Инновационная деятельность на базе КФУ

Халикова Венера Закирзяновна

Мастер класс «Системно - деятельностный подход в проектировании современного урока в соответствие требованиям ФГОС»


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_po_fgos_2.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс «Системно - деятельностный подход в проектировании современного урока в соответствие требованиям ФГОС»

        Основной формой обучения в основной школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Особенность ФГОС общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме. Это в свою очередь, приведет к  принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения.  Новый стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися основной школы основной образовательной программы.         Они отличаются от тех, которые были представлены в стандарте, принятом в 2004 году. Теперь это не только предметные результаты (ЗУНы) и общеучебные умения и действия. Помимо предметных, теперь учитель должен обеспечить и новые результаты: личностные и метапредметные (универсальные учебные действия).

        Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? Как построить урок в рамках системно-деятельностного подхода, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?

1. Психологический настрой  «Все в твоих руках»

– Прежде чем мы начнем нашу работу, прошу вас послушать одну притчу.

Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». 
В наших же руках возможность создать на своем уроке такую атмосферу, в которой каждый ребенок будет чувствовать себя личностью. Мы можем, хотя бы на время, сделать учеников успешными в этой жизни.

2. Целеполагание

– Как вы думаете, каким образом мы сможем это сделать? (На своих уроках, работая по новому и т.д)

Попробуйте сформулировать тему этого блока нашего семинара

Презентация

        Слайд 1. Следовательно, тема блока семинара «Современный урок  в свете требований ФГОС нового поколения».

        Слайд 2. Попробуйте сформулировать цель (Изучить критерии эффективности современного урока)

        Слайд 3. Какие задачи нам необходимо решить, чтобы достичь этой цели? (Выявить характер изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС, выявить отличия между традиционным уроком и уроком современного типа  познакомиться со структурой технологической карты урока)

3. Вхождение в тему. Метод «Ассоциации»

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.

        Слайд 4. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «личность»? Составьте кластер.

        Слайд 5

Л – личностный рост,
И – индивидуальность, интеллект
Ч – человечность
Н – новаторство
О – оптимизм
С – саморазвитие, самообразование, сознание
Т – творчество, талант, труд
Ь –

4. Работа в группах. Системно-деятельностный подход. 

        Слайд 6. 1 тема:  Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Задание группам.  Выявить отличия в традиционной деятельности учителя и деятельности учителя, работающего по ФГОС. (приклеить вырезки)

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:
• по поиску и обработке информации;
• обобщению способов действия;
• постановке учебной задачи и т. д.

Формулиро-вание заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форм урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандарт-ное ведение уроков

_

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Образовате-льная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Обсуждение результатов работы в группах. Выступление групп

        Слайд 7. 2 тема. Сравнение традиционного и современного уроков

Задание группам.  Выявить отличия между традиционным уроком и уроком современного типа (Вклеить информацию в 3 колонку)

Виды деятельности

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

 

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

 

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

 

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

 

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

 

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Выступление групп
Меняется ли структура урока?

        Слайд 8

1) Самоопределение деятельности (Орг. момент)
2) Актуализация опорных знаний. 
3) Постановка проблемы (создание проблемной ситуации) 
4) Открытие новых знаний 
5) Первичное закрепление. 
6) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону или образцу 
7) Включение нового знания в с систему знаний (повторение)
8) Рефлексия деятельности

        Слайд 9. 3 тема «Структурные элементы учебного занятия. Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС»

        Требование  ФГОС: формирование  УУД  учащихся. Организовать  урок  в  соответствии с этим  требованием  может  помочь  технологическая  карта  урока. 
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. 
        Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.
Опыт начальной школы показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе.

Слайд 9. Задание  группам. Проанализируйте карту урока и, прочитав притчу «Просей через три сита», определите УУД

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Анализи-руют, доказывают, аргументи-руют свою точку зрения

Осознан-но строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3. Моделирование

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Воспринимают ответы обучающихся

Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Конструирование нового способа действия.

Построение ориентированной основы нового способа действия.

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

5. Переход к этапу решения частных задач.

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Осуществляют самоконтроль

6. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Коррекция отработки способа.

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Контроль

Диагностическая работа (на выходе):
– организация дифференцированной коррекционной работы,
– контрольно-оценивающая деятельность.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату

        Один человек спросил у Сократа: 
– Знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?
– Подожди, – остановил его Сократ, – просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита. 
– Три сита? 
– Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала через сито ПРАВДЫ. Ты уверен, что это правда?
– Нет, я просто слышал это.
– Значит, ты не знаешь, это правда или нет.
Тогда просеем через второе сито – ДОБРОТЫ. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?
– Нет, напротив.
– Значит, – продолжал Сократ, – ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда. 
Попробуем третье сито – сито ПОЛЬЗЫ. Так уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь мне рассказать?
– Нет, в этом нет необходимости.
– Итак, – заключил Сократ, – в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы.  Зачем тогда говорить? (Выступление групп)

5.  Итог и вывод. – Какую проблему мы сегодня решали? (Каким  должен быть современный урок?)

Сегодня мы затронули лишь немногие вопросы, связанные с деятельностью учителя в свете новых ФГОС.

        Слайд 10. И вся наша работа сегодня позволяет сделать вывод: Успешность современного урока, зависит от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам.
Форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке, современные методы работы делают урок интересным и воспитывают творчески думающего ученика.

        Слайд 11. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда (британский политический деятель): «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

6. Рефлексия

«Что ты делаешь?» – с таким вопросом в одной известной притче обратился к неким монахам, работающим на стройке, странствующий философ. 
 В ответ он услышал совершенно разные пояснения к одному и тому же виду деятельности: «везу тачку», «зарабатываю на хлеб», «искупаю грехи», «строю храм». А как бы мы учителя, работающие в школе,  ответили на вопрос странствующего философа? – «Что ты делаешь?»

        Слайд 12. Обведите свою левую руку. Каждый палец – это ваша позиция, по которой надо высказать мнение.

Большой палец – для меня все было важным и интересным.
Указательный – по этому вопросу получил конкретную информацию.
Средний – мне было трудно.
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы..
Мизинец – мне было недостаточно…