"Инновационная деятельность на базе КФУ".
Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе
Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ. Соединение информационных компьютерных технологий и инновационных педагогических методик, повышает эффективность и качество образовательных программ, усиливает адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся.
Цель:
Повышение эффективности использования информационно-коммуникационных технологий с целью удовлетворения запросов участников образовательного процесса.
Задачи:
1. Создать условия для использования ИКТ в работе с детьми.
2. Сформировать ресурсную базу, подобрать игры и комплексы игровых упражнений для различных видов деятельности.
3. Модернизация и поиск более эффективных форм и методов работы в музыкальном воспитании дошкольников.
Создание мультимедийных презентаций
использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для музыкального руководителя. Анализируя опыт использования ИКТ в детском саду можно сказать, что использование мультимедиа превращает занятия в живое действие, вызывающее у детей неподдельный интерес, увлеченность изучаемым материалом. Ребенок не только видит, воспринимает, действует, он переживает эмоции. Ведь, как известно, только то, что заинтересовало дошкольника и вызвало какой-то эмоциональный отклик, станет его собственным знанием, послужит стимулом к дальнейшим открытиям.
Однако педагогу дошкольного образования, применяющему ИКТ-технологии в своей работе с детьми, всегда надо помнить о чувстве меры. Ведь использование современных компьютерных технологий в музыкальном воспитании дошкольников – это только дополнительное средство для реализации целей и задач, поставленных перед музыкальным руководителем детского сада. А ценности непосредственного общения с педагогом, живой музыки для малышей остаются неоспоримыми.
Ожидаемые результаты
1. Значительно повысить мотивацию дошкольников в образовательной области «Музыка»
2. Повысить качество знаний детей по специальным разделам музыкального воспитания.
3. Создание единой информационной среды.
4. Совершенствование навыков владения информационно коммуникативными технологиями педагогов ДОУ.
5. Повышение уровня профессионального мастерства и самооценки педагогов ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://drive.google.com/file/d/0B1GQAPzbKOSbdFNXVzRKZ1pJblE/view?usp=sharing | 84.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Институт педагогики и психологии
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации
и профессиональной переподготовки работников образования
Проектная работа в рамках Республиканской инновационной площадки ПМЦПКиППРО ИПиО
ФГАОУ ВО КФУ
Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе музыкального руководителя»
Выполнила:
Кузнецова Ольга Васильевна,
музыкальный руководитель
высшей квалификационной
категории МБДОУ «Детский сад
№ 120 комбинированного вида»
Советского района г. Казани
г. Казань - 2016г.
СОДЕРЖАНИЕ
Оглавление | стр |
Введение | 3 |
Глава 1.Теоретическое обоснование проекта | 3 |
1.1 Актуальность проблемы | 3 |
1.2 Анализ проблемы. Преимущества ИКТ, проблемы и противоречия | 6 |
Глава 2. Реализация и содержание проекта | 7 |
2.1 Цель и задачи проекта | 6 |
2.2 Проектное решение | 8 |
2.3 Функции ИКТ | 9 |
2.4 Использование в ДОУ и семье предназначенных для дошкольников информационно-образовательных ресурсов развивающего характера | 10 |
2.5 Использование ИКТ в различных видах деятельности детей | 14 |
2.6 ИКТ и вариативные формы деятельности музыкального руководителя | 19 |
Заключение. Вывод | 22 |
Ожидаемые результаты | 23 |
Список литературы | 24 |
Приложение 1 Перспективный план | 25 |
Приложение 2 Картотека игр-презентаций для НОД | 31 |
Приложение 3 План- конспект занятия «Морские приключения» с использованием ИКТ | 39 |
Приложение 4 План-конспект «Волшебные окошки осени» с использованием ИКТ | 40-43 |
«Каждый участник образовательного процесса
сам решает, идти в ногу с будущим
или вышагивать пятками назад»
Анатолий Гин.
Руководитель международной
лаборатории Образовательных технологий
«Образование для Новой Эры»
Введение. Аннотация
В статье говорится о необходимости использования информационно-коммуникационных технологий при организации с детьми непосредственно-образовательной деятельности в образовательной области «Художестенно-эстетическое развитие».
Глава 1
1.1 Актуальность.
Современный мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши дети. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современные дети сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях Я. А. Коменский и В. А. Сухомлинский, но и от своих сверстников последних десятилетий. И не потому, что изменилась природа самого ребенка, принципиально изменилась жизнь, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.
В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития - ученые и политики, предприниматели и педагоги, все чаще говорят о наступлении информационной эры. И действительно, современную жизнь уже довольно сложно представить без использования информационных технологий. Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса, информатизации всех сфер жизни общества. В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом.
Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе
Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования С.Л. Новосёловой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.).
На протяжении нескольких лет, в периодической печати уже дискутируется проблема разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий в ДОУ. Ведущие ученые и специалисты в области дошкольного образования (Комарова Т. С., Алиева Т. И., Комарова И. И., Белая К. Ю. Духанина Л. Н., Волосовец Т. В., Веракса Н. Е., Дорофеева Э. М., и др.) высказывают свою позицию «за» и «против» ИКТ. Противники ИКТ в качестве аргумента приводят данные о негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей. Наш опыт показывает, что периодическое использование ИКТ, а именно дозированное педагогом использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. Целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (Е. Н. Иванова, Н. П. Чудова ,С. Пейперт, Б. Хантер, и др.). Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А. В. Запорожца исследователями под руководством Л. А. Парамоновой, Л. С. Новоселовой, Л. Д. Чайновой. В 2008 году разрабатываются теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно-образовательной работе ДОУ, начали активно создаваться программы для дошкольников.
Таким образом, мы придерживаемся точки зрения, что при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.
Осознав, что информатизация общества ведет за собой информатизацию образования, становится понято, что освоение ИКТ жизненная необходимость для каждого педагога дошкольного образования. Педагоги-музыканты, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий музыкального образования. В практике работы музыкального руководителя использование информационно-коммуникационных технологий является необходимым средством. Использование современных информационных технологий делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для ребят любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение. Все вышеперечисленное позволяет органично включить ИКТ в музыкальные занятия.
Соединение информационных компьютерных технологий и инновационных педагогических методик, повышает эффективность и качество образовательных программ, усиливает адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся. Это направление Закон Российской Федерации «Об образовании» провозглашает в качестве одного из основных принципов государственной политики в области образования.
1.2 Анализ проблемы
Преимущества ИКТ
По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения детей компьютер обладает рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
- компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
- компьютер является отличным средством для решения задач обучения;
- постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей;
- компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе;
- компьютер очень "терпелив" во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую "ситуацию успеха".
Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы применения ИКТ в работе музыкального руководителя:
- Недостаточное количество оборудования для организации образовательного процесса с детьми.
- Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях.
- Бесплановость, случайность применения ИКТ.
- Перегруженность занятия демонстрацией
- Недостаточный уровень компьютерной грамотности педагогов.
- Недостаточное программное обеспечение педагогической и управленческой деятельности.
- Недостаточное количество мультимедийного оборудования для проведения онлайн- конференций, семинаров, участие в вебинарах.
- Низкая эффективность использования ИКТ с целью удовлетворения запросов участников образовательного процесса.
В связи с этим выявились противоречия:
- Между стремительным развитием информационных технологий и материально-техническим обеспечением учреждения.
- Между существующей информационно-коммуникационной образовательной средой и эффективностью использования ее потенциала с целью удовлетворения запросов участников образовательного процесса.
Проблема заключается в отсутствии системы эффективного использования современных компьютерных технологий педагогическим коллективом.
Поэтому назрела необходимость создания системы внедрения в практическую деятельность педагогов современных информационных технологий.
Глава 2. Реализация и содержание проекта
2.1 Цель:
Повышение эффективности использования информационно-коммуникационных технологий с целью удовлетворения запросов участников образовательного процесса.
Задачи:
- Создать условия для использования ИКТ в работе с детьми.
- Сформировать ресурсную базу, подобрать игры и комплексы игровых упражнений для различных видов деятельности.
- Модернизация и поиск более эффективных форм и методов работы в музыкальном воспитании дошкольников.
- Создание мультимедийных презентаций
- Изучение нового программного обеспечения (PROSHOW PRODUCER)
Целевая группа проекта: Дети старшего дошкольного возраста, педагоги ДОУ, родители воспитанников
Объект исследования: Методическое обеспечение музыкального образования в условиях ФГОС
Предмет исследования: ИКТ в работе музыкального руководителя
Сроки реализации проекта: 1сентября 2016 г. –1июня 2017 г.
Ресурсное обеспечение проекта:
- Мультимедийный проектор
- Экран
- Интерактивная доска
- Комплект мультимедийных презентаций
- Компьютер
- Фотоаппарат
- Музыкальный центр с усилителями звука
- Микрофон
- Медиатека музыкального руководителя
- Звуковая карта
- Микшерный пульт
2.2 Проектное решение
Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. Что же такое ИКТ?
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, видео, кино-). Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология». Вообще говоря, любая педагогическая технология- это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и её преобразование. Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения- это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Детский сад- часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии. Помочь музыкальному руководителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
2.3 Функции компьютера и различные формы ИКТ
Каковы функции компьютера в педагогической деятельности музыкального руководителя?
1. Источник (учебной, музыкальной) информации
2. Наглядное пособие
3. Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение
4. Средство подготовки выступлений.
Я в своей работе широко использую ИКТ в различных формах:
- Подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация);
- подбор дополнительного познавательного материала к занятиям;
- оформление документации (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, планирование, ,отчетов и т.п.). Компьютер значительно упрощает процесс , существенно экономит время;
- создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия или мероприятия, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе занятия.
- Создание серий презентаций к занятиям, праздникам, педагогическим советам, родительским собраниям;
- использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;
- использование фоторамки для ознакомления родителей насыщенной и интересной садовской жизнью детей;
- использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса в программе Movie Marker);
- использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении;
- обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов. оформление буклетов, электронного портфолио , материалов по различным направлениям деятельности;
- создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и для родителей;
- создание электронной почты;
- создание странички на международном образовательном портале maam. ru. Участие в конкурсах разного уровня по интернету.
2.4 Использование в ДОУ и семье предназначенных для дошкольников информационно-образовательных ресурсов развивающего характера
Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Причина тому – повышениероли информации, превращение еев одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Стремительный скачок в развитии собственно компьютерных технологий и прочих технических устройств сделал эти средства актуальными. Поэтому внедрение информационно-образовательных технологий (ИОТ) в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.
В соответствии ФГОС ДО выделяют следующие дидактические принципы применения информационно-образовательных технологий:
– принцип научности, определяющий содержание и требующий включения в него не только традиционных знаний, но и фундаментальных положений науки;
– принцип систематичности и последовательности, связанный как с организацией образовательного материала, так и с системой действий ребенка по его усвоению: восприятием информации с экрана, разъяснениями воспитателя, самостоятельной работой;
– принцип поэтапного преодоления трудностей, предусматривающий переход от всеобщей доступности задания для определенной возрастной группы в принцип индивидуальной доступности. К заданиям предъявляются особые требования: они должны быть интересными и разнообразными, по силам каждому ребенку, но с постепенно нарастающей степенью сложности;
– принцип прочности, который закрепляет усвоение знаний и развитие познавательных способностей дошкольников;
– принцип преемственности для сохранения связи стадий формирования знаний и навыков, различных по содержанию и способам осуществления;
– принцип наглядности (интерактивной наглядности). С представленными в электронной форме объектами можно осуществить разные действия, изучить не только их статичное изображение, но и динамику развития в различных условиях, выделить главные закономерности исследуемого предмета, явления или рассмотреть его в деталях. Процессы, моделируемые компьютерной программой, могут быть разнообразными по форме и содержанию, демонстрировать физические, социальные, исторические, экологические и другие явления действительности;
– принцип мультимедийности предполагает способность транслировать аудиовизуальную информацию в любой форме (текст, графика, анимация и др.);
– принцип когнитивности коммуникации, который заключается в организации диалога между компьютером и ребенком. Неслучайно компьютерные системы (в образовательной сфере) называют интерактивными (диалоговыми);
–принцип активизации познавательной деятельности детей позволяет включить в организационную схему занятия ИОТ для расширения кругозора, интеллектуального обогащения;
– принцип межпредметных связей способствует целостному восприятию системы знаний, формированию логического мышления….
Создание образовательного контента для организации игровых сеансов
Образовательный контент – это структурированное предметное содержание, используемое в образовательном процессе[1].
При подготовке контента (презентации, викторины, диафильмы и т. п.) необходимо учитывать:
- общедидактические принципы подготовки материалов;
- психологические особенности восприятия информации с экрана и на печатной основе;
- эргономические требования представления информации на экране и бумажном носителе….
Стимулирование познавательной активности (формирование мотивации) – необходимая составляющая воспитательно-образовательного процесса, которая должна поддерживаться на протяжении всего занятия. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки, а также качество представления контента не оправдывает его ожиданий.
Создание предпосылок к восприятию материала. Для создания предпосылок к восприятию материала будут полезны такие виды деятельности как создание положительной психологической атмосферы, предварительные беседы, чтение художественной литературы в группе, организация тематических игр и т. д.
Подача материала на занятии. Форма и метод подачи материала определяются в зависимости от решаемых задач. Важной задачей является корректное оформление порций образовательного/воспитательного материала (слайд, кадр, музыкальное сопровождение и т. д.)
Если говорить об использовании информационных технологий на музыкальных занятиях, то здесь они помогают решить ряд задач:
Делают музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические. Таким образом, музыкальный руководитель может реализовать на практике идею индивидуализации обучения детей.
Использование компьютера существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов и т.д.
Становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.
Успех ИКТ педагогического процесса зависит от компетентности специалистов, используемых методов, качества применяемых средств.
Возникает вопрос: где, когда и как применять информационные технологии в работе музыкальных руководителей дошкольных учреждений?
Ответ - новые информационные технологии можно и нужно применять в любом виде деятельности дошкольников:
непосредственной образовательной деятельности;
при индивидуальной работе с детьми;
на праздниках и развлечениях;
в повседневной жизни и самостоятельной деятельности
Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыкальным занятиям, перед музыкальным руководителем стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т.е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки обучения, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания. Это позволяют сделать ИКТ
Раннее детство - не только источник человеческой одарённости, но и период душевной ранимости, психической уязвимости. Об этом свидетельствует мировая практика реабилитации личности. Поэтому в жизнь детей дошкольного возраста вносить что-то новое следует с особой осторожностью. «Помоги, но не навреди!» - это принцип, которому нужно следовать, внедряя информационно- коммуникационные технологии в обучение детей.
При использовании мультимедийной презентации необходимо позаботится о соблюдении санитарно – гигиенических норм: четкое изображение, расстояние до экрана должно быть не менее 50 см.; оптимальная продолжительность для детей 5-6 лет не более 5 минут.( М. Степанова - заведующая отделом гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, кандидат медицинских наук, г. Москва).
2.5 Использование ИКТ в различных видах деятельности детей
Традиционно музыкальное занятие начинается с музыкально-ритмических движений. Идею использования движения как средства формирования музыкальности детей выдвинул швейцарский учёный и композитор Э.Ж. Далькроз. По его мнению, ритм музыки и пластики объединяются в движение.
Всё чаще использую аудиозаписи или видеозаписи (DVD), это облегчает мне работу, так как я не сижу за фортепиано, а могу показать танцевальное движение или помочь освоить. Новые движения можно записать на видео, где дети смотрят красивый показ и стараются сделать так же. Это делается с целью добиться выразительного качественного выполнения движений,.
Очень удобно использовать презентации для выполнения различных перестроений, где на слайдах изображаются схемы перемещений. Такой приём развивает у воспитанников память, внимание, потому что информация передаётся в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.
Восприятие музыки - это самый распространённый вид музыкальной деятельности, доступный каждому. Благодаря новым информационным технологиям эстрадная музыка звучит везде и по телевидению, и по радио, и компьютеру, магнитофону, на плеере, в мобильных телефонах; но очень мало классической музыки, стараюсь восполнить этот пробел в музыкальном воспитании. В нашей медиатеке накоплен большой видео материал для слушания, например: Кабалевский «Зайчик дразнит медвежонка» , Мусоргский «Избушка на курьих ножках», Чайковский «Песня жаворонка», Волков «Капризуля», Свиридов «Маленький упрямец» , Яруллин «Шурале» и т.д. Так, в разделе «Слушание музыки» использую компьютерные презентации, которые или создаю сама или нахожу в интернете. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.
Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера, продемонстрировав не только фотоматериал, но и видеоролики.
…Многие из материалов размещаю на сайте детского сада, чтобы родители смотрели и слушали вместе с детьми. Если ребёнок растёт в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика, и народная музыка, он, естественно, привыкает к её звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности.
Развивая у воспитанников навыки слушания, знакомлю детей с
музыкальными произведениями разнообразных жанров, яркими средствами
выразительности. Ребята научились высказывать свои сопереживания,
размышлять об увиденном – поэтому развивается речь, мышление,
художественный вкус, тем самым осуществляется интеграция нескольких областей развития.
Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства.
Песня - ценное средство нравственно - эстетического воспитания, благодаря единству музыкального и литературного текста. Чтобы разучить песню, мы сначала слушаем, а выучив, прослушиваем, выразительно ли она спета, как звучит. В этом нам помогает видеокамера, или аудиозапись. Для лучшего запоминания текста, создаю презентации, в которых использую мнемотехнику. А так же применяю презентации для развития голоса, дыхания, активно использую артикуляционную гимнастику в сопровождении видеоряда. Дети учатся управлять своим голосом с помощью упражнений «Кисточка», «Веселый медвежонок», «Снежинка», «Самолет» и пр. ,следуя за схематическим изображением мелодии на экране.
Основное назначение музыкально-дидактических игр — формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.
Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике, поэтому я широко применяю их в своей деятельности. Заимствую из интернета и создаю авторские игры-презентации. Такие игры, как: «Музыкальный светофор», «Ветерок», «Домик крошечка», «Птица и птенчики», «Бубенчики» направлены на развитие звуковысотного слуха. Попевки «Кукла», «Зайка», «Лиса по лесу ходила» и др. помогают наглядно увидеть , а не только услышать движение мелодии.
Тембровый слух очень хорошо помогают развить такие игры , как «Узнай звуки», «Попугай повторяй». Дети очень любят игры на развитие ритмического восприятия «Львенок и ритмы», «Озорная полечка», «Овощные ритмы», «Мы украсим елочку», «Что приносит Дед Мороз» и др. Они являются переходным, связующим звеном к игре на детских музыкальных инструментах. Здесь важна последовательность в разучивании. Алгоритм следующий:
1.Сначала детей знакомят с разнообразными ритмическими рисунками.
2. Учат их узнавать и воспроизводить по графическим изображениям
3. Дети играют их на разных музыкальных инструментах
4. Дети сами придумывают комбинации из различных ритмических рисунков.
В конце года провожу разнообразные викторины с целью закрепления знаний детей, а так же в целях диагностики. Тестовые задания создаю сама в понятной для дошкольников игровой форме. С помощью интерактивной доски, дети сами отвечают на вопросы, решают поставленные задачи. И, надо сказать, делают это с огромным удовольствием.
Мультимедийные презентации помогают мне с успехом применять здоровьесберегающие и коррекционные технологии -это:
- Артикуляционная гимнастика
- Дыхательная гимнастика
- Гимнастика для глаз
- Психогимнастика
- Пальчиковая гимнастика
- Арт терапия
- Логоритмические попевки
При обучении игре на детских музыкальных инструментах можно использовать видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объяснять, что такое оркестр, группа инструментов, знакомить с профессией дирижёра. Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.
Для того, чтобы облегчить процесс исполнения детьми того или иного музыкального произведения, вовремя вступить нужному инструменту, создаю специальный видеоряд, где на экране изображен тот музыкальный инструмент, который должен играть в данный момент.
Праздники, развлечения, досуги
Система музыкального воспитания в детском саду предполагает не только разнообразие видов музыкального воспитания, но и вариативность форм музыкальной деятельности детей. Это совместная музыкально-образовательная деятельность, праздники, развлечения, тематические вечера, концерты, инсценировки, вечера досуга и другое. Для любой формы музыкальной деятельности тоже существуют презентации, видеофильмы, видеоролики, слайд-шоу, записи детских выступлений на утренниках, познавательные учебные фильмы, детские мультфильмы.
На праздниках и развлечениях использую видеопрезентации в нескольких направлениях.
Первое-это анимационный фон. Включаю видеоролики для создания праздничной атмосферы. Зачастую это требует большой предварительной работы. Например, на День Матери я заранее собирала фотографии мам с детьми. Получился очень трогательный видеоролик, который понравился всем.
Другое направление- это когда видеопрезентация становится частью сюжетной линии. Например, дети собирают листочки на Чудо- дереве в течение утренника или открываются волшебные окошки Осени при выполнении детьми определенных заданий. Очень часто на праздниках и досугах к детям с экрана обращаются мульт герои с какой-либо просьбой, Всё это позволяет разнообразить досуговую деятельность, привлечь внимание детей, вызвать эмоциональный подъём, создать радостное настроение. Использую компьютер для подбора музыкального сопровождения для праздников, развлечений, музыкальной деятельности и написания сценариев, нотных партитур, и т. д.
2.6 ИКТ и вариативные формы деятельности музыкального руководителя
ИКТ применяю не только в работе с детьми. Консультации и семинары для воспитателей тоже проходят с использованием презентаций, слайд-шоу. Так, при знакомстве с оформлением музыкального уголка в группе детского сада педагоги смотрят красочную фотопрезентацию, где показаны разнообразные варианты расположения музыкальных инструментов в группе, представлена видеовыставка музыкальных игрушек-самоделок для самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе. На педагогических советах представляю мультимедийные презентации по темам «Один день из жизни детского сада», «Экспериментальная деятельность – Ребенок в мире звуков», «Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя ДОУ» и др.
ИКТ позволяют в доступном виде представить документацию для воспитателей, специалистов и администрации (консультации, анализ мониторинга, ознакомление с годовыми перспективным планом и отчет о проделанной работе) .
В современной деятельности музыкального руководителя одну из важных функций имеет интернет–общение. Оно помогает обмену опытом с коллегами других регионов страны через различные образовательные и личные сайты. Среди наиболее популярных http://dohcolonoc.ru/, http://www.musical-sad.ru/, http://kladraz.ru,http://maam.ru/, http://nsportal.ru, сайт фестиваля культуры и искусства PEDMIX.ru и другие. Они позволяют найти необходимую информацию в доступном для детей дошкольного возраста виде и в кратчайшие сроки.
Становится традицией включать презентации и на родительских собраниях, демонстрируя фотографии детей в повседневной жизни детского сада. В работе с родителями использую сайт детского сада, где размещаю консультации, фотографии с мероприятий, достижения воспитанников и др. выступаю с презентациями на родительских собраниях, использую ИКТ для подготовки материалов по проблемам музыкального образования детей в родительские уголки. И что особенно важно, ИКТ – технологии дают большие возможности для обработки и хранения музыкального материала.
Необходимо отметить, что одной из инновационных форм работы с родителями является открытие официального сайта детского сада, где родители могут знакомиться с условиями, динамикой и своеобразием осуществления образовательной работы с детьми в детском саду. Доводится до сведения родителей необходимая информация по вопросам обеспечения защиты прав ребёнка, его воспитания, подготовки к школе, развития его способностей.
Сайт детского сада – это источник информации учебного, методического характера. Со страниц сайта родители получают информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников.
Многие родители с интересом знакомятся с материалами сайта.
Также наиболее распространенной коммуникационной технологией и соответствующим сервисом в компьютерных сетях стала технология компьютерного способа пересылки и обработки информационных сообщений, обеспечивающая оперативную связь между людьми. Электронная почта может использоваться педагогами для консультации, отправки контрольных работ и профессионального общения с коллегами.
С каждым днем все больше педагогов начинает заниматься собственными разработками информационных ресурсов и других средств ИКТ, многие из которых попадают в сеть Интернет. Если даже педагог и не занимается собственными разработками, то он может использовать уже созданные Интернет-ресурсы.
Умение пользоваться интернетом позволяет быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах, отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров), получать консультации по актуальным проблемам, размещать свои работы в медиатеках, там же знакомиться с разработками мероприятий своих коллег – педагогов, хранить свои файлы. Общение на форумах с коллегами со всей России помогает идти вперед в работе музыкального руководителя. Заявить о себе и своей деятельности педагогическому сообществу помогают социальные сети, где я делюсь своими наработками.
Мультимедийные пособия разрабатываются с помощью программ Microsoft Office PowerPoint, Movavi Video Editor, Camtasia Studio.
На современном этапе развития информационных технологий, возрастают потребности в специалистах более высокого уровня профессионального мастерства. Для современного педагога должно быть обычным делом: поиск необходимой информации, работа с электронной почтой, используя информационные сети. Педагог должен использовать в повседневной и дальнейшей профессиональной деятельности локальные и глобальные компьютерные сети: уметь анализировать полученную информацию, самостоятельно находить новых друзей и коллег в разных странах мира, вести переписку, даже слышать и видеть их.
Вывод
Таким образом, с помощью ИКТ усиливается информационное взаимодействие между субъектами информационно-коммуникативной предметной среды, результатом которой является формирование более эффективной модели обучения, повышается мотивация к изучению общественных дисциплин.
Применение ИКТ позволяет добиться следующих результатов:
- Повышение эффективности процесса обучения.
- Повышение уровня профессионального мастерства и самооценки педагогов ДОУ.
- Активизация познавательной деятельности детей.
- Создание единой информационной среды.
- Повышение интеллектуального уровня развития ребенка посредством использования информационно-коммуникативных технологий.
Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для музыкального руководителя. Анализируя опыт использования ИКТ в детском саду можно сказать, что использование мультимедиа превращает занятия в живое действие, вызывающее у детей неподдельный интерес, увлеченность изучаемым материалом. Ребенок не только видит, воспринимает, действует, он переживает эмоции. Ведь, как известно, только то, что заинтересовало дошкольника и вызвало какой-то эмоциональный отклик, станет его собственным знанием, послужит стимулом к дальнейшим открытиям.
Однако педагогу дошкольного образования, применяющему ИКТ-технологии в своей работе с детьми, всегда надо помнить о чувстве меры. Ведь использование современных компьютерных технологий в музыкальном воспитании дошкольников – это только дополнительное средство для реализации целей и задач, поставленных перед музыкальным руководителем детского сада. А ценности непосредственного общения с педагогом, живой музыки для малышей остаются неоспоримыми.
Ожидаемые результаты
- Значительно повысить мотивацию дошкольников в образовательной области «Музыка»
- Повысить качество знаний детей по специальным разделам музыкального воспитания.
- Создание единой информационной среды.
- Совершенствование навыков владения информационно коммуникативными технологиями педагогов ДОУ.
- Повышение уровня профессионального мастерства и самооценки педагогов ДОУ.
Программа повышения собственной ИКТ – компетентности.
Работа с графикой, видео и звуком
1. Растровый редактор Photoshop
2. Записывать звук и видео на компьютер с помощью веб-камеры
3. Освоить и записывать музыку в музыкальном редакторе Sibelius 6
4. Photodex ProShow Producer – программа для профессионального создания презентаций от Photodex
Список литературы:
1. Горвиц Ю., Поздняк Л., Кому работать с компьютером в детском саду//Дошкольное воспитание. – 1991. - № 5;
2. Захарова И. Г., Информационные технологии в образовании: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003;
3.Калинина, Т.В., Новые информационные технологии в дошкольном детстве // Управление ДОУ. – 2008. № 6;
4.Моторин, Воспитательные возможности компьютерных игр//Дошкольное воспитание. – 2000. № 11;
5. Новосёлова, С.Л., «Компьютерный мир дошкольника» //Новая школа. – 1997. - № 3;
6. Селевко Г.К., «Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств». М.: НИИ школьных технологий, 2005. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
7.Комарова Т.С., «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании» / Т. С. Комарова — М., 2011.
8 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения. – М: Стандартинформ, 2007.
9. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д.,
Марич Е.М., Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
Интернет-ресурсы:
1.Петелина Н.В., «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки в начальной школе. http://nsportal.ru/
2. Гурьев С.В., Целесообразность компьютеризации детских образовательных учреждений.http://www.rusedu.info/
3.Афанасьева О.В., «Использование ИКТ в образовательном процессе.» – www. pedsovet.org
4.Беляков Е.В., «Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе» http://belyk5.narod.ru/
5.Круглова Л., «Информационные технологии как часть культурно- информационной среды детей дошкольного возраста». http://doshkolnik.ru/
Приложение №1
Перспективный план использования ИКТ в работе музыкального руководителя
Автор-составитель: Кузнецова Ольга Васильевна, музыкальный руководитель, МБДОУ «Детский сад № 120» Советского района, г. Казани
Виды деятельности | Программные задачи | Содержание | Примечание |
1 квартал | |||
ОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | Восприятие музыки Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, учить созерцать красоту окружающего мира. Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее. Знакомить с элементарными музыкальными понятиями: музыкальный образ, выразительные средства, музыкальные жанры (балет, опера); профессиями (пианист, дирижер, композитор, певица и певец, балерина и бал-леро, художник и др.). | «Осень в живописи и музыке», «Осенняя песня» Чайковский , «Осень» Кислицина «Музыка1», «Знакомство с театром» | Презентации: Презентация Мнемотехника Презентации Презентация |
Пение Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком. Быстро запоминать текст песни Знакомство с новыми песнями Учить точно интонировать, следить за движением мелодии, Содействовать проявлению самостоятельности, учить импровизации Артикуляционная гимнастика Учить различать направление мелодии Совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределах квинты Правильно проговаривать слова, совершенствовать дикцию | «Осень» Лебзак «Осенняя песенка» муз и сл. Агафоновой «Урожайная» Филиппенко «Ветерок» «Лягушка, слон» «Артикуляционная гимнастика 1» «Песенки веселого фургончика» м\д игра «Ау» попевка Попевка «Шутка-прибаутка» | Презентации: Видеоролик Презентация презентация | |
Ритмика Познакомить с движениями татарского танца Учить перестроениям (круг-рассыпная-два круга) Учить правильно воспроизводить ритм попевки Учить различать, запоминать и воспроизводить различные ритмы | «Борма», «Притоп» «Андрей-воробей» р.н.п «Сорока-сорока» « Три подружки» м/д игра «Овощные ритмы» | ||
Праздники и развлечения | Обогащать эмоциональные впечатления детей, упражнять в навыках основных движений, развивать ловкость, расширять словарный запас на школьную тему. Закреплять знания детей об Осени, ритмично двигаться, эмоционально исполнять песни. Создание праздничного настроения, формировать культуру поведения праздника | «День Знаний» (сентябрь) «Волшебные окошки осени» | Презентация, музыкальное оформление праздника на улице Презентация |
Работа с родителями | Выступление на общем родительском собрании | «Учимся, играя или как рассказать детям о музыке» | Анализ детских пособий с ИКТ |
Интернет общение | Участие в интернет конкурсах, обмен опытом на специальных форумах | http://dohcolonoc.ru/, http://www.musical-sad.ru/, http://kladraz.ru,://maam.ru/, http://nsportal.ru | |
Методическое сопровождение образовательного процесса | Выступление в рамках методического объединения музыкальных руководителей Советского района г. Казани Оформление электронного портфолио Оформление документации в электронном виде | «Использование мультимедийных презентаций в работе музыкального руководителя» | |
2 квартал | |||
ОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | Слушание Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической,- народной и современной музыкой; со структурой 2- и 3-частного музыкального произведения, с построением песни. Продолжать знакомить с композиторами. Совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределах квинты, звучания музыкальных инструментов (клавишно-ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка). | «Вальс-шутка» Шостакович, Мусоргский «Избушка на курьих ножках» , «Шурале» Яруллин, Сайдашев «Вальс»
«Звучащие картины» (знакомство с инструментами», «Домик крошечка» м/д игра | Презентации |
Пение Содействовать проявлению самостоятельности, творческому исполнению песен разного характера. Развивать песенный музыкальный вкус. Способствовать развитию навыков сольного пения с музыкальным сопровождением и без него. | «Зимняя песенка» Красева, «Улетают журавли» Евтодьева, «Русская зима», «Новый год у ворот» студия «Родники», попевка «Лиса», «Снежинка» м/д игра | ||
Ритмика Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер - музыки, ее эмоционально-образное содержание; Развивать умение исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах; знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп. Развивать творчество, побуждать детей к активным самостоятельным действиям | «Новогодний оркестр» Чайковский, «Что приносит Новый год», «Мы украсим елочку» «Федорино горе», «Марш снеговиков» | презентации | |
Праздники и развлечения | Развивать чувство сопричастности к народным торжествам. Привлекать к активному, разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении. Воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности. Формировать стремление активно участвовать в развлечениях, общаться, быть доброжелательными и отзывчивыми. Приучать осмысленно использовать приобретенные знания и умения самостоятельной деятельности. | «Новый год» «Зимние забавы» «Приглашаем пап на масленицу» | Презентация Презентация, музыкальное оформление праздника на улице |
Работа с родителями | На сайте ДОУ выложить новогодние песни для повторения с родителями дома | Здравствуй, здравствуй, Новый год! Сл. И. Яворовской Муз. А. Кудряшова «Дед Мороз», «Яна ел» Игра «У меня есть тетя» | |
Интернет общение | Участие в интернет конкурсах, обмен опытом на специальных форумах. | http://nsportal.ru, http://edu-pedsovet.ru Представить конспект занятия «Дружба-это ценный клад, встрече с другом каждый рад» | |
Методическое сопровождение образовательного процесса | Принять участие в конкурсе «Воспитатель года» Изучить программу видеоредактор MOVAVI VIDEO EDITOR Оформление документации в электронном виде | Создание презентаций, изучение софта | |
3 квартал | |||
ОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | Слушание Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Знакомить с элементарными музыкальными понятиями: музыкальный образ, выразительные средства, музыкальные жанры (балет, опера); профессиями (пианист, дирижер, композитор, певица и певец, балерина и бал-леро, художник и др.). Знакомить с элементарными музыкальными понятиями (темп, ритм); жанрами (опера, концерт, симфонический концерт), творчеством композиторов и музыкантов | «Музыка», Сен-Санс «Карнавал животных», «Я рисую море», Чайковский «Подснежник» Песни ВОВ «Дороги». «В землянке» , «Смуглянка», «День Победы», «Угадай мелодию», интерактивная игра | |
Пение Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию. Закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него Развивать умение самостоятельно придумывать мелодии. | Артикуляционная гимнастика, «Солнышко», «Поцелую бабушку», «Бубенчики», «Кукла» попевка, «Самолет», «Папа» сл и муз Костина, «Блины» р н п, «Мамочка моя» Н.Май | Презентация Мнемотаблица | |
Ритмика Развивать чувство ритма, музыкальную память. Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки | «Праздник красоты», «Полька-Анна», «Третий лишний» Хор рук, «Как львенок ритмы искал» | Презентация Мелодекламация | |
Праздники и развлечения | Развивать творческие способности, любознательность, память, воображение, умение правильно вести себя в различных ситуациях. Расширять представления детей о международных и государственных праздниках. Развивать чувство сопричастности к народным торжествам | Праздники: «Мамино сердце», «Мы помним», «До свиданья ,дошкольное детство!» Развлечения: «Красный ,желтый ,зеленый» , «Угадай мелодию», «Кар боткасы» , «Весну встречаем» | Презентация, музыкальное оформление праздника на улице |
Работа с родителями | Оформление фотоальбомов «Мамы и дети», «Угадай-ка» На сайте выложить материал доступный для разучивания с детьми | Песня «Солнышко» с использованием мнемотехники; М/д игры : «Музыкальный светофор» «Угадай чей голосок» «Птица и птенчики» «Самолет» «Концерт по телевизору» | Создание видеоклипов и презентаций |
Интернет общение | Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов. Систематизировать медиатеку с электронными версиями журналов «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра» «Колокольчик» | Выложить конспект занятия «Морские приключения» на http://www.musical-sad.ru/, Принять участие в конкурсе на сайте http://vsedoy.ru/ | Создание презентации к занятию |
Методическое сопровождение образовательного процесса | Выступление на педсовете Начать изучение Photodex ProShow Producer – программа для профессионального создания презентаций от Photodex | Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности Музыка» | Презентация |
Приложение №2
Картотека игр-презентаций для НОД
№ | Название | Примечания | Возраст |
вокал | |||
1 | Артикуляционная гимнастика | дикция | 5-7 лет |
2. | Лиса | Высота звука | 5-7 лет |
3. | Солнышко | мнемотаблица | 5-7 лет |
4. | Бубенчики | Высота звука | 5-7 лет |
5. | Ветерок | Направление мелодии | 5-7 лет |
6. | Зайка | Направление мелодии | 5-7 лет |
7. | Кисточка | Направление мелодии | 5-7 лет |
8. | Кукла | Направление мелодии | 3-5 лет |
9. | Музыкальный светофор | Высота звука | 5-7 лет |
10. | Самолет | Направление мелодии | 3-5 лет |
11 | Кузнечик | Высота звука | 5-7 лет |
12 | Птица и птенчики | Высота звука | 2-3 года |
13 | Домик крошечка | Направление мелодии | 5-7 лет |
14 | «В лесу родилась елочка» Бекман | Видеоиллюстрация | 3-5 лет |
15 | «Елочка» Мазан | Видео иллюстрация | 3-5 лет |
16 | «Елочка» Красева | Видео иллюстрация | 2-3 года |
17 | «Здравствуй, гостья зима» | Видео иллюстрация | 5-7 лет |
18 | «Папа» Сл и муз Костина | Видео иллюстрация | 5-7 лет |
19 | «Петушок» рнп | Видео иллюстрация | 2-3 года |
20 | «Поцелую бабушку» (+;-) | 5-7 лет | |
21 | «Мамочка моя» Н.Май | Видео иллюстрация | 5-7 лет |
22 | «Рано утром просыпаюсь я от глаз твоих» | Видео иллюстрация | 5-7 лет |
23 | «Коз киле» Минхажева | Видео иллюстрация | 5-7 лет |
25 | «Грибочки и грибники» | Видео иллюстрация | 2-3 года |
26 | Голоса больших и маленьких | Высота звука | 2-3 года |
27 | Концерт по телефизору | импровизация | 3-5 лет |
28 | Песенки веселого фургончика | Направление мелодии | 5-7 лет |
29 | Сова и кукушка | тембр | 5-7 лет |
30 | Веселые подружки | ритм | 5-7 лет |
31. | Попугай повторяй | тембр | 5-7 лет |
32 | У лягушки юбилей | попевка | 2-3 года |
33 | Музыкальная лесенка | Направление мелодии | 5-7 лет |
34 | Ау | Высота звука | 3-5 лет |
35 | Солнышко | Дикциязвуки | 5-7 лет |
36 | Шутка-прибаутка | логопедия | 5-7 лет |
37 | «Зимняя песенка» Красева | мнемотехника | 5-7 лет |
38 | «Кошка» | Видео иллюстрация | 2-3 года |
39 | «Наступила осень» Осипова (+;-) | Видео иллюстрация | 5-7 лет |
40 | «Осень золотая» | Видео иллюстрация | 5-7 лет |
41 | «Осень» Лебзак | мнемотехника | 2-3 года |
42 | «Золотые листики» | Видео иллюстрация | 2-3 года |
43 | «Кап-кап» | Видео иллюстрация | 3-5 лет |
44 | «Осенний вальс» | Видео иллюстрация | 3-5 лет |
45 | «Улетают журавли» | Видео иллюстрация | 5-7 лет |
46 | «Наша елочка» ст Родники | Видео иллюстрация | 5-7 лет |
47 | «Новый год у ворот» | Видео иллюстрация | 5-7 лет |
48 | «Угадай мелодию» | 3-5 лет | |
49 | «Угадай мелодию» 2 | 5-7 лет | |
50 | «Зима» Красева | Видео иллюстрация | 3-5 лет |
51 | «Русская зима» | Видео иллюстрация | 5-7 лет |
Слушание | |||
1. | Детский альбом | 3-5 лет | |
2. | Музыка | 3-5 лет | |
3. | Звучащие картины | 5-7 лет | |
4. | Снежный вальс | 5-7 лет | |
5. | Снеговик | 3-5 лет | |
6. | Мы тебя так долго ждали | 5-7 лет | |
7. | Весело-грустно | 3-5 лет | |
8. | Узнай звуки | 2-3 года | |
9. | «Времена года» Чайковский | 5-7 лет | |
10. | «Осень в музыке» | 3-5 лет | |
11. | «Урожайная» | 3-5 лет | |
12. | «Дождик» Парцхаладзе | 2-3 года | |
13. | «осенняя песня» Чайковский | 5-7 лет | |
15. | «Осень» Кислицина | 5-7 лет | |
16. | Что делает мишка | 2-3 года | |
17. | Художник | 5-7 лет | |
18. | «Подснежник» Чайковский | 5-7 лет | |
19. | Узнай звуки | 2-3 года | |
20. | «Вальс-шутка» Шостакович | 5-7 лет | |
21 | «Первая утрата» Шуман | 5-7 лет | |
22 | «Я рисую море» | Арт-терапия | 5-7 лет |
23 | Музыка2 | (опера, балет, танцы) | 5-7 лет |
24 | «Подружки» Кабалевский | 3-5 лет | |
25 | «Знакомство с театром» | 5-7 лет | |
26 | «Осенняя песнь» Чайковскийц | 5-7 лет | |
27 | «Угадай чей голосок» | Тембровая окраска | 2-3 года |
28 | «Отгадай» | Тембровый слух | 2-3 года |
Оркестр | |||
1. | Как львенок ритмы искал | 5-7 лет | |
2. | Веселые музыканты | 2-3 года | |
3. | Паровозик | 2-3 года | |
4. | Смешарики | 2-3 года | |
5. | Оркестрик для мамочек | 5-7 лет | |
6. | В лесу | 5-7 лет | |
7. | Детский оркестр | 3-5 лет | |
8. | Оркестр -Моцарт | 3-5 лет | |
9. | «Веселые музыканты mp4» | 5-7 лет | |
10. | «Новогодний оркестр» на муз Курячий | 2-3 года | |
11 | «Новогодняя полька» | 5-7 лет | |
12 | «Оркестр под елочкой» | 5-7 лет | |
13 | «Музыкальный огород» | 5-7 лет | |
14 | «Веселый огород» | 3-5 лет | |
15 | «Овощные ритмы» | 5-7 лет | |
16 | «Праздник красоты» | мелодекламация | 5-7 лет |
17 | «Полька-Анна» | 5-7 лет | |
18 | «Очень я мамочку люблю» | 2-3 года | |
19 | «Новогодний оркестр» | 5-7 лет | |
20 | «Наш оркестр» Л. Хисматуллина | 2-3 года | |
21 | Интерактивная игра «Один лишний» | Знакомство с муз. инструментами | 5-7 лет |
22 | «Федорино горе» | 5-7 лет | |
23 | Хор рук | 5-7 лет | |
24 | «Гостинцы от снеговика» | 3-5 лет | |
25 | «Зайки» | 2-3 года | |
26 | «Помоги муз инструментам» | 5-7 лет | |
27 | «Марш Снеговиков» | 5-7 лет | |
28 | «Маленький оркестр» | Знакомство с инструментами | 2-3 года |
29 | «Новогодний оркестр» Чайковский | 5-7 лет | |
30 | «Белые снежинки» | 3-5 лет | |
31 | «Загадки» | 2-3 года |
Приложение №3
Образовательная деятельность «Морские приключения»
Автор-составитель: Кузнецова Ольга Васильевна, музыкальный руководитель, МБДОУ «Детский сад № 120» Советского района, г. Казани
План работы
- Приветствие, ритмодекламация с элементами дыхательной гимнастики
- Слушание музыки «Аквариум» Сен-Санса, зрительная гимнастика ,
- Разучивание песни «Стрекоза и рыбка» (элементы мнемотехники)
- Самомассаж
- Игра «Живые ритмы»
- Аппликация коллективная
Направление: развитие музыкальности, сохранение физического и психологического здоровья.
Образовательная область: музыка.
Интеграция образовательных областей: музыка, коммуникация, социализация, здоровье, познание, физическая культура, художественно-эстетическое развитие
Цель: комплексное развитие когнитивных процессов и музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования педагогических здоровьесберегающих и ИК- технологий.
Задачи:
обучающие:
-совершенствовать вокальные навыки и звуковысотный слух в процессе певческой деятельности;
- совершенствовать тембровый слух, закреплять умение детей различать и определять звучание музыкальных инструментов;
- поощрять проявление активности детей в музыкально-речевой деятельности;
- обогащать речь детей за счёт включения в словарный запас слов, определяющих характер музыки.
развивающие:
- развивать чувство ритма, слуховое внимание,
- способствовать развитию памяти, логического мышления, воображения;
- совершенствовать речедвигательные навыки;
- развивать творческую активность детей, коммуникативные навыки.
воспитывающие:
- воспитывать культуру слушания, любовь к музыке, желание заниматься музыкальной деятельностью;
- воспитывать культуру общения, чувство сопереживания;
- побуждать детей к двигательным импровизациям;
- развивать эмоциональную отзывчивость детей на выраженные в музыке чувства и настроения.
здоровьесберегающие:
- создание положительной психологической атмосферы на занятии, снижение эмоционального напряжения;
- повышение самооценки детей, их уверенности в собственных силах и результатах деятельности (индивидуальной и коллективной);
- формирование мотивации к творческому самовыражению в процессе коллективной деятельности;
- обучение основам правильного певческого дыхания, расширение объема легких;
- снижение зрительного напряжения;
- формирование осознанного отношения детей к своему здоровью и развитие навыков собственного оздоровления;
- снижение мышечного напряжения путем обучения основам игрового самомассажа.
Планируемый результат:
- установление дружеской взаимосвязи (педагог дети);
- создание и сохранение положительного эмоционального фона на протяжении всего занятия;
- разучивание новой песни с последующим ее исполнением;
- формирование у детей устойчивой привычки к здоровому образу жизни;
- овладение навыками самомассажа и саморегуляции.
Ход занятия:
Муз. рук-ль: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а куда, вы узнаете, если внимательно послушаете эти звуки. (ВКЛЮЧИТЬ МУЗ)
(слышится шум моря, ответы детей)
Муз .рук -ль: Да, сегодня мы с вами отправимся в морское путешествие. Море таит в себе много тайн и необычных сюрпризов.(1 СЛАЙД) Ребята, а вот и первая тайна. (на экране появляется бутылка). Посмотрите, море вынесло нам бутыль с посланием. Есть такой морской обычай: записку с просьбой о помощи помещают в бутылку, эту бутылку забрасывают далеко в море, а морские волны обязательно выбросят эту бутыль на берег, а тот, кто ее найдет не сможет отказать в просьбе о помощи. Давайте посмотрим, что же в бутылке.
«Здравствуйте, дорогие ребята! На моем морском дне потерялись четыре волшебных сундучка, помогите их отыскать, все они закрыты прочными замками. Откроются эти замки тогда, когда вы соберете все пять сундучков. Собрав сундучки, вы узнаете, кто пригласил вас в морское приключение. В помощь вам я посылаю своих друзей, морских обитателей. Они по очереди укажут вам дорогу".
Ребята, вы согласны отправиться навстречу приключениям? (Да!) Тогда вперед! (2 СЛАЙД) А вот и помощница - ракушка. Ракушка обитает на самом морском дне, поэтому она наверняка укажет нам путь к волшебным сундучкам. (Слышится голос морской ракушки : « Первый сундучок найдете, если к морю подойдете, Поздороваетесь с ним , великим хозяином моим!» )
Муз. рук -ль: Давайте поздороваемся с морем. Я буду произносить слова приветствия, а вы повторяйте движения. (ЩЕЛЧОК)
МУЗЫКАЛЬНАЯ РАЗМИНКА С ЭЛЕМЕНТАМИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ.
«ЗДРАВСТВУЙ, МОРЕ!» (дети в кругу)
Здравствуй , здравствуй, море!
Большое вот такое. (Разводят руками в стороны)
На берегу песок шуршит, (Произносят звук «ш-ш-ш»)
Чайка над волной кружит. (Машем руками, изображая крылья)
Рыбки плавают, снуют (Ладошками, сложенными перед
В глубине морской, грудью, двигаем вправо-влево.)
Вдруг, чешуйками блеснут,
Боятся нас с тобой. (Раскрываем ладошки)
Только ветер чуть подует. (Дуем)
На море пойдет волна. (Выполняем волнообразные движения
Станет глубина морская руками)
И темна, и холодна.
И распустят корабли (Поднимаем руки вверх, опускаем
Паруса свои. через стороны вниз.)
Загудят они тревожно
В портах родной земли. (Гудим «у-у-у»)
Вот какое море, красивое, большое! ( Разводим руки в стороны.)
(После разминки из-за ширмы появляется первый сундучок). (3СЛАЙД)
Муз. рук -ль: А вот и первый сундучок. Молодцы! Появляется Осьминожек! (4 СЛАЙД) (На экране появляется изображение и слышится голос: «Второй сундук найдется, если музыка волшебная польется»)
Сейчас мы с вами послушаем муз. Произведение, обратите внимание на характер музыки и внимательно следите за рыбками, куда они плывут. (5 СЛАЙД) (Слушают музыку, характеризуют; обобщение: музыка сказочная, волшебная, плавная, в звуках слышны переливы воды. Гимнастика для глаз, под сопровождение видеоролика,)
Ребята давайте оживим эту музыку с помощью трубочек- подуем в стаканчики с водой, чтобы получился звук плеска воды.(стаканчики одноразовые, вода, трубочки, на дне рыбки и морских звезд). (ПОВТОР 5 СЛАЙДА)С этим заданием тоже успешно справились. (6 СЛАЙД)
(7 СЛАЙД) (Появляется рыбка на экране)
Муз. руководитель:. Только рыбка хотела сказать нам какое будет следующее задание, неожиданно прилетела стрекоза и позвала рыбку поиграть
(Слушание и разучивание распевки «Стрекоза и чайка») ( СЛАЙДЫ 8 и 9)
Муз. рук-ль: Чайка улетела, а мы послушаем рыбку (10 СЛАЙД)
Рыбка: «Третий сундучок на самом дне морском,
Чтобы его найти вам не дойти пешком,
По морю-океану плывите вы сейчас,
И этот сундучок окажется у вас»
Муз.рук-ль: Что ж, сейчас мы будем отважными моряками. Поплывем на корабле. Моряки должны быть сильными, выносливыми, чтобы не смог их напугать ни один шторм. А для этого нужно обязательно делать зарядку. (Самомассаж) (Щелчок)
(Матросы на палубе делают упражнения: на 1,5 мин.)
"морские брызги". Дети стряхивают "морские брызги" – похлопывают тело от ног до плеч.
"бескозырка". Поправляют "ленточки бескозырки"– поглаживают лоб с отводом рук в сторону затылка.
"поцелуй морского ветра". Теплый ветер ласкает лицо, касается губ, на которых ощущается соль моря – поглаживают лицо.
"горизонт". Дети наклоняются и смотрят в стороны, руки у глаз – в "бинокль" они рассматривают горизонт.
"яблочко". Дети становятся в круг, держатся за плечи, покачиваются, улыбаются. Затем подбрасывают и ловят разноцветные мячи.
корабль по курсу". Проводится гимнастика, напоминающая морскую азбуку, сигналы флажками.
Муз. рук -ль: Посмотрите, а морские волны выбросили нам третий сундучок. Это задание мы тоже выполнили. (11 СЛАЙД)
Муз. рук -ль: И опять мы просим помощи у морских друзей (12 СЛАЙД) (На экране появляется морской скат, он говорит, что надо отгадать загадки и правильно прохлопать ритм).
«Ритм прохлопай, не зевай
Поточнее повторяй !
И тогда найдешь ты вдруг
На дне четвертый свой сундук»
Муз. рук-ль: Чтобы справиться с заданием и правильно прохлопать ритм, предлагаю интересную игру «Живые ритмы». Дети делятся 2 команды: морские коньки и рыбки.
Игра «Живые ритмы».
(Когда звучит музыка, дети врассыпную бегают по залу. На груди у них карточки с изображением длинных и коротких звуков. С окончанием музыки, команды выстраиваются в шеренгу. Каждая команда прохлопывает ритм соперника)
(13 СЛАЙД) Вот мы и справились со всеми заданиями, Я предлагаю в память о нашем интересном путешествии оставить кусочек моря у себя. Давайте поселим этих морских обитателей в наше море. (Наклеивают морских животных.)
Муз. рук -ль: Ребята, кто же пригласил нас в морское путешествие? Это хозяйка моря- золотая рыбка. Она очень хочет узнать, понравилось ли вам в ее царстве. Сейчас я по кругу передам вам золотую рыбку, и вы скажете ей, что вам запомнилось, понравилось, или не понравилось в морском путешествии. (дети передают по кругу игрушку «Золотая рыбка» и выражают свое мнение о занятии). А на прощание рыбка всем вам дарит маленький сувенир с морского дна - ракушки.
Приложение №4
Праздничный досуг
Волшебные окошки (средняя группа)
Автор-составитель: Кузнецова Ольга Васильевна, музыкальный руководитель, МБДОУ «Детский сад № 120» Советского района, г. Казани
План работы
Под музыку дети с листочками в руках, заходят в зал, становятся врассыпную. 000
Ведущая (на фоне музыки). Праздник осени в лесу
Как светло и весело.
Вот какие украшения
Осень тут развесила. (дети разглядывают зал)
1р Осень золотая ходит по дорожкам
Красные сапожки у неё на ножках.
2р. Журавли на юг летят, здравствуй, здравствуй, осень!
Приходи на праздник к нам – очень-очень просим!
Вед. Да, сегодня так красиво в зале
Мы осенний праздник отмечаем
Золотыми листьями качаем
Песенку про осень запеваем.
(песня «Осень в гости к нам идёт» муз. Гомоновой) 001
Ведущая: Все вокруг как на картинке:
И березы, и осинки
В золотых стоят нарядах.
Значит, осень где-то рядом!
Осень бродит по лугам,
Осень лесом бродит
Осень, загляни и к нам
Мы все очень просим.
Дети. Осень в гости приходи
Нас скорей развесели.
С песней входит Осень. 002
Осень. Здравствуйте, дети. Я очень рада встрече с вами.
Вы любите, когда я прихожу? Я красоту повсюду навожу.
Хоть забот у меня много,
И трудиться я люблю,
Но с друзьями – малышами
Потанцую и спою.
Вы листочки разбирайте
С ними танец начинайте.
(танец с листьями Гомоновой) 003
Осень. Я как в парке побывала
Листьев много разных увидала.
Давайте украсим мой дом,
Чтобы веселее стало в нём.
(дети складывают листочки в корзинки, садятся на стульчики) 004
Вед. Осень, ты живёшь здесь, расскажи?
Чудеса свои нам покажи.
Осень. У меня много чудес и все они спрятаны вот в этих окошках.
Вед. Ах, как интересно, хочется скорее узнать, что же прячется за этими окошками.
Осень. Распахнём скорей окно,
Что расскажет нам оно? (открывает, там картинка - корзина с овощами) 005
Это чудо всем на удивленье
Это просто объеденье!
Здесь морковка, кабачок,
И петрушка, и лучок.
Фоновая музыка 006
Сейчас узнаем, сколько овощей созрело у вас на огороде. Итак, считаем. Морковка есть?
Ребёнок – морковка. Есть! (выходит)
Вот морковка – невеличка
На земле торчит косичка.
Носа высунуть не смеет
Под землёй сидит, краснеет.
Осень. Свекла готова?
Ребёнок – свекла. Да! (выходит)
Я кругла и крепка
Тёмно красные бока.
Свекла молодая, сладкая такая!
Я гожусь на обед, и в борщи и в винегрет.
Осень. Кабачок – то, наверно не пришёл, бока всё отлёживает.
Вед. Пришёл, уже созрел.
Ребёнок – кабачок.
Лёг на грядку кабачок
И лежит себе, молчок.
Видно думает, что тут
Его уж точно не найдут.
Осень. А госпожа капуста? Всё наряжается, всё платья надевает?
Ребёнок – капуста.
Что за скрип, что за хруст,
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я – капуста!
Осень. А вот и огурцы с картошкой собственными персонами.
Дети. 1. Если летом поливать
Огород как надо
Вот такие молодцы
Вырастут в награду.
2. Я, картошка, так скромна
Слова не сказала,
Но картошка так нужна
И большим и малым.
Осень. Все поспели? Все созрели? Тогда скорее все вставайте дружно песню запевайте.
(хоровод «Есть у нас огород») 007
Осень (с корзинкой) Ну, что ж, урожай мы собрали, будет что зимой покушать.
Но хочется мне услышать, как к зиме готовятся лесные звери.
Где вы, милые зверята,
По тропинке к вам я шла.
Мишкам, белкам и ежатам
Всем подарки принесла.
Вы, смелее, подбегайте,
Что хотите, выбирайте.
Фон для зверей 008
Мышка. Репку я себе возьму
Очень репку я люблю. (осень даёт репку)
Ёжик. Яблоки так хороши,
Очень любят их ежи. (осень даёт яблоко)
Заяц. Я хрустящую капусту
И морковочку люблю. (осень даёт капусту и морковку)
Медведь. А я мёдом сладким, вкусным
Всех мишуток угощу. (осень даёт бочонок)
Птичка. Зёрнышки клевать мы будем
Их из колосков добудем (осень даёт колосок)
Осень. А теперь лесной народ
Зовёт всех в дружный хоровод.
(Танец «Дружба») 009
Осень. Открываем вновь окно…
Удивило нас оно (лукошко с грибами) 010
Здесь осенние грибочки
Дружно спрятались в лукошке.
А у вас грибочки есть?
Вед.
Посмотрите, на полянке одинок
На пеньке стоит грибок.
Огляделся поутру…
Опенок: Очень скучно одному.
Не с кем бегать, поиграть. Могут грибники сорвать.
Почему, как у лисичек, нет ни братьев, ни сестричек.
ВЕД: Рассуждал грибочек вслух, не заметил, как вокруг стало
тесновато.(незаметно подбегают дети-грибочки и приседают сзади)
Опенок: (удивленно) Кто эти ребята?
Опята: (хором, радостно) Это мы – опята!
Исполняется танец грибочков. 011
Вед. Осень славная пора.
Любит осень детвора!
В лес с корзинками мы ходим,
Много там грибов находим.
Осень. Посмотрите-ка, ребята. Вот и на нашей полянке грибы выросли, пора приниматься за работу. Собрать надо только хорошие грибочки.
Игра «Собери грибы» 012
Осень. Распахну ещё окно
Что расскажет нам оно? (открывает-картинка тучки)013
Девочка-тучка: Тучка по небу гуляла, 014
В одиночестве скучала
Тучка думала, гадала,
Чем ей землю удивить?
И тогда она решила
С неба дождик лить и лить.
Вед. Тучка, тучка, подожди
Убери свои дожди.
Мы про дождик песню знаем
И тебе её подарим.
Песня «Дождик, солнышко верни». (ноты)
Ведущий
Тучка с солнышком опять
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется,
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдётся,
Сразу радуга смеётся.
Вы, ребятки, все вставайте
С тучкой танец начинайте.
Исполняется песня – танец «Виноватая тучка» 015
Осень. А теперь пришла пора
Поиграть нам, детвора.
Игры «Ветер и листочки» 016
«Солнышко и дождик» 017
Осень. Мне приятно было видеть,
Как ребята веселятся
Как поют, играют, пляшут.
Но пришла пора прощаться.
(уходит в домик, выносит корзину) 018
Всем на удивление
Вам, ребята, угощение.
Принесла я вам муки – напечёте пироги (показывает)
Принесла вам овощей – и для каши и для щей
Принесла вам мёду – полную колоду
А уж яблоки, что мёд, на варенье на компот.
Вас сейчас я угощу, и всех в группу провожу 019
[1] ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения. – М: Стандартинформ, 2007.