Я - классный руководитель. Цели и задачи деятельности классного руководителя

Мухамадеева Венера Ульфатовна

Цель деятельности классного руководителя - создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачи деятельности классного руководителя:

• формирование и развитие коллектива класса;

• создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

• формирование здорового образа жизни;

• организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

• защита прав и интересов обучающихся;

• организация системной работы с обучающимися в классе;

• гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;

• формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

• организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

Функции классного руководителя

Деятельность классного руководителя — целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

Функции классного руководителя:

1. Организационно-координирующие:

• обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;

• установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);

• проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;

• взаимодействие с педагогическими работниками, э. также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

• организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

• организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

• стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

• взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом;

• ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

2. Коммуникативные:

• регулирование межличностных отношений между обучающимися;

• установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;

• содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;

• оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

3. Аналитико-прогностические:

• изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

• определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

4. Контрольные:

• контроль за успеваемостью каждого обучающегося;

• контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

Формы работы классного руководителя

В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:

• индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

• групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);

• коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:

• определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;

• учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;

• обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой, творческой деятельности обучающихся класса.

 
Критерии оценки осуществления функций классного руководителя

Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать на основании двух групп критериев: результативности и деятельности.

Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).

Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).

 

Рекомендую посмотреть:

 

Функции классного часа

Как подготовить и провести дискуссию

Вопрос о культурном использовании Интернета современными школьниками

 

В помощь классному руководителю

Функции классного руководителя в современной школе

Цель и задачи деятельности классного руководителя

Цель деятельности классного руководителя —- создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачи деятельности классного руководителя:

• формирование и развитие коллектива класса;

• создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

 

Мудрые мысли великих людей для школьников

Мудрые мысли для подготовки классных часов для старшеклассников

- Никогда не спорьте с дураком — люди могут не заметить между вами разницы.

Первый закон спора

- Берись за все, что ты знаешь и умеешь или мечтаешь знать и уметь. В смелости заключается гениальность, власть и волшебная сила.

В. Гёте

- Великие дела нужно совершать, а не обдумывать бесконечно.

Юлий Цезарь

 

Молодежное движение Хиппи

Материал для классного руководителя «молодёжное движение 60-х «HIPPIES»

В 60-х десятки тысяч молодых людей в Старом и Новом свете одновременно порвали с укладом жизни своих родителей, попытались вырваться из клетки повседневного бытия.

Была предпринята попытка опрокинуть сложившиеся ценности, возвестить о наступлении новой эры - Эры Любви. Молодежь хотела иных взаимоотношений между людьми, отношений, где не было расчёта; она жаждала мира, где человека принимали бы целиком, со всеми его достоинствами и недостатками, где его любили бы за то, что он есть.

 

Диагностика ранней стадии наркозависимости. Выявление и профилактика

Материал для классного руководителя «Проблема диагностики ранней стадии наркозависимости. Выявление и профилактика»

Необходимо проявить высокую бдительность, если у подростка обнаружены какие-либо таблетки, ампулы (другие лечебные препараты); любые приспособления для инъекции - шприцы, иглы, жгуты; какие-либо химические вещества, реактивы, препараты, жидкости, особенно из класса органических растворителей, различные средства бытовой и технической химии, а также «приспособления» для их вдыхания (трубки, «маски» и т. д.); целые растения или их части (стебли, «соломка», листья, головки цветов), 

 

Толерантные и интолерантные люди

Материал для классного руководителя «Отличия толерантной личности от интолерантной» (подготовлено на основе работ Г. Оллпорта)

Деление людей на толерантных и интолерантных достаточно условно. Крайние позиции встречаются довольно редко. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Тем не менее склонность вести себя толерантно или интолерантно может стать устойчивой личностной чертой, что и позволяет проводить различия между толерантной и интолерантной личностями и характеризовать их.

Роль праздников в воспитании детей

Значение праздника в воспитательном процессе

Отечественные праздники прошлого и настоящего не могут выйти из породившего их времени, быть выше и чище общества, в котором они проводятся. В условиях идеологического диктата и цензуры создавались и проводились праздники, которые помогали отвлечься от насущных проблем и суеты и потому являлись как бы своеобразным допингом, охраняющим психическое здоровье народа.

 

Информационные классные часы в школе

XXI в. - век информации, стремительным потоком обрушивающейся на каждого из нас, хотим мы этого или нет. В XXI в. поток этот движется с еще большей скоростью и отнимает у нас все больше времени. Сориентироваться в этом поистине безбрежном море непросто. Непросто нам, взрослым людям. Еще сложнее детям.

 

Как подготовить и провести классный час

Советы для классного руководителя по подготовке и проведению классного часа

Классные часы являются основным компонентом системы работы классного руководителя. Они проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий.

Классный час, конечно же, не урок. Но обыкновенно ему определяют место в учебном расписании, чтобы сделать обязательной еженедельную встречу классного руководителя со своим классом.

 

Особенности работы с подростками

Особенности работы с подростковым коллективом

Работая с классом, педагог сталкивается с необходимостью решать так называемые организационные вопросы. Часто на это приходится отводить время на своем уроке. И чем меньше класс организован, тем труднее классному руководителю: приходится на себе тащить воз «дежурных» вопросов, распределения обязанностей, выяснения конфликтных ситуаций. А легче? Легче и классному руководителю, и школьникам, если класс растет как коллектив, если развивается система взаимодействий и создана благоприятная атмосфера. И классный час может этому помочь.

 

Подготовка и проведение классного часа

Остановимся подробнее на личностно ориентированных классных часах. Подготовку и проведение классного часа личностно ориентированной направленности можно представить в виде технологической цепочки последовательно выполняемых действий.

1. Составление педагогом совместно сучащимися и их родителями тематики классных часов на учебный год.

В определении тем классных часов принимают участие школьники и их родители. Важно выяснить их мнение о том, какие проблемы следует обсудить в классе. В методическом арсенале классных руководителей существует немало приемов и методов, помогающих обеспечить участие школьников и их родителей в составлении тематики классных часов: 

 

Положение о классном часе

1. Классный час в школе является одной из основных форм организации воспитательной деятельности классного руководителя с классным коллективом.

2. Классный час основывается на принципах, изложенных в концепции воспитательной системы школы.

 

Структура и компоненты классного часа

Классный час как форма воспитательной работы с учащимися

Что такое классный час?

Что в педагогике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час?

Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентированной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру (Н. Е. Щуркова, Н. С. Финданцевич)