Городская олимпиада по химии

Быкова Елена Владимировна

С 2008 года на базе МБОУ "Средняя школа №15" г. Заволжье Городецкого района при поддержке Администрации города ежегодно проводится "Городская олимпиада по химии".

Олимпиада была организована Заслуженным учителем РФ Чулановой Татьяной Александровной и мы продолжаем эту традицию.

Основными целями и задачами школьных этапов Олимпиады являются 

  • выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно- исследовательской деятельности,
  • создание необходимых условий для поддержки одаренных детей,
  • пропаганда научных знаний, 
  • привлечение ученых и практиков соответствующих областей к работе с одаренными детьми,
  • отбор наиболее талантливых обучающихся в состав региональных и сборных  команд РФ для участия в международных олимпиадах по предмету,
  • подготовка к ЕГЭ.

В городской Олимпиаде принимают участие на добровольной основе обучающиеся 8-10 классов школ города Заволжье, реализующих программу (полного) общего образования. 

Олимпиада проводится в 2 тура: заочный и очный тур, включающий теоретический этап и экспериментальный этап.

Победители и призеры Олимпиады награждаются Почетными Грамотами и ценными призами - USB-флешками.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Согласовано»                                «Согласовано»                                     «Утверждаю»

Начальник УО и МП          Глава местного самоуправления        Директор МБОУ СШ №15

Городецкого района                         г. Заволжье                                       г. Заволжье

__________В.И. Полозова    _________А.К. Пенский                   ___________А.И. Абрамов

Положение

об организации и проведении VIII городской  олимпиады

школьников по химии с экспериментальным этапом

на базе МБОУ СШ № 15

I.Общие положения

1.Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения городской олимпиады школьников(далее-Олимпиада), ее организационное, методическое и финансовое обеспечение, порядок участия в указанных этапах Олимпиады и определения победителей и призеров.

2.Основными целями и задачами школьных этапов Олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно- исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний, привлечение ученых и практиков соответствующих областей к работе с одаренными детьми, отбор наиболее талантливых обучающихся в состав региональных  и сборных  команд РФ для участия в международных олимпиадах по предмету. Подготовка к ЕГЭ.

3.В городской Олимпиаде принимают участие на добровольной основе обучающиеся школ города Заволжье, реализующих программу (полного) общего образования  (далее- образовательная организация).

4.В Олимпиаде по химии принимают участие обучающиеся 8-10 классов

5.Проверку выполненных олимпиадных заданий школьного этапа Олимпиады осуществляют жюри из учителей химии г. Заволжья.

6.Жюри школьного этапа Олимпиады:

-оценивает выполненные олимпиадные задания

-проводит анализ выполненных олимпиадных заданий

-определяет победителей и призеров школьного этапа Олимпиады

-рассматривает аппеляции участников совместно с оргкомитетом соответствующего этапа Олимпиады

-представляет аналитические отчеты о результатах проведения соответствующих этапов Олимпиады в школы и РМО учителей химии.

7. Победители и призеры Олимпиады определяются на основании результатов участников, которые заносятся в итоговую таблицу, представляющую собой ранжированный  список участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов (далее- итоговая таблица)

II. Порядок проведения городской Олимпиады по химии

1.Олимпиада проводится в 2 тура:

-Заочный (количество участников от школы не ограничивается)

15.03. 2016- 05.04.2016

- Очный тур:

Теоретический этап по 3 человека от параллели

12.04.2016.

Экспериментальный этап  по 6 человек от параллели, набравшие максимальное количество баллов.

19.04.2016.

2.Методическое и экспериментальное обеспечение осуществляет учитель химии МБОУ СШ № 15 Быкова Е.В.

III. Награждение

1.Победителями считаются  обучающиеся, набравшие максимальное количество баллов среди участников Олимпиады.

 2.Победители и призеры Олимпиады награждаются Почетными                                  Грамотами и ценными призами.

                                                                                                   

                                                                                           «Утверждаю»

                                                                                       Директор МБОУ СШ № 15

                                                                        __________________А.И. Абрамов

Положение

об организации и проведении  городской  олимпиады

школьников по химии с экспериментальным этапом

на базе МБОУ СШ № 15

I.Общие положения

1.Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения городской олимпиады школьников(далее-Олимпиада), ее организационное, методическое и финансовое обеспечение, порядок участия в указанных этапах Олимпиады и определения победителей и призеров.

2.Основными целями и задачами школьных этапов Олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно- исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний, привлечение ученых и практиков соответствующих областей к работе с одаренными детьми, отбор наиболее талантливых обучающихся в состав региональных  и сборных  команд РФ для участия в международных олимпиадах по предмету. Подготовка к ЕГЭ.

3.В городской Олимпиаде принимают участие на добровольной основе обучающиеся школ города Заволжье, реализующих программу (полного) общего образования  (далее- образовательная организация).

4.В Олимпиаде по химии принимают участие обучающиеся 8-10 классов

5.Проверку выполненных олимпиадных заданий школьного этапа Олимпиады осуществляют жюри из учителей химии г. Заволжья.

6.Жюри школьного этапа Олимпиады:

-оценивает выполненные олимпиадные задания

-проводит анализ выполненных олимпиадных заданий

-определяет победителей и призеров школьного этапа Олимпиады

-рассматривает аппеляции участников совместно с оргкомитетом соответствующего этапа Олимпиады

-представляет аналитические отчеты о результатах проведения соответствующих этапов Олимпиады в школы и РМО учителей химии.

7. Победители и призеры Олимпиады определяются на основании результатов участников, которые заносятся в итоговую таблицу, представляющую собой ранжированный  список участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов (далее- итоговая таблица)

II. Порядок проведения городской Олимпиады по химии

1.Олимпиада проводится ежегодно с 1 апреля по 10 мая.

2.Олимпиада проводится в 2 тура:

-Заочный (количество участников от школы не ограничивается)

- Очный тур:

Теоретический этап по 3 человека от параллели;

Экспериментальный этап  по 6 человек от параллели, набравшие максимальное количество баллов.

3. Методическое и экспериментальное обеспечение осуществляет учитель химии МБОУ СШ № 15 Быкова Е.В.

III. Награждение

1. Победителями считаются  обучающиеся, набравшие максимальное количество баллов среди участников Олимпиады.

2. Победители и призеры Олимпиады награждаются Почетными                                  Грамотами и ценными призами.



Предварительный просмотр:

Для учителей химии г. Заволжья.

Задачи для участия в 8 городской олимпиаде по химии

Заочный тур.

10 класс

1.  Плотность паров по воздуху у хлорированного предельного углеводорода равна 3,19. Определите брутто-формулу вещества. Сколько изомеров существует у вещества с такой формулой?
Ответ: Формула вещества C4H9Cl. Вещество с такой формулой имеет 5 изомеров (у 2-хлорбутана 2 оптических изомера). 10 баллов

2. При сгорании вторичного амина симметричного строения выделилось 0,896 л (н.у.) углекислого газа, 0,99 г воды и 0,112 л (н.у.) азота. Установите молекулярную формулу этого амина.

Ответ: С4Н10NН  10 баллов

3. Некоторая предельная карбоновая одноосновная кислота массой 6 г требует для полной этерификации такой же массы спирта. При этом получается 10,2 г сложного эфира. Установите молекулярную формулу кислоты.

Ответ:СН3СООН  10 баллов

                                                                       9 класс

1. Газ, который выделяется при разложении 1032 г хлората калия, содержащего 5% бескислородной примеси, использовали для окисления серы. Определите массу серы, которая может прореагировать, и объем (н.у.) образующегося газообразного продукта окисления.

Отв: 384г  10 баллов
268,8л

2.Газ, выделившийся при взаимодействии 110 мл 18%-ного раствора НС1 (р = 1,1 г/мл) и 50 г 1,56%-ного раствора Na2S, пропустили через 64 г 10,5%-ного раствора нитрата свинца. Определите массу соли, выпавшей в осадок.

Отв: 2,39 10 баллов

3.Простое вещество, полученное при нагревании смеси фосфата кальция с коксом и оксидом кремния (IV), растворяется в концентрированном растворе едкого кали. Выделяющееся газообразное вещество сожгли, продукты горения пропустили через воду и в полученный раствор добавили нитрат серебра. Составьте уравнения четырёх описанных реакций.

8 класс


1.
 В разбавленной серной кислоте растворили 16,8 г некоторого металла. Определите металл если известно, что на реакцию израсходовалось 14,7 г серной кислоты.
Ответ: Cd  10 баллов

2. Химический элемент IV группы Периодической системы, при взаимодействии с кислородом образует бесцветный газ, который выделяется при растворении шипучих таблеток в воде, при растворении в растворе щелочи образует среднюю и кислую соль.Задание: 1. Определите химический элемент. 2. О каких соединениях этого элемента идет речь?3. Составьте уравнения реакций получения этих соединений. (10баллов)

Ответ: Химический элемент – углерод

3. На чашках весов уравновешены два открытых стакана, содержащие 43,5 мл 25%-ного раствора азотной кислоты плотностью 1,15 в каждом. В один из стаканов внесено 20 г мрамора, а в другой - 20 г карбоната магния. Измениться ли равновесие весов после окончания реакции.

Ответ: Не изменится

Очный теоретический тур олимпиады будет проходить 5 апреля 2016 года в 9.00 в 310 каб. В МБОУ СШ № 15. Приглашаются учащиеся 8,9,10 классов. А учащиеся 11 класса для проведения пробного ЕГЭ по химии.

Все вопросы можно задать по тел: 910 8763517 Быкова Е.В.



Предварительный просмотр:

Задания для очного тура VIII городской олимпиады по химии

9 класс

1.Предложите способ разделения смеси железных опилок, порошкообразной серы, оксида меди (II) и оксида цинка. Все эти вещества должны после разделения находится в том же химическом соединении,  в котором они присутствуют в смеси. Напишите уравнения используемых реакций. Предложите  вариант разделения, используя только химические процессы.

(10 баллов)

2.  Смесь водорода и аммиака пропустили через нагретую трубку с избытком оксида меди (II) массой 107,33 г. Объем собранного газа после трубки составил 5,6 л (н.у.). Содержимое трубки перемешали и разделили на 2 равные части. Первую часть нагрели в атмосфере кислорода и ее масса увеличилась на 6,8 г. Вторую часть полностью растворили в 2 л 20% азотной кислоты (плотность 1,19 г/см3). Найти состав исходной газовой смеси в объемных процентах и массовую долю нитрата меди в полученном растворе.

(15 баллов)

3. Даны вещества: дихромат калия, серная кислота (конц.), фторид натрия, гидроксид рубидия.

Напишите уравнения четырёх возможных реакций между всеми предложенными веществами, не повторяя пары реагентов.

( 5 баллов)

Ответы 9 класс
1.
Из всех компонентов железо обладает магнетизмом и его можно отделить магнитом завернутым в пластиковый пакет или бумагу. Оксиды растворяем в соляной кислоте и отфильтровываем серу. Полученный раствор обрабатываем избытком щелочи, получая осадок гидроксида меди и раствор гидроксокомплекса цинка. Раствор гидроксокомплекса цинка обрабатываем кислотой добавляя ее по каплям для полного осаждения гидроксида цинка. Полученные гидроксиды нагревают на воздухе с образованием оксидов.
Используя только химические процессы. Использовать кислоту нельзя, так как образующаяся соль меди прореагирует с железом усложняя разделение. Поэтому смесь обрабатывают избытком щелочи для растворения оксида цинка. Отфильтровывают нерастворившиеся компоненты. Из раствора гидроксокомплекса цинка оксид цинка выделяют осаждением гидроксида и его термическим разложением. Остаток обрабатывают раствором хлорида висмута (или палладия). При этом железо растворяется, а висмут осаждается. Из раствора хлорида железа железо регенерируют реакцией его с оксалатом натрия и термическим разложением оксалата железа. Оставшийся осадок обрабатывают соляной кислотой для растворения оксида меди. Из раствора хлорида меди оксид получают осаждением гидроксида и его термическим разложением. Оставшуюся смесь висмута и серы обрабатывают разбавленной азотной кислотой для растворения висмута.
ZnO + 2HCl → ZnCl2 + H2O
CuO + 2HCl → CuCl2 + H2O
ZnCl2 + 4NaOH → Na2Zn(OH)4 + 2NaCl
CuCl2 + 2NaOH → Cu(OH)2 + 2NaCl
Na2Zn(OH)4 + 2HCl → Zn(OH)2 + 2NaCl + 2H2O
Cu(OH)2 → CuO + H2O
Zn(OH)2 → ZnO + H2O
ZnO + 2NaOH + H2O → Na2Zn(OH)4
3Fe + 2BiCl3 → 3FeCl2 + 2Bi
FeCl2 + Na2C2O4 → FeC2O4 + 2NaCl
FeC2O4 → Fe + 2CO2
Bi + 4HNO3 → Bi(NO3)3 + NO + 2H2O
2. Реакции, описанные в задаче:
CuO + H2 → Cu + H2O
3CuO + 2NH3 → 3Cu + N2 + 3H2O
2Cu + O2 → 2CuO
CuO + 2HNO3 → Cu(NO3)2 + H2O
3Cu + 8HNO3 → 3Cu(NO3)2 + 2NO + 4H2O
Поскольку на выходе из трубке получено 5,6/22,4 = 0,25 моль азота, значит в реакцию вступило 3 * 0,25 = 0,75 моль оксида меди и 2 * 0,25 = 0,5 моль аммиака. При прокаливании в кислороде разница масс составила 6,8 г за счет присоединения кислорода, что составляет 6,8/32 = 0,2125 моль. Значит в реакцию вступило 2 * 0,2125 = 0,425 моль меди. А всего было восстановлено в 2 раза больше меди, т.е. 0,85 моль. Из этого количества 0,75 моль восстановлено аммиаком, а 0,85-0,75 = 0,1 моль - водородом. Следовательно в исходной смеси содержалось 0,1 моль водорода и 0,75 моль аммиака, что в объемных процентах составит соответственно 0,1*100/0,85=11,8% и 0,75*100/0,85=88,2%.
Всего оксида меди было 107,33/79,5 = 1,35 моль. В реакции вступило 0,85 моль, следовательно 1,35-0,85 = 0,5 моль оксида осталось непрореагировавшим. Кроме того образовалось 0,85 моль меди. Половина этой смеси, т.е. 0,25 моль оксида меди и 0,425 моль меди была растворена в азотной кислоте. Масса получившегося нитрата меди (0,25+0,425)*187,5=126,5 г. Масса раствора = m(Cu) + m(CuO) + m(р-ра HNO3) - m(NO) = 0,425*63,5 + 0,25*79,5 + 2000*1,19 + 2*0,425*30 = 2418,36 г. Отсюда массовая доля нитрата меди = 126,5*100/2418,36 = 5,2%.

3.

            К2Сr2O7 + 2 Н2О= 2 СrО3+ 2 КНSО4 + Н2О

  1. К2Сr2O7 + 2RвОH= Rв2СrO4 + К2СrO4 +H2O
  2. NaF + H2SO4 = NaHSO4 + HF
  3. H2SO4 + 2RBOH = Rb2SO4 + 2H2O

Задания для очного тура VIII городской олимпиады по химии

8 класс

1.Расшифруйте данную цепочку реакций, составьте к ней уравнения реакций (все вещества в цепочке содержат атомы железа): 56 → 127 → 90 → 72 → 56 (10 баллов)

2.Приведите примеры солей, в реакциях которых с кислотами и со щелочами выделяются газообразные продукты. Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной форме.

(10 баллов)

3. В бутылке, цилиндре, колбе, банке находятся магний, гидроксид бария, сульфат меди (II), серная кислота. Магний и сульфат меди (II) не в бутылке, сосуд с гидроскидом бария стоит между колбой и сосудом с серной кислотой. В банке не гидроксид бария и не вещество, имеющее блеск. Цилиндр стоит около сосуда с веществом голубого цвета.

Задание: Узнайте содержимое каждого сосуда. Составьте уравнения реакций, протекающих при попарном смешивании содержимого этих сосудов. (15 баллов)

                                          Решение задач 8 класс

1.Так как все вещества в цепочке содержат атомы железа, а цепочка начинается с вещества 56, следовательно, в основе шифра лежат атомные и молекулярные массы веществ (Ar (Fe)=56).

Цепочка реакций выглядит так: Fe → FeCl2 → Fe(OH)2→ FeO → Fe

1) Fe + 2HCl → FeCl2 + H2↑ 2) FeCl2 + 2NaOH → Fe(OH)2 ↓+ 2NaCl

3) Fe(OH)2 → FeO + H2O 4) 2FeO + C→ 2Fe + CO2

2.Соли аммония: карбонаты, сульфиты, сульфиды и соответствующие кислые соли.

 Например: NH4HCO3 + HCl → NH4Cl + CO2↑ + H2O

 NH4HCO3 + NaOH→ NH3↑ + H2O + NaHCO3

3.Цилиндр - Mg колба - CuSO4 бутылка - Ba(OH)2 банка - H2 SO4

Mg + CuSO4 → MgSO4 + Cu признаки реакции – раствор обесцвечивается, выделяется порошок розового цвета – медь Mg + H2SO4 → MgSO4 + H2 признаки реакции – выделяется газ без цвета CuSO4 + Ba(OH)2 → BaSO4↓ + Cu(OH)2 ↓ признаки реакции – выпадение осадка

Ba(OH)2 + H2SO4 → BaSO4↓ + 2H2O признаки реакции – выпадение осадка белого цвета

Задания для очного тура VIII городской олимпиады по химии

10 класс

  1. Самки бабочки медведицы сигнализируют самцам с помощью пахучего вещества – аттрактанта. Это 2-метил-замещенный алкан. Его относительная молекулярная масса равна 254. Составьте структурную формулу данного алкана. (2 балла)
  2. Хлорофилл является важным пигментом обусловливающим зеленый цвет листьев растений. При сжигании 89,2 мг хлорофилла в избытке кислорода получаются следующие вещества: 242 мг газа, которым обычно газируют напитки, 64, 8 мг жидкости, составляющей основу этих напитков, 5,60 мг газа, которого больше всего в земной атмосфере и 4,00 мг белого порошка, который является оксидом металла II А группы. Задание: Определите формулу хлорофилла, учитывая, что его молекула содержит только один атом металла.
  3. Расшифруйте именные реакции в органической химии:
  • 13≡13 + 18 → 44
  • 16 + 63 → 61 + 18
  • 3 * 14 = 14 + 2 * 158 + 4 * 18 → 3 * 62 + 2 * 87 + 2 * 56
  • 2 * 95 + 2 * 23 → 15 – 15 + 2 * 103. (8 баллов)

  1. При нагревании навески некоторого твердого вещества А образуется 5,6 г твердого вещества Б и газ В. Б растворили в воде, при этом образовался раствор, содержащий 7,4 г вещества Г. В пропустили через избыток раствора вещества Д, в результате чего образовалось 13,8 г вещества Е. При взаимодействии последнего в водном растворе с Г образуется А и Д. Определите все вещества. (10 баллов)

Ответы 10 класс

1.Определена молекулярная формула алкана: С18Н38

2.Определены вещества: углекислый газ, вода, азот, оксид магния Определены количества вещества элементов в молекуле: n(C)=5,5 ммоль, n(H)=7,2 ммоль, n(N)= 0,4 ммоль, n(O)= 0,5 ммоль, n(Mg)= 0,1 ммоль Определена молекулярная формула: C55H72N4O5Mg

3.Реакция Кучерова: СН≡СН + Н2О → СН3 – СНО Реакция Коновалова: СН4 + НNО3 → СН3 NО2 + Н2О Реакция Вагнера:3СН2=СН2 +2KMnO4 + 4Н2О → 3CН2ОН- CН2ОН + 2КОН + 2MnО2 

Реакция Вюрца: 2 СН3Br + 2 Na → CH3 – CH3 + 2 NaBr

4.Определены все вещества: А – карбонат кальция, Б – оксид кальция, В – углекислый газ, Г – гидроксид кальция, Д – гидроксид калия, Е – карбонат калия

Составлены уравнения реакций: СаСО3 → СаО + СО2СаО + Н2О → Cа(ОН)2

СО2 + 2КОН → К2СО3 + Н2О К2СО3 + Cа(ОН)2 → СаСО3 + 2КОН



Предварительный просмотр:

Вопросы для практического тура

10 класс. 30 баллов

Под номерами 1, 2, 3, 4 вам выданы органические вещества: формалин, раствор глюкозы, глицерин и этиловый спирт. Экспериментальным путем, используя минимальное количество реактивов, определите,  под  каким номером   находится каждое вещество. Опишите ход работы, укажите наблюдаемые явления, напишите  уравнения реакций.

9 класс. 30 баллов.

Под номерами 1, 2, 3, 4 вам выданы твердые вещества: хлорид алммония, сульфат натрия, карбонат кальция и иодид калия. Экспериментальным путем, используя выданные реактивы, определите,  под каким номером находится каждое вещество. Кратко опишите ход работы, укажите наблюдаемые явления, напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной форме.

8 класс. 30 баллов

  1. Возьмите небольшое количество выданного вам вещества (малахит) и насыпьте в пробирку, затем нагрейте. Опишите наблюдаемые явления. Напишите уравнение реакции, укажите тип и признаки реакции, назовите полученные вещества.
  2. Твердый продукт, полученный в предыдущем опыте, насыпьте в пробирку, прибавьте раствор серной кислоты и немного нагрейте (но не кипятить!). Опишите наблюдаемые явления, напишите уравнения реакции, укажите тип и признаки реакции, назовите полученные вещества.


Предварительный просмотр: