Главные вкладки
Кондратьева Нина Федоровна
Плавание - одно из важнейших звеньев воспитания ребенка - содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Оно является одним из лучших способов закаливания и формирования правильной осанки ребенка. Формирование умения плавать начинаю со средней группы(5 год жизни). Дети этого возраста достаточно самостоятельны, обладают необходимыми гигиеническими навыками и умениями, имеют достаточный двигательный опыт, уже хорошо адаптированы к условиям дошкольного учреждения. Организацию обучения плаванию осуществляю в комплексе физкультурно- оздоровительной работы, в сочетании с рациональным режимом активности и отдыха детей. Обучение провожу в групповой форме, от 6-8 человек до 10-12.
При плавании учитываю возрастные особенности ребенка для укрепления различных функциональных систем детского организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной и пр.), в психологическом аспекте - формирование произвольной регуляции движений и действий, в педагогическом - это не только обучение сложно - организованным действиям, но и способ становления навыков саморегуляции. При обучении детей этих групп уделяю большое внимание начальному этапу формирования навыков, многие упражнения даю в игровой форме, эмоциональная насыщенность игры позволяет детям активно двигаться в воде, проявлять самостоятельность. Учитывая психологические закономерности развития ребенка, строю занятие по принципу « открытого обучения». Открытое обучение не ограничивается строго определенными рамками и допускает модификацию. Если ставлю определенную задачу: научить чему-либо, а деятельность ребенка в данный момент направлена на то, чтобы порезвиться и покупаться, делаю так, что ребенок становится субъектом собственных плавательных движений, а не объектов моих требований.
Обучению плаванию должны предшествовать педагогические наблюдения инструктора, поскольку дети своим поведением в воде сами подсказывают, с чего следует начинать. Если ребенок боится брызг - необходимо научить его опускать лицо в воду, боится упасть – научить вставать, боится захлебнуться – научить правильно дышать, пытается поднять со дна игрушку – научить нырять, пытается сделать вдох – научить дышать во время плавания и т.д. Поэтому, считаю, что к формированию плавательных навыков должна вести не столько особая методика обучения плаванию, сколько необходимость освоения ребенка акватории бассейна. В связи с этим использую в своей работе перечень игр и упражнений, которые предлагаю детям различного возраста и развития. Это элементарные передвижения в воде, погружения, всплывание и лежание, упражнения на дыхание, скольжение, упражнения для разучивания движений руками и ногами кролем. Упражнения каждой группы имеют свои смысловые задачи, отличные по содержанию:
1. Отработка и развитие плавательных навыков через разучивание упражнений и композиций;
2. Развитие гибкости, красоты, пластики выполнения движений;
3. Оптимизация взаимоотношений между детьми, развитие умения организовывать деятельность в подгруппе сверстников;
4. Создание условий для личностного роста ребенка и развития его творческого потенциала;
5. Способствование эмоциональному и двигательному раскрепощению, появлению чувства радости и удовольствия от движения в воде;
6. Способствование проявлению творческой активности.