Учебный предмет. Технология
Работа с детьми всегда держит педагога на уровне, если он не стоит на месте, а старается постигать интересное для своих учеников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока: Понятие о машине и механизме
Класс: 5
Цель: ознакомить обучающихся с понятием «Машина», «механизм», «соединение», «деталь», видами машин, механизмов, дать краткие сведения о рабочих профессиях машинист, водитель.
Тип урока: комбинированный: урок приобретения учащимися новых знаний; урок формирования первоначальных знаний.
Время: 90 мин
Планируемые результаты:
Предметные: сформировать представления о машине, механизмах, и областях их применения.
Метапредметные:
регулятивные – планирование собственной деятельности, выполнение действий по алгоритму под управлением учителя.
коммуникативные – умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе с целью организации групповой деятельности и облегчения усвоения нового материала.
познавательные - извлечение необходимой информации из беседы, рассказа; выработка алгоритма действий под руководством учителя.
Личностные: самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм; умение провести самооценку на основании выработанных критериев, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе.
Дидактические средства обучения: презентация «Машины и механизмы», проектор, экран, ноутбук, образовательный конструктор серии LEGO Mindstorms, мультимедийные приложения (кроссворд; http://learningapps.org/2941878 «Машины и механизмы»; http://learningapps.org/2940381 «Великие ученые и их открытия»). Раздаточный материал: рабочие листы, инструкционные карты по сборке моделей, маршрутные листы
Межпредметные связи:
Ход урока
Этап урока | Содержание и деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и приёмы работы | Средства |
Организационный момент урока (5 мин.) | Проверить готовность к уроку, включить учащихся в деловой рабочий ритм. Учитель приветствует учащихся. Предлагает проверить готовность к уроку, наличие рабочих листов, письменных принадлежностей | Учащиеся приветствуют учителя. | Слайд 1 | |
Актуализация необходимых знаний (5 мин.) | - Сегодня мы окунемся в мир настоящей техники Для того, чтобы понять тему сегодняшнего урока посмотрите видеоряд. | слайд 2 | ||
Постановка учебной задачи (6 мин.) | - О чем был видеоряд? Как вы думает, какая тема нашего урока? - Верно. Запишите в рабочих листах. | - Тема нашего урока понятие о машине и механизме. | «мозговой штурм» | Слайд 2 |
Организация познавательной деятельности (29 мин.) | - В современном мире человека окружают различные машины. Многие из них вы видели. - Найдите определение «Машина» в учебнике параграфа 18 на странице 91 и запишите его в рабочий лист. - Ранее на уроках окружающего мира вы знакомились с классификацией транспорта. Назовите, какие виды транспорта вы знаете. - Машины разделяют на пять классов: Машины – двигатели, машины-генераторы, машины технологические, машины транспортные и подъёмно-транспортные и информационные машины. Рассмотрим классы более подробно. Класс «Машина-двигатель». - Найдите в учебнике понятие «машина-двигатель» в учебнике на странице 91 и сделайте записи в рабочем листе. - Приведите примеры. - Самый первый автомобиль создал француз Николя Жозеф Кюньо в 1770 году. Паровая машина тащила груз массой до 3 тонн со скоростью до 4 км/ч. Могла ехать не более 15 минут. Кюньо был автором и первой автомобильной аварии, т.к. не снабдил машину тормозом. - Первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, работавшем на бензине, собрал в 1885 г. немецкий изобретатель Карл Бенц. Машина была трёхколёсной и развивала скорость до 16 км/ч. - Сегодня автомобильным транспортом перевозится значительная часть грузов и пассажиров во многих странах мира. - Многие конструкторы уверены в том, что автомобили будущего должны … летать. Это избавит человечество от автомобильных пробок и поисков места для парковки. Англичанин Моллер уже много лет работает над своим «Skycarом». Пока машина может только взлетать и садиться. - Первый паровоз, двигавшийся по рельсам, был построен в 1803 г. англичанином Ричардом Тревитик. Современный скоростной поезд, «Сапсан», разработанный немецкой железнодорожной компанией и курсирующий между Санкт-Петербургом и Москвой движется со скоростью – 250 км/ч. - Плавая на деревянных парусных судах, люди, исследуя Землю, совершили большинство Великих географических открытий. С изобретением паровой машины, на смену парусникам пришли пароходы. Одно из первых удачных паровых судов построил в 1809 году американец Р. Фултон . - В настоящее время водным транспортом, осуществляется перевозка крупногабаритных грузов и нефти. Всё более широкое распространение получают водные круизы на суперлайнерах. - Класс «Машина-генератор». Найдите определение «Машина-генератор» в учебнике на странице 91 и запишите его в рабочий лист. - Верно. Пример «машины-генератора» турбина электростанции превращает энергию текущей в реке воды в электрическую. - Класс «Технологические машины». Найдите определение «Технологическая-машина» в учебнике на странице 91 и запишите его в рабочий лист. - Приведите примеры. - Первые технологические машины были изобретены ещё в неолите: сверлильный станок и гончарный круг. В Древнем Египте был изобретён токарный станок. Ещё совсем недавно, в индустриальную эпоху, количество и качество этих машин определяло мощь государства. - Следующий класс «Транспортные и подъемно-транспортные машины». Найдите определение «транспортные и подъемно-транспортные» в учебнике на странице 91 и запишите его в рабочий лист. - Верно. Сегодня широко используем различные подъёмники, эскалаторы, фуникулёры, лифты, подъёмные краны. - Транспортирующие машины люди применяли с глубокой древности. Для полива «Висячих садов Семирамиды» использовался винтовой подъёмник воды. Лифт был установлен в тронном зале византийских императоров. Один из первых лифтов в России создал механик Иван Кулибин. Более двухсот лет назад во дворце царицы Екатерины Второй построили диковинную машину — лифт. Внутри он выглядел роскошно: позолота, зеркала... Но никаких кнопок и автоматики, как в современном лифте, там, конечно, не было. А поднимался лифт потому, что солдаты крутили ручку подъёмного механизма. Сейчас в каждом высоком доме есть один или два пассажирских лифта. А в магазинах, на складах, на предприятиях — ещё и грузовые лифты. В больницах — больничные лифты. - Следующий класс «Информационные машины». Найдите в учебнике на странице 91 понятие «Информационные машины» и сделайте записи в рабочем листе. -Приведите примеры. - Английский Стоунхендж называют «вычислительной машиной каменного века». Перекладывая камни в лунках, можно было определять даты солнечных и лунных затмений. Арифмометр ещё в 60 –е годы XX века считался достаточно удобным для вычислений. За последние 50 лет сменилось 4 поколения ЭВМ. Сегодня компьютеры прочно вошли в нашу жизнь. Без них невозможно представить энергетику, точное машиностроение, военное дело, навигацию, полёты в космос, медицину, проектирование, торговлю и даже искусство. Обращаясь к жизненному опыту учащихся, предлагает ответить на вопрос: - Как вы думаете, без чего любая машина не сможет выполнять какую-либо работу? - Найдите определение «Механизма» на странице 91 параграфа 18 и запишите в рабочий лист - Верно. Механизмы, входящие в состав машин и весьма разнообразны. В состав механизмов входят валы, приводные ремни, подшипники. - Давайте рассмотрим некоторые виды механизмов. Винтовой механизм. Основными элементами его является винт и гайка. Примером его служит модель слесарных тисков, домкраты, ручка водопроводного краны. - Найдите винтовой механизм в рабочих листах (задание 1) и подпишите изображение. Ременная передача - основными элементами его являются шкивы и ремень. Пример этой передачи можно наблюдать в устройстве ножной швейной машинке, станках, автотранспортных двигателях. - Найдите ременную передачу в рабочих листах (задание 1) и подпишите изображение. Зубчатая передача - основными элементами одноступенчатой зубчатой передачи являются два зубчатых колеса – ведущее и ведомое. Пример этой передачи можно наблюдать в устройстве часов. - Найдите зубчатую передачу в рабочих листах (задание 1) и подпишите изображение. Кулачковый механизм – основными элементами имеющий служит подвижное звено, совершающее вращательное движение, — кулак (кулачок) - Найдите кулачковый механизм в рабочих листах (задание 1) и подпишите изображение. - Посмотрите на машины и механизмы. Из чего они состоят? - Детали могут быть простыми и сложными. - Найдите в учебнике, какие детали называют простыми. - Найдите в учебнике, какие детали называют сложными. - Приведите примеры. - Как вы думаете, могут ли машины управлять собой сами? - На странице 96 найдите сведения о рабочих профессиях. | - Машина это устройство, предназначенное для выполнения какой либо работы путем преобразования одного вида энергии в другой. -Водный, воздушный, наземный, подземный Машины – двигатели превращают энергию любого вида в механическую, например электрическую в механическую или тепловую в механическую. Учащиеся записывают определение - Пылесос, стиральная машина, миксер, автомобиль - «Машины – генераторы» преобразуют механическую энергию в другой вид энергии. Учащиеся записывают определение - Технологические машины предназначены для изменения размеров и форм заготовок. Учащиеся записывают определение - Станки для обработки древесины, швейные машинки -«Транспортные и подъемно-транспортные машины» служат для перемещения людей, грузов, изделий. Учащиеся записывают определение - Информационные машины предназначены для преобразования информации. Учащиеся записывают определение - Персональные компьютеры (ПК) или электронно-вычислительное машины (ЭВМ). - Механизма - Механизмы это искусственно созданные человеком устройства, имеющие несколько деталей, и предназначенные для передачи и преобразования движения. Учащиеся находят и подписывают элемент Учащиеся находят и подписывают элемент Учащиеся находят и подписывают элемент Учащиеся находят и подписывают элемент - Все машины и механизмы состоят из отдельных деталей. - Простые детали болт, гайка, шайба – применяют почти во всех изделиях. - Сложные называют детали, которые имеют непростую форму и на их изготовление требуется много времени. - Станина станка, зубчатое колесо ручной дрели. Ответы детей Ответы детей | Работа с текстом и рабочим листом Работа с текстом и рабочим листом Работа с текстом и рабочим листом Работа с текстом и рабочим листом Работа с текстом И рабочим листом Работа с текстом и рабочим листом «мозговой штурм» Работа с текстом и рабочим листом Работа в рабочем листе Работа в рабочем листе Работа в рабочем листе Работа в рабочем листе. «мозговой штурм» Работа с учебником | (слайд 3)
(Слайд 4) (слайд 5) (слайд 6) (слайд 7) (слайд 8) (слайд 9) (слайд 10) (слайд 11) (слайд 12) (слайд 13) (слайд 14) |
Практическая деятельность (15 мин.) | Принцип действия механизмов рассмотрим на примерах в практической работе. Сообщение учащимся названия практической работы: - «Изготовление моделей с встроенными механизмами» Вводный инструктаж учителя. - работать в режиме Конструирование с конструкторами «LEGO ». | Дети делятся на группы. Каждая группа производит сборку отдельной модели. (Разъяснение учащимся задач практической работы, ознакомление с учебно-технической документацией) Самостоятельная работа учащихся по ИК. Анализ проделанной работы и демонстрация изготовленной модели | Конструирование Анализ практ.-ой работы | (слайд 15) |
Подведение итогов урока ( 20 мин.) | - Для того чтобы понять как мы с вами усвоили материал урока, отправимся в «Виртуальное путешествие Нано-Индустри-Парк». На каждом этапе вас ждут испытания. Каждая команда получает маршрутную карту и в соответствии с ней проходит этапы, выполняя задания. - Вы хорошо справились с заданиями. | Дети в группах отвечают на тесты, работая на этапах. | Работа в тестовом режиме в форме «квест» с мультимедийными приложениями | мультимедийные приложения (кроссворд; «Машины и механизмы»; «Великие ученые и их открытия» |
Рефлексия деятельности (5-7 мин.) | Как вы думаете, пригодятся ли вам знания и умения, которые вы сегодня получили? Я узнал … Было интересно … Было трудно … Больше всего понравилось … Теперь я могу … | Дети отвечают на вопросы | (слайд 16) | |
Домашнее задание (3 мин.) | Параграф 18, ответить на вопросы в конце параграфа. Составить краткое сообщение о том, какие машины и механизмы помогают человеку в его жизни. |