Распространение опыта, публикации.

Шевченко Елена Витальевна

ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСПИТАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost.docx20.5 КБ
Файл vos._tolerantno.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                   Шевченко Е. В.

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

Передовая педагогическая мысль и практика нацеливают всех учителей на более эффективное осуществление воспитания учащихся не только на уроках, но и во внеурочной, внеклассной и внешкольной работы.                                                                                                                                                                                 В соответствии с п.13 ФГОС  начального и основного  общего образования основная образовательная программа НОО и ООО реализуется образовательным учреждением через урочную  и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.                                                                                                                                                                 Сегодня внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся. Такая деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Организация внеурочной деятельности в нашей школе основывается на следующих принципах:

  •  свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка;
  •  ориентир  на ценности воспитательной системы школы;
  •  опора на положительный опыт организации внеурочной деятельности;
  •  соответствие возрастным особенностям обучающихся.

Внеурочная деятельность в нашей практике, представлена традиционным набором кружков и секций, работающих преимущественно для учащихся одной возрастной группы по наиболее общим направлениям (спортивным, общекультурным, художественным), а также рядом предметных кружков, которые обеспечивают дополнительную подготовку по тем или иным школьным дисциплинам во внеурочное время. Их ведут учителя-предметники, классные руководители.                                                                                                                В условиях формирования современного образовательного пространства и содержания образования, одной из важнейших проблем выступает экологическое образование и экологическое воспитание обучающихся. В связи с поставленными целями Национальной стратегии в области образования актуальной стала задача развития экологического мышления и формирования экологической культуры обучающихся в период школьного обучения. Я разработала и претворяю в жизнь программу внеурочной деятельности экологической направленности «ЭкоМир», имеющую практико-ориентированный характер и реализующегося через вариативный компонент с целью разрешения противоречия между  необходимостью в разработке образовательных программ внеурочной деятельности в условиях апробации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и преобладанием в методическом обеспечении и в используемых педагогических технологиях методов обучения, направленных на трансляцию знаний учителем.

Цель образовательного модуля для обучающихся 1-3 классах программы внеурочной деятельности экологической направленности «ЭкоМир»:

  • формирование экологической грамотности и экологического стиля мышления,

способствующих становлению нравственно-экологической позиции и экологической компетентности личности обучающегося.

Задачи образовательного модуля

  • развить и дополнить получаемые экологические знания, умения, навыки;
  • воспитать ответственное отношение к природе и способствовать

взаимодействие обучающихся с объектами социоприродной среды;

  • расширить знания обучающихся примерами позитивного взаимодействия в системе «человек-природа-общество»;
  • способствовать решению экологических проблем локального значения

посредством практико-ориентированной деятельности по защите окружающей

среды.

Данный образовательный модуль направлен на формирование:

  • мотивации, готовности и потребности к повышению своей экологической грамотности;
  • коллективного и индивидуального опыта решения экологических задач и проблем локального, регионального и глобального масштабов;
  • опыта взаимодействия с окружающей средой и применения знаний в социоприродной среде;
  • потребности самовыражения в творческой и исследовательской деятельности.

В ФГОС ООО сформулирован основной принцип современного экологического образования: переход от трансляции и передачи знаний к практико-ориентированному

образовательному процессу (активные методы), направленному на получение необходимых

знаний и навыков для взаимодействия в социоприродной среде. В ходе реализации

программы «ЭкоМир» используются следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративное обучение – традиционный и наименее эффективный

метод обучения с точки зрения «образования для устойчивого развития». Средством

обучения выступает учитель и носитель информации;

  • интерактивное обучение – более эффективный метод обучения, основанный на взаимодействие обучающихся между собой, с учителем и социоприродным

окружением;

  • проектное обучение – наиболее эффективный метод обучения через создание и реализацию учебных проектов, связанных с жизненной практикой, интеграцией

теории и практики и направленный на достижение конкретных улучшений состояния

окружающей среды.

Программа внеурочной деятельности экологической направленности «ЭкоМир» предполагает следующие формы работы с обучающимися:

  • обучающие семинары и практические работы;
  • игры, викторины, конкурсы, олимпиады;
  • экскурсии, экологические акции и праздники;
  • выставка творческих работ и обмен опытом проведения учебных исследований со сверстниками.

В настоящее время задача развития школьного образования заключается в обновлении его содержания, форм и технологий обучения и достижения на этой основе нового качества его результатов. На это и направлены федеральные государственные образовательные стандарты и Концепция общего экологического образования для устойчивого развития,

определившие главную задачу образования – подготовить обучающегося к взрослой жизни так, чтобы он смог внести свой вклад в устойчивое развитие общества.

Отличительной особенностью образовательного модуля программы внеурочной

деятельности экологической направленности для обучающихся 1-3 классов «Экомир» является то, что при определении содержания программы были учтены

основные требованиями ФГОС ООО и компоненты экологического образования:

познавательный, нормативный, ценностный, эмоционально-эстетический, деятельностный, креативный.

Основное содержание образовательного модуля программы внеурочной деятельности «Экомир» зто -  исследование реки, водоемов, созданных человеком, растительного и животного мира нашего края, «Путешествие в глубь веков», создание проектов «Экологически – чистый населенный пункт будущего», «Моя минералогическая коллекция», конкурсы «Животные Воронежской области», «Сказочный край» и многое другое.                                                                                                                                                          Каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя как активную, творческую личность, расширяет его представления об окружающем мире. Ученики оживлённо общаются с преподавателями и друг с другом - в коллективе сложились доброжелательные взаимоотношения, дает большой воспитательный эффект.                                                                                                                                        Школа после уроков - это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется обучение настроенных на успех учеников в различных областях спорта, искусства, науки, техники и других видов деятельности.



Предварительный просмотр:

Е. В. Шевченко учитель МКОУ «Ольховлогская ООШ» Каменского муниципального района Воронежской области

ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСПИТАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Мир многообразен и удивителен,  как в природе нет двух одинаковых листочков на дереве так – же и мы все очень разные, ведь не бывает двух абсолютно одинаковых людей. Будучи абсолютно не похожими, друг на друга мы имеем свою точку зрения, мы готовы её отстаивать, но при этом мы должны уметь понять и принять и чужое мнение. Итак, мы должны быть толерантными. А что же это значит? Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия,  быть внимательными и обращать внимание на то, что нас сближает. Все – мы разные, но все мы – равные! Толерантность – признание, уважение и соблюдение прав и свобод всех людей без различения социальных, религиозных, этнических и иных особенностей. Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия. В последние годы наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения.  В обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов.  Растет количество антиобщественных молодежных организаций, вовлекающих молодежь в экстремистские группировки. Люди перестают быть терпимыми!                                                                                 Прав был критик 19 века  Николай  Добролюбов, сказавший, что человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный».     В нашей школе обучаются дети двух национальностей  – русские и  турки - месхетинцы. Для того чтобы быть более терпимыми к людям других национальностей, мы изучаем историю заселения нашей территории,  особенности наших культур, говорим об особенностях религий, которые  исповедают народы, проживающие на территории нашего села (православные христиане и мусульмане).  Обсуждаем вопрос - может ли одна религия мешать другой?  Приходим к выводу, что у каждой религии есть свои особенности, и их учения полезны. Нам важно использовать нравственные ценности религий народов, не противопоставлять их, а изучать. Мы живём в одном большом доме – России. В нашей стране дружат между собой люди разных национальностей. Для подведения итогов проводили «Аукцион знаний»

«Аукцион знаний»

– Кто является основоположником мусульманской религии? (Мухаммед)
– Назовите священную книгу мусульман (Коран)
– Кто является основоположником христианской религии? (Иисус Христос)
– Назовите священную книгу православных. (Библия)
– Кто возглавляет русскую православную церковь? (Патриарх всея Руси Кирилл)
– Назовите морально-этические нормы православия? (Заповеди)

Воспитывать себя толерантными нам помогают различные приемы: придумывание сценок о терпимом отношении к людям, проведение блиц – викторин, продолжи фразу… и т.д.

Блиц-викторина «Толерантная и интолерантная личность»         (два ученика прикрепляют на стенд листочки с характеристиками)

Толерантная личность

Интолерантная личность

Уважение мнения других, доброжелательность, 
желание что-либо делать вместе, 
понимание и принятие,
чуткость, любознательность, доверие, снисходительность, гуманизм.

Непонимание, игнорирование, эгоизм,
нетерпимость, пренебрежение,
раздражительность, равнодушие,
цинизм, немотивированная агрессивность.

Толерантная личность.  Какими личностными качествами должен обладать такой человек? Продолжи фразу «Я …»

терпимый и терпеливый;

считающийся с чужими мнениями и интересами;

умеющий решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания;

приветливый и заботливый, вежливый и деликатный;

уважающий окружающих и уважаемый ими;

уважающий права свои и других, умеющий слушать и слышать;

заботливый, сострадающий, поддерживающий;

патриот своей школы, города, России, заботящийся об их процветании;

человек, берегущий природу и культуру;

трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый.

Толерантная семья.  Какими качествами должна такая семья, ваша семья? Продолжи фразу «В моей семье …»

 все терпимые и терпеливые;

 здоровые, добрые, любящие; уважающие, понимающие, поддерживающие друг друга;

 окружающие друг друга заботой;

 внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга;

 успешные, независимые, счастливые.

 Толерантное село.  Чем же должно отличаться такое село, наше село?  Продолжи фразу «В моём селе …»

 прохожие доброжелательные, вежливые;

 улицы, дворы и парки чистые, ухоженные;

 река и воздух чистые, природа здоровая;

 школа просторная, светлая;

учителя умные, добрые, справедливые, понимающие,  умеющие поддержать, любящие свое дело, свою работу и детей, знающие и понимающие интересы учеников;

 учащиеся доброжелательные, уважающие друг друга и всех сотрудников школы, умеющие слушать и слышать, понимающие и поддерживающие друг друга.

 Толерантная страна.  Что же такого особенного должно быть в  такой  стране?  Продолжи фразу «В  моей стране…»

власть справедливая, профессиональная, ответственная, заботящаяся о своих гражданах;

народ здоровый, доброжелательный, трудолюбивый, обеспеченный, заботящийся о процветании своей страны;

все граждане – патриоты своей страны, свободные, уважающие права свои и других, ценящие добрососедские отношения, мир и согласие, право каждого быть самим собой;

страна сотрудничает с другими странами мира, сохраняя мир и дружбу во всем мире.

 Наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили уважение, взаимопонимание и не было бы ссор. И чтобы знать, что же для этого нужно мы с ребятами пробуем  «вырастить» дерево толерантности, на листьях которого оставляем свои пожелания и рисунки. Берем по листочку и пишем на них, что надо сделать, чтобы наш класс, наша школа, наше село стали планетой Толерантности. Затем листочки и рисунки прикрепляем на наше дерево Толерантности.                             Пусть каждый из нас, пусть наш класс, наша школа, наше село и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля. Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе мы сделаем толерантным наш мир!

Список литературы:
1.   Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001
2.   Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.// Семья и школа. 2001 №№11-12
3.    Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9