"Инновационная деятельность на базе КФУ"
Разработанная и апробированная на базе МБОУ "Старошешминская сош" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан программа дополнительного образования для организации досуга учащихся по интересам. Разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Содержит КТП на год и может использоваться в любом детском образовательном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Цветоводство" для 5-7 классов | 92.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Старошешминская средняя общеобразовательная школа»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Рассмотрено на заседании ШМО МБОУ «Старошешминская СОШ»НМР РТ Протокол №______ от«_____» ____________201_ года Руководитель ШМО__________________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР МБОУ «Старошешминская СОШ»НМР РТ ________________ Шахова И.А. «_____» ___________ 201_ года | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Старошешминская СОШ» ____________________ А.В.Пименов Приказ № __________ «_____» _______________ 201_года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Объединения дополнительного образования «Цветоводство»,
для 5-7 классов
Учитель Баранова Наталья Ивановна
Квалификационная категория:__высшая
Рассмотрено на заседании педагогического совета МБОУ «Старошешминская СОШ» НМР РТ Протокол № ___ «___»_________201_ года |
2015 - 2016учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Цветоводство» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения;
- Положения о рабочей программе школы
Программа рассчитана на 1 год обучения (74 ч.) в 5-7 классах с нагрузкой 2 часа в неделю. Она опирается на знания учащихся, полученные при изучении природоведения и биологии.
Содержание и структура курса «Цветоводство» обеспечивает получение дополнительных знаний о жизни комнатных растений, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привития самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой. В программе большое внимание уделено этическим нормам и правилам отношения к природе. Показано практическое применение биологических знаний.
Программа ориентирована на активное познание мира цветочно-декоративных растений. В этой связи в нее включены темы практических работ, опытов и наблюдений. Предусмотренные теоретический материал и практическая деятельность учащихся предоставляет им возможности для саморазвития и самореализации, для наиболее полного раскрытия своих творческих способностей.
Данная программа отличается большой экологизацией всего курса, широким охватом биоразнообразия.
Вся работа кружка направлена на изучение декоративных растений, условий их содержания, элементы ухода за ними. Часто учащиеся закрепляют полученные знания на уроках ботаники на комнатных растениях, так как зимой нет возможности изучать растения в дикой природе, поэтому данная работа также является целесообразной.
Отдельные темы работы кружка направлены на изучение размножения растений, закрепляются биологические понятия вегетативного размножения, его быстрота в отличие от полового размножения. Работа направлена на воспитание любви к живой природе. Большое внимание уделяется изучению ритмов развития растений, т.е. чередование периодов покоя и роста. Не зная этого, цветовод-любитель не может правильно организовать озеленение помещений. Также ребята осваивают особенности различных подкормок — комплексными удобрениями, минеральными удобрениями для регуляции различных этапов роста и развития растений.
Цель курса: углубить теоретические знания и развивать практические навыки по выращиванию и уходу за комнатными растениями.
Задачи:
Обучающие:
1. Дать понятие о биологических и морфологических особенностях цветочно – декоративных растений и их роли в жизни человека.
2. Формирование познавательного интереса при сборе информации о растениях.
3. Формирование ЗУН по основам выращивания комнатных растений
Развивающие:
1. Способствовать развитию любознательности
2. Развивать творческие способности, через приобщение к природе родного края.
3. Развивать умения наблюдать и объяснять происходящие явления природы, работать со справочной литературой, интернет – ресурсами.
4. Формировать практические умения по выращиванию цветочно –декоративных культур.
Воспитательные:
1. Воспитывать умения и навыки рационального природопользования.
2. Формировать духовную культуру и нравственность.
3. Развивать эстетические чувства школьников.
У учащихся формируются следующие образовательные компетенции:
1. Ценностно – смысловая: обучающийся способен видеть и понимать окружающий мир.
2. Общекультурная: опыт усвоения учащимися научной картины мира.
3. Учебно – познавательная: участие в проектной деятельности, формулирование полученных результатов, овладение приемами исследовательской деятельности.
4. Информационная: извлечение необходимой информации из различных источников - текста, таблицы, схемы, аудиовизуального ряда; осуществление поиска нужной информации по заданной теме в источниках разного типа; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки передачи информации, подготовки презентаций.
5. Коммуникативная: владение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
6. Социально – трудовая: овладение этикой взаимоотношений с членами курса при выполнении заданий, овладение знаниями в области профессионального самоопределения.
7. Компетенция личностного самосовершенствования: формирование культуры мышления и поведения.
Содержательные линии программы:
- Образовательная-содержит идеи, теорию, морфологические особенности строения растений, ухода за ними в соответствии с их биологическими особенностями.
- Ценностная – предполагает формирование естественно – научного мировоззрения, ориентацию на увеличение численности и сохранение растений разных видов, как основа природоохранной деятельности.
- Деятельностная- способствует становлению культуросообразного поведения учащихся в среде обитания и на природе, учит бережному отношению к природе родного края; умению самостоятельно размножать и ухаживать за комнатными растениями.
- Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследование умений, практических навыков
Принципы:
- Принцип коллективности предполагает, что проблемная коммуникация, осуществляясь в детско взрослых общностях, коллективах различного типа, дает юному человеку опыт жизни в обществе, опыт понимания и взаимопонимания с окружающими, создает условия для формирования гражданского самопознания, самоопределения и самореализации.
- Принцип природосообразности предполагает, что проблемно – ценностное общение школьников должно согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать учащегося сообразно полу и возрасту, формировать ответственность за собственное развитие.
- Принцип системности:обеспечение системы взаимодействия всех субьектов воспитания.
- Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике «замысел-реализация-рефлексия».
Методическое обеспечение программы:
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Комнатное цветоводство», наиболее оптимальными формами проведения занятий являются такие формы, как практические работы, экскурсии. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методы: здоровьесберегающие, игровые, проектные технологии, ИКТ – технологии и др.
Технологии:
- Модульная технология, основная идея которой заключается в том, что школьник должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью.
- Игровая технология, которая предполагает использование игры как формы организации учебной деятельности – индивидуальной или коллективной. Проведение творческих конкурсов, игр, викторин, презентаций, демонстрирующих отношение учащихся к сохранению уникальной природы родного края.
- Технология проектной деятельности, сущность которой заключается в личностно – ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения.
- Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний об особо охраняемых природных объектах края, города, страны.
Формы и методы:
Методы
1. Вербальные (рассказ, беседа, сообщения), способствуют обогащению теоретических знаний детей, является источником новой информации.
2. Наглядные (демонстрация рисунков, схем, коллекций, натуральных объектов растений) дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей.
3. Практические методы (изготовление рисунков, схем, паспортов растений, практические работы с натуральными объектами) позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умений детей. Проявление интереса к живой природе
Формы, средства, приемы:
Групповая работа (кружковая), индивидуальная работа по заданию, теоретические занятия, практические работы, творческие занятия, проектная деятельность, экскурсии, наблюдения, беседы, игровая деятельность (викторины, брейн-ринги), КТД, трудовые дела.
Режим занятий
Содержание программы
- Вводная часть.
Знакомство детей с планом работы и задачами кружка, правилами поведения, режимом работы, инструктаж по ТБ и правилам дорожного движения. Натуралистическое движение, виднейшие натуралисты прошлого и настоящего.
Практические работы: Посвящение кружковцев в юннаты. Экскурсия по участку и кабинетам с разными стилями оформления, разнообразием цветочно-декоративных культур. Обоснование значимости цветочно-декоративных культур в интерьере и на пришкольном участке. Викторина «Знаешь ли ты, что…?». Как я ухаживаю за комнатными растениями?
- Виды ухода за комнатными растениями.
Виды ухода. Сроки его проведения в связи с биологическими особенностями растений. Правила полива комнатных растений. Рыхление почвы, опрыскивание, его значение для растений.
Подкормка растений, виды органических и минеральных удобрений. Приготовление почвенных смесей для разных групп комнатных растений. Значение освещенности, влажности, тепла для комнатных растений, размещение их с учетом их требований.
Практические работы: Уход за комнатными растениями. Пересадка и перевалка комнатных растений, приготовление почвенных смесей.
- Биологические особенности комнатных растений, их значение в жизни человека.
Биологические особенности растений, особенности роста, развития, ухода за растениями:
а) пустынной зоны. Кактусы, значение кактусов, агава американская, растения, играющие в прятки, финиковая пальма, каланхоэ.
б) влажных тропических лесов. Монстера лакомая, фикус индийских джунглей, бегония, колеус, сансевьера, бальзамин, традесканция, драцена и абутилон, кофейное дерево, циперус папирус.
в) субтропической зоны. Аспарагус, его виды. Пеларгония, цитрусовые, помидор, роза, аспидистра, примула, цикламен, камелия, аукуба, камнеломка, гортензия, плющи, циссус, фуксия, тюльпаны, сенполия фиалковая. Бонсай, особенности ухода, значение.
Практические работы:
Уход за комнатными растениями. Создание презентаций о комнатных растениях. Викторина с загадками «Цветы – земной красы начало». Выгонка луковичных растений.
Игра «Что? Где? Когда?». Викторина «Узнай растение по описанию»
- Вредители и болезни комнатных растений их виды.
Виды болезней и вредителей комнатных растений, меры борьбы с ними.
Практическая работа: Выявление болезней и вредителей комнатных растений, их лечение.
- Вегетативное размножение комнатных растений.
Правила размножения растений, деление куста и корневища, усами и отводками, клубнями и луковицами, черенками. Прививка комнатных растений черенками.
Практические работы: черенкование комнатных растений, посадка укорененных черенков. Наблюдения за ростом и развитием черенков. Уход за комнатными растениями.
Постановка опыта «Выявление лучших способов вегетативного размножения».
- Семенное размножение комнатных растений.
Комнатные растения, размножаемые семенами. Способы подготовки семян к посеву.
Практические работы: подготовка земли, горшков и ящиков для посадки, посев семян. Уход за посевами. Пикировка растений. Проверка знаний по темам «Вредители и болезни комнатных растений», «Семенное размножение»: викторина.
- Весенние работы на участке.
Правила подготовки участка к посеву семян и посадки рассады. ТБ при работе с садовым инструментом.
Практические работы: Очистка территории от мусора, копка земли, планировка отделов, закладка участков по стилям. Посев семян. Посадка рассады цветочно-декоративных культур, уход.
.
- Родной край.
Родной край – Татарстан. Атрибутика и символика. Мой город Нижнекамск. Экскурсия в краеведческий музей, мероприятия во время каникул.
- Итоговое занятие.
ТБ на экскурсии, правила поведения на водоёмах, правила разжигания костров.. Экскурсия на берег реки Шешмы, отдых в беседке..
Планируемые результаты освоения программы
Результаты развития УУД в ходе освоения курса
Познавательные УУД
Ученик будет знать:
- Биологические и морфологические особенности декоративных растений, их роль в жизни человека
- Особенности содержания растений в комнатах и способы ухода за ними
- Основные способы размножения комнатных растений
- Способы защиты от вредителей
- Жизненные формы растений
- Ассортимент комнатных растений
- Правила размещения растений в комнатах
- Правила поведения на природных экскурсиях
Ученик будет уметь:
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы
- Выделять существенную информацию из текстов разных видов
- Ориентироваться в тексте: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного текста
- Формулировать проблему
- Строить речевые высказывания в устной и письменной форме
- Отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в тексте
- Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное
- Проводить анализ, сравнение, обобщение, делать выводы из поставленных задач
- Устанавливать причинно-следственные связи
- Определять виды комнатных растений, проводить их классификацию
- Проводить паспортизацию растений
- Изготавливать этикетки паспортов растений
- Вести календарь ухода за комнатными растениями
- Приготавливать земляную смесь для посадки растений.
- Подбирать вазоны, горшки для комнатных растений
- Высаживать растения в приготовленную смесь
- Правильно поливать, рыхлить, вносить удобрения, купать комнатные растения
- Подбирать средства борьбы с вредителями и обрабатывать ими растения
- Размножать и выращивать комнатные растения
Личностные УУД
- Положительное отношение к школе
- Формировать уважительное отношение к иному мнению
- Воспитывать культуру общения
- Воспитывать любовь к природе, формировать чувство прекрасного.
- Формирование адекватной самооценки и самопринятия.
- Развивать творческие способности
- Развивать инициативность и творчество в труде, трудовые навыки
- Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием
- Мотивация учебной деятельности: сформированность познавательных мотивов, интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность. Быть полезным обществу. Сформированность учебных мотивов; стремление к самосовершенствованию, приобретение новых знаний и умений; установление связи между умением и будущей профессиональной деятельностью; установка на здоровый образ жизни
- Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.
- Развивать этические чувства, навыка сотрудничества со сверстниками и учителем.
- Развитие эмпатии и сопереживания
Регулятивные УУД
- Ставить цели и задачи, понимать и сохранять поставленные цели и задачи
- Вносить коррективы в действия и проявлять инициативу
- Выделение и осознания учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
- Способность к волевому усилию и преодолению препятствий.
- Организовать свое рабочее место под руководством учителя
- Адекватно воспринимать оценку учителя
- Различать способ и результат действия
- Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем
- Определять план выполнения заданий внеурочной деятельности
- Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в изучаемом материале, в сотрудничестве с учителем
- Использовать при выполнении заданий различные средства: справочной и прочую литературу, ИКТ и пр.
Коммуникативные УУД
- Участвовать в диалоге на занятии
- Задавать вопросы, с помощью вопросов получить необходимые сведения от партнера о деятельности с учетом разных мнений
- Отвечать на вопросы учителя, товарища по классу
- Участвовать в паре, группе, коллективе
- Формулировать собственное мнение и позицию
- Уважение к окружающим - умение слушать и слышать партнера, признавать право на собственное мнение и принимать решение с учетом позиции всех участников, эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества
- Понимать возможность существования различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет или вопрос.
- Ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной позиции, уважать иную точку зрения
- Владеть определенными вербальными и невербальными средствами общения.
В результате прохождения курса «Цветоводство» ученики должны
знать:
- основные группы комнатных растений, особенности их организации, многообразие, экологическую, эстетическую и практическую роль;
- принципы размещения растений в помещении;
- правила ухода за растениями (световой и температурный режим, полив, подкормка, пересадка и перевалка);
- основные болезни комнатных растений;
- правила составления зимних букетов и икебан;
уметь:
- составлять паспорт растений, проекты оформления клумб и рабаток, зимние букеты и икебаны;
- готовить почвенные смеси;
- пересаживать и переваливать растения;
- вносить удобрения и подкармливать растения;
- размножать растения семенами и вегетативно;
- описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель,
- условия проведения и полученные результаты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
- составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями;
- размножения растений семенами и вегетативно: черенками, отводками, делением куста, дочерними луковицами-детками и т.д.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | количество часов | ||||
всего | теория | практика | экскурсии | мероприятия | ||
Вводная часть. | 6 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
Виды ухода за комнатными растениями. | 10 | 4 | 6 | - | - | |
Биологические особенности комнатных растений: а) пустынной зоны; б) влажных тропических лесов; в) субтропической зоны. Обобщение темы | 5 10 10 | 2 5 5 | 3 5 5 | 2 | ||
Вредители и болезни комнатных растений их виды | 4 | 2 | 2 | - | - | |
Вегетативное размножение комнатных растений | 8 | 3 | 5 | |||
Семенное размножение комнатных растений. | 5 | 2 | 3 | |||
Весенние работы на участке. | 8 | 2 | 6 | |||
Родной край. Игры, мероприятия (в каникулярное время). | 6 | - | - | - | 6 | |
Итоговое занятие. | 2 | - | - | 2 | - | |
ИТОГО: | 74 | 25 | 36 | 3 | 10 |
Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Материальное обеспечение
- Парты – 12 шт.
- Стулья ученические- 20 шт.
- Стол учительский – 1 шт.;
- Стул учительский -1 шт.;
- доска – 1 шт.;
- шкаф встроенный – 1 шт.,
- шкафы – 3 шт.;
- ноутбук –ICL- 1 шт.;
- компьютер учительский – 1 шт.,
- компьютер ученический – 1 шт.,
- мультимедийный проектор – 1 шт.;
- микроскоп с выводом на экран – 1 шт.,
- микроскоп ученический 6 шт.,
- экран – 1 шт.;
- дополнительные учебники, пособия для учащихся; демонстрационные материалы, электронно-образовательные ресурсы.
- Лейка большая – 1 шт.,
- лейка малая – 1 шт.,
- лопатки для пересадки растений – 2 шт.,
- опрыскиватель цветов – 1 шт.,
- кашпо цветочные напольные – 10 шт.,
- кашпо цветочные малые – 8 шт.,
- кашпо цветочные средние – 40 шт.,
- кашпо цветочные настенные – 9 шт.
Литература и интернет-ресурсы
- Галявеева Г.И., Волкова А.В., Куртаева Н.А. Занимательно об экологии. Экологические сказки, сценарии, материалы для занятий. Нижнекамск, 2013 г.
- Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А. Как вырастить цветы: Кн. Для учащихся. – М., Просвещение, 1993 г.
- Риз Ивон, Титтерингтон Розмери Выращивание пряно-ароматических и лекарственных растений. М., Крон-Пресс, 2001 г.
- Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? – М., Первое сентября, 2001 г. – 44 с.
- Островский С.Л., Усенков Д.Ю. Как сделать презентацию к уроку? – М., Первое сентября, 2012 г.
- Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: Поурочные планы по учебнику В.В.Пасечника / Авт.-сост. Н.И.Галушкова. – Волгоград: Учитель, 2005. – 271 с.
- Биология. 9 класс: предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов/ сост. И.П.Чередниченко. – Волгоград: Учитель, 1997. – 203 с.
- Андреева А.Е. Природоведение 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М., Мнемозина, 2008 г.
- Анастасова Л.П., Гольнева Д.П., Короткова Л.С. Человек и окружающая среда: Учебник для дифференцированного обучения: 9 кл. – М., Просвещение, 1997 г.
- Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Учебное пособие для учащихся. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2006 г.
- Васильев А.Е., Воронин Н.С. и др. Ботаника: морфология и анатомия растений: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по биологии и хим.спец. М., Просвещение, 1988 г.
- Криксунов Е.А, Пасечник В.В. , Сидорин А.П. Экология. 9 класс: Учеб. для общеобразоват. учебных заведений. - М., Дрофа. 1997 г.
- Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А. Как вырастить цветы: Кн. Для учащихся. – М., Просвещение, 1993 г.
- В.В.Пасечник Биология 6 класс. Дрофа
- А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник Основы общей биологии 9 класс. Дрофа
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс. (учебное электронное издание)
- Каменев С.Ю. Энциклопедия комнатных растений. Электронная библиотека. 2014 г.
- Большаков А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. – СПб.: ИД «МиМ», Издательство «Паритет», 1999. – 160 с.
- Воронцов В.В., Евсюкова Т.В. Луковичные цветы., М., ЗАО «Фитон», 2001 г.
- Кристоф Нидон, Иоханнес Петерман и др. Растения и животные. Руководство натуралиста М., «Мир», 1991 г.
- Курдюмов Н.И. Энциклопедия умного дачника. Ростов-на-Дону, ИД «Владис», 2007 г.
- Азбука природы. Ридерз Дайджест. 1997 г.
- Рик Моррис. Тайны живой природы. М., Росмэн., 1996 г.
- Словарь-справочник по флоре Татарии. Казань 1988 г.
- Эллиотт Джейн, Кинг Колин Детская энциклопедия. М., Росмэн, 1994 г.
- Ботаника. Цифровая база изображений. Учебно-издательский центр «Интерактивная линия», 2005 г.
- Образовательная программа дополнительного курса художественно-эстетического направления «Комнатное цветоводство» Ерганова Л.А.
- Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.;
- http://iplants.ru/encikl.php
- http://www.klumba.info/
- http://www.flowerbank.ru/?tag=%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5
- http://www.myflora.com.ua/index.php?id=29&Itemid=130&option=com_content&task=blogsection
- http://www.lapshin.org/club/plants.htm
- http://www.flowerbank.ru/?cat=78
- http://1decor.org/rasteniya/cvety/sadovyje-cvety-dlja-dachi.html
- http://bezlji.com/category/sadovye-cvety/
- http://yxdaha.ru/sveti.php
- http://geo.1september.ru/urok
- http://collection.cross-edu.ru/catalog/
Критерии оценивания достижений учащихся
Программой не предусматривается выставление каких-либо оценок учащимся. Главным критерием являются следующие:
- Учащиеся с интересом занимаются на занятиях
- Учащиеся активно общаются в группах
- Учащиеся задают вопросы и отвечают на вопросы товарищей
- Учащиеся применяют полученные знания на практике
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Виды учебной деятельности | Планируемые результаты | Дата | ||
личностные | предметные | метапредметные | ||||
Вводная часть – 6 часов | ||||||
1. | Введение. | Знакомятся с правилами ТБ. Определяют цели обучения. Рассказывают об известных им комнатных растениях. Знакомятся с движением Юных натуралистов | испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; Знать правила поведения в природе; Понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; | Объясняют роль биологии в практической деятельности людей | Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем | 1 четверть 1 неделя |
2. | Экскурсия по участку и кабинетам с разными стилями оформления, разнообразием цветочно-декоративных культур | Учатся описывать цветущие растения. Собирают материал для гербария. Строят предположения о формировании клумб в следующем году Оценивают оформление комнатными растениями кабинетов биологии и математики | Знать правила поведения на пришкольном участке; Понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; испытывать любовь к природе; признавать право каждого на собственное мнение, уметь отстаивать свою точку зрения; Критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; уметь слушать и слышать другое мнение. | Составляют осенние букеты из цветов. Анализируют какие изменения происходят в природе осенью Дают оценку оформления кабинетов | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками | 1 неделя |
3 | Обоснование значимости цветочно-декоративных культур в интерьере и на пришкольном участке | Описывают клумбы с цветами Расставляют цветочные культуры в рекреации и кабинете в разных варрантах Объясняют свои действия | понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы | Объясняют значение комнатных растений в интерьере и цветущих растений на пришкольном участке | Самостоятельно определять цель учебной деятельности, Уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме | 2 неделя |
4 | Викторина «Знаешь ли ты, что…?» | Формируют команды. Выбирают капитана. Формулируют ответы на вопросы викторины | понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; уметь слушать и слышать другое мнение. признавать право каждого на собственное мнение, уметь отстаивать свою точку зрения; | Узнают цветковые растения по описанию Мотивируют ответы на вопросы | Развивают умения работать в команде, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками | 2 неделя |
5 | Практическая работа « Как я ухаживаю за комнатными растениями? | Обмениваются мнениями по правилам ухода за растениями. Демонстрируют имеющиеся навыки. | уметь слушать и слышать другое мнение. признавать право каждого на собственное мнение, уметь отстаивать свою точку зрения; уметь реализовывать теоретические познания на практике; | Обоснуют действия по уходу за комнатными растениями. Объясняют биологические особенности знакомых растений | Уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме Составляют план и последовательность действий | 3 неделя |
6 | Посвящение кружковцев в юннаты | Отвечают на вопросы. Готовят вопросы друг другу в парах Формируют группы для дальнейшей работы | испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; понимают значимость растений в жизни человека | Выделяют существенные признаки растений Сравнивают растения. | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной или устной форме | 3 неделя |
Виды ухода за комнатными растениями – 10 часов | ||||||
7 | Виды ухода. Сроки его проведения в связи с биологическими особенностями растений | Работа с литературными источниками Обсуждение материала Поиск информации в сети Интернет Работа в группе | стремление к самосовершенствованию, приобретение новых знаний и умений; | Объясняют значение ухода для растений и для общества Соотносят сроки проведения определенного вида ухода с видами растений | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками | 4 неделя |
8 | Пересадка и перевалка комнатных растений, приготовление почвенных смесей. | Практическая работа с натуральными объектами Отработка теоретических знаний на практике | Развивать инициативность и творчество в труде, трудовые навыки, этические чувства, навыка сотрудничества со сверстниками и учителем. | Особенности содержания растений в комнатах, пересадки и перевалки, способы ухода за ними | Вносить коррективы в действия и проявлять инициативу | 4 неделя |
9 | Правила полива комнатных растений. | Работа с литературными источниками Обсуждение материала Поиск информации в сети Интернет Создание памятки | стремление к самосовершенствованию, приобретение новых знаний и умений; | Знают правила полива растений Определяют необходимость полива разных видов растений Объясняют последствия нарушения водного режима для растений | Ставить цели и задачи, понимать и сохранять поставленные цели и задачи | 5 неделя |
10 | Пересадка и перевалка комнатных растений, приготовление почвенных смесей. | Практическая работа с натуральными объектами Отработка теоретических знаний на практике | Развивать инициативность и творчество в труде, трудовые навыки, этические чувства, навыка сотрудничества со сверстниками и учителем. | Особенности содержания растений в комнатах, пересадки и перевалки, способы ухода за ними | Вносить коррективы в действия и проявлять инициативу Задавать вопросы, с помощью вопросов получить необходимые сведения от партнера о деятельности с учетом разных мнений | 5 неделя |
11 | Рыхление почвы, опрыскивание, его значение для растений. | Работа с литературными источниками Обсуждение материала Поиск информации в сети Интернет | стремление к самосовершенствованию, приобретение новых знаний и умений; | Особенности содержания растений в комнатах, значение опрыскивания и рыхления почвы для растений | Задавать вопросы, с помощью вопросов получить необходимые сведения от партнера о деятельности с учетом разных мнений | 6 неделя |
12 | Уход за комнатными растениями | Практическая работа с натуральными объектами Отработка теоретических знаний на практике | Развивать инициативность и творчество в труде, трудовые навыки, этические чувства, навыка сотрудничества со сверстниками и учителем. | Особенности содержания растений в комнатах, способы ухода за ними: рыхление, полив, чистка растения, опрыскивание | Вносить коррективы в действия и проявлять инициативу Понимать возможность существования различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет или вопрос. | 6 неделя |
13 | Виды органических и минеральных удобрений | Работа с литературными источниками Обсуждение материала Поиск информации в сети Интернет | стремление к самосовершенствованию, приобретение новых знаний и умений; | Знать виды удобрений и правила их подготовки. Сроки внесения удобрейний | Задавать вопросы, с помощью вопросов получить необходимые сведения от партнера о деятельности с учетом разных мнений | 7 неделя |
14 | Уход за комнатными растениями | Практическая работа с натуральными объектами Отработка теоретических знаний на практике | Развивать инициативность и творчество в труде, трудовые навыки, этические чувства, навыка сотрудничества со сверстниками и учителем. | Особенности содержания растений в комнатах, способы ухода за ними: рыхление, полив, чистка растения, опрыскивание | Вносить коррективы в действия и проявлять инициативу Различать способ и результат действия | 7 неделя |
15 | Подкормка комнатных растений | Практическая работа с натуральными объектами Отработка теоретических знаний на практике | Развивать инициативность и творчество в труде, трудовые навыки, этические чувства, навыка сотрудничества со сверстниками и учителем. | Особенности содержания растений в комнатах, способы ухода за ними: подготовка удобрений и внесение их почву | Вносить коррективы в действия и проявлять инициативу Понимать возможность существования различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет или вопрос. | 8 неделя |
16 | Уход за комнатными растениями | Практическая работа с натуральными объектами Отработка теоретических знаний на практике | Развивать инициативность и творчество в труде, трудовые навыки, этические чувства, навыка сотрудничества со сверстниками и учителем. установление связи между умением и будущей профессиональной деятельностью; | Особенности содержания растений в комнатах, способы ухода за ними: рыхление, полив, чистка растения, опрыскивание | Вносить коррективы в действия и проявлять инициативу Задавать вопросы, с помощью вопросов получить необходимые сведения от партнера о деятельности с учетом разных мнений | 8 неделя |
17-18 | Мой край Татарстан. Атрибутика и символика. Мой город Нижнекамск. Национальный парк «Нижняя Кама» | Просмотр видеофильма. Работа по презентации | Понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; Доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы | Объясняют роль особо охраняемых территорий в жизни людей | Задавать вопросы, с помощью вопросов получить необходимые сведения от партнера о деятельности с учетом разных мнений | Осенние каникулы |
Биологические особенности комнатных растений – 27 часов а) пустынной зоны – 5 часов | ||||||
19 | Биологические особенности растений пустынной зоны | Работа с литературными источниками Поиск информации в сети Интернет Описание биологического объекта | Формировать стремление к самосовершенствованию, приобретение новых знаний и умений; Воспитывать культуру общения, любовь к природе, формировать чувство прекрасного. | Особенности растений пустынной зоны Выделять по внешним признакам растения этой группы | Ставить цели и задачи, понимать и сохранять поставленные цели и задачи | 9 неделя |
20 | Кактусы, значение кактусов, агава американская, каланхоэ | Работа с литературой Подготовка презентации Сравнение кактусов и суккулентов | Воспитывать культуру общения, любовь к природе, формировать чувство прекрасного. Развивать творческие способности | Отличительные особенности кактусов и суккулентов Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы | Отрабатывать навыки работы в группе Совершенствовать умение сравнивать | 9 неделя |
21 | Практическая работа. Уход за кактусами и суккулентами | Практическая работа с натуральными объектами Отработка теоретических знаний на практике | Развивать инициативность и творчество в труде, трудовые навыки, этические чувства, навыка сотрудничества со сверстниками и учителем. | Особенности содержания кактусов в комнатах, способы ухода за ними: рыхление, полив, чистка растения, опрыскивание | Вносить коррективы в действия и проявлять инициативу Задавать вопросы, с помощью вопросов получить необходимые сведения от партнера о деятельности с учетом разных мнений | 10 неделя |
22 | Практическая работа. Уход за комнатными растениями | Практическая работа с натуральными объектами Отработка теоретических знаний на практике | Развивать инициативность и творчество в труде, трудовые навыки, этические чувства, навыка сотрудничества со сверстниками и учителем. Формировать стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность. Быть полезным обществу | Применять знания на практике, ухаживать правильно за растениями | Отрабатывать навыки работы в группе Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в изучаемом материале, в сотрудничестве с учителем | 10 неделя |
23 | Практическая работа «Составление паспорта растений» | Практическая работа с использованием литературы Работа с определителями в интернете | Воспитывать культуру общения, любовь к природе, формировать чувство прекрасного. | Создавать паспорта растений Определять растения | Отрабатывать навыки работы в группе Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в изучаемом материале, в сотрудничестве с учителем | 11 неделя |
б) влажных тропических лесов – 10 часов | ||||||
24 | Монстера лакомая, фикус индийских джунглей, бегония, | Описание натуральных объектов. Работа с литературой Сравнение растений между собой и группой кактусов | Формировать стремление к самосовершенствованию, приобретение новых знаний и умений; | Отличительные особенности растений тропических лесов. Особенности ухода Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы | Задавать вопросы, с помощью вопросов получить необходимые сведения от партнера о деятельности с учетом разных мнений Выделять признаки для сравнения | 11 неделя |
25 | Уход за комнатными растениями | Практическая работа с натуральными объектами Отработка теоретических знаний на практике | Развивать инициативность и творчество в труде, трудовые навыки, этические чувства, навыка сотрудничества со сверстниками и учителем. | Применять знания на практике, ухаживать правильно за растениями | Вносить коррективы в действия и проявлять инициативу | 12 неделя |
26 | Колеус, сансевьера, бальзамин | Описание натуральных объектов. Работа с литературой. Сравнение растений между собой и группой суккулентов | Формировать стремление к самосовершенствованию, приобретение новых знаний и умений; | Отличительные особенности растений тропических лесов. Особенности ухода | Задавать вопросы, с помощью вопросов получить необходимые сведения от партнера о деятельности с учетом разных мнений Выделять признаки для сравнения | 12 неделя |
27 | Уход за комнатными растениями | Практическая работа с натуральными объектами Отработка теоретических знаний на практике | Развивать инициативность и творчество в труде, трудовые навыки, этические чувства, навыка сотрудничества со сверстниками и учителем. Воспитывать культуру общения, любовь к природе, формировать чувство прекрасного. | Особенности ухода за данной группой растений Применять знания на практике, ухаживать правильно за растениями | Отрабатывать навыки работы в группе Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в изучаемом материале, в сотрудничестве с учителем | 13 неделя |
28 | Традесканция, драцена и абутилон | Описание натуральных объектов. Работа с литературой. Работа в группе | Уметь слушать и слышать другое мнение. признавать право каждого на собственное мнение, уметь отстаивать свою точку зрения; | Объясняют значение комнатных растений в интерьере Дают оценку правильности расположение объектов в интерьере школы | Выделение и осознания учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | 13 неделя |
29 | Кофейное дерево, циперус папирус – растения мечты | Работа с литературой в группе Анализ возможностей содержания тропических растений в школе | Формирование познавательных мотивов, интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; | Дают прогноз содержания растений в конкретных условиях Объясняют причины невозможности/возможности содержания их в школе Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы | Участвовать в паре, группе, коллективе Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в изучаемом материале, в сотрудничестве с учителем | 14 неделя |
30 | Уход за комнатными растениями | Практическая работа Обмениваются мнениями по правилам ухода за растениями. Демонстрируют имеющиеся навыки. | Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки. Развивать инициативность и творчество в труде, трудовые навыки | Применять знания на практике, ухаживать правильно за растениями Объяснять агротехнические приемы, применяемые на практике | Адекватно воспринимать оценку учителя Различать способ и результат действия | 14 неделя |
31 | Незнакомые знакомцы | Работа с литературой в группе Анализ возможностей содержания тропических растений в школе | Формирование познавательных мотивов, интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия | Знакомятся с другими комнатными растениями и анализируют возможности их содержания в школе. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы | Участвовать в паре, группе, коллективе Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в изучаемом материале, в сотрудничестве с учителем | 15 неделя |
32 | Создание презентаций о комнатных растениях | Практическая работа Работают с программами на компьютере, создают презентацию в группе | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, сети Интернет | Использовать современные средства информации и способы представления продукта | Ставить цели и задачи, понимать и сохранять поставленные цели и задачи | 15 неделя |
33 | Цветы – земной красы начало | Практическая работа – мероприятие. Загадки о цветах. Выступление с презентацией | Положительное отношение к школе Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием | Знать ассортимент комнатных растений Устанавливать причинно-следственные связи | Понимать возможность существования различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет или вопрос. | 16 неделя |
34-35 | Мой край Татарстан. Волжско-Камский Государственный заповедник | Просмотр видеофильма. Работа по презентации Поиск информации в Интернете | понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы | Объясняют роль особо охраняемых территорий в жизни людей | Задавать вопросы, с помощью вопросов получить необходимые сведения от партнера о деятельности с учетом разных мнений | Зимние каникулы |
в) субтропической зоны – 10 часов | ||||||
36 | Биологические особенности растений субтропической зоны | Работа с литературными источниками Поиск информации в сети Интернет Описание биологического объекта | Развивать стремление к самосовершенствованию, приобретение новых знаний и умений; | Формировать стремление к самосовершенствованию, приобретение новых знаний и умений; Воспитывать культуру общения, любовь к природе, формировать чувство прекрасного. | Ставить цели и задачи, понимать и сохранять поставленные цели и задачи | 16 неделя |
37 | Аспарагус, его виды. | Описание натуральных объектов. Работа с литературой | Формирование познавательных мотивов, интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия | Отличительные особенности растений субтропической зоны. Особенности ухода за аспарагусами | Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем | 17 неделя |
38 | Уход за комнатными растениями | Практическая работа Обмениваются мнениями по правилам ухода за растениями. Демонстрируют имеющиеся навыки. | Развивать инициативность и творчество в труде, трудовые навыки, этические чувства, навыка сотрудничества со сверстниками и учителем. Воспитывать культуру общения, любовь к природе, формировать чувство прекрасного. | Применять знания на практике, ухаживать правильно за растениями Объяснять агротехнические приемы, применяемые на практике | Вносить коррективы в действия и проявлять инициативу Задавать вопросы, с помощью вопросов получить необходимые сведения от партнера о деятельности с учетом разных мнений | 17 неделя |
39 | Пеларгония, цитрусовые, помидор | Работа с литературой в группе Анализ возможностей содержания этих растений в школе и дома | Формирование познавательных мотивов, интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия | Объясняют значение комнатных растений в интерьере Дают оценку правильности расположение объектов в интерьере школы | Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем | 18 неделя |
40 | Уход за комнатными растениями | Практическая работа Обмениваются мнениями по правилам ухода за растениями. Демонстрируют имеющиеся навыки. | Развивать инициативность и творчество в труде, трудовые навыки, этические чувства, навыка сотрудничества со сверстниками и учителем. Воспитывать культуру общения, любовь к природе, формировать чувство прекрасного. | Применять знания на практике, ухаживать правильно за растениями Объяснять агротехнические приемы, применяемые на практике | Вносить коррективы в действия и проявлять инициативу Задавать вопросы, с помощью вопросов получить необходимые сведения от партнера о деятельности с учетом разных мнений | 18 неделя |
41 | Роза, аспидистра, примула | Работа с литературой в группе Анализ возможностей выращивания этих растений в школе и дома | Уметь слушать и слышать другое мнение. признавать право каждого на собственное мнение, уметь отстаивать свою точку зрения; Сравнивать биологические объекты | Строить речевые высказывания в устной и письменной форме Отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в тексте Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное | Задавать вопросы, с помощью вопросов получить необходимые сведения от партнера о деятельности с учетом разных мнений Выделять признаки для сравнения | 19 неделя |
42 | Тюльпаны, сенполия фиалковая | Практическая работа Выгонка луковичных растений. Описание натуральных объектов. Работа с литературой. Работа в группе | Уметь слушать и слышать другое мнение. признавать право каждого на собственное мнение, уметь отстаивать свою точку зрения; | Объясняют значение комнатных растений в интерьере Дают оценку правильности расположение объектов в интерьере школы Выгонка луковиц тюльпана | Выделение и осознания учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | 19 неделя |
43 | Уход за комнатными растениями | Практическая работа Обмениваются мнениями по правилам ухода за растениями. Демонстрируют имеющиеся навыки. | Развивать инициативность и творчество в труде, трудовые навыки, этические чувства, навыка сотрудничества со сверстниками и учителем. Воспитывать культуру общения, любовь к природе, формировать чувство прекрасного. | Применять знания на практике, ухаживать правильно за растениями Объяснять агротехнические приемы, применяемые на практике | Отрабатывать навыки работы в группе Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в изучаемом материале, в сотрудничестве с учителем | 20 неделя |
44 | Гортензия, циссус, фуксия | Работа с литературой в группе Анализ возможностей содержания субтропических тропических растений в школе и дома | Формирование познавательных мотивов, интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия | Дают прогноз содержания растений в конкретных условиях Объясняют причины невозможности/возможности содержания их в школе Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы | Участвовать в паре, группе, коллективе Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в изучаемом материале, в сотрудничестве с учителем | 20 неделя |
45 | Уход за комнатными растениями | Практическая работа Обмениваются мнениями по правилам ухода за растениями. Демонстрируют имеющиеся навыки. | Развивать инициативность и творчество в труде, трудовые навыки, этические чувства, навыка сотрудничества со сверстниками и учителем. | Применять знания на практике, ухаживать правильно за растениями Объяснять агротехнические приемы, применяемые на практике | Самостоятельно определять цель учебной деятельности, Отрабатывать навыки работы в группе | 21 неделя |
46 | Викторина «Узнай растение по описанию» | Работают в команде. Обмениваются мнениями Доказывают свою точку зрения | Положительное отношение к школе Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием | Знать ассортимент комнатных растений Устанавливать причинно-следственные связи | Самостоятельно определять цель учебной деятельности, Отрабатывать навыки работы в группе | 21 неделя |
47 | Игра «Что? Где? Когда?». | Формируют команды. Выбирают капитана. Формулируют ответы на вопросы | Положительное отношение к школе Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием | Знать ассортимент комнатных растений Устанавливать причинно-следственные связи | Понимать возможность существования различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет или вопрос. Ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной позиции, уважать иную точку зрения | 22 неделя |
Вредители и болезни комнатных растений их виды – 4 часа | ||||||
48-49 | Виды болезней и вредителей комнатных растений, меры борьбы с ними. | Работа с литературой в группе | Углублять сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность. Быть полезным обществу | Знать ассортимент комнатных растений и их болезни. Устанавливать причинно-следственные связи | Самостоятельно определять цель учебной деятельности, Отрабатывать навыки работы в группе | 22 неделя 23 неделя |
49-50 | Выявление болезней и вредителей комнатных растений, их лечение. | Практическая работа Обмениваются мнениями по правилам ухода за растениями. Определяют наличие болезней или вредителей. | Развивать инициативность и творчество в труде, трудовые навыки, этические чувства, навыка сотрудничества со сверстниками и учителем. | Применять знания на практике, ухаживать правильно за растениями Объяснять агротехнические приемы, применяемые на практике | Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем | 23 неделя 24 неделя |
Вегетативное размножение комнатных растений – 8 часов | ||||||
50-51 | Правила размножения растений, деление куста и корневища, усами и отводками, клубнями и луковицами, черенками | Работа с литературными источниками Поиск информации в сети Интернет Определение возможного способа вегетативного размножения у комнатных растений в школе | Формирование познавательных мотивов, интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия | Дают прогноз размножения растений в школе Объясняют причины невозможности/возможности конкретного способа размножения Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы | Самостоятельно определять цель учебной деятельности | 24-25 неделя |
52 | Уход за комнатными растениями | Практическая работа Обмениваются мнениями по правилам ухода за растениями. Демонстрируют имеющиеся навыки. | Развивать инициативность и творчество в труде, трудовые навыки, этические чувства, навыка сотрудничества со сверстниками и учителем. | Применять знания на практике, ухаживать правильно за растениями Объяснять агротехнические приемы, применяемые на практике | Вносить коррективы в действия и проявлять инициативу Задавать вопросы, с помощью вопросов получить необходимые сведения от партнера о деятельности с учетом разных мнений | 25 неделя |
53-54 | Черенкование комнатных растений, посадка укорененных черенков. Наблюдения за ростом и развитием черенков | Практическая работа Обмениваются мнениями по способам размножения растений. Готовят черенки, отводки. Отрабатывают навыки размножения растений Готовят кашпо к посадке | Уметь слушать и слышать другое мнение. признавать право каждого на собственное мнение, уметь отстаивать свою точку зрения; Развивать инициативность и творчество в труде, трудовые навыки | Применять знания на практике, размножать вегетативным способом растения Объяснять агротехнические приемы, применяемые на практике | Вносить коррективы в действия и проявлять инициативу Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем | 26 неделя |
55 | Постановка опыта «Выявление лучших способов вегетативного размножения» | Практическая работа Обмениваются мнениями по способам размножения растений Закладывают опыт размножения черенками и отводками | Формирование познавательных мотивов, интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия. | Выявлять наилучший способ вегетативного размножения для конкретного растения | Самостоятельно определять цель учебной деятельности Анализировать и сравнивать два способа размножения. Выдвигать гипотезы | 27 неделя |
56 | Прививка комнатных растений черенками. | Работа с литературными источниками Поиск информации в сети Интернет Определение возможного размножения прививкой у комнатных растений в школе | Формировать стремление к самосовершенствованию, приобретение новых знаний и умений; | Дают прогноз размножения растений в школе Объясняют причины невозможности/возможности конкретного способа размножения | Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем | 27 неделя |
57 | Уход за комнатными растениями | Практическая работа Обмениваются мнениями по правилам ухода за растениями. Демонстрируют имеющиеся навыки. | Развивать инициативность и творчество в труде, трудовые навыки, этические чувства, навыка сотрудничества со сверстниками и учителем | Применять знания на практике, ухаживать правильно за растениями Объяснять агротехнические приемы, применяемые на практике | Вносить коррективы в действия и проявлять инициативу | 28 неделя |
58-59 | Красная Книга Республики Татарстан | Работа по презентации Поиск информации в Интернете Анализ страниц Красной книги РТ | понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы | Объясняют роль особо охраняемых территорий в жизни людей Доказывают необходимость создания Красной книги и ее природоохранную роль Выявляют причины исчезновения видов цветковых растений | Задавать вопросы, с помощью вопросов получить необходимые сведения от партнера о деятельности с учетом разных мнений | Весенние каникулы |
Семенное размножение комнатных растений – 5 часов | ||||||
60 | Комнатные растения, размножаемые семенами | Работа с литературными источниками Поиск информации в сети Интернет Определение возможного размножения семенами у комнатных растений в школе | Уметь слушать и слышать другое мнение. признавать право каждого на собственное мнение, уметь отстаивать свою точку зрения; | Давать прогноз размножения семенами растений в школе Объясняют причины невозможности/возможности конкретного способа размножения | Выделять обобщенный смысл и формальную структуру задачи Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем | 28 неделя |
61 | Способы подготовки семян к посеву | Работа с литературными источниками в группе Выявление зависимости способа подготовки семян от вида растения | Доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы | Объяснять причины невозможности/возможности конкретного способа размножения у растений разных видов | Самостоятельно определять цель учебной деятельности Анализировать и сравнивать два способа размножения. Выдвигать гипотезы | 29 неделя |
62-63 | Размножение растений семенами | Практическая работа. Подготовка земли, горшков и ящиков для посадки, посев семян. | Развивать инициативность и творчество в труде, трудовые навыки, этические чувства, навыка сотрудничества со сверстниками и учителем | Применять знания на практике, сеять правильно семена растений Объяснять агротехнические приемы, применяемые на практике | Вносить коррективы в действия и проявлять инициативу | 29 неделя 30 неделя |
64 | Викторина. «Вредители и болезни комнатных растений», «Семенное размножение» | Проверка знаний - викторина. Загадки о цветах. Выступление с презентацией | Положительное отношение к школе Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием | Знать ассортимент комнатных растений, способы их размножения, болезни и вредителей Устанавливать причинно-следственные связи | Понимать возможность существования различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет или вопрос. | 30 неделя |
Весенние работы на участке – 8 часов | ||||||
65-66 | Правила подготовки участка к посеву семян и посадки рассады. ТБ при работе с садовым инструментом. | Работа с литературными источниками Поиск информации в сети Интернет Определение наилучшего расположения цветов на клумбах в школе | Доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы Знать правила поведения на пришкольном участке; Критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; Уметь слушать и слышать другое мнение. | Объясняют значение комнатных растений в интерьере и цветущих растений на пришкольном участке Разрабатывают проект школьной клумбы | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками | 31 неделя 31 неделя |
67-68 | Весенние работы в цветнике | Практическая работа Очистка территории от мусора, копка земли, планировка отделов, закладка участков по стилям | Развивать инициативность и творчество в труде, трудовые навыки, этические и эстетические чувства, навыка сотрудничества со сверстниками и учителем Испытывать положительное отношение к школе | Применять знания на практике, сеять правильно семена растений Объяснять агротехнические приемы, применяемые на практике | Вносить коррективы в действия и проявлять инициативу Задавать вопросы, с помощью вопросов получить необходимые сведения от партнера о деятельности с учетом разных мнений | 32 неделя 32 неделя |
69-70 | Весенние работы в цветнике | Практическая работа Посев семян. Посадка рассады цветочно-декоративных культур, уход. | Развивать инициативность и творчество в труде, трудовые навыки, этические и эстетические чувства, навыка сотрудничества со сверстниками и учителем Испытывать положительное отношение к школе | Применять знания на практике, сеять правильно семена растений Объяснять агротехнические приемы, применяемые на практике | Вносить коррективы в действия и проявлять инициативу Задавать вопросы, с помощью вопросов получить необходимые сведения от партнера о деятельности с учетом разных мнений | 33 неделя 33 неделя |
71-72 | Весенние работы в цветнике | Практическая работа Агротехнические приемы ухода за растениями в цветнике и комнатными растениями | Развивать инициативность и творчество в труде, трудовые навыки, этические и эстетические чувства | Знать и объяснять агротехнические приемы, применяемые на практике | Выделять обобщенный смысл и формальную структуру задачи Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем | 34 неделя 34 неделя |
Итоговое занятие – 2 часа | ||||||
73-74 | Экскурсия на берег реки Шешмы, отдых в беседке | Экскурсия. ТБ на экскурсии, правила поведения на водоёмах, правила разжигания костров | Испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; Знать правила поведения в природе; Понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; | Объяснять правила разжигания костров и правила поведения на водоемах. Называть знакомые цветковые растения, пределять по определителям незнакомые. | Развивают умения работать в команде, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками | 35 неделя 35 неделя |