Муниципальный конкурс «Педагогическое творчество» Презентация методический семинар «Технологии реализации ФГОС».
Передо мной, как перед учителем, стоит задача не только научить, но и заинтересовать обучающихся, сделать так, чтобы детям нравилось то, что они делают. Формирование положительной мотивации – это залог успеха в познании .
В настоящее время актуальным в образовательной деятельности становится использование в обучении приемов и методов, формирующих умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Таким образом, в настоящее время на первый план выходит системно-деятельностный подход.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Условия возникновения и становления педагогического опыта Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать Л.Н. Толстой Передо мной, как перед учителем, стоит задача не только научить, но и заинтересовать обучающихся, сделать так, чтобы детям нравилось то, что они делают. Формирование положительной мотивации – это залог успеха в познании . В настоящее время актуальным в образовательной деятельности становится использование в обучении приемов и методов, формирующих умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Таким образом, в настоящее время на первый план выходит системно- деятельностный подход.
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования ФГОС требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Метод проектно-исследовательской деятельности определен как одно из условий реализации основной образовательной программы основного общего образования. Большой объем учебного материала . Нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов. Закон РФ “Об образовании” законодательно утвердил цели образования как «ориентацию на обеспечение самоопределения личности, на создание условий для ее самореализации».
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным определённым образом. Исследовательский метод познания является одним из центральных в проектной деятельности школьников (Е.С. Полат). Способ реализации проектной деятельности Идея, замысел Метопредметные результаты Метапредметные результаты (по А.Г. Асмолову ), включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Цель и задачи педагогической деятельности ЦЕЛЬ Формирование метапредметных результатов обучающихся на основе использования проектной технологии. ЗАДАЧИ Выявить педагогический потенциал проектной технологии для формирования метапредметных результатов. Определить особенности использования проектной технологии в курсе ОБЖ (разделы,темы, уроки). Выявить раделы, темы, уроки ОБЖ, которые являются межпредметными с другими учебными дисциплинами.
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии: Образовательные технологии Технология личностно – ориентированного обучения Технология дифференцированного обучения Технология критического мышления Технология проблемного обучения Технология педагогических мастерских Информационно - коммуникационные технологии Игровые технологии Проектная т ехнология Кейс-технология
Сущность проектной технологии Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы прошлого столетия в США и связан с идеями гуманистического направления в философии. Дж. Дьюи являлся основоположником данной технологии, которой дал название «метод проблем». Он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом, при этом вселяя в учащихся убеждение, что для каждого из них крайне важно и необходимо найти решение проблемы.
Метод проектов , как педагогическая технология, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков школьников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Требования к организации проектной деятельности Для организации проектной деятельности в своей педагогической практике учителю необходимо понимать, что представляет из себя сам проект. Обратимся снова к статье Е.С. Полат, где автор обращает наше внимание на то, что для проекта характерны следующие признаки: Наличие значимой проблемы. Практическая, теоретическая, познавательная ценность результатов. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез их решения, отбор и обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы. Продолжительность проекта.
Типология проектов В соответствии с вышеперечисленными признаками определяются следующие типы проектов: исследовательские; творческие; игровые; информационные; практико-ориентированные. По количеству участников проектов, можно выделить проекты: индивидуальные; парные; групповые. И наконец, по продолжительности проведения проекты могут быть: краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном - двух уроках; средней продолжительности (от недели до месяца); долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения В ходе проектной деятельности у обучающихся развиваются все три типа УУД, целенаправленно ведущих к достижению метапредметных результатов. Рассмотрим эти результаты подробнее. Так , формирование метапредметных регулятивных УУД происходит на начальном этапе работы над проектом, когда обучающиеся: определяют цель и задачи проекта, обдумывают и составляют план работы, поэтапно реализуют этот план, анализируя возникающие затруднения и находя способы преодоления трудностей, представляют конечный результат и умеют его оценить.
Познавательные УУД развиваются в процессе работы с информацией, что находит свое выражение в обдумывании какого рода информация необходима, выборе источника информации ( интернет, справочник, словарь, ЭОР и др.), анализе, сравнении и отборе информации из разных источников, способе и форме преобразования информации для реализации проекта. Метапредметные коммуникативные УУД формируются при осуществлении совместной проектной деятельности, а также при публичной защите проекта.
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Выбор тем и разделов, нуждающихся в более широком изучении, разработка уроков с применением методов исследовательского проектирования Организация внеурочной социально значимой проектно- исследовательской деятельности 1 2 Формирование навыков у учащихся исследовательской деятельности и умения применять их в других предметных областях 3
Выбор тем и разделов, нуждающихся в более широком изучении, разработка уроков с применением методов исследовательского проектирования 1 класс тема проекта результат 5 Безопасный маршрут движения от дома до школы. план-схема презентация Домашняя аптечка. гербарий (нагляд. материал) О пользе завтрака презентация 6 Наркотики — путь в никуда. Стенгазета, Укусы животных и защита от них. буклет для уч-ся, презентация 7 Опасные природные явления. Ураганы, бури, смерчи. презентация 8 Химические опасные вещества стенгазета Инфекционные заболевания Стенгазета. презентация 9 Скажи «нет» вредным привычкам. Буклет, презентация 10 Герои - ликвидаторы последствий Чернобыльской катастрофы нашего округа. стенгазета ПДД. Пешеходный светофор. видеоролик 9 Наркотики и их пагубное воздействие на организм. буклет для уч-ся
Организация внеурочной социально значимой проектно- исследовательской деятельности Разработаны и осуществлены социально значимые проекты, включающие в себя исследовательскую деятельность: 1 .« Карта памяти !»- патриотическая акция издательства « Просвещение». http://memory-map.prosv.ru/ 2. Социальный проект « По забытым тропам ». 3. Социальный проект « Мы помним!» http://vestinn.ru/news/society/43241/ 2 4. Областной конкурс исследовательских работ « Моя семья в истории страны », « Край Нижегородский »
Формирование навыков у учащихся исследовательской деятельности и умения применять их в других предметных областях 3 география ОБЖ химия физика математика биология история информатика литература
Результативность профессионально педагогической деятельности и достигнутые эффекты Сформирована система ценностных отношений к себе, коллективу, к осуществляемой деятельности и ее результатам Предметные результаты Личностные результаты Метапредметные результаты Освоен опыт, полученный в результате осуществляемой деятельности в курсе предмета ОБЖ Получена возможность применения практического опыта в других областях урочной и внеурочной деятельности, представления и отстаивания своих взглядов и убеждений, работы с информацией, ведения дискуссий.
Литература Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : Учеб. пособие для студ. пед . вузов. Е.С. Полат , М.Ю. Бухаркина , М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат . – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 272 с. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова . – М.: Просвещение, 2010. – 159 с. Ступницкая М. А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 132 с. Вохменцева Е. А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей г. Чита : Издательство Молодой ученый , 2011. — С. 58-65.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!