Проект для детей 3-4 лет "Народная игрушка"
Проект"Народная игрушка" включает в себя разнообразные задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnaya_igrushka_ivanova_.n.v.docx | 40.68 КБ |
Предварительный просмотр:
НР МОБУ «Сингапайская СОШ»
Группа и по присмотру и уходу за детьми 3-4 года.
Проект:
«Народная игрушка»
Автор проекта:
Иванова. Н.В.
2020г.
п. Сингапай
Тема : Проект « Народная игрушка»
Паспорт проекта.
Автор: Иванова.Н.В
Тип проекта: информационно-творческий, групповой, долгосрочный.
Сроки реализации: с 19.10.20 по 20.11.20г.
Участники: воспитатели, дети группы 3-4 года, родители (законные представители) воспитанников.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие.
Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.
Задачи:
Образовательные:
Знакомить с историей создания народной игрушки, изучение особенностей изготовления, орнамента, закрепление понимания взаимосвязи декоративно – прикладного искусства и русского фольклора. Обогащать словарь детей.
Развивающие :.
Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.
Развивать мелкой моторики рук, внимания, мышления, восприятия, памяти, творчества.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к игрушке, к труду народных мастеров.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Обогащать кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.
Актуальность проекта.
Проблема современного поколения – вытеснение традиционных народных игрушек героями и персонажами из мультсериалов иностранного производства. Прилавки магазинов заполнены разнообразными фантастическими, пестрыми, забавными, нелепыми игрушками. Большинство современных родителей отдают предпочтение именно этим игрушкам, забывая знакомить детей с традиционными народными игрушками.
Декоративно-прикладное творчество — это самый актуальный способ восприятия детьми «прекрасного», «красивого», «народного». Народная игрушка – это неисчерпаемый источник мудрой и творческой педагогики. Это средство, с помощью которого мы, взрослые люди, можем донести до детей общественно-исторический опыт нашего народа, рассказать о традициях, обычаях, передаваемых от старшего поколения к младшему. Исследователи детского изобразительного творчества: Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова и др. отмечали, что знакомство детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в них первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств. Через красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции: чувства радости, восхищения, восторга. Формируются первые яркие представления о Родине, о ее культуре. Поэтому существует необходимость приобщать подрастающее поколение к народным игрушкам, как к одному из проявлений народного творчества.
Цель проекта: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.
Содержание проекта:
Цель подготовительного этапа: организация деятельности всех участников проекта для определения дальнейшего его содержания и реализации.
- Изучение педагогами методической литературы по данной теме, разработка содержательного плана с указанием деятельности продукта детей.
- Создание материально-технического комплекта: подбор литературы для детей: сказки (с красочными иллюстрациями русской народной одежды, предметов быта, инструментов, подбор иллюстраций "узоры", народных игрушек; побор аудио-файлов (народные песни, пляски, звуки музыкальных инструментов); подбор электронных видео-ресурсов: зарождения народных промыслов на Руси, русская матрёшка, технология её изготовления; подбор картотеки дидактических игр по художественно-эстетическому развитию.
№ П/П | Название мероприятия | Дата проведения мероприятия |
1 | Просмотр презентации « Русская матрешка »
| 19.10.2020 |
2 | Чтение стихотворения «Много кукол деревянных». | 21.10.2020 |
3 | Конструирование «Домик для матрешек». | 22.10.2020 |
4 | Сюжетная игра. «Дружные сестрички». | 23.10.20 |
5 | Чтение стихотворения «У сестричек, у матрешек». Художественная литература. | 26.10.20 |
6 | Дидактическая игра. «Здравствуйте, матрешки!» | 27.10.20 |
7 | Художественное творчество (аппликация). «Украсим матрешкам сарафаны». | 28.10.20 |
8 | Чтение потешек, частушек, прослушивание песенок о матрёшке. | 30.10.20 |
9 | Непосредственно образовательная деятельность (развитие речи и рисование). «Расписные ложки для матрёшки». | 02.11.20 06.11.20 |
10 | Выставка работ детей и родителей «Народная игрушка» | В течение проекта |
11 | Создать в группе мини – музей «Русская матрёшка» | В течение проекта |
12 | Подвижная игра «Карусель», «Каравай» | 11.11.20 |
13 | Лепка «Украсим сарафан для матрёшки» | 12.11.20 |
14 | Подведение итогов о проделанной работе. | 20.11.20 |
- мотивация родителей воспитанников к участию в проекте.
- выявление уровня интереса и знаний детей о народных игрушках.
- наблюдения за детьми в процессе продуктивной деятельности.
Цель основного этапа:
организация комплексной работы по реализации задач проекта.
Знакомство с народными промыслами: матрёшкой.
Цель заключительного этапа:
- сформировать начальное представление об изготовлении игрушек из различного материала, художественной росписи игрушек, элементах росписи тех или иных игрушек.
- называть элементы той или иной росписи, основные цвета; освоили некоторые технические приёмы рисования (концом кисти, способы рисования различными дополнительными предметами (оттиск, ватная палочка, штамповка);
- уметь составлять узор, при помощи взрослого.
- проявлять интерес к русской культуре (игрушкам, сказкам, песням)
Мероприятия с детьми в ходе реализации основного этапа:
Матрёшка – эталон русского женского образа. Весёлая, добрая, не унывающая. В сюжетных играх с матрёшкой можно показать характер русской девушки: домовитость, хозяйственность, усидчивость, аккуратность, гостеприимство. Рассказать малышам о яркой одежде матрёшки (косынка, сарафан, фартук, рубашка), рассмотреть узоры на одежде, характерные элементы, отметить яркие, сочные цвета. Познакомить с материалом, из которого изготовлена игрушка, этапами её изготовления, профессиями художник, токарь, историей игрушки.
Матрешка – игрушка с секретом. Раскрывая её секреты, дети учатся считать, определять величину предметов, пополняют словарь уменьшительно-ласкательными словами, учатся правильно употреблять слова в речи. Под задорную музыку матрёшка может пуститься в пляс и познакомить детей с русскими народными мелодиями. Поиграть на народных инструментах, сделанных из дерева.
Просмотр презентации « Русская матрешка »
Цель: углублять знания о народном творчестве; формировать эстетическое отношение к окружающему миру; развивать творческую фантазию детей,
Чтение стихотворения «Много кукол деревянных».
Много кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
На столе у нас живут-
Всех матрешками зовут.
Посмотрите-ка, ребята,
Чем матрешечка богата?
У матрешки-невелички
Есть веселые сестрички.
Разломила пополам:
Интересно, что же там?
Там еще одна матрешка,
Улыбается нам, крошка.
Хоть и жаль ее ломать,
Буду дальше разбирать.
Ростом разные подружки,
А похожи друг на дружку.
Конструирование «Домик для матрешек»
Задачи: закреплять умение раскатывать палочки из пластилина прямыми движениями рук, аккуратно класть палочки друг на друга под руководством воспитателя.
Материал: картинки с изображением разных бревенчатых домиков, избушек и елочек; пластилин, салфетки, дощечки, елочка, магнитофон, записи народной плясовой музыки.
Сюжетная игра «Дружные сестрички»
Цель: учить делать постройки (домики) из различных строительных материалов,
создавая их в соответствии с размерами матрешек; развивать игровые навыки, внимание, мышление; воспитывать аккуратность в обращении с матрешками, со строительным материалом; воспитывать заботливое отношение к окружающим.
Материал: трехместная матрешка, кубики, кирпичики, конструктор, кружочки трех размеров (тарелки для матрешек).
Чтение стихотворения «У сестричек, у матрешек»
Художественная литература.
У сестричек, у матрешек
Сарафанчики в горошек,
Разноцветные платочки,
Нарумяненные щечки.
Веселушки, хохотушки,
Деревянные подружки.
Любят в прятки поиграть,
И попеть, и поплясать.
Не нарадуется взгляд,
Если выстроятся в ряд,
А попрячутся друг в дружку-
Видишь страшную подружку.
Дидактическая игра. «Здравствуйте, матрешки!»
Цель: учить соотносить предметы по величине; понимать и использовать в речи слова большая, меньше, самая маленькая матрешка; раскладывать картинки слева направо от большей к меньшей; развивать зрительную память, внимание, умение выполнять задание по подражанию, по словесному указанию; воспитывать вежливость, аккуратность в обращении с картинками.
Материал: пять картинок с изображением матрешек (от большой до самой
маленькой), «дорожка» (полоска бумаги). Усложнение 4-5 матрешек.
Художественное творчество (аппликация)
«Наряд для матрёшки»
Цель: создать условия для расширения представлений детей об особенностях русской деревянной игрушки Матрешки.
Задачи:
Образовательные: Создать у детей интерес к народной игрушке, стремление украсить сарафан матрёшки узором, используя геометрические фигуры (круги разного цвета). Продолжать учить детей ориентироваться на плоскости силуэта, создавая узор из кругов. Учить аккуратно наклеивать детали аппликации, используя в работе салфетку, клеенку, кисть, клей.
Развивающие: Развивать эстетическое восприятие, внимание, речь, творческую активность, мелкую моторику рук, наблюдательность.
Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, аккуратность, желание украшать матрёшку. Воспитывать интерес и любовь к народным игрушкам.
Оборудование: Набор матрешек, заготовки в форме матрешек из белой бумаги, заготовки круглой формы из цветной бумаги (украшение для матрешек), клей карандаш, образцы матрешек.
Подвижная игра «Карусель», «Каравай»
Лепка «Украсим сарафан для матрёшки» (пластилинография)
Цель: научить по шаблону матрёшки размазывать пластилин и украшать узорами (разной крупой). Нетрадиционная техника рисования пластилинография.
НОД «Расписные ложки для матрёшки» (развитие речи и рисование)
Цель: научить расписывать деревянную ложку простыми узорами при помощи кисточки и ватной палочки.
Создание мини – музея «Русская матрёшка» в течение проекта.
Оформление выставки « Народная игрушка»
Работа с родителями.
На заключительном этапе проекта мы пришли к выводу, что работа в данном направлении позволила расширить знания детей о народной игрушке. У детей сформировалось начальное представление об изготовлении игрушек из различного материала, художественной росписи игрушек, элементах росписи тех или иных игрушек.
Они называют элементы и основные цвета; освоили некоторые технические приёмы рисования (концом кисти, способы рисования различными дополнительными предметами (оттиск, ватная палочка); умеют составлять узор, при помощи взрослого. Появился интерес к русской культуре (игрушкам, сказкам, песням)
Итоговые мероприятия:
- Изготовление бумажной игрушки.
Аппликация «Украсим матрёшкам сарафаны» (ребенок совместно с родителем).
Наш проект поспособствовал развитию интереса воспитанников к деревянным игрушкам. Некоторые из них, решили почувствовать себя в роли мастеров и изготовили с родителями, свои собственные игрушки.
2) Создание в группе мини – музея: «Русская матрёшка»
В наполняемости содержимого группового мини - музея, большую помощь оказали родители нашей группы. Было принесено множество разных игрушек из которых была составлена экспозиция музея.
3)Организована выставка «Народная игрушка»
Методическое обеспечение.
Литература:
Т.А.Бударина, О.А.Макреева «Знакомство детей с русским народным творчеством», Детство – Пресс, 2010
О.А.Скорлупова «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством»
А.Я.Чебан, Л.Л.Бурлакова «Знакомство дошкольников с народной культурой»
Т.С.Комарова «Народное творчество в воспитании детей»
Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд.,испр.и доп. – М.: Центр педагогического образования, 2016. – 208 с.
Русская народная игрушка Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-мтодическое пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб.: Детство – Пресс, 2002. – 304 с.: ил.
А.Я.Чебан, Л.Л.Бурлакова «Знакомство дошкольников с народной культурой»
О.А.Скорлупова «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством»
Т.С.Комарова «Народное творчество в воспитании детей
Интернет ресурсы:
- http://www.10ruk.ru./obuch.htm 
- http://www.insmolensk.ru/ - эскизы кукол
- http://pogodki.narod.ru/masterigr.htm Русская народная игрушка
- http://perunica.ru/tradicii/1527-russkie-o... Русские обряды и традиции. Народная кукла
- http://letopisi.ru/index.php/Берегиня народная кукла - Letopisi.ru
-http://oxanafa.ru/narkykla/ Народная кукла » Рукоделие и творчество.