Межмуниципальная педагогическая конференция «Симфония идей и мастерства», посвященная Году педагога и наставника в России
Межмуниципальная педагогическая конференция «Симфония идей и мастерства», посвященная Году педагога и наставника в России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya.docx | 45.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Иваниха Перелюбского муниципального района Саратовской области»
(Наименование образовательного учреждения)
Межмуниципальная
педагогическая конференция
«Симфония идей и мастерства», посвященная Году педагога и наставника в России
Тема: «Инновационная составляющая в системе образовательного пространства: перспективы развития, востребованность, результативность»
Ткачева Наталья Александровна
учитель географии
2023
Содержание
- Цели и задачи………………………………………………………...3
- Актуальность ………………………………………………………...4
- Инновационная составляющая в системе образовательного пространства………………………………………………………....5
- Вывод ………………………………………………………………...8
- Используемая литература и Интернет-ресурсы……………..……10
Цели:
*Развивать интерес к новым информационным технологиям в образовании.
*Научить применять географические знания в повседневной жизни
*Научить устанавливать связи в системе географических знаний.
*Способствовать воспитанию географической культуры личности на основе формирования у учащихся компетенций по курсу «География».
Задачи:
* Овладение системой теоретических и прикладных географических знаний, необходимых для понимания взаимосвязей в единой системе, на идеях устойчивого развития и формирования географической картины мира;
*Усвоение методов научного познания (картографического, статистического, сравнительно-географического, наглядного, геосистемного).
*Формирование готовности к изучению и практическому решению социально значимых географических задач; созидательной деятельности на региональном и локальном уровнях.
Актуальность:
*Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа.
*Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть «новыми информационными технологиями в образовании».
*Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
- повышает мотивацию учащихся к учению;
- активизирует познавательную деятельность;
- развивает мышление и творческие способности ребёнка;
- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
В зависимости от дидактических целей можно выделить виды компьютерных программ:
- учебные
- тренажеры
- контролирующие
- демонстрационные
- справочно-информационные
- мультимедиа-учебники.
Инновационная составляющая в системе образовательного пространства
Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. И естественно, что весь его не изложишь в одной или двух книгах. Какой бы полной ни была энциклопедия, она не может вместить в себя все знания по географии. При этом объем информации продолжает увеличиваться с каждым годом. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии, учителю необходимо переработать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами.
Применение компьютера и интернета позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации. Чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения.
Темой самообразования я выбрала «Информационно-коммуникационные технологии на уроках географии». Использование информационных технологий, интегрированные уроки ИКТ и географии, ставят ученика в нестандартные ситуации и позволяют повысить творческий потенциал и способствовать самореализации школьника. Как учитель географии использую интерактивные презентации, электронные немые и контурные карты
Уроки с использованием ИКТ организую на основе работы со специализированными обучающими программными средствами.
При изучении нового материала использую демонстративную программу, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал.
Образованные программы имеют в своём составе видео фрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора.
Для подготовки тематических презентаций по географии использую программу POWER POINT.
Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности.
Какие же достоинства есть у применения компьютерных технологий в процессе обучения? Несомненно, что работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий создает возможности доступа к большим массам современной, свежей информации. А сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации.
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников.
Несмотря на то, что процесс компьютеризации обучения географии начался не так давно разработана целая серия мультимедийных учебников к школьным курсам географии:
- Уроки географии Кирилла и Мефодия. 6 – 10 класс
- Интерактивные наглядные пособия и др.
Мультимедиа курс по-новому представляет содержание учебника, который позволяет осуществлять и самостоятельный поиск учебного материала, и обобщение и систематизацию новых знаний. Видео и фотоматериалы развивают образное мышление, формируют географические представления. Элементы анимации позволяют смоделировать на экране географические процессы и явления.
Все медиаобъекты способствуют формированию чувственных образов предметов и явлений действительности, составляющих первоначальный этап процесса формирования новых географических знаний.
Интерактивные карты — новый тип интерактивных средств обучения географии. С одной стороны, интерактивные карты обладают свойствами географической карты, т.е. являются уменьшенным в масштабе изображением земной поверхности с использованием особого языка - условных знаков. С другой стороны, у них появляется новое свойство, приближающее их к геоинформационным системам — возможность изменения содержания карты. В качестве примера возьму интерактивную карту «Природные зоны мира». При выводе на экран — это физико-географическая картосхема мира. Но на эту картосхему можно вывести границы заданной природной зоны, причем на карте будет показано только территория данной природной зоны и ничего лишнего. Это позволяет акцентировать внимание учащихся только на том, о чем в данный момент рассказывает учитель.
Благодаря мультимедиа-технологиям учебный материал представлен ярко и увлекательно в виде разнообразных носителей информации: иллюстраций, видеофрагментов, компьютерной анимации, слайдов, текстов, сопровождаемых словами диктора и музыкой, что способствует мотивации учебной деятельности школьников.
В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяю на уроке изучения нового материала, для обобщения и систематизации заданий, творческих заданий, при контроле знаний и умений.
При изучении нового материала использую демонстративную программу, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал.
Образовательные программы имеют в своём составе видеофрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора.
Информационные технологии помогают мне изготовить и оформить дидактический материал.
На уроке закрепления использую программу – контролёр или чаще тесты, кроссворды, индивидуальные задания, которые создаю сама. Они позволяют осуществить контроль над усвоением изученного материала.
На своих уроках также использую презентации, свободно распространяемые в сети Интернет. Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности.
Вывод:
*Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
- повышает мотивацию учащихся к учению;
- активизирует познавательную деятельность;
- развивает мышление и творческие способности учащихся;
- формирует активную жизненную позицию.
*Современные дети владеют компьютером лучше нас. Учитель в своей работе должен стараться найти этому применение. Мои учащиеся выполняют научно-практические и творческие работы не только в виде рефератов и проектов, но и на компьютере в виде презентаций и фильмов.
*Следует сказать, что современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Выпускник должен обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях.
Результативность использования «Информационно-коммуникационных технологий»
Достижения учащихся:
Курпиль Степан ученик 6 класса был награжден Дипломом III степени в муниципальной очной географической конференции «Россия –Родина моя»
Ткачева Виктория ученица 9 класса занявшая призовое место в муниципальной очной географической конференции «География и ИКТ»
Садовнич Дарья ученица 11 класса победитель в муниципальной очной географической конференции «География и ИКТ»
Проекты 9-11 класс «Города на старых водных торговых путях». «Роль Европейского Севера в развитии Русской культуры». «Многообразие религий мира». «Машиностроение мира»…
Используемая литература и Интернет-ресурсы:
- Баринова И.И. Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся при изучении физической географии (из опыта работы), М.: Просвещение, 2022.
- Герасимова Т.П. О новом подходе к методике обучения географии // География в школе. - 2019. №3. – с. 87-91
- Душина И.В. Методика преподавания географии,- М.: Московский лицей, 2020.
- Жильцова О.А. Обучающие технологии в естественно - научном образовании школьников. – М..: Полиграф сервис, 2009.
- Кудряшова Н.И. Методы обучения в современной школе,- М.: Просвещение, 2021.
6. Таможня Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования // География в школе.- 2020. №4.- с.64-69
7. http://moimummi.ru- Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"
8. http://www.rusedu.ru/detail2825.html
9. http://festival. 1 september.ru
10. http://referat.niv.ru/view/referat-pedagogics/138/137971.htm