Дополнительная образовательная программа «Инфознайка» для детей среднего возраста
Пояснительная записка
Сегодня изменились требования к образованному человеку – ему нужно не только знать много, но и уметь быстро применить свои знания. Опираясь на педагогическую истину «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь», можно сформулировать задачу, стоящую перед педагогическим сообществом: воспитать ученика, обладающего информационной компетентностью, т.е. способного решать разнообразные проблемы, связанные с поиском, преобразованием, использованием информации.
Информационно-коммуникационные технологии – современный способ обучения. Целью введения компьютера в жизнь дошкольника является, прежде всего, формирование у него психологической готовности к обучению в школе, навыков свободного использования информационными технологиями.
Основанием для создания кружка «Инфознайка» стали результаты мониторинга среди родителей и воспитанников группы. В его ходе было выявлено, что спрос родителей на дополнительные образовательные услуги по формированию навыков работы с компьютером составил 30 %, а диагностика интересов детей показала, что 25% детей проявляют устойчивый интерес к информационно-коммуникационным технологиям сверх основной образовательной программы.
В данную программу включено содержание, способствующее развитию навыков работы с компьютером на примере разных компьютерных программ и детских компьютерных игр. Для этого ребенку потребуется активизировать свое мышление, сообразительность, находчивость, умение рассуждать. В процессе выполнения компьютерных заданий детям необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Важным моментом является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов. Ребенок овладевает более эффективным способом получения и обработки информации.
Цель: удовлетворение интереса дошкольников к информационно-коммуникационным технологиям сверх основной образовательной программы
Задачи:
§ Расширять представления о возможностях компьютерных технологий как источнике разнообразной информации.
§ Формировать простейшие практические навыки работы на компьютере сверх основной образовательной программы.
§ Развивать внимательность, усидчивость, наблюдательность, логическое мышление в процессе работы на компьютере.
§ Воспитывать осознанное отношение к гигиене труда при работе с компьютером.
Ожидаемые результаты:
Воспитанники будут знать:
§ Технику безопасности и правила поведения в компьютерном классе;
§ Назначение основных устройств, входящих в состав компьютера: системный блок, монитор, клавиатура, манипулятор «мышь»;
Воспитанники смогут:
§ Использовать в своей работе клавиатуру, мышь, принтер;
§ Использовать кнопки «Esc» «Shift» на клавиатуре;
§ Находить ярлык программы «Paint», видеть и различать панель инструментов;
§ Создавать компьютерные рисунки используя программу «Paint»;
График работы: 62 занятия в год, 2 раз в неделю длительностью 20 минут
Занятия проходят по следующей схеме:
1. Введение (беседа по технике безопасности, введение в игровую проблемную ситуацию, обсуждение возможных способов ее решения - до 3 мин).
2. Гимнастика для глаз.
3. Объяснение воспитателя
4. Работа детей в программе под руководством воспитателя (до 8 мин).
5. Физминутки (до 2 мин)
6. Игры для разминки - по теме занятия (до 5 мин.). Для разминки используются упражнения - игры, для участия в которых требуется переключение внимания на другой вид деятельности (движение, рисование и т. д.).
7. Игра в релаксационной зоне (до 3 мин)
Учебно-тематический план
месяц | № | Тема | кол-во часов | Задачи | Ссылки на ЦОР
|
Октябрь | 1 | Приглашают «Почемучки» Немного из истории | 1 | Познакомить детей с компьютерным классом и с происхождением компьютера. | CD –диск Видео «Почемучки» |
2 | Правила работы в компьютерном классе. Презентация гимнастики для глаз «Веселая бабочка-коробочка» | 1 | Познакомить с правилами безопасности работы с компьютером, с гимнастикой для глаз. Просмотр презентаций. | CD –диск Презентация «Правила поведения в компьютерном классе» Презентация гимнастики для глаз | |
3-4 | Фиксики предлагают познакомиться «Первое знакомство» | 2 | Дать общие сведения о компьютере, его свойствах, назначении. | CD –диск Презентация о компьютере | |
5 | Фиксик Симка в гостях у «Процессора» | 1 | Продолжать знакомить с составляющими компьютера – системный блок | CD –диск Презентация о «Процессоре» | |
6 | Фиксик Нолик знакомит с «Монитором» | 1 | Продолжать знакомить с составляющими компьютера – монитор | CD –диск Презентация «Монитор» | |
7 | Фиксик Файер и его послушная «Мышка» | 1 | Продолжать знакомить с составляющими компьютера – мышка | CD –диск Презентация «Мышка» | |
8 | Поиграем вместе со всеми: игра «Наступила осень» | 1 | Продолжать формировать умение нажимать на левую кнопочку мыши один раз, перетаскивать с помощью мыши значки | ||
ноябрь
| 9 | Игра «Каникулы в деревне» | 1 | Продолжать формировать умение перетаскивать элементы с помощью мыши | |
10-11 | Фиксик Мася и правильная «Клавиатура» | 2 | Продолжать знакомить с составляющими компьютера – клавиатура. Формировать основные умения пользоваться кнопками «Esc», «Shift» | CD –диск Презентация «Клавиатура» Видео «Мир информатики» | |
12-13 | Игра «Проделки Баба-Яги» | 2 | Продолжать формировать основные умения использования кнопок на клавиатуре «Esc» «Shift» | CD –диск «Компьютерные игры для малышей» | |
14-15 | Фиксик Папус знакомится с графическим редактором «Paint» | 2 | Дать понятие «Программа Paint», умение находить и различать ярлык программы. | Программа «Paint» | |
16 | «Каляки–маляки» | 1 | Общее знакомство с панелью инструментов графического редактора «Paint», умение подбирать нужный значок | Программа «Paint»
| |
декабрь | 17-18 | «Каляки–маляки» | 2 | Знакомство с панелью инструментов - кисть, карандаш графического редактора «Paint»
| Программа «Paint»
|
19 | «Я сам» (рисунок) | 1 | Использовать в рисунке значки панели инструментов – кисть, карандаш, ластик | Графический редактор «Paint» | |
20 | Фиксик Дедус разъясняет команды программы «Paint» | 1 | Дать первоначальные азы сохранения рисунка, применять их под руководством взрослого | Программа «Paint»
| |
21 | Друг фиксиков ДимДимыч предлагает … | 1 | Знакомство с панелью инструментов - палитрой. Использовать значок «заливка», «набрызг» в создании рисунка | Графический редактор «Paint»
| |
22 | Фокусники: игра «Деревья» | 1 | Использовать значок «заливка», «набрызг» в создании рисунка | CD –диск «Компьютерные игры для малышей» | |
23 | В гостях у компьюшки – игра «Раскраски» | 1 | Методом заливки применять разные цвета в рисунках | ||
24 | Подарки к Новому году от фиксиков | 1 | Продолжать закреплять навыки пользования значком панели инструментов – «заливка», «набрызг» графического редактора «Paint». Заливка рисунков-шаблонов на новогоднюю тему | CD –диск. Шаблоны «Елка», «Дед Мороз», «Снегурочка», «Снеговик» | |
январь | 25 | Фиксики предлагают эксперимент | 1 | Познакомить детей с элементами панели инструментов прямые и кривые линии | Программа «Paint»
|
26 | Вертлявая мышка и «Елочка» | 1 | Не отрывая руки от нажатия мышки с помощью линий панели инструментов создавать рисунок | Программа «Paint»
| |
27 | Соберем игру «Детская мозаика Елочка» | 1 | Продолжать тренировать навыки пользования мышкой | ||
28 | Паучок «Жучка» предлагает игру-головоломку Судоку «Елочные игрушки» | 1 | Применять технику компьютерной графики в игре | ||
29 | Профессор Евгений Евгеньевич Чудаков проводит урок «Значки панели инструментов - квадрат и прямоугольник» | 1 | Познакомить детей с элементами панели инструментов квадрат и прямоугольник для создания рисунков | Программа «Paint»
| |
Февраль
| 30 | Васька друг ДимДимыча собирает «Грузовик» (рисунок) | 1 | Использовать значок «фигуры» - прямоугольники и квадраты в создании рисунка | Графический редактор «Paint» |
31 | Фиксик Верта рисует «Дом» | 1 | Использовать значок «фигуры» - прямоугольники и квадраты в создании рисунка | Графический редактор «Paint» | |
32-33 | «Конструктор» волшебник
| 2 | Используя элементы (кирпич, лепесток, плитку) создавать композицию, орнамент | Графический редактор «Paint» | |
34-35 | «Игра в мозаику» | 2 | Использовать значок «фигуры» (кирпичики) в создании рисунка | Графический редактор «Paint» | |
36-37 | Фиксики предлагают пофантазировать. | 1 | Используя навыки рисования графического редактора «Paint» выполнить работу ко Дню защитников Отечества | Графический редактор «Paint» | |
38 | Мышка прощается с зимой («Зимний вечер» игра-пазл) | 1 | С помощью мышки перетягивать кусочки пазл и собирать готовую картинку | Собери пазлы (http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/pazly). http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/pazly/pazl-... | |
март | 39 | В гостях у художников | 1 | Продолжать знакомить с новыми инструментами «художника» из компьютера. Значок панели инструментов - круг | Программа «Paint»
|
40 | «Каляки –маляки» | 1 | Передвигая мышь в разных направлениях создавать круги разной формы | Графический редактор «Paint» | |
41-42 | Подарок для мамы и бабушки | 2 | Используя навыки рисования графического редактора «Paint» выполнить работу ко Дню 8 Марта | Графический редактор «Paint» | |
43 | «Укрась тортик» для мамы и бабушки (игра)
| 1 | Продолжать закреплять в игре новую тему - значок панели «Круг»
| ||
44-45 | Фиксик Игрек умничает | 2 | Значок панели инструментов - круг, овал. Уметь преобразовывать значок панели инструментов круг в овал | Графический редактор «Paint» | |
46 | «Собери бусы» для фиксика Шпули (игра) | 1 | Продолжать закреплять в игре тему - значок панели «Круг- овал»
| ||
Апрель
| 47-48 | Аркадий Паровозов спешит на помощь! | 2 | Познакомить детей с значком панели инструментов «Выделение- «прозрачный фон», «непрозрачный фон» | Программа «Paint»
|
49-50 | Спасаем «Снеговика»! | 2 | Используя значок «прозрачный фон» переносить круги и составлять рисунок | Графический редактор «Paint» | |
51-52 | Строим «Пирамидку»! | 2 | Используя значок «прозрачный фон» переносить овалы и составлять рисунок | Графический редактор «Paint» | |
53-54 | Ситуация «Грузовик»! | 2 | Используя значок «прозрачный фон» переносить овалы и составлять рисунок | Графический редактор «Paint» | |
Май
| 55-58 | В гостях у мастеров «Чудесные превращения» | 4 | Самостоятельно используя графический редактор «Paint» создавать работы и уметь сохранять их | Программа «Paint»
|
59-60 | Создаем красоту «Цветочная клумба» (игра) | 2 | В игре использовать приобретённые навыки работы с компьютером
| ||
61-62 | Фиксики прощаются и предлагают поиграть (игры-пазлы) | 2 |