Консультации для педагогов

Соболева Валентина Андреевна

Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР детский сад №1 «Муравейник»

Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации  ФГОС ДО

Подготовила педагог — психолог

Марихан В.А

Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. 

В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. В связи с этим существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. 

С 1  января 2014 г. введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155.

Стандарт преследует следующие цели:

  •  повышение социального статуса дошкольного образования,
  • обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования,
  •  сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

      Стандарт решает следующие задачи:

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия).
  • Развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка.
  • Развитие нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности и самостоятельности детей, формирования предпосылок учебной деятельности.
  • Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ.
  • Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

Что же меняется в образовательном процессе ДОУ в связи с введением

ФГОС ДО?

  1. В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Процесс обучения остается.

В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.  Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление  определенной информации об окружающем мире, формирование необходимых знаний, умений и навыков. 

2.  Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка.

Если раньше взрослый был главным, руководившим и управлявшим ребенком, то теперь ребенок и взрослый  оба являются субъектами взаимодействия,  равными по значимости. Если раньше активность взрослого (в том числе и речевая, когда взрослый «много» говорит) была выше, чем активность ребенка, то теперь активность ребенка должна быть по крайней мере не меньше, чем активность взрослого.

Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольном учреждении. Это:

      - образовательная деятельность в режимных моментах;

      - организованная  образовательная деятельность;

      - самостоятельная деятельность детей.

Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми: с одним ребенком; с  подгруппой детей; с целой группой детей. Выбор количества детей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей; их интереса к данному занятию; сложности материала; вида деятельности (игровая,  познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная). Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.

3 В стандарте появляются требования к результатам освоения Программы.   При этом педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. В ФГОС указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны интегративные качества, которые ребенок приобретает в результате освоения программы. Педагоги с помощью мониторинговых исследований на разных этапах фиксируют уровень развития ребёнка, чтобы знать, над чем нужно работать дальше.

Требования  Стандарта  к  результатам  освоения  Программы  представлены  в  виде  целевых  ориентиров  дошкольного  образования.  К ним  относятся  следующие  социальные  и  психологические  характеристики  личности  ребёнка  на  этапе  завершения дошкольного образования:

  • инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности;
  • любознательность;
  • способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности;
  • уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, чувство собственного достоинства;
  • развитое воображение, способность к фантазии, творчеству;
  • умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • способность контролировать свои движения (уровень развития крупной и мелкой моторики);
  • способность к волевым усилиям в разных видах деятельности.

Важно,   чтобы   у   ребенка   к   окончанию   подготовительной   группы  в  детском  саду  были  сформированы  волевая      и  мотивационная  готовность  к обучению в школе.

4. Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру.  

Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места положителен, так как  в последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства игра уходит. Социальный мир ребёнка становится замкнутым, ограниченным общением с близкими людьми или виртуальным общением. Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Игру, в которой ребёнок «примеряет» на себя разные роли, в которой развивается его речь, память, внимание, мышление, эмоции, воображение.

Таким образом, главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

5. Повышается роль семьи в работе дошкольного учреждения.

Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

В соответствии с ФГОС ДО дошкольное учреждение  будет обязано:

- консультировать родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей;

- информировать   родителей   (законных        представителей), общественность, заинтересованных лиц, вовлечённых в  образовательную  деятельность, о целях  дошкольного  образования;

 - обеспечить открытость дошкольного образования;

- создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

- обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

- создать условия для взрослых по поиску и использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы,  обсуждать с родителями  (законными  представителями) вопросы, связанные с реализацией Программы.

ФГОС определяет 5 образовательных областей:

1) социально - коммуникативное развитие, направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности;

2) познавательное развитие, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

3) речевое развитие,  включает овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи;

4) художественно - эстетическое развитие, предполагает развитие предпосылок восприятия и  понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру;

5) физическое развитие, включает приобретение опыта в двигательной деятельности, становление ценностей здорового образа жизни.

Условия реализации требований ФГОС ДО в дошкольном учреждении.

Одним из важных условий успешного введения ФГОС является организация развивающей предметно-пространственной среды.

У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в общении, в движении, в познании. Среда группы должна удовлетворять этим потребностям.

  Стандарт требует, чтобы развивающая предметно-пространственная среда была:  

  • содержательно-насыщенной,
  • трансформируемой,
  • полифункциональной,
  •  вариативной,
  • доступной
  • безопасной.

Предметная развивающая среда подбирается с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

Также воспитатель через организацию предметной среды должен решать задачи создания зоны ближайшего развития. Для этого  педагог подбирает   материалы, предназначенные детям данного возраста, но кроме них  включает  примерно 15% материалов, ориентированных на детей более старшего возраста (примерно на  год). Это объясняется следующими причинами:

 во – первых, в каждой группе есть дети, опережающие сверстников в развитии, и  чтобы не тормозить их дальнейшее продвижение, необходимо использовать более сложное содержание;

во – вторых, детское экспериментирование с новым, более сложным материалом открывает перспективу саморазвития.

По сравнению с обычной семейной обстановкой, среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств.

Осуществление проектной деятельности в детском саду.

В связи с введением ФГОС одним из приоритетных и наиболее эффективных средств обучения и воспитания детей становится метод проектов.

           Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

           Любой проект – продукт сотрудничества детей, воспитателей и родителей. Он позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность проявить себя в различных видах  деятельности, внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе.

Преимущества проектного метода воспитательно-образовательного процесса:

- является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей;

- повышает качество образовательного процесса;

- служит развитию  творческого мышления.

- способствует повышению компетентности педагогов

В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. Обязательные составляющие проекта - детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество детей и взрослых.

Критерием успешности и результативности проектной деятельности можно считать рост степени самостоятельности детей при каждом этапе деятельности, также у детей возрастает самоорганизация, навыки познавательной творческой деятельности.

Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей-дошкольников определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.

Т.е. обучение чтению и счёту не является целью дошкольного образования.  Дошкольное учреждение призвано помочь ребёнку безболезненно перейти на новый уровень образования, эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка, сформировать способности и желание учиться в школе.



Предварительный просмотр:

В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья воспитателей в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких проблем является эмоциональное выгорание. Под «эмоциональным выгоранием» мы понимаем синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов воспитателя, возникших в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость. В соответствии с этим, мы полагаем, что психологическая поддержка воспитателей должна стать одной из приоритетных линий в работе психолога ДОУ.

На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают многие факторы. К ним можно отнести специфику профессиональной педагогической деятельности, характеризующейся высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциогенных факторов, которые воздействуют на труд воспитателя и могут вызывать сильное напряжение и стресс. Необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная и моральная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, способствуют возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний и формированию защитного поведения.

Влияние организационного фактора в условиях ДОУ чаще всего проявляется в неблагополучной психологической атмосфере в педагогическом коллективе. Однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.

Низкий социально-психологический статус профессии воспитателя, разочарование собой и выбранной профессией, конкретной должностью, местом работы, неудовлетворительная заработная плата и недостаточное общественное признание результатов педагогической деятельности способствуют напряжению и формированию ситуативной или личностной тревожности воспитателей.

К симптомам эмоционального выгорания относится:

  • эмоциональное истощение, пессимизм, апатия, депрессия;
  • напряженность в отношении к людям;
  • заниженная самооценка, негативное восприятие себя, жизни, перспектив;
  • частая раздражительность;
  • психосоматические недомогания (усталость, утомления, бессонницы, желудочно-кишечные расстройства и т.д.);
  • снижение активности.

Если педагог заметил у себя хотя бы один из симптомов, мы советуем ознакомиться с наиболее известным тестом на выявление эмоционального выгорания, который позволит определить степень выраженности основных составляющих синдрома и таким образом установить общий показатель профессионального выгорания.

 

«Диагностика профессионального (эмоционального) выгорания»

(К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой)

Просим Вас ответить на приведенные вопросы, используя следующие варианты ответа: никогда, очень редко, иногда, часто, очень часто, каждый день.

Тест

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.

2. После работы я чувствую себя, как выжатый лимон.

3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.

4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.

5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).

6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.

7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.

8. Я чувствую угнетенность и апатию.

9. Я уверен, что моя работа нужна людям.

10. В последнее время я стал более черствым по отношению к тем, с кем работаю.

11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.

12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.

13. Моя работа все больше меня разочаровывает.

14. Мне кажется, что я слишком много работаю.

15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами.

16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.

17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.

18. Во время работы я чувствую приятное оживление.

19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.

20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.

21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.

22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

 

Обработка и интерпретация результата

Варианты ответов оцениваются следующим образом:

  • «никогда» – 0 баллов;
  • «очень редко» – 1 балл;
  • «иногда» – 3 балла;
  • «часто» – 4 балла;
  • «очень часто» – 5 баллов;
  • «каждый день» – 6 баллов.

 

Ключ к тесту

  • «Эмоциональное истощение» (снижение эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное пресыщение). Суммируются ответы по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 (максимальная сумма баллов – 54).
  • «Деперсонализация» (деформирование отношений с другими людьми или повышение зависимости от других, появление негативного, даже циничного отношения к окружающим). Суммируются ответы по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов – 30).
  • «Редукция личных достижений»(тенденция к отрицательному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, ограничение своих возможностей, обязательств по отношению к другим). Суммируются ответы «да» по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов – 48).

Соответственно, чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше выражены различные стороны «выгорания». При высоких баллах по одной или всех шкал, воспитателю необходимо обратиться к психологу ДОУ, для коррекции существующего состояния.

 

Чтобы избежать встречи с синдромом эмоционального выгорания, мы советуем:

1. Не скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.

2. Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.

3. Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.

4. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.

5. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.

6. Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане).

7. Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.

8. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.

9. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.

10. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.

 

Для профилактики эмоционального выгорания, мы предлагаем приемы саморегуляции для быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения:

  • Упражнение «Сосулька» 

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Описание: встаньте, руки поднимите вверх и закройте глаза. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе. Будто заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

  • Упражнение «Радуга»

Цель: Стабилизация эмоционального состояния.

Описание: встаньте прямо, закройте глаза, сделайте глубокий вдох. Представьте, что вместе с этим вздохом вы взбираетесь вверх по радуге, а, выдыхая - съезжаете с нее, как с горки. Повторите несколько раз. Запомните свои ощущения.

  • Упражнение «Напряжение – расслабление» 

Цель: снятие мышечных зажимов

Описание: встаньте прямо и сосредоточьте внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение нужно сбросить, руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей. 

  • Упражнение «Муха»

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Описание: Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое, с помощью лицевых мышц.

Не забывайте: работа - всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Цель: формирование и развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

         Задачи, реализующие цель:     

  • способствовать овладению знаниями и практическими навыками, необходимыми для эффективного разрешения проблем межличностного взаимодействия;
  • познакомить педагогов со способами разрешения конфликтных ситуаций.

Схема семинарского занятия.

  • Приветствие.
  • Упражнение: «Яблоко и червячок».
  • Теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог-родитель».
  • Упражнение: «Способы выхода из конфликтной ситуации».
  • Упражнение: «Яблоко и червячок».
  • Сказочная история на песке: «Удивительный песочный детский сад».
  • Игра: «Рука друга».
  • Игра: «Обыкновенное чудо».
  • Антистрессовое упражнение: «Стирание».

Ход

Приветствие. Добрый день уважаемые педагоги!

Упражнение «Яблоко и червячок» (мягко и спокойно): Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы — яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг, откуда ни возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

Теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог — родитель» А теперь поговорим с вами о конфликтах в системе «педагог — родитель». Слово «конфликт», в переводе с латинского, означает «столкновение». Как правило, о негативных последствиях конфликта говорят много: это и большие эмоциональные затраты, и ухудшение здоровья, и снижение работоспособности. Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он способствует получению новой информации, разрядке напряженности, стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения.

Вместе с тем, признавая конфликт нормой общественной жизни, психологи подчеркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог — родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.

Причины конфликта различны:

  • несоответствие целей;
  • недостаточная информированность сторон о событии;
  • некомпетентность одной из сторон;
  • низкая культура поведения и др.

Специалисты, как правило, выделяют четыре стадии прохождения конфликта:

  • возникновение конфликта (появление противоречия);
  • осознание данной ситуации, как конфликтной, хотя бы одной из сторон;
  • конфликтное поведение;
  • исход конфликта.

Конфликт «педагог — родитель» обычно предполагает протекание по типу «начальник — подчиненный», что и обусловливает поведение воспитателя, как обвиняющей стороны. Если раньше такое положение устраивало обе стороны, то теперь родители, обладая определенными знаниями и опытом в области психологии, стремятся не допустить давления на себя со стороны работников детского сада. Кроме того, подобное поведение может вызвать агрессивное поведение даже у миролюбивого родителя. Поэтому, во избежание углубления и расширения конфликтной ситуации, желательно осознать и осуществлять на практике линию партнерского взаимодействия «на равных».

Предложение способов разрешения конфликтных ситуаций. Для описания способов разрешения конфликтов К. Томас использует двухмерную модель, включающую в себя показатели внимания к интересам партнера и своим собственным.  В соответствии с этой моделью, К.Томас выделяет пять способов выхода из конфликтной ситуации.

Способы выхода из конфликтной ситуации (по К. Томасу).

  • Конкуренция предполагает сосредоточение внимания только    на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.
  • Избегание характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера.
  • Компромисс — достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.
  • Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.
  • Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

Ведущий раздает участникам семинара заранее распечатанные таблицы, где описаны способы разрешения конфликтов, стиль поведения в конфликтной ситуации, «плюсы» и «минусы» этих стилей, после чего комментирует раздаточный материал.

Раздаточный материал

Способы разрешения конфликтов, стиль поведения в конфликтной ситуации

Стиль

Сущность стратегии

Условия применения

Недостатки

Соревнование

Стремление добиться своего, в ущерб другому.

Заинтересованность в победе. Обладание определенной властью. Необходимость срочного разрешения конфликта.

Испытание чувства неудовлетворенности при поражении и чувства вины при победе. Большая вероятность испортить отношения.

Уклонение

Уход от ответственности за принятие решений

Исход не очень важен. Отсутствие власти.

Большая вероятность перехода конфликта в скрытую форму. 

Приспособление

Сглаживание разногласий за счет ущемления собственных интересов.

Предмет разногласия более важен для другого участника конфликта. Желание сохранить мир. Осознание собственной неправоты.

Нерешенность конфликта.

Компромисс

Поиск решений за счет взаимных уступок.

Одинаковая власть. Наличие взаимоисключающих интересов. Необходимость срочного разрешения конфликта.

Получение только половины ожидаемого. Лишь частичное устранение причин конфликта.

Сотрудничество

Поиск решения, удовлетворяющего всех участников.

Наличие времени, необходимого для разрешения конфликта. Заинтересованность обеих сторон. Четкое понимание точки зрения противника.

Желание обеих сторон сохранить отношения

Временные и энергетические затраты. 

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако, любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

 А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проиллюстрируем их результатами нашего упражнения «Яблоко и червячок».

Упражнение: «Яблоко и червячок».

А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проиллюстрируем их результатами нашего упражнения «Яблоко и червячок».

Примеры ответов участников семинара.

Конкуренция: «Сейчас, как упаду на тебя и раздавлю!»

Избегание: «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»

Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!»

Приспособление: «Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»

Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»

Примеры ответов участников семинара.

Конкуренция: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!»

Избегание: «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»

Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальную часть оставь моим любимым хозяевам!»

Приспособление: «Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»

Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»

Как бы нам не хотелось этого, едва ли возможно представить и, тем более, осуществить совершенно бесконфликтное взаимодействие между людьми. Иногда даже важнее не избежать конфликта, а грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации и привести стороны к конструктивному соглашению. Только переговоры, которые помогут выяснить истинные причины поведения, способствуют урегулированию взаимоотношений и установлению сотрудничества обеих сторон.

Рекомендации участнику конфликтной ситуации

Что важно помнить, если вы оказались втянутыми в конфликт.

1. Очень часто в ситуации конфликта неправильно воспринимаются собственные действия, намерения и позиции, равно как и поступки, и точки зрения оппонента. В результате, это приводит к усилению взаимных нападок и, как следствие, обострению конфликта.

К типичным искажениям восприятия относятся:

  • «Поиск соринки в глазу другого». Каждый из противников видит недостатки и погрешности другого, но не осознает таких же недостатков у себя самого. Как правило, каждая из конфликтующих сторон склонна не замечать смысла собственных действий по отношению к оппоненту, но зато с негодованием реагирует на его действия.
  • «Двойная этика». Даже тогда, когда противники осознают, что совершают одинаковые действия по отношению друг к другу, все равно собственные действия воспринимаются каждым из них как допустимые и законные, а действия оппонента – как нечестные и непозволительные.
  • «Все ясно». Очень часто каждый из партнеров чрезмерно упрощает ситуацию конфликта, причем так, чтобы это подтверждало общее представление о том, что его достоинства хороши и правильны, а действия партнера – наоборот, плохи и неадекватны.

2. Основные условия конструктивного разрешения конфликтов – общение. Нормального общения можно добиться только с помощью жесткого контроля собственных эмоций. Один из самых эффективных способов справиться с негативными чувствами – беседа. Люди получают психологическое освобождение, если они просто расскажут о своих обидах.

Сказочная история на песке: «Удивительный песочный детский сад».

Я приглашаю вас на прогулку в одну необычную сказочную песочную страну. Предлагаю вам перенестись в сказку. Закройте глаза.

Далеко-далеко есть сказочная страна, а в сказочной стране ничего невозможного не бывает. Там всегда греет ласковое солнце, сладко пахнут волшебные цветы, звенят ручейки, поют самые нежные песни маленькие птицы.  В сказочном песочном царстве есть удивительный детский сад, и название у него сказочное, а какое, вы придумаете сами!

Откройте глазки. Сказка перед нами. Давайте, подойдем к волшебным песочницам. В сказочной стране мы – волшебники, используя свою волшебную силу, постройте детский сад для сказочных героев и придумайте название сказочного волшебного сада.

В сказочном песочком царстве есть удивительный детский сад, и название у него сказочное: «Елочка – иголочка».  В сказочном детском саду живут воспитательницы – Цветики, дети там, как Лучики, а родители — Самоцветики.

Воспитатели там добрые и умные. Но этого мало. Они обладают даром: всех вокруг делать добрыми и умными. Поэтому, все жители сказочного детского сада чувствуют себя счастливыми.

 Я хочу предложить вам пофантазировать и нарисовать символ счастья на песке.

Проективная игра: «Символ счастья» (педагоги, руководствуясь собственным воображением, рисуют символ – знак счастья).

Воспитатели – Цветики были такими добрыми и красивыми, что это пришлось не по вкусу Злой Ведьме (показывает фигурку Ведьмы). Ведьма жила неподалеку. Она задумала заколдовать Цветиков и отнять у них бесценный дар.  Ведьма превратила их в злых существ, и наделила их даром всех вокруг делать злыми и глупыми. Лучики – детки стали драться, говорить нехорошие слова, совершать плохие поступки. Самоцветики — родители грубили Цветикам и кричали на своих Лучиков. Удивительный детский сад стал скучным и серым.

А что было дальше? Вам предстоит сочинить самим, вы же волшебники! Но помните, вы же добрые волшебники, и  сказке придумайте добрый конец! (педагоги сочиняют и разыгрывают сказку на песке).

План анализа взрослой сказки.

  • О чем это сказка?
  • Чему она нас учит?
  • В каких ситуациях нашей жизни пригодится то, что мы узнали из сказки?
  • Как, конкретно, мы эти знания будем использовать в своей жизни?

Игра на песке: «Рука друга». Один педагог делает отпечаток ладони, другие, поочередно, накладывают свою руку и делятся  впечатлениями.

Игра на песке: Обыкновенное чудо». Используется камень, закопанный в песок. Психолог просит игроков откопать камень, рассказать о его свойствах. Отмечается, что он холодный. Камешек передвигается по кругу и становится теплее от рук и слов игроков. Возникло приятное объединяющее чувство.

Выполнение антистрессового упражнения.

Для поддержания стабильного психологического состояния у вас и родителей, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств, важно уметь забывать, как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.

Сейчас мы      проведем с вами упражнение на «стирание» антистрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги, карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т. д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого, закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

В результате выполнения антистрессовых упражнений, восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка -  детский сад №1 «Муравейник»

Мастер – класс: «Дары Фребеля»

Подготовила: педагог – психолог

Соболева В.А

Образовательный процесс должен строиться на эффективных формах работы с детьми дошкольного возраста. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Первым, кто рассмотрел игру как ведущий вид деятельности, в развитии детей дошкольного возраста, был известный немецкий педагог XIX века Фридрих Вельгельм Август Фрёбель. Фридрих Фребель был самым первым в истории экспертом в области образования, признавшим ценность детской игры и первым человеком, который создал образовательные материалы для детей. Первоначально было всего шесть видов образовательных материалов, разработанных Фребелем, позднее это количество возросло до 20 видов, благодаря последователям Фребеля. В настоящее время встречается четырнадцать видов образовательных материалов Фребеля в точности с теми же образовательными функциями.  

Технология Дары Фрёбеля – является эффективной технологией по развитию интеллектуальных, познавательных, игровых способностей через игровую деятельность.   Этот набор учебных материалов называется «дарами». «Дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра.

Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и хлопка).

Эти "дары " представляли систему занятий-игр с мячами и геометрическими телами - шариками, кубиками, цилиндрами, брусочками и все более мелкими и разнообразными их составляющими. Все это использовалось для развития пространственных представлений, восприятия движения, формы, цвета, размера, числа, комбинаторных способностей мышления в процессе детских "построек ". Шар, куб, цилиндр и прочие предметы - средства, с помощью которых устанавливается связь между внутренним и внешним миром ребенка.

Дары Фрёбеля  позволяют решать задачи всех образовательных областей в игровой форме с детьми.

Игровой набор «Дары Фрёбеля» обеспечивает психолого-педагогические условия для реализации программы дошкольного образования и применяется в так областях, как:

  1. «Социально-коммуникативное развитие».
  2. «Познавательное развитие».
  3. «Речевое развитие».
  4. «Физическое развитие».
  5. «Художественно-эстетическое развитие».

 (На столике стоят разные предметы. )

- Уважаемые педагоги , вы сейчас – дети, и мы с вами отправляемся в путешествие.

- Для того, чтобы отправиться в путешествие, вам необходимо выполнить игровую разминку.

2. Игра «Волшебный мешочек».

На столике стоят различные предметы:

- Посмотрите на эти предметы (показ на столик с предметами).

- Назовите их. (называют)…

- Постарайтесь запомнить их названия, и как они выглядят (запоминают).

НАКРЫТЬ ИХ.

- Я спрятала некоторые предметы в мешочек.

Послушайте задание: необходимо одному человеку от вашего стола нащупать один предмет, описать какой он, например, «длинный», а потом назвать предмет, после чего мешочек передать другому столу.

- Задание понятно?... Начали! (выполняют).

- Что развивает это задание? (сенсорные и познавательно-исследовательской деятельности навыки, расширяет кругозор; восприятие, мышление, внимание, память, игровую деятельность).

 Игра «Автобус».

- Мы отправляемся в путешествие на автобусе. Улыбается водитель:

- Проходите! Проходите!

У окошка место есть,

Не желаете присесть?

На нашем автобусе

Полоски, как на глобусе!

Мы объедем целый свет!

Вы садитесь или нет?

На каждом столе участников лежит на углу справа белый лист и стоит тарелочка с цветными фигурками различными.

- Послушайте задание: каждая команда, сидящая за столом вместе должна рассадить «пассажиров» - фигурки из тарелочки- в «автобусе» - на белом листе. Я буду называть, куда класть фигурку-рассаживать «пассажиров», а вы сообща будете выполнять. Положите на середине стола белый лист вертикально - это автобус. Приготовьте тарелочки с фигурками…Внимание! В автобусе будет 3 ряда: нижний, средний, верхний. – Задание понятно?...

- Слушайте инструкцию: пассажир «красный треугольник» сидит в нижнем ряду слева… (дать время).

Пассажир «жёлтый полукруг» сидит в среднем ряду справа……

Пассажир «зелёное кольцо» сидит в верхнем ряду слева……

Пассажир «синий квадрат» сидит в среднем ряду слева……

Пассажир «фиолетовое полукольцо» сидит в верхнем ряду справа……

Пассажир «белый круг» сидит в нижнем ряду справа……

- Все справились? Проверим!...

-А эта игра что развивает? (Сенсорные и познавательно-исследовательской деятельности навыки, расширяет кругозор; познавательную активность, готовность к совместной деятельности со сверстниками. )

 Заключение.

- Все вы славно потрудились

Хорошо подзарядились.

Как? Во что с детьми играть?

- Можно в садике узнать!

- Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка -  детский сад №1 «Муравейник»

Консультация: «Особенности коррекционно – педагогической работы с особым ребенком».

Подготовила : педагог – психолог

Соболева В.А

Детей с различными нарушениями здоровья становиться больше с каждым годом. Эта тревожная тенденция предполагает создание в образовательных учреждениях специальные условия, обеспечивающих формирование доступной среды для детей с ограниченными потребностями, их интеграцию в образовательную среду и социализацию..

Организация взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей. Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, национальности , языка в том числе ограниченных возможностей здоровья.

Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ. Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется психологом, логопедами, педагогами, ДОУ.

Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ:

Диагностический. Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно- педагогического процесса..

Консультативно-проективный этап.На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей деятельности.

Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ.

 Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута является: принцип доступности и систематичность предлагаемого материала; непрерывность; вариативность; соблюдение интересов воспитанника; принцип создание ситуации успеха; принцип гуманности и реалистичности; содействие и сотрудничества детей и взрослых. Таким образом, ИОМ — это интегрированная модель психолого- педагогического пространства, создаваемого специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ на протяжении определённого времени.

Деятельностный этап. В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.

Консультативно-просветительское сопровождение семьи.Родители являются полноправными участниками воспитательно- образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а так-же меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям.

Организация работы в ДОУ с детьми с ОВЗ предполагает: разработку рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка; проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач; проведение открытых занятий.

Вышеизложенная система коррекционно-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для обеспечения их развития в условиях дошкольного учреждения обеспечивает: индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех специалистов ДОУ; единство диагностики и коррекции — развивающей деятельности детей с ОВЗ; возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребёнка.

Игры для развития эмоционально – волевой сферы детей и сплочения детского коллектива:

«Дружба начинаемся с улыбки»

Цель: Установить доверительные отношения в группе детей.

Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.

«ЛИЦА»

Цель: способствует развитию понимания мимических выражений и выражения лица.

Воспитатель или ребенок вывешивает на доске различные картинки, маски:

-радость,- удивление,- интерес,

- гнев, злость, -страх,- стыд,

Задача детей определить, какое чувство выражает картинка.

«Хоровод».

Цель: Формировать у детей способность изображать эмоцию с помощью мимики.

Дети встают в круг и по команде показывают, двигаясь друг за другом печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, задумчивую сову, виноватую лису, счастливую ласточку.

Раскрашивание мандал.

Цель: Помочь детям снять стресс, тревогу, эмоциональное напряжение.

Список литературы:

1.Деревянкина Н.А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития: Учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2003. 77 с.

2.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М.: Просвещение, 2003г.

3.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. –– М.: Просвещение, 2005. – 272 с.

4.Стребелева Е.А. , Венгер А. Л. , Екжанова Е. А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие. Под редакцией Стребелева Е.А. -M.: Издательский центр «Академия», 2002. — 312 c.

5. Шевченко С.Г. Организация специальной помощи детям с трудностями в обучении в условиях дошкольных учреждений, комплексов начальная школа - детский сад // Воспитание школьников.- 2000. - №5. - С.37-39



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка -  детский сад №1 «Муравейник»

Консультация

«Формирование фонематических процессов у дошкольников через систему специальных игр и игровых упражнений»

Подготовила: педагог – психолог

Соболева В.А

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

           Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

             В настоящее время стремительно увеличивается количество детей дошкольного возраста, имеющих различные речевые нарушения.

             Фонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

             Наличие у старших дошкольников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьёзным препятствием в освоении программы общеобразовательной школы.

Уже в дошкольном возрасте можно выявить и предупредить возникновение специфических фонетико-фонематических процессов недоразвития речи. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.

Работа по предупреждению и устранению фонетико-фонематического недоразвития речи должна начинаться в дошкольном возрасте, еще до начала обучения ребенка грамоте. Недоразвитие фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе овладения грамотой, письмом и чтением и как следствие программой начального обучения в целом.

           Ребенок должен осознать звуковой строй языка, т. е. умение слышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определенной последовательности. Если своевременно не обратить на это внимание, то все дефекты устной речи будут перенесены будущими школьниками в письменную речь.

              Как не допустить этого? Проблемы такого характера решаются очень трудно, но при тесном взаимодействии педагога с семьей возможно ускорить данный процесс путем ежедневной, целенаправленной работы.

               Преодолеть фонетико-фонематические нарушения  возможно через речевые игры  и игровые упражнения .

Начинать следует с игр на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия:

- «Что звучит? » (узнавание на слух музыкальных инструментов) ;

- «Шумовые баночки» (определение на слух вида крупы) ;

- «Помоги Красной Шапочке узнать, какой предмет звучит? » (ложка деревянная или металлическая, карандаш, молоток, мяч, стеклянный стакан, часы и др.)

Постепенно охватывать все звуки речи, входящие в звуковую систему языка:

- «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (А) среди других звуков (О, А, И, Ы, К, А) »;

- «Угадай, кто пришел? » (волк, медведь, заяц) – узнавание по ритмическому рисунку (стукнем 1 раз – волк, 2 раза – медведь, 3 раза - заяц) ;

- «Назови короткие и длинные слова».

Выполняя разнообразные задания, игры и упражнения, дети приобретают умения контролировать свое произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих.

Первостепенное значение для коррекции и формирования фонематической стороны и ее грамматического строя, формирования умения произносить слова сложной слоговой структуры имеет овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза слов (выделение какого-либо звука из слова или последовательное называние звуков: к-о-т, м-а-к, к-а-ш-а) .

Очень любят дети выполнять такие задания как «Измени букву» (санки-танки, пачка-тачка и т. д., «Потерялся первый звук» (крот-рот косы-осы) .

Увлекают детей и игры «Доскажи словечко», «Определи количество слогов в словах», «Загадки - добавлялки» и др.

             Все игры и упражнения направлены на выработку у детей правильного произношения звуков в словах, отчетливого и чистого произношения слов, пониманию и употреблению терминов СЛОВО и ЗВУК, выделению слов из общего речевого потока, вслушиванию в их звучание, самостоятельному установлению последовательности звуков и слогов как отдельных элементов слова.