Методические материалы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_tropa.docx | 24.28 КБ |
ekotropa_nasha.docx | 1.9 МБ |
izbrannye_glavy_obshchey_biologii.docx | 42.32 КБ |
mir_pod_mikroskopom.docx | 0 байтов |
obuchayushchiy_test.docx | 27.97 КБ |
uroki_liderstva.docx | 41.03 КБ |
ekologiya_forever.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Система внеурочных предметных мероприятий
по проектированию и использованию учебной экологической тропы
на пришкольной территории
Экологическая культура способствует формированию
в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности.
Д.С. Лихачев
Аннотация
Актуальность
Сегодня вопросы экологической безопасности, экологической культуры, устойчивого развития доминируют в повестке дня различных форумов, дискуссионных площадок, стратегических сессий. Экологическая информация все в больших объемах входит в нашу жизнь, при этом, нашим ученикам не хватает элементарных экологических знаний, чтобы её понимать и оценивать.
Существенной проблемой является тот факт, что в нашей гимназии, как и в большинстве образовательных учрежедениий не изучается самостоятельный предмет «Экология». Экологические знания содержатся в отдельных модулях, темах по разным предметам. Ученики получают разрозненные сведения, запоминают множество цифровых данных, причем, часто без четко продуманной логики изложения материала.
Отдельной проблемой является неэффективное использование такого мощного пространства и образовательного ресурса как пришкольная территория. Кроме того, существует ограниченное количество методических разработок по обустройству и использованию пришкольной территории в образовательном процессе.
Названные проблемы определяют актуальность поиска эффективных образовательных практик формирования экологической культуры обучающихся с использованием ресурса пришкольной территории.
Основной замысел
Предлагаемая методическая разработка предполагает совместную деятельность учителя, обучающихся разных возрастов, родителей, жителей микрорайона по созданию и функционированию на пришкольной территории учебной экологической тропы.
Цель: создание условий для всестороннего развития потенциальных возможностей каждого обучающегося, освоения теоретических и практических знаний экологической культуры; повышение открытости гимназии для жителей микрорайона.
Задачи:
- создать организационно-педагогические условия проектирования и использования учебной экологической тропы;
- разработать критерии для определения эффективности использования экологической тропы в образовательном процессе гимназии.
Ожидаемые результаты:
- создание условий формирования у обучающихся устойчивого интереса к освоению экологических знаний;
- формирование и развитие ключевых компетенций учащихся;
- оптимизация образовательной инфраструктуры гимназии;
- повышение открытости школы.
Показатели результативности.
- количество учащихся участвующих в различных конкурсах и проектах по экологической тематике;
- количество форм использования ресурса учебной экологической тропы;
- количество соответствующих теме публикаций, видеосюжетов, буклетов;
- развитие образовательной инфраструктуры пришкольной территории;
- увеличение количества мероприятий на основе социального партнерства.
Учебная экологическая тропа – разновидность педагогически организованного маршрута на местности для проведения учебной и пропагандистской природоохранной работы.
Экологическая тропа - одна из привлекательных форм организации деятельности обучающихся в системе экологического образования и воспитания.
Предполагаемый круг решаемых задач
Организация тропы силами школьников даёт возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от подростков творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценке состояния окружающей среды в зоне тропы побуждает детей не только использовать свои знания из разных учебных предметов, но и принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается убеждённость, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт школьников. Вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.
Таким образом, учебная экологическая тропа гимназии служит учащимся и лабораторией для исследований, и местом для выступлений.
Вся работа по созданию и последующему использованию тропы строится на основе сочетания индивидуальной, групповой и массовой форм организации деятельности школьников.
Основные виды работ по созданию учебной экологической тропы: разработка проекта; составление перечня экскурсионных объектов; изготовление и установка малых форм архитектуры (информационные доски, скамьи, питьевой источник и др.); подготовка экскурсоводов; составление и издание путеводителя (буклета) для самостоятельного посещения тропы; информационное сопровождение.
Среди используемых технологий: технология проектной деятельности, технология критического мышления, решение ситуационных задач, технология «Дебаты».
К препятствиям можно отнести возможные материальные затраты на обустройство учебной экологической тропы и высокую антропогенную нагрузгу на пришкольную территрию гимназии.
Очень полезными при разработке и реализации методическоой разработки стали исследования и рекомендации, содержащиеся в работе «Будущее, которого мы хотим: Уроки окружающей среды и устойчивого развития», под редакцией С.В. Алексеева, СПб, 2013.
При проектировании экологической тропы гимназии используются рекомендации программы «Эко-школы/Зелёный флаг», Финляндия, по которой я прошла обучение.
Очень интересен опыт работы коллег по созданию и использованию в образовательном процессе экологических троп таких образовательных организаций, как некоммерческое образовательное учрежедение Центр образования Школа здоровья «Самсон» г. Москва; лицей №389 «Центр экологического образования», г. Санкт-Петербург; ГБОУ СОШ №403 Пушкинского района Санкт-Петербурга.
Содержательной новизной предложенной методической разработки, является максимальная ориентация на экологические проблемы пришкольной территории, а не на охрану «природы вообще»; обращение к такому направлению экологии, как социальная экология; привлечение к созданию и поддержанию экологической тропы представителей микросоциума и других социальных партнеров.
Предложенный опыт может использоваться в любом образовательном учреждении, располагающем пришкольной территорией.
Реализация методической разработки «Проектирование учебной экологической тропы на пришкольной территории» направлена на формирование яркой и образной картины мира, не привязанной к заучиванию значительных массивов статистических данных, а также на получение практических навыков использования экологических знаний.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 446
Колпинского района Санкт-Петербурга
«Согласовано» Руководитель МО учителей ________________________ гимназии № 446 _________ (_____________) Протокол № ___ от «____»___________2016 г. | «Рекомендована к использованию» Решение педагогического совета ГБОУ гимназии №446 Протокол №___________ от «____»___________2016 г.
| «Утверждаю» Директор гимназии № 446 __________ (И.А. Лев) «___»______________2016 г. |
Рабочая программа «Избранные главы общей биологии»
для 10, 11 класса
Составитель: учитель биологии
(наименование предмета)
ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга
Корягина Ольга Александровна
(Ф.И.О.)
Санкт-Петербург
2016-2017 учебный год
Программа «Избранные главы общей биологии»
Модифицированная программа элективного курса «Биохимия»,
автор к.б.н. Панина Г.Н.
Пояснительная записка
Биологическая химия – это наука о качественном составе, количественном содержании и преобразовании химических соединений в биологических системах. Биологическая химия приобретает все большее основополагающее значение в биологии, так как проникновение в сущность жизненных явлений, управление жизнедеятельностью организма человека, животных, растений и микроорганизмов достигается только на основе раскрытия всего многообразия строения, свойств и превращений химических соединений, из которых слагается все живое.
Предметный элективный курс «Биохимия» нацелен на формирование у школьников системных знаний о строении химических соединений и их превращениях, лежащих в основе жизнедеятельности организма, понимания единства и многообразия процессов обмена веществ – важнейшего свойства всего живого. Он также призван сформировать у учащихся представления о механизмах регуляции процессов жизнедеятельности на молекулярном и клеточном уровне.
Цели программы:
- подержать интерес учащихся к биологии в межпредметной связи с химией;
- создать условия для подготовки к экзаменам по биологии.
Задачи теоретических занятий:
- сформировать представление о базовых принципах
строения биоорганических соединений и описать
взаимозависимость между их структурой и биологическими функциями;
- изложить основные пути обмена веществ в живых организмах с особым вниманием к вопросам регуляции биохимических процессов на молекулярном и клеточном уровнях организации живой материи;
- показать основные направления использования достижений биохимии в практической деятельности человека.
Задачи практических занятий:
- обучить школьников технике безопасности при подготовке и анализе биологических проб, при работе с лабораторным оборудованием;
- сформировать базовые навыки манипуляций при выполнении биохимических анализов;
- сформировать умение проводить элементарные подготовительные и химико – аналитические процедуры с биологическ4ими пробами;
- развивать умения работать с информацией, коммуникативные умения.
Предполагаемые результаты программы «Избранные главы общей биологии»:
Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающегося в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.
Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения:
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
– осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;
– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.
Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника:
– осознание роли жизни;
– рассмотрение биологических процессов в развити.
Коммуникативные УУД:
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:
– находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого и объяснять их;
– характеризовать основные уровни организации живого;
– понимать роль регуляции в обеспечении жизнедеятельности и эволюции живых систем, а для этого необходимо находить обратные связи в простых системах и их роль в процессах функционирования и развития живых организмов;
– характеризовать обмен веществ в клетке и его энергетическое обеспечение.
Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.
Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.
Результат обучения школьников биологии в соответствии с государственным образовательным стандартом представлен требованиями к уровню подготовки выпускников соответствующей ступени образования. Результат образования оценивается системой трех взаимосвязанных компонентов: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной.
Учебно-тематическое планирование
10 класс | Всего часов | |
1 | Введение. Биохимия – наука о превращениях веществ в биологических системах | 1 |
2 | Биогенные элементы и их роль в организме. Неорганические вещества. | 8 |
3 | Биоорганические соединения, их строение, функции и обмен | 8 |
| 11 класс | |
4 | Биоорганические соединения, их строение, функции и обмен (продолжение) | 8 |
5 | Биологически активные вещества | 8 |
6 | Обмен веществ, энергии и информации в биологических системах. Подведение итогов. Презентация проектов. | 1 |
Итого: | 34 |
Технологии и методики, используемые в ходе изучения курса «Избранные главы общей биологии»
1. Технология проблемного изучения
2. Технология поиска информации
3. Технология организации работы с учебной литературой
4. Технология организации самостоятельной работы
5. Технология самопрезентации
6. Технология RWST
7. Технология групповой работы
8. Технология «Мозгового штурма»
9. Технология учебного исследования
10. Проектные технологии
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ выпускников:
В результате изучения курса «Избранные главы общей биологии» учащиеся должны
понимать:
роль биохимии в науке и практической деятельности людей;
роль биоорганических соединений в обмене веществ в организме.
знать:
биологическую терминологию и символику, роль основных органических и неорганических соединений, сущность обмена веществ;
роль гормонов, ферментов и витаминов в регуляции физиологических процессов;
уметь:
применять полученные знания для охраны собственного здоровья, а также для оценки негативного влияния на здоровье человека. В процессе работы с учебником учащиеся должны научиться делать конспекты и рефераты, готовить и делать сообщения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных;
соблюдения правил поведения в окружающей среде;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Программа проектно – исследовательской деятельности учащихся
Метод проектов – это метод личностно-ориентированного обучения. Этот метод развивает содержательную составляющую обучения, умения и навыки через комплекс заданий, способствующих актуализации исследовательской деятельности учащихся и способам представления изученного материала в виде какой-либо продукции или действий.
Цель:
направлять учебно-познавательную деятельность учащихся на результат, который получается при решении практически или теоретически значимой проблемы.
Задачи:
- формировать и развивать творческие способности ученика;
- развивать умения и навыки в постановке проблем и нахождения способов их решений;
- создать мотивирующий фактор в обучении и самообразовании;
- заложить основы чувства индивидуальной ответственности за свои поступки, принятые решения и действия;
- постараться развить у ученика коммуникативные умения и навыки.
Темы проектов в 10-11 классах:
1. Пигменты в природе, их роль и состав.
2. Углеводы в клетках организмов разных царств.
3. Углеводы в жизни человека.
4. Медицинское тестирование на основе липидов.
5. Масличные культуры и их использование человеком.
6. Ферменты, их разнообразие и значение.
7. Использование ферментов в медицине.
8. Ферменты в аграрном комплексе.
9. Бобовые культуры – источник белка.
10. История открытия нуклеиновых кислот.
11. Нуклеиновые кислоты вирусов.
12. Вездесущие гормоны.
13. Практическое использование феромонов и аттрактантов.
14. Вода – источник жизни.
Предполагаемый результат
Учащиеся, в работе над проектами:
1. Определяют актуальную проблему, над которой они или индивидуально, или в группе работают, выявляют проблемы в различных областях знаний;
2. Ставят задачи, составляют план работы, тем самым ищут пути решения проблемы, определяют объект исследования;
3. Выдвигают гипотезы, ставят эксперименты с природными объектами, систематизируют и обобщают полученные данные, делают анализ информации, полученной из разных источников;
4. Подводят итоги, а учитель на данном этапе должен помочь ребятам выработать умение аргументировать выводы, обрабатывать данные эксперимента, оформлять результаты и, конечно же, работать вместе, сотрудничая;
5.Подготовка защиты проекта, с помощью компьютера, мультимедийного оборудования, выстраивая логическую систему доказательств;
6. Презентация проекта, цель которого – представить результат своей деятельности, довести до общественности проблему, способы ее решения, а это позволит развивать умения у школьников владеть искусством и культурой коммуникации, а для этого сам педагог «должен быть искусный педагог, что его искусство преподавания велико»
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Название раздела и темы занятия | Всего часов | Теоретических | Практических | Форма контроля |
1. | Введение. Биохимия – наука о превращениях веществ в биологических системах | 1 | - | 1 | Собеседование |
2. | Биогенные элементы и их роль в организме. Неорганические вещества | 8 | 4 | 4 | Педагогическое наблюдение |
Химические элементы и их соединения в биосфере. Биогенные элементы | 1 | 1 | - | Педагогическое наблюдение | |
Углерод, кислород, водород Л.р. Микрохимический анализ золы растений | 1 | - | 1 | Анализ выполнения лабораторной работы | |
Азот, фосфор, сера | 1 | 1 | - | Собеседование | |
Другие элементы – неметаллы (селен, бор, кремний, хлор, бром,йод) | 1 | 1 | - | Педагогическое наблюдение | |
Биогенные элементы - металлы | 1 | 1 | - | Педагогическое наблюдение | |
Вода в биологических системах. Пр.р. Физико-химические свойства воды, проявляющиеся в живых системах | 2 | - | 2 | Анализ выполнения практической работы | |
Оксиды, соли, кислоты в биологических системах | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение | |
3 | Биоорганические соединения, их строение, функции, обмен | 16 | 8 | 8 | Анализ результатов проектной деятельности |
3.1. Углеводы | 4 | 2 | 2 | ||
Общая характеристика и классификация углеводов. Моносахариды, их свойства и функции Л.р. «Цветные качественные реакции на сахариды» | 1 | 1 | - | Анализ выполнения лабораторной работы | |
Дисахариды, их свойства и функции. Л.р. «Защитное действие сахарозы на цитоплазму клетки» Высокомолекулярные полисахариды, их строение и свойства Л.р. «Микрохимическое обнаружение крахмала» | 1 | 1 | - | Анализ выполнения лабораторной работы | |
Фотосинтез и хемосинтез. Л.р. «Наблюдение флуоресценции хлорофилла» | 2 | - | 2 | Анализ выполнения лабораторной работы | |
3.1. Липиды | 4 | 2 | 2 | ||
Строение, свойства и функции липидов. Пр.р. «Липиды – запасные вещества в биологических системах» | 2 | - | 2 | Анализ выполнения практической работы | |
Важнейшие простые и сложные липиды | 2 | 2 | - | Педагогическое наблюдение | |
3.2. Белки и аминокислоты | 4 | 2 | 2 | ||
Общая характеристика и элементарный состав белков | 1 | 1 | - | Собеседование | |
Аминокислоты – структурные элементы белков. Функции белков. Л.р. «Щелочной гидролиз белка» | 1 | 1 | - | Анализ выполнения лабораторной работы | |
Структура белковой молекулы. Л.р. «Цветные качественные реакции на белки и аминокислоты» | 2 | - | 2 | Анализ выполнения лабораторной работы | |
3.3. Нуклеиновые кислоты | 4 | 2 | 2 | ||
Строение и функции нуклеиновых кислот | 1 | 1 | - | Собеседование | |
Синтез ДНК и РНК Л.р. «Матричный синтез биополимеров» | 1 | 1 | - | Педагогическое наблюдение | |
Код ДНК. Ген. Синтез белка. | 2 | - | 2 | Педагогическое наблюдение | |
4 | Биологически активные вещества. Вещества - регуляторы | 8 | 4 | 4 | Анализ умений интерпретировать информацию |
3.5. Ферменты | 2 | 1 | 1 | ||
Общая характеристика и классификация ферментов | 1 | 1 | - | Собеседование | |
Л.р. «Значение ферментов: дегидрогеназы дрожжей, сахаразы дрожжей, амилазы ячменного солода, уреазы соевых грибов | 1 | - | 1 | Анализ выполнения лабораторной работы | |
3.6. Гормоны | 2 | 1 | 1 | ||
Общая характеристика и классификация гормонов | 1 | 1 | - | Собеседование | |
Л.р. «Качественные реакции на инсулин» | 1 | - | 1 | Анализ выполнения лабораторной работы | |
3.7. Витамины | 2 | 1 | 1 | ||
Общая характеристика витаминов и их представители | 1 | 1 | - | Собеседование | |
Роль витаминов в обмене веществ. Л.р. «Определение аскорбиновой кислоты» | 1 | - | 1 | Анализ выполнения лабораторной работы | |
3.8. Антибиотики, феромоны и аттрактанты | 2 | 1 | 1 | ||
Л.р. «Влияние фитонцидов на простейших» | 1 | - | 1 | Анализ выполнения лабораторной работы | |
Аттрактанты и феромоны как средства химической коммуникации в природе | 1 | 1 | - | Собеседование | |
Обмен веществ, энергии и информации в биологических системах | 1 | 1 | - | Педагогическое наблюдение | |
Общие представления о пластическом, энергетическом и информационном обмене Подведение итогов. | 1 | 1 | - | Педагогическое наблюдение | |
Итого | 34 | 16 | 17 |
Учебно – методическое обеспечение программы
1. Учебное пособие
№ п/п | Автор | Название, класс | Год издания | Издательство |
1. | Шапиро Я.С. | «Биологическая химия» | 2010 | М.: Вентана - Граф |
2. Методические пособия для учителя
№ п/п | Автор, название | Год издания | Издательство |
1. | Лернер Г. И. «Общая биология: поурочные тесты и задания» | 2000 | «Аквариум» ГИППВ |
2. | Биологическая химия. Под ред. Н.И. Ковалевской | 2006 | ИЦ «Академия» |
3. | Зайцев С.Ю., Конопатов Ю.В. Биохимия животных | 2006 | М., Лань |
4. | Келина Н.Ю., Безручко Н.В. Органическая и биологическая химия в схемах и таблицах | 2006 | Ростов-на-Дону: Феникс |
5. | Кольман Я, Рём К.-Г. Наглядная биохимии | 2000 | М.: Мир |
6. | Пустовалова Л.М. Основы биохимии | 2007 | Ростов-на-Дону: Феникс |
3. Пособия для учащихся
№ п/п | Автор, название | Год издания | Издательство |
1. | Артеменко А.И. Органическая химия (для техникумов, колледжей, школ) | 2003 | М.: Высшая школа |
2. | Шапиро Я.С. Биологическая химия | 2004 | СПб.: ЭЛБИ-СПб |
3. | Шапиро Я.С. «Биологическая химия» | 2010 | М.: Вентана - Граф |
4. Контрольно – измерительные материалы
№п/п | Название, автор, класс, адрес в Интернет |
1. | ГИА 2012. Биология. Контрольные тренировочные материалы. Панина Г.Н., Павлова Г.А. (2012, 86с.) |
2. | ГИА 2012. Биология. Тренировочные варианты экзаменационных работ. Рохлов В.С. и др. (2012, 128с.) |
5. Пособия для подготовки к ГИА, ЕГЭ
№п/п | Название, автор, класс, адрес в Интернет |
1. | ЕГЭ 2012. Биология. Типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов. Под ред. Рохлова В.С. (2011, 112с.) |
2. | ЕГЭ 2012. Биология. 11 класс. Типовые тестовые задания. Лернер Г.И. (2012, 160с.) |
3. | Биология. 11-й класс. Подготовка к ЕГЭ - 2012. Кириленко А.А., Колесников С.И., Даденко Е.В. (2011, 345с.) |
4. | Репетитор по биологии: готовимся к ЕГЭ и ГИА. Шустанова Т.А. (2012, 539с.) |
6. Электронные пособия (диски, Интернет ресурсы)
№п/п | Название, автор, класс, адрес в Интернет |
1. | http://www.biotehnolog.ru |
1-а. | http://www//cbio.ru |
2. | http://fcior.edu.ru/methods.page |
3. | http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/ |
4. | metodisty.ru/m/groups/files/biologiya |
5. | http://bio.1september.ru/article.php?ID=200800401 |
6. | http://www.uroki.net/index.htm |
7. | http://infoteka.intergu.ru/query/about.asp |
8. | |
9. | http://www.it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=2427 |
10. | http://tineydgers.at.ua/load/puteshestvie_v_mir_vodoroslej/47-1-0-9506 |
11. | http://tana.ucoz.ru/load/425-2-2 |
12. | http://www.openclass.ru/profile |
13. | http://interneturok.ru/video/biologiya/8_klass/ |
14. | http://www.uchportal.ru/load/47-1-0-8901 |
15. | |
16. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к обучающему тесту
«Характеристика царств живой природы»
Авторский тест «Характеристика царств живой природы» является обучающим. Обучающие тесты отличаются от тестов интеллекта. Они не направлены на диагностику конкретных знаний или навыков, а требуют от обучающегося умения совершать с понятиями определенные умственные действия, такие как аналогии, классификации, обобщения и др.
Задания, представленные в тестовой форме, объединены принципом соответствия последовательности изложения повествовательного материала определенной теме.
Обучающие тесты являются тестами успешности, в данном случае разработан обучающий - дидактический тест.
Наиболее целесообразно использовать обучающие тесты при работе с детьми, имеющими слабую мотивацию к обучению.
Данный тест предназначен для того, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями. Обычная отметка, зачастую, становится не только оценкой знаний учащегося, но и инструментом воздействия на него, может выражать отношение педагога к его дисциплинированности, организованности, особенностям поведения и т. д. Обучающий тест лишен этих недостатков, разумеется, при условии грамотного его составления и применения.
Обучающий тест применяется не только для расширения познавательного интереса учащихся, но и для оценки успешности овладения конкретными знаниями с целью определения эффективности методов обучения.
Для того чтобы правильно ответить на вопросы, входящие в обучающий тест, необходимы знания конкретных фактов. Старательный ученик, обладающий хорошей памятью, без труда может найти правильные ответы в заданиях обучающего теста и вместе с тем, расширить и углубить свои знания по теме. Однако если у него плохо сформированы умения работать с понятиями, анализировать их, находить существенные признаки и т.д., то задания теста могут вызвать значительные затруднения, поскольку для их выполнения одной хорошей памяти недостаточно. Необходимо владение целым рядом мыслительных операций, знание тех понятий, на материале которых составлены задания теста.
Главная идея: создать тест, первичной целью которого будет являться не контроль знаний, а обучение, познавательный процесс.
Предложенный тест отвечает требованиям содержательной валидности - соответствие заданий учебной программе и стандарту; информационной мощности - это количество учебных элементов рассматриваемой темы, знание которых проверяет данное тестовое задание; предметной сложности, которая определяется:
1. уровнем обученности;
2. числом логических операций;
3. количеством учебных элементов;
4. количеством правильных ответов;
5. статистической сложностью.
Ведущие принципы построения обучающего теста:
∙ Приоритет обучения над контролем
∙ Выход за рамки учебника
∙ Максимум полезной информации
∙ Принцип лабиринта: последовательность выполнения заданий определяется выбором варианта ответа
∙ Итоговое задание, проверяющее степень усвоения полученной информации
∙ Четкий инструктаж перед началом работы
Предполагаемые эффекты:
- повышение качества знаний по изучаемой теме (предмету);
- снижение уровня тревожности обучающихся при выполнение тестовых заданий;
- повышение уровня мотивации к изучению (темы) предмета;
- развитие навыков самостоятельной работы с информацией различного уровня и различных источников;
- развитие навыков самообразования;
- экономичность (освоение большего количества материала за меньший промежуток времени), возможность одновременной работы целой группы учащихся.
Характеристика царств живой природы
- Представители этого царства являются самыми маленькими обитателями нашей планеты. Признаки живого организма они проявляют только попав в клетку другого живого организма, а вне её больше похожи на частички неживого вещества.
Бактерии (преходите к пункту 5)
Вирусы (преходите к пункту 17)
Грибы (преходите к пункту 29)
- Ну, как же так? Разве в клетках животных содержится хлорофилл? Разве по типу питания они автотрофы? Нет, нет и нет! По типу питания животные являются гетеротрофами, т.к. в их клетках нет хлорофилла. Они не способны создавать органические вещества из неорганических, а используют готовые питательные вещества. Но, безусловно, это очень интересная группа живых организмов! (вернитесь к п. 7)
- Как бы не так! Амёбы — микроскопические одноклеточные организмы. У амёб неправильная, всё время меняющаяся форма. Передвигается при помощи ложноножек, постоянно возникающих и исчезающих. По типу питания амебы являются гетеротрофами, а это значит, что хлорофилла в их клетках нет (вернитесь к п. 25).
- Великолепно! Ты осведомлен о том, что лишайники – это своеобразная группа живых организмов, обитающих на всех континентах, включая Антарктиду. Эти организмы оказались симбиозом водоросли и гриба (переходите к п. 24).
- Да, действительно, бактерии удивительные организмы! Организм бактерии представлен одной единственной клеткой. Отличительная черта бактериальной клетки – отсутствие в ней оформленного ядра. По этому признаку бактерии относятся к прокариотам. Бактерии, способные образовывать органические вещества из неорганических, называются автотрофами. Но встречаются среди них и хлорофиллоносные бактерии, способные к фотосинтезу. Такие бактерии по типу питания являются гетеротрофами. Бактерии – самая древняя группа организмов. Но, увы, речь идет не о бактериях! (вернитесь к п. 1)
- Мимо! Вирусология – наука, изучающая вирусы. А это целый мир! Таинственный и опасный! (вернитесь к п. 19)
- Это удивительные организмы, присутствующие на нашей планете повсюду. Не смотря на то, что они очень разнообразны, их объединяет важный признак: в их клетках присутствует зеленый пигмент хлорофилл. Среди них встречаются как микроскопические так и гигантские.
Животные (преходите к пункту 2)
Растения (преходите к пункту 15)
Грибы (преходите к пункту 31)
8. Ошибочное мнение! В ответе перечислены классы, входящие в состав царства Животные. Ты не мог этого не знать! (вернитесь к п. 24)
9. В который раз напоминаю, что растения могут сами создавать для себя питательные вещества! Ведь по типу питания они автотрофы. К тому же, врядли большая часть из них подходит под характеристику « способны к активному передвижению». Но вспомнить о растениях всегда приятно! (вернитесь к п. 14)
10. Представители этого царства являются гетеротрофами, поскольку питаются только готовыми органическими веществами. Они поглощают питательные вещества, всасывая их всей поверхностью тела. Тело представлено ветвящимися трубчатыми нитями – гифами, из которых образовано плодовое тело. Среди представителей этого царства встречаются паразиты, сопрофиты, хищники и симбионты. О ком же идет речь?
Бактерии (преходите к пункту 12)
Животные (преходите к пункту 26)
Грибы (преходите к пункту 28)
11. Похоже, ты забыл, что вирусы - это доклеточная форма жизни. Вирус «просыпается», только попав в клетку другого живого организма. Наука, изучающая вирусы называется вирусология (вернитесь к п. 22).
12. Действительно между бактериями и грибами есть черты сходства. И те, и другие гетеротрофы, среди бактерий также встречаются сапрофиты, паразиты и симбионты. Но разве встречаются в царстве Бактерий многоклеточные организмы? Бактерии обижены на тебя за то, что ты так мало знаешь о них! (вернитесь к п. 10)
13. Замечательно, что ты упомянул эту науку. Палеонтология – наука об организмах, существовавших в прошлые геологические периоды и сохранившихся в виде ископаемых останков, а также следов их жизнедеятельности. Одной из задач палеонтологии является реконструкция внешнего вида, биологических особенностей, способов питания, размножения и т. д. этих организмов, а также восстановление на основе этих сведений хода биологической эволюции.Очень интересно, но, к сожалению, это не ответ на поставленный вопрос. Дерзай! (вернитесь к п.19)
14. В настоящее время это царство насчитывает 1,5 млн. видов. У них всех есть ряд общих признаков. Во-первых, они не могут сами создавать органические вещества. Во-вторых, клетки содержат ядро. В-третьих, большинство ведет активный образ жизни. У многих развиты органы чувств, чтобы ориентироваться в пространстве. Узнал?
Растения (преходите к пункту 9)
Бактерии (преходите к пункту 21)
Животные (преходите к пункту 27)
15. Умница! Конечно же, это растения! Исторически сложившуюся совокупность всех растений называют флорой. В древнеримской мифологии Флолра – богиня цветов, весны и юности. Благодаря наличию в клетках хлорофилла растения способны улавливать и преобразовывать энергию солнечных лучей, самостоятельно создавать необходимые для жизни питательные вещества (переходите к 10).
16. Прекрасно! Ты не ошибся! В 1817 году Жозеф Бьенеме Каванту и Пьер Жозеф Пеллетье выделили из листьев растений зеленый пигмент, который они назвали хлорофиллом. При его участии осуществляется процесс фотосинтеза (переходите к п 7).
17. Молодец! Слово «вирус» в переводе с латинского означает «яд». Устроены вирусы очень просто – это молекулы органического вещества, которые хранят наследственные признаки. Снаружи молекулы покрыты защитной белковой оболочкой. Вирусы доставляют живым организмам много неприятностей: они вызывают заболевания растений, животных и человека. К числу вирусных относятся такие опаснейшие заболевания как СПИД, оспа, корь, грипп. Ученые постоянно совершенствуют способы борьбы с вирусами (переходите к п. 14).
18. Увы! В своем строении бактерии насчитывают только одну единственную клетку. К тому же эта клетка не имеет ядра (вернитесь к п. 22).
19. Перед учеными всегда стояла непростая задача: как отыскивать нужные сведения среди информации о таком гигантском многообразии живых организмов. Этот раздел биологии посвящен классификации живой природы.
Вирусология (преходите к пункту 6)
Палеонтология (преходите к пункту 13)
Систематика (преходите к пункту 30)
20. Очень жаль! Разве могут лишайники представлять отдельное царство, если в их состав одновременно входит водоросль и гриб, находящиеся в интересных взаимоотношениях друг с другом? Речь идет исключительно о симбиозе! (вернитесь к п. 24)
21. Ты похоже забыл, что бактерии, в отличии от животных, являются прокариотами? Их клетки не содержат оформленного ядра. И развитыми органами чувст они не обладают. Конечно, от этого они не стали менее интересны. Бактериальные клетки могут иметь самую причудливую форму: круглые называются кокки, палочковидные – бациллы, изогнутые – вибрионы, спиралевидные – спириллы. Красота! (вернитесь к п. 14)
22. Этот организм является загадкой для исследователей. Их называли и мхами, и водорослями. Сущность была раскрыта только во второй половине XX века.
Вирусы (преходите к пункту 11)
Бактерии (преходите к пункту 18)
Лишайники (преходите к пункту 4)
23. Оригинально! Возможно, крокодил был бы очень рад наличию хлорофилла в своих клетках, но он относится к царству Животные, а, значит, хлорофилла в его клетках нет! (вернитесь к п. 25)
24. На какие царства ученые разделяют живую природу?
Млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся (преходите к пункту 8)
Вирусы, бактерии, грибы, растения, животные (преходите к пункту 32)
Лишайники, вирусы, бактерии, грибы, растения, животные (преходите к пункту 20)
25. Зеленый пигмент хлорофилл – чудо природы. Ему, без преувеличения, мы обязаны своей жизнью. Очень много онем писал русский ученый К.А. Тимирязев. Подумай, в клетках каких организмов он содержится
Амёбы (преходите к пункту 3)
Растения (преходите к пункту 16)
Крокодилы (преходите к пункту 23)
26. Безусловно, можно найти черты сходства и между грибами и животными. Ты верно подметил, что и те и другие гетеротрофы; и в царстве грибов, и в царстве животных встречаются как одноклеточные, так и многоклеточные организмы. Но разве при изучении строения животных ты встречался с таким термином как «гифы», «плодовое тело»? А размножение спорами, присуще ли оно животным? Срочно избавляйся от путаницы в голове! (вернитесь к п. 10)
27. Светлая голова! Конечно, речь идет о животных. Для животных характерны сложные отношения между собой и окружающей средой. Совокупность всех видов животных, обитающих на нашей планете, называют фауной. В древнегреческой мифологии Фауна –богиня лесов и полей, покровительница животных (переходите к п. 25).
28. Браво! Это действительно грибы! В природе очень много видов грибов. Среди них есть шляпочные, плесневые, паразитические и другие виды грибов. Среди шляпочных грибов есть съедобные и несъедобные. Отравление несъедобными ядовитыми грибами вызывает у человека тяжелое состояние и даже смерть. Будь осторожен! Пользуйся полученными на уроках знаниями! (переходите к п. 19)
29. Интересное мнение! Грибы – одна из самых больших групп организмов. Среди них встречаются и одноклеточные, и многоклеточные. В клетках грибов может быть несколько ядер! Грибы занимают особое положение в живом мире: они не являются ни растениями, ни животными, однако, имеют черты сходства и с теми и другими. Но, к сожалению, это не правильный ответ! (вернитесь к п. 1)
30. Ура! Ты прав! Систематика – раздел биологии, посвященный классификации живой природы. Ученые-систематики приводят в систему сведения о живых организмах – распределяют их по группам – единицам системы (вид, род, семейство и др.) (переходите к п. 22).
31. Печально! Ты забыл, что клетки грибов не содержат хлорофилла. Грибы образуют особое царство живых организмов. Их тело представлено грибницей. Грибы являются гетеротрофами и размножаются спорами. В природе очень много видов грибов. Среди них есть паразиты, хищники, сапрофиты и полезные симбионты. Надеюсь, ты не забыл что такое симбиоз? (вернитесь к п. 7)
32. Высший балл! Ты постиг азы систематики! Удачи в приобретении новых знаний!
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 446
Колпинского района Санкт-Петербурга
«Согласовано» Руководитель МО учителей ________________________ гимназии № 446 _________ (_____________) Протокол № ___ от «____»___________2018 г. | «Рекомендована к использованию» Решение педагогического совета ГБОУ гимназии №446 Протокол №___________ от «____»___________2018 г.
| «Утверждаю» Директор гимназии № 446 __________ (И.А. Лев) Приказ № ______ от «___»___________2018 г. |
Рабочая программа студии
«Уроки лидерства»
Составитель: учитель биологии высшей категории
ГБОУ гимназии № 446
Колпинского района Санкт-Петербурга
Корягина Ольга Александровна
Санкт-Петербург
2018
Пояснительная записка
Данная рабочая программа написана в результате дистанционного сотрудничества с образовательным центром «Сириус» с использованием материалов авторской программы Казаковой Е.И. и Даниловой А.И. «Уроки настоящего», Фонд «Талант и успех», ОЦ «Сириус», 2018.
Программа ориентирована на развитие детской одаренности обучающихся основной школы.
Программа студии «Уроки лидерства» направлена на организацию сотрудничества, совместной проектной и исследовательской деятельности школьников и научных лидеров страны на платформе образовательного центра «Сириус».
В рамках программы участники студии «Уроки лидерства» участвуют в очных и онлайн-встречах с учёными и технопредпринимателями, открытых дискуссиях, разработке и реализации уникальных проектов и исследований. Организаторами студий выступают старшеклассники-волонтёры проекта, освоившие одну из образовательных программ ОЦ «Сириус». Контент для сетевой среды и методическое сопровождение обеспечивает Фонд «Талант и успех».
Программа «Уроки лидерства» позволяет создать условия для вовлечения школьников в процесс развития собственной одарённости, а также выявления приоритетных интересов методом «образовательных проб».
Целью программы «Уроки лидерства» является популяризация идей Стратегии научно-технологического развития России, формирование у школьников готовности к профессиональному выбору, связанному с этими идеями, а также развитие проектного мышления. Предполагается, что к финалу первого этапа реализации программы (2018 год) не менее половины участников студий разработают и/или реализуют собственное исследование/проект, которые впоследствии смогут представить на Всероссийский конкурс проектных работ.
Задачи программы - сформировать:
- картину мира, соответствующую современному уровню развития науки и технологий;
- самостоятельность в поиске и приобретении новых знаний и умений;
- ответственное отношение к образованию;
- увлечённость образовательным процессом;
- готовность к выбору профессионального пути в соответствии с его интересами и возможностями.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты обучения
- Дальнейшее овладение речевыми навыками устной и письменной речи
- Осознание роли риторики в речи людей
- Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово
- Интерес к созданию собственных текстов (письма, открытки)
- Умение работать в группе
Коммуникативные умения, являющиеся основой метапредметных результатов обучения
- овладение основными типами письменных документов, используемых в ситуации реальной коммуникации;
- овладение умением создания почтовой открытки стандартного характера, письма личного характера;
- освоение навыков заполнения бланка, формуляра;
- осмысление собственной деятельности в групповом взаимодействии и способов продуктивного выхода из конфликтов;
- овладение умениями согласования процедур совместного действия;
- освоение риторических приемов для улучшения восприятия выступления
Предметные результаты
1) В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:
- понятие проекта;
- понятие проектный продукт;
- типы проектов и их проектные продукты;
- понятие презентация проекта, ее назначение;
- этапы выполнения проекта;
- структуру проекта;
- критерии оформления письменной части проекта;
- критерии оценки проекта.
2) В результате изучения курса обучающиеся должны иметь представление:
- о ситуации (реальная и ожидаемая), описание и анализ ситуации;
- о ресурсах и их использовании;
- о способах презентации проекта;
- о написании отчета о ходе проекта;
- о рисках, их возникновении и предотвращении;
- об экспертизе деятельности.
3) На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
- определять проблему и вытекающие из неё задачи;
- ставить цель;
- составлять и реализовывать план проекта;
- отбирать материал из информационных источников;
- анализировать полученные данные;
- делать выводы;
- оценивать работу по критериям оценивания;
- выбирать соответствующую форму проектного продукта;
- создавать основные слайды для презентации проекта;
- оформлять результаты проектной деятельности;
- проводить рефлексию своей деятельности;
- работать по ТК, с простейшим оборудованием и материалами;
- работать в парах и в группах.
Содержание учебного предмета
Тема 1. Понятие «Учебный проект» (6ч.)
Что такое учебный проект. Основные теоретические сведения, термины. Этапы работы над проектом.
Тема 2. Алгоритм работы над учебным проектом (4ч.)
Учебный проект: основные этапы работы над проектом: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация плана, рефлексия, презентация.
Тема 3. Типы проектов (4ч.)
Проект и его типы. Классификации проектов. Практико-ориентированный проект. Исследовательский проект. Информационный проект. Творческий проект. Игровой проект. Тип проекта, ведущая деятельность, проектный продукт.
Тема 4. Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы (4ч.)
Что такое ситуация. Выделение признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуации. Анализ (описание) реальной ситуации. Обоснование желаемой ситуации. Описание ситуации в рамках проекта.
Формулирование проблемы и противоречия. Анализ проблемы с различных точек зрения. Выявление причин возникновения проблемы и путей ее решения.
Постановка цели как прогнозируемый результат. Требования к формулированию цели. Связь между достижением цели и решением проблемы проекта.
Тема 5. Планирование деятельности. Ресурсы (8ч.)
Что такое задача. Определение и формирование задач, адекватных целям. Как разбить задачу на шаги. Планирование деятельности. Риски: распознавание, оценка, предотвращение.
Что такое ресурсы. Какие бывают ресурсы (информационные, материальные, трудовые). Что может стать ресурсом. Выявление ресурсов.
Тема 6. Формат анализа и сбора исследовательских данных. Микроисследование в рамках проекта (6 ч.)
Популяризация темы исследования. Перевод из текста в текст. Формы преобразования текста. Организация самостоятельного микроисследования в рамках проекта.
Тема 7. Реализация плана проекта (6ч.)
Работа над основной частью проекта – осуществление намеченных шагов в установленном порядке с применением необходимых деталей и способов, внесение обоснованных изменений в первоначальный замысел. Оформление результатов в виде сценария видеофильма, программы, буклета, статьи, репортажа, дизайна, рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.
Тема 8. Структура проекта. Письменная часть проекта (5ч.)
Основные требования, предъявляемые к структуре и оформлению письменной части учебных проектов. Титульный лист. Содержание. Введение. Основная часть. Заключение. Библиография. Приложение.
Тема 9. Оценивание проекта (4ч.)
Что такое экспертиза. Проведение экспертизы своей и чужой деятельности. Критерии оценивания проекта. Способы оценки. Самооценка. Критерии самооценки включения в проект.
Тема 10. Защита проекта. Презентация (4ч.)
Планирование презентации. Техника публичного выступления. Невербальные способы общения. Использование средств наглядности. Критерий «Качество проведения презентации».
Тема 11. Анализ проекта (4ч.)
Алгоритм написание отчета. Сильные и слабые стороны работы над своим проектом.
Тема 12. Погружение в проект. (7ч.)
Определить проблему, тему и цель проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; создать группы учащихся для проведения микроисследования.
Предложить учащимся несколько тем. Учащиеся осуществляют вживание в ситуацию, обсуждают тему проекта, определяют свои потребности, распределяются по группам.
Тема 13. Сетевая наука. (6ч.)
Сетевое взаимодействие групп ученых. Проведение совместного исследования. Способы обмена данными.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел/тема | Кол-во часов | Фактически дано | В том числе практических работ |
1 | Понятие «Учебный проект» (6ч.). Что такое проект. Специфика учебного проекта. | 1 | ||
2 | Интересы, мотивы, потребности исследователя и его роль в реализации проекта. | 1 | Практическая работа | |
3 | Этапы работы над проектом. | 1 | ||
4 | Проект и его влияние на выбор профессионального пути. | 1 | ||
5 | Проект как форма сотрудничества. | 1 | ||
6 | Подготовка к реализации проекта. Индивидуальная групповая работа. | 1 | Практическая работа | |
7 | Тема 2. Алгоритм работы над учебным проектом (4ч.). Проблематизация, целеполагание. | 1 | Практическая работа | |
8 | От планирования к реализации плана: решение практических и теоретических задач | 1 | ||
9 | Оформление и презентация проекта: основные подходы | 1 | ||
10 | Рефлексия и обсуждение результатов проекта | 1 | ||
11 | Тема 3. Типы проектов (4ч.). Классификация проектов: цель реализации и ведущая деятельность | 1 | ||
12 | Выбор формы организации проектной деятельности: принятие решения | 1 | Практическая работа | |
13 | Распределение полномочий между участниками в рамках реализации проекта | 1 | Практическая работа | |
14 | Продукт проектной деятельности и его основные харатеристики | 1 | ||
15 | Тема 4. Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы (4ч.). Что такое ситуация. Описание ситуации в рамках проекта. | 1 | ||
16 | Формулирование проблемы и противоречия – переход к реальной ситуации | 1 | Практическая работа | |
17 | Постановка цели как прогнозируемый результат. | 1 | ||
18 | Связь между достижением цели и решением проблемы проекта. Групповая работа – целеполагание. | 1 | Практическая работа | |
19 | Тема 5. Планирование деятельности. Ресурсы (8ч.). Что такое задача. Определение и формирование задач, адекватных целям. | 1 | ||
20 | Риски: распознавание, оценка, предотвращение. | 1 | ||
21 | Что такое ресурсы. Какие бывают ресурсы. | 1 | ||
22 | Подбор ресурсов в соответствии с требованиями проекта. | 1 | Практическая работа | |
23 | Предварительная подготовка как залог успеха в реализации проекта | 1 | ||
24 | Дополнительный поиск информации в рамках реализации проекта. | 1 | ||
25 | Способы сбора данных привлечения дополнительных ресурсов. | 1 | Практическая работа | |
26 | Лекции экспертов и консультации научных лидеров как способ сбора информации в рамках исследования. | 1 | ||
27 | Тема 6. Формат анализа и сбора исследовательских данных. Микроисследование в рамках проекта (6 ч.). Факторы, влияющие на выбор способа сбора и анализа данных. | 1 | ||
28 | Популяризация темы исследования. | 1 | Практическая работа | |
29 | Перевод из текста в текст как способ анализа и систематизации знаний. | 1 | ||
30 | Основные формы преобразования текста: инфографика, интеллект-карта, облако тегов. | 1 | ||
31 | Организация самостоятельного микроисследования в рамках проекта. | 1 | ||
32 | Подготовка микропроекта. | 1 | Практическая работа | |
33 | Тема 7. Реализация плана проекта (6ч.). Работа над основной частью проекта. | 1 | ||
34 | Внесение обоснованных изменений в первоначальный замысел проекта. | 1 | ||
35 | Индивидуальная работа в рамах проекта. | 1 | Практическая работа | |
36 | Групповая работа в рамках проекта. | 1 | Практическая работа | |
37 | Репродуктивные задачи как способ промежуточной оценки степени усвоения материала. | 1 | ||
38 | Оформление результатов проектной работы: основные подходы. | 1 | ||
39 | Тема 8. Структура проекта. Письменная часть проекта (5ч.). Основные требования, предъявляемые к структуре письменной части учебных проектов. | 1 | ||
40 | Основные требования, предъявляемые к оформлению письменной части учебных проектов. | 1 | ||
41 | Требования к оформлению приложений. | 1 | ||
42 | Библиографический список и требования к его оформлению. | 1 | ||
43 | Оформление письменной части реализуемого проекта: практическое занятие | 1 | Практическая работа | |
44 | Тема 9. Оценивание проекта (4ч.). Что такое экспертиза. Проведение экспертизы своей и чужой деятельности. | 1 | ||
45 | Критерии оценивания проекта. Способы оценки. | 1 | ||
46 | Самооценка как часть реализации проекта. | 1 | ||
47 | Два подхода к осуществлению самооценки: практическое занятие | 1 | Практическая работа | |
48 | Тема 10. Защита проекта. Презентация (4ч.). Планирование презентации. | 1 | ||
49 | Техника публичного выступления. Невербальные способы общения. | 1 | ||
50 | Использование средств наглядности. | 1 | ||
51 | Презентация групповой проектной работы. | 1 | Практическая работа | |
52 | Тема 11. Анализ проекта (4ч.). Алгоритм написание отчета. | 1 | ||
53 | Основные подходы к анализу проекта. | 1 | ||
54 | Сильные и слабые стороны работы над своим проектом. | 1 | ||
55 | Анализ групповой проектной работы: практическое занятие. | 1 | Практическая работа | |
56 | Тема 12. Погружение в проект. (7ч.). Предварительное изучение материала. | 1 | Практическая работа | |
57 | Онлайн-встреча с научным лидером. | 1 | Практическая работа | |
58 | Репродуктивный тест и разделение на группы для реализации проекта. | 1 | Практическая работа | |
59 | Внутристудийная презентация готовых решений. | 1 | Практическая работа | |
60 | Анализ и отбор лучших идей. | 1 | Практическая работа | |
61 | Итоговое оформление проекта. | 1 | Практическая работа | |
62 | Способы организации обратной связи по результатам проекта. | 1 | ||
63 | Тема 13. Сетевая наука. (6ч.). Сетевое взаимодействие ученых. | 1 | ||
64 | Проведение совместного исследования: оценка целесообразности. | 1 | Практическая работа | |
65 | Способы обмена данными в рамках совместной работы над проектом. | 1 | ||
66 | Способы систематизации результатов исследовательской работы. | 1 | ||
67 | Научное сообщество и взаимодействие его участников. | 1 | ||
68 | Переход от проектно-исследовательской к научно-исследовательской работе. | 1 | ||
Всего: 68 ч |
Учебно-методическое обеспечение программы
1. Методические пособия для учителя
№ п/п | Автор, название | Год издания | Издательство |
1. | Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы | 2006 | Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров» |
2. | Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений | 2006 | М.: АРКТИ |
2. Пособия для учащихся
№ п/п | Автор, название | Год издания | Издательство |
1. | М. А. Ступницкая Что такое учебный проект? | 2010 | М.: Первое сентября |
2. | Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности | 2008 | Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров» |
3. Интернет - ресурсы
№п/п | |
1. | https://sochisirius.ru/ |
2. | http://perspektivs.ru/assets/images/27.03/Projektnaya_i_issledovatelskaya_deyatelnost.pdf |
3. |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №446
КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
«Согласовано» Руководитель МО учителей естественных наук гимназии № 446 __________________ Протокол № ___ от «____»___________2017 г. | «Рекомендована к использованию» Решение педагогического совета ГБОУ гимназии №446 Протокол №______ от «____»___________2017 г. | «Утверждаю» Директор гимназии № 446 __________ (И.А. Лев) Приказ № ______ от «___»_________2017 г |
- ПРОГРАММА
«Экология forever»
Санкт-Петербург
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Особенности контингента/ целевая аудитория
Программа рассчитана на детей 10-15-летнего возраста. Реализация программы способствует коррекции дивиантного поведения детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуции. Дети, обучающиеся по данной программе, активные партнеры учителя в организации различных видов деятельности, проведении дискуссий, ролевых игр, принятии решений. Через учителей и учащихся основные идеи программы адресуются также другим членам их семей и обществу в целом.
Цель:
формирование у учащихся новых ценностных и этических подходов, новой модели поведения в окружающем мире, формирование мотивации к обучению, социальное развитие детей через практическую социально-значимую деятельность в районных и городских природоохранных проектах.
Задачи:
Образовательные:
•Закрепление и развитие системы экологических понятий, законов и закономерностей;
•Формирование экологической компетентности и функциональной грамотности
•Формирование умений планирования и организации экспериментальных исследований
Воспитательные:
•Формирование экологических стереотипов поведения и экологической мировоззренческой парадигмы у учащихся;
• Осознание учащимися своей ответственности за установление гармоничного взаимодействия между природой и обществом; за реализацию себя как личности и индивидуальности.
•Воспитание умения добросовестно работать в коллективе,
• Воспитание умения планировать свои действие и отвечать за них.
Развивающие:
• Формирование и развитие практических умений по экспериментальной работе;
•Развитие умений системного анализа, вероятностного мышления и прогнозирования результатов эксперимента
Сроки реализации -1 год. Всего 68 учебных часов.
Форма организации и режим занятий: индивидуальная; работа в микрогруппах.
Формы организации познавательной деятельности: В основе выбора методов и приемов работы лежит принцип интерактивности детей и педагога в процессе работы. Программа предусматривает различные виды деятельности.
Периодичность занятий - один раз в неделю по 2 часа.
Таблица 1. Формы организации познавательной деятельности
Процесс обучения | В процессе приобретения ребёнком новых знаний | В процессе практической деятельности (в процессе формирования умений и навыков по применению знаний) | В процессе оценки сформировавшегося отношений, знаний и умений |
Методы обучения | - проблемное изложение изучаемого материала - частично- поисковое изложение - эвристическая беседа - мозговой штурм - чтение научно- популярной литературы - метод исследования | - Проектная деятельность - выполнение самостоятельной работы - наблюдения в природе - решение и создание проблемных ситуаций - лабораторные опыты - игра (имитационная, ролевая, познавательно- творческая) - решение математических задач - презентация | - этические беседы - защита (природоохранного проекта, творческой задачи) - сочинение - тестирование (с использованием тестов, опросников на выбор правильного ответа, поиск собственного решения) - самоаттестация - взаимоаттестация |
Виды занятий | -лекция - рассказ - беседа - экскурсия - занятия на природном полигоне | - практическое занятие - самостоятельная работа - познавательно- творческая ролевая игра «Проблемы и дилеммы» | - Итоговое занятие (с использованием тестирования, самоаттестация, взаимоаттестация по итогам прохождения каждой темы) - Защита и анализ практических и творческих работ (по итогам прохождения курса) |
- оппонентный круг - диспут - дискуссия |
Календарно-тематический план
1 год обучения
№ | Тема занятия (Одна строка – одно занятие) | Кол-во часов | Дата занятия (с учетом государственных выходных и праздничных дней, а также с учетом реализации дополнительной общеобразовательной программы-дополнительной общеразвивающей программы в каникулярное время) | |
Теория | Практика | |||
Тема и уточнение содержания | 1 | 2 | Конкретно по календарю, исходя из расписания занятий | |
1. | Природная среда | |||
1.1 | Воздух. | 1 | 1 | |
1.2 | Вода. | 1 | 1 | |
1 3 | Почва. | 1 | 1 | |
1.4 | Биологическое разнообразие: | 5 | 5 | |
2. | Неблагоприятное воздействие | |||
2.1 | Урбанизация. | 1 | 1 | |
2.2 | Шум. | 1 | 1 | |
2.3 | Отходы. | 2 | 2 | |
2.4 | Химические вещества. | 1 | 1 | |
3. | Экономика и окружающая среда | |||
3.1 | Энергетика. | 2 | 2 | |
3.2 | Транспорт. | 2 | 2 | |
3.3 | Промышленность. | 1 | 1 | |
3.4 | Сельское хозяйство. | 3 | 3 | |
3.5 | Лесное хозяйство. | 1 | 1 | |
3.6 | Туризм. | 1 | 1 | |
4. | Глобальные проблемы | |||
4.1 | Изменение климата. | 1 | 1 | |
4.2 | Разрушение озонового слоя. | 1 | 1 | |
4.3 | Кислотные дожди | 1 | 1 | |
4.4 | Моря и океаны. | 1 | 1 | |
5. | Ценности | |||
5.1 | Общество и потребление. | 3 | 3 | |
5.2 | Здоровье и окружающая среда. | 1 | 1 | |
5.3 | Права граждан. | 0.5 | 0.5 | |
5.4 | Наша планета в будущем. | 0,5 | 0,5 | |
6. | Участие в природоохранных проектах | 2 | 6 | |
Итого | 30 | 42 | 72 |
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
Ожидаемые результаты
- Сформировавшаяся экологическая компетентность и функциональная грамотность;
- Сформировавшиеся экологические стереотипы поведения;
- Овладение системой экологических понятий, законов и закономерностей;
- Приобретение практических умений по проектной экспериментальной работе;
- Умение системного анализа, вероятностного мышления и прогнозированияпоследствий любой деятельности;
- Умение добросовестно работать в коллективе;
- Умение проектировать и планировать свои действия и отвечать за них;
- Умение применять полученные навыки в образовательном процессе.
Способы определения результативности:
- Самоаттестация после каждой темы (тестирование с использованием тестов, опросников на выбор правильного ответа, поиск собственного решения);
- выполнение заданий на рабочих листах (после каждой темы);
- Ситуационные игры, составление модели «Колесо последствий»;
- Выполнение проектной работы на самостоятельно сформулированную тему или тему, выбранную из сппредложенного списка:
- «Исследователи садов и парков»
- «К цветку цветок»
- «Птичий городок»
- «Мы в ответе за тех, кого приручили»
- «Колпинская Венеция»
- «Спасём жизнь вязам»
- «Пристальный взгляд в природу» и др.
Формы подведения итогов реализации программы
- защита природоохранного проекта, практической или творческой задачи
Список литературы для учащихся
- Зелёный пакет. Комплект образовательных материалов-Сентендре (Венгрия): РЭЦ ,2005 Благотворительное издание в рамках международного образовательного проекта Рук. Климент Минджов. 2005.
- Игры по естествознанию. Как познавать природу, играя и путешествуя, (под общей редакцией И.Ю.Алексашиной) .СПб.: СМИО Пресс, 2001)
- Андреев К.А., Еглачёва А.В. Учебное пособие по лесоведению, ботанике, зоологии с фототестовыми заданиями.- Петрозаводск : «Verso» 2003 г.
- Блинов Л.Н. 1000 вопросов и ответов (Сер. Жизнь и безопасность). СПб.: ООО» ВИФ «Балт-Норд»
- Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: учебное пособие.- СП..: Издательство «ДЕАН», 2001.
- Константинов В.М. Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования М.: Издательский центр «Академия»; мастерство, 2001.
- Учебное пособие по лесоведению, ботанике, зоологии с фототестовыми заданиями.- Петрозаводск: «Verso» 2000.
Список литературы для педагога
- Алексеев С.В. «Окружающая среда СПб» Научно-популярное издание - СПб, ООО «Сезам-принт, 2005.
- Блинов Л.Н. 1000 вопросов и ответов (Сер. Жизнь и безопасность). СПб.: ООО»ВИФ «Балт- Норд».
- Гдалин Д.А., Сорокина Т.Г. Час экологической игры: методические рекомендации СПбГДТЮ, 1992.
- Глизерина Л.И. Экологическое воспитение школьников.- Йошкар- Ола: «, 1999.
- Грехова Л.И. В союзе с природой: Эколого- краеведческие игры и развлечения с детьми: Учебно- методическое пособие- М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2003.
- Ермаков Д.С., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя.- М.: Школьная пресса, 2002г Клуб биологов: Методические рекомендации руководителям коллективов старших школьников, классным руководителям, СПбГДТЮ, 1991.
- Лазаренко О.С. Экологические экскурсии. Методика подготовки и проведения.- СПб.: ЦЦЮТ «Южный берег», 2004.
- Молодова Л.П. Беседы с детьми о нравственности и экологи метод, пособие для учителей и воспитателей младших школьников.- Мн.: ООО «Асар», 2002.
- Фадеева Г.А. Неделя экологии в школе авт.- сост..- Волгоград: Учитель, 2006.
- Хван Т.А., Хван П.А. Ростов н/Д: «Феникс», 2005