Для воспитателей
Для вас, уважаемые воспитатели, выкладываю материалы, которые могут быть вам полезны.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей».
Руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей значительно отличается от приёмов воспитания и обучения. Если в НОД взрослый определяет содержание организации музыкальной деятельности дошкольников, то в самостоятельной деятельности ребёнок может сам выбрать себе занятие по душе, реализовать свои замыслы.
Однако, это не означает, что он должен быть предоставлен сам себе. Просто меняется характер руководства воспитателя. Он становится косвенным.
Воспитатель, наблюдая за деятельностью ребенка, организует такие условия, которые способствуют развёртыванию деятельности детей по собственной инициативе.
При этом он должен быть тактичным, стать, как бы, соучастником детских игр.
Устанавливается тесная связь между НОД и развитием самостоятельности детей. Многое, что ребёнок применяет в своей самостоятельной деятельности, он может перенести из опыта активных действий на НОД в музыкальном зале.
Прежде всего, это музыкальный материал: песни, танцы, игры, пальчиковые игры, попевки для игры на инструментах и т. д., которые ребёнок хорошо усвоил. С большой радостью дети исполняют их в играх, на прогулках.
Помимо НОД, немалое влияние на возникновение самостоятельной музыкальной деятельности оказывает участие в утренниках и развлечениях. Наиболее яркие, интересные, запомнившиеся моменты игр, танцев, инсценировок дети переносят в повседневную деятельность.
Полезно, чтобы в этих развлечениях дети проявляли себя творчески. Надо ставить их в такие ситуации, в которых они могли бы придумывать отдельные элементы танца, игры – инсценировки и т. п. Необходимым условием для этого является внесение в самостоятельную деятельность тех атрибутов, игрушек, костюмов, которые использовались в НОД, на праздниках, развлечениях. Ребята вновь обыгрывают их, комбинируют в новых сочетаниях. Например: при исполнении хоровода можно предложить детям, придумать свои движения, связанные с текстом, спеть свою мелодию на знакомую попевку.
Самостоятельная музыкальная деятельность требует создания определённой материальной среды. Детям важно иметь свой «музыкальный уголок». Он помещается в наиболее отдаленном месте. В распоряжении детей должно находиться небольшое количество инструментов, настольных музыкально – дидактических игр, альбом по слушанию музыки, различные самоделки: пианино с нарисованной клавиатурой…
Посещение театра, кино оставляет у детей сильное впечатление. Особенно это относится к детским операм, спектаклям.
В семье дети часто слушают музыку по радио, смотрят детские телепередачи, мультфильмы. Это обогащает их новыми музыкальными впечатлениями, которые они затем пытаются отразить в самостоятельной деятельности.
На протяжении всего года воспитатель присматривается к детям: кто, чем интересуется (пением, игрой на музыкальных инструментах, танцами). Есть ли дети, которые совсем не принимают участия в музицировании. Часто одни и те же роли достаются одним и тем же детям. Это происходит не только потому, что ребёнок проявляет интерес к музицированию, но и потому, что он хочет лидировать. Другие дети, наоборот, очень хотят заняться этой деятельностью, но они робки, нерешительны и лишь наблюдают за более активными товарищами. Воспитатель не должен оставаться к этому безучастным. Важно создать для всех оптимальные, наиболее благоприятные условия. На основе своих наблюдений воспитатель организует каждого ребёнка, старается заинтересовать музыкальной деятельностью. Он должен поощрять детей, стимулировать, содействовать, координировать взаимоотношения детей.
Музыкальный руководитель обеспечивает в НОД освоение необходимого музыкального материала, способов музыкальной деятельности, приучает к самостоятельности: работа с ведущими, солистами, подгруппами и т. д. Совместное продумывается планирование работы воспитателя и музыкального руководителя. Он заходит в группы и наблюдает за детьми. Сразу становится понятно, чему они научились. В совместной работе музыкального руководителя и воспитателя кроется причина успе
Предварительный просмотр:
Музыкальное занятие-это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей.
На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей (умственное, эстетическое, физическое)
Умственное: Дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности, т.е знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный опыт.
Нравственное- волевое: Воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах), воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе. Целеустремленно заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности
Физическое: В танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.
Эстетические: Чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно ее чувствовать, познают прекрасное.
Певческие навыки: Чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций
Виды музыкальной деятельности:
- Слушание– основной вид музыкальной деятельности. Эта деятельность, будучи самостоятельной, в то же время является обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности. Для эстетического развития дошкольников используется в основном 2 вида музыки: вокальная, инструментальная музыка. Для раннего и младшего возраста доступнее вокальная форма звучания. Более старшие дети слушают инструментальную музыку, приветствуется наличие фонограмм. Необходимо не только научить ребенка слушать музыку, но и эмоционально отзываться о ней (характер), дать некоторые названия (танец, марш, колыбельная), познакомить со средствами выразительности ( темп, динамика, регистр) и именами композиторов. Слушая неоднократно произведение, дети постепенно запоминают его, у них развивается вкус и определенное отношение к тому или иному произведению, появляются любимые произведения
- Пение и песенное творчество - один из самых любимых детьми видов муз. деятельности. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального общения.. на первом этапе детям доступно только подпевание и воспроизведение звукоподражаний (мяукает кошка, лает собачка, поет птичка)
- Музыкально-ритмические движения включают танцы, танцевальное творчество, музыкальные игры, хороводы упражнения. Дети учатся двигаться в соответствии с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности. Развивают чувство ритма, развивают художественно-творческие способности. На первоначальном этапе, при разучивании плясок, движений, необходим показ воспитателя. В дальнейшем даются только словесные указания по ходу исполнения, исправляются ошибки. Дети учатся передавать различные образы (птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают). Воспитатель словесно помогает более точно передать сходство с персонажами. В старших группах добиваемся от детей осознанного отношения к своей роли и качественного исполнения в выполнении движений. Следовательно развивается творческая активность детей путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения, мышления. К несложным творческим заданиям относится инсценирование песен.
- Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах. В этом виде деятельности развиваются сенсорные музыкальные способности, чувство ритма, музыкальный слух, музыкальное мышление. Игра в оркестре способствует развитию внимания, самостоятельности, инициативности, умение различать звучание инструментов
Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов:
- Вводная часть: движения в различных построениях (колонны, шеренги, звенья, пары, по кругу), ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг и пр.). Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.
- Слушание музыки
- Пение и песенное творчество
- Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах
- Танец
- Игра (не всегда)
Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.
Наличие в детском саду двух педагогов – муз. руководителя и воспитателя, не всегда приводит к желаемым результатам. Если все музыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий, а воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей, то в таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит в быт ребенка. Воспитатель недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.
Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз. руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений.
Однако, непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Движение», муз. руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем.
Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя.
Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:
- Воспитатель сидит с безучастным видом
- Воспитатель перебивает исполнение
- Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может)
- Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала)
Активность воспитателя зависит от трех факторов
- От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.
- От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании
- От программного материала: в зависимости новый или старый материал
Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей:
- Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.
- При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре)
- Направляет самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал.
- Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте
- Повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с детьми
- Повторяет движения танцев, записав предварительно музыку на аудиокассету.
Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте»
Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним. Чем меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно с детьми.
Существует 2 формы работы музыкального руководителя с воспитателем
- Индивидуальные консультации: проводятся 1 раз в 2 недели
Содержание консультаций:
- Знакомство с задачами предстоящих занятий
- Усвоение репертуара (проверяется как воспитатель исполняет детские песни, пляски)
- Продумывание форм индивидуальной работы с детьми
- Продумывание внесения музыки в быт
- Беседы об активности воспитателя на муз. занятиях
- Групповые консультации:
- Знакомство с новыми методическими вопросами (песенное творчество, двигательное творчество, обучение игре на инструментах)
- Составление сцен праздника
- Обдумывание сюрпризных моментов
- Обсуждение различных вопросов
- Открытые музыкальные занятия (для молодых воспитателей)
- Разучивание песен для слушания или для их исполнения на праздниках (обращая внимание на чистоту интонации и дикцию)
- Повышение культуры движения (кроме детских игр, плясок, упражнений, воспитатели делают более сложные движения, которые способствуют развитию координации их движений и общему музыкальному развитию)
- Выполнение самостоятельных заданий (составить пляску или упражнение под определенную музыку)
- Обучение воспитателей пользоваться проигрывателем, магнитофоном, совершенствовать знания в области музыкальной грамоты, чтобы он мог по нотам исполнить детскую песенку на музыкальных инструментах, спеть ее
Предварительный просмотр:
Консультация музыкального руководителя для воспитателей
Тема: «Роль воспитателя в процессе музыкальной НОД в ДОУ».
Воспитатель является главным помощником музыкального руководителя при проведении НОД в ДОУ. Хорошо, когда они между собо взаимодействуют. Это гарантирует хороший результат при проведении НОД. Чем активнее проявляет себя педагог, тем лучше будет результат.
Замечено, в тех группах, где воспитатель любит музыку, сам любит петь, там дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. При проведения НОД, когда нужно показать движения, обязателен показ движений воспитателем, так как часто музыкальный руководитель сопровождает движение музыкой на инструменте и не может показать их.
Ряд ошибок, которые допускают в ходе НОД воспитатели:
1. Воспитатель сидит с безучастным видом
2. Даёт словесные указания наравне с музыкальным руководителем (хотя двух центров внимания быть не может)
3. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала)
Активность воспитателя зависит от следующих факторов:
1.Возраст детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, танцует и слушает наравне с детьми. Это можно наблюдать в группах младшего дошкольного возраста.
2.Разделы музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании произведений.
3. Программное содержание материала: в зависимости от того, новый или старый материал проходят на занятии.
Воспитатель должен присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей!
1.Педагог поет вместе с детьми (не должен заглушать детское пение).
При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и т. д.
2.При обучении детей музыкально-ритмическим движениям, особенно в младших группах, воспитатель участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построение, давая отдельные указания в пляске, игре)
1.Направляет самостоятельную музыкальную деятельность детей, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, изодеятельность, используя выученный с музыкальным руководителем материал.
2.Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте. Так как у всех педагогов разный уровень подготовки, то музыкальный руководитель, при необходимости может провести мастер – классы, где покажет, как правильно держать и извлекать звуки из разных инструментов.
3.Повторяет с детьми слова песен, пропевая их с детьми.
4.Совершенствует вместе с детьми разные варианты приветствий (весело, грустно, задумчиво, жалобно), используя их в своих занятиях по развитию речи.
5.Повторяет пальчиковую гимнастику, используя картотеку. Можно включать и в свои занятия, давая отдых пальчикам.
6.Закрепляет движения танцев, игр.
Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним. Чем меньше подготовлен воспитатель, тем больше нужно музыкальному руководителю заниматься непосредственно с детьми.
Формы работы музыкального руководителя с воспитателем:
1.Индивидуальные консультации
Время проведения - 1 раз в 2 недели.
Содержание консультаций может быть разным, зависит от целей, которые ставит перед собой музыкальный руководитель.
- Знакомство с задачами предстоящих занятий.
-Усвоение репертуара (проверяется знание воспитателем репертуара детских песен, плясок, игр).
- Продумывание форм индивидуальной работы с детьми.
- Продумывание внесения музыки в быт.
- Беседы об активности воспитателя на музыкальных занятиях.
2.Групповые консультации:
- Знакомство с новыми методическими вопросами (песенное творчество, двигательное творчество, обучение игре на инструментах).
- Составление сцен праздника.
- Обдумывание сюрпризных моментов.
- Обсуждение правил поведения на празднике детей, родителей.
- Обсуждение различных вопросов.
- Открытые музыкальные занятия (для молодых воспитателей).
- Разучивание песен для слушания или для их исполнения на праздниках (обращая внимание на чистоту интонации и дикцию).
- Повышение культуры движения (кроме детских игр, плясок, упражнений, воспитатели делают более сложные движения, которые способствуют развитию координации их движений и общему музыкальному развитию).
- Выполнение самостоятельных заданий (составить пляску или упражнение под определенную музыку).
Чем более заинтересован педагог, активнее выполняет свою работу, тем больше нового дети могут узнать в процессе НОД.
Таким образом, роль воспитателя на музыкальных занятиях очень важна!
Источники информации:
1. Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова, «Методика музыкального воспитания в детском саду», Москва.: «Просвещение», 1989. 2.И. Каплунова, И. Новоскольцева, Ладушки. «Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста», Санкт – Петербург.: «Невская нота», 2015.
Предварительный просмотр:
Карточка № 1. «Марш» музыка Ф. Надененко (Приложение, № 1) Возраст: 5- 6 лет. Цели: учить быстро и чётко реагировать на смену звучания музыки, начинать и заканчивать движение вместе с началом и окончанием музыки, развивать внимание, наблюдательность, умение ориентироваться в пространстве. Описание упражнения: Вариант 1. 1- я часть музыки - маршировать врассыпную по всему залу, 2 – я часть музыки - выполнять лёгкий бег. Вариант 2. 1- я часть музыки маршировать в разных направлениях, с окончанием музыки делать чёткую остановку. 2 – я часть музыки - бег врассыпную, С окончанием музыки дети замирают в необыкновенной позе. Педагог ходит между застывшими фигурами И «фотографирует» их воображаемым фотоаппаратом, произнося «Чик!» Вариант 3. 1 – я часть – маршировать за командиром, 2 – я часть – бегать врассыпную. С окончанием музыки построиться за командиром. Выбрать другого командира. Повторить упражнение ещё раз. Вариант 4. 2. Разделить детей на 2 команды, Раздать им ленты двух разных цветов (красные, жёлтые). 1-я часть музыки – маршируют дети с лентами жёлтого цвета, 2 – часть музыки – бегают дети с лентами красного цвета. Затем выполнить наоборот. Атрибуты: ленточки красного и жёлтого цвета. |
Карточка № 2. «Упражнение для рук». Польская народная мелодия (Приложение, № 2) Возраст: 5- 6 лет. Цели: учить детей плавно выполнять движения руками, отмечая акценты в музыке, совершенствовать координацию движений рук, отметить детей, придумавших свои движения. Описание упражнения: Вариант 1. И. п.: руки разведены в стороны, ноги вместе. 1. На нечётные такты – скрещивают руки перед грудью, 2. На чётные такты – разводят их в стороны. Вариант 2. И. п. рук: руки вытянуты вперёд, ноги вместе. 1. На чётные такты отводят руки назад, 2. На чётные – вперёд. Вариант 3. И. п.: одна рука поднята перед собой вперёд, другая отведена назад. 1. Выполнять встречные движения руками, ноги пружинить в коленях. 2. Выполнять по показу ребёнка – ведущего. Атрибуты: ленточки или лёгкие шарфы. Вариант 4. И. п.: руки с ленточками разведены в стороны, ноги вместе. 1. На нечётные такты скрещивают руки перед грудью, 2. На чётные такты – разводят их в стороны. С окончанием музыки подбрасывать ленточки вверх, делать «салют». 3. Дети качают руками так, как им нравится. Вариант 5. 1. Дети выполняют любое движение с ленточками. 2. Разделить детей на 2 команды, Раздать им ленты двух разных цветов (красные, жёлтые). Выполнять движение подгруппами поочерёдно. С окончанием музыки подбросить ленточки вверх – «салют». Атрибуты: ленточки красного, жёлтого цвета. |
Карточка № 3. «Великаны и гномы». Музыка Д. Львова – Компанейца (Приложение, № 7) Возраст: 5- 6 лет. Цели: учить реагировать на смену регистров в музыке и соответственно им изменять движения, соотносить движения с музыкой. Описание упражнения: Вариант 1. 1. Шагать по залу большими шагами, потом маленькими шагами. без музыкального сопровождения. Выполнить тоже с музыкальным сопровождением. 1-ю часть сыграть на октаву ниже написанного, 2-ю часть сыграть на октаву выше с небольшим ускорением темпа. Вариант 2. Разделить детей на две команды – «великаны» и «гномы». Выполнять движения поочерёдно подгруппами. |
Карточка № 4. Упражнение «Попрыгунчики». «Экосез». Музыка Ф. Шуберта (Приложение, № 8) Возраст: 5- 6 лет. Цели: учить выполнять прыжки под музыку по одному, в паре, формировать коммуникативные качества, отметить движения, придуманные детьми. Попрыгунчик- это что – то неизвестное, но весёлое и смешное, которое очень любит прыгать, а ходить не любит. Описание упражнения: Сначала похлопать в ладоши, затем топать одной ногой. Вариант 1. 1. Выполнять энергичные прыжки на месте 2. Выполнять прыжки с продвижением вперёд 3. Выполнять прыжки с поворотами на месте. Вариант 2. 1. Выполнить прыжки врассыпную по залу. 2. Найти пару и прыгать вместе, взявшись за руки. Вариант 3. 1. Выполнять свои прыжки врассыпную по всему залу (на одной ноге, с вытянутыми руками вверх, на согнутых ногах, приставив руки к голове, как «ушки» и т. д.) 2. Найти пару, выполнять прыжки боком, с продвижением сначала на одного ребёнка, затем на другого. 3. Кружиться на прыжках с поворотами на месте. Вариант 4. Разделить детей на несколько кружков, выбрать ребёнка – попрыгунчика в каждом круге. Дети хлопают в ладоши, «попрыгунчик» выполняет свои прыжки. С окончанием музыки выбирает другого «попрыгунчика». С началом музыки тот показывает своё движение. |