- Приборы: Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы,
7
пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса... 2.Емкости:пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки. 3.Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилыдерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.) 4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.
В лаборатории мы изучаем объекты и явления неживой природы: свет, тепло, воду, песок, глину, камни…
Это дает возможность:
- работать с детьми небольшими подгруппами,
- использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей,
- не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений («прольешь», «испачкаешься»).
Совместная деятельность с детьми в лаборатории проводится 1 раз в неделю по 25-30 мин. Подбор детей в группы производится с учетом уровня развития ребенка и его познавательных интересов. Для повышения интереса и привлечения внимания детей к опытно- экспериментальной деятельности используются различные стимулы:
- новизна, необычность объекта, тайна, сюрприз;
- мотив помощи;
- познавательный мотив;
- ситуация выбора.
Алгоритм проведения экспериментирования:
1. Предварительная работа (экскурси и, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса. 2. Определение типа, вида и тематики эксперимента. 3. Выбор цели и задач для работы с детьми 4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
8
5.Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования. 6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей, изучаемой темы. 7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Структура построения экспериментирования:
1.Постановка исследовательской задачи.2.Тренинг внимания, памяти, логики мышления. 3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. 4. Уточнение плана исследования. 5. Выбор оборудования и размещение детей в зоне исследования. 6. Распределение детей на подгруппы. 7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
Работа с родителями:
МЕСЯЦ |
ФОРМА РАБОТЫ |
Сентябрь | Анкетирование родителей по темам: экология, природа, экспериментирование. |
Октябрь | Предложить родителям приобрести для опытов необходимые материалы. Пошить халаты “ученых” для экспериментирования, сделать эмблемы. |
Ноябрь | Помощь родителей в подборе наглядной информации по проводимым опытам. |
Декабрь | Предложить родителям провести эксперименты дома по карточкам для экспериментирования. |
Январь | Предложить экспериментировать дома по теме «Звук». |
Февраль | Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты по теме «Свет». |
Март | Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами. |
Апрель | Создание картотеки «Рассуждалок». |
Май | Проведение совместного мероприятия «Маленькие учёные». |
9
Мы постоянно ищем новые пути сотрудничества с родителями. На консультациях советуем родителям, что прогулку в природу целесообразно связывать с чтением книг, стихов, рисованием, чтобы дети потрогали, понюхали, постучали, совершили какие-то манипуляции: слепить снеговика, нарисовать на мокром песке узоры, поймать солнечного зайчика, запустить воздушного змея и т.д. Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает журчание ручья, просто поглядит вокруг.
ВЫВОД
В детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
Итак, можно сказать, что на протяжении дошкольного детства, наряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности. Становится очевидным, что усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает все сам. В результате, закрепленные в играх-опытах и играх-экспериментах знания о связях, свойствах, качествах природных объектов явлений неживой природы, становятся более осознанными и прочными.
Вот на этом и основано активное внедрение исследовательской деятельности в практику работы нашего дошкольного образовательного учреждения.
Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это – в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится учиться. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов.
Так давайте поиграем!!!
Предварительный просмотр:
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно развивать.
Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек», направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию у ребёнка познавательной активности, связной речи и всех психических процессов.
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе. Разработка теоретических основ метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет с 1997года Н.Н. Поддьяков. При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Обобщая собственный богатый фактический материал, он сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществах данного метода, но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.
Поэтому с 2012 года наш детский сад №8 работает над инновационным проектом «Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности детей».
Для работы над проектом была создана творческая группа в составе: Вулах Е. Н., Желябиной Т.В., Гусевой Л.Н. и меня Чунихиной Е.В.
При разработке проекта были поставлены следующие задачи:
-формировать у детей представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества;
-расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира;
-знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.п.);
-знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
-развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.).
-формировать у детей элементарные географические представления;
-формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
-развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Наш проект рассчитан на три года.
Первый год был посвящён разработке проекта: изучению методической литературы, теоретической базы данного метода, определению целей и задач, составлению перспективного планирования, разработке конспектов образовательной деятельности.
Второй год работы над проектом посвящён сбору дидактических материалов, созданию детской «лаборатории» - центра детского экспериментирования, накоплению инструментария для избранных опытов.
Составляю картотеку элементарных опытов для среднего дошкольного для предварительной подготовительной деятельности по экспериментированию, а также картотеку схем проведения опытов.
Третий год работы над проектом предполагает включение проектной деятельности в календарно – тематическое планирование в качестве совместно организованной деятельности взрослого и детей.
Но уже сейчас мы используем в своей работе разработанные конспекты и опыты, на которые уже собран необходимый материал: инструментарий и дидактические пособия.
Наш проект содержит следующие разделы «Измерение», «Земля и ее место в Солнечной системе», «Вещество», «Движение», «Свет и цвет», «Звук и слух», «Магнетизм», «В мире электричества».
Обычно работа с детьми по проекту проводится во второй половине дня в совместной образовательной деятельности, три-четыре раза в месяц. Ребята с нетерпением ждут работы в нашей «минилаборатории».
Работа по проекту предполагает включение в неё родителей. В конце недели мы предлагаем родителям повторить дома с детьми опыты, сделанные нами в группе. Второй вариант взаимодействия с семьёй в данном проекте – записать детские «Рассуждалки» о проведённых опытах и открытиях.
Итак, детское экспериментирование – это преобразования, которые ребенок производит с предметами и явлениями. Оно носит творческий характер – вызывает интерес к исследованию, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность, любознательность. Именно поэтому такие знания очень прочны и с удовольствием используются ребёнком в повседневной жизни. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.
Поэтому, педагог должен помнить, что ребенок, как губка, впитывает в себя интересную и « волшебную» информацию.
Предварительный просмотр:
СЕНТЯБРЬ
Дата | Раздел | Тема СОД |
Цели СОД | Опыты и поисковая деятельность. (номера опытов в картотеке). |
СЕНТЯБРЬ | ИЗМЕРЕНИЯ | Что можно измерить? | Формировать представление о мерке, как о способе измерения длины, объема; познакомить с простейшими измерительными приборами; научить способам использования измерительных приборов; обогатить словарь; воспитывать желание познавать путем экспериментирования. | «ИЗМЕРИМ РОСТ», №1; «ИЗМЕРИМ СТУЛ», №2; «ВЗВЕШИВАЕМ ВЕСАМИ И КАНТОРОМ», №3; «НЕ ВЕРЬ ГЛАЗАМ СВОИМ» №4. |
Темпера -тура: как её измеряют? | Формировать представления о единицах измерения температуры; познакомить с понятием «температура»; формировать навыки техники безопасности при определении температуры; систематизировать знания о сезонных изменениях живой и неживой природы в зависимости от температуры воздуха; пополнить активный словарь новыми понятиями: «градус», «шкала». |
«ИЗМЕРИМ ТЕМПЕРАТУРУ СВОЕГО ТЕЛА», №5; « ИЗМЕРЯЕМ ТЕМПЕРАТУРУ ВОДЫ И ВОДУХА», №6. | ||
Как измеряют время? | Развивать временные представления, умение ориентироваться во времени; познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями; учить изготавливать простейшие водяные часы; развивать основы речевого этикета, обогащать словарь за счет слов часовщик, водяные, солнечные, масляные, механические, электронные часы; воспитывать целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками. | «ВОСКОВЫЕ ЧАСЫ», №7; «ДЕЛАЕМ ВОДЯНЫЕ ЧАСЫ», №8; «ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ ЗА МИНУТУ?», №9. |
ОКТЯБРЬ
Дата | Раздел | Тема СОД |
Цели СОД | Опыты и поисковая деятельность. (номера опытов в картотеке). |
ОКТЯБРЬ | ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ | Модель Земли - глобус | Формировать представление о глобусе как точной модели Земли, ознакомить с глобусами различных масштабов, способствовать формированию умений по их применению; развивать кругозор, картографические навыки, воспитывать любознательность, самостоятельность. | «КАК СДЕЛАТЬ ЭКВАТОР», №10; «КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ», №11. |
Как меняются времена года | Систематизировать знания о сезонных изменениях в природе; закреплять названия месяцев; закреплять пространственные представления. | «СХЕМА СМЕНЫ ВРЕМЁН ГОДА», № 12. | ||
Портрет Земли - карта | Закрепить знания о том, что планета Земля - это шар; дать представление о наличие на планете суши (материков) и воды (океанов и рек); представление о наличии полюсов; представление о карте как изображении земной поверхности, которую используют в путешествиях; ввести представление об использовании цветов для обозначения областей суши и океанов. | «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАРТЕ», №13; «СОСТАВИМ СВОЮ КАРТУ», № 14. | ||
Почему меняются день и ночь | Дать первоначальные представления о строении Солнечной системы, о движении Земли вокруг Солнца, о простейших астрономических приборах (теллурий). | «ДЕЛАЕМ ТЕЛЛУРИЙ!, №15; «КАК ДВИГАЮТСЯ ПЛАНЕТЫ В СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЕ». |
НОЯБРЬ
Дата | Раздел | Тема СОД |
Цели СОД | Опыты и поисковая деятельность. (номера опытов в картотеке). |
НОЯБРЬ | ВЕЩЕСТВО | Три состояния вещества. | Развивать элементарные представления о том, из чего состоят тела и как они могут изменяться; познакомить с понятиями «твердое тело», «жидкость», «газ» и их отличиями друг от друга; на примере воды объяснить, что вещество бывает в трех состояниях; воспитывать осторожность во время проведения опытов; расширить словарь. | «СВОЙСТВА ВОСКА», №16, «СВОЙСТВАТВЕРДОГО ТЕЛА И ЖИДКОСТИ», №17; «ПРЕВРАЩЕНИЕ ЖИДКОСТИ В ГАЗ», №18. |
Свойства воды. | Уточнить и расширить знания о воде, её свойствах, познакомить с круговоротом воды в природе; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу. | «КОРАБЛИК И МЫЛО», №19; «ПРЕДМЕТЫ НА ПОВЕРХНОСТИ ВОДЫ ( ЗАКОН АРХИМЕДА)», №20; «УПРУГОСТЬ ПОВЕРХНОСТИ ВОДЫ», №21. | ||
Воздух, его свойства. | Продолжать развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, дать представление о воздухе, как газообразном веществе, расширить представления о свойствах воздуха, расширять и активизировать словарь; познакомить с историей изобретения воздушного шара. | «ВОЗДУХ ИМЕЕТ ВЕС (МАССУ)», №22; «ВОЗДУХ ДАВИТ ВО ВСЕХ НАПРАВЛЕНИЯХ ОДИНАКОВО», №23; «ВОЗДУХ ЗАНИМАЕТ МЕСТО ( ИМЕЕТ ОБЪЁМ)», №24. | ||
Что из чего сделано, свойства веществ. | Дать представление о разнообразии веществ, и их свойствах, учить сравнивать и различать вещества по их состоянию, развивать умение самостоятельно выстраивать гипотезу перед началом экспериментирования, сравнивать её с результатом. | «УГАДАЙ ВЕЩЕСТВО», №25; РАСТВОРИМОСТЬ ВЕЩЕСТВ В ВОДЕ», №26. |
ДЕКАБРЬ
Время. | Раздел. | Тема СОД | Цели СОД | Опыты и поисковая деятельность. (номера опытов в картотеке). |
ДЕКАБРЬ. | ДВИЖЕНИЕ, ПРОСТЫЕ МЕХАНИЗМЫ. | Почему предметы движутся? | Познакомить с понятиями «движение», «трение», «инерция», «покой». Найти объяснение, почему предметы движутся, ввести понятие «сила»; объяснить понятие «состоянии покоя». Познакомить с положительными и отрицательными последствиями трения. | ЧЬЯ МАШИНА БЫСТРЕЕ, №27; ИНЕРЦИЯ ЯЙЦА, №28. |
Простые механизмы | Расширять кругозор, продолжать знакомить их с изобретениями Человека, закрепить понятия «человек - изобретатель», «человек - творец», формировать представление об изобретении человеком простых механизмов, их истории, развивать конструкторско-технические умения. | «РЫЧАГИ», №29;
«ВЕРТУШКА, №30. | ||
Почему всё падает на землю: сила тяготения и свободное падение. | Развивать познавательную активность в процесс е знакомства с силой тяготения, познакомить с невидимой силой - силой тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле, подвести к самостоятельному выводу о роли силы тяготения в процессе экспериментирования. | «ЧТО БЫСТРЕЕ ПАДАЕТ», №31; «СИЛА ПРИТЯЖЕНИЯ», №32. |
ЯНВАРЬ
Время | Раздел | Тема
СОД | Цели СОД | Опыты и поисковая деятельность. (номера опытов в картотеке). |
ЯНВАРЬ | ЗВУК | Что такое звук? | Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебания воздуха звуковыми волнами; дать представление о звуке как физическом явлении. | «ВОЗДУХ _ СРЕДА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЗВУКОВЫХ ВОЛН», №33; «ЗВУЧАЩИЕ ПРЕДМЕТЫ», №34; «ПРОВЕРИМ СЛУХ», №35.
|
Как сделать звук громче? | Обобщить представления детей о физическом явлении - звуке; закрепить, что звук слышим с помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, передаются с помощью звуковых волн; сформировать представление о том, что звук можно усилить с помощью специальных предметов. | «ИЗГОТОВИМ РУПОР И СТЕТОСКОП!», №36; «СПИЧЕЧЕЫЙ ТЕЛЕФОН», №38. | ||
Как слышат люди и животные? | Сформировать представление о том, как слышат животные и люди; о строении уха, о способах слышать; расширять естественно - научные представления. | «УСЛЫШЬ МЕНЯ», №39; «СЛУШАЕМ ТИШИНУ», №40; «УГАДАЙ, ЧТО ЗА ЗВУК», №41. |
ФЕВРАЛЬ
Время. | Раздел. | Тема СОД | Цели СОД | Опыты и поисковая деятельность. (номера опытов в картотеке). |
ФЕВРАЛЬ. | СВЕТ. | Зеркальные чудеса: зеркало и его свойства. | Познакомить с историей появления зеркала через экспериментирование; продолжать учить детей наблюдать, сопоставлять, делать выводы; закрепить знания о необходимости зеркала в нашей жизни; вызвать интерес к исследовательской деятельности; подвести детей к пониманию того, что человек – творец, созидатель. | «ДЕЛАЕМ ЗЕРКАЛО!», №42; «МНОГОКРАТНОЕ ОТРАЖЕНИЕ», №43; «ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА», №44. |
Линзы: преломление и отражение. | Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства с физическими, световыми явлениями; познакомить детей с приборами для наблюдения: микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; сформировать представление о свойствах линзы увеличивать и уменьшать изображение; познакомить детей со свойствами света. | «КАК РАБОТАЮТ ЛИНЗЫ», №45; «ЧУДЕСНОЕ СВОЙСТВО ЛИНЗЫ», №46; «РУКА НА ЭКРАНЕ», №47. | ||
Что такое радуга? | Познакомить детей с атмосферным явлением радуги, раскрыть причину её появления; учить понимать и объяснять смысл образного выражения « радужное настроение»; закрепить цвета спектра, их последовательность, учить пользоваться мнемоприемами. | «ОПЫТ НЬЮТОНА», №48; «ДЕЛАЕМ РАДУГУ!», №49. | ||
Свойства света. | Закрепить представления о свете, как физическом явлении, о его свойствах; о способах их использования людьми в различных приборах; продолжать формировать партнёрские взаимоотношения в процессе экспериментирования. | «ИЗГИБ СВЕТА (ПРЕЛОМЛЕНИЕ)», №50; «ЕСТЕСТВЕННАЯ ЛУПА», №51; «Чёрный ЦВЕТ И ТЕПЛО», №52. |
МАРТ
время | раздел | Тема СОД | Цели СОД | Опыты и поисковая деятельность. (номера опытов в картотеке). |
МАРТ. | МАГНИТ. | Что такое магнит? | Сформировать представление о магните и его свойствах, как физическом явлении; расширять представления о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявлять их взаимосвязи и взаимозависимости; расширить словарь посредством новых слов и словосочетаний: магнитное поле, притяжение, полярность. | «СВОЙСТВАМАГНИТА», №53; «МАГНИТНОЕ ПОЛЕ», №54; « ПЕРЕДАЧА МАГНИТНЫХ СВОЙСТВ», №55. |
Земля – большой магнит. | Формировать энциклопедические знания посредством знакомства с магнитом и его свойствами; познакомить с физическим понятием - магнитное поле земли; обогащать словарь: притягивает, металлические предметы, северный полюс, магнитное поле, компас; воспитывать аккуратность в выполнении опытов. | «ДЕЛАЕМ КОМПАС», №56; «ЧЕМ БОЛЬШЕ ТЕМЛУЧШЕ»,57; «ПОЧЕМУ ВСЁ ПАДАЕТ НА ЗЕМЛЮ», №58. | ||
Как сделать магнит? | Закрепить знания о магнитах в процессе выполнения простых опытов по изготовлению магнита; развивать познавательную активность, умение проводить экспериментальные действия. | «ДЕЛАЕМ МАГНИТ», №59 «МАГНИТ ДЛЯ КОНФЕТТИ», №60. | ||
Магнитные чудеса. | Расширять представления о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявлять их взаимосвязи и взаимозависимости; привести примеры работы магнитных свойств в занимательных и интересных опытах. | «МАГНИТНАЯ ПУШКА», №61; «МАГНИТ И ВИНОГРАД», №62. |
АПРЕЛЬ
Время | Раздел | Тема СОД. |
Цели СОД. | Опыты и поисковая деятельность. |
АПРЕЛЬ | В МИРЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА. | Откуда свет в лампочке. | Уточнить представления об электричестве, как физическом явлении, о значении электричества для людей, познакомить с принципом работы батарейки – хранителем электричества, закреплять правила обращения с электрическими приборами. | «КАК УСЛЫШАТЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК», №63; «ПОЧЕМУ ГОРИТ ФОНАРИК», №64. |
Проводник, электроприборы | Обобщать и расширять знания об электричестве и его использовании; закрепить знания об электроприборах, о правилах безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности; способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами. | «ЗАЖИГАНИЕ НИТИ НАКАЛА», №65; «ПРОВОДНИК И ДИЭЛЕКТРИК», №66. | ||
Свойства электричества | Способствовать расширению и систематизации знаний детей о магнетизме и электричестве, их взаимосвязи; учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом; развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей. | «ШАРИКИ ПОССОРИЛИСЬ», №67; «ВЕСЁЛАЯ ОВСЯНКА», №68. | ||
Откуда берётся молния | Продолжить знакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток»; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молний. | «ШАРИК И СТЕНКА», №69»; «СДЕЛАЕМ МОЛНИЮ», №70. |
Время | Раздел | Тема СОД |
Цели СОД | Опыты и поисковая деятельность |
МАЙ | ГОРЕНИЕ | Горение и огонь. | Познакомить детей с жизнью древнего человека; дать понятие о том, что такое открытие; показать способы получения огня; расширить словарь детей словами «трение», «высекание», «кремень», «железная руда». | «ПОЛУЧЕНИЕ ОГНЯ С ПОМОЩЬЮ ТРЕНИЯ», №71; «ПОЛУЧЕНИЕ ОГНЯ ВЫСЕКАНИЕМ ИСКРЫ», №72. |
Тепловые явления: где их используют? | Познакомить детей с некоторыми проявлениями горения и тепловых явлений, рассказать о свойствах тепла, показать эти явления в простых опытах, дать представление о том, где человек использует их. | «ТЁМНЫЕ ЦВЕТА ПОГЛОЩАЮТ БОЛЬШЕ ТЕПЛА», №73; « ГОРЯЧИЙ ВОЗДУХ ПОДНИМАЕТСЯ», № 74; «ИЗГОТОВЛЕНИЕ КАРАМЕЛИ», №75. | ||
Как мы чувствуем тепло? | Сформировать представление о том, как человек воспринимает тепло; определить расположение «тепловых» и «холодовых» точек на коже ладони и на лице, пополнить словарь детей: «осязание». | «САМАЯ ГОРЯЧАЯ, САМАЯ ХОЛОДНАЯ», №76; «ТЕПЛОВЫЕ И ХОЛОДОВЫЕ ТОЧКИ У ЧЕЛОВЕКА», №77. | ||
Солнце дарит нам тепло и свет. | Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами. | «ЧЁРНЫЙ ЦВЕТ И ТЕПЛО», №78; « ВЕРТУШКА: ТЁПЛЫЙ ВОЗДУХ ПОДНИМАЕТСЯ ВВЕРХ», №79. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наша «лаборатория»
Имитация экспериментальной деятельности астронома
Повторим опыт Ньютона!
Предварительный показ хода эксперимента.