Формирование основ безопасности и жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ № 5 «Ромашка»
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности у детей в условиях ДОУ является актуальной и довольно значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения в быту.
В нашем детском саду ведется целенаправленная работа по формированию у воспитанников основ безопасности.
В беседах, занятиях я предлагаю поговорить о том, как необходимо вести себя дома, на улице, чтобы не случались неприятности, и что надо делать, если вдруг что-то произойдет. Уточняю, что беду можно предотвратить, если мы будем осторожны, если будем соблюдать правила безопасности. При этом постоянно провожу параллель - как бы они повели себя в каждой из ситуаций, если бы они оказались не дома, а в своей группе в детском саду. Во время занятий в детском саду по формированию основ безопасности создаю такой микроклимат в группе, где я вместе с детьми обсуждаю проблемы, вместе с ними ищу выход из трудного положения, вместе познаём, делаем открытия, удивляемся.
В ходе занятия использую показ слайдов. Дети с удовольствием рассматривают слайд и обсуждают ту или иную ситуацию. В любой момент можно прослушать правило поведения в изображенной ситуации.
На каждый слайд задаю вопрос о правильности поведения детей на картинке. Идет обсуждение. Воспитанники с интересом обсуждают правила поведения, задают вопросы, на которые я стараюсь ответить.
В ходе занятия тот или иной слайд или картинку предлагаю воспитанникам обыграть, чтобы запомнить, чем заканчиваются шалости и неосторожность дома.
Работая в детском саду с воспитанниками, я поставила перед собой главную задачу: формирование представления о наиболее опасных ситуациях, необходимости соблюдения мер предосторожности, привития навыков безопасного поведения в быту.
В процессе работы выявила, что важно не только оберегать ребёнка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения. Для этого использую наглядный материал в виде плакатов, карточек.
Используя разные формы работы с воспитанниками, пришла к выводу, что в работу по ОБЖ необходимо включать целый комплекс задач:
1.Знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту.
2. Развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к природе.
3. Воспитание грамотного участника дорожного движения.
4. Воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.
Так воспитание грамотного участника дорожного движения проходит как занятиях, так и во время прогулок. На участке создан уголок по безопасности движения, где воспитанники с большим удовольствием делятся своими знаниями и обыгрывают ту или иную ситуацию.
В повседневной работе с воспитанниками стараюсь использовать основные принципы, такие как последовательность, доступность, игровые методы работы, познавательная деятельность, наглядность, так как техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал, динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности).
В своей работе использую и разные формы организации учебно-воспитательного процесса:
-занятия;
-заучивание стихотворений, загадок, физкультминуток;
-сбор фотоматериалов;
-занятия в игровой форме;
-знакомство и заучивание правил безопасного поведения;
-беседы;
-дидактические игры;
-подвижные игры;
-сюжетно-ролевые игры;
-чтение художественной литературы;
-рассматривание иллюстраций по теме;
-наблюдения;
-экскурсии;
-театрализованные представления;
-просмотр мультфильмов;
-трудовая деятельность;
-досуги;
-развлечения;
-обыгрывание различных ситуаций правильного и неправильного поведения;
-встреча с интересными людьми;
-личный пример взрослых.
Мы знаем, что по своей неопытности ребёнок может попасть в различные жизненные ситуации, поэтому всё, чему мы учим, наши воспитанники должны умело применять в повседневной жизни, на практике. Поэтому очень важно научить ребёнка адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке.
Спектр работы для педагога очень большой. И для лучшего результата по формированию основ безопасности необходимо привлекать и родителей воспитанников.
Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому и необходим тесный контакт с родителями. Ведь ничто не воспитывает с такой убедительностью, как пример взрослых. Важно не только оберегать ребёнка от опасностей, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности.
И в таком случае огромную роль сыграют родители и их повседневный пример. Благодаря совместным усилиям по профилактике основ безопасности и жизнедеятельности, полученные знания дадут свои результаты:
-ребёнок получит знания о себе и своём здоровье, позволит найти способы укрепления и сохранения своего здоровья.
-приобретённые навыки помогут осознанию выбрать здоровый образ жизни.
-полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.