Достижения юных музееведов
Достижения юных музееведов за 2020-2023гг.
Достижения обучающихся в творческих конкурсах, научно-практических конференциях, коммуникационных проектах
Достижения обучающихся за 2020-2023 гг.
| ||||||
№ п/п | Название мероприятия
| Фамилия, имя участника | Класс | Результат | ||
Достижения обучающихся за 2022-2023 гг. | ||||||
1 | Всероссийский конкурс «Большая перемена» | Ниязова Венера | 11 | полуфиналист | ||
2 | Всероссийский творческий конкурс «Традиции семьи» | Шарипова Ангелина | 5 | победитель | ||
3 | Всероссийский конкурс «В родном краю ромашкой пахнет ветер, и до травинки вся земля своя…» в номинации «Богата земля талантами» | Борцова Снежана, Муралеев Тимур. | 6 | победители | ||
4 | Всероссийский конкурс на лучшую музейную экспозицию «Живая история» | Ибрагимов Альберт, Ибрагимов Данис | 4 | участие | ||
5 | Областной конкурс эссе «Сталинградская битва в памяти поколений» | Латыпова Карина | 10 | победитель | ||
6 | 1-е детские краеведческие чтения, посвященные А.А.Жирову | Муралеев Тимур, Борцова Снежана | 6 | Победители | ||
7 | Областной фестиваль – конкурс детского творчества «Пасхальный праздник» (видеоролик) | Шарипова Ангелина | 5 | Победитель | ||
8 | Областной творческий конкурс «Это нашей истории строки» | Латыпова Карина | 10 | Призер, 2 место | ||
9 | Всероссийский конкурс на лучшую музейную экспозицию «Живая история» | Муралеев Тимур, Борцова Снежана | 6 | Сертификат | ||
Достижения обучающихся за 2021-2022 гг. | ||||||
10 | Региональный этап Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И.Вернадского; | Ниязова Венера,
| 10
| лауреат 1 степени
| ||
11 | V областная краеведческая конференция школьников "Моя Сибирь - мой край родной";
| Ибрагимов Данис, Ибрагимов Альберт | 3 | Лауреаты
| ||
12 | Муниципальный и региональный этап регионального заочного конкурса "Моя малая Родина: природа, культура, этнос". | Румянцева Владислава, Баширов Раиль | 8,9 | лауреаты 1 степени, победители | ||
13 | XXIX Всероссийские юношеские Чтения имени Вернадского; | Ниязова Венера | 10 | Призер (2 степени) | ||
14 | Международный конкурс "Была война..." | Ибрагимов Данис, Ибрагимов Альберт | 3 | победители 2 степени | ||
15 | Всероссийские чтения имени С.И. Манякина с международным участием «Наследие земли Сибирской». | Ниязова Венера | 10 | сертификат | ||
16 | Конкурс «Космос глазами детей» XVI Областной научно-практической конференции им.А.С.Клинышкова «Россия – космическая держава» (23.04.2021г. | Ибрагимов Альберт | 3 | Участник | ||
Достижения обучающихся за 2020-2021 гг. | ||||||
17 | Региональный фестиваль детско-юношеского творчества «Белая береза». | Ибрагимов Альберт Ибрагимов Данис | 2 | Призеры (2 место) | ||
18 | Региональный фестиваль детско-юношеского творчества «Белая береза». | Баширов Раиль | 7 | Призер (3 место) | ||
19 | Региональный конкурс «Экология. Краеведение. Туризм» | Баширов Раиль, Румянцева Владислава | 7-8 | Призеры (2 место) в номинации «Экология и мы» | ||
20 | Региональный конкурс «Экология. Краеведение. Туризм» Номинации «Экология и мы» и «Сохранение природы и культурного наследия родного края» | Ниязова Венера, Радочина Алена | 9-10 | Победители | ||
21 | Региональный этап Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета» | Румянцева Владислава, Баширов Раиль | 7,8 | Победители в номинации «Природа – бесценный дар, один на всех» | ||
22 | Межрегиональный экологический фестиваль детско-юношеского творчества «Белая береза» (конкурс мультимедийных презентаций «Моя малая Родина») | Баширов Раиль | 7 | Призер (2 место) | ||
23 | Региональный заочный конкурс исторического эссе для школьников «Омск для фронта, для Победы!» | Ибрагимов Альберт | 2 | Призер (3 место) | ||
Ибрагимов Данис | 2 | Призер (3 место) | ||||
24 | Региональный заочный конкурс для воспитанников дошкольных учреждений и школьников «Я поведу тебя в музей» | Ибрагимов Альберт | 2 | Победитель | ||
| Ибрагимов Данис | 2 | Победитель | |||
25 | Областная конференция исследовательских проектов «Хочу всё знать» | Баширов Раиль | 7 | Победитель | ||
26 | Муниципальный телекоммуникационный проект «Хранители Памяти и Времён» | Ибрагимов А., Ибрагимов Д., Баширов Р., Румянцева В., Ниязова В. | 2, 7-9 | Призеры (2 место) | ||
27 | IX областная интернет-конференция для обучающихся ОО Омской области «Охрана биосферных единиц» | Румянцева Владислава, Баширов Раиль | 7,8 | Лауреаты | ||
28 | Региональный конкурс исследовательских работ «Алиса в стране чудес» | Ибрагимов А., Ибрагимов Д. | 2 | 3 место |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yunyy_muzeeved.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МЕЖДУРЕЧЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ТАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР _________________ Хайдарова Т.Г. «____» _______2022г. | УТВЕРЖДАЮ Директор БОУ «Междуреченская СОШ» ________________Н.А.Мугак «___»______2023г. |
Рабочая программа объединения
«Юный музеевед»
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Мухамадеева В.У.
Программа составлена на основании:
Примерной программы внеурочной деятельности начального и основного образования «Юные музееведы», разработанной автором Д.В. Смирновым под редакцией В.А. Горского. – М. Просвещение, 2010.- 111с. - (Стандарты второго поколения).
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ:
Актуальность данной программы заключается в том, что для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы учащийся мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может быть такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.
Программа «Юный музеевед» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы.
Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно - образовательной и экспозиционной работы. При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, обществознания, литературы, географии и т д. В условиях партнерского общения обучающихся и педагогов открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом
Программа предназначена для дополнительного образования учащихся основной школы, интересующихся историей родного края и музееведением.
Новизна данной программы состоит в реальном участии детей в организации музейного дела, использование воспитательного потенциала музея в образовательной и внеурочной деятельности, направленной на формирование духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения через краеведческую деятельность. Благодаря работе в данном направлении ребята смогут не только найти, прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, но и «прикоснуться» к прошедшей эпохе, «потрогать ее руками», эмоционально пережить артефакты.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Через изучение истории и культуры родного края, семьи, школы вовлечь учащихся объединения «Юный музеевед» в научно – исследовательскую деятельность школьного музея.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ:
Личностные результаты:
У учащихся будет формироваться:
- чувство уважения к прошлому, бережное отношение к реликвиям, патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности;
- интерес к музееведческой и научно-исследовательской деятельности.
Учащиеся получат возможность для формирования:
– ценностно-смысловых установок, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
– способности к саморазвитию, готовности к обучению через всю жизнь. Метапредметные результаты:
Учащиеся научатся:
– организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с ребятами: определять цели, распределять функции и роли участников, использовать разные способы взаимодействия учащихся и общие методы работы;
– находить и обрабатывать информацию;
– анализировать объекты, выделять главное;
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
По окончании 1 года обучения учащиеся должны получить знания:
- о семейных ценностях и традициях, о родословной;
- о значении жилища в жизни человека;
- об истории родного поселка Междуречье, Тарского района, Омской области;
- о символике района, области, истории ее происхождения;
- о богатстве и недрах района, полезных ископаемых;
- о растительном и животном мире района, среде обитания, обычаях и приспособлении к жизни; охране окружающей среды;
· об охраняемых местах района и области; красоте родного края;
- о реке Иртыш, протекающей по нашему району и области; охране водных ресурсов;
- о памятниках поселка, района и области, о событиях, в честь которых возникли архитектурные сооружения;
- о знаменитых людях, прославивших поселок, район, область.
По окончании 2 года обучения учащиеся должны получить знания:
- о символике нашей Родины;
- о природе, богатом животном и растительном мире;
- об истории России;
- о знаменитых людях, прославивших Россию;
- об истории и традиции Российских праздников;
Срок реализации программы: 1 учебный год
Количество учебных часов: 34 часа
Количество учебных часов в неделю:1 час
Возрастная группа: 7-14 лет
Форма реализации: кружок
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный музеевед» для обучающихся 1-4, 5-8-х классов на 2019-2020 учебный год составлена:
- в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- во исполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 (в редакции приказа от 31.12.2015 № 1576);
- на основе авторской программы Примерной программы внеурочной деятельности начального и основного образования «Юные музееведы», разработанной автором Д.В. Смирновым под редакцией В.А. Горского. – М. Просвещение, 2010. 111с. (Стандарты второго поколения).
Раздел 1. Планируемые результаты освоения рабочей программы внеурочной деятельности «Юные музееведы»
Реализация программы способствует формированию следующих универсальных учебных действий:
Личностные УУД: сформированность познавательных мотивов – интерес к новому;
стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ - выделение признаков (существенных, несущественных); синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативные УУД: потребность в общении со взрослыми и сверстниками; владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника
Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование;
контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Учащиеся научатся:
- ориентироваться в музейной терминологии;
- определять особенности становления музеев в России и в мире в различные исторические периоды;
- составлять план поисково-исследовательского проекта;
- заполнять бланки музейной документации по работе с фондами;
- проектировать простую экспозицию;
- комплектовать материал для выставки;
- составлять текст экскурсии к выставке;
- ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве;
- оформлять и хранить краеведческий материал, вести элементарные краеведческие записи.
- выступать с публичной защитой проекта.
Учащиеся получат возможность научиться:
- формировать и оформлять экспозицию школьного музея;
- готовить и проводить экскурсии по школьному музею.
- работать в графическом редакторе.
- представлять информацию в формате Microsoft Publisher, Microsoft Power Point
- вводить изображения с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов, смартфонов, видеокамер, сканеров и т. д.)
Формы и виды контроля: организация викторин, выставок, защита проектов, научно-исследовательских работ.
Раздел 2. Содержание программы «Юные музееведы»
Введение. Цели и задачи занятий по программе курса. Основные понятия и термины в музейном деле (музей, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.).
Раздел 1. История музейного дела: условия зарождения российского коллекционирования исторических и художественных раритетов. Оружейная палата- государева сокровищница XVI-XVII века. Коллекционеры круга Петра I. Зарождение первых музеев в России. Кунсткамера. Эрмитаж. Их роль в становлении российских музеев. Условия зарождения первых музеев в Омской области. Первые коллекционеры и коллекции. Их роль в становлении российских музеев. Формирование музея г.Тары. Восстановление традиций и принципов работы музеев. Виды и типы музеев нового периода развития страны. Музеи к началу 1990-х годов. Причины музейной реформы 1990-х годов. Музеи России сегодня. Перспективы развития музеев России. Отечественный опыт организации и деятельности детских музеев.
Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны; г.Омска, поездка в Тарский краеведческий музей; поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями; самостоятельная подготовка проектной работы (по выбору детей)..
Раздел 2: Научно – исследовательская и поисковая деятельность музея: Музеи как современные научные и поисково-исследовательские центры. Основные направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции музея; изучение музейных предметов и коллекций; реставрация, социально-педагогические исследования; исследования в области истории, теории и методики музейного дела. Поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея
Практическая работа: в поисково-исследовательской деятельности школьного краеведческого музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности; выполнение индивидуального поисково-исследовательского задания.
Раздел 3. Экспозиционно-выставочная работа музеев: понятие «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал», Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели др.) Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи, музеи-заповедники, музеи под открытым небом др.) Экспозиции постоянные, временные, тематические в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиции школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам.
Практическая работа: участие в подготовке тематической экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам (предметная неделя) и к памятной дате «К 75-летию Победы».
Раздел 4. Проектная деятельность. Проектная деятельность в работе школьного музея. Определение целей, задачи проектной работы, связь с тематикой школьного музея. Виды учебных проектов Этапы проектной работы. Требования к оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Оформление работ в виде докладов, рефератов, статей. Цитирование и ссылки. Культура научного исследования.
Практическая работа: овладение основными формами поисково-исследовательской работы (работа в библиотеке, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов; документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов). Выполнение индивидуального учебного проекта.
Технологии и методы организации учебного процесса
В процессе реализации программы предполагается использование: дифференцированного подхода, проектирование, информационно-коммуникативные технологии; объяснительно-иллюстративные, словесные, наглядные, практические, репродуктивные, частично-поисковые, проблемные, эвристические, исследовательские методы.
Формы занятий: беседа, практическая работа; рассказ, сопровождаемый наглядным показом и демонстрацией образцов готовых выставок и разделов виртуального музея, выставки, групповые и коллективные формы деятельности, выставки.
Режим занятий: вторая половина дня, один раз в неделю. Занятия проводятся как в период учебных четвертей, так и в период осенних и весенних каникул.
Перечень внеурочных мероприятий.
С целью формирования личностных, метапредметных и общих предметных результатов учащимся будет предложено участие в следующих внеурочных мероприятиях.
№ п/п | Название мероприятия | Уровень мероприятия | Сроки проведения |
Фестиваль национальных культур | муниципальный | декабрь 2022 | |
Конкурс экспозиций | муниципальный | Март – апрель 203 | |
«Школьная научно-практическая конференция | школьный | февраль 2023 |
Раздел 3. Учебно-тематическое планирование
Распределение часов по учебным четвертям в 2022-2023 учебном году
1 четверть +каникулы | 2 четверть | 3 четверть +каникулы | 4 четверть | Всего за год |
9 часов | 8 часов | 10 часов | 7 часов | 35 часов |
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Основные виды учебной деятельности | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Введение | 2 | 1 | 1 | Изучают музейгую терминологию | |
Раздел 1. Основы музейного дела. | 7 | 3 | 4 | Смотрят видеофильмоы об известных музеях нашей страны; региона. Принимают участие в обсуждении проблемы особенностей становления музеев в России и в мире в различные исторические периоды; Составляют алгоритм работы по созданию и презентации в режиме, Microsoft Power Point «музеи города Омска и омской области». Проводят поиск информации в сети Интернет. Обрабатывают и представляют информацию в режиме Microsoft Publisher, Microsoft Power Point Осуществляют расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Создают и редактируют тексты. Используют графический редактор: изменение размера, сжатие изображения; обрезка, поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, коррекция цвета, яркости и контрастности.) Обрабатывают фотографии. Вводят изображения с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов, видеокамер, сканеров и т. д.)
| |
Раздел 2. Научно – исследовательская и поисковая деятельность музея. | 8 | 2 | 6 | Осуществляют расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Создают и редактируют тексты. Используют графический редактор: изменение размера, сжатие изображения; обрезка, поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, коррекция цвета, яркости и контрастности.) Обрабатывают фотографии. Вводят изображения с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов, видеокамер, сканеров и т. д.) Используют навыки смыслового чтения как способа осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;. извлечение необходимой информации из текстов различных жанров;. определение основной и второстепенной информации; давать определения понятиям, устанавливать причинно- следственные связи; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. | |
Раздел 3. Экспозиционно-выставочная работа музея | 8 | 2 | 6 | Обрабатывают фото- и видео-архивы с использованием сканера и программ графического редактора. Выполняют поисковое задание в соответствии с планом работы над проектом «Книга Памяти». Определяют цели проекта, составляют плана работы, отбирают имеющуюся информацию и проводят поиск недостающей. Извлекают из неадаптированного текста, составленного на основе газетных публикаций и необходимую информацию, Преобразовывают ее. и используют для решения поставленных задач. Готовят к устной защите проект. В режиме Microsoft Power Point. Участвуют в публичной защите проекта. | |
Раздел 4. Проектная деятельность. | 9 | 2 | 6 | Создают простейшие тематические экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам (предметная неделя) и приуроченные к памятным датам. Осуществляют поиск и систематизацию информации, переводят в цифровой вариант, Оформляют выставки (оформление экспозиционного материала в режиме Microsoft Power Point). Готовят простейшее экскурсии, мастер-классы. | |
итого | 34 | 10 | 24 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-наглядные пособия:
- мультимедиаобъекты по темам курса;
- фотографии.
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- компьютер с учебным программным обеспечением;
- демонстрационный экран;
- магнитная доска;
- цифровой фотоаппарат;
- сканер, ксерокс и цветной принтер;
Список используемой литературы
- В.А. Горский. На пути к«вечному двигателю» //Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование М.: Просвещение, 2011.-111с.
- Безрукова. В.С. Директору об исследовательской деятельности школы”. М., “Сентябрь”, №2, 2002
- Зимняя. И.А Научно- исследовательская работа: методология, теория, практика организации и проведения. М., 2000
- Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся”. М., Центр “Школьная книга”, 2003
- Савенков. А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М., “Сентябрь”, №8, 2003
- Работа над созданием научной концепции выставки
- Работа над созданием научной концепции музея (на примере одного из школьных музеев
- Описание экспоната, заполнение инвентарной карточки, оформление полевой этикетки.
- Комплектование и обработка материалов для выставки
- Проектирование выставки
- Написание текста обзорной экскурсии к выставке
- Составление экскурсии “История одного предмета” (по экспонатам одного из школьных музеев).
- Составление рекламного проспекта одного из школьных музеев
- В мире школьных музеев. Выпуск 1. Отв. редактор: В.П. Моисеенко. М., Центр “Школьная книга”, 2007.
- Галкина, Е. Все можно трогать руками. // Сов. музей. – 2000. – №4.
- Закон Российской Федерации “Об образовании”.
- Культурно-образовательная деятельность музеев: сб. тр. творческ. лаборатории “Музейная педагогика” кафедры музееведения. – М., 1997.
- О деятельности музеев образовательных учреждений. Письмо Министерства Образования . 12 марта 2003 г. № 28-51-181/16.Методическое обеспечение программы: