Инновационная деятельность на базе КФУ

                                           Актуальность


    Одной из задач Федерального государственного стандарта дошкольного образования является создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Внимание к этой стороне образования связано с тем, что сегодня основной акцент государства и общества делается на формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, к решению коммуникативных задач, адаптации к жизни в современном социокультурном пространстве.

 Новые социально – экономические условия, складывающиеся в России, вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы при решении новых задач. «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия; способные к сотрудничеству; отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью; обладающие чувством ответственности за судьбу страны». Важнейшим условием реализации концепции является достижение профессиональной компетентности всеми субъектами образования. Данный приоритет является ключевым, так как профессиональная компетентность воспитателя является решающим фактором обеспечения качества результата образования, что в свою очередь влияет на качественные изменения состояния общества. Следовательно, современный педагог должен иметь представление о многообразии подходов к организации образовательного процесса. Воспитатель  должен владеть технологией мониторинга, позволяющей отслеживать эффективность осваиваемых подходов в образовательном процессе.
     Эти процессы закономерно требуют от педагога овладения особой профессиональной технологией педагогического взаимодействия, постоянной потребности к профессиональному и личностному росту. 

 Социально – коммуникативное развитие  направлено на формирование умения ребёнка выстраивать и поддерживать хорошие межличностные отношения, что поможет предотвратить развитие проблем, таких как межличностные конфликты, одиночество.

Детям,  которые  испытывать затруднения в сфере общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками  в будущем будет сложно  выстроить  взаимоотношения с окружающими людьми и социализацию в обществе

   Задача  педагога – помочь ребенку приобрести умение красиво и правильно говорить, умение общаться, что является  необходимым условием  нормального личностного и социального развития ребенка, а также для полноценной подготовки к обучению в школе.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_realizatsii_kommunikativnoe_razvitie.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа реализации

педагогического проекта

«Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста».

Содержание:

1. Паспорт педагогического проекта

2. Актуальность

3. Инновационная направленность

 4. Практическая значимость

 5. Социальная значимость

6. Принципы

 7. Цель, задачи, этапы работы над проектом

8. Понятие коммуникативных способностей, содержание игровых технологий

 9. Ожидаемые результаты

10. Содержание работы воспитанниками,

11. Условия реализации педагогического проекта:

 Партнёрское взаимодействие участников проекта

 Ресурсы

12. Социальный эффект

13. Оценка результатов

14. Используемая литература

 15. Приложение

  Диагностика А.М.Щетинина «Диагностика коммуникативных способностей дошкольников» (приложение 1)

  • Диагностика педагогического процесса под редакцией Н.В. Верещагиной

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» (приложение 2)

 План работы с родителями воспитанников (приложение 3)

        

Паспорт проекта 

Название проекта: «Коммуникативное  развитие  дошкольников посредством вербального и невербального общения»

Вид проекта: практико-ориентированный

Продолжительность: долгосрочный (5лет)

 Формы работы: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная

Руководитель: Шулаева Лидия  Ивановна

Авторы педагогического проекта:  Бурганова Лариса Гиндалифовна –музыкальный руководитель,  Шулаева Дарья Вадимовна – психолог, Ягодинская Марина Анатольевна – логопед, Якимова Елена Павловна – инструктор по физкультуре, Закирова Лилия Галимзановна – воспитатель татарской группы, Гайнутдинова Гульнара Масхутовна, Хакимова Алсу Рашитовна – воспитатели логопедической группы, Антонова Вера Александровна, Карягина Евгения Александровна  - воспитатели старших групп, Икасова Альбина Зуфаровна – воспитатель средней  группы.

Участники: дети дошкольного возраста, родители воспитанников

Партнёры:  воспитатели, родители.

Нормативно-правовые документы: 

  • Закон об образовании от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" –
  • Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2014 - 2018 годы

 Актуальность темы 

Одной из задач Федерального государственного стандарта дошкольного образования является создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром (пункт 1.6). Внимание к этой стороне образования связано с тем, что сегодня основной акцент государства и общества делается на формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, к решению коммуникативных задач, адаптации к жизни в современном социокультурном пространстве.

Содержание основной образовательной программы дошкольного образования обеспечивает развитие личности детей в различных видах общения и деятельности.

Социально –коммуникативное развитие  направлено на формирование умения ребёнка выстраивать и поддерживать хорошие межличностные отношения, что поможет предотвратить развитие проблем, таких как межличностные конфликты, одиночество.

Ребенок, как утверждал Л. С. Выготский, является социальным существом с самого момента рождения. Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности, он сензитивен (чувствителен и восприимчив) для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет трудно.

После  проведенных опросов, анкетирования среди воспитателей, родителей и бесед с детьми старшего дошкольного возраста было выявлено, дети стали испытывать затруднения в сфере общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками. В будущем, это может негативно сказаться на характере их взаимоотношений с окружающими людьми и социализацию в обществе. Осознание данной проблемы побудило взяться за разработку педагогического проекта, направленного на развитие коммуникативных способностей у дошкольников, на укрепление и развитие взаимодействия различных социальных институтов (детский сад, семья, общество), что обеспечит благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, формирования основ полноценной, гармоничной личности.

Особая роль в этом проекте отдаётся игровым методам и приёмам, которые несут образовательную, развивающую и культурную функцию.

Инновационная направленность

В педагогическом проекте предусмотрена интеграция образовательных направлений (познавательное развитие, развитие речи, социально-коммуникативное, художественно- эстетическое, физическое развитие). Что позволяет образовать единое пространство для развития личности ребёнка.

Один из основных принципов Стандарта дошкольного образования   -это уважение личности ребенка, поэтому в данном проекте важная роль отводится организации непосредственно-образовательной деятельности на основе деятельностного подхода. При таком подходе ребёнок не объект формирующих воздействий взрослого, а субъект взаимодействия с ним на основе сотрудничества и взаимодействия.

Следующий принцип ФГОС – реализация Программы, в формах специфических для детей.

Основная сфера детской деятельности – игра. Поэтому игровым технологиям отводится роль средств развития коммуникативных способностей. Они развивают и обогащают коммуникативно-деятельностный опыт детей.  

В проекте используется сочетание игровых технологий, что даёт возможность использования разнообразных средств обучения, обеспечивая вариативность образовательного процесса.

Эффективно развивать коммуникативные способности ребенка, безусловно, помогает и музыкально - игровая деятельность. Ведь в отличие от других отдельно взятых видов искусств – это их синтез. Музыкально – игровое творчество включает в себя практически все виды детской деятельности: песенную, танцевальную, игровую, речевую, художественную, импровизации на детских музыкальных инструментах, а также театр. В музыкально - игровой деятельности можно использовать различные способы взаимодействия ребенка как со взрослым, так и со сверстниками (совместное пение, музицирование, музыкальные игры и т. д). Музыкально- игровая деятельность является той необходимой развивающей средой, которая способна вызвать положительный эмоциональный отклик у ребенка, благотворно влияет на художественно-эстетическое развитие, формирует коммуникационные навыки.

Интеграция различных образовательных направлений помогает детям лучше узнать себя. Помогая раскрепоститься, оно активизирует межличностную коммуникацию, «общение по душам», одновременно способствуя преодолению разного рода коммуникационных барьеров.

Новизной педагогического проекта является использование информационных компьютерных технологий в непосредственно-образовательной деятельности, которые в сочетании с традиционными методами, позволяют более эффективно решать поставленные задачи.

Практическая значимость проекта 

Содержание проекта соответствует специфике формируемой части основной образовательной программы и позволяет максимально увеличить эффективность в освоении задач образовательных областей: «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие».

Содержание и структура педагогического проекта обладают

  • универсальностью, т.к. возможно его использование педагогами других образовательных учреждений;
  • интегративностью – в результате чего можно решать задачи из нескольких образовательных областей;
  • здоровьесбережением – т.е. реализовывать содержание, учитывая индивидуальные особенности ребёнка и его возможности;
  • экономичностью, т.к. использование методических и дидактических средств не требуют  больших затрат.

Таким образом, практическая значимость заключена в возможности использования в практике педагогов данного материала в системе планирования как непосредственно образовательной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов; в сотрудничестве с родителями воспитанников (законными представителями) и воспитателями.

Социальная значимость

Современному обществу  необходимо поколение  с развитой динамической стороной общения: умением легко вступать в контакт, инициативным, способным адекватно выстраивать свое поведение, уважать других людей и уметь проявлять к ним сочувствие и эмпатию. 

В тоже время позитивное самоощущение, которое связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, сформированной положительной самооценки позволяет, стать ребенку активным, социально-значимым членом общества. 

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей, а общение является одной из главных задач в социальной жизни человека. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. В процессе совместной деятельности ребёнка с окружающими людьми возникают особого рода отношения, которые придают их взаимодействию характер сотрудничества, совместного бытия в пространстве деятельности и воспитания.

В основе проекта лежат принципы:

  1. Принцип научной обоснованности и практической применяемости (содержание, формы и методы обоснованы российскими и зарубежными исследованиями)
  2. Принцип психологической комфортности (создание образовательной среды, обеспечивающей чувство увлеченности деятельностью;
  3. Принцип общности и разобщенности (коллективный характер образовательного процесса, индивидуальный подход к каждому ребенку);
  4. Принцип равных возможностей (позволяет детям с разным интеллектуальным уровнем одинаково активно участвовать в музыкальной деятельности);
  5. Принцип творческой активности (обеспечивает для каждого ребенка возможности приобретения собственного опыта творческой деятельности)
  6. Принцип календарности (предполагает ведение деятельности в соответствии с перспективным и календарным планированием);
  7. Принцип комплексности методов педагогического воздействия предусматривает необходимость использования всего многообразия игровых методов, техник и приемов (методы игровой коррекции, элементы психогимнастики; методы, стимулирующие речевое творчество, специальные приемы игрового типа, направленные на объединение детей и активизацию их общения)
  8. Принцип социального взаимодействия и сотрудничества предусматривает активное привлечение ближайшего социального окружения ребёнка к его воспитанию и обучению. Это система отношений ребенка с близкими взрослыми, т.е. особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности и способы ее осуществления.

Цель: Формирование и повышение уровня психолого-педагогических знаний педагогов, родителей  дошкольников в целях актуализации образовательных и воспитательных потребностей, с помощью средств вербального и невербального общения. Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников.

Задачи педагогического проекта: 

  • Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности; способности к сопереживанию, ответственности, толерантности;
  • Развитие эмоциональной сферы, эмпатии;
  • Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления;
  • Развитие речи, как средства общения со взрослыми и сверстниками.
  • Создание условий для развития у детей навыков общения, овладения нормами и правилами поведения, формирования правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний.
  • Обучение искусству общения в различных формах и ситуациях.
  • Приобщение  детей к  художественно – эстетическому воспитанию,  музыкальному искусству через разностороннюю творческую деятельность

 

Этапы работы: 

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

подготовительный

 постановка целей, задач, определение актуальности и значимости проекта;

 выявление проблем в коммуникативной сфере детей конкретной возрастной группы;

 подбор методической литературы для реализации проекта;

 разработка календарно-тематического плана непосредственно-образовательной деятельности.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов

2015 – 2020 год

Курсы повышения  квалификации педагогов.

Изучение ФГОС  дошкольного образования.

Изучение  психолого – педагогической литературы.

 

Новинки методических пособий по коммуникативному развитию дошкольников

Проведение мониторинга социально -коммуникативного и речевого развития  детей.

Методический материал по коммуникативному развитию детей дошкольного возраста.

Консультации

Семинары, МО.

Практический

Формирование методического комплекса.

Корректировка работы.

 реализация проекта 2015-2020  года (организация образовательной деятельности в процессе непосредственно-образовательной деятельности и в ходе режимных моментов; выявление и сравнение промежуточных результатов);

  взаимодействие с родителями воспитанников, специалистами ДОУ и воспитателей через совместные мероприятия;

 организация совместных дел с детьми (создание книг, альбомов и др.)

Внедрение опыта работы.

2015 – 2020 год

Создание рабочих программ в группах  в соответствии с ФГОС.

Участие в семинарах по коммуникативному развитию детей

Выступления на заседаниях методических объединениях

Участие в неделях открытых дверей, круглого стола для родителей.

Участие в конкурсах.

Публикации в Социальной сети работников образования разработок мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников.

Заключительный

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

Анализ методов, форм, способов деятельности авторов и участников проекта. Подведение итогов

2020 год

Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах

  Открытые мероприятия на муниципальном республиканском уровне.

Консультативная помощь воспитателям и родителям.

Создание и пополнение «банка инновационных проектов и исследовательских работ»

Ведение профессионального портфолио.

Оформление результатов работы.

Публикации творческих и практических работ

Методы работы:

1. Метод коллективного творчества (позволяет сформировать детский коллектив, углубить способности общения между детьми, способствует развитию коллективных навыков труда);

2. Метод непрерывного «погружения» (предполагает постоянный контакт внутри группы, формирование нравственных норм поведения на основе уважительного отношения и взаимопомощи);

3. Сознательно-практический метод (содержит художественно-эстетическое воспитание, использование  интегрированной деятельности,  применение сопутствующего материала – игр, песен, сказок)

4. Метод эмоционального воздействия (развивает эмоциональную сферу, положительное отношение к любым формам музыкальной деятельности).

Содержание работы с воспитанниками по реализации проекта 

Педагогический проект соответствует специфике формируемой части основной образовательной программы и приоритетному направлению дошкольного учреждения.

Содержание проекта предполагает:

1. Развитие любознательности, как основы познавательной деятельности ребенка;

2. Развитие интереса к музыкальному творчеству;

3. Обеспечение развития коммуникативной сферы и эмоционально-комфортной среды;

4. Укрепление эмоционального и творческого роста.

Реализация осуществляется в течение 5 лет: в рамках непосредственно образовательной деятельности и входе режимных моментов. Первый год - для воспитанников 3-4 лет, второй – для воспитанников 4-5 лет, 5-6, четвертый 6-7, итог-публикация в СМИ.

Развитие коммуникативных способностей прослеживается во всех видах деятельности. Как в непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах.  

Диагностика проводится 2 раза в год (октябрь, апрель) посредством наблюдений и анализа.

Понятие коммуникативных способностей, содержание игровых технологий

Коммуникативные способности – индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие эффективное взаимодействие и взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности.

Содержание коммуникативных способностей дошкольников заключается в следующем:

 желание вступать в контакт (вызваны потребностью во впечатлениях, потребностью в признании и поддержке);

 умение организовывать общение (воспринимать и понимать партнера по общению, обмениваться информацией, участвовать в совместных делах и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками);

 знание и соблюдение норм и правил общения.

В проекте используются:

  Лингвистические игры (направлены на развитие разных сторон речи)

  Коллективные коммуникативные речевые игры (направлены на развитие процесса общения; умения ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения, на доверие, развитие эмоциональной сферы, произвольности поведения)

 Коммуникативные танцы - игры по принципу парного и коллективного взаимодействия

  • Спортивные командные игры,

 Игры - инсценировки, игры – имитации, элементы театрализованных игр

 Игры с элементами соревнования (мини-конкурсы, мини-соревнования)

 Игры с элементами психогимнастики, психоэтюды

 Игровые обучающие ситуации

  • Тренинги: на эмоциональное развитие, на социально-личностное развитие

Ожидаемый результат  реализации проекта

воспитанник владеет основными коммуникативными умениями, необходимыми для поступления в школу и освоения нового социального пространства; способный к продуктивному общению с другими людьми (поддерживать разговор на заданную тему, учитывать интересы и эмоциональное состояние собеседников, высказывать своё мнение и уважительно относиться к мнению других людей, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми); стремится контролировать своё поведение в конфликтных ситуациях.

Проект будет способствовать развитию и реализации личного творческого потенциала, формированию таких качеств личности, как: способность видеть и воспринимать прекрасное,  трудолюбие, коммуникативность, креативность.

Средства контроля и обеспечения достоверности результатов.

 «Диагностика коммуникативных способностей дошкольников» А.М. Щетинина, М.А. Никифорова (Приложение №1), Диагностика педагогического процесса под редакцией Н.В. Верещагиной (Приложение №2).

        Первичная диагностика воспитанников:

У отдельных детей проявляется: эмоциональная несдержанность либо скупость эмоций;

превосходство в диалогическом общении (говорит один, не слушает других), либо имеет

слабый вербальный контакт; в совместной деятельности со сверстниками доминирует,

при этом не считаются с мнением или желанием других, либо не участвует в ней.

Заключительная диагностика и качественная характеристика изменений:

  Положительной стороной работы над проектом являются динамические изменения

в коммуникативной сфере детей, которые проявляются в желании общаться друг с

другом и со взрослым, объединяться по интересам и потребностям. Среди основных

свойств коммуникативных способностей наблюдаются проявления эмоционального

контакта (понимание и общение с учетом состояния собеседника); применение

коммуникативных навыков в организованной и самостоятельной деятельности;

изменение поведения в связи с ситуаций или оценкой сверстников (конфликты стали

встречаться гораздо реже); общение с использованием вербальных и невербальных

средств.

  Взаимодействие детей в разных ситуациях, играх, деятельности позволило

укрепить детский коллектив в целом, а также проявиться застенчивым, малоактивным

детям. Этой группе детей было обращено более пристальное внимание. Другие дети

коллектива увидели привлекательные стороны их характера. Они стали увереннее в

себе и востребованными для других. Дети с проблемами поведения (импульсивные,

вспыльчивые) стали более сдержанными. Основной механизм их регулирования – это

оценка сверстников и желание иметь друзей или партнёров по игре, общению. В

ситуациях диалогического общения воспитанники научились прислушиваться друг к

другу, обмениваться информацией, высказывать своё мнение, впечатление.

 Показателем сформированности коммуникативных способностей у детей является

их готовность к общению не только с ближайшим окружением, но и общение с

социумом (воспитателями, работниками детского сада, сверстниками)

Условия реализации проекта 

  1. Важным условием реализации проекта является взаимодействие участников. 

Партнерское взаимодействие осуществляется через планирование и организацию совместных мероприятий, но при этом у каждого есть свои функции, связанные со спецификой работы (за исключением родителей воспитанников).

Музыкальный руководитель организует музыкально-игровую деятельность, коммуникативное развитие детей средствами музыкальной деятельности, координирует работу воспитателя и родителей воспитанников в данном направлении.

Воспитатель организует непосредственно-образовательную деятельность и другую деятельность (режимные моменты) с воспитанниками с целью развития их коммуникативных способностей; проводит мониторинг эффективности и результативности работы, взаимодействует и сотрудничает со специалистами ДОУ, родителями воспитанников.

Педагог-психолог помогает детям справиться с переживаниями и негативными проявлениями, которые препятствуют нормальному общению; участвует в планировании и организации совместных дел, поводит диагностику коммуникативных способностей дошкольников.

Логопед формирование культуры речи у дошкольников, как средство общения со сверстниками  и взрослыми. Осознание детьми взаимосвязь между содержательной, смысловой стороной речи и средствами ее выражения на основе усвоения основных языковых единиц.

Инструктор по физической культуре способствует формированию у воспитанников положительных личностных качеств, развитию самоконтроля, навыкам коллективной игры; участвует в планировании и организации совместных дел.

Родители воспитанников (законные представители) взаимодействуют с педагогами в вопросах развития и воспитания ребёнка, создают условия для полноценного развития его в семье, показывают положительный пример речевого общения и образа жизни; принимают активное участие в совместных мероприятиях.

  1. Также должны соблюдаться  следующие организационные условия:

Организационно-дидактические: создание учебно-материальной базы, организация наличия методических и дидактических материалов;

Организационно-технические: аудио- и видеоаппаратура, музыкальные инструменты, различное оборудование для двигательной деятельности.

Для обеспечения образовательного процесса, реализации задач проекта в детском саду имеются: физкультурный зал, музыкальный зал, кабинет психолога.

Социальный эффект

Содержание проекта способствует: развитию у старших дошкольников навыков общения в различных жизненных ситуациях; обогащению опыта детей, благодаря которому они ощущают себя увереннее; воспитанию культурного поведения, основанного на соблюдении определенных правил и норм; воспитанию чувства эмпатии, сопереживания, сочувствия; положительно влияет на социальную адаптацию детей к окружающему миру. Особая значимость сформированности коммуникативных способностей у дошкольников связана с моментом перехода в школу, где им предстоит осваивать новое социальное пространство, налаживать взаимоотношения с новыми людьми. Способности детей к общению помогут легче пройти этап адаптации, быстрее освоиться в школьном коллективе и приступить к усвоению школьной образовательной программы.

Реализация данного опыта доступна многим педагогам, желающим заниматься этим направлением и повышать свою педагогическую квалификацию. Значимость системы в её универсальности и возможности каждому заинтересованному педагогу воплотить её на практике независимо от того по какой образовательной программе он работает.

Учебно-методический комплекс: 

  • Образовательная программа ДОУ детского сада.

 Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

 Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений /Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

  • Буренина А.И. «Коммуникативные танцы-игры для детей/Санкт-Петербург: РЖ «Музыкальная палитра», 2004
  • Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование: музыка, речь движение. Материалы семинаров/ М. 2010;
  • Картушина М.Ю. Мы играем, рисуем и поем: интегрированные занятия для детей/Москва: Изд. «Скрипторий»/
  • НищеваН.В. Развивающие сказки
  • Волина В. Учимся играя
  • Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно
  • Т.Б.Фомичева, Собалева  А.Р. Развитие речи дошкольника        
  • Использование ИКТ, создание своих и использование готовых презентаций для проведения мероприятий и непосредственной образовательной деятельности

Приложение 1

Диагностика коммуникативных способностей дошкольников

(А.М.Щетинина, М.А. Никифорова)

    В выявлении коммуникативных способностей детей учитываются два компонента:

коммуникативные качества личности;

коммуникативные действия и умения.

Педагог наблюдает за детьми в течение 2-3 недель за особенностями проявления детьми

этих показателей в спонтанно возникающих ситуациях или специально

смоделированных. Затем проводится анализ данных наблюдений, и его результаты

записываются в таблицу.

Оценивается каждый критерий в баллах:

3 балла – критерий проявляется всегда;

2 балла – проявляется часто;

1 балла – проявляется редко;

0 баллов – не проявляется.

Подсчитывается общая сумма балов по всем показателям, делается вывод об уровне

развития коммуникативных способностей.

Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей

Проявления коммуникативных способностей

Коммуникативные качества:

1.1.Эмпатийность:

-ребёнок проявляет эмоциональный отклик на чувства и переживания партнёра по общению;

- идентифицируется с партнёром, заражается его чувствами;

 - выражает сочувствие, сопереживание собеседнику;

- выражает понимание потребностей, желаний другого (соглашается, заинтересованно спрашивает, повторяет мимику другого, стремится помочь)

1.2. Доброжелательность: 

- ребёнок проявляет расположенность слушать партнёра;

 - старается понять и ответить на вопросы собеседника;

- выражает симпатию (улыбается, обнимает, чем-то делится с партнёром);

 - не конфликтует, уходит от конфликта, предвидя его;

- проявляет выраженный интерес к тому, что говорит собеседник

1.3. Непосредственность, аутентичность, искренность:

- ребёнок говорит и действует напрямую, открыто демонстрируя своё отношение к людям, проблемам; - искренен в своих высказываниях, в проявлении своих чувств; - открыто заявляет о своих намерениях; - не «подхалимничает»

1.4. Открытость в общении: 

- ребёнок открыт к общению, выражает готовность к нему (позой, мимикой, речью);

- выражает желание общаться как со взрослыми, так и сверстниками;

1.5. Конфронтация: 

- ребёнок смело отстаивает (но бесконфликтно) свою позицию;

 - доказывает, аргументирует, пытается убедить в своей правоте

1.6. Инициативность:

- ребёнок сам проявляет инициативу в общении;

- понимает и поддерживает инициативу другого

2. Коммуникативные действия и умения

2.1. Организационные: 

- ребёнок выступает организатором, инициатором игр, общения, взаимодействия;

 - является лидером в отдельных видах деятельности;

- владеет организаторскими навыками

2.2. Перцептивные: 

- ребёнок стремится понять другого, его мысли, чувства («А чего ты обиделся?», «Почему ты такой грустный?»);

- наблюдателен, видит и осознаёт особенности других детей, взрослых

2.3. Оперативные: 

- ребёнок в общении экспрессивно выразителен (у него богатая мимика, жесты, позы);

- свободно владеет вербальными средствами общения (язык);

- увлекает партнёра по общению своими действиями;

- умеет продолжительное время поддерживать контакт;

- умеет спровоцировать желаемую реакцию партнёра

Обработка: подсчитывается общая сумма баллов по всем показателям, дается вывод об уровне развития коммуникативных способностей ребенка: 116-145 баллов - высокий, 87-115 баллов – выше среднего, 58-86 баллов - средний, 29-57 баллов - низкий.

п/п

Ф.И. ребенка

Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе

Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам

действиям

Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики

Имеет пред-почтение в игре, выборе видов труда и творчества

Проявляет интерес к сов-местным играм со сверстниками, в том числе игры с правилами, сю-жетноролевые игры; предлагает варианты раз-вития сюжета, выдерживает принятую роль

Итоговый по-казатель по каж-дому ребенку (среднее зна-чение)

Диагностика педагогического процесса под редакцией Н.В. Верещагиной Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» (приложение №2)

План работы с родителями (законными представителями) (приложение №3)

Цель:

• повысить компетентность родителей в сфере инновационных технологий;

• познакомить с понятием коммуникативные способности, их значением в социализации

детей, средствами развития;

• создать условия для сотрудничества в развитии коммуникативных способностей детей.

период

Форма

2015 -2017

Консультация «Общение детей с взрослым и сверстниками»

Семейный игровой клуб «Вместе веселее»

Информационный буклет «Как организовать день рожденья Вашего ребенка»

Мастер-класс: «Игровые приёмы в развитии у детей навыков общения»

Спортивные мероприятия «Веселые старты»

Педагогический тренинг с участием родителей «Как помочь ребёнку

справиться с агрессией или как игры лечат детей»

Информационный буклет «Отдыхаем всей семьей»

Консультации по запросу родителей.

Совместные развлечения «Весела была беседа»

Анкетирование. Развлечение по итогам

2018-2020

Семейный игровой клуб «Вместе веселее»

 

Консультация «Будьте вежливы» (этикет общения)

Спортивные мероприятия «Веселые старты»

Консультация «Речевая и коммуникативная готовность ребёнка к школе»

Информационный буклет «Отдыхаем всей семьей»

Консультации по запросу родителей.

Совместные развлечения «Возьмемся за руки друзья»

Анкетирование.