ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
МАТЕРИАЛЫ, НЕОБХОДИМЫЕ КАЖДОМУ ПЕДАГОГУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 41.5 КБ |
statya_2.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ЦРР - детский сад №56»
Картотека опытов и экспериментов
с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Подготовила Кудряшова А.В., воспитатель.
Песок и глина
Опыт № 1. «Песчаный конус».
Цель: Познакомить со свойством песка – сыпучестью.
Ход: Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, что бы он падал в одно место. Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий всё большую площадь у основания. Если долго сыпать песок в одно место, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение. Можно ли в песках проложить постоянную дорогу
Вывод: Песок – сыпучий материал.
Опыт 2. Из чего состоят песок и глина?
Рассматривание песчинок и глины с помощью увеличительного стекла.
- Из чего состоит песок? /Песок состоит из очень мелких зернышек – песчинок.
- Как они выглядят? / Они очень маленькие, круглые/.
- Из чего состоит глина? Видны ли такие же частички в глине?
В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам», а глина состоит из слипшихся очень мелких частиц. Пылинки с глины намного мельче песчинок.
Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются.
Опыт 3. Проходит ли вода через песок и глину?
В стаканы помещаются песок и глина. Наливают на них воду и смотрят, что из них хорошо пропускает воду. Как думаете, почему через песок вода проходит, а через глину нет?
Вывод: песок хорошо пропускает воду, потому что песчинки не скреплены между собой, рассыпаются, между ними есть свободное место. Глина не пропускает воду.
Вещество. Камни
Опыт № 4. Какими бывают камни.
Определить цвет камня(серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные
Опыт Определение размера.
Одинакового размера ли ваши камни?
Вывод: камни бывают разных размеров.
Опыт Определение характера поверхности.
Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
Воспитатель предлагает каждому взять в одну руку камень, а в другую – пластилин. Сожмите обе ладони. Что произошло с камнем, а что с пластилином? Почему?
Вывод: камни-твёрдые.
Опыт. Рассматривание камней через лупу.
Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.).
Опыт. Определение веса.
Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Опыт Определение температуры.
Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)
Вывод: камни могут быть теплые и холодные.
Опыт 5. Тонут ли камни в воде?
Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.
Опыт. Взять деревянный кубик и попробовать опустить его в воду. Что с ним произойдет? (Дерево плавает.) А теперь опустить в воду камушек. Что с ним случилось? (Камень тонет.) Почему? (Он тяжелее воды.) А почему плавает дерево? (Оно легче воды.)
Вывод: Дерево легче воды, а камень тяжелее.
Опыт . Аккуратно нальём немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? (Влажным, мокрым). А куда исчезла вода? (Спряталась в песок, песок быстро впитывает воду). А теперь нальём воду в стаканчик, где лежат камни. Камешки впитывают воду? (Нет) Почему? (Потому что камень твёрдый и не впитывает воду, он воду не пропускает.)
Вывод: Песок мягкий, лёгкий, состоит из отдельных песчинок, хорошо впитывает влагу. Камень тяжёлый, твёрдый, водонепроницаемый.
Опыт 6. Живые камни
Цель: Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми.
Материал: Мел, известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы. Рисунки папоротников, хвощей, древнего леса, лупы, толстое стекло, янтарь.
Проверьте, что будет, если выдавить на камень сок лимона. Поместите камешек в жужжащий стаканчик, послушайте. Расскажите о результате.
Вывод: Некоторые камни “шипят” (мел - известняк).
Научный опыт “Выращивание сталактитов”
- уточнить знания с опорой на опыты.
-вызвать радость открытий полученных из опытов. (сода, горячая вода, пищевой краситель, две стеклянные баночки, толстая шерстяная нитка).
Прежде всего готовим перенасыщенный содовый раствор. Итак, у нас в двух одинаковых банках приготовлен раствор. Мы ставим банки в тихое тёплое место, потому что для выращивания сталактитов и сталагмитов нужны тишина и покой. Банки раздвигаем, и между ними ставим тарелку. В банки отпускаем концы шерстяной нитки так, чтобы нитка провисла над тарелкой. Концы нитки должны опускаться до середины банок. Получится такой подвесной мостик из шерстяной нитки, дорога из банки в банку. Сначала ничего интересного происходить не будет. Нитка должна пропитаться водой. Но через несколько дней с нитки на тарелку постепенно начнёт капать раствор. Капля за каплей, неторопливо, так же, как это происходит в таинственных пещерах. Сначала появится маленький бугорок. Он вырастет в маленькую сосульку, потом сосулька будет становиться всё больше и больше. А внизу, на тарелке появится бугорок, который будет расти вверх. Если вы когда – нибудь строили замки из песка, то поймёте, как это происходит. Сталактиты будут расти сверху вниз, а сталагмиты – снизу вверх.
Опыт 7.Могут ли камни менять цвет?
Один камень положить в воду и обратить внимание на него. Достать камень из воды. Какой он? (Мокрый.) Сравнить с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом.)
Вывод: Мокрый камень темнее.
Опыт . Погрузить камень в воду и посмотреть, сколько кругов пошло. Потом еще добавить второй, третий, четвертый камень и понаблюдать, сколько кругов пошло от каждого камушка, и записать результаты. Сравнить результаты. Посмотреть, как эти волны взаимодействуют.
Вывод: От большого камня круги шире, чем отмаленького.
Литература:
- Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников Автор/составитель: Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Издательство: Сфера Год: 2002
2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников
Предварительный просмотр:
«Формирование у дошкольников
элементарных естественнонаучных представлений»
Кудряшова Анна Викторовна,
воспитатель МБДОУ « ЦРР- детский сад № 56»
Насущной потребностью нашего времени стало формирование ответственного отношения к окружающей среде. И наш детский сад не остался в стороне от этой проблемы. Начиная работу над экологическим воспитанием дошкольников, встал вопрос о том, что ребенок должен не только правильно относится к природе, но знать её и понимать явления, связь их между собой, понимать зависимость природы и человека. То есть нужно было сформировать у детей элементарные естественно – научные представления, такие как: - свойства веществ, физические явления, условия жизни на Земле, географические представления и т.д.
На данный момент существует только школьная программа естественно – научных дисциплин. Поэтому перед нами стояло несколько задач. Во-первых, отбор содержания. Во-вторых, необходимо дать знания на уровне дошкольного возраста, как основу для усвоения школьной программы. Анализ программ для дошкольников показал, что некоторые фрагментарные знания детям предлагаются. Однако нет целостности в формировании естественнонаучных представлений. В предлагаемых программах частично даются физические свойства неживой природы, виды ландшафтов, виды поселения людей. В гораздо меньшей степени – знания о Солнечной системе, природных богатствах недр Земли, физических явлениях.
Начали работу с того, что составили перспективные планы на разные возрастные группы. При этом возник ряд затруднений: какой материал нужно взять, в каком объеме. Переходя с детьми к следующей возрастной группе, стало очевидно, что необходима система в составлении этих планов с усложнением, накоплением объёма знаний, что обеспечило бы развитие детей от младшего возраста к старшему. Кроме того, новые знания нужно было соотнести с содержанием базовой программы «Воспитания и обучения в детском саду». Необходимо было, чтобы дети получили дополнительные знания без перегрузки и дублирования. Поэтому целесообразно было давать знания и умения по естественно – научным представлениям, включая (интегрируя) их в различные виды деятельности: наблюдения, игры, занятия по разделу «Здравствуй мир», математика, кружок оригами… .При отборе материала руководствовалась следующими принципами:
- научности. Знания четко определены и не могут быть опровергнуты;
- доступности. Если ребенок понимает, то он может увидеть связь и выделить признаки и свойства;
- конкретности. Нельзя дать неверные ответы на вопросы;
- наглядности. Что позволяет формировать наблюдательность;
Знания детей должны быть системными. Различные классификации, построенные методом сравнения, позволяют привести детей к обобщениям. Необходимо также использовать краеведческий принцип отбора знаний о природе.
Большое преимущество, конечно, было в том, что на базе нашего детского сада есть ЭВК (мини – планетарий и экологическая лаборатория), где организуются игры и занятия с детьми. В группе также была создана специальная предметно – развивающая среда: экологическая гостиная (которая заняла 1 место в конкурсе). В группе накапливается наглядный и дидактический материал, картотека опытов…
На данном этапе продолжается работа по оснащению и пополнению развивающей среды, изготовлению дидактических пособий, материала для опытнической работы и экспериментирования. Недостаточность этого материала и вызывала затруднения в работе над опытом, а также отсутствие литературы по данной теме.
В ходе работы по данному направлению отслеживались не только знания и умения детей, но и состояние их здоровья. Диагностика показала, что дети чувствовали себя комфортно, не болели. Работать было интересно. Заинтересованность детей, их активность подтверждала, что детям интересно и знания им необходимы.
В течение четырех лет проводилась диагностика по усвоению детьми знаний по естественно – научным представлениям на каждом возрастном этапе. Кругозор детей заметно расширялся, дети охотно впитывали эти знания, потому что они подкреплялись практическим применением (экспериментированием, опытнической работой, наблюдением…)
Диагностика знаний по естественно – научным представлениям проводилась 2 раза в год, согласно выработанной системе, состоящей из 9 разделов:
- свойства веществ;
- основные физические явления;
- географические представления;
- условия жизни на Земле;
- виды ландшафтов;
- природные богатства недр Земли;
- страны и населяющие народы;
- Солнечная система;
- виды поселения людей.
Отслеживалось несколько критериев - не только знания, но и активность детей на занятиях и играх, реализация знаний в самостоятельной деятельности. Если дети недостаточно были активны и заинтересованы, испытывали затруднения в усвоении знаний, то пересматривались приемы и методы в процессе обучения.
Проанализировав итоги диагностики детей выпускной группы мы получили следующие результаты:
Когда дети только стали заниматься по данной тематике, то выяснилось, что знания очень низкие. По таким разделам как,
« Основные физические явления»- 47% детей усвоили знания,
«Развитие географических представлений»- 38% детей,
« Природные богатства недр Земли»- 42%.
К концу года картина стала меняться: разделы « Свойства веществ», « Условия жизни на Земле», « Солнечная система»,
« Виды поселения» были усвоены на 100%, низкого уровня не было. К выпуску детей из детского сада по результатам диагностики, 76% детей усвоили знания на высоком уровне, низкого уровня не было.
Успехи детей заметили и родители. Когда начались занятия в ЭВК, опытническая работа и т. д., родители стали интересоваться, потому что дети делились с ними своими новыми наблюдениями и знаниями. Родители охотно познакомились с нашим новым направлением, посетили ЭВК.
Педагоги нашего учреждения отмечают, что элементарные естественнонаучные представления помогают более успешному усвоению и традиционной программы воспитания и обучения, что подтверждается педагогическими наблюдениями и результатами диагностики.
Содержание экологического образования в нашем детском саду реализуется комплексно. Цели и задачи естественнонаучного и экологического образования тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Формирование естественнонаучных представлений закладывает основу для экологического мировоззрения, понимания взаимодействия общества и природы. Только понимая природу на научной основе, мы можем воспитывать у детей гуманное и грамотное поведение в природе.