Кружок фото искусства "Фокус - 34"
Пояснительная записка
работы фотокружка «Фокус»
Фотография широко и прочно вошла в жизнь школьников. Она помогает учащимся полнее усвоить общеобразовательные предметы, связать их с практической жизнью, увидеть и передать красоту природы и повседневных явлений.
В кружок принимаются учащиеся 3 - 4 классов, желающие научиться самостоятельно пользоваться современной цифровой фототехникой. Фотокружок прививает детям любовь к технике, развивает наблюдательность, способствует эстетическому воспитанию. Настоящая программа рассчитана на 70 часов и является начальной ступенью овладения комплексом минимума знаний и практических навыков. Работа кружка проводится в течении одного года по 2 часа в неделю.
Цель кружка:
Познакомить с основами цифровой фотографии в техническом и эстетическом аспекте.
Задачи кружка:
· Привлечь детей к занятию художественной фотографией.
· Познакомить с основными понятиями и определениями, принятыми в цифровой фотографии.
· Научить основам цифровой обработки фотографий с использованием современного программного обеспечения.
· Подготовить учащихся к выставкам и конкурсам.
· Укрепить дружбу между учащимися.
В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический, исследовательский. На занятиях кружка применяются следующие формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: типовое занятие, сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение, практикум, учебная игра, самостоятельная работа.
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ работ воспитанников. При этом отмечаются наиболее удачные, оригинальные работы, разбираются характерные ошибки.
Специфика кружка позволяет развивать такие черты характера, как усидчивость, собранность, целеустремленность, коммуникабельность. Ребенок тренируется в решении проблемных ситуаций, идет становление его характера. Особенно это заметно на застенчивых детях. Занятие фотографией помогает им обрести уверенность, почувствовать свою ценность, найти свое место. При выполнении работ следует максимально использовать личную инициативу учащихся, с тем, чтобы поощрять творческую мысль, самостоятельные поиски интересных и современных тем. С этой целью целесообразно проводить походы, экскурсии на природу, на предприятия, где фоторепортажная съемка не только расширит кругозор, представление о нашей действительности, но и позволит из всей массы впечатлений отбирать самое главное, достойное быть запечатленным на снимках.
Общественно-полезная работа членов кружка проводится на протяжении всей деятельности кружка. Этот процесс можно назвать творчеством с большой буквы, ребенок реализует свою потребность в развитии.
Формирование универсальных учебных действий
К концу учебного года у учащихся будут сформированы следующие УУД:
Личностные - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
Регулятивные - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель,
умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого, умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Познавательные - умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению; умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов; действие моделирования – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, умение устанавливать аналогии на предметном материале.
Коммуникативные - потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; преодоление господства эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, на чем строится воспитание уважения к иной точке зрения, умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности.
Прогнозируемые результаты:
К концу текущего года обучения учащиеся должны уметь получать фотоснимки без грубых композиционных ошибок в различных жанрах фотографии. Учащиеся должны получить представление о возникновении, истории и развитии фотографии, о роли и месте фотографии в современной жизни, получить основные навыки оценивания фотоснимка. Важный результат – желание ребят продолжать обучение и совершенствовать своё мастерство, развитие интереса к фотографии как визуальному искусству.
№ | Тема занятия | Количество часов | Содержание | Виды работы |
1 | Основы фотографии | 1 | Принципы создания фотоизображения. Пленка и матрица ЦФК: сходства и различия | Беседа, просмотр презентации |
2 | История фотографии | 1 |
| Беседа, просмотр презентации |
3 | Основные части фотоаппарата. | 1 | Устройство цифрового фотоаппарат. Сенсоры цифровых фотоаппаратов | Беседа, просмотр презентации |
4 | Цифровая фотография | 1 | От пленки к "цифре". Условная классификация цифровых фотоаппаратов |
|
5 | Защита техники от воздействия окружающей среды (возможные неисправности) | 1 | обслуживание техники, защита фототехники |
|
6 | Фотооптика | 1 | Устройство и принцип работы | Беседа, просмотр презентации |
Выразительные средства. | ||||
7 | Экспозиция. | 1 | Выдержка, диафрагма, чувствительность – взаимозаменяемость, приоритет - диафрагмы или выдержки измерение - экспозиции экспокоррекция | теория |
8 | Экспозиция. | 1 | Выдержка, диафрагма, чувствительность – взаимозаменяемость, приоритет - диафрагмы или выдержки измерение - экспозиции экспокоррекция. | практика |
9 | Композиция | 1 | Законы композиции в фотографии (смысловой центр; свойство линий; симметрия) | теория |
10 | Композиция | 1 | Физиология восприятия изображения (отличия восприятия изображения человеком и фотоаппаратом) - законы композиции в фотографии (смысловой центр; свойство линий; симметрия; - уравновешенная/неуравновешенная, закрытая/открытая композиция, правило одной трети) анализ изображения | практика |
11 | Смысловой центр. Золотое сечение. | 1 | Смысловая и декоративная компоновка кадра | Показ фотографий. |
12 | Точка и момент съемки. Эффект «размытия» | 1 | Почему допускается ошибка? | Показ фотографий. |
13 | Цвет | 1 | Цвет в фотографии. Цветовой круг. Отказ от цвета как художественный приём | теория |
14 | Цвет | 1 | Основы цветоведения (тёплые и холодные цвета, контрастные цвета сочетания цве-тов, темные и светлые тона) - естественное и искусственное освещение, импульсный и постоянный свет - светотональное студийное освещение (виды освещения в фотографии, направление света на снимках). | практика |
15 | Колорит. Эффект «красных глаз». Резкость | 1 |
|
|
16 | Контрасты. Баланс белого | 1 | Работа с источник света, яркость и контраст. | Показ фотографий. |
17 | Перспектива. | 1 | Понятие – перспектива, основные правила | теория |
18 | Перспектива. | 1 | Понятие – перспектива, основные правила | практика |
Тема фотографии | ||||
19 | Тема фотографии | 1 | Ошибки начинающего фотографа | Показ фотографий. |
20 | Ракурс | 1 |
|
|
21 | Фотографирование цветов | 1 | Способы фотографирования | теория |
22 | Фотографирование цветов | 1 |
| практика |
23 | Дикие и домашние животные | 1 | Способы фотографирования | теория |
24 | Дикие и домашние животные | 1 |
| практика |
25 | Фото облаков, неба, фотографирование в дождь | 1 | Способы фотографирования | теория |
25 | Фото облаков, неба, фотографирование в дождь | 1 |
| практика |
27- 30 | Зимняя фотосъёмка | 4 | Способы фотографирования | теория, практика |
31 | Съёмка против солнца | 1 | Способы фотографирования | теория, практика |
32 | Ночная съёмка | 1 | Способы фотографирования | теория, практика |
Фотожанры. | ||||
33- 36 | Натюрморт | 4 | Композиция в натюрморте, студийный натюрморт, «найденный» натюрморт, освещение для натюрморта | Обсуждение, просмотр снимков, выявление характерных черт жанра. |
37- 40 | Пейзаж и архитектура. | 4 | Композиция в пейзаже - фактор освещения - городской пейзаж - архитектура - ракурс перспектива, фрагмент . По этой теме - теория, изучение и анализ работ мастеров живописи и фотографии. | Обсуждение, просмотр снимков, выявление характерных черт жанра. |
41- 44 | Портрет. | 4 | Композиция в портрете - ракурсы - работа с моделью - художественный портрет - съемка художественного портрета в домашних условиях - съёмка животных | Обсуждение, просмотр снимков, выявление характерных черт жанра. |
45- 49 | Спортивная съёмка (движущиеся объекты) | 4 | Технология съёмки быстродвижущихся объектов, особенности спортивного репортажа | Обсуждение, просмотр снимков, выявление характерных черт жанра. |
50- 54 | Макросъемка
| 4 | Технология съёмки | Обсуждение, просмотр снимков, выявление характерных черт жанра. |
55-56 | Репортаж. | 2 | Технология съёмки | Обсуждение, просмотр снимков, выявление характерных черт жанра. |
Обработка цифровых фотографий | ||||
57 | Работа с цифровым изображением | 1 | Обзор основных цифровых графических форматов. | Изучение программы, создание коллажей |
58- 60 | Программа Adobe Photoshop, обзор других программ по обработке фотографий | 3 | Описание программы | Изучение программы, создание коллажей |
61- 64 | Монтаж, коллаж в программе Adobe Photoshop | 3 |
|
|
65 | Подготовка работ к выставке. Обсуждение, просмотр снимков | 1 | Конкурс снимков, отбор работ после компьютерной обработки для выставки. | Конкурс снимков, отбор работ после компьютерной обработки для выставки. |
66-68 | Подготовка работ к участию в конкурсах | 2 |
| Эту работу трудно спланировать. Обычно она идет параллельно изучению материала. |
69-70 | Посещение фотовыставок. | 2 |
| Эту работу трудно спланировать. Обычно она идет параллельно изучению материала. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие "Фоторамка - спутник фотоснимка" | 38.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие в фотокружке «Фокус - 34»
Цикл занятий «Сам себе дизайнер» (3 часа)
Первый час
Тема: «Фоторамка – неотъемлемый спутник фотоснимка»
Цель:
Способствовать формированию представления о понятии – фоторамка, и одной из разновидности - паспарту, научить его изготавливать.
Планируемые результаты:
Предметные:
Универсально учебные действия (УУД)
Регулятивные:
действовать по плану, вносить необходимые коррективы.
Познавательные:
извлекать нужную информацию, понимать информацию.
Коммуникативные:
вступать в учебный диалог, соблюдая правила речевого этикета.
Личностные результаты
Развитие самостоятельности и личной ответственность.
Оборудование и инструменты: лист картона формат А-3, ножницы, линейка, карандаш, полу-объёмные бусины (самоклеющиеся)
Технологическая карта
Этапы | Формы организации | Деятельность учителя Деятельность учащихся | Универсальные | |||||||
Орг. момент Мотивация | Фронтальный опрос Проблемная ситуация | У.: Посмотрите друг на друга, улыбнитесь глазами. Посмотрите в окно. Что перед вами? (пейзаж) Он выглядит как законченная картина. А теперь подойдём к оконной раме. Что-то изменилось? Как вам больше нравилось? (ответы детей) Прежний вид теряет слаженность, завершенность — иными словами, утратит долю выразительности. Когда пейзаж за окном был в раме, любой объект определенным образом располагался относительно ее осей и границ— находился в силовом поле. Возникновение такого поля внутри любой рамки связано с особенностями нашего зрения. Объект взаимодействовал с полем рамы и другими предметами, между ними возникали связи, особая «теснота соотношений», что придавало всей картине выразительность. | Личностные : имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, положительно относятся к занятиям предметно-практической деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат. Регулятивные: принимают | |||||||
Актуализация знаний | Аналитическая работа | У.: Как вы думаете, зачем нужна рамка? Какова её работа? (выберете из предложенных высказываний те, которые на ваш взгляд подойдут для ответа) - заставляет обращать на картину внимание + - украшает картину + - отвлекает, перетягивает внимание на себя - - отгораживает ее от внешнего мира и тем самым создает благоприятные условия для восприятия + - помогает соединять зрительные впечатления в одно целое + (У.: Недаром ее иногда называют «устройством для наведения и фокусировки») (обсуждение, что лишнее) | ичностные: имеют познавательный интерес к занятиям предметно-практической деятельности. Регулятивные: принимают Познавательные: умеют осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации. Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя, строить понятные высказывания. | |||||||
Первичное усвоение новых знаний. | Работа с текстами по группам Работа с текстом | У.: Прочитайте внимательно тексты и ответьте на вопросы: от чего зависел выбор той или иной рамки художниками и фотографами? Какова главная цель использования рамки в прошлом? Текст№1 Влияние обрамления на изображение давно замечено художниками. Со времен Возрождения были в ходу пышные золоченые рамы, украшенные затейливым орнаментом. Позже голландские живописцы ввели в обиход темную строгую раму, которая удачно гармонировала с теплыми по колориту картинами. Импрессионисты отдавали предпочтение белым рамам, выгодно оттенявшим их яркие полотна. Также давно установился стиль внешнего оформления графического листа. Обычно его заключают в узкую легкую рамку, сдержанную по цвету и фактуре. Однако в отличие от живописцев графики вводят новшество: широкие чистые поля, отделяющие рисунок от рамы. Это так называемое паспарту, которое своим вырезом накладывается на изображение. У некоторых видов графики поля получаются при печати на том же листе, так что можно обходиться без паспарту. Текст №2 Фотография красовалась в рамках и паспарту с первых дней своего существования. Размеры полей непроизвольны, но зависят от назначения снимка: они шире для выставочного отпечатка и уже для семейной фотографии. Были и другие правила: при горизонтальном формате кадра боковые поля шире верхнего и нижнего, при вертикальном — наоборот. Рама и паспарту порой создают благоприятные условия для восприятия даже не очень хорошего снимка. Совершенно очевидно, что для правильного обрамления снимка важен анализ его композиции, основных ее характеристик. Эффект рамки связан с тем, что, проходя по краям изображения, она одновременно и принадлежит обрамлению, и готова стать частью изображения. Эта тонкость во многом определяет выбор правильного решения. | Личностные: имеют познавательный интерес к занятиям предметно-практической деятельности. Регулятивные: принимают Познавательные: умеют осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации. | |||||||
Практическое задание | Фронтальная, Индивидуаль-ная | С каким новым словом познакомились? (паспарту) Давайте прочитаем, как в словаре С. И. Ожегова даётся определение этому слову: Паспарту - нескл., ср. Картонная рамка или подклейка под фотографический снимок, гравюру. Посмотрите на слайд. Как вы считаете, какие материалы нам понадобятся. Миша подойди к доске и запиши в нашу общую технологическую карту, остальные внимательно следят за ответом и добавляют. (вносится в таблицу: лист картона формат А-3, ножницы, линейка, карандаш, полу-объёмные бусины(самоклеющиеся)
| Познавательные: организовывают творческое пространство. Личностные: имеют знания о гигиене труда | |||||||
Физ. минутка | Фотограф смотрит в объектив, | |||||||||
Самостоятельная работа по инструкции | Изготовление паспарту по инструкции:
| Личностные: эстетически воспринимают окружающий мир, понимают значение произведений декоративно-прикладного искусства; проявляют интерес к предмету; имеют мотивацию к творческой деятельности. Регулятивные: оценивают свою работу, сравнивая с образцом; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом изделии. | ||||||||
Выставка работ Рефлексия | Выставка работ, оценивание. У.: - Что нового узнали сегодня на уроке? Чему научились? – Все ли вам удалось в этом задании? – Что не удалось? Почему? | Коммуникативные:умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения | ||||||||
Домашнее задание | У.: Сделай паспарту для фотографий размерами: 10х15, 15х21. |