Обобщение инновационного педагогического опыта
Формирование познавательной компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы посредством применения инновационных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tarabrina_inf.-karta.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение инновационного педагогического опыта
Ф.И.О. | Тарабрина Татьяна Борисовна | |||||||||||||||||||||||||
Учреждение | МБОУ «Оборонинская СОШ.» р.п. Мордово Мордовского района Тамбовской области ул. Школьная д.8 , телефон ОУ 3-15-32 E-mail mouoborona@mail.ru | |||||||||||||||||||||||||
Должность | Учитель русского языка и литературы | |||||||||||||||||||||||||
Стаж работы в должности | 34 года | |||||||||||||||||||||||||
1. Тема инновационного педагогического опыта | Формирование познавательной компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы посредством применения инновационных технологий. | |||||||||||||||||||||||||
2. Источник изменений |
| |||||||||||||||||||||||||
3. Идея изменений |
| |||||||||||||||||||||||||
4. Концепция изменений: | ||||||||||||||||||||||||||
Обеспечение условий для формирования познавательной компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы посредством наиболее эффективных инновационных образовательных технологий создаст условия для развития творческих и самостоятельных навыков обучающихся. | ||||||||||||||||||||||||||
Актуальность | Одним из приоритетных направлений этого процесса является внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Их использование постепенно влияет на изменение содержания и структуры образования, представлений об организационных формах, методах обучения и контроля результатов, на изменение частных методик преподавания, способствует формированию положительной мотивации к изучению русского языка и литературы; раскрытию интеллектуального и творческого потенциала учащихся; развитию познавательной компетенции; повышению качества знаний; укреплению психологического здоровья учащихся. | |||||||||||||||||||||||||
Новизна | Сегодня необходимо, чтобы учитель, преподающий любую школьную дисциплину, мог подготовить и провести урок с использованием различных инновационных технологий: ИКТ, технологии индивидуального обучения, технологии обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, проектной, игровой, коммуникативно-диалоговой технологий. Некоторые преподаватели гуманитарных предметов сомневаются в целесообразности применения информационных технологий на своих уроках. Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению компьютера. Полагаю, что эти опасения несколько необоснованны. При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков такие занятия оказываются интересными и очень продуктивными. | |||||||||||||||||||||||||
Ожидания | Использование инновационных образовательных технологий позволит не только повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению литературы и русского языка, способствуют раскрытию интеллектуального и творческого потенциала учащихся, развитию познавательной компетенции, повышению качества знаний, укреплению психологического здоровья учащихся.
| |||||||||||||||||||||||||
Затруднения в реализации | Трудности в использовании инновационных технологий в образовании возникают из-за отсутствия не только методической базы их использования в этой сфере, но и методологии разработки ИКТ для образования, что заставляет педагога на практике ориентироваться лишь на личный опыт и умение эмпирически искать пути эффективного применения информационных технологий. | |||||||||||||||||||||||||
Риски | Некомпетентность учителя в области компьютерных технологий; увлечённость формой, а не качеством применения ИКТ: непродуктивность и плохое качество продуктов ЦОР | |||||||||||||||||||||||||
5. Условия реализации изменений (предлагаемого опыта работы) | Формирование познавательной компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы, применение инновационных технологий, ИКТ и ЭОР существенно влияют на качество знаний. | |||||||||||||||||||||||||
6. Результат изменений (использования предлагаемых способов обучения и воспитания) | Результативность профессиональной деятельности характеризуется стопроцентной успеваемостью и высоким уровнем качества знаний учащихся по русскому языку:
На ГИА по русскому языку в 9 классе в 2016 году 21 выпускник из 25 получили 4 и 5, средний тестовый балл 32,2 , качество знаний-84%. по литературе:
| |||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||
7. Публикации (если есть) | ||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||
8.Описание инновационного опыта учителя (размещается как приложение) | Формирование познавательной компетенции обучающихся немыслимо без новых инновационных технологий, применение которых на уроках повышает интенсивность и результативность учебного процесса, детьми усваивается гораздо большее количество учебного материала, чем это происходило за это же время в условиях традиционного обучения. Большую роль в этом процессе играют компьютеры, которые соответствуют требованиям современной школы. Они могут воспринимать новую информацию, обрабатывать её и принимать решения, могут запоминать необходимые данные, воспроизводить движущиеся изображения, позволяют максимально адаптировать процесс обучения к индивидуальным особенностям учащихся. Каждый ученик получает возможность работать в своём ритме, выбирая оптимальные объём и скорость усвоения материала. Компьютер обеспечивает и всесторонний (текущий, итоговый) контроль учебного процесса. При использовании компьютера для контроля качества знаний учащихся достигается большая объективность оценки, значительная экономия учебного времени, так как осуществляется одновременная проверка знаний всех детей в классе. Учителю отводится важная роль в контроле влияния информационных технологий на детей и коррекции негативных психологических последствий, именно поэтому педагог должен умело применять в своей работе здоровьесберегающие технологии
Какие возможности предоставляют ИКТ учителю русского языка и литературы. Большие возможности использования ИКТ предоставляют уроки русского языка и литературы. В зависимости от цели урока компьютер можно использовать на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков, при подготовке к ЕГЭ. При этом для школьника он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды.
Создание мультимедийных презентаций Power Point для иллюстрирования, для выдерживания структуры урока, в проектной деятельности, в качестве домашнего задания. Создание дидактических материалов (карточки, схемы, таблицы, кроссворды) в Microsoft Word, Microsoft Excel. Использование Publisher для создания буклетов, открыток листовок, программок.
для самообразования учителя, как источник материалов для урока (словари, тексты, иллюстрации, музыкальное сопровождение), как средство расширения кругозора учащихся.
Внеурочная работа (на факультативах, дополнительных занятиях, занятиях кружка, во время проведения литературных вечеров, театрализованных постановок). Учитель выступает организатором творческой поисковой и исследовательской деятельности учащихся. Есть опыт создания совместных проектов по лирике поэтов золотого и серебряного века. Учащиеся разбиваются на группы: художники, музыканты, чтецы - и готовят анализ стихотворений. Это интерпретация произведений, которая создаётся в виде творческой работы, позитивно влияет на развитие познавательной компетенции личности ученика. Художники в виде образов, изображая стихотворение построчно, создают анимационный ряд. Музыканты подбирают музыку, под которую может прочитываться данное стихотворение, и обосновывают свой выбор. Чтецы добиваются более точного прочтения. Потом вся работа собирается воедино, и создаётся один проект - фильм. (Рисунки сканируются и включаются в презентацию). В данном случае ИКТ не только позволяет активизировать учебный процесс, но и формирует у учащихся умение работать в команде, а также позволяет проводить профориентационную работу. В таком же режиме учащиеся создают документальные фильмы, готовят заочные экскурсии, презентации о писателях, их произведениях, создают справочники и опорные конспекты. В современном мире происходит синтез различных видов искусства, поэтому очень часто на уроках русского языка и литературы провожу интеграцию с изобразительным искусством, музыкой, историей, биологией, математикой, киноискусством. Долгие годы сельская школа не имела активного доступа к сокровищам мирового культурного наследия. Всё изменилось с появлением информационных технологий. Теперь, не выходя из стен школы, учитель и ученик могут самостоятельно найти любой интересующий материал. Большую помощь в этом оказывают фонохрестоматия, видеоролики, видеофильмы (художественные и документальные), аудиозаписи. Например, в кабинете используются созданные мной и учащимися презентации на различные темы к урокам русского языка и литературы с 5-11 классы, фрагменты экранизаций литературных произведений: (А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка», Н.В.Гоголь «Шинель», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», Л.Н.Толстой «Война и мир», М.А.Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»). В процессе обучения русскому языку и литературе учитель и ученик традиционно обращались и обращаются к энциклопедиям, словарям, справочникам, хрестоматиям. Основным источником информации перестает быть библиотека, приоритетным становится Интернет. Объемы информации, размещенной в Сети, значительно превышают объемы любых печатных изданий. В Интернете множество сайтов, на которых найдёшь любой необходимый текст. Учитель-словесник может использовать в Интернете следующие виды полезных ресурсов: толковые словари, сборники правил и нормативные документы по преподаванию, программы, методические разработки, научные статьи. Общение с коллегами, посещение форумов, семинаров, участие в коллективных обсуждениях педагогических и методических проблем, размещение своих материалов, их оценка – всё это становится необходимым для творчески работающего педагога. В каталоге образовательных ресурсов сети Интернет, разделе «Ресурсы по предметам образовательной программы» содержатся и ресурсы для учителя русского языка. Особенно часто обращаюсь к следующим:
Применяю на уроках диски серии «1С: Репетитор». Считаю эффективной эту программу особенно в 10 - 11 классах как на уроках, так и для самостоятельной подготовки учащихся к ЕГЭ. На уроках русского языка и литературы применяю электронное сопровождение. В течение нескольких лет активно использую в своей работе мультимедийный ресурс «Библиотеки Кирилла и Мифодия» с 5 по 11 классы. Это приложение хорошо тем, что включает в себя презентацию темы урока, хрестоматию, и тесты для проверки качества знаний. Для работы на уроке часто использую различный дидактический материал, приготовленный с помощью компьютера. Это могут быть карточки, таблицы, схемы. Например, в карточке даётся два вопроса. В зависимости от возможностей, ученик может ответить на оба вопроса или на какой-то один (здесь легко можно использовать дифференцированный подход в обучении.)
Для контроля использую тесты. Например, в начале года провожу входную диагностику, которая включает тестовые задания с выбором ответа и задания, где ответ нужно дать словом. Тесты позволяют выявить качество знаний учащихся, пробелы в изучении некоторых тем, скорректировать их устранение. Применение компьютерных презентаций позволяет ввести новый материал в более увлекательной форме, реализуя принцип наглядности, что способствует прочному усвоению информации. Презентация заменяет классную доску для фиксации внимания учащихся при закреплении новой темы, при выполнении упражнений и работе с текстом, делая опоры на ключевые фразы. В проектной деятельности итоги исследовательской работы ученики представляют в виде презентаций. Это развивает умения ориентироваться в информационном пространстве, расширяет запас активной лексики, повышает самооценку, является стимулом для развития коммуникативных навыков, ведь презентацию дети должны представить на уроке или научно-практической конференции, высказать мнение о работах одноклассников. Интерактивная доска позволяет использовать все возможности компьютера плюс возможность активизации учащихся. Дети могут делать записи на доске, рисовать поверх любых приложений и сайтов, выделять главные мысли, фиксировать наблюдения. Очень удобно использовать интерактивную доску для заполнения тематических таблиц, схем, опорных конспектов. Файлы можно сохранять в первоначальном или исправленном виде и использовать. | |||||||||||||||||||||||||
Экспертное заключение | Новизна опыта: Формирование познавательной компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы посредством применения новых инновационных технологий. Ведущая педагогическая идея опыта: Применение новых инновационных технологий на уроках повышает интенсивность и результативность учебного процесса. При использовании ИКТ, технологии индивидуального обучения, технологии обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, проектной, игровой , коммуникативно-диалоговой технологий усваивается гораздо большее количество учебного материала, чем это происходило за это же время в условиях традиционного обучения. Использование компьютера благотворно влияет на качество усвоения знаний учащимися. Технология опыта: Применение различных электронных и мультимедийных учебных программ и приложений, Интернет-ресурсов, а также создание учебных презентаций к урокам, наглядных пособий, тестовых тренажёров и других образовательных ресурсов для повышения качества знаний, умений и навыков и формирования универсальных учебных действии учащихся. . Результативность: стабильное повышение качества знаний по русскому языку и литературе на 3-5 %, активизация деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время. Адресная направленность опыта: учителя русского языка и литературы. | |||||||||||||||||||||||||
Ф.И.О. эксперта | Пруцакова Ольга Александровна, председатель МС | |||||||||||||||||||||||||
Составляющие образования (оставить необходимое) | Обучение Дополнительное образование Воспитание | |||||||||||||||||||||||||
Ключевые слова | Применение инновационных технологий способствует формированию познавательной компетенции обучающихся, увеличивает продуктивность уроков и повышает качество знаний. |
Директор школы /Шевченко В.А./