НОВОСТИ И ОБЪЯВЛЕНИЯ

Колчкова Ольга Геннадьевна

Группа О.Г. готовит проект на английском языке, посвященный юбилею школьного музея. КРЫЛЬЯ НАД МОРЕМ. посмотрите материал на русском и выберите интересующую вас часть

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.tekst_-_kopiya.docx35.36 КБ

Предварительный просмотр:

О Г Л А В Л Е Н И Е

Введение.……………………………………………………………………………………...2

Глава 1. Замысел Гитлера …………………………………………………………………...3

Глава 2. Первые герои Балтийского неба.. …………………………………………………4

Глава 3. На подступах к Ленинграду.. ...……………………………………………………5

Глава 4. Блокада Ленинграда ..………………………………………………………………6

Глава 5. «Дорога Жизни» ..…..………………………………………………………………6

Глава 6. Герои «Дороги Жизни»  . ..…………………………………………………………7

Глава 7. Памяти павших.  ……………………………………………………………………9

Заключение ………………………………………………………………………………  10

Литература     .………………………………………………………………

В В Е Д Е Н И Е  

Автор к выбору темы подошёл исходя из того, что в нашей школе работает Музей Боевой Славы 1-й гвардейской Краснознамённой истребительной авиационной Выборгской дивизии Военно – воздушных сил Краснознамённого Балтийского флота (ГИАВД). 22 февраля Музею исполняется 45 лет. Неслучайно, что музей создавался именно в нашей школе. Здесь, на месте нынешнего 14-го микрорайона, с конца августа 1919 до 12 сентября 1941 года (то есть до эвакуации) находился один из аэродромов  61-й истребительной авиационной бригады (ИАБ) Краснознамённого Балтийского флота. А школа расположена на месте, где находился СКП (стартовый командный пункт), откуда производилось руководство учебно – боевыми, а с началом Великой Отечественной войны и боевыми, полётами. Об этом свидетельствует Мемориальная доска на фасаде школы, открытая 7 мая 1973 года.

Боевой работе 61-й ИАБ  посвящено немало документальных работ. А писатель Николай Чуковский посвятил лётчикам – балтийцам свой роман «Балтийское небо»,                 по которому в 1960 году снят одноимённый кинофильм.                                                              

Фонды  Музея содержат богатый материал не только по истории 1-й ГИАВД.                  В экспозиции выставляются личные вещи авиаторов, письма ветеранов и их родственников, и многое другое.

 Автор работы, являясь экскурсоводом в Музее 1-й ГИАВД, презентует материал только о некоторых пилотах 61-й ИАБ, воевавших в первый, наиболее трудный и сложный, период Великой Отечественной войны. Они заслужили, чтобы об их ратных подвигах люди помнили. А в нашем городе, где базировался один из основных аэродромов Балтийской авиации, кроме мемориальной доски на здании 529-й школы ничего не напоминает об авиаторах.  

Работа ставит своей целью привлечение внимания общественности и руководства Петродворцового района к необходимости увековечения памяти авиаторов – балтийцев.  

Глава 1.                                                                                                                                                               З А М Ы С Е Л   Г И Т Л Е Р А

Начиная вторую Мировую войну, гитлеровская Германия ставила перед собой цель – захватить территорию и богатства нашей страны, истребить миллионы наших людей, оставшихся в живых превратить в рабов.

В соответствии с планом «Барбаросса» большое значение уделялось захвату                     и уничтожению Ленинграда – крупнейшего политического и экономического центра нашей страны.                                                                                                                                                                

Гитлер говорил: «С падением Петербурга у русских пропадёт охота бороться».                                                                                                              Сюда брошено огромное количество техники и людей. Группы армий «Север» продвигались к Ленинграду.                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Гитлер был уверен, что операция по захвату Ленинграда закончится быстро                      и успешно.

Глава 2.                                                                                                                                                       П Е Р В Ы Е   Г Е Р О И   Б А Л Т И Й С К О Г О   Н Е Б А

В срыве планов фашистского командования важная роль отводилась авиации Балтийского флота.

Лётчики 61-й ИАБ защищали небо Балтики с первых часов войны. И уже                      на третий её день командир эскадрильи капитан Антоненко Алексей Касьянович первым на Балтике сбил вражеский самолёт.

Антоненко и Бринько уже 14 июля 1941 года стали первыми Героями Советского Союза на Балтике.

61-я ИАБ прошла славный путь, героически сражаясь с врагом.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               В небе над Петергофом, Стрельной, Ораниенбаумом, Кронштадтом                                  сражались морские лётчики – истребители. Они защищали дегендарный полуостров Ханко, закрывавший подход к Ленинграду, «Дорогу Жизни», базы на островах Финского залива, Ораниенбаумский плацдарм.                                                                                        

                                                                                                                                           

На втором этапе войны бригада, ставшая уже  1-й гвардейской авиадивизией, участвовала в прорыве блокады Ленинграда, освобождала от фашизма Прибалтику.                А пока…

В О Й Н А   Т О Л Ь К О   Н А Ч И Н А Л А   «Н А Б И Р А Т Ь   О Б О Р О Т Ы». Однако, не ведая, каковым будет её исход, советские воины беззаветно сражались на полях Великой битвы от Баренцева моря до Чёрного…

Глава 3.                                                                                                                                                        Н А   П О Д С Т У П А Х   К   Л Е Н И Н Г Р А Д У

19 июля 1941 года   лётчик 2-й эскадрильи 5-го истребительного авиаполка (ИАП) 61-й ИАБ лейтенант Алиев Гусейн Бала Оглы вступил в неравный бой с 5-ю «хейнкелями».

2 самолёта противника были сбиты, 2 повернули назад, а последний продолжал бой с отчаянным русским лётчиком. Когда у Алиева кончились патроны, он пошёл на таран и сбил своего противника. Однако и сам Гусейн был смертельно ранен. Последними усилиями воли он посадил самолёт на нашу территорию близ посёлка Гостилицы. 30 осколков снаряда нашли в груди этого героя.

        …И тридцать, не забудем, тридцать

          Осколков вражеских в груди!

          Но сердце продолжает биться

           И отдаёт приказ: «Дойти!»

           Дойти! Пусть лёгкие пробиты,

           И в баках пусто, сдал мотор.

Но гибели наперекор

 Шёл на посадку истребитель,

 Со смертью продолжая спор.

 Всё сознавая, не вслепую,

 В вершинах сосен и берёз…

 И на проталину лесную

 Пришёл, не выпустив колёс.

             Так флотский поэт Всеволод Азаров рассказал в стихах о последних минутах жизни сына азербайджанского народа лётчика Гусейна Алиева.

Вот он, Гусейн, лежит на носилках в окровавленном, посечённом осколками кителе. Гусейн, Гусейн! Смертельно раненый, он ещё пытался спасти своего раненого друга – самолёт.

Откуда взялись у него силы, чтоб посадить истребитель так нежно и аккуратно?

Совершив посадку, он всё ещё летел на своём истребителе. Но теперь уже летел                       в бессмертие.                                                                                                                                                        

…Горда гора полётом соколиным,                                                                                                              А Родина – своим бесстрашным сыном!

Это заключительные строки замечательной поэмы о Гусейне Алиеве, написанной поэтом Мамедом Рагимом. Гусейн Алиев похоронен в Низино.  16 сентября 1941 года посмертно награждён орденом Ленина.                                                

                                                                                                                                                               Глава 4.                                                                                                                                                          Б Л О К А Д А   Л Е Н И Н Г Р А Д А

Война быстро докатилась до Ленинграда.                                                                                            

8 сентября 1941 года фашисты вышли к Ладожскому озеру и захватили крепость Шлиссельбург. Ленинград оказался в кольце блокады. Все коммуникации, связывавшиеся город с большой землёй, были перерезаны. Впереди ленинградцев ждало «29 месяцев блокады. Голод. Мрак. Обстрелы. Боль утрат…»                                                                               

12 сентября 1941 года противник перерезал Балтийскую железную дорогу и взял Стрельну. Последние девять самолётов И-153 61-й ИАБ перебазировались на аэродром Бычье Поле (Кронштадт). Петергофский аэродром прекратил своё существование.               23 сентября 1941 года началась оккупация Нового Петергофа.

                                                                                                                                                                    Глава 5.                                                                                                                                                        «Д О Р О Г А   Ж И З Н И»

В эти же дни начала работать «Дорога Жизни».

Перевозки осуществлялись водным путём и воздушным транспортом.                                                                                                             С началом ледостава заработала ледовая трасса. Для обороны трассы образована Ладожская оперативная группа.                            

Авиационное прикрытие осуществляла и 61-я истребительная авиационная бригада.

Имена таких асов, как А.К. Антоненко, П.А. Бринько, Г.Д. Костылев,                       А.Ю. Байсултанов, В.Ф. Кожанов, И.С. Кравцов, В.Ф. Голубев и других героев Балтийского неба были известны на всех фронтах. Но Ладоге принадлежит особая роль. Здесь лётчики проявляли массовый героизм.

Ледовая дорога работала с полной нагрузкой. По завьюженной Ладоге тянулся бесконечный поток машин. Шли грузы в Ленинград. Застревали колонны с грузом. Мёрзли водители. Участились налёты фашистских самолётов. И всё это время днём и ночью не прекращала вахту над трассой её крылатая защита… Лётчики делали всё, несмотря на крайнюю усталость. И так ежедневно до освобождения от блокады.                                                                                                                      

Лётный состав переведён на нормы питания наземных войск и отдельные лётчики падали в обморок от истощения. Фашисты производили по двадцать пять налётов в сутки на Ладогу. Схватки с противником ежедневны.

                                                                                                                                                                 Глава 6.                                                                                                                                                       Г Е Р О И   «Д О Р О Г И   Ж И З Н И»

Быстро мужали молодые пилоты. Особо известен комсорг 4-го гвардейского истребительного авиаполка сержант Горгуль Семён Егорович.   По окончании военно – морского авиационного училища 10 ноября 1941 года Семён стал пилотом 13-го ИАП.

В первом же воздушном бою 1 февраля 1942 года был ранен, но                на повреждённом самолёте в течение 20-ти минут прикрывал командира звена. 2 мая 1942 года награждён медалью «За отвагу».

6 мая 1942 года при разведке ледовой обстановки в южной части Ладожского озера И-16 Горгуля был подбит. На подбитом самолёте сержант произвёл посадку на лёд с убранным шасси в  12-ти километрах западнее острова Кареджи и вышел из кабины.      

          Пилоты Мессершмитта - 109 обнаружили его, штурмовкой зажгли самолёт и смертельно ранили лётчика. Прощаясь с Ленинградом, умирающий лётчик кровью написал в своём блокноте: «Прощайте, ленинградцы, победа за нами!»  

Так думал умирающий лётчик в последние минуты своей жизни…                                                                                                                                             В деревне Выстав в братской могиле со своими товарищами - однополчанами похоронен Семён Горгуль. Многие крылатые бойцы нашли себе могилу под водами Ладоги.

Глава 7.                                                                                                      

П А М Я Т И   П А В Ш И Х  

Родина-Мать приказала им не допустить врага в Ленинград и они выполнили свой долг до конца. В этом их бессмертие!

На западном берегу Ладоги, где начиналась Дорога Жизни, воздвигнут величественный памятник, на мемориальной плите которого высечены слова:

                                              Потомок, знай! В суровые года,

                                              Верны народу, долгу и отчизне,

                                              Через торосы Ладожского льда

                                              Отсюда мы вели Дорогу Жизни,

Чтоб жизнь не умирала никогда!                                                                                                                                                                  

На станции Осиновец создан Музей Дороги Жизни. В нём есть стенд,                                                                                                                                                                       посвящённый героическому подвигу лётчиков 1-й гвардейской Краснознамённой                                                                                     истребительной авиационной Выборгской дивизии ВВС КБФ.

           Об этом нельзя забыть!

                                                      Об этом надо помнить!

Мы помним об этом и не забываем! В нашей школе проводится большая военно – патриотическая работа: праздники к соответствующим датам (по возможности                          с участием ветеранов), экскурсии как в нашем музее, так и в музеях города, военно – спортивная игра «Зарница», традиционные торжественные мероприятия у мемориального комплекса «Борки» и так далее. На экспонатах и материалах музея проводятся уроки истории, географии. Изучается авиационная техника.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Целью данной работы было напоминание жителям Петергофа, интересующимся и любящим его военную историю, об одном из славных авиационных соединений авиации Балтийского флота. Также рассматривался вопрос о привлечении внимания властей по поводу увековечения памяти авиаторов. Материалами для решения данной проблемы располагает Музей 1-й ГИАВД.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1.Голубев В.Ф. Крылья Балтики, Калининградское книжное издательство, 1979

      2.Голубев В. Ф. Крылья крепнут в бою, «Советская Россия», Москва, 1979

      3.Гурченко Л.М. Аплодисменты, «Вагрус», 1996

      4.Каберов И.А.   В прицеле свастика, Лениздат, 1975

      5.Материалы Музея 1-й ГИАВД.