Мои печатные работы
Мои печатные работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мотивация ребенка, глазами родителей в начальной школе
(результаты аналитического исследования)
Бондарев П.И., Васильева Н.И., Горелкина Н.В., Симакова Т.Н., Ююкина Е.А., МБОУ СОШ №34, городского округа г. Воронеж
Наверное, мы не скажем новость, сконстатировав в качестве факта утверждение: интересы ребенка - залог его успешной деятельности в школе.
Данное утверждение – практически аксиома. Вопрос лишь в том, какие они, эти интересы? Все ли одинаково влияют на его познавательную активность, познавательную деятельность? Что говорят об этом наблюдения родителей? Что в приоритете для себя выбирает ребенок?
Это важно знать педагогическому коллективу школы, с позиции нескольких составляющих:
1. Наличия мотивационного потенциала у детей, направленного на освоение школьной программы.
2. Удовлетворенности самих родителей успешностью освоения школьной программы детьми.
3. Выявления точек, как «болевых», так и «побуждающих», в направлении корректировки выбора приоритетов детьми.
4. Организации работы с детьми.
Поиск ответов на поставленные вопросы, основанный на результатах наблюдений родителей за своими детьми - первый шаг к тому, чтобы выявить соотношение: требования, предъявляемые школьнику обществом, школой, образовательной программой и желаниями ребенка выполнять эти требования.
Для нахождения ответов на поставленные мы провели небольшое исследование (научный руководитель исследовательской работы - тьютор, кандидат педагогических наук, доцент Дендебер И.А.), проанкетировав родителей в направлениях:
- выявления запросов к направлениям освоения детьми видов различных деятельности;
- предпочтений самих детей в выборе тех, или иных видов деятельности (по результатам наблюдения родителей);
- выявления потенциала совместной работы родителей с детьми, в направлении формирования их ценностных приоритетов.
Представляемая выборка – 80 респондентов (родители учащихся 2-х – 3-х классов). Анкетирование было анонимным. В качестве приоритета, брались ответы, составляющие более 50% выборки.
Итак, что же хотят родители от школы, какие направления работы с детьми являются приоритетными?
1. Развитие способностей детей:
- творческих – 56,25%;
- интеллектуальных – 52,5%.
Выделим эти показатели в качестве основы, и остальные результаты анкетирования родителей будем рассматривать сквозь призму данного запроса.
2. Для развития способностей своих детей, родители выбирают:
- кружки и секции – 67,5%;
- различного вида экскурсии – 57,5%;
- посещать музеи – 56,25%;
- посещать театры – 53,75%.
Как показывают эти данные, запрос родителей подтверждается выбором мест, где предполагается развитие детей в направлениях творческой, общеразвивающей (эрудиция, культура), интеллектуальной составляющих.
При этом, родители предпочитают видеть своих детей в качестве:
- участников – 88,07%
- исполнителей – 31,25%;
- организаторов – 24,22%.
Как видно из этих данных, подавляющее большинство родителей хотят видеть своих детей в качестве участников, треть – исполнителей и четверть – организаторов.
Какие же предпочтения выделяют сами дети, с точки зрения родителей, при наблюдении за своими детьми?
3. Приоритет детей:
- прогулки – 71,25%;
- смотреть телевизор – 51,2%;
- играть в игры на компьютере/телефоне – 47,5%
51,2 + 47,5 = 98,7%.
4. Что конкретно интересует детей при просмотре телепередач, использовании компьютера:
- мультфильмы и компьютерные игры – 88,07%.
Сопоставляя результаты 3 и 4 пунктов, можно констатировать: современные дети даже прогулкам (71,25%), предпочитают телевизор и компьютер (от 88,07 до 98,7%). То есть, компьютер является для них базовым приоритетом.
5. Игры, в которые предпочитают играть дети:
- спортивные – 56,25%;
- развлекательные – 55%;
- настольные – 50%;
- логические – 26,25%.
Стоит обратить внимание, что чуть больше четверти родителей, выделили игры логические. Это соотносимо с показателями, позволившими обобщить полученные результаты, о чем чуть ниже по тексту.
6. Предпочтения родителей, в выборе проведения досуга с детьми:
- на прогулке – 68, 75% (соотносимо с точкой зрения детей – 71,25%);
- дома – 66,25%. Кстати, дома, не значит у телевизора. Предпочитают смотреть телепередачи с детьми лишь 8,75%;
- в театре/кино – 33,75%;
- шопинг – 26,25%.
Что же касается соотношения: приоритет в выборе развития способностей детей (пункт1) – желание детей, то они укладываются в диапазон от 12 до 20%.
Подводя итог результатов анкетирования точки зрения родителей, в направлении выявления интересов детей, можно сказать, что есть что учитывать и есть над чем работать.
Например, поднять интеллектуальную и творческую составляющие с 20% (максимум с точки зрения родителей), до 26,25% (дети любят играть в логические игры) – реально. Усилить полученные результаты до 33,75% (отношение к театру, как приоритету) – реально. Было бы желание действовать.
Может, имеет смысл скорректировать направление просмотра телепрограмм.
Понятно, что любое изменение вызывает сопротивление детей, с этим придется считаться, с этим придется работать.
Как предпочитают влиять на детей родители:
- разъяснять – 82,5% (безусловный приоритет);
- устанавливать дружеские контакты – 58,75%;
- поощрять – 22,5%;
- строго требовать – 20%;
- уговаривать – 11,25%;
- наказывать – 8,75%.
То есть, методы родительского воздействия на детей – понятно. Главное, их соблюдать, минимизируя, пожалуй, последний пункт.
А что же педагогический коллектив? Каковы его действия?
Первое и, самое важное – услышать и понять самого ребенка.
Для начала, с частью детей, в круг интересов которых входит исследовательская деятельность, мы выделили направления (темы) социолого-исследовательского характера:
1. Учеба не интересна. Что делать?.
2. Сложности с освоением учебного материала. Чем себе помочь?
3. Сотовый телефон. Он друг, или недображелатель? Как поставить себе его на службу?
Данная совместная работа с детьми (а без их участия этого не сделать), первый шаг в направлении услышать детей.
Следующий шаг – проведение родительских собраний на данную тему. И только потом, планировать следующие шаги. Хочется, чтобы компромисс был найден.
Предварительный просмотр:
Реализация ФГОС в начальной школе: мотив, наглядность, задача
Шайкина М. В., Симакова Т.Н., МБОУ школа №34 городского округа г. Воронеж
Большая часть современных детей характеризуется разнообразием интересов и увлечений. Конечно, во многом это зависит от родителей: насколько близки их отношения с собственными детьми, занимались ли они развитием их способностей. В любом случае сегодня дети могут иметь разнообразнейшие хобби: рисование, пение, чтение, занятия спортом, музыка, танцы, прикладное творчество, компьютерные игры. Однако если задаться вопросом, зачем дети этим занимаются, то первый и самый главный ответ на него будет – интерес. Ребенок никогда не будет делать того, что ему безразлично. В этом смысле дети 1 класса самые восприимчивые: они еще не вышли из того возраста, когда все вокруг интересно, увлекательно. Причем большинство первоклассников стремятся к общению: им хочется не только узнать что-либо, но и тут же поделиться этим с другими.
В этом возрасте дети часто приносят с собой в школу игрушки: кукол, конструкторы, машины, пазлы и т.д. Причем стараются играть, объединяясь в группы. Большая часть игр основана на воображении, образном представлении ситуации: «Давай, я буду ….», «Представь, что я …». То есть происходит не просто придумывание ситуации, а воспроизведение собственного жизненного опыта.
В этом возрасте появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Ее возникновение важно для дальнейшего развития интеллекта. Решение многих типов интеллектуальных задач происходит в образном плане, что обеспечивает понимание условий задач, их соотнесение с реальностью.
Однако здесь появляется затруднение: чтобы представить что-либо, необходимо хотя бы один раз увидеть (попробовать, почувствовать и т.д.) этот предмет (явление и т.д.). Насколько велик опыт младшего школьника, чтобы вообразить себе все, о чем говорится в учебниках? Проиллюстрированы всего около 30% задач в учебнике «Математика» (под ред. М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова) и около 10% заданий в учебнике «Русский язык» (под ред. Горецкого В.Г., Канакиной В.П.). Причем в 1 части «Математики» иллюстраций значительно больше, чем во второй части, где на некоторых страницах, лишь сухой текст.
Именно в этом возрасте дети наиболее открыты миру, они хотят узнавать новое, учиться понимать это. Однако в силу своего возраста они не готовы воспринимать только текстовую информацию, им необходимо ее образное представление, причем в интересной форме.
Какая это будет форма? Мы все прекрасно знаем, что младшие школьники наиболее полно и легко воспринимают информацию в процессе игры. Конечно, в рамках урока мы можем использовать только элементы игры.
Дети любят конструировать и собирать пазлы. Почему им не предложить сконструировать предложения о ком-либо или о чем-либо, предоставив определенный набор слов. Но необходимым условием этого задания должен быть визуальный ряд, предоставленный детям. Причем желательно, чтобы этот ряд состоял из реальных фотографий – таким образом ребенок сможет привлечь собственный жизненный опыт или представить себя в этой ситуации.
Или почему бы не проиллюстрировать задачу про почтальона и телеграммы со страницы 39 фотографией работника почты и изображением телеграммы, тем более, что большинство современных детей даже не знают, что это такое, зная только об электронной почте.
Несколько иная мотивация у детей во втором классе.
В нашей школе было проведено анкетирование, которое позволило выявить каковы интересы учащихся 2 классов, граждан XXI века. Результаты были неординарны. Огромное место в жизни и круге интересов учащихся занимает компьютер и другие гаджеты. Чтение как вид деятельности, который вызывает интерес уходит на второе место, если не сказать на дальний план. Всё чаще слышишь от родителей просьбы задавать внеклассное чтение, т.к. просто без требований школы в лице учителя дети читать не хотят.
И вот здесь возникают задания из учебника, которые надо прочитывать, представлять себе ситуацию, место, различные нюансы, рисовать словесные картины, а ребёнок не приучен рисовать в голове картинки прочитанного, представить о чём, например, задача. Здесь, казалось бы, на помощь должен прийти учебник, который несёт в себе наглядность, которая так важна для восприятия, мотивации выполнения учебной задачи, однако проведя анализ учебников, мы видим, что по математике из одного разворота (порядка 20 заданий) только 1 - 2 проиллюстрировано. Надо сказать, что многие иллюстрации не несут какой-либо смысловой нагрузки, помогающей в решении задачи. Исключение составляют иллюстрации к задачам на движение, объяснение смысла математических действий (умножение, деление)
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие. Новизна материала – важнейшая предпосылка возникновения интереса к нему, однако познание нового опирается на знание старого на основе учебного пособия, предлагаемого тем или иным УМК.
Так как учителю недостаёт наглядности для развития интереса в решении учебных задач, одним из выходов из ситуации может стать создание «банка» заданий, основанных на фотографиях. Фотографии, кроме наглядности, несут и иную функцию. Они вызывают познавательный интерес при решении учебных задач. Эти задания могут быть разработаны не только учителем, со временем какие-то задания могут придумывать и дети, конечно, тогда, когда будут иметь достаточный опыт в решении подобных заданий.
Пример задания. Математика 4 класс, М. Моро, тема: «Нахождение нескольких долей целого»
На сколько долей разделили торт? Сколько долей составляет половина торта? Покажи на рисунке, сколько будет составлять 3/8 доли? 5/8 долей?
Обобщая изложенное можно заключить, что для достижения поставленных целей, реализации ФГОС в начальной школе, необходимо обратить внимание и реализовывать в процессе работы с детьми несколько основополагающих аспектов: создание интереса и личностно-значимых ситуаций, постоянную реализацию принципов наглядности и доступности, как при объяснении нового материала, так и при обретении навыков и опыта в ходе учебного процесса школы.
Предварительный просмотр:
Урок по технологии 3 класс. Карнавальная маска.
Тип урока: Урок систематизации знаний
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.
Цель: развитие личности обучающихся на основе усвоения предметных знаний и универсальных учебных действий.
Задачи:
Предметная:
- познакомятся с особенностями праздника-карнавала; узнают о способах создания карнавальных костюмов; создавать элемент карнавального костюма,
- воспитывать терпеливость в процессе кропотливой пошаговой деятельности по созданию изделия.
Познавательная:
- создать содержательные и организационные условия для развития умения анализировать;
- сравнивать, выделять главное, содействовать развитию умения наблюдать;
- формировать умение структурировать информацию,
- самостоятельно выделять и формулировать цель, создавать алгоритм деятельности для решения проблемы.
Регулятивная:
- обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;
- уметь анализировать свою работу, умение работать в парах;
- содействовать развитию умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.
Коммуникативная:
- строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
- содействовать развитию у детей умения общаться, обеспечить развитие диалогической и монологической речи.
Личностная:
- проявлять фантазию, творчество;
- умение применить свои знания на практике.
- способствовать осознанию рефлексивного алгоритма « Я – мы – дело», помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.
Оборудование: учебник, шаблон, ленточка, цветной картон (бархатная бумага), клей, пайетки, ножницы, карандаш.
Пример изделия:
Ход урока:
Этапы | Обучающие и развивающие компоненты, задания | Деятельность учителя Деятельность учащихся | Формы организации | Универсальные |
I. Орг. момент. Актуализация знаний | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Проверяет готовность обучающихся к уроку. (Показ видеофрагментов различных карнавалов (венецианский, бразильский, новогодний праздник)) (слайд 1) – В чём отличие карнавала от других праздников? Какие карнавальные костюмы у вас были раньше? Какой костюм хотели бы надеть на праздник? | Фронтальная | Личностные :имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, положительно относятся к занятиям предметно-практической деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат. Регулятивные: принимают |
II. Освоение нового материала | Работа с текстом учебника | – Прочитайте в учебнике определение понятия «карнавал». с. 55-56 – История карнавалов очень древняя. Так, в Древней Греции проходили шумные и веселые праздники в честь Диониса – дионисии. Они сопровождались маскарадными шествиями с пением, музыкой, плясками. В средневековой Европе карнавал как театрализованное шествие с играми, инсценировками, забавами и фейерверками, маскированием участников праздника прочно вошел в праздничную культуру многих народов. Историки считают, что начало этим популярным и в наши дни народным гуляньям положили древнейшие земледельческие ритуалы встречи весны и начала сева. Наиболее известными карнавалами являются венецианские, бразильские. Но и у нас в России карнавалы тоже популярны. – Прочитайте в учебнике, на какие праздники в России устраивают карнавалы. – Кто из вас не мечтал побывать на настоящем карнавале - шумном, весёлом празднике, облачившись в яркий костюм и скрыв своё лицо под причудливой маской?! Предположите, что мы сегодня будем делать?(карнавальную маску) – МАСКА- специальная накладка с каким-либо изображением (лица, звериной морды и другие), надетая на лицо человека. (Картинки маски) (слайд 2) Маски изготавливают из различных материалов -плотной бумаги, тонкого картона, ткани и другие. Украшают маски кружевом, перьями, тесьмой, блёстками и многим другим. (слайд 3) Впервые маски начали применять в глубокой древности на охоте, при совершении обрядов. Позднее маски вошли в употребление в театре. Без маски нельзя представить народных гуляний и новогодних ряженых. Маски могут закрывать всё лицо или только его верхнюю часть. Такие маски называют полумасками. | Фронтальная Индивидуальная | Личностные: имеют познавательный интерес к занятиям предметно-практической деятельности. Регулятивные: принимают Познавательные: умеют осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации. Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя, строить понятные высказывания. |
Физкультминутка | Глазкам нужно отдохнуть. Нужно глубоко вздохнуть. Глаза по кругу побегут. Много-много раз моргнут Глазкам стало хорошо. Увидят мои глазки все! | |||
III. Твор- ческая практическая деятельность | Беседа «Что и как мы будем делать». | - Для чего нужна маска? (Маска нужна для защиты лица, для того чтобы не узнавали, для маскарада). Рассмотрите карнавальные маски. Каковы их особенности (цвет, форма, украшения)? (учитель показывает маски) – Проанализируйте образцы изделий. - Из какого вида бумаги она изготовлена? - Полумаска выполнена из бархатной бумаги. - Какие трудности у вас могут возникнуть? Симметрия (объяснение понятия) (слайд 4) - Прежде, чем мы начнём работу давайте поиграем. «Игровое задание». Правильно ли я организовала свое рабочее место. (На столе учителя раскрытые ножницы, беспорядок, лишние предметы). Ученик определяет правильно ли приготовлено рабочее место. | Фронтальная | Познавательные: под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками умеют обобщать, делать выводы, на основе полученной информации принимать несложные практические решения; анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков; проводить в сотрудничестве с учителем сравнение и классификацию предметов по заданным основаниям. Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя, строить понятные высказывания. Познавательные: организовывают творческое пространство. Личностные: имеют знания о гигиене труда |
Практическое задание | Прядок работы. (выполнение проводится согласно плану) Повторение правил безопасной работы с ножницами. (слайд 5- 9)
Учитель наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, контролирует, помогает затрудняющимся при выполнении задания справиться со сложными этапами работы. | Индивидуальная | Личностные: соблюдают правила поведения на уроке. Регулятивные: планируют свою деятельность с опорой на послайдовый план; контролируют действия. Познавательные: находят способы решения проблем творческого и поискового характера, решают творческие задачи самостоятельно; формулируют проблему и самостоятельно ее решают; Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы и техники изготовления поделки | |
IV. Итоги урока. | Обобщение полученных на уроке сведений | Рассматривают выполненные поделки, оценивают их. (слайд 10) | Фронтальная | Личностные: эстетически воспринимают окружающий мир, понимают значение произведений декоративно-прикладного искусства; проявляют интерес к предмету; имеют мотивацию к творческой деятельности. Регулятивные: оценивают свою работу, сравнивая с образцом; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом изделии. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения |
Рефлексия | (Слайд 11) – Что нового узнали сегодня на уроке? Чему научились? – Все ли вам удалось в этом задании? – Что не удалось? Почему? – Пойдете ли вы в своем костюме на карнавал? | |||
Домашнее задание | – Найдите иллюстрации карнавальных костюмов разных праздников. | Индивидуальная |