Развивающее значение игр по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых.
Предварительный просмотр:
Развивающее значение игр по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых.
В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности для ребенка является игра. В дошкольный период она является основным фактором развития познавательных и психических процессов ребенка, которые обеспечивают ему возможность ознакомления с окружающей действительностью. Основные формы обучения детей в детском саду осуществляется через игру. Игра позволяет построить адекватную особенностям дошкольников систему обучения.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши с интересом относятся к любому виду человеческой деятельности, учатся любить труд, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.
Наш детский сад в течение ряда лет работает над проблемой создания условий для социально – личностного развития дошкольников. Основой для планирования раздела «Труд взрослых и рукотворный мир» является программа «Детство»: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
Ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГОС к структуре НОД ДО, которые определяют содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей. В соответствии с ФГОС содержание образовательной деятельности «Труд взрослых и рукотворный мир» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач: - воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; - развитие трудовой деятельности; - формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека». Мы в своей работе преследуем главную цель – воспитание уважения к людям, интерес к рукотворному и природному миру, в котором ребёнку предстоит жить, - единственная возможность формирования сознательного отношения к труду, стремления к созидательной деятельности. Все ценности, воплощенные в предметах духовной и материальной культуры, созданы трудом человека. На протяжении всего периода детства дети материально зависимы от взрослых, которые заботятся о них, включаясь в разные виды трудовой деятельности в быту и на производстве Согласно Д.Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между миром человеческих отношений и предметным миром. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром. И лучше всего это происходит в игре. Войдя в игру у ребёнка раз за разом закрепляются соответствующие действия;
играя, ребенок все лучше овладевает ими: игра становится для него
своеобразной школой жизни. Ребенок играет не для того, чтобы приобрести
подготовку к жизни, а приобретает подготовку к жизни, играя, потому что у
него закономерно появляется потребность разыгрывать именно те действия,
которые являются для него новоприобретенными, еще не ставшими привычками. В
результате ребёнок в процессе игры развивается и получает подготовку к
дальнейшей деятельности.
Он играет, потому что развивается и развивается, потому что играет.
Игра-практика развития.
Мы разработали несколько авторских игр с использованием материала по ранней профориентации.
«Волшебный сундучок»
Цель: - Закреплять словарь и развивать речь (называть знакомые профессии); - Развивать внимание, мышление, ориентировку в пространстве; - Воспитывать интерес к профессиям родителей и их месту работы. Материал: карточки с изображением представителей различных профессий.
Практическая задача: дети должны узнать на картинке, что это за профессия и рассказать о ней другим детям.
Игровые действия
1.вариант Дети рассматривают карточки, которые воспитатель достает из сундучка. Затем все закрывают глаза, а воспитатель раскладывает их по разным местам. Играющие открывают глаза, воспитатель дает каждому задание, кого он должен найти (Аня -стюардессу, Вова - стоматолога), а когда все найдут, собираются в круг, каждый называет профессию и рассказывает что он о своей профессии знает. 2.вариант Воспитатель загадывает загадки о профессиях, (достает из сундучка) дети ищут «отгадки».
«Парад профессий» Цель: - Расширять представления детей о труде взрослых; - Учить составлять описательный рассказ; - Воспитывать уважение к людям труда. Материал: картонная кукла, форменная одежда людей различных профессий.
Практическая задача: одеть себя или куклу в форменную одежду и описать представителя данной профессии по плану.
Игровые действия
1.вариант
Ребёнку предлагается картонная кукла, на которую можно «надевать» различную одежду. Кукле даётся имя и отчество. Воспитатель на столе раскладывает предметы туалета. Ребёнок подбирает одежду и головной убор так, чтобы получился комплект форменной одежды (для людей различных профессий и описывает представителя данной профессии по плану: - что эта за профессия? - какую форменную одежду носят люди этой профессии? - какие инструменты (атрибуты) нужны людям этой профессии? - какая профессия - мужская, женская или общая? - что делают люди этой профессии?
2.вариант
Воспитатель: - Каждому человеку для выполнения профессиональных действий нужна специальная форма одежды, чтобы берегла и защищала его от опасностей, чтобы было удобно и комфортно в ней работать, чтобы другие люди сразу узнавали данную профессию.
- Я предлагаю форму одежды разных профессий, вы должны одеться в неё и назвать профессию.
(На столе одежда парикмахера, врача, моряка, инспектора ГИБДД, пожарного…) «Цветик - семицветик» Цель: - Развивать память, связную речь детей; - Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного города; - Воспитывать уважение к людям труда. Ход игры. Дети по очереди крутят «Цветик - семицветик» приговаривая слова. Лети, лети лепесток Через запад на восток, Через север ,через юг Возвращайся сделав круг Стрелку ты останови новую профессию покажи! Ребенок должен назвать профессию, которая показалась на лепестке. За правильный ответ ребенок получает фишку и передает ход другому. Выигрывает ребенок, набравший больше фишек. Вариант игры: Ребенок, ответивший неправильно, выбывает из игры. Эти игры построены на действиях и словах играющих, в их происходит не только усвоение знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Такие игры помогают сделать учебный материал увлекательным, а также оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с детьми, могут проводиться со всеми детьми или с подгруппой в свободное от НОД время.
Таким образом, игра является важнейшим средством обучения, развития и воспитания дошкольников. И является неотъемлемым средством знакомства детей с профессиями взрослых.
Список литературы.
1.«Детство»: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
2. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: ВЛАДОС, 1999. 3. Спиваковская А.С. Игра-это серьезно. - М.: Педагогика, 1981. 4. Усова А.Б. Роль игры в воспитании детей. - М., 1976. 5. Эльконин Д.Б. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. - М., 1988.