"Инновационная деятельность на базе КФУ"

 Инновационная образовательная программа дополнительного профессионального образования "Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования" 

Тема "Формирование культуроведческой компетентности обучающихся на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС. (Разработка текстов с этнокультурным содержанием для организации комплексной работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический конструктор культуроведческого компонента в предметных областях «Русский язык» и «Татарский язык». 5–9 классы: Методическое    пособие. – ГБУ «Республиканский центр мониторинга качества образования» (редакционно–издательский отдел), 201113. –176с. (тексты 1- 6)

Тексты для комплексного анализа. 9 класс

Текст №1

Международный фест..валь классического балета имени Рудольфа Нуриева (Нуриевский фест..валь)  балетный фест...валь  ежегодно с 1987 года проводимый на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета им. Мусы Джалиля в Казани.

Нуриевский фест..валь был основан в 1987 году по модел.. уже существующего Шаляпинского фест...валя проводимого на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля с 1982 г. С 1993 г. с личного согласия выд…ющегося танцовщика XX века Рудольфа Нуриева казанский балетный фест..валь носит его имя.

Фест..валь проводится ежегодно в мае месяце. В мае 2012 года состоялся 25-й юбилейный фест…валь, в 2013 году он пройдёт в 26-й раз.

Среди учас..ников фест..валя в разное время выступали звёзды балетной сцены, такие как Ирек Мухамедов, Ульяна Лопаткина, Владимир Васильев, Надежда Павлова и многие другие. Но главным участником фест…валя бл…гословивш..м форум  был и ост…ется л…гендарный Рудольф Нуриев.

В 1992 г. по приглашению д…ректора Татарского театра оперы и балета Рауфаля Мухаметзянова Рудольф Нуриев дважды посетил Казань. 21 мая 1992 года Нуриев продир...жировал спектаклем Щелкунчик на музыку П.И.Чайковского прошедш...м на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля в рамках балетного фест…валя в Казани (( в)связи с болезнью Нуриев закончил танцевальную карьеру и в последние годы жизни выступал как д(и,е)р(и,е)ж(о.е)р). После спектакля великий танцовщик дал согласие на присвоение казанскому фест...валю своего имени.

В своем интервью он сказал  Казань  прекрасный, очень богатый город. Здесь столько старины! Вы  просто миллионеры.

Нуриеву поступило предложение пос...тить следующий казанский балетный фест..валь в мае 1993 г. однако следующий приезд танцовщика (не) состоялся в связи с его кон...чиной 6 января 1993 г.

(по материалам периодических изданий)

  1. Озаглавьте текст
  2. Определите тему текста
  3. Определите основную мысль текста
  4. Определите тип текста и докажите свое мнение.
  5. Определите стиль текста, докажите свое мнение.
  6. Вставьте пропущенные знаки препинания, решите орфографические задачи.
  7. Объясните лексическое значение слов фест…валь, карьера, звезда.
  8. Найдите в тексте слова, употреблённые в переносном смысле, выпишите их.
  9. Выпишите из текста причастия и выполните их морфемный разбор.
  10.  Составьте схему предложения с прямой речью.
  11.  Выпишите из текста притяжательное местоимение и выполните его  морфологический разбор.
  12.  Выделите графически обособленные определения, выраженные причастными оборотами.
  13.  Выпишите из текста простое предложение и выполните его синтаксический разбор.
  14.  Предложите анонс фестиваля им. Рудольфа Нуриева нынешнего года.

Текст №2

        Шаляпинский фестиваль состоялся, утвердился уже давно. Но любопытная модель  выработа(н,нн)ая в начале 1980-х  функционирует и сегодня, (не) снижая интереса к мероприятию. У фестиваля есть славное имя великого Шаляпина  которое само по себе словно магнит пр..тягивает и любителей оперного иску(с,сс)тва, и музыкантов. У фестиваля есть уникальное место – это и сама Казань, город редкой красоты, арх..тектурной цельности и в то же время разнообразия, это и Театр имени Мусы Джалиля с р..скошным и удобным залом. Но самое главное – это люди которые делают фестиваль – те, которые «болеют» идеей и ради нее готовы на многое. И может быть не всё и не всегда получается идеально – главное, что тонус фестиваля необычайно высок, он просто брызжет жизненной энергией пр..влекая к себе внимание все большего количества любителей академической музыки.

         За треть столетия казанский феномен пр..вратился в смотр в..кальных дост..жений «всея Руси»: это перекресток дорог для именитых и молодых певцов со всего бывшего СССР.   Престиж Шаляпинского фестиваля на сегодня весьма высок, он (не)ограничивается просторами бывшего СССР, но шагнул далеко за пр..делы одной шестой.

         Старейший оперный фестиваль России сформировал и утвердил ту модель музыкального марафона  которая с небольшими модификациями позже ра(с,з)пространилась на просторах нашей страны, именно по ней скрое(н,нн)о большинство музыкальных форумов в странах СНГ. Самое удивительное, что эта жизнеспособная модель родилась не в Москве или Петербурге, как часто, если не в большинстве случаев бывает у нас, а в провинции.

         Но, как говорится, провинция провинции рознь — и столь богатый культурными традициями город, как Казань, стал первопроходцем фестивального движения в нашей стране. Можно с уверенностью сказать, что, несмотря на множество фестивалей, которые появились за эти тридцать лет в России, в том числе и столичных, весьма пр..стижных, Шаляпин-фест (не) утратил своих лидерских позиций.

         Первые тридцать лет, которые вмещают эпоху становления фестиваля, его первых успехов и подл..нного ра(с,з)цвета, в то же время являются годами закладки фундамента для дальнейшего развития. До сих пор Шаляпин-фест отваживался интерпретировать только шлягеры, самое популярное из классики: более тридцати оперных шедевров включала афиша фестиваля с 1982 по 2013 годы, среди которых лишь пару-тройку названий можно отнести к раритетам.

         Думается что базовый этап завершен, в Казани сформирова(н,нн)а традиция, публике привит вкус, установлены достаточно высокие стандарты качества. Теперь такому кораблю не страшны любые бури, и он смело может позволить себе эксп..римент — не только в виде нетривиальной (или даже весьма спорной) режи(с,сс)ёрской концепции, (по)новому переосмысливающей становой хребет оперного репертуара, но и путём проведения, например, тематических (монографических) фестивалей, где бы в центре внимания оказывалось творчество какого(либо) композитора-классика. Пол..гаю, что Татарскому оперному театру в недалёкой перспективе вполне по силам окажется проведение монографических фестивалей из опер Моцарта, Верди, Пуччини, Чайковского или Римского-Корсакова. Такого в России кроме Гергиева ещё не делал н..кто.

          Эта работа логически приведёт к расширению и об..гащению театрального репертуара, к возрождению забытых шедевров, прежде всего, русской классики, а также к знакомству казанской публики с незаезже(н,нн)ыми драгоценностями западноевропейской оперы. Возможно, стоит постепенно вернуться к первоначальной монографической идее фестиваля, когда задумывалось, что его репертуар должен состоять только из шаляпинских опер: репертуар Шаляпина коло(с,сс)ален, в нём много очень пр..тягательных для разной публики названий.

(по материалам периодических изданий)

Задание:  

  1. Озаглавьте текст.
  2. Определите тему, основную мысль текста.
  3. Докажите, что это текст публицистического стиля.
  4. Определите тип речи.
  5. Расставьте недостающие знаки препинания.  Вставьте пропущенные буквы.
  6. Произведите фонетический разбор слова фестиваль.
  7. Выпишите из текста одно причастие и одно деепричастие и  разберите их по составу.
  8. Произведите морфологический разбор  одного причастия.
  9. Определите способ связи между следующими предложениями текста:  

1 и 2

2 и 3

3 и 4

     10.  Выпишите из текста предложение, соответствующее схеме: [=], (когда=), (что - =): [- =], [-]

11. Для современной музыкальной энциклопедии необходимо составить статью, посвященную жизни и творчеству одного из композиторов Республики Татарстан. В работе используйте материалы Интернета.

Текст №3

        Федор Иванович Шаляпин по всем нашим энциклопедическим данным родился 13 февраля, но последнее сенсационное интервью его 90-летней дочери Марины живущей в Италии св..детельствует о том, что великий самородок земли русской явился на свет 14 февраля в День св. Валентина и всю жизнь не любил цифру «13», старался не выступать 13 числа. Как проверить это откровение – одному богу известно. Впрочем, речь не о том.

          Все солидные оперные фестивали Запада (Зальцбург, Брегенц, Оранж, Савонлинна, «Арена ди Верона») происходят в летнее время и, заметьте, не в столицах, а в провинции. На Руси оперные праз..нества (за исключением гергиевских «Белых ночей») разворачиваются тоже вдали от столичного бомонда, но как правило поз..ней осенью и зимой, что вполне соответствует расхожим предст..влениям о нашей холодной заснеженной стране с «такой горячей культурой». Казань – уд..вительное место на карте культурных ценностей. Здесь, в кольце рек Волги Казанки и озера Кабан на пересечении Востока и Запада пр..рода генерировала многое из того, что люди называют вечным и что остается в веках. Таков феномен Шаляпина которому на роду было написано коренным образом повлиять на систему ценностей современной оперы.

Однако Татарстан  не только родина Шаляпина. Этому краю суждено было стать к..лыбелью фестивального движения в российской провинции – именно здесь на Театральной площади в Театре имени Джалиля (великолепное сооружение архитекторов Скворцова и Гайнутдинова в имперском стиле строилось 20 лет и открылось в 1956-м представлением мелодичной оперы-легенды Назиба Жиганова «Алтынчеч») выкриста(л,лл)изовалась фестивальная модель, которую скопировали все возникшие в дальнейшем оперные фестивали других регионов. Суть модели проста, но феноменально продуктивна и в общем-то неисчерпаема: драматургию фестиваля организует отнюдь не какая(либо) культурная концепция и не особое сочетание спектаклей, сколько сквозная идея имени (Шаляпин в Казани, потом и в Уфе, Михайлов – в Чебоксарах, Собинов – в Саратове и Ярославле, Пушкин – в Нижнем). На этот стержень нанизываются г..рлянды пр..глашенных звезд-гастролеров. Во главе угла – не столько театральные аспекты оперы, сколько пестрая вокальная ярмарка. А что еще нужно широкой публике? Послушать хорошие голоса в хорошо знакомых операх. Ведь театр в опере всегда был и останется лакомством для критиков и узкой горстки рафинированных эстетов. Еще великий старец Верди говорил: опера – для публики. И Казань следует этому величайшему из правил – нравиться своей публике. Билеты на Шаляпинский фестиваль сметаются за два месяца до события, менее, чем за два дня.

Шаляпинские традиции зримо продолжает 26-летний народный артист Татарстана Михаил Казаков. Оставаясь вместе с Мазуренко главной достопр..мечательностью казанской школы вокала, он уже покорил высшие премии самых пр..стижных конкурсов (в том числе Чайковского) и не первый сезон поет в Большом, причем, не что(нибудь), но Кончака, Захарию и недавно стал самым молодым в мире Борисом Годуновым. Его Борис на открытии фестиваля показал, как стремительно с каждым выходом на сцену в новой для себя роли певец наращивает мастерство – на наших глазах из эскиза образ греховного царя пр..вращается в работу, достойную памяти Шаляпина. То же самое можно сказать и о развитии х..рактера дона Базилио в сторону все большего гротеска и актерской свободы, в то время как в Реквиеме Казакова просто приятно слушать.

Опередив, как помнится, тогда еще Кировский театр, Казань сумела первой перейти на европейский принцип контрактного формирования труппы и исполнительских составов, взяв за образец Венскую оперу. И сегодня даже в повседневных спектаклях в Казани играет «сборная СНГ». Где еще за десять фестивальных вечеров можно услышать в одной компании певцов почти из всех бывших и нынешних республик? Одним словом театр дружбы народов в действии. (по А. Хрипину)

Задание:  

  1. Озаглавьте текст.
  2. Определите тему, основную мысль текста.
  3. Докажите, что это текст публицистического стиля.
  4. Расставьте недостающие знаки препинания.  Вставьте пропущенные буквы.
  5. Произведите фонетический разбор слова феноменально.
  6. Выпишите из текста метафоры.
  7. Произведите морфологический разбор одного страдательного причастия.
  8. Определите вид связи в словосочетаниях текста:  

оперные фестивали, сооружение архитекторов, наращивает стремительно.

      9. Выпишите из текста сложное предложение с однородным подчинением придаточных.

     10. Используя материал Интернет-ресурсов и средств масс-медиа, составьте проект веб-страницы Михаила Казакова в социальных сетях.

Текст №4

        Казань город богатых культурных традиций является местом проведения ежегодных крупных музыкальных фестивалей.

        Международный оперный фестиваль имени Федора Шаляпина проводится с 1982 года. Уча..никами фестиваля являются звезды

российской оперной сцены, а также мировые оперные знаменитости из Европы, Азии и Америки. Фестиваль проходит ежегодно в начале февраля и посв..щен великому оперному певцу Федору Шаляпину, который родился в Казани 13 февраля 1873 г., был здесь крещен и начинал свою певческую карьеру в церковном хоре Богоявленской церкви.

            Ежегодно с 1987 г. в мае проходит Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева. Фестиваль пр..влекает к себе вн..мание выступлениями звезд мирового балета. Такой звездой первой величины являлся и сам Рудольф Нуриев. Здесь, на родине своей матери, в 1992 году он выступал на фестивале в качестве балетного д..рижера.

           Не менее заметным явлением культурной жизни является Международный фестиваль современной музыки «Европа-Азия»

Будучи в 1992 году фестивалем японской и татарской музыки, уже через год он обрел свой нынешний статус, включив творчество композиторов Германии, Франции, Монголии, США, Турции, Казахстана и многих других стран. Фестиваль объединяющий культуру Европы и Азии содержит в себе и более глубокий смысл: это знак открытости общества, в котором на равных существуют и получают поддержку разные инновационные проекты, в том числе и в области культуры. Благодаря этому фестивалю музыка композиторов Татарстана звучит на разных континентах мира.

         Уд..вительным событием не только для Казани, но и пожалуй  для всего мира стало проведение нового Международного музыкального фестиваля «Сотворение мира». По замыслу создателей фестиваля название «Сотворение Мира» отражает оба значения слова «мир». В рамках Фестиваля на одной сцене встречаются представители различных музыкальных жанров и

поколений, разных взглядов и вероисповеданий и даже враждующих государств. Их совместное выступление — уникальный пример и призыв к миру.

        Первый фестиваль состоялся 30 августа 2008 г. на главной площади Татарстана, у стен Казанского кремля. В нем приняли уча..стие

изве..ные музыканты многих стран: Земфира, «Машина времени», Аквариум (Россия), PattiSmith (США), KeithEmersonBand

(Англия - США), TheFutureSoundOfLondon (Англия), Ирина Томаева (Осетия) и Этери Бериашвили (Грузия), Зуля Камалова

(Австралия), WhiteFlag (Израиль - Палестина), FairportConvention (Англия), GeoffreyOryema (Уганда - Франция) и многие другие.

       Теперь фестивалю «Сотворение мира»  прошедшему при стечении почти 100 тысяч зрителей предстоит стать ежегодным событием культурной жизни России.

Задание:  

  1. Озаглавьте текст.
  2. Определите тему, основную мысль текста.
  3. Определите стиль текста.
  4. Определите тип речи.
  5. Расставьте недостающие знаки препинания.  Вставьте пропущенные буквы.
  6. Объясните значение слова фестиваль.
  7. Выпишите из текста три словосочетания с разными видами связи и  разберите их.
  8. Произведите морфологический разбор одного причастия.
  9. Определите способ связи между следующими предложениями теста:  

1 и 2

2 и 3

3 и 4

     10. Выпишите из текста последнее предложение и сделайте его синтаксический разбор.

      11. В ноябре планируется проведение очередного фестиваля Аксенов-фест, посвященного творчеству нашего земляка. Составьте краткую справку о б истории фестиваля для рекламной афиши.

Текст №5

           Знаете ли вы что в Казани действует один из старейших театров в России — Большой дра(м,мм)атический театр им. В.И.Качалова?  На его подмостках в свое время играли такие великие русские актеры, как Павел Мочалов, Александр Мартынов, Михаил Щепкин, Василий Качалов и многие другие. И по сей день театр остается верен своим великим традициям. 

Столица Татарстана Казань также не устает уд..влять своих жителей и гостей постановками, которые успешно осуществляют два национальных театра — Татарский государственный академический театр имени Галиаскара Камала и Театр дра(м,мм)ы и комедии имени Карима Тинчурина. Кроме того в Казани находится Татарский академический театр оперы и балета имени Мусы Джалиля. Именно здесь с 1982 года проводится знаменитый международный оперный фестиваль имени Ф.И.Шаляпина и с 1987 года — не менее знаменитый международный фестиваль балета имени А.Нуриева. 
        Есть в Казани и два известных далеко за пределами города детских театра — Театр юного зрителя и Театр кукол «Экият» самый веселый самый пр..ветливый и самый волшебный театр Казани. Именно здесь почти каждый день на сцене оживают сказки самых разных национальных и культурных традиций. И именно здесь как ребенку, так и взрослому бывает порой сложно оторваться от захватывающего действия, от игры сказочных персонажей и от разворачивающейся на сцене борьбы добра и зла где всегда в конце концов добро побеждает.

        Татарский государственный театр дра(м,мм)ы и комедии что находится на улице Горького знают все, но возможно не все задумываются о том почему этот театр носит имя Тинчурина. Тем не менее известному деятелю иску..тв, писателю, актеру, одному из основоположников профе..иональной татарской драматургии КаримуТинчурину театр обязан своим возникновением. Именно по его инициативе в 1933 году появился филиал Татарского государственного академического театра для обслуживания сельского зрителя  впоследствии..  ставший республиканским передвижным, а затем и государственным театром.

        Торжестве(н,нн)ое здание Татарского государственного академического театра имени Галиаскара Камала распол..женное в центре Казани, на берегу озера Кабан,  видно издалека. Оно выполнено в необычной форме напоминающей плывущий парусник. Летом особенно красив окружающий театр лан..шафт когда всеми цветами радуги переливаются на солнце брызги воды отбрасываемые со стороны озера огромным пятидесятиметровым светомузыкальным ф..нтаном. Вечером впеч..тление усиливается благодаря богатой подсветке здания. Обычно просторная прогулочная площадка вокруг театра бывает заполне(н,нн)а любителями отдохнуть на свежем воздухе.

         Казанский государственный театр юного зрителя несмотря на свое название  ра(с,сс)читан на зрителя любого возраста, социального положения и разнообразных художественных пр..страстий. Широкий репертуар и высококлассная режиссура театра позволит выбрать спектакль подходящий именно вам и получить от его просмотра настоящее эстетическое удовольствие. Своей демократичностью и высокими творческими дост..жениями театр юного зрителя Казани завоевал пр..знание во многих городах России, ежегодно с успехом гастролируя. 

         Гуляя по улице Баумана, вы не смож..те не заметить красивое недавно отреставрированное здание постройки начала XX века архитектура которого соч..тает в себе строгость и изысканность, а с афиш которого так и бросаются в глаза великие имена — Пушкин, Чехов, Гоголь, Островский, Мольер, Шоу, Агата Кристи. Это здание Казанского академического русского Большого  драматического театра имени В.И.Качалова. Именно здесь — в одном из крупнейших драматических театров России со стари(н,нн)ыми традициями и богатой историей — почти каждый вечер на сцене происходит действие заст..вляющее зрителя смеяться или плакать, состр..дать или (не)годовать, но всегда безусловно учиться любить.

(по материалам периодических изданий)

Задание:  

  1. Озаглавьте текст.
  2. Определите тему, основную мысль текста.
  3. Докажите, что это текст публицистического стиля.
  4. Определите тип речи.
  5. Расставьте недостающие знаки препинания, графически объясните пунктуацию.  Вставьте пропущенные буквы.
  6. Произведите фонетический разбор слова театр.
  7. Выпишите из текста по одному  действительному причастию настоящего и прошедшего времени.
  8. Произведите морфологический разбор одного деепричастия.
  9. Определите способ связи между следующими предложениями теста:  

1 и 2

2 и 3

3 и 4

     10.  Выпишите из текста одно сложное предложение.

     11. Вы - зритель Театра будущего. Составьте проект афиши  понравившегося спектакля.

Текст №6

Один из старейших театров России  Казанский академический русский драматический театр им. В.М. Качалова  ведет свое начало с 1791 года, когда по инициативе казанского губернатора князя С.М. Баратаева (из знаменитой грузинской семьи Бараташвили) в Казани возник публичный театр дававший регулярные представления для горожан в специально арендованном для этой цели помещении на центральной улице города – Воскресенской.

В 1802 году помещик П.П.Есипов выстроил в городе деревя(н,нн)ое театральное здание, где давала спектакли сформированная им из своих крепостных крестьян и нескольких вольных труппа, во главе которой в 1805 году становится знаменитый актер и драматург П.А.Плавильщиков заложивший основы художественной культуры казанского театра. Как вспоминал С.Т.Аксаков в то время учащийся Казанской гимназии, а затем студент Казанского университета «...Казань обязана Есипову полной бл..годарностью: Казань имела замечательный театр тогда, когда губернских театров, и то весьма плохих, в целой России было очень мало».

В 1836 году в Казани по..вляется М.С. Щепкин  который ставит здесь «Ревизора» и сам играет в этом спектакле роль Городничего. Его ежегодные до 1841 года приезды вместе с дочерью, а затем гастроли П.С. Мочалова, В.И. Живокини, А.Е. Мартынова, которого в роли Хлестакова видел в Казани Л.Н.Толстой  учившийся в то время в Казанском университете закрепили на казанской сцене принципы реалистического искусства. Казанский театр уже в те годы начинает сравниваться по своему уровню с Петербургским и Московским императорскими театрами. 

В 1849-1852 гг. город строит для своего театра камее(н,нн)ое здание не уступавшее по своей технической оснащенности лучшим российским театрам. С 1852 года художественную часть театра возглавляет знаменитый тогда на всю Россию Н.К. Милославский сыгравший здесь все свои коронные роли. «Поволжскими Афинами» называют Казань в годы антрепризы  П.М. Медведева, длившейся с небольшими перерывами с 1867 по 1888 гг. Т..лантливейший педагог он умел ра(с,сс)крыть актерские дарования. Именно под его руководством вспыхнула звезда П.А.Стрепетовой, отсюда практически началось восхождение на театральный Олимп М.Г. Савиной и В.Н.Давыдова, А.П.Ленского и К.А.Варламова, М.А. Решимова и В.А. Макшеева. Казанский театр становится в эти годы (по)истине кузницей кадров для Императорской сцены: актеры прошедшие в Казани школу Медведева были украшением Александринского и Малого театров. В 1874 году начинаются в Казани постоянные оперные сезоны, пол..жившие начало Казанскому оперному театру.

(по материалам периодических изданий)

Задание:  

  1. Озаглавьте текст.
  2. Определите тему, основную мысль текста.
  3. Докажите, что это текст публицистического стиля.
  4. Расставьте недостающие знаки препинания, графически объяснив их.  Вставьте пропущенные буквы.
  5. Произведите фонетический разбор слова представления.
  6. Выпишите из текста метафоры.
  7. Произведите морфологический разбор одного действительного причастия.
  8. Определите виды придаточных предложений.      

9.  Выпишите из текста последнее предложение и сделайте его синтаксический разбор.

      10. Возьмите интервью у одного из ведущих артистов театра им. В.М. Качалова или у главного режиссера данного театра



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

 «Плохой учитель преподносит истину,

хороший учит ее добывать»

А. Дистервег

Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность преподавателя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель  в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у обучающихся искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения.

Обучение с использованием технологической карты позволяет обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Следовательно, педагогам необходимо искать и использовать новые подходы в работе с учащимися для достижения современных целей образования.

Задача технологической карты, как известно, – отразить так называемый  деятельностный подход  в обучении.

На каждом этапе урока мы отслеживаем свою деятельность и ожидаемые действия учеников.

Технологическую карту урока можно рассматривать как продукт мозгового штурма учителя. И для него важен визуальный образ урока.

Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.

Новый стандарт впервые обязал вводить деятельностный подход в организацию учебного процесса. От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижение новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столько внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения. Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся специально организуем и какой результат рассчитываем получить.

Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями – практиками, пришла к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует. В качестве примера приведу фрагменты технологической карты урока в 6 классе по теме «Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»

На этапе мотивации (самоопределения) к учебной деятельности я приглашаю учеников на несколько минут перенестись в лето и пройтись по лесной тропе. В конце пути мы вырастим своими руками цветики-семицветики. Как известно, эти цветы могут исполнить желание. А что можно считать в данный момент самым заветным желанием?

Учащиеся смогут оценить свою работу во время прогулки с помощью карты успеха.

На этапе актуализации и пробного учебного действия предлагаю отгадать загадку:

С существительным дружу

И нисколько не тужу.

Моя основная примета:

Обозначаю признак предмета.

Лед какой? Холодный, гладкий.

Чай какой? Горячий, сладкий.

Изменяюсь по родам,

Числам и падежам.

Люблю детей внимательных.

Кто я?..

- Отгадали загадку, а теперь проведем разминку, ведь все знают, как хороши игры на свежем воздухе. Демонстрируется задание игры «Четвертое лишнее»: найдите четвертое лишнее и объясните, по какому принципу вы отобрали именно это слово.

Ученики самостоятельно формулируют тему урока.

На этапе первичного закрепления с проговариванием во внешней речи нужно подготовить почву для посадки наших цветов и тщательно её полить. Для этого необходимо  приложить все старания. Перед учениками известные русские пословицы. Найти в них прилагательные и определить их синтаксическую роль.

На этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону предлагаю для команд разноуровневые тексты. Ожидание первых всходов – дело долгое и утомительное. Но мы можем ускорить процесс, выполнив творческую работу. Используя прилагательные, нужно заполнить пропуски в тексте.

Физкультминутка. Игра «Что какое? Кто какой?» (игра в ассоциации) Чтобы наши всходы чувствовали себя уютно, необходимо много света и влаги. Можно помочь им, вспомнив, как называется средство, с помощью которого поэт–писатель может придать предмету или явлению образность…

Можно предложить  игру «Кто больше». Каждая команда получает слово (дождь, лето, ветер) и подбирает как можно больше эпитетов.

На этапе включения в систему знаний и повторения даются прилагательные в составе словосочетаний. Распределить их по группам согласно разряду. Мы уже близки к заданной цели. Осталось полить наши всходы удобрениями, чтобы цветы росли долго и приносили радость людям. Закрепим знания, выполнив индивидуальное задание по группам (раскрыть скобки, образовать степени сравнения, прилагательное суффиксальным способом)

На этапе рефлексии учебной деятельности на уроке предлагается заполнить каждый лепесток информацией об имени прилагательном (каждому члену команды достаётся по лепестку) и закрепить вокруг жёлтой серединки. Оценить работу на уроке, заполнив карту успеха.

Домашнее задание: подготовка к контрольной работе – повторить материал параграфов 98-107. Сделать один из видов работы: «Своя опора – шпаргалка»,  «Кроссворд», «Повторяем с расширением»

В заключение следует отметить, что технологическая карта урока рассматривается как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся и в дидактическом контексте представляет собой проект учебного процесса, в котором дано его описание от цели до результата.

Литература:

1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 класс М.: «Дрофа», 2014 . – 319 с.

2. Бутурлакина Т.Ю.. Методическое пособие по созданию современного урока по ФГОС,  г. Армавир, 2013 – 59 с.

3. Лидман – Орлова Г.К. Русский язык. Практика. 6кл. М.: «Дрофа», 2016 . – 318 с.