материалы к урокам
Музыка является неотъемлемой частью нашей жизни. Испокон веков матери напевали колыбельные песенки ребенку и т.д. Обычно родители хотят, чтобы их дети слушали музыку, исполняли ее, но, с другой стороны, это естественное желание порождает в них целый ряд сомнений. Они не уверены в том, что их ребенок сможет, к примеру, научиться петь, что у него есть музыкальный талант. Музыка должна стать неотъемлемой частью человеческого существования, в том числе и жизни ребенка. Но на пути к этой цели имеются определенные трудности: требуется наличие таланта или, по крайней мере, склонности к музыке, и ребенка надо приучать наслаждаться музыкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа для 6 класса - Музыка | 222 КБ |
Рабочая программа по музыке для 3 класса | 615.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ №415
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ С
Принята
на заседании педагогического совета школы
Протокол № __ от «___» ___________20___г. Утверждаю»
Руководитель школьного подразделения С
ГБОУ СОШ №415 г Москвы
____________________ /Е.В.Дмитриев/
приказ №___ от «__»__________20__г.
Руководитель школьного подразделения С
ГБОУ СОШ №415 г Москвы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса __музыка_________________ в _6_ классе
г Москва, 2014 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897), примерной программы по музыке для основного общего образования (2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.) и авторской программы «Музыка. 5-7 классы»./ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.-М.: Просвещение, 2011.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно – методического комплекта «Музыка 5-7 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:
-Учебник «Музыка. 6 класс», М., Просвещение, 2012г.
-Пособия для учащихся «Музыка. Творческая тетрадь. 6 класс»
-Программа «Музыка 5-7 классы», М., Просвещение, 2011г.
-Методическое пособие для учителя «Уроки музыки. 5-6 классы», М., Просвещение, 2011г.
-«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 6 класс», М., Просвещение, 2011г.
-«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 6 класс» (МР3), М., Просвещение, 2011г.
Цель программы–формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.
Задачи:
- развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
- освоение музыки и знаний о музыке, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение художественно – практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;
- понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;
- осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона, разных культур и народов мира, понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог;
- личностное освоение содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства;
- осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;
- понимание жизненного содержания народной, религиозной, классической и современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством, кино, театром в процессе освоения музыкальной культуры своего региона, России, мира, разнообразных форм музицирования, участия в исследовательских проектах.
РегулятивныеУУД:
- самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;
- планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной и проектно-исследовательской деятельности;
- совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнёра в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности;
- саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, во внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;
- развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;
- сравнение изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках; приобретение навыков работы с сервисами интернета.
Познавательные УУД:
- стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приёмов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;
- формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона;
- расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;
-усвоение терминов и понятий музыкального языка и художественного языка различных видов искусства на основе выявления их общности и различий с терминами и понятиями художественного языка других видов искусства;
- применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
Коммуникативные УУД:
- решение учебных задач совместно с одноклассниками, учителем в процессе музыкальной, художественно-творческой, исследовательской деятельности;
- формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию по поводу различных явлений музыкальной культуры;
- формирование адекватного поведения в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования, участия в исследовательских проектах, внеурочной деятельности;
- развитие навыков постановки проблемных вопросов во время поиска и сбора информации о музыке, музыкантах, в процессе восприятия и исполнения музыки;
- совершенствование навыков развёрнутого речевого высказывания в процессе анализа музыки ( с использованием музыкальных терминов и понятий), её оценки и представления в творческих формах работы в исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности;
- знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов;
- самооценка и интепретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализаций, драматизаций музыкальных образов.
Информационные УУД:
-владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-ROM, Интернетом;
- самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, её организация, преобразование, сохранение и передача;
- ориентация в информационных потоках, умение выделять в них главное и необходимое; умение осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную информацию, распространяемую по каналам средств массовой информации;
- применение для решения учебных задач, проектно-исследовательской деятельности, информационных и телекоммуникационных технологий: аудио- и видеозаписи, электронная почта, Интернет;
- увеличение количества источников информации, с которыми можно работать одновременно при изучении особенностей музыкальных образов разных эпох, стилей, композиторских школ;
- осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве музыкальной культуры.
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева «в преодолении времени».
Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
Содержание учебного предмета совпадает с содержанием в авторской программе.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
- метод междисциплинарных взаимодействий;
- метод проблемного обучения;
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- метод перспективы и ретроспективы;
-метод игры.
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки (восприятие, расширение представлений, оценка изучаемых музыкальных произведений, размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью), II – выполнение проблемно-творческих заданий (инструментальная импровизация и сочинение, создание музыкально-пластических композиций, театрализованные формы музыкально-творческой деятельности), III –пение (творческое самовыражение учащегося в хоровом и ансамблевом исполнении различных образцов вокальной музыки, воплощение различных музыкальных образов, совершенствование вокально-хоровых умений инавыков, вокально-творческое развитие), IV - музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, творческой тетради, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.
Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные.
Контроль осуществляется в следующих видах: вводный, текущий, тематический, итоговый.
Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, учебно-творческих работ, игровые формы, устный и письменный опрс.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
-понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
- иметь представление о приёмах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
- знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
- уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю (музыка классическая, народная, религиозная, современная;
- владеть навыками музицирования: исполнение песен ( народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
- анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
- раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
- развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
-применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
Тематическое планирование
№ урока | Название раздела/ темы урока | Основное содержание урока | Планируемые результаты освоения темы. | ||||
Личностные метапредметные предметные | |||||||
учащиеся научатся | Учащиеся получат возможность научиться | ||||||
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч) | |||||||
1 | Удивительный мир музыкальных образов. | Что роднит музыкальную и разговорную речь? (Интонация). Мелодия – душа музыки. Музыкальный образ – это живое обобщённое представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях. Классификация музыкальных жанров: вокальная и инструментальная музыка. | Углубление представления о неразрывном единстве музыки и жизни. Развитие познавательного интереса. | Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов; | Знать/понимать: что музыкальный образ – живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной и инструментальной музыке. Уметь анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Владеть навыкамимузицирования:исполнение песен, напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений. | - Наблюдать жизненные явления. - Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства. - Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств. - Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе | |
2 | Образы романсов и песен русских композиторов | Расширение представлений о жанре романса. Взаимосвязь разговорных и музыкальных интонаций в романсах. Триединство «композитор – исполнитель – слушатель» Красный сарафан. А.Варламов, Н.Цыганова; Жаворонок. М.Глинка, Н.Кукольник; Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В.Гаврилин, В.Шульгина. | Эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России, творческой деятельности музыкально-эстетического характера. Развивать интерес к художественной деятельности. | Умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения. Вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; | Знать/понимать: жизненно – образное содержание музыкальных произведений разных жанров.Уметь: различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной музыке. Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — народная, композиторская. | - Осмысление учебного материала, выделение главного, - Умение задавать вопросы. - формированию у учащихся представлений о художественной картине мира; | |
3 | Два музыкальных посвящения | Знакомство с шедеврами вокальной музыки – романсом М.Глинки «Я помню чудное мгновенье», инструментальной музыки – «Вальс-фантазия» М.Глинки. | Понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества, в своей жизни; личностное освоение содержания образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства; | Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; смысловое чтение текстов различных стилей и жанров; | Знать/понимать: способы создания различных образов: музыкальный портрет. Понимать, что каждое музыкальное произведение благодаря эмоциональному воздействию позволяет пережить всю глубину чувств. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произ-ведениями других видов искусств, выявлять своеобразие почерка композитора М.И.Глинки. | Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора; определять приёмы развития, форму музыкальных произведений. | |
4 | Портрет в музыке и живописи | Романс «Я помню чудное мгновенье» и «Вальс-фантазия» М.И.Глинки. Влияние формы и приёмов развития на отражение содержания этих сочинений. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. | Воспитание уважения к истории культуры своего народа, выраженной в музыкальном и изобразительном искусстве. | Использование разных источников информации, ИКТ; Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ; | Объяснять, как форма и приёмы развития музыки могут раскрывать образы сочинений. | Выявлять своеобразие почерка М.И.Глинки. | |
5 | «Уноси моё сердце в звенящую даль» | Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы – С.В.Рахманинов. Лирические образы романсов С.В.Рахманинова,мелодические особенности музыкального языка, выразительность и изобразительность в музыке. С.В.Рахманинов, сл.Е.Бекетовой. «Сирень». С.В.Рахманинов «Островок». Ю.Визбор «Милая моя». | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. | Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства; | Знать имена выдающихся русских композиторов: А.Варламов, А.Гурилев, М.Глинка, С.Рахманинов Знать определения музыкальных жанров и терминов: романс, баркарола, серенада. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки, сравнивать музыкальные интонации с интонациями картин художников, передавать свои музыкальные впечатления в рисунке. | Находить сходные и различные чкрты, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе. Формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, подтверждая её конкретными примерами. | |
6 | Музыкальный образ и мастерство исполнителя | Жизнь и творчество Ф.И.Шаляпина. Мастерство исполнителя и мир музыкальных образов. Сопоставление образов музыки и изобразительного искусства. М.И.Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и людмила», «Ария Сусанин Сусанин». | Совершенствование художественного вкуса. Осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества. | Размышление о взаимодействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства; Развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных | Знать имена известных исполнителей (Ф. Шаляпин), понятие бельканто. Уметь размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения, проявлять навыки вокально-хоровой работы. | Определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности. Осваивать навыки вокально-хоровой работы. | |
7 | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композитов | Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки. Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов. | Понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни; | Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений0 в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ. | Знать особенности русского свадебного обряда, значение песен во время обряда; Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая или народная на примере опер русских композитов. | Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений различных жанров; Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений. | |
8 | Образ песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. | Знакомство с вокальным стилем бельканто.Освоение вокального и инструментального жанров – баркаролы (песни на воде). Музыкальные образы песен Ф.Шуберта, М.И. Глинки. М.И.Глинка «Венецианская ночь», Ф.Шуберт «Форель», «Серенада (№4 из вок. цикла лебединая песня). | Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности. | Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы; Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ. | Знать определения музыкальных жанров и терминов: опера, романс, баркарола, серенада, баллада, знакомство со стилем пения – бельканто. Уметь наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа. | Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании); наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности музыкальных произведений; Называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. | |
9 | Старинной песни мир | Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов. Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Д. Фишер-Дискау на немецком языке. | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. | Проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями; Самостоятельная работа в рабочих тетрадях; | Знать основные моменты из жизни и творчества Ф.Шуберта; -понятие баллада. Уметь: различать эпические, драматические музыкальные образы в вокальной музыке; - определять приёмы развития музыкального произведения; - выявлять средства выразительности и изобразительности музыкальных произведений; - сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений. | Определять жизненно-образноесодежание музыкальных произведений разных жанров; Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы. Наблюдать за развитием музыкальных образов. Участвовать в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций. | |
10 | Народное искусство Древней Руси | Особенности развития народной музыки Древней Руси. Связи русского музыкального фольклора с жизнью человека. Роль музыки в народных праздниках. Жанры и формы народной музыки. «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова, «Во кузнице», «Как под яблонькой», «Былинные наигрыши». | Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества. | Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификаций; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; расширение умений поиска информации, необходимой для изучения темы, в электронных образовательных ресурсах и Интернете. | Знать особенности развития народной музыки, её жанры и формы; роль народной музыки в жизни человека; ето такие скоморохи; Уметь называть народные музыкальные инструменты. | Разыгрывать народные песни. Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений. | |
11 | Русская духовная музыка «Фрески Софии Киевской» | Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт.. Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала. Знакомство с жизнью и творчеством М.С.Березовского.Фрагменты из концертонй симфонии В.Кикта «Фрески Софии Киевской» | Вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности; Понимание жизненного содержания религиозной, народной музыки. Формирование целостности мировоззрения, учитывающего культурное, духовное многообразие современного мира | Стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приёмов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка; Приобретение навыков работы с сервисами Интернета. | Знать: основные этапы развития духовной музыки; - понятия: знаменный распев, партесное пение и а капелла, унисон, духовный концерт, фреска, орнамент. | Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения; Воспринимать и определять разновидности хоровых коллективов по манере исполнения. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки. | |
12 | «Перезвоны». Молитва. | Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов. В.Гаврилин. Фрагменты из симфонии-действа «Перезвоны». | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. | Расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности; Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. | Знать/понимать: значение выявления глубоких связей с русским народным музыкальным творчеством и осмысление интонационно-жанрового богатства народной музыки, значение молитвы в музыке отечественных композиторов. Уметь: соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально – хоровой работы. | Уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере). | |
13 | «Небесное и земное» в музыке Баха. | Бережное отношение к родной земле и своему народу. Уважение к защитникам Родины. | Участие в музыкальной жизни класса, школы Осуществлять поиск музыкально – образовательной информации в сети Интернета; | Знать/понимать богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Жанр вокальной музыки – кантата. | Уметь сопоставлять героико-эпические образы музыки с образами изобразительного искусства; пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений; проявлять творческую инициативу. | ||
14 | Образы скорби и печали | Углубление понимания особенностей языка западноевропейской музыки на примере вокально-инструментальных жанров – кантаты, реквиема. Образы скорби и печали в религиозной музыке (кантата «СтабатМатер» Дж.Перголези и «Реквием» В.Моцарта.) | Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы. | Знать понятия: кантата, реквием, полифония; Основные факты из жизни и творчества В.Моцарта и Дж.Перголези, связанные с написанием кантаты и реквиема. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки. | Выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; Приводить примеры преобразующего влияния музыки; Наблюдать за развитием музыкальных образов. | |
15 | «Фортуна правит миром» | Знакомство со сценической кантатой К.Орфа «Кармина Бурана» | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера. | Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач ( включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ; Приобретение навыков работы с сервисами Интернета. | Знать: - особенности творчества К.Орфа; -понятие фортуна; -кто такие ваганты. | Совершенствовать умения и навыки самообразования, проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития, выявлять средства музыкальной выразительности и приемы развития музыки; Применять дирижерский жест для передачи музыкальных образов. | |
16 | Авторская песня: прошлое и настоящее | Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства, бардовская песня. История развития авторской песни от Средневековья и до нашего времени. Жанры, особенности и исполнители авторской песни. | Формирование ориентиров для социальной, культурной самоидентификации, осознания своего места в окружающем мире; Знание культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества. | Формирование навыков сотрудничества, совместной работы в парах или группы; Совершенствование видов речевой деятельности; умений выражать ценностные суждения и/или свою позицию по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и личностных ценностях, нравственно-эстетических нормах, эстетических ценностях, навыка рефлексии, анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий. | Знать: - историю развития авторской песни; -особенности и жанры авторской песни; - имена авторов бардовской пени. | Совершенствовать умения и навыки самообразования, высказывать собственную точку зрения, сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия; Исполнять музыку, передавая ее художественный смысл; Приводить примеры преобразующего влияния музыки. | |
17 | Джаз – искусство 20 века | История развития джазовой музыки, её истоки (спиричуэл, блюз). Джазовые импровизации и обработки. Взаимодействие легкой и серьезной музыки (рок-музыка и симфоджаз) | Понимание социальных функций джазовой музыки в жизни людей разных стран. | Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения джазовой музыки; Сравнение изложения одних и тех же сведений об искусстве джаза в различных источниках, включая Интернет. | Знать истоки джаза, определения музыкальных жанров и терминов: джаз, спиричуэл, блюз. Знать имена выдающихся джазовых композиторов и исполнителей: Дж.Гершвин, Л.Армстронг, Д.Эллингтон. Уметь: анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Творческое самовыражение учащихся в хоровом исполнении песен. | Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, размышлять о музыкальном произведении, проявлять навыки вокально-хоровой работы. | |
Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18ч) | |||||||
18 | Вечные темы искусства и жизни | Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд. Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна. Программная и не программная музыка. | Вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности. | Планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной и проектно-исследовательской деятельности. | Знать понятия: вокальная и инструментальная музыка; камерная и симфоническая музыка; программная и непрограммная музыка; - основные принципы развития музыкального произведения. | Выразительно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. | |
19 | Могучее царство Ф.Шопена. Вдали от Родины. | Творческий облик Ф.Шопена, широта его взглядов на мир. Истоки творчества композитора. Контраст музыкальных образов, воплощенных в различных жанрах фортепианной миниатюры (прелюдиях, вальсах, мазурках, полонезах, этюдах). Инструментальная баллада – жанр романтического искусства. | Развитие чувства стиля композитора, позволяющего распознавать национальную принадлежность произведений, выявлять единство родного, национального и общечеловеческого. | Формирование уважительного отношения к музыкальной культуре и ценностям другого народа; Построение логического рассуждения, умозаключения в процессе интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа произведений ф.Шопена; Ориентация в информационных потоках с целью отбора музыкальной и другой художественной информации, распространяемой по каналам СМИ. | Знать основные моменты творчества Ф.Шопена, повлиявшие на создание тех или иных музыкальных произведений; - различные жанры фортепианной миниатюры. | Проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений. | |
20 | Ночной пейзаж. Ноктюрн. | Жанр камерной музыки – ноктюрн. Образы «Ночной музыки». Музыка- выражение личных чувст композитора. Картинная галерея. Ф.Шопен «Ноктюрн» фа минор. П.И.Чайковский «Ноктюрн» до-диез минор. А.П.Бородин«Ноктюрн» из квартета №2. | Актуализация имеющихся знаний и слуховых представлений о жанре ноктюрна в творчестве различных композиторов. | Установление аналогий, классификация, самостоятельный выбор критериев для классификации, установления причинно-следственных связей, построения логических рассуждений, умозаключений, выводов об особенностях жанра ноктюрна. | Знать понятие ноктюрн. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки; -выявлять средства художественной выразительности. | Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров. Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы. | |
21 22 | Инструментальный концерт | Зарождение и развитие жанра камерной музыки – инструментального концерта.Различные виды концерта, программная музыка. А. Вивальди «Весна» (из цикла 2времена года»). И.Бах «Итальянский концерт». Особенности стиля барокко. | Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им. | Совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе; оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, представленное в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной и коллективной); | Знать понятие инструментальный концерт, особенности стиля барокко; Уметь называть полные имена композиторов: А.Вивальди и И.Бах; - проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений; -определять форму, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения. | Определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке; Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, рисунке. | |
23 | Космический пейзаж. Быть может вся природа – мозаика цветов. | Стилевое многообразие музыки ХХ столетия. Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента. Выразительность и изобразительность в музыке. Ч.Айвз «Космический пейзаж». Э. Артемьев «Мозаика». | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия других стран; Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие духовного мира. | Расширение с помощью Интернета представлений о концертно- музыкальных традициях разных стран мира; Развитие умений речевого высказывания, диалога, дискуссии при усвоении особенностей стиля, музыкального языка современных произведений. | Осознать взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, изобразительного искусства, а также легкой и серьезной музыки. Знать понятие: синтезатор.Уметь: определять форму музыкального произведения, определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения. | Осмысление новых средств музыкальной выразительности в процессе интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа; Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная. | |
24 25 26 | Образы симфонической музыки. «Метель».Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина. | Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке. Фрагменты музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Тройка» Г.Свиридова «Метель»: «Тройка»; «Вальс»; «Весна и осень»; «Романс»; «Пастораль»; «Военный марш»; «Венчание». | Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам отечественной музыки; Формирование коммуникативной, информационной, социокультурной компетенции, собственной позиции учащихся; воспитание нравственно-духовных ценностей: семья, долг, нравственный выбор; развитие патриотических чувств учащихся. | Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; Осмысление учебного материала, выделение главного, анализ и синтез; Оценивать свои возможности в решении творческих задач. | Уметь: - проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения; - определять форму, приемы развития музыки, тембры; - выявлять средства выразительности музыкальных инструментов; - применять дирижерский жест для передачи музыкальных образов. | Осознание русской природы музыки Г.Свиридова; Расширение представлений о связях музыки и литературы, освоение возможностей симфонического оркестра в раскрытие образов литературного сочинения; Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов. | |
27 28 | Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». «Связь времен». | Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки. Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского.Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки. В. А. Моцарт «Симфония № 40». П И.Чайковский «Моцартиана», оркестровая сюита №4. | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию; Признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. | Формирование умения устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения в устной и письменной форме; взаимодействие с учителем, сверстниками в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; поиск необходимой для выполнения учебных действий информации в Интернете. | Знать понятия: симфония, сюита, интерпретация, трактовка. Уметь: - называть полные имена композиторов: В.Моцарт, П.И.Чайковский; - проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений; - определять тембры музыкальных инструментов. | Передавать в собственном исполнении (пении, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы; Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов; Сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения. | |
29 | Программная увертюра. Людвиг Ван Бетховен «Эгмонт» | Знакомство с жанром программной увертюры на примере увертюры Л. Ван Бетховена «Эгмонт». Сонатная форма. Мир героических образов увертюры «Эгмонт». | Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности. | Усвоение терминов и понятий музыкального языка и художественного языка различных видов искусства на основе выявления их общности и различий с терминами и понятиями художественного языка других видов искусства; Использование интернета для поиска дополнительной информации об истории создания музыкальных сочинений, их исполнителях. | Знать: - понятия: увертюра, программная музыка; - строение сонатной формы; - имена зарубежных композиторов: Л.ван Бетховен и его произведения. Умение соотносить эмоционально- образные сферы музыки, особенности их сопоставления и развития. | Выявлять характерные особенности музыкальной формы программной увертюры, развитие ассоциативно- образного мышления на основе сопоставления музыки с литературными текстами, произведениями живописи, скульптуры; Определять тембры музыкальных инструментов и приемы музыкального развития. | |
30 31 | Увертюра-фантазия П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта» | Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Н.Рота, сл. Л.Дербенева «Слова любви» из к/ф «Ромео и Джульетта». | Формирование отношения школьников к вечной теме жизни – любви – как духовно-нравственной категории; Личностное освоение содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства. | Стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка; Расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности. | Знать: -понятия: увертюра, программная музыка; - строение сонатной формы; - имена руских композиторов: П.И.Чайковский, и их произведения. Понимать значение исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора. | Выявлять связь музыки с другими видами искусства, историей и жизнью, определять приемы развития и средства выразительности; Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность; Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. | |
32 33 | Мир музыкального театра. | Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера. Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов. Фрагменты балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». Фрагменты из оперы К Глюка «Орфей и Эвридика»: «Хор пастухов и пастушек»; ария Орфея «Потерял я Эвридику». Фрагменты из рок-оперы А.Журбина «Орфей и Эвридика». | Понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни; Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы. | Знать: -понятия: опер, балет, мюзикл, ария, хор, ансамбль, солисты; - имена русских и современных композиторов: С.С.Прокофьев, П.И.Чайковский, А.Журбин и их произведения; Уметь определять форму, приемы развития и средства выразительности музыки. | Проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений; Размышлять омузыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, произведения современных композиторов; Выразительно исполнять песни. | |
34 | Образы киномузыки. | Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов. Н. Рота. Тема любви из к/ф «Ромео и Джульетта» К.Армстронг Музыка из к/ф «Ромео и Джульетта»: «Песня Джульетты»; хор; дуэт Ромео и Джульетты; сцена на балконе. | Осознание социальных функций киноискусства в распространении шедевров музыкальной классики в жизни отдельного человека и общества в целом; Эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера. | Развитие критического мышления в процессе написания эссе, сочинений после просмотра киноверсий музыкальных сочинений; Формирование позитивного отношения к мнению других людей, умение вести диалог; Поиск в Интернете других версий музыкально-сценических произведений на сюжет трагедии «Ромео и Джульетта». | Знать: -понятия: вокальная и инструментальная музыка; - имена композиторов: Н.Рота, Л.Бернстайна, С.Прокофьева, И.Дунаевского и их произведения; Проводить интонационно-образный анализ; Определять форму музыкального произведения. | Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная; Выразительно исполнять песни; Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность. | |
Перечень материально-технического обеспечения.
Учебно-методический комплект «Музыка 6 класс» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:
- Программа «Музыка 5- 7классы».- М., Просвещение, 2011г;
- Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 классы».- М., Просвещение, 2011г;
- «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс».- М., Просвещение, 2011г;
- Фонохрестоматия для 6 класса (МР3).-М., Просвещение, 2011г;
- Учебник «Музыка. 6 класс».- М., Просвещение, 2011г;
- «Творческая тетрадь «Музыка. 6 класс» М.- Просвещение, 2011 г
- Портреты композиторов, исполнителей;
- Дидактический раздаточный материал;
- Коллекция цифровых образовательных ресурсов;
- Видеофильмы с записью фрагментов из оперных и балетных спектаклей, мюзиклов;
- Музыкальные инструменты: фортепиано, аккордеон;
- Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов, оркестровых коллективов;
- Персональный компьютер;
- Медиапроектор.