Методический семинар
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пояснительная записка Цели работы семинара: рассмотреть инновационные технологии, направленные на реализацию ФГОС. Выделить наиболее результативные, с точки зрения моего педагогического опыта. Проанализировать результаты их использования. Сделать дальнейшие прогнозы. Проанализировать мнения коллег. Рекомендации разработаны в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 55, п. 4.), ФГОС начального общего и основного общего образования, национальной образовательной инициативой "Наша новая школа». В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Эти современные процессы и тенденции могут получить эффективное развитие только в том случае, если мы будем использовать передовой педагогический опыт, обеспечивающий стабильно высокие результаты в обучении и воспитании учащихся; в развитии конкретного учителя, воспитателя, руководителя; в самосовершенствовании профессионально-педагогической компетентности педагогических работников образовательных учреждений.
В настоящее время востребован учитель-исследователь, отличающийся не только мастерством, новаторством и творчеством, но и элементами целенаправленной научно-исследовательской деятельности, прогнозированием и моделированием педагогического процесса, высоким развитием педагогического мышления, педагогической эрудиции . Практика введения ФГОС второго поколения свидетельствует о том, что педагогические коллективы активизируют свою деятельность, прежде всего, за счет усовершенствования имеющихся ресурсов и оптимальной организации педагогического процесса .
ФГОС ориентирует на метапредметные результаты освоения ООП НОО отражают: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Из выше сказанного следует, что учителю в соответствии с ФГОС надо так строить свою преподавательскую деятельность, чтобы смогли реализоваться требования стандарта. Нужно реализовать системно- деятельностный подход, чтобы способствовать само развитию и непрерывному образованию личности ученика. Для этого надо организовать активную учебно-познавательную деятельность ученика на уроках, а также во внеурочной деятельности. Какие же технологии более выгодно применять для этого .
Из всех технологий, которые можно использовать в преподавательской деятельности, я бы выделила следующие технологии: проблемные технологии, игровые технологии, технологии проектного обучения, ИКТ – технологии, здоровье-сберегающие технологии.
1)Технология проблемного обучения Это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение ЗУН и развитие мыслительных способностей. Достоинства проблемной технологии: новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем. В ходе решения проблемы учащиеся преодолевают все трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня. Повышенная активность учащихся способствует развитию положительных мотивов учения. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и развивают свои творческие способности. Опыт творческой деятельности формируется через решение проблемных задач, освоение незнакомых ПС, моделирование. Характерный приём учителя – постановка заведомо нечётких задач, допускающих неоднозначное доопределение .
2) Технология проектного обучения В современных условиях проектное обучение рассматривается как развивающее, базирующееся «на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний (Система проектного обучения как инструмент развития самостоятельности старшеклассников. Саратов, 1997). Это определение относится автором к проектному обучению как типу развивающего обучения. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
3) Игровые технологии Технология позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу, но и шаги по изучению предмета. Игра делает положительно и эмоционально окрашенной моторную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению и усвоению информации, а эмоциональность игрового действия активизирует все психические процессы. Творческое, познавательное использование игры. Способствует повышению интереса и развитию мышления. Несёт здоровье-сберегающий фактор развития и обучения. Идёт передача опыта старшего поколения младшему. Является естественной формой труда ребёнка. Способствует объединению коллектива и формированию ответственности.
4) ИКТ-технологии могут улучшить результаты обучения учеников и качество преподавания учителей. Доклад, сделанный Национальным институтом Мультимедии Образования в Японии, доказал, что ИКТ в области образования, при помощи программы интеграции, оказывает положительное влияние на успеваемость учащихся, особенно в области "Знание - понимание " и "Практические и презентационные навыки" по таким предметам как математика, а так же по научным и социальным исследованиям. С помощью ИКТ, изображения могут быть с легкостью использованы в процессе преподавания и обучения в целях содействия памяти как студентов, так и педагогов. С помощью ИКТ, преподаватели могут с легкостью объяснять сложные инструкции при этом обеспечивая большее понимание студентов. С помощью ИКТ, преподаватели могут создавать интерактивные классы и делать уроки более приятными, что может привести к лучшей посещаемости и концентрации учащихся.
5) Здоровье-сберегающая технология по мнению В.Д. Сонькина, - это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим. Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).
Цели и задачи по обобщению и распространению инновационного педагогического опыта : - развивать инновационные практики ; - совершенствовать процесс организации образовательной деятельности ; - повышать качество образования ; - стимулировать заинтересованность педагогов в результатах инновационной образовательной деятельности, осваивать инновации и внедрять их в педагогическую практику ; - повышать престиж педагогов, активно участвующих в совершенствовании содержания и методов учебной деятельности, достигших высоких результатов обучения детей ; - консолидировать усилия профессиональных методических сообществ педагогов, учёных, специалистов высшей школы в деле выявления и распространения инновационного педагогического опыта ; - создать открытый информационный банк инновационного педагогического опыта ; -организовать издания продуктов обобщения инновационного опыта педагогов, методических объединений, образовательных учреждений.
Критерии и показатели эффективности инновационного педагогического опыта 1 . Актуальность : -соответствие потребностям образовательного учреждения, социальному заказу, тенденциям развития муниципальной и региональной образовательной политики . 2 . Новизна : -в комбинации элементов известных методик или модификаций одной ; -в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда ; -в обновлении образовательных средств и правил их применения, постановке и решении новых педагогических задач . 3 . Высокая результативность : -в уровне обученности и/или воспитанности и/или личностном развитии учащихся или воспитанников ; -в совершенствовании методической работы . 4.Оптимальность: -достижение более высоких результатов при экономной затрате сил и времени . 5 . Стабильность : -подтверждение эффективности опыта при некотором изменении условий ; -достижение положительных устойчивых результатов на протяжении ряда лет . 6 . Научность : -соответствие основополагающим положениям педагогики, психологии . 7 . Воспроизводимость : -возможность использования опыта в массовой практике, возможность творческого применения опыта.
Предлагаемый библиографический материал представляет книги и публикации, посвященные современным образовательным и информационным технологиям, которые призваны помочь педагогам в проектировании собственных педагогических технологий для внедрения в практику работы школы новых стандартов образования (ФГОС). Приведенные частично аннотированные материалы относятся в основном к 2009-2012 гг. Аксёнова , В.В. "Смешанная" форма получения образования / В.В. Аксёнов // Директор школы.-2011.-№8.-С.76-81. Бабушкина, О.В. Использование открытых образовательных технологий в рамках реализации программы "Одаренные дети": [ Тьюторство ]/ О.В. Бабушкина // Управление современной школой. Завуч.-2010.-№8.-С.11-16. Балашова, А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А.И. Балашова, Н.А. Ермолова, А.Ф. Потылицына : [Исследовательская технология обучения] // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2009.-№5.-С.69-73. Безверхая, Е.А. Использование технологий обучения для реализации стандартов третьего поколения: [Знаково-контекстная технология обучения] / Е.А. Безверхая // Инновационные проекты и программы в образовании.-2010.-№1.-С.27-29. Белякова, В.Н. Повышение мотивации и развитие когнитивных способностей учащихся посредством современных образовательных технологий на уроках математики / В.Н. Белякова // Управление качеством образования.-2010.-№7.-С.66-91. Бершадская , Е. Комплекс образовательных технологий / Е. Бершадская // Директор школы.-2009.-№2.-С.65-69. Бершадский , М.Е. Технологический концепт эффективного обучения / М.Е. Бершадский // Народное образование (электронная версия).-2010.-№7.-С.110-117. Бирулина , А.Ф. Решение проблем в обучении детей-мигрантов через применение современных образовательных технологий / А.Ф. Бирулина , И.И. Гончарова: [Когнитивная технология обучения М.Е. Бершадского , информационно-коммуникационные технологии] // Управление качеством образования.-2010.-№6.-С.16-25. Борисова, Т.Г. Технология проектного обучения / Т.Г. Борисова // Образование в современной школе.-2011.-№5.-С.24-29. Борисовских , Т.А. Технология Case Stady для решения практико- ориентированнных задач по химии / Т.А. Борисовских // Профильная школа.-2011.-№1.-С.21-28. Бояркина, В. От "почемучек" к " потомучкам ", или Уроки с применением ТРИЗ / В. Бояркина // Директор школы.-2010.-№7.-С.47-50. Будько, С.В. Использование современных образовательных технологий в преподавании обществоведческих дисциплин / С.В. Будько // Управление качеством образования.-2010.-№3.-С.67-77 . и другие.
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя !» Д . И. Менделеев
Главные результаты образования
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные , регулятивные и коммуникативные); предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира .
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.