Педагогам на заметку.

Напылова Светлана Геннадьевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: учитель-логопед МБДОУ д/с№ 16 «Былина» Напылова С.Г. Развитие связной речи детей до трёх лет. г/о г.Бор, Нижегородской обл.

Слайд 2

актуальность В возрасте от 1,5 до 3 лет речь – ключевой, психический процесс, который значительно влияет на интеллектуальное развитие ребенка . Поэтому психологи называют этот возраст сенситивным ( sensitive - в переводе с английского языка «чувствительный »). В этот период мозговые структуры, которые ответственны за речь, максимально восприимчивы к воздействию среды, которая способствует усвоению родного языка. Следует отметить, что развитие речи в этом возрасте происходит одновременно в нескольких направлениях: во-первых, завершается этап овладения произношением звуков; во-вторых, происходит освоение грамматических правил построения фраз; в-третьих, развивается связная речь ребенка, его способность выражать свои мысли и желания в речевой форме; происходит совершенствование понимания речи.

Слайд 3

Критические периоды в развитии речи Существуют критические периоды в развитии речевой функции, которые проявляются в повышенной ранимости нервных механизмов речевой деятельности. Первый критический период - 1-2 года жизни. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности, зон Брока. Любые неблагоприятные факторы могут отразиться на развитии речи ребёнка. Второй критический период - 3 года, когда интенсивно развивается связная речь. Возникающая некоторая рассогласованность в работе центральной нервной системы приводит к изменению поведения (упрямство, негативизм). В связи с этим сильно повышается ранимость нервной системы, в связи с неблагоприятными факторами могут возникать заикание, отставание речевого развития. Третий критический период - 6-7 лет - начало развития письменной речи.

Слайд 4

Причины нарушения речи Причинами нарушения речи могут быть различные факторы или их сочетания: трудности в различении звуков на слух (при нормальном слухе); повреждение во время родов речевой зоны, расположенной на макушке; дефекты в строении речевых органов - губ, зубов, языка, мягкого или твёрдого нёба. Примером могут служить короткая уздечка языка, расщелина верхнего неба, называемая в народе «волчьей пастью», или неправильный прикус; недостаточная подвижность губ и языка; задержка речевого развития из-за задержки психического; неграмотная речь в семье и др.

Слайд 5

Этапы развития фразовой и связной речи. На первом году жизни закладываются основы будущей связной речи. К концу второго года жизни - первые предложения. На 3 – ем году развивается собственная активная речь. Дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование) с опорой на наглядный материал и без него. Таким образом: развитие речи ребёнка при задержке речевого развития отличается от нормального только своими темпами

Слайд 6

Первый этап формирования фразовой речи / 1год 3 месяца – 1 год 10 месяцев/ . 1год 3 месяца – 1 год 8 месяцев - первая стадия , связана с предметной деятельностью. Период предложений , состоящих из аморфных слов – корней . Их разновидности: * предложение – наименование предмета типа назывного ( дядя, папа ); * предложение – обращение, выражающее преимущественно просьбу желание ( баби-баби , тэта-тэта, тата ); * предложение , выражаемое каким- либо междометием или автономным словом ( чик-чик, ам-ам ). Очень часто это глагольные формы (спать, кушать ). Однословные предложения можно отнести к ситуативной речи. Она понятна собеседнику только при учете жестов, движений, мимики, интонации . По А.Н.Гвоздеву : «… высказывание тем отличается от слова, что слово только называет предмет, а высказывание отражает ситуацию». 1год 8месяцев – 1 год 10 месяцев: вторая стадия , двух-трехсловных предложений . Двусоставные предложения используются в разных семантических функциях — для называния места («Баба кеся » — «Бабушка кресло», Гусь тута ); для просьбы (Еще мака —«Еще молока», Дай тясы — «Дай часы »); для описания ситуации (Папа бай-бай. Тетя там); для отрицания ( Немоко — «Не мокро ») Следующий этап - появление развитых синтаксических форм: смыслового объединения отображаемых в речи предметов (Я вижу чашку и стакан.), атрибуции (Это «новая» шляпа .), указания на принадлежность (Это носки Вовы .), местоположение предмета (Кофта на стуле.), отображения отношений типа: «субъект-объект» ( Катя кидает мячик и т. п.).

Слайд 7

Игры и задания 1-ого этапа: Совместное рассматривание предметов. П ротекает в форме диалога. «Повтори за мной ». «Смотри, я кормлю мишку. Вот так. Теперь ты покорми мишку… Что ты делаешь?» - «Кормлю мишку» Чтение потешек, стихов. Знакомство с новым словом. Например, « Ваня кушает, а курочка клюет , и цыплята клюют ... Что курочка делает? Покажи, как она клюет ...» При этом рассматриваются картинки или выполняются действия с игрушками. Рассматривание картинок. Поручения, требующие ответа-действия . Желательно, чтобы ребенок сам повторял, что ему нужно принести, а выполнив просьбу, сказал, что принес. Если ребенок не хочет выполнять ваши поручения, не заставляйте его – это игра . Звуковое обозначение своих действий. Ребёнок выполняет знакомые действия и обозначает их звуками. (Рисует дождь – «кап-кап». ) Речевое сопровождение действия . Для этого упражнения походят хороводные игры, многие детские стихи. Например «Зайка». Спектакль. Зайчик плачет, мишка бегает, собачка ест, котик потерял мячик. Ребенок должен пожалеть игрушку или помочь ей так, как это делает взрослый. Научить детей пользоваться конструкцией «обращение + глагол повелительного наклонения единственного числа + существительное в винительном падеже . В оспитатель спрячет предмет, потом его покажет и назовет.

Слайд 8

Условия проведения занятий с детьми до 2-х лет Игровых приемов, активизирующих речь малыша, множество, все зависит от вашего желания играть, общаться и фантазии. Важно придумывая игры, соблюдать условия: Занятия должны быть интересны для малыша, и приносить радость. Недопустимо заставлять ребенка что-то делать, если он не может или не хочет. Занятия по развития речи должны быть включены в собственную деятельность малыша, слова должны опираться на его конкретные впечатления. Адресоваться нужно к конкретному ребенку, даже если пред вами несколько малышей. Занятия должны быть очень короткими. 5-7 минут. Лучше повторять их в разное время и в разных ситуациях, чтобы они стали для детей узнаваемой и привычной деятельностью.

Слайд 9

второй этап формирования связной речи / 1 год 10 месяцев – 3 года/ Период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Он характеризуется быстрым ростом разных типов простого и сложного предложений, усвоением служебных слов . К трем годам ребенок овладевает почти всеми падежами и всеми предметными отношениями. к трем годам малыш: Часто задает вопросы. Пользуется двух-, трехсловными предложениями. Говоря, высказывает свои впечатления, мысли. Договаривает звуки, слоги, слова при чтении.

Слайд 10

Игры и упражнения: Рассматривание предмета. Чтобы ребенок переходил от односложной речи к фразовой, используйте следующее упражнение. Показывайте ребенку предмет и спрашивайте, что это. Допустим, «машина». Задавайте следующие вопросы: «А какого цвета машина? А что машина делает? А где у машины колеса? А зачем нужны колеса?» и т.д Упражнение «Что делает собака?» (кукла и т.д .) Педагог совершает разные действия с собакой (можно с куклой) и комментирует их. Глаголы повторяются по три раза. Затем взрослый повторяет всю игру сначала, побуждая ребенка к речи . «Где игрушки ?» Эта игра учит употреблению предлогов «на», «под», помогает различать глаголы «сидит», «лежит, «стоит». И игре используются разные поверхности – стол, стул, диван, пол . Пропуск слов в стихах. Н апример : «Зайку бросила…», «Я козленка в сад…» и т.д . Со временем можно называть только первое слово строчки – пусть ребенок проговаривает все остальное.

Слайд 11

Рассматривание картинок. Поручения, требующие ответа-действия. Речевое сопровождение действий . Х ороводные игры, многие детские стихи. Совместный пересказ знакомых сказок с повторяющимся сюжетом: «Репка», «Теремок», « Заюшкина избушка» и пр. На прогулке надо обязательно говорить с ребенком, называя , поясняя тот или иной предмет или явление, а также вызывать детей на разговор. Знакомство с художественной литературой. Игры –драматизации. Занятия по лексическим темам.

Слайд 12

Этапы работы по формированию связной речи Подготовительный этап – предварительная работа. Интеллектуальное развитие (совершенствование психологической базы речи, развитие тонкой и артикуляционной моторики). Речевое развитие: развитие понимания речи, расширение пассивного и активного словаря, формирование фонематического восприятия и начальных навыков звукового анализа. Начальный этап – овладение диалогической речью ( состоит из обмена высказываниями, При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слова). Основной этап – формирование монологической речи: обучение рассказыванию Формы монологической речи: описание повествование рассуждение

Слайд 13

Литература: Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под редакцией С. Л. Новоселовой . – М.: Просвещение, 1985. Развивающие игры с малышами до трех лет / Составила Т. В. Галанова. – Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия холдинг, 2000. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие / Л. Н. Павлова, Е. Б. Волосова, Э. Г. Пилюгина. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие / Л. Н. Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. Игры-занятия с малышами / А. Н. Фролова. – Киев: Рядянська школа, 1987. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада / Под редакцией Л. А. Венгера . – М.: Просвещение, 1988. Поиграй со мной, мама! Игры, развлечения, забавы для самых маленьких / И. А. Ермакова. – Санкт- Питербург : Издательский Дом «Литера», 2006. Речь и речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи: Методическое пособие для воспитателей / А. Г. Арушанова . – М.: Мозаика-Синтез, 2004. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями / Т. Б. Филичева, А. В. Соболева. – Екатеринбург: Издательство « Литур », 2000.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Управление народного образования администрация городского округа город Бор Нижегородской области. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №16 «Былина» Напылова Светлана Геннадьевна специалист сопровождения детей с ОВЗ (учитель-логопед) Первой квалификационной категории Педагогический стаж – 36 лет Стаж учителя-логопеда – 20 лет Профессиональное кредо: « Кто постигает новое, лелея старое , тот может быть учителем». (Конфуций) 2015 год

Слайд 2

Тема работы: «Использование методов песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ»

Слайд 3

Актуальность Важность и необходимость формирования у детей с ОВЗ навыка грамотно и эмоционально строить свои высказывания, развитие способности свободного владения пальцевой умелостью с одной стороны и отсутствие интереса детей к образовательной деятельности, скованность и неуверенность в себе – с другой, привели к выбору темы. Ведущая педагогическая идея: Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.

Слайд 4

« Теоретическое обоснование выбора темы» Пескотерапия - одна из разновидностей игротерапии. Основная цель арт-педагогической деятельности - это гармонизация развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания. Карл Густав Юнг Маргарет Ловенфельд Дора Калф , « Sandplay», 1980

Слайд 5

Аналитический этап: первоначальная диагностика детей

Слайд 6

Цель : Создание условий для повышения эффективности работы по развитию речевых способностей, психических процессов, развития мелкой моторики рук у детей через игры и упражнения с песком. Задачи : Развивать речь, обогащать и активизировать словарь детей; Развивать мелкую моторику рук, тактильную «чувствительность» как основу развития «ручного» интеллекта детей; Формировать познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление); Сформировать интерес к учебному процессу.

Слайд 7

Подготовительный этап Создание предметно-развивающей среды: «Песочная комната» Ламинированные картинки по сказкам Цветной песок Большой планшет для рисования на стекле Индивидуальные планшеты

Слайд 8

Создание методической базы:

Слайд 9

Практический этап Развитие речи «Песочная река – звуковые берега» (Р – РЬ) «Создаём мир» (Дикие и домашние животные) «Кого засыпал песок?» (родительный падеж существительных) «Рисуем сказку»

Слайд 10

Проект «Развитие связной речи детей через игры с песком» сентябрь октябрь ноябрь декабрь Диагностическое обследование дошкольников. Презентация «Ладошки на песке». Проведение практикума по организации игр с песком. Подбор текстов для обучения пересказу в соответствии с особенностями детей. Изготовление «планшетов» и сенсорного столика для рисования песком. Подбор изо-материала в соответствии с темой. Знакомство с песком и его свойствами . С правилами поведения в песочной комнате. «Дорисуй-ка» ( Преображать зигзаги, рассказывая о своём творчестве Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть ».( + учить детей анализировать поступки героев и фантазировать: Как бы вы поступили? или Что должны были сделать герои? «Говорящие линии». (выражать характер и настроение с помощью различных линий ; высказываться от лица «линий» - мини диалоги). Домики трёх поросят . (рисовании домов, сделанных из разных материалов. Рассказать и показать , в каких домиках живут НАФ-НАФ, НИФ-НИФ и НУФ-НУФ. Пересказ сказки «Кто сказал мяу ?» ( Прорисовывать героев сказки и эмоционально передавать их диалоги. Чудесный лес. (с помощью различных линий рисовать природу и рассказывать о своём отношении к изображённому). Пересказ сказки «Репка ». ( передавать интонацию и окраску голоса героя; прорисовывать героев и давать им характеристики: Какой у тебя дедушка? Какая бабушка? И т.д. Пересказ сказки «Котёнок по имени Гав ». ( Учить фантазировать: кого мог встретить котёнок во дворе? Что могло бы произойти? Забавные кружочки. (рисовать животных из кружков и овалов, передавая их характер; составлять о своём рисунке рассказ-описание). Пересказ сказки «Колобок». ( Прорисовывать героев сказки и эмоционально передавать их диалоги. «Мы – сказочники». ( Придумать, нарисовать и рассказать свою сказку или придумать нарисовать и описать своего сказочного персонажа.

Слайд 11

Развитие моторики рук Пальчиковая игра «Кто идёт?» Рисование на стекле двумя руками одновременно Упражнение «Песочный дождь» Рисование цветным песком Лепка из сырого песка

Слайд 12

«Социально-коммуникативная область»

Слайд 13

Область «Познание» Экспериментальная деятельность (свойства сырого и сухого песка) Рисование на стекле

Слайд 14

«Художественно-эстетическая область» «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…» Сказка «Репка» Рисование цветным песком

Слайд 15

«Физическая область» Упражнения на развитие дыхания Выполнение пальчиковой гимнастики Самомассаж и релаксация Закаливание (ополаскивание рук водой)

Слайд 16

Формы работы с детьми

Слайд 17

Итоговый этап:

Слайд 18

Результаты работы в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка; формируются познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление); перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу существенно повышает мотивацию к занятиям; игры с песком в группе сверстников развивают коммуникативные навыки; игры и упражнения в песке гармонизируют психоэмоциональное состояние детей; следствием решения проблем в социально-эмоциональной сфере является развитие монологической и диалогической речи;

Слайд 19

Транслируемость практических достижений Выступления на педагогическом совете ДОУ; На родительском собрании группы; Участие в городских конкурсах; Методических объединениях для учителей-логопедов и воспитателей; Распространение опыта работы через сайт ДОУ ( dsbilina 16 caduk . ru )

Слайд 20

Литература: Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.; СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Епанчинцева О.Ю., С-П., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И.; М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007. «Игротерапия в логопедии: Пальчиковые превращения». Ихсанова С.В., Ростов-на –Дону, «Феникс», 2014. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Кузуб Н.В., Э.И. Осипук Э.И. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. СПб.: Речь: М.: Сфера, 2011. Цветовой игротренинг . Погосова Н.М. – СПб.; Речь, 2005.

Слайд 21

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: учитель-логопед I квалификационной категории МБДОУ д/с №16 «Былина» Напылова Светлана Геннадьевна

Слайд 2

Тип проекта: По доминирующей деятельности: практико-ориентированный; По содержанию: познавательно-речевой; По числу участников: групповой; По времени проведения: долгосрочный; По характеру контактов: осуществляется внутри дошкольного учреждения;

Слайд 3

Мои воспитанники это дети старшего возраста с ОНР. ОНР (III уровень речевого развития) - это наиболее распространенная степень недоразвития речи. Дети уже пользуются развернутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. Для наших детей, наряду с указанными речевыми особенностями, характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: - нарушены внимание и память; - нарушены пальчиковая и артикуляционная моторика; - недостаточно сформировано словарно-логическое мышление; - у детей снижен интерес к образовательной деятельности. В ходе работы с песком я обратила внимание на то, что детям с особыми образовательными потребностями интересна техника рисования песком и на песке, с помощью которой возможно развивать у них уверенность в себе, учить нестандартно мыслить, активизировать творчество и самостоятельность. Таким образом, важность и необходимость формирования у детей навыка грамотно и эмоционально строить свои высказывания, развитие способности свободного владения пальцевой умелостью с одной стороны и отсутствие интереса детей к образовательной деятельности, скованность и неуверенность в себе - с другой, привели к выбору темы проекта.

Слайд 4

Задачи: Развивать речь, обогащать и активизировать словарь детей; Развивать мелкую моторику рук, тактильную «чувствительность» как основу развития «ручного» интеллекта детей; Формировать познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление); Развивать умения элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий; Развивать детскую самостоятельность и инициативу, воспитывать у каждого ребёнка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности.

Слайд 5

Этапы проекта Задачи этапов проекта Практический выход Этап Подготовительный Сентябрь 1.Познакомить родителей с условиями и методами проведения игр в песочной комнате. 2.Осуществлять взаимодействия с воспитателями по внедрению нетрадиционных методов в педагогическую практику. 3. Подготовить развивающую среду для реализации проекта. 1.Презентация для родителей «Ладошки на песке». 2.Проведение практикума для воспитателей по организации игр с песком. 3.Подбор текстов для обучения пересказу в соответствии с особенностями детей. 4.Изготовление «планшетов» для рисования песком. 5.Подбор изо-материала в соответствии с темой. 6. Написание перспективного плана. 2. Этап Основной Октябрь – декабрь Познакомить детей с правилами игры в песок. Научить пользоваться приёмами рисования на песке и проговаривать своё отношение к изображённому объекту. Учить творческому пересказу сказок, прорисовывая героев. Познакомить детей с принципами построения сказочных сюжетов, побуждая к творчеству. Практическая работа: Проведение занятий с детьми в соответствии с перспективным планом. (приложение №1 ) 3. Этап Заключительный Декабрь Проанализировать результаты проекта. Сравнительная диаграмма уровня сформированности умений и навыков у детей.

Слайд 6

Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся. Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности. "Позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста); дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов; развивающий характер обучения, основанный на детской активности; сочетание научности и доступности материала; наглядность; характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

Слайд 7

личностное развитие ребёнка и развитие его индивидуальных способностей; развитие связной речи на уровне пересказа знакомых произведений и воспитание предпосылок к построению творческого рассказа; развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики дошкольников; развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения); формирования коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками и взрослыми; развитие интереса к процессу обучения;

Слайд 8

Оборудована «песочная комната» Обучение происходит в процессе игры Изготовлены планшеты для рисования песком

Слайд 11

Просветительская работа с родителями в виде информационных буклетов: «Игры с песком в развитии мелкой моторики рук»; «О чём может рассказать родителям игра ребёнка с песком»; Родительское собрание с показом практической работы с песком и презентацией «Ладошки на песке»;

Слайд 12

Консультация – практикум для воспитателей «Играем в песок – развиваем речь»; Применение практических рекомендаций в организации игр с песком на прогулке; Чтение детям предложенных логопедом произведений.

Слайд 14

Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.; СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.О.Ю.Епанчинцева, С.-П. «Детство-Пресс», 2010. Цветовой игротренинг. Погосова Н.М. – СПб.; Речь, 2005. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И.; М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007. «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста». Н.Ф.Бережная. Дошкольная педагогика.-2007.-№1.-С.50-52


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование монологической речи старших дошкольников Подготовила: учитель - логопед первой квалификационной категории МБДОУ детского сада №16 «Былина» Напылова С.Г. 2015 г. corowina.ucoz.com

Слайд 2

Монологическая речь Монологическая речь как речь одного лица требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в тоже время говорить эмоционально, живо, образно. corowina.ucoz.com

Слайд 3

Основные методы обучения детей связной монологической речи

Слайд 4

Задачи: 1. Развивать образную связную монологическую речь детей . Познакомить детей со средствами художественной выразительности (эпитеты, сравнения, фразеологизмы). 2. Активизировать лексическую и грамматическую стороны речи детей 3. Развивать связную монологическую речь детей : - пересказ произведений; - творческое рассказывание (на тему предложенную педагогом, коллективное творчество, на самостоятельно выбранную тему); - составление описательных рассказов (по картинам, по серии сюжетных картин, рассказов - загадок: по игрушкам, по предметам, по картинкам). 4. Развивать выразительную речь детей . 5. Развивать умственные способности детей (умение самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе, составлять творческие рассказы на основе использования заместителей предметов и наглядных моделей планов).

Слайд 5

Занятия по пересказу Старший возраст – дети овладевают навыками воспроизведения текста с опорой на иллюстративный материал и помощь педагога Подготовительный возраст - дети должны овладеть пересказом без опоры на наглядный материал Виды творческих заданий: Игры-драматизации на сюжет пересказываемого произведения. Упразднения в моделировании сюжета пересказываемого произведения (с помощью картинного панно, наглядной схемы, компьютера). Рисование на тему (сюжет) пересказываемого произведения с последующим составлением рассказов по выполненным рисункам. (Изображение персонажей или отдельных эпизодов рассказа (сказки) и их словесное описание.) Восстановление «деформированного» текста с последующим его пересказом: а) подстановка в текст пропущенных слов (словосочетаний); б) восстановление нужной последовательности предложений, Составление «творческих пересказов» - с заменой действующих лиц, места действия, изменением времени действия, Изложением событий рассказа (сказки) от 1-го лица и др.

Слайд 6

Обучение рассказыванию по картинам Виды творческих заданий: Придумывание названия к картине или серии картин», а также разных вариантов названия; придумывание названия к каждой последовательной картинке серии (к каждому фрагменту - эпизоду). Игры-упражнения на воспроизведение элементов наглядного содержания картины («Кто самый внимательный?», «Кто лучше запомнил?» и т.д.). Упражнение в составлении предложений по данному слову (словоформе) с учетом картины. Разыгрывание действий персонажей картины (игра-драматизация с использованием пантомимы и др.). Придумывание продолжения к действию, изображенному на картине (их серии). Составление завязки к изображенному действию (с опорой на речевой образец педагога). Восстановление пропущенного звена при составлении рассказа по серии картинок. Игра-упражнение «Угадай-ка», (По вопросам и указаниям педагога дети восстанавливают содержание изображенного на картине» но не показанного фрагмента, закрытого экраном.)

Слайд 7

Обучение описанию предметов Виды творческих заданий: Игра-упражнение «Узнай» что это!» (Узнавание предмета по указанным его деталям, отдельным составным элементам.) Составление описания предмета по собственному рисунку. Применение игровых ситуаций при составлении описательных рассказов («Магазин»« «Пропала собачка» «Фотоохота» и т. д.).

Слайд 8

Обучение рассказыванию с элементами творчества Под творческими рассказами понимают придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму Составление творческого рассказа предполагает умение связно и последовательно отображать в речи те или иные события, а также наличие у детей представлений о некоторых правилах построения рассказа-сообщения (зачин, развитие сюжетного действия, концовка, определение времени и места событий и т.д.). Поэтому обучение составлению творческих рассказов осуществляется при условии сформированности у них определенных навыков связных развернутых высказываний (пересказ, составление рассказа по картине, о предмете и др.).

Слайд 9

Рассуждение Требует продуманности, аргументированности, выражения своего отношения к высказываемому, отстаивание своей точки зрения. Чтобы овладеть рассуждением, дошкольник должен научиться вскрывать причинно-следственные отношения между явлениями и фактами действительности. Это умение формируется постепенно, в определенной последовательности. На первых порах целесообразно как можно чаще предлагать детям повторять вслед за педагогом формулировки заданий, обобщающих выводов, правил.

Слайд 10

Предполагаемый результат К концу обучения дети должны уметь: 1) по возможности самостоятельно, без помощи педагога пересказывать текст, придумывать новые эпизоды сказок, сочинять собственные, составлять описательные рассказы по картинам. 2) внимательно слушать на занятиях педагога, действовать по предложенному плану, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу.

Слайд 11

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №16 «Былина» Описание педагогического опыта: «Использование игр и упражнений с песком и цветом в работе логопеда » Напылова Светлана Геннадьевна учитель-логопед первой квалификационной категории Педагогический стаж – 37 лет Стаж учителя-логопеда – 21 год

Слайд 2

Актуальность и перспективность опыта

Слайд 3

Противоречие : Структура образовательного пространства группы компенсирующей направленности, традиционных форм образования Особенности личности к аждого ребёнка с ОВЗ и а ктивная развивающая среда

Слайд 4

Условия формирования опыта Изучение и внедрение приёмов арт-педагогики в образовательный процесс с 2010года Создание предметно-развивающей среды по предложенной теме в логопедическом кабинете. Диапазон опыта: индивидуальные, подгрупповые, фронтальные занятия для детей старшей и подготовительной групп компенсирующей направленности. Гипотеза: Применение игр и упражнений с песком и цветом в логопедической практике способствует более эффективному формированию у дошкольников с ОВЗ правильной речи и звукопроизношения, что является основой успешного обучения в школе.

Слайд 5

Теоретическая база опыта Основная цель арт-педагогической деятельности - это гармонизация развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания . Чудеса на песке. Песочная игротерапия . Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.; Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Епанчинцева О.Ю . В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Кузуб Н.В., Э.И. Осипук Э.И. Цветовой игротренинг . Погосова Н.М.

Слайд 6

Технология опыта Цель : Создание условий для развития познавательных способностей у детей с ОВЗ, посредством игр с песком и цветом. Задачи : Развивать речь, обогащать и активизировать словарь детей; Развивать мелкую моторику рук, тактильную «чувствительность» как основу развития «ручного» интеллекта детей; Формировать познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление); Сформировать интерес к учебному процессу.

Слайд 7

Содержание образования и средств достижения цели: Говорят, что знание обретается тогда, когда оно проходит через личное отношение, сопереживание. На своих занятиях, наряду с традиционными технологиями, я использую элементы цветотерапии и пескотерапии . Занятия с песком проходят индивидуально и подгруппами в специально созданной микро-зоне в кабинете логопеда. Занятия с использованием цвета проводятся: Подгруппами и индивидуально, в сочетании с песочными играми. Фронтально, согласно перспективному тематическому плану занятий по цвету для старшей и подготовительной групп ( на основе адаптированного материала из книги «Цветовой игротренинг»):

Слайд 8

Тема /цвет /месяц Задачи Самовыражение в цвете Сентябрь Развитие общего внимания и понимания речи. Разноцветный мир Расширять представления детей о разных цветах и развивать умения их различать. Упражнять в согласовании прилагательных, обозначающих цвет, с существительными в роде, числе. Обучать умению чётко и ясно излагать свои мысли. Развитие слухового и зрительного внимания. Собрать « цветик-семицветик »; Оторвать лепесток и загадать желание Октябрь Золотая осень. Жёлтый цвет. Расширять представления о жёлтом цвете, подбирать прилагательные для его описания. Развивать фразовую речь при ответах на вопросы. Развивать мелкую моторику рук и двигательную координацию: расслабление рук по контрасту с напряжением. Дети рисуют «автопортреты» на контурах желтых осенних листьев. Составляется коллаж из осенних листьев - портретов Ноябрь Дом и его части. Коричневый цвет Расширять представление о коричневом цвете и его оттенках. Согласовывать существительные единственного числа с прилагательными в роде (жен., муж.). Развивать фразовую речь в ответах на вопросы. Развивать воображение и способность фантазировать. Коричневые домики для шоколадного зайца. Что бы вы слепили из шоколада, как из пластилина? Январь Зимние забавы. Белый цвет. Расширять представление детей о белом цвете. Упражнять в согласовании прилагательного с существительным в роде и числе. Учить описывать предметы полными предложениями. Развивать мелкую моторику рук. Развивать творчество, воображение. Аппликация на синем фоне «Снегурочка». Способом обрывания треугольной и круглой формы по контуру. Детали прорисовываются голубым карандашом, снег – белыми мелками. Март «8 Марта». Фиолетовый цвет. Расширять представление о фиолетовом цвете. Практическое усвоение формы дательного и винительного падежей. Развивать интонационную выразительность речи. Развивать умение тонко чувствовать окружающее пространство Фантазия на тему «Фиолетовая клякса». Апрель Транспорт. Голубой цвет. Расширять представления о цвете, развивать способности тонко чувствовать цвет и подбирать адекватные прилагательные для его описания. Развивать слуховое и зрительное внимание, способности концентрироваться и управлять мысленными образами. Развивать фантазию и творчество Рисунки на тему: «Путешествие (или полёт) в голубом небе».

Слайд 9

Тема /цвет месяц Задачи Самовыражение в цвете Сентябрь Фрукты - овощи Красный цвет Расширять представления детей о красном цвете. Развивать фразовую речь при ответах на вопросы и умение свободно и легко излагать свои мысли. Развивать связную речь и способность составлять описательные рассказы с опорой на анализаторы. Коллаж: «Яблочки нашего настроения». Октябрь Лес Зелёный цвет Развивать способность чувствовать цвет. Развивать диалогическую речь при пересказе литературного текста. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве помещения и на листе бумаги. Коллективная аппликация с«Волшебный лес».(дети мастерят из бумаги, вырезают из журналов или рисуют фантастических зверей и дают им необычные имена). Ноябрь Поздняя осень Коричневый цвет Закреплять представления детей о коричневом цвете. Упражнять в правильном употреблении сложных слов (темно-коричневый, красно-коричневый и т.д.) Формировать вкусовые образы и развивать умение описывать свои ощущения словами. Развивать воображения и способность фантазировать. Коллаж: «Шоколадный город». (домашние заготовки: дети рисуют, вырезают дома, замки, дворцы причудливых форм). Декабрь Зима Серебряный цвет Упражнять в согласовании прилагательных с существительными. Формировать умения составлять полные предложения по заданным моделям. Развитие внимания, связанного с координацией зрительного и двигательного анализаторов (упражнение «Отражение в зеркале). Активизация детей на проявление чувств любви и уважения к себе. «Приключения серебряной звёздочки». (Дети дома придумывают продолжение истории и отражают это в своих рисунках.) Март Ранняя весна. Оранжевый цвет Расширение представления детей об оранжевом цвете. Практическое усвоение формы винительного падежа без предлога. Активизация и обогащение словаря за счёт подбора разнообразных глаголов. Развитие логического мышления: умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Рисование пальчиковыми красками «Оранжевое настроение». Апрель Перелётные птицы Синий цвет Формировать способность ясно и чётко излагать свои мысли, строить полные предложения. Активизация и обогащение словаря: синеглазый, синеет и т.д. Расширять представления детей об эмоциях и воспитывать добрые чувства. Рисование с элементами аппликации «За синей птицей». (история человека или сказочного персонажа о поисках птицы счастья – домашняя работа) Май И тоговое «Путешествие по радуге». (мини спектакль) Развивать творческий талант детей, умение эмоционально обыгрывать роли. Закреплять поставленные звуки.

Слайд 10

разделы игры с цветом игры с песком Формирование представлений о пространстве «Путешествие солнышка» «Забавные линии». «Цветные колпачки». «Строим башенки» «Чувствительные ладошки», «Песочный дождик» , « Необыкновенные следы»,«Караван верблюдов», «Ориентировка на песочном листе», «Незаконченный сюжет»,«Дорожки из песка». Гласные звуки «Нарисуй фигуру» - на сухом или влажном песке рисовать артикуляционные символы гласных (круг, овал, полукруг, прямоугольник) Развитие речевого дыхания. «Подуй на кляксу» «Песочный ветер» Автоматизация и дифференциация поставленных звуков «Цветные ведёрки». « Разноцветные дорожки» . «Цветное лото » «Назови звук» , «Археология». «Найди друга» , «Кто это был?» , «Какой звук лишний?» , «Эхо» , «Песочная река – звуковые берега». Введение поставленных звуков в речь «Разноцветные истории» , «Цветные коллажи». «Песочные прятки», "Мой город" . Формирование лексико-грамматической стороны речи «Цветные ведёрки».(Какой, какая, какое, какие) «Следы животных». «Чей это след?» «Путешествие песочного ветерка». «Ну, погоди!». «Превращения». Развитие связной речи «Весёлые прищепки». «Цветные коллажи». « Кляксы». «Песочные прятки», «Сюрприз в песочнице». «Тематические сюжеты». Обучение грамоте. -Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. - Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д.. -Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово. -Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой; "Ударение" «Вылечи слово». Игры и упражнения с песком и цветом, используемые в логопедической практике

Слайд 11

Белый цвет «Зимние забавы» «Жёлтая история» Тематические игры: «Дикие и домашние животные» «Транспорт» «Необыкновенные следы» «Песочный дождик» Цветные ведёрки

Слайд 12

Адресность опыта Разработанные материалы могут Использоваться: Логопедами Воспитателями Родителями Психологами Дефектологами

Слайд 13

Результаты педагогического опыта

Слайд 14

Литература: Чудеса на песке. Песочная игротерапия . Грабенко Т.М., Зинкевич -Евстигнеева Т.Д - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. О.Ю.Епанчинцева , С.-П. «Детство-Пресс», 2010. Цветовой игротренинг . Погосова Н.М. – СПб.; Речь, 2005. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И.; М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007. Обучаем дошкольников грамоте при помощи звука, цвета и движения. Гордеева С.Е.; М.: Т.Ц. «Сфера», 2011.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речевая развивающая среда как средство повышения качества речевой работы с детьми. Подготовила: Учитель-логопед МБДОУ Д/С 16 «Былина» Напылова С.Г.

Слайд 2

Передача информации Общение Передача эмоций Значение речи в жизни человека

Слайд 3

Факторы, влияющие на развитие речи детей

Слайд 4

Речевая развивающая среда Естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная, разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами . В этой среде возможно включение в активную познавательно - творческую деятельность каждого ребёнка .

Слайд 5

дистанции (позиция при взаимодействии ) активности стабильности – динамичности(сменяемость, разнообразие) комплексирования и гибкости зонирования эмоционального благополучия эстетики среды гендерности учёта возрастных особенностей. Принципы построения развивающей речевой среды

Слайд 6

Задачи построения речевой развивающей среды Обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью; Обеспечение богатства сенсорных впечатлений; Обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка; Обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций; Обеспечение возможности для исследования и экспериментирования в языковой системе Цель построения речевой развивающей среды: Насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста

Слайд 7

Компоненты РРС Речь педагога Методы и приемы Оборудование Компоненты развивающей речевой среды

Слайд 8

грамотная, педагогически целесообразная речь педагога; методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец, сопряжённая речь и др.); методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (рассказы, чтение); самостоятельное рассматривание картинок, игрушек, книжек и др. (на развитие инициативной речи). Речевая развивающая среда первой младшей группы

Слайд 9

грамотная, педагогически целесообразная речь педагога; методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности); методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (разговоры, рассказы, чтение); организация «Уголка интересных вещей» (стимулирование самостоятельного рассматривания книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем). Речевая развивающая среда второй младшей группы

Слайд 10

грамотная речь педагога; методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (удовлетворение потребности в получении и обсуждении информации; формирование навыков общения со сверстниками; знакомство с формулами речевого этикета); методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (выслушивание детей; уточнение ответов; подсказ; рассказы воспитателя - акцент на стимулирование познавательного интереса); организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др. для развития объяснительной речи). Речевая развивающая среда средней группы

Слайд 11

грамотная речь педагога; методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений; умений грамотного отстаивания своей точки зрения); методы и приёмы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей; трансформация высказываний в связные рассказы; запись и повторение рассказов; уточнения, обобщения); организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (пополнение уголка – акцент на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира; организация восприятия с последующим обсуждением); создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребёнка Речевая развивающая среда старшей и подготовительной к школе групп:

Слайд 12

Нетрадиционные формы организации детей.

Слайд 13

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

http://jemchujinka.info/wp-content/gallery/kartinki-dlya-zapisey/1-2_0.jpg  Артикуляционная гимнастика

через игры с песком.

  • «Лошадка»- щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».
  • «Индюки»- языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.
  • «Качели»- языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.
  • «Часики»- языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.
  • «Накажи непослушный язычок»- губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.
  • «Звуки»- Произносить гласные звуки. Рисовать эти звуки-буквы пальчиком на песке.
  • «Улыбка – хоботок» – зубы сомкнуты, улыбнуться с напряжением, обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать на счет 10. На песке указательным пальцем правой руки рисуем улыбку, потом тоже самое делаем левой рукой.
  • «Бублик» – хоботок, затем округлить губы (зубы сомкнуты), чтобы были видны зубы. Удерживать до 10 секунд. На песке пальчиком правой руки рисуем круг-бублик, потом руки меняем.
  • «Чья ямка глубже?» - у ребёнка одноразовая коктейльная соломка. Язык сложить «трубочкой» - подуть через соломинку на песок, не надувая щёк.  
  • «Забей гол!» – подуть на кончик языка, находящийся в распластанном положении на нижней губе. Вытянуть  губы хоботком, выдувать струю воздуха на ватный шарик ( можно взять лёгкий пластмассовый шарик).
  • «Снегопад» - дети скатывают ватные шарики и сдувают их с ладошки на постройки, созданные в педагогической песочнице (дыхание: носом-вдох, ртом – выдох).

C:\Documents and Settings\UserXP\Рабочий стол\Всё моё\для мамы\занятия с песком\песок\DSC_0324.JPG