Методические разработки
Методические разработки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Климат и человек | 25.85 КБ |
Арктика - фасад России | 91.5 КБ |
Аэро- и космические снимки | 26.3 КБ |
Рождение Земли | 19.96 КБ |
Урок в 11 классе "Мы изучаем Австралию" | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Климат и человек. Неблагоприятные климатические явления.»
Цель урока: создать условия для расширения знаний учащихся о влиянии климата на жизнь и деятельность человека.
Задачи:
- образовательные
-формирование представлений о климатических условиях с точки зрения комфортности климата для жизни и хозяйственной деятельности человека;
-определение особенностей климата регионов и способов адаптации человека к данным условиям;
- развивающие
-развитие у учащихся умения работать с различной информацией и осуществлять логические операции при выполнении ситуационных задач, обобщать полученный материал;
-развитие внимания, пространственного воображения и способности делать выводы;
- воспитательные
- определение значимости знаний о климате с точки зрения экологических проблем в результате естественных и антропогенных факторов;
- формирование умения высказывать своё мнение.
Планируемые результаты
- личностные:
учащийся осознает ценность комфортности климата, как одной из важнейших составных частей природных ресурсов, знает основные районы с благоприятными климатическими условиями, может оценить агроклиматические ресурсы своего региона; осознаёт влияние антропогенного воздействия на изменение климата;
- метапредметные:
-учащийся совершенствует умения работать с разными источниками информации - текстом учебника, тематическими картами, картосхемами;
-учащийся умеет анализировать, обобщать и делать выводы;
- предметные:
- учащийся имеет представление о климатических ресурсах, комфортности климата, коэффициенте увлажнения, агроклиматических ресурсах;
- оценивает климатические условия отдельных регионов страны с точки зрения комфортности для жизни; определяет особенности климата региона и способы адаптации человека к ним; оценивает агроклиматические ресурсы.
Тип урока комбинированный
Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная и групповая
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1. | Мотивационно-организационный этап Организационный момент: -приветствие уч-ся, -проверка отсутствующих, -готовность учеников | Приветствует, проверяет кол-во присутствующих, оценивает готовность учеников к учебной деятельности и т.п. | Готовятся к учебной деятельности, дежурный выполняет необходимые функции | 2 мин |
2. | 1. ЭТАП Актуализация знаний | Учитель читает, предлагает прослушать и сформулировать тему урока: По данным экологов ущерб от климатических изменений: за 10 лет 710 тысяч жертв и 14 тысяч катастроф , в последние несколько лет ежегодно происходит около 500 подобных катаклизмов, тогда как в 1980-х эта цифра составляла только 120. Российские экологи подтверждают общемировую тенденцию увеличения числа стихийных бедствий. Так, если в начале 1990-х годов в России ежегодно отмечалось 150–200 опасных явлений, то в последние несколько лет их число увеличилось до 250–300. «Климатические изменения проявляются в виде увеличения частоты и интенсивности экстремальных погодных явлений (штормов, наводнений, засух, необычайных морозов и катастрофической жары). Погодные крайности уже сегодня ежегодно становятся причиной тысяч смертей и наносят ущерб в десятки миллиардов долларов», – рассказала эксперт по изменению Юлия Добролюбова. - о взаимоотношении кого, с чем говорится в данной справке? - чем часто для человека оборачиваются погодные условия? | Учащиеся отвечают на вопросы и формулируют тему урока: «Климат и человек. Неблагоприятные климатические явления» | 5 мин |
3 | 2. ЭТАП Создание проблемной ситуации | Читает отрывок из стихотворения: Раскинулась моя страна Задаёт вопрос: «Почему такое возможно в нашей стране?» Правильно – большие размеры страны. А как это влияет на климат? Правильно, подтверждаю их слова ПРОБЛЕМА: - так где же разница между долгожданным дождем и ливнем с наводнением?, между радостным снегом и стихией снегопада? Между теплом и жарой, бодрым морозом и леденящей стужей? | Вспоминают и отвечают на вопрос, отмечая большую площадь и протяжённость страны Различные климаты и погоды | 3 мин |
3. ЭТАП целеполагания | Чтобы ответить на эти вопросы нужно решить ряд задач. Давайте попробуем их сформулировать:
Страна большая, климат разный, а стихийные явления в разных климатах одинаковые? (нет) тогда какая задача №2 Но давайте откровенно, больше всего нас интересует то что происходит с климатом в нашей местности. И какой же будет 3-я задача? | 1)Что называется стихийным бедствием и какие они бывают? 2)Какие стихийные бедствия происходят в разных климатических зонах 3) какие неблагоприятные климатические явления встречаются в нашей местности | 5 мин | |
4. ЭТАП планирования. | 1)Что называется стихийным бедствием и какие они бывают? Беседа про снегопад в Москве Какие три важнейшие климатических показателя вы знаете (t, осадки, ветер), какие стихии связаны с этими показателями Учитель выводит слайд после работы по схеме Подводим итог решения 1-й задачи | 1. Ученики формулируют и записывают определение неблагоприятные климатические явления – это явления которые наносят ущерб хозяйству, ведут к материальным затратам и приводят к человеческим жертвам - катастрофы 2. ученики чертят схему НКЯ | 7 мин | |
3. | 5 ЭТАП "Открытие" нового знания. | Для решения второй задачи - Какие стихийные бедствия происходят в разных климатических зонах нам необходимо проанализировать таблицу «Климатические пояса и области» | Работа строится в три этапа: 1Индивидуальная работа в карточке (карточка сдается) 2Работа в группе по обмену информацией по своей климатической зоне 3Выступление групп и заполнение таблицы | 10 мин |
6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. | Для решения третьей задачи - какие неблагоприятные климатические явления встречаются в нашей местности, давайте проанализируем схему «неблагоприятные климатические явления» и определим какие из них представляют опасность для нас Учитель выводит слайд с картой комфортности и подводит учеников к выводу | Ученики перечисляют и делают вывод о комфортности и безопасности нашего климата | 5 мин | |
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока). | Подводит итоги и выставляет оценки за работу на уроке | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока | ||
ДЗ | §22, подготовка к КР (повт §§ 17-21 ) |
Индивидуальная карточка
ФИО________________________________________________________ Климатич. пояс (область)________________________________________ Какие стихийные бедствия возможны на этой территории _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ
«Арктика – фасад России»
Учитель географии Ткачева Наталья Александровна
МБОУ «СОШ с. Иваниха» Перелюбского района Саратовской области
Пояснительная записка
Предмет: География
Класс: 8-11 классы
Тема. «Арктика – фасад России»
Цель урока. познакомить учащихся с Арктическими просторами, показать обучающимся ценностное содержание и целостность окружающего мира, связь человека с природой; способствовать формированию активной жизненной и познавательной позиции школьников
Задачи:
- Познакомить учащихся с историей географических открытий, в том числе отдельных арктических экспедиций, проводившихся в разные исторические эпохи.
- Истории достижения Северного полюса, Северный морской путь.
- Особенности живого и растительного мира Арктики
- Люди Арктики, условия их жизни.
Оборудование: атласы, карта природных зон, ПК, проектор, презентации, картины с изображением животных и растений – представителей Арктики, художественные книги об Арктике и её исследователях.
Актуализация знаний:
Просмотр видеозаписи директора фонда «Клуб «Приключение» Д.И.Шпаро.
Давайте вспомним, почему природа нашей страны изменяется с севера на юг?
Верно, ведь в северных районах солнечные лучи падают на Землю наклонно. Они скользят по поверхности Земли и слабо нагревают ее. Чем южнее, тем более отвесно падают на Землю солнечные лучи, тем сильнее они нагревают земную поверхность. Значит, северные районы нашей страны получают от Солнца меньше тепла, южные – больше. Вот почему природа изменяется с севера на юг.
Смена природных зон хорошо заметна на равнине. А в горах природа изменяется с высотой. Например, на северных склонах Кавказских гор степи сменяются лесами, леса – высокогорными лугами, а еще выше расположены скалы, покрытые снегом и льдом
Изучение нового материала:
Сегодня я хочу вам рассказать о природных зон нашей страны с самых северных ее районов. Мы познакомимся с зоной Арктики. Предлагаю посмотреть отрывок из документального фильма «Арктика»
Территория арктической зоны России по различным оценкам составляет от 2,5 до 3,3 млн. кв. км. Здесь постоянно проживает менее 2 млн. чел.
- Какие ассоциации возникают у вас со словом «Арктика»?
Предполагаемые ответы:
Холод, снег, лед, ветер, полярная ночь, белые медведи, вечная мерзлота и т.п.
- Арктика - (от греческого слова arktikas – северный) – чаще всего называют земли, расположенные в приполярном районе, к северу от границы лесов.
Практическое задание: по карте природных зон определите ГП зоны арктических пустынь.
Это самая северная в нашей стране зона, располагается в высоких широтах Арктики. Простирается ледяная зона от 710 до 810 с.ш. В пределах зоны арктических пустынь расположены Земля Франца-Иосифа, Новосибирские острова, остров Врангеля, большие части Новой Земли и Северной Земли, а также ряд мелких островов Арктики. Арктические пустыни представляют собой бесплодные земли, скованные вечной мерзлотой и покрытые крупными ледниками (общая площадь покровного оледенения — более 55 тыс. км²)
- Какие архипелаги входят в зону арктических пустынь? (работа с картой)
Архипелаг Земля Франца Иосифа
Северная Земля
Архипелаг Новосибирские острова
- Как вы думаете, почему Арктику называют «ледяной зоной»?
Предполагаемый ответ: Потому что там практически постоянные льды и вечная мерзлота, очень длительная зима, практически нет жизни, суровый климат.
Большая часть водной поверхности Арктика в течение всего года покрыта плавучими льдами (около 11 млн. км2 зимой и около 8 млн. км2 летом). Толщина однолетних льдов 0,8-1,8м, многолетних 3-4м. Торосы обычно имеют высоту 3-5 м, в отд. случаях до 10-15м. Встречаются айсберги и ледяные острова - оторвавшиеся участки шельфовых ледников (главным образом из района о. Элсмир). Ледяной покров существенно затрудняет мореплавание в арктических морях и делает их доступными для транспортных судов (как правило, в сопровождении ледоколов) лишь в течение 2-3 летних месяцев (БСЭ).
Практическое задание: по климатическим картам России охарактеризуйте климатические условия в зоне арктических пустынь.
Предполагаемый ответ: Господствуют АВМ. Средняя температура августа +2+40С. Лето холодное и короткое. Безморозный период всего 1,5 месяца. Суммарная солнечная радиация 67 ккал/см2. Средняя температура января -24-300С. Зимой морозы до -35-400С. Полярная ночь до 150 суток! Количество осадков – 200-300мм. Характерная особенность – очень сильные ветры.
- Как влияют сильные ветры на природу арктических пустынь?
Предполагаемый ответ: летом ветры сдувают прогретый поверхностный слой воздуха, зимой поднимают метели. В одних местах снег сдувает, а в других – сугробы образуются. Растительность низкорослая. Человеку и животным сложно передвигаться.
Просмотр слайдов об Арктике- «Северное сияние»
Здесь проявляется одно из самых красивых природных явлений – полярное (северное) сияние. Это явление описывал в 1743г великий русский ученый Михайло Васильевич Ломоносов в своем стихотворении «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Родом он был как раз из северных краев российских - Архангельской области, он не раз наблюдал это явление.
Очень образно описывает его известный исследователь Северной Земли Г. А. Ушатов: "Небо пылало. Бесконечная прозрачная вуаль покрывала весь небосвод. Какая-то невидимая сила колебала ее. Вся она горела нежным лиловым светом. Кое-где показывались яркие вспышки и тут же бледнели, как будто лишь на мгновение рождались и рассеивались облака, сотканные из одного света... В нескольких местах еще раз вспыхнули лиловые облака. Какую-то долю секунды казалось, что сияние погасло. Но вот длинные лучи, местами собранные в яркие пучки, затрепетали бледно-зеленым светом. Вот они сорвались с места и со всех сторон, быстрые, как молнии, метнулись к зениту. На мгновение замерли в вышине, образовали огромный сплошной венец, затрепетали и потухли".
Солнце месяцами не появляется на небе, и людям светят лишь луна и звезды. И, как бы заменяя дневное светило, на небе периодически полыхают полярные сияния. Обычно они продолжаются по нескольку часов, но изредка не сходят с небесного свода в течение суток и даже по два-три дня.
В это время, кажется, будто в воздухе шелестят крыльями тысячи птиц. На самом же деле этот шорох издают миллиарды крошечных электрических искр. Происходит "тихая бесшумная гроза", когда не слышно громовых раскатов и не блещут грозные молнии.
Полярное сияние — свечение (люминесценции) верхних слоёв атмосфер планет, обладающих магнитосферой, вследствие их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра.
Арктические пустыни целиком находятся в области вечной мерзлоты
- Как влияет вечная мерзлота на природу и деятельность человека?
Предполагаемый ответ:
- способствует образованию болот и небольших озер
- реки, зимой промерзающие до дна, летом широко разливаются
- формируются особые формы рельефа (мерзлотные многоугольники, бугры пучения (булгунняхи), наледи, термокарстовые провалы и воронки)
- затрудняет процессы почвообразования
- неблагоприятно влияет на жизнь растений (низкорослые, небольшое разнообразие)
- затрудняет строительство домов и железных дорог
Практическое задание: пользуясь картой «Почвы России» назовите почвы данной природной зоны
Арктические пустынные.
То есть здесь почвы практически отсутствуют, они не развиваются. Это скопления щебня и мелких обломков. Только там, где летом появляется скудная арктическая растительность – появляются примитивные арктические почвы.
Слайды флоры и фауны Арктики.
- Растения арктических пустынь
В ледяной зоне растительности почти нет. А вот с суровым климатом арктической пустыни мирятся более 100 видов цветковых растений - снежный лютик, полярный мак, различные камнеломки, а так же мхи и лишайники. Появляются все эти растения полярным летом. При этом они не образуют сплошного покрова. Их отдельные островки разобщены обширными пятнами оголенного грунта.
Хозяева арктических пустынь мхи и лишайники – могут зимовать без снежного покрова. Чтобы избежать повреждений морозами, они зимой обезвоживаются. Могут покрывать даже голые скалы, так как не нуждаются в почве, поглощая питательные вещества прямо из воздуха.
Рекордсмен арктических растений: Ива арктическая - самое северное дерево (кустарник) в мире, его ветки могут достигать 5 метров в длину, но они никогда не поднимаются выше, чем на 10см от земли. Таким образом, ива защищается от ледяного ветра и растет под снежным покрывалом в течение всей зимы.
- Животный мир арктических пустынь
В арктических пустынях преобладают животные, которых кормит море – белые медведи, моржи, тюлени и, привлекаемые обилием планктона и рыбы, птицы. Чистики, кайры, малые гагарки, многие другие птицы гнездятся летом на скалистых берегах, образуя птичьи базары
В просторах океана живут киты, различные рачки и рыбы. Типичные представители арктической фауны - песец, лемминг, черная казарка и белой сова Оперение у полярной совы белое, с более или менее развитыми бурыми пестринами. Длина 55-65 см, крылья в размахе 150-160 см, весит 1,5-2,5 кг. Яйца (от 3 до 11) откладывает в середине или конце мая; гнездом служит ямка на земле, выстланная мхом. Насиживание длится около месяца. Интенсивное размножение наблюдается в годы обилия основного корма - леммингов; когда леммингов мало, число яиц в кладке меньше, а иногда совсем не гнездится. На острове Врангеля завезены овцебыки и северные олени.
Выступление учащегося с сообщением о заповеднике «Остров Врангеля».
Заповедник «Остров Врангеля»
Государственный природный заповедник "Остров Врангеля" учрежден Постановлением Совета Министров РСФСР от 23 марта 1976г. №189.Этот самый северный из заповедников Дальнего Востока занимает два острова Чукотского моря - Врангеля и Геральд, а также прилегающую акваторию, и располагается на территории Шмидтовского района Магаданской области.
Целью создания заповедника является сохранение и изучение типичных и уникальных экосистем островной части Арктики, а также таких видов как белый медведь (остров - главный "родильный дом" белых медведей в Российской Арктике), морж, единственная в России гнездовая популяция белого гуся, и многих других видов Берингийской флоры и фауны с высоким уровнем эндемизма. В 1974г. на острове акклиматизирован овцебык. 2 225 650 га, в том числе 1 430 000 га - морская акватория. Общая площадь охранной зоны составляет 3 745 300 га. В 2006г исполнилось тридцать лет со дня подписания постановления совета министров РФСФР о создании государственного природного заповедника «Остров Врангеля». Он был создан с целью сохранения и изучения уникальных экосистем островной части Арктики и белых медведей, моржей, белых гусей и других видов берингийской флоры и фауны. Заповедник «Остров Врангеля» расположен на одноименном острове и острове Геральд в Чукотском море. Его заснеженные склоны являются главным «родильным домом» белых медведей, на каждый квадратный километр приходится более десяти берлог. Здесь расположены единственные в России гнездовья белого гуся, а также лежбища моржей. Также в заповедник были завезены домашний северный олень и овцебык. Площадь заповедника – более 2 миллионов гектаров, из которых половину занимает морская акватория. Вокруг островов установлена охранная зона шириной 5 морских миль. В 2004г государственный природный заповедник «Остров Врангеля» был включен в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, где стал единственным арктическим объектом. Территория нового природного объекта общей площадью 2 225 650 га получила почетный международный статус. Эта уникальная территория сохранила следы эволюционных процессов, в результате которых сформировался природный комплекс, подобного которому нет нигде в мире. Территория заповедника признана уникальным природным объектом как выдающийся пример эволюционного развития разнообразных арктических природных комплексов. Растительный и животный мир по количеству видов не имеет себе равных в Арктике. Здесь сохранились реликтовые виды ледникового периода, отмечено около 40 эндемичных видов и подвидов растений, насекомых, птиц и млекопитающих. Для островной флоры и фауны заповедника характерно необычайное смешение типично арктических и относительно южных (американских и азиатских) видов животных и растений
Население и хозяйство. Экологические проблемы.
В арктических пустынях из-за суровых климатических условий отсутствует постоянное население. Постоянное население проживает южнее в зоне тундры и лесотундры, но и здесь его плотность меньше 1 человека на квадратный километр.
Хозяйственная деятельность в Арктике сопряжена с большими трудностями. Поэтому стоимость любой продукции, производимой на Крайнем Севере очень высока.
Природа Крайнего Севера очень чувствительная к вмешательству человека. Из-за низких температур и многолетней мерзлоты здесь медленно протекает самоочищение вод, поэтому любое химическое загрязнение губительно для природной среды.
Итог урока: Мы сегодня с вами совершили виртуальное путешествие на Северный полюс. Ребята вам понравилась Арктика? Сегодня мы подробно познакомились с природными особенностями арктической зоны России, особенностями ее хозяйственного освоения. Узнали о растительном и природном мире, о важном значении охраны Арктики. Просмотр отрывка фильма «Арктика» (продолжение).
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА
Учитель: Ткачева Н.А.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | ||||
Предмет | География | Класс | 5 | |
Тема урока | Разнообразие карт. Аэро -и космические снимки | |||
Планируемые образовательные результаты | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
формирование представлений о разнообразии карт, понимание значения географических карт в современном обществе. | овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей. | принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие самостоятельности и личной ответственности. | ||
Решаемые учебные проблемы | 1. Знакомство с терминами географическая карта. Аэрофотоснимок 2. Разнообразие карт. Как создаются карты. Как читают карты. 3.Какое значение имеют географические карты в современном мире. | |||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Общегеографическая и тематическая карты. Аэрофотоснимки и космические снимки. ГИС.(географич.информац.системы) | |||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Предмет география в виде компакт-диска, презентация на тему «Аэро-и космические снимки», учебник «География 5 кл.», контурные карты и атласы. | |||
Образовательные интернет-ресурсы | ||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | ||||
1. ЭТАП 1 Актуализация знаний Тема «Разнообразие карт. Аэро- и космические снимки.» Планы и карты всегда нужны человеку. Карта – источник информации. Она необходима для любой деятельности человека: биологу, историку, водителю, агроному и тд. | ||||
Деятельность учителя -Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее. | Деятельность обучающихся - Учащиеся улыбаются друг другу и учителю. Рассаживаются на свои места. Вспоминают, изученный ранее материал. Практическая работа для закрепления пройденной темы «Ориентирование». Называют термины и понятия которые связаны с формулировкой проблемы . | |||
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации | ||||
Деятельность учителя Определяем проблему урока. Почему аэро- космические снимки не могут заменить карт. | Деятельность обучающихся Потому что на этих снимках нельзя разглядеть все объекты | |||
3. ЭТАП планирования работы. Основные задачи учителя. 1. Сформирование у учащихся важное значение в изучении географических карт. Знать и видеть различии между картами. Читать и легко ориентироваться. | ||||
4. ЭТАП целеполагания: -вспомним что мы знаем? Географическая карта. Аэрофотоснимок | ||||
Деятельность учителя Разнообразие карт. Общегеографические и тематические Крупномасштабные, среднемасштабные, мелкомасштабные карты. Как читают кару. | Деятельность обучающихся - находят в атласах и контурных картах карты различного типа. Дают им определения. Сравнивают. Учатся определять масштаб. Учатся читать карту. | |||
5 ЭТАП Изучение нового материала. Разнообразие карт. Аэро- и космические снимки Сформирование у учащихся важное значение в изучении географических карт. Знать и видеть различии между картами. Читать и легко ориентироваться. | ||||
Деятельность учителя Разнообразие карт. Общегеографические и тематические Крупномасштабные, среднемасштабные, мелкомасштабные карты. Как читают кару. | Деятельность обучающихся -Находят в атласах и контурных картах карты различного типа. -Дают им определения. -Сравнивают. -Учатся определять масштаб. -Учатся читать карту. | |||
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока). | ||||
Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей. | ||||
Деятельность учителя По мнению ученых, аэрофотоснимки и снимки из космоса могут заменить карты. Вы согласны? А сейчас подведём итог нашего урока. Посмотрите на слайд и продолжите предложение : Я узнал, что ... . | Деятельность обучающихся Комментируют высказывание. Высказывают свои впечатления об уроке. | |||
8 ЭТАП Домашнее задание 1.Стр. 55 учебник, читать, отвечать на вопросы. 2. стр. 60 применяем новые знания. (задания№1-5) |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА
Учитель: Ткачева Н.А.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | ||||
Предмет | География | Класс | 11 | |
Тема урока | Зарубежная Азия | |||
Планируемые образовательные результаты | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
формирование представлений о разнообразии карт, понимание значения географических карт в современном обществе. | овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей. | принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие самостоятельности и личной ответственности. | ||
Решаемые учебные проблемы | 1. Знакомство с территорией Азии 2. Разнообразие стран 3. Этнос | |||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Географическое положение Экономика Этническая мозаика | |||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Предмет география в виде компакт-диска, презентация на тему Зарубежная Азия, учебник «География 11 кл.», контурные карты и атласы. | |||
Образовательные интернет-ресурсы | ||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | ||||
1. ЭТАП 1 Актуализация знаний Тема «Зарубежная Азия.» Географическое положение. Разнообразие стран. Экономика. Численности населения. | ||||
Деятельность учителя -Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее. | Деятельность обучающихся - Учащиеся улыбаются друг другу и учителю. Рассаживаются на свои места. Вспоминают, изученный ранее материал. Называют термины и понятия которые связаны с формулировкой проблемы . | |||
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации | ||||
Деятельность учителя Определяем проблему урока. Границы России с Зарубежной Азии. | Деятельность обучающихся Разноликая Азия. Горы Тибета. Китай. Япония Индия Демонстрация презентации | |||
3. ЭТАП планирования работы. Основные задачи учителя. Сформирование у учащихся важное значение в изучении географических объектов. Знать и видеть различии между странами. | ||||
4. ЭТАП целеполагания: -вспомним что мы знаем? Рельеф Азии. Страны Азии. Природа. Флора и фауна Зарубежной Азии | ||||
Деятельность учителя Рельеф Азии. Страны Азии. Природа. Флора и фауна Зарубежной Азии | Деятельность обучающихся Демонстрация презентаций . | |||
5 ЭТАП Изучение нового материала. Зарубежная Азия. Сформирование у учащихся важное значение в изучении географических территорий . Знать и видеть различии между странами. | ||||
Деятельность учителя Демонстрация презентации Сформирование у учащихся важное значение в изучении географических территорий . Знать и видеть различии между странами. | Деятельность обучающихся Приводят примеры различий и сходств стран. Работа с тестом | |||
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока). | ||||
Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей. | ||||
Деятельность учителя А сейчас подведём итог нашего урока. Посмотрите и продолжите предложение : Я узнал, что ... . | Деятельность обучающихся Высказывают свои впечатления об уроке. | |||
8 ЭТАП Домашнее задание 1.Стр. 55 учебник, читать, отвечать на вопросы. 2. стр. 60 применяем новые знания. (задания№1-5) |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА
Учитель: Ткачева Н.А.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | ||||
Предмет | География | Класс | 6 | |
Тема урока | Рождение Вселенной и Земли 27.10.2016 | |||
Планируемые образовательные результаты | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
Формирование представлений о разнообразии карт, понимание значения географических координат. | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; овладение навыками смыслового чтения текстов и карт. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие самостоятельности и личной ответственности. | ||
Решаемые учебные проблемы |
| |||
Основные понятия, изучаемые на уроке | «Большой взрыв» Галактика Млечный путь | |||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Предмет география в виде компакт-диска, презентация. корта, глобус, учебник География ,контурные карты и атласы, тест. | |||
Образовательные интернет-ресурсы | ||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | ||||
1. ЭТАП 1 Актуализация знаний Тема Рождение Вселенной и Земли | ||||
Деятельность учителя -Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее. | Деятельность обучающихся - Учащиеся улыбаются друг другу и учителю. Рассаживаются на свои места. Вспоминают, изученный ранее материал. Фронтальный опрос Называют термины и понятия которые связаны с формулировкой проблемы . | |||
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации | ||||
Деятельность учителя Определяем проблему урока. | Деятельность обучающихся
| |||
3. ЭТАП планирования работы. Основные задачи учителя.
- показывать и наносить на контурную карту объекты (небесные тела)
| ||||
4. ЭТАП целеполагания: -вспомним что мы знаем Что такое Солнечная система? | ||||
Деятельность учителя Фронтальный опрос | Деятельность обучающихся отвечают на вопросы | |||
5 ЭТАП Изучение нового материала Сформирование у учащихся важное значение в изучении материала. | ||||
Деятельность учителя Объяснение терминов «Большой взрыв» | Деятельность обучающихся Записывают термины | |||
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока). | ||||
Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей. | ||||
Деятельность учителя А сейчас подведём итог нашего урока. Я узнал, что ... . | Деятельность обучающихся Проверочный тест Высказывают свои впечатления об уроке. | |||
8 ЭТАП Домашнее задание 1 пр19.Стр. 109 учебник, читать, отвечать на вопросы. Работа в контурных картах |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по географии в 11 классе «Мы изучаем Австралию»
Ткачева Наталья Александровна
МБОУ «СОШ с. Иваниха»
Учитель географии.
Учебное пособие: Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10-11 кл. общеобразоват.учреждений/В.П.Максаковский.-15-е изд.-М.:Просвещение, 2020
Раздел: Зарубежная Азия.Океания. Австралия Тема «Мы изучаем Австралию».
Цель урока: Обобщение изученного материала в 7 классе по теме «Австралия» Познакомиться новыми знаниями социально-экономической географии материка и государства.
Задачи:
1. Обобщить и закрепить знания учащихся по теме 7 класса «Австралия» и приобрести новые знания об Австралии с точки зрения социально-экономической географии 11 класса;
2. Сформировать умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации через использование электронных образовательных ресурсов;
3. Сформировать умение коллективной работы учащихся, уважительного отношения к истории культуре народов других стран.
Тип урока: Изучение новой темы
Формы работы учащихся: индивидуальные, групповая и фронтальная.
Необходимое техническое оборудование - учебники, атласы 10-11 класс, компьютер, проектор.
Презентация «Австралия»
Данный ресурс результат работы учителя, предназначен для изучения темы Австралия. Может использоваться на различных этапах урока.
Технологическая карта урока
№ | Этап урока | Время (мин.) | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Название используемых ЦОР и ЭОР |
1. | Организационный момент | 1 | Приветствие. Организация детей на работу | Готовятся к уроку | |
2. | Проверка домашнего задания
| 5 | Организация работы проверка знаний в виде теста | Письменно отвечают на вопросы теста | презентация |
3.
| Актуализация знаний | 5 | Учитель читает стихотворение «Страна наоборот» объявляет тему и цель урока. Организация просмотра видео Австралия. | Учащиеся актуализируют знания полученные в 7 классе по теме: «Австралия» с помощью учебника составляют план урока | http://mygeog.ru/avstraliya-polnyj-obzor-video-ekskursiya/
|
5 | Предлагается вспомнить и обобщить имеющиеся знания 7 класса. Организация фронтальной работы с использование Физической карты Австралии
| Учащиеся используя физическую карту Австралии, а также карту Атласа 11 класса, дают физико-географическую характеристику Австралии по плану. На карте представлены рекорды материка. Центр материка Австралии. Национальные парки Австралии: Пурнулулу, Какаду. Коралловый риф. Самый длинный водоток Купер-Крик. Остров Фрейзер. Шарлотт-Пасс. Косцюшко. Улупу (Айерс Рок). Залив Шарк. Голубые горы. Озеро Эйр. Квинсленд. Карта может использоваться для изучения физической географии материка: географическое рельеф, внутренние воды, особенности природы. (Наносят географические объекты на контурную карту) | http://mygeog.ru/avstraliya-fizicheskaya-karta-rekordy-avstralii/ | ||
4. | Получение новых знаний | 12 | Учитель напоминает цель урока и предлагает работу в группах по изучению нового материала (практическая работа) | Организация групповой работы Каждая группа выполняет свое задание, работая с учебником, ЦОР презентацию "Австралия" так же пользуются картой, дающей представление об общественно-экномическом пространстве Австралийского Союза: административное деление, крупнейшие соц-экономические объекты и некоторые данные для них. | презентация |
5. | Закрепление темы. | 10 | Организация работы по презентации новой темы участниками каждой группы | Презентация по темам: 1)Особенности ЭГП Австралийского союза, административное деление, столица 2)Особенности населения 3)Особенности промышленности 4)Особенности сельского хозяйства. Участники других групп имеют право задать 1 вопрос отвечающей группе, после окончания их выступления | |
6. | Рефлексия | 1 | Учитель предлагает сделать вывод: | Ученики проводят самоанализ своей деятельности по плану составленному в начале урока. Оценки | |
7. | Домашнее задание |
| Параграф 5, тема7 прочитать. Подготовиться к обобщающей контрольной работе по теме: Зарубежная Азия. Использовать при подготовке к к.р. ЭОР по странам Зарубежной Азии из электронного журнала |
|
|
Таблица 2.
Работа в группах | |
Задание для 1 группы:
2. Охарактеризуйте сельское хозяйство Австралии: особенности развития, основные направления. | Задание для 2 группы: 1. Пользуясь учебником и атласом, охарактеризовать Австралию по плану ЭГП 2. Определить административный состав и устройство страны, расположение ее столицы, численность населения |
План характеристики природных предпосылок для развития промышленности страны 1. Величина запасов и размещение полезных ископаемых по территории страны 2. Водные, лесные ресурсы, возможности их использования 3. Общая оценка природно-ресурсного потенциала страны ля развития промышленности | План ЭГП материка 1. Положение по отношению к соседним странам 2. Положение по отношению к главным морским и сухопутным путям 3. Положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам 4. Положение по отношению к главным районам сбыта продукции 5. Изменение ЭГП во времени 6. Вывод о влиянии ЭГП на развитие страны | План ФГП материка 1. Географическое положение материка 2. Особенности рельефа материка, полезные ископаемые 3. Климат материка 4. Внутренние воды материка 5. Природные зоны материка |