НОВОСТИ И ОБЪЯВЛЕНИЯ
Группа О.Г. готовит проект на английском языке, посвященный юбилею школьного музея. КРЫЛЬЯ НАД МОРЕМ. посмотрите материал на русском и выберите интересующую вас часть
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.tekst_-_kopiya.docx | 35.36 КБ |
Предварительный просмотр:
О Г Л А В Л Е Н И Е
Введение.……………………………………………………………………………………...2
Глава 1. Замысел Гитлера …………………………………………………………………...3
Глава 2. Первые герои Балтийского неба.. …………………………………………………4
Глава 3. На подступах к Ленинграду.. ...……………………………………………………5
Глава 4. Блокада Ленинграда ..………………………………………………………………6
Глава 5. «Дорога Жизни» ..…..………………………………………………………………6
Глава 6. Герои «Дороги Жизни» . ..…………………………………………………………7
Глава 7. Памяти павших. ……………………………………………………………………9
Заключение ……………………………………………………………………………… 10
Литература .………………………………………………………………
В В Е Д Е Н И Е
Автор к выбору темы подошёл исходя из того, что в нашей школе работает Музей Боевой Славы 1-й гвардейской Краснознамённой истребительной авиационной Выборгской дивизии Военно – воздушных сил Краснознамённого Балтийского флота (ГИАВД). 22 февраля Музею исполняется 45 лет. Неслучайно, что музей создавался именно в нашей школе. Здесь, на месте нынешнего 14-го микрорайона, с конца августа 1919 до 12 сентября 1941 года (то есть до эвакуации) находился один из аэродромов 61-й истребительной авиационной бригады (ИАБ) Краснознамённого Балтийского флота. А школа расположена на месте, где находился СКП (стартовый командный пункт), откуда производилось руководство учебно – боевыми, а с началом Великой Отечественной войны и боевыми, полётами. Об этом свидетельствует Мемориальная доска на фасаде школы, открытая 7 мая 1973 года.
Боевой работе 61-й ИАБ посвящено немало документальных работ. А писатель Николай Чуковский посвятил лётчикам – балтийцам свой роман «Балтийское небо», по которому в 1960 году снят одноимённый кинофильм.
Фонды Музея содержат богатый материал не только по истории 1-й ГИАВД. В экспозиции выставляются личные вещи авиаторов, письма ветеранов и их родственников, и многое другое.
Автор работы, являясь экскурсоводом в Музее 1-й ГИАВД, презентует материал только о некоторых пилотах 61-й ИАБ, воевавших в первый, наиболее трудный и сложный, период Великой Отечественной войны. Они заслужили, чтобы об их ратных подвигах люди помнили. А в нашем городе, где базировался один из основных аэродромов Балтийской авиации, кроме мемориальной доски на здании 529-й школы ничего не напоминает об авиаторах.
Работа ставит своей целью привлечение внимания общественности и руководства Петродворцового района к необходимости увековечения памяти авиаторов – балтийцев.
Глава 1. З А М Ы С Е Л Г И Т Л Е Р А
Начиная вторую Мировую войну, гитлеровская Германия ставила перед собой цель – захватить территорию и богатства нашей страны, истребить миллионы наших людей, оставшихся в живых превратить в рабов.
В соответствии с планом «Барбаросса» большое значение уделялось захвату и уничтожению Ленинграда – крупнейшего политического и экономического центра нашей страны.
Гитлер говорил: «С падением Петербурга у русских пропадёт охота бороться». Сюда брошено огромное количество техники и людей. Группы армий «Север» продвигались к Ленинграду.
Гитлер был уверен, что операция по захвату Ленинграда закончится быстро и успешно.
Глава 2. П Е Р В Ы Е Г Е Р О И Б А Л Т И Й С К О Г О Н Е Б А
В срыве планов фашистского командования важная роль отводилась авиации Балтийского флота.
Лётчики 61-й ИАБ защищали небо Балтики с первых часов войны. И уже на третий её день командир эскадрильи капитан Антоненко Алексей Касьянович первым на Балтике сбил вражеский самолёт.
Антоненко и Бринько уже 14 июля 1941 года стали первыми Героями Советского Союза на Балтике.
61-я ИАБ прошла славный путь, героически сражаясь с врагом. В небе над Петергофом, Стрельной, Ораниенбаумом, Кронштадтом сражались морские лётчики – истребители. Они защищали дегендарный полуостров Ханко, закрывавший подход к Ленинграду, «Дорогу Жизни», базы на островах Финского залива, Ораниенбаумский плацдарм.
На втором этапе войны бригада, ставшая уже 1-й гвардейской авиадивизией, участвовала в прорыве блокады Ленинграда, освобождала от фашизма Прибалтику. А пока…
В О Й Н А Т О Л Ь К О Н А Ч И Н А Л А «Н А Б И Р А Т Ь О Б О Р О Т Ы». Однако, не ведая, каковым будет её исход, советские воины беззаветно сражались на полях Великой битвы от Баренцева моря до Чёрного…
Глава 3. Н А П О Д С Т У П А Х К Л Е Н И Н Г Р А Д У
19 июля 1941 года лётчик 2-й эскадрильи 5-го истребительного авиаполка (ИАП) 61-й ИАБ лейтенант Алиев Гусейн Бала Оглы вступил в неравный бой с 5-ю «хейнкелями».
2 самолёта противника были сбиты, 2 повернули назад, а последний продолжал бой с отчаянным русским лётчиком. Когда у Алиева кончились патроны, он пошёл на таран и сбил своего противника. Однако и сам Гусейн был смертельно ранен. Последними усилиями воли он посадил самолёт на нашу территорию близ посёлка Гостилицы. 30 осколков снаряда нашли в груди этого героя.
…И тридцать, не забудем, тридцать Осколков вражеских в груди! Но сердце продолжает биться И отдаёт приказ: «Дойти!» Дойти! Пусть лёгкие пробиты, И в баках пусто, сдал мотор. | Но гибели наперекор Шёл на посадку истребитель, Со смертью продолжая спор. Всё сознавая, не вслепую, В вершинах сосен и берёз… И на проталину лесную Пришёл, не выпустив колёс. |
Так флотский поэт Всеволод Азаров рассказал в стихах о последних минутах жизни сына азербайджанского народа лётчика Гусейна Алиева.
Вот он, Гусейн, лежит на носилках в окровавленном, посечённом осколками кителе. Гусейн, Гусейн! Смертельно раненый, он ещё пытался спасти своего раненого друга – самолёт.
Откуда взялись у него силы, чтоб посадить истребитель так нежно и аккуратно?
Совершив посадку, он всё ещё летел на своём истребителе. Но теперь уже летел в бессмертие.
…Горда гора полётом соколиным, А Родина – своим бесстрашным сыном!
Это заключительные строки замечательной поэмы о Гусейне Алиеве, написанной поэтом Мамедом Рагимом. Гусейн Алиев похоронен в Низино. 16 сентября 1941 года посмертно награждён орденом Ленина.
Глава 4. Б Л О К А Д А Л Е Н И Н Г Р А Д А
Война быстро докатилась до Ленинграда.
8 сентября 1941 года фашисты вышли к Ладожскому озеру и захватили крепость Шлиссельбург. Ленинград оказался в кольце блокады. Все коммуникации, связывавшиеся город с большой землёй, были перерезаны. Впереди ленинградцев ждало «29 месяцев блокады. Голод. Мрак. Обстрелы. Боль утрат…»
12 сентября 1941 года противник перерезал Балтийскую железную дорогу и взял Стрельну. Последние девять самолётов И-153 61-й ИАБ перебазировались на аэродром Бычье Поле (Кронштадт). Петергофский аэродром прекратил своё существование. 23 сентября 1941 года началась оккупация Нового Петергофа.
Глава 5. «Д О Р О Г А Ж И З Н И»
В эти же дни начала работать «Дорога Жизни».
Перевозки осуществлялись водным путём и воздушным транспортом. С началом ледостава заработала ледовая трасса. Для обороны трассы образована Ладожская оперативная группа.
Авиационное прикрытие осуществляла и 61-я истребительная авиационная бригада.
Имена таких асов, как А.К. Антоненко, П.А. Бринько, Г.Д. Костылев, А.Ю. Байсултанов, В.Ф. Кожанов, И.С. Кравцов, В.Ф. Голубев и других героев Балтийского неба были известны на всех фронтах. Но Ладоге принадлежит особая роль. Здесь лётчики проявляли массовый героизм.
Ледовая дорога работала с полной нагрузкой. По завьюженной Ладоге тянулся бесконечный поток машин. Шли грузы в Ленинград. Застревали колонны с грузом. Мёрзли водители. Участились налёты фашистских самолётов. И всё это время днём и ночью не прекращала вахту над трассой её крылатая защита… Лётчики делали всё, несмотря на крайнюю усталость. И так ежедневно до освобождения от блокады.
Лётный состав переведён на нормы питания наземных войск и отдельные лётчики падали в обморок от истощения. Фашисты производили по двадцать пять налётов в сутки на Ладогу. Схватки с противником ежедневны.
Глава 6. Г Е Р О И «Д О Р О Г И Ж И З Н И»
Быстро мужали молодые пилоты. Особо известен комсорг 4-го гвардейского истребительного авиаполка сержант Горгуль Семён Егорович. По окончании военно – морского авиационного училища 10 ноября 1941 года Семён стал пилотом 13-го ИАП.
В первом же воздушном бою 1 февраля 1942 года был ранен, но на повреждённом самолёте в течение 20-ти минут прикрывал командира звена. 2 мая 1942 года награждён медалью «За отвагу».
6 мая 1942 года при разведке ледовой обстановки в южной части Ладожского озера И-16 Горгуля был подбит. На подбитом самолёте сержант произвёл посадку на лёд с убранным шасси в 12-ти километрах западнее острова Кареджи и вышел из кабины.
Пилоты Мессершмитта - 109 обнаружили его, штурмовкой зажгли самолёт и смертельно ранили лётчика. Прощаясь с Ленинградом, умирающий лётчик кровью написал в своём блокноте: «Прощайте, ленинградцы, победа за нами!»
Так думал умирающий лётчик в последние минуты своей жизни… В деревне Выстав в братской могиле со своими товарищами - однополчанами похоронен Семён Горгуль. Многие крылатые бойцы нашли себе могилу под водами Ладоги.
Глава 7.
П А М Я Т И П А В Ш И Х
Родина-Мать приказала им не допустить врага в Ленинград и они выполнили свой долг до конца. В этом их бессмертие!
На западном берегу Ладоги, где начиналась Дорога Жизни, воздвигнут величественный памятник, на мемориальной плите которого высечены слова:
Потомок, знай! В суровые года,
Верны народу, долгу и отчизне,
Через торосы Ладожского льда
Отсюда мы вели Дорогу Жизни,
Чтоб жизнь не умирала никогда!
На станции Осиновец создан Музей Дороги Жизни. В нём есть стенд, посвящённый героическому подвигу лётчиков 1-й гвардейской Краснознамённой истребительной авиационной Выборгской дивизии ВВС КБФ.
Об этом нельзя забыть!
Об этом надо помнить!
Мы помним об этом и не забываем! В нашей школе проводится большая военно – патриотическая работа: праздники к соответствующим датам (по возможности с участием ветеранов), экскурсии как в нашем музее, так и в музеях города, военно – спортивная игра «Зарница», традиционные торжественные мероприятия у мемориального комплекса «Борки» и так далее. На экспонатах и материалах музея проводятся уроки истории, географии. Изучается авиационная техника.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Целью данной работы было напоминание жителям Петергофа, интересующимся и любящим его военную историю, об одном из славных авиационных соединений авиации Балтийского флота. Также рассматривался вопрос о привлечении внимания властей по поводу увековечения памяти авиаторов. Материалами для решения данной проблемы располагает Музей 1-й ГИАВД.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1.Голубев В.Ф. Крылья Балтики, Калининградское книжное издательство, 1979
2.Голубев В. Ф. Крылья крепнут в бою, «Советская Россия», Москва, 1979
3.Гурченко Л.М. Аплодисменты, «Вагрус», 1996
4.Каберов И.А. В прицеле свастика, Лениздат, 1975
5.Материалы Музея 1-й ГИАВД.