Эссе Я - УЧИТЕЛЬ

Стерликова Марина Игоревна
Проработав 7 лет в школе, я задаю себе вопрос: каким должен быть современный учитель? Я работаю там, где нет больших заработных плат, премий, карьерного роста. Но у меня бьется сердце от радости, когда я вхожу в класс и вижу добро в смущенных глазах детей, когда вижу своих выпускников, которые с удовольствием рассказывают мне о своей жизни, о своих успехах. Я всегда хотела быть учителем и осуществила свою мечту. Для меня результат моего труда выражается не в оценке, которую я ставлю в аттестат, а в успехах моих учеников в средне – специальных и высших учебных заведениях, а также в самой жизни. Если у них сложилась семья, растут дети, карьера, значит, я не зря входила в класс, не зря отдавала им свою душу. Педагог концепция Педагогическая концепция На современном этапе в России формируется общенациональная образовательная политика, главная задача которой - достижение современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Согласно Концепции модернизации российского образования, основным результатом образования должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно – политической, коммуникационной, информационной и других сферах. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важнейшей задачей воспитания является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, иную культуру, иные взгляды иные традиции и обычаи. Существенная роль в образовании отводится предмету «Математика», который обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления обучающихся. Согласно концепции коммуникативного обучения математической культуре, воспитание должно пронизывать весь процесс обучения. На современном этапе наиболее эффективным является культурологический подход, предполагающий осуществление воспитания в пространстве культуры гуманными методами и средствами самой культуры. Культурологический подход призван обеспечить формирование мировоззрения личности, общей культуры и культуры речи, развитие мышления, памяти, чувств и эмоций, воображения, а также таких черт характера, как воля, целеустремлённость, креативность, толерантность, потребность в самосовершенствовании, самообразовании, самовоспитании. Ставя перед собой задачи, обозначенные выше, я стремлюсь достичь следующих целей: - формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ основного общего образования; - их адаптация к жизни в обществе; - создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ; - воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; - формирование здорового образа жизни. Цель моей профессиональной деятельности непосредственно согласуется с деятельностью образовательного учреждения. Я работаю над следующими проблемами: • воспитание человека – патриота своей страны, уважающего национальные и общечеловеческие ценности, осознающего непреходящие ценности культуры, готового строить взаимоотношения с окружающим миром на основе сотрудничества и быть толерантной личностью. • содействие формированию ценностного отношения ребёнка к своей личности и развитию его творческой индивидуальности через коммуникативную деятельность. • формирование человека, интегрированного в современном обществе и нацеленного на совершенствование этого общества. Для решения данных проблем мной определены следующие основные задачи: - создание условий для творческого самовыражения, самореализации личности ребёнка в процессе обучения математической культуре; - сплочение группы учащихся, изучающих математику, в коллектив со своими традициями на основе доверительности, взаимопомощи и уважения друг к другу; - создание ситуаций, способствующих повышению значимости семьи, проявлению внимания и заботы о семье, родителях с учётом семейных традиций; -знакомство с общечеловеческими ценностями, культурой, содействие осмыслению единства человеческого рода и себя как его неповторимой части. В основе моей деятельности лежат следующие принципы: - принцип субъективности; - принцип адекватности; - принцип индивидуализации; - принцип создания толерантной среды. В ходе реализации вышеизложенных принципов использую ролевые и имитационные игры; упражнения, предполагающие обратную связь, обмен чувствами и эмоциями; организую дискуссии по проблемам, соответствующим интересам и возрастным особенностям ребят; метод проектов, метод обучения в сотрудничестве (учимся вместе); элементы взаимодиктанта, взаимообучения чтению. Особое значение уделяю формам организации учебной деятельности: обучение в малых группах, групповая, парная и индивидуальная работа. Стараюсь при любой организации коммуникативной деятельности создавать оптимальный психологический климат для достижения познавательной цели, с одной стороны, а с другой стороны, чтобы в ходе выполнения задания прослеживалась определённая культура общения, способы общения и оказание взаимопомощи. Этим способам совместной деятельности и стараюсь обучать. В рамках реализации Программы нашей школы: - использую элементы здоровьесберегающих технологий на уроках математики; - провожу работу с родителями по организации взаимодействия семьи и школы для повышения мотивации к урокам математики. Современное общество ставит перед школой задачи модернизации и совершенствования учебно–воспитательного процесса. Я постоянно задумываюсь над тем, как сделать процесс обучения более результативным, как вызвать и поддержать интерес к предмету. Для наиболее эффективного использования времени детей на уроке стараюсь продумывать план проведения урока, его основные этапы; перед обучающимися в начале урока четко ставлю цели и задачи; слежу за темпом урока; объясняю материал на доступном уровне. Весь учебный процесс строится по принципу последовательности, т.е. задачи данного урока вытекают из предыдущего и перекликаются со следующим. Применяю различные приемы: переключение внимания, сочетание теоретических знаний с практическими действиями по выполнению заданий, формирования выводов, работа с текстом задачи и др. С целью развития интереса учащихся к предмету, активизации познавательной деятельности, формирования способности мыслительной деятельности, использую следующие современные образовательные технологии: • развивающего обучения; • коллективный способ обучения; • личностно – ориентированное обучение. Урок в системе развивающего обучения позволяет выделить ряд положительных моментов, повышающих заинтересованность учащегося в учебной деятельности: • прослеживается связь с современностью; • присутствует проблемно – поисковая постановка учебных задач, требующая не простого воспроизведения учебного материала, а активной мыслительной деятельности; • роль учителя сводится к направляющей и организующей функциям; • осуществляется систематический контроль за повышением навыков самостоятельной работы каждого учащегося путем устных и письменных разноуровневых заданий. Согласно последним исследованиям ученых в области педагогики, процент усвоения материала зависит от методики проведения урока. Опыт показывает, что использование КСО: свободное изложение своих мыслей, рассуждение, совместный поиск истины,- все это способствует формированию мотивации учащихся к получению знаний. Дети с интересом относятся к изучению предмета, развивается их аналитическое мышление, формируются коллективистские отношения в группе. Личностно - ориентированное обучение позволяет опираться на жизненный опыт учащихся, на их индивидуальные возможности, создавать ситуации успеха для каждого ученика, обеспечивает условия для творчества «неуспешных» учеников, побуждает к поиску альтернативных решений. Расширяют кругозор учащихся и способствуют формированию гармонически развитой личности интегрированные уроки. Нетрадиционные формы уроков, применение практического исследования, - всё это способствует более активной деятельности учащихся, помогают им ярче, эмоциональнее воспринимать события в стране и мире, наблюдать и объяснять явления природы, обосновывать и отстаивать свою точку зрения, а также расширяют информационное поле учащихся. Практикую такие нетрадиционные формы урока, как: урок – экскурсия, игра, диспут, урок-путешествие. В основе большинства изучаемых тем – практический подход к предметам и явлениям. В связи с этим применяю такие виды работ, как игры и игровые ситуации, поскольку они приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения, способствуют эффективной отработке программного материала. Усилия, направленные на повышение качества знаний, привитие интереса к предмету, дают определённые результаты: - повышается мотивация к изучению математики; - повышается уровень сформированности активной ценностной позиции и готовности быть толерантной личностью; - снижается число случаев агрессивного отношения к одноклассникам и знакомым. Очень важным моментом в образовательной практике, на мой взгляд, является оценивание достижений учащихся. К оцениванию знаний я подхожу, прежде всего, как к средству обеспечения обратной связи, позволяющей всем участникам процесса (и учителям, и ученикам, и родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала. Ведь чем более содержательной будет обратная связь, тем эффективнее может быть реакция на нее. Поэтому я ищу пути для облегчения перехода от традиционного способа оценивания (пятибалльная система) к более конструктивному подходу: использую стимулирующие функции при оценивании работы ученика, самооценку, взаимооценивание результатов письменных работ учащихся и устных ответов. Стараюсь всегда комментировать оценки учащихся. При своих оценочных суждениях по поводу работы ребенка больше опираюсь на положительное достигнутое, на продвижение. Ошибки и неудачи рассматриваю на фоне достигнутого успеха. Поощряю не только творческую деятельность детей, самостоятельность, но и любые усилия ребенка, направленные на приобретение знаний. Даже эпизодический интерес к предмету не оставляю незамеченным. На моих уроках присутствует атмосфера сотворчества и сотрудничества. Во время занятий я поддерживаю гуманные, цивилизованные и демократические отношения как с детьми, так и между ними. Нравственное развитие школьников осуществляю через эмоциональное отношение к математике, толерантность к людям всех оттенков кожи, их мнению, верованию, обычаям с помощью ситуаций нравственного выбора. Но я считаю, что большую роль играет и воспитание личностью самого учителя, его человеческой самоценностью. Я работаю в школе 7 лет. Моя любовь к детям, грамотная образная речь, внешняя аккуратность, подготовка к урокам являются мощнейшим фактором воспитания. В каждом ученике я стараюсь видеть уникальную личность, ищу в ребенке лучшие качества и опираюсь на них, создаю специальные педагогические ситуации, в которых он мог бы проявить себя. Свою позицию по обсуждаемым вопросам не навязываю, свою оценку тому или иному вопросу даю после выступления детей, чтобы не сковывать их мышление. На уроках разрешаю обсуждать полученную информацию с партнерами по парте или группами, т.е. разрешается «рабочий шум». Всегда признаю за учеником право на аргументированную позицию, учу отстаивать свою точку зрения в споре со мной, одноклассниками. Моя задача состоит в том, чтобы следить за цивилизованными нормами дискуссий, блюсти их культуру. С этой целью даю детям памятки о том, как правильно участвовать в дискуссии. Все это порождает у детей ко мне и друг к другу взаимное доверие, уважение и открытость. Профессиональный долг обязывает принимать взвешенные решения, преодолевать состояния раздражительности, тревожности с целью обеспечения благоприятного психологического климата на занятиях. Уместной считаю приемлемую шутку и обязательным условием – соблюдение требований педагогического такта, личностно- ориентированный подход к учащимся, стрессоустойчивость, умение конструктивно разрешать конфликты. Важным элементом профессиональной деятельности любого педагога, и меня в том числе, является работа с родителями. Она носит системный характер и реализуется через различные виды деятельности: образовательную, воспитательную, управленческую. С родителями осуществляю непосредственное сотрудничество. Социальным заказом современного общества востребована личность конкурентоспособная, ориентированная на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование. В полной мере это можно отнести и к профессиональному самосовершенствованию педагога. Только саморазвивающийся учитель способен воспитать саморазвивающегося ученика, и только конкурентоспособный учитель способен взрастить конкурентоспособную личность. Поэтому стараюсь не останавливаться на достигнутом и продолжаю совершенствовать свое мастерство. В 2017 учебном году собираюсь пройти курсы повышения квалификации и аттестоваться на 1 категорию. В повышении профессионального мастерства большую роль играет самообразование, поэтому я регулярно знакомлюсь с материалами теоретического и методического характера в журналах «Математика в школе», «Математика. Все для учителя», «Сельская школа», «Народное образование», в «Учительской газете». Беру на вооружение те из них, которые кажутся мне интересными, злободневными и приемлемыми в работе. Изучаю современные технологии обучения и внедряю некоторые из них в практику. Обращаюсь к передовому педагогическому опыту своих коллег. В заключение хотела бы остановиться на трудностях в своей педагогической деятельности. Содержание новых учебников перегружено, не застраховано от ошибок и зачастую не адаптировано для возраста школьников, не все УМК обеспечены аудио- и видеокурсами, не все действующие УМК отвечают современным требованиям. В данный момент планирую свою дальнейшую деятельность с учетом существующих проблем и поиска путей их решения, которыми пока являются: - Изучение индивидуальных возможностей учащихся через диагностику, через создание игровых и нестандартных ситуаций на уроках. - Использование различных методов обучения. - Использование новых технологий обучения. - Осознанность перспективы обучения каждым учеником. Научно-методическая деятельность Научно-методическая деятельность учителя является важнейшей составляющей учебно-воспитательного процесса. Ее предназначение – повышение эффективности учебных занятий. Педагоги не могут работать, постоянно не обучаясь новому и не совершенствуясь. Для оптимизации образовательного процесса я стараюсь применять личностно-ориентированное обучение, проектную и модульные технологии, технологию проблемного обучения, индивидуальные, классно-урочные технологии, а также классные, групповые, индивидуальные и коллективные формы организации обучения и воспитания.