Мои публикации и выступления

Баранова Наталья Ивановна

публикации в электронных журналах, печатных изданиях и выступления на семинарах, заседаниях МО и другие

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Баранова Н.И., учитель биологии

МБОУ «Старошешминская сош»

НМР РТ

Формирование УУД через систему внеурочной деятельности

Задача основного общего образования - развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые были заложены в начальной школе.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жесткой градации по формированию определенного вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других. Но в целом, в современной деятельности идет формирование всех четырех видов универсальных действий.

Особую роль в формировании например, личностных УУД играют внеклассные мероприятия и занятия в объединениях по интересам.

И на занятиях моего объединения «Цветоводство» я формирую все виды УУД. Занимаются учащиеся 5-6 классов, изучающие в школьном курсе ботанику.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение этой программы с требованиями жизни. Цветы встречаются повсюду – дома на подоконниках, в учреждениях, в озеленении городских парков и скверов и т.д.  В настоящее время возникает необходимость  в новых подходах к преподаванию эстетических норм, способность решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит биологии. Она развивает умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дать возможность творческой самореализации личности. Занятия о цветоводству являются эффективным средством приобщения детей к изучению  биологических особенностей цветковых растений, оформлению интерьеров, клумб, садов и парков .

Для успешного освоения курса я применяю следующие технологии:

  • Модульная технология, основная идея которой заключается в том, что школьник должен учиться сам, а  учитель осуществляет управление его учебной деятельностью.
  • Игровая технология, которая предполагает использование игры как формы организации учебной деятельности – индивидуальной или коллективной. Проведение творческих конкурсов, игр,  викторин, презентаций, демонстрирующих отношение учащихся к сохранению уникальной природы родного края.
  • Технология проектной деятельности, сущность которой заключается в личностно – ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные  решения.
  • Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний об особо охраняемых природных объектах края, города,  страны.

Методы, применяемые на моих занятиях - Вербальные , наглядные,  практические

На занятиях учащиеся работают в группах, в парах. Они разрабатывают проекты по озеленению классов, школьных рекреаций, клумб.  Осуществляют уход за комнатными растениями, их пересадку, ставят опыты. Большое внимание уделяется изучению видового разнообразия комнатных растений. Здесь  учащиеся осваивают работу с литературой и Интернет-ресурсами.

     В результате освоения программы у учащихся развиваются заложенные ранее и формируются новые УУД

Познавательные УУД

Ученик будет знать биологические и морфологические особенности декоративных растений, их роль в жизни человека. Особенности содержания растений в комнатах и способы ухода за ними, основные способы размножения комнатных растений, способы защиты от вредителей и другую информацию

Ученик будет уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, выделять существенную информацию из текстов разных видов, формулировать проблему, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, проводить анализ, сравнение, обобщение, делать выводы из поставленных задач. устанавливать причинно-следственные связи

Личностные УУД - уважительное отношение к иному мнению, культура общения, любовь к природе, инициативность и творчество в труде, трудовые навыки

  • Мотивация учебной деятельности: сформированность познавательных мотивов, интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность. Быть полезным обществу. Сформированность учебных мотивов; стремление к самосовершенствованию, приобретение новых знаний и умений; установление связи между умением и будущей профессиональной деятельностью; установка на здоровый образ жизни

Регулятивные УУД- умение ставить цели и задачи, понимать и сохранять поставленные цели и задачи, вносить коррективы в действия и проявлять инициативу, умение организовать свое рабочее место под руководством учителя, определять план выполнения заданий внеурочной деятельности, использовать при выполнении заданий различные средства: справочной и прочую литературу, ИКТ и пр.

Коммуникативные УУД - Участвовать в диалоге на занятии. задавать вопросы, с помощью вопросов получить необходимые сведения от партнера о деятельности с учетом разных мнений, отвечать на вопросы учителя, товарища по классу, участвовать в паре, группе, коллективе, уважение к окружающим -  умение слушать и слышать партнера, признавать право на собственное мнение и принимать решение с учетом позиции всех участников, эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества


Предварительный просмотр: