Педагогический опыт
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром; развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. и гры способствуют предупреждению речевых нарушений; ребёнок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки ; игра увлечённость, она интенсивно вовлекает всего человека; активизирует его способности, способствует поиску оптимальных решений. 17.01.2017 http://aida.ucoz.ru 2
Цель: создать необходимые условия для осуществления коррекционной работы с дошкольниками. Определить в коррекционно-речевом процессе с воспитанниками приоритетными - использование дидактических игр, игровых упражнений. 17.01.2017 http://aida.ucoz.ru 3
Задачи: - способствовать развитию у детей правильного звукопроизношения через использование многогранных возможностей дидактических игр и игровых упражнений на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях, во взаимодействии логопеда и воспитателя с ребёнком в коррекционно - развивающей среде; - обеспечить комфортное самочувствие, самовыражение ребёнка - логопата через реализацию его интересов и потребностей, через игровое взаимодействие со сверстниками; - воспитывать у детей внимательное отношение к родному языку, желание говорить правильно и красиво. 17.01.2017 http://aida.ucoz.ru 4
Литературный обзор 17.01.2017 http://aida.ucoz.ru 5 Ян А. Коменский, Фридрих Фребел , Мария Монтессори Зарубежные педагоги Советские педагоги А. П. Сумароков, С. Полоцкий , А.Д. Кантемир отражали в своих трудах использование игры для развития и коррекции речи.
Игры для развития артикуляционного аппарата 17.01.2017 http://aida.ucoz.ru 6
17.01.2017 http://aida.ucoz.ru 7
17.01.2017 http://aida.ucoz.ru 8
Игры для развития речевого дыхания 17.01.2017 http://aida.ucoz.ru 9
17.01.2017 http://aida.ucoz.ru 10
17.01.2017 http://aida.ucoz.ru 11
Игры для автоматизации и дифференциации звуков 17.01.2017 http://aida.ucoz.ru 12
17.01.2017 http://aida.ucoz.ru 13
17.01.2017 http://aida.ucoz.ru 14
17.01.2017 http://aida.ucoz.ru 15
Выводы: повысилась речевая активность и уменьшились недостатки звукопроизношения; улучшились восприятие звукового образа слов; темп речи и её плавность; в речи появились правильные грамматические формы. 17.01.2017 http://aida.ucoz.ru 16
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 17.01.2017 http://aida.ucoz.ru 17
Предварительный просмотр:
Тема: «Игровые технологии в коррекции звукопроизношения»
Актуальность:
В настоящее время многие дети имеют речевые нарушения. Задача учителя-логопеда – помочь воспитанникам их преодолеть. Каждому педагогу известно, что игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Для детей - дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет своё значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Поэтому, я определила для себя задачу: соединить коррекционную работу с игровой деятельностью и оказать помощь воспитанникам.
Среди методов коррекции логопедических нарушений дошкольников с положительной стороны в плане эффективности зарекомендовали себя игровые методы.
Цель: Создать необходимые условия для осуществления коррекционной работы с дошкольниками. Определить в коррекционно-речевом процессе с воспитанниками приоритетными - использование дидактических игр, игровых упражнений.
Задачи:
- способствовать развитию у детей правильного звукопроизношения через использование многогранных возможностей дидактических игр и игровых упражнений;
-обеспечить комфортное самочувствие, самовыражение ребёнка - логопата при реализации его интересов и потребностей;
-воспитывать у детей внимательное отношение к родному языку, желание говорить правильно и красиво.
Данной темой занимались как зарубежные (Ян А. Коменский, Фридрих Фребел, Мария Монтессори). Особенность методики Ф. Фребеля заключалась по его мнению о развитии речи, которая связана непосредственно с наблюдением, а также игрой. Широкую известность приобрели разработанные им занятия с использованием дидактического материала, носившие название сенсорного воспитания детей.
Мария Монтесори обеспечила сенсорной базой для речи, при котором результат достигается в процессе упражнений с определенным дидактическим материалом.
Так и советские педагоги (А. П. Сумарокова (1717-1777), С. Полоцкого (1629-1680), А.Д. Кантемира (1708-1744)). В их трудах прослеживается серьезное отношение к обучению родному языку уже с первых лет жизни ребенка с помощью игр.
Ушинский применял наглядный материал, так как считал это необходимым исходя из психологических особенностей дошкольников. Для этого он создал специальные упражнения, игры написал рассказы, дал свою обработку народным сказкам.
Изучив и проанализировав ряд технологий (личностно ориентированную; здоровьесберегающие, цифровые образовательные ресурсы, проектная деятельность, информационно-коммуникационные технологии), я пришла к выводу, что использование игры в коррекции звукопроизношения должно дать более эффективные результаты работы.
Изучение методологических основ коррекционной работы, теории игры, а также новинок, публикаций и достижений педагогической науки последних лет в вопросах коррекции речевых нарушений, речевого развития дошкольников, подготовки к школе послужило основой для разработки собственных авторских игр.
Так мной были разработаны и созданы:
1. Игры для развития артикуляционного аппарата:
Цель: выработка правильного уклада органов артикуляции для постановки свистящих, шипящих, сонорных звуков.
- «Логокубики»;
-книжка – малышка «Сказка о веселом язычке»;
- книжка – малышка «Язычок в зоопарке».
- «Пальчиковый театр» - также направлено на развитие артикуляционного аппарата. Используются для каждой группы звуков -свистящих, шипящих, соноров.
- «Веселые варежки»
2. Игры для развития речевого дыхания:
Цель: выработка правильной воздушной струи для постановки свистящих, шипящих, сонорных звуков.
- времена года «Осень», «Зима», «Весна»;
- «Веселые мотыльки»;
- «В подводном царстве»;
- «Дельфинчик»;
- «Клоун Тоша».
3. Игры для автоматизации и дифференциации звуков:
- «Лото»;
Цель: автоматизация и дифференциация свистящих, шипящих и сонорных звуков.
- «Веселые путешественники»;
Цель: дифференциация свистящих и шипящих звуков.
- «Буратино и Мальвина»;
Цель: автоматизация и дифференциация сонорных звуков.
- «Украшаем шапки»;
Цель: автоматизация свистящих звуков.
- «Веселая гусеница»
Цель: автоматизация и дифференциация свистящих, шипящих и сонорных звуков.
- «Ромашка»
Цель: автоматизация и дифференциация свистящих, шипящих и сонорных звуков.
Работа с представленными играми, как помощниками в коррекции развития речи проводилась с сентября 2013 года по декабрь 2016 года. Данные игры использовались для развития артикуляционного аппарата, речевого дыхания, постановки, автоматизации, дифференциации всех групп звуков (свистящие, шипящие, сонорные)
Проделанная работа позволяет сделать следующий вывод:
1)подтвердилось предположение, что игровые технологии обеспечивают оптимальность коррекционного процесса и, как следствие, сокращение продолжительности процесса автоматизации.
2)благодаря играм и игровым ситуациям, у воспитанников повысилась речевая активность, и уменьшились недостатки звукопроизношения, улучшились восприятие звукового образа слов, темп речи и её плавность, в речи появились правильные грамматические формы;
3)кроме того, при использовании игровых приемов создаются благоприятные условия для речевого общения детей, для активизации и развития их речи, здесь каждый ребенок свободно выражает свои мысли и чувства, развивает речевые навыки.
Также опыт работы имеет рецензию кандидата педагогических наук, доцента кафедры специальной, социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО АГПУ г. Армавира И.Ю. Лебеденко , и было опубликовано методическое пособие с авторскими играми «Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», которое также имеет рецензию кандидата психологических наук, доцента кафедры специальной, социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «АГПУ» г. Армавира И.С. Исмаилова.