Муниципальный конкурс «Педагогическое творчество» Направление конкурса: «Учитель-мастер» Номинация: Методический семинар «Технологии реализации ФГОС».
Условия возникновения и становления педагогического опыта
Моя педагогическая деятельность насчитывает более 30 лет. За это время сменилось несколько поколений учеников. Менялось время, менялись программы и взгляды на образование. Вместе с этим наблюдается общий спад познавательной активности среди учащихся не только на уроках ОБЖ, но и географии, биологии и др.. Передо мной, как учителя, стоит задача не только научить, но и заинтересовать обучающихся, сделать так, чтобы детям нравилось то, что они делают. Формирование положительной мотивации – это залог успеха в познании.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение Можаров-Майданская средняя школа
Муниципальный конкурс «Педагогическое творчество»
Направление конкурса: «Учитель-мастер»
Номинация: Методический семинар «Технологии реализации ФГОС».
Проектно-исследовательская деятельность как эффективное средство достижения метапредметных результатов образования
А. Н. Зиновьев, преподаватель-организатор ОБЖ МОУ Можаров Майданской СШ, высшая категория.
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать» (Л.Н. Толстой)
` Условия возникновения и становления педагогического опыта
Моя педагогическая деятельность насчитывает более 30 лет. За это время сменилось несколько поколений учеников. Менялось время, менялись программы и взгляды на образование. Вместе с этим наблюдается общий спад познавательной активности среди учащихся не только на уроках ОБЖ, но и географии, биологии и др.. Передо мной, как учителя, стоит задача не только научить, но и заинтересовать обучающихся, сделать так, чтобы детям нравилось то, что они делают. Формирование положительной мотивации – это залог успеха в познании.
В настоящее время актуальным в образовательной деятельности становится использование в обучении приемов и методов, формирующих умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Таким образом, в настоящее время на первый план выходит системно-деятельностный подход.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования определяет следующее требование к результатам освоения основной образовательной программы:сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, различных форм общественного сознания — науки, искусства, морали, религии, правосознания, понимания своего места в поликультурном мире.
ФГОС требует использования в образовательной деятельности технологий деятельностного типа. Метод проектно-исследовательской деятельности определен как одно из условий реализации основной образовательной программы основного общего образования.
Реализация межпредметных связей в процессе обучения полностью удовлетворяет заявленным требованиям.
Цели и задачи
Цель:
Формирование метапредметных результатов обучающихся на основе использования проектной технологии.
Задачи:
Выявить педагогический потенциал проектной технологии для формирования метапредметных результатов.
Определить особенности использования проектной технологии в курсе ОБЖ (разделы,темы, уроки).
Выявить раделы, темы, уроки ОБЖ, которые являются межпредметными с другими учебными дисциплинами
Актуальность данной темы заключается в том, что отличительной чертой нашего времени является взаимопроникновение идей и методов различных наук друг в друга. Интеграция, комплексный подход необходим для решения экономических, экологических и социальных проблем общества. В наше время взаимосвязь природы и общества особенно актуальна. При анализе происходящего пересекаются области ОБЖ, географии, физики, химии, биологии, математики, экологии, литературы, истории. Обращение к знаниям в этих областях помогает раскрыть не только вопросы отдельных наук, но и увидеть неразрывную связь между учебными предметами.
В настоящее время актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, формирующих умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Таким образом, в настоящее время на первый план выходит системно-деятельностный подход, в котором важным является - применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.; - создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.
Используя процесс интеграции наук в школьном обучении, реализующийся через межпредметные связи, можно достичь следующих результатов:
- знания приобретают качества системности;
- умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях;
- усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся;
- более эффективно формируются их убеждения, и достигается всестороннее развитие личности; способствует оптимизации, интенсификации учебной и педагогической деятельности.
Сущность проектной технологии
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы прошлого столетия в США и связан с идеями гуманистического направления в философии. Дж. Дьюи являлся основоположником данной технологии, которой дал название «метод проблем». Он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом, при этом вселяя в учащихся убеждение, что для каждого из них крайне важно и необходимо найти решение проблемы.
Метод проектов, как педагогическая технология, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков школьников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Разумеется, со временем проектная технология претерпела определенную эволюцию. Но суть ее остается прежней - через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение приобретенных знаний и умений. С позиции современности, данная педагогическая технология ведет к развитию целого ряда умений, а именно:
- самостоятельно планировать свои действия по решению задачи;
- ориентироваться в информационном пространстве: сопоставлять, анализировать, систематизировать и преобразовывать информацию из одного вида в другой (составить таблицу, сделать диаграмму, график и т.д.);
- оценивать и корректировать свою деятельность в ходе проекта;
- выполнять проект в определенных временных рамках;
- получить конкретный результат деятельности;
- представить (защитить) его публично.
Требования к организации проектной деятельности
Для организации проектной деятельности в своей педагогической практике учителю необходимо понимать, что представляет из себя сам проект. Обратимся снова к статье Е.С. Полат, где автор обращает наше внимание на то, что для проекта характерны следующие признаки:
- Наличие значимой проблемы.
- Практическая, теоретическая, познавательная ценность результатов.
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
- Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез их решения, отбор и обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
- Продолжительность проекта.
Исходя из перечисленных признаков, учитель организует проектную деятельность обучающихся.
Типология проектов
В соответствии с вышеперечисленными признаками определяются следующие типы проектов:
- исследовательские;
- творческие;
- игровые;
- информационные;
- практико-ориентированные.
По количеству участников проектов, можно выделить проекты:
- индивидуальные;
- парные;
- групповые.
И наконец, по продолжительности проведения проекты могут быть:
- краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном - двух уроках;
- средней продолжительности (от недели до месяца);
- долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Проектная деятельность имеет свои отличительные особенности, а именно:
- направленность на решение конкретной задачи;
- скоординированное выполнение действий в определенной логической последовательности;
- ограниченные временные рамки;
- уникальность конечного результата.
Проектная деятельность как способ формирования метапредметных
результатов обучения
В ходе проектной деятельности у обучающихся развиваются все три типа УУД, целенаправленно ведущих к достижению метапредметных результатов. Рассмотрим эти результаты подробнее.
Так, формирование метапредметных регулятивных УУД происходит на начальном этапе работы над проектом, когда обучающиеся: определяют цель и задачи проекта, обдумывают и составляют план работы, поэтапно реализуют этот план, анализируя возникающие затруднения и находя способы преодоления трудностей, представляют конечный результат и умеют его оценить.
Познавательные УУД развиваются в процессе работы с информацией, что находит свое выражение в обдумывании какого рода информация необходима, выборе источника информации ( интернет, справочник, словарь, ЭОР и др.), анализе, сравнении и отборе информации из разных источников, способе и форме преобразования информации для реализации проекта.
Метапредметные коммуникативные УУД формируются при осуществлении совместной проектной деятельности, а также при публичной защите проекта.
Что же касается личностных результатов, они проявляются при выражении желания и готовности выполнить проект самостоятельно, в группе или в паре (что говорит о высоком уровне мотивации), в выборе темы проекта, в отражении личной позиции, следовании нравственно-этическим и социальным нормам.
Межпредметные связи на уроках ОБЖ
На уроках ОБЖ прослеживается межпредметная связь с такими дисциплинами как физика, математика, информатика, география, биология, экология, химия, история, литература, черчение.
1. Связь с математикой необходима при решении задач. Это умение делать математические расчеты, анализировать графики зависимости физических величин. В 5 классе при решении задач по теме «Ориентирование на местности по Солнцу и часам» (понятие о биссектрисе угла). В 8 – 9 классах задачи на определение высоты объекта и определение ширины объекта (принцип подобия треугольника).
2. Знания обучающихся, полученные на уроках химии, использую при прохождении темы в «Аварийно химические опасные вещества», «Химические факторы загрязнения окружающей среды».
3. При изучении тем в «Биологическое действие радиации», «Звуковые волны», «Механические волны», «Оружие массового поражения – характеристика и способы защиты» опираюсь на знания, которые обучающиеся усвоили на уроках физики.
4. Говоря о предмете ОБЖ нельзя забывать о таких предметах, как биология и экология. Воспитание обучающихся к бережному отношению к природе, к своему здоровью и здоровью окружающих. Изучение физико-химических процессов, происходящих в организме человека. Умение различать съедобные и несъедобные растения, определять лекарственные растения и многое другое.
5. Невозможно на уроках ОБЖ обойтись без связи с историей. Когда? Кем был открыт тот или иной закон? Когда и при каких условиях произошло то или иное событие, Дни воинской славы и их описание.
6. На своих уроках провожу связь с географией. Чрезвычайные ситуации природного происхождения – изучение данной темы это продолжение изучения тем «Цунами», «Землетрясения», «Геологические явления», «Метеорологические явления» в курсе географии.
7. На уроках ОБЖ прослеживается связь с черчением (необходимо аккуратно чертить схемы, даются задания: нарисовать плакат по проблемам экологии применения тепловых двигателей ).
8. Без знаний информатики, обучающиеся не могут создавать свои работы на компьютере (презентации, рефераты), осуществлять поиск информации в Интернете.
Рассмотрим проект, как показатель достижения метапредметных результатов по предмету ОБЖ. Программа подготовки проекта должна включать требования по следующим разделам:
• организация проектной деятельности;
• содержание и направленность проекта;
• защита проекта;
• критерии оценки проектной деятельности.
На этапе зарождения идеи проекта формируется группа исполнителей, обсуждается и уточняется замысел, формулируется цель его разработки, обсуждаются способы и средства достижения поставленной цели, намечаются сроки реализации идеи.
Для итогового шага – предъявления результата – необходимо осознание
полученных данных, соотнесение их с исходной целью, обсуждение способов оформления конечного продукта. Результат проектной деятельности может предъявляться в виде таблицы на плакате или презентации с использованием фото- и видеоматериалов.
Пример проекта по ОБЖ для учащихся 8-х классов. Проект выполняется по теме «Личная безопасность в условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера». Его основная идея состоит в том, чтобы исследовать чрезвычайные ситуации техногенного характера, которые могут возникнуть в месте проживания учащихся, а также способность учащихся находить правильный алгоритм действий до и во время названной ситуации.
Учащимся предлагается уточнить у взрослых информацию о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые могут произойти в местах их проживания, кратко сформулировать их основные характеристики, проанализировать случаи чрезвычайных ситуаций техногенного характера прошлых лет, разработать план своих действий по сохранению личной безопасности и жизни. Результаты проектной деятельности оформляются в виде плаката или презентации. При выполнении проекта используется материал из таких учебных дисциплин как химия, физика, биология, информатика (пользование Интернетом и другими источниками информации).
Результатом выполнения исследовательского проекта является новое знание, которое может расширить возможности при самостоятельной разработке правил личной безопасности в конкретной ситуации.
Защита проекта может осуществляться в разных формах.
Заключение
Итак, применение проектной педагогической технологии создает условия для развития практико-значимого деятельностного мышления, которое позволяет эффективно решать поставленные задачи/проблемы. Межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний обучающихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса
Публичная защита своих проектов формирует способность и готовность к осуществлению коммуникации. Свобода выбора и ответственность за конечный результат ведут к формированию гражданской позиции, социальной ответственности перед собой, обществом, государством.
Таким образом, проектная технология является эффективным педагогическим инструментом для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что и требует ФГОС второго поколения.
Литература
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : Учеб. пособие для студ. пед. вузов. Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 272 с.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
Ступницкая М. А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 132 с.
Вохменцева Е. А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей г. Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 58-65.