ФГОС ДОУ

Все материалы представлены

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon fgos_dou_pdf.pdf460.07 КБ
PDF icon sanpin.pdf838.82 КБ
PDF icon kontseptsiya_doshkolnogo_obrazovaniya.pdf496.4 КБ
PDF icon konventsiya_o_pravah_rebenka.pdf490.72 КБ
Файл kommentarii_k_fgos_1.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Введение ФГОС дошкольного

образования — комментарии Минобрнауки

Опубликовано: 15.05.2014 14:27

Рубрика: Страничка директора

В соответствии с Планом действий Минобрнауки России по обеспечению введения ФГОС ДО Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направил на места  письмо  от 28 февраля 2014 г. № 08-249, в котором даны комментарии по отдельным вопросам введения ФГОС ДО, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г. № 30384).

Комментарии разработаны ФГАУ «Федеральный институт развития образования» на основе вопросов, возникающих у руководителей и специалистов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, руководителей образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования и практических работников дошкольного образования и направлены на оказание  им методической и консультативной поддержки при организации практической работы по введению и применению на практике ФГОС ДО. В частности, в Комментариях отмечается следующее.

Об образовательной программе

Дошкольная образовательная организация (ДОО) разрабатывает и утверждает самостоятельно образовательную Программу в соответствии с требованиями ФГОС ДО и с учетом примерных основных образовательных программ дошкольного образования. ДОО может реализовывать разные образовательные программы.  При реализации нескольких образовательных программ дошкольного образования каждая из них должна быть утверждена ДОО. В то же время ДОО (группа) может разрабатывать программы самостоятельно, не опираясь на какую (какие) -либо примерные программы.

Содержание образовательной программы не должно быть заранее расписано по конкретным образовательным областям, поскольку оно определяется конкретной ситуацией в группе: индивидуальными склонностями детей, их интересами, особенностями развития.

Педагоги, работающие по программам, ориентированным на ребенка, формируют содержание по ходу образовательной деятельности, решая задачи развития детей в зависимости от сложившейся образовательной ситуации, опираясь на интересы отдельного ребенка или группы детей.

Соотношение частей образовательной программы носит рекомендательный характер и призвано примерно оценить пропорцию между обязательной частью программы и частью, формируемой участниками образовательных отношений.

Примечание. Проект  примерной основной образовательной программы ДО можно посмотреть на сайте www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/POOP_FGOS-DO.doc

О режиме работы

Выбор режима работы дошкольной группы осуществляется ДОО самостоятельно (с учетом объема решаемых задач, мнений участников образовательных отношений). Продолжительность реализации Программы в сутки должна соответствовать выбранному режиму работы группы, что должно быть отражено в Программе. Программа может соответствовать любому режиму работы группы, не превышающему 14 часов в сутки. В случае, если режим работы группы превышает 14 часов в сутки, Программа реализуется не более 14 часов от всего времени пребывания детей.

О дополнительных платных образовательных услугах

Реализация Программы не подразумевает ограничений на оказание дополнительных платных образовательных услуг воспитанникам. Получение воспитанниками таких услуг должно регламентироваться договорами (примерная форма договора, утверждена приказом Минобрнауки России от 13 января 2014 г. № 8).

В случае если Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в ДОО (продолжительность работы группы соответствует продолжительности реализации Программы) получение воспитанником дополнительной платной услуги может осуществляться одновременно с реализацией Программы в группе при условии фактического отсутствия воспитанника в группе.

В случае  если хотя бы один ребенок фактически остается в группе, реализация Программы в ней не прекращается, прерывается лишь получение образования воспитанником, получающим дополнительную услугу.

Поскольку дополнительное образование детей также является важным элементом развития детей, и ограничение их в его получении неконституционно, ДОО не может повлиять на решение родителей о порядке посещения ребенком дошкольной группы.

Временное отсутствие ребенка в группе по причине получения дополнительной образовательной услуги не может рассматриваться в качестве основания для пересмотра нормативов финансирования. Также, фактическое финансирование реализации Программы через обеспечение создания требуемых условий означает, что временное отсутствие ребенка в группе, не влияющее на изменение условий реализации Программы, не должно рассматриваться как нецелевое использование бюджетных средств.

Вопрос параллельного освоения Программы и дополнительных общеобразовательных программ в одной ДОО должен регулироваться локальными нормативными правовыми актами такой ДОО.

О диагностике

Оценка индивидуального развития детей представлена в ФГОС ДО в двух формах диагностики — педагогической и психологической.

Та или иная степень обязательности проведения педагогом педагогической диагностики определяется Программой. Проведение педагогической диагностики не может быть вменено в обязанность педагогу, если не созданы условия для ее проведения, включая обеспечение специального обучения. Педагог имеет право по собственному выбору или на основе консультаций со специалистами использовать имеющиеся различные рекомендации по проведению оценки индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики в группе или проводить ее самостоятельно. Данные, полученные в результате такой оценки, также являются профессиональными материалами самого педагога и не подлежат проверке в процессе контроля и надзора. При этом контроль за эффективностью деятельности педагога, которая, в том числе, может включать педагогическую оценку, может проводиться в процессе независимой оценки качества образования в ДОО.

Психологическую диагностику индивидуального развития ребенка проводят по мере необходимости квалифицированные специалисты — психологи и/или педагоги-психологи. Для участия ребенка в психологической диагностике в обязательном порядке требуется согласие его родителей (законных представителей).

О штатном расписании и кадрах

ДОО самостоятельно устанавливает штатное расписание в пределах выделяемого финансирования ДОО. При этом ДОО должна исходить в первую очередь из задачи обеспечения требований ФГОС ДО.

Для сопровождения реализации Программы на протяжении всего времени реализации (в большинстве случаев соответствующего продолжительности работы группы) в каждой группе должны находиться не менее двух работников, в том числе одного воспитателя (или другого педагогического работника) и помощника воспитателя (младшего воспитателя). Таким образом, дети в любой момент должны находиться с одним или несколькими работниками ДОО, принимающими участие в реализации Программы (с педагогическим и/или учебно-вспомогательным работником).

Необходимые средства для дополнительного профессионального образования педагогических работников должны быть доведены до ДОО (государственной, муниципальной или частной) в составе норматива затрат, либо заложены в смету казенного учреждения. При этом, объем финансового обеспечения образования педагогических работников должен обеспечивать возможности для организации как по созданию необходимых условий в самой организации (в том числе, оплата замещения временно отсутствующего работника), так и для направления работников на обучение (оплата обучения, командировочные расходы).

О материально-техническом обеспечении и финансировании

Финансовая ответственность за сопровождение реализации Программы возлагается на органы власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, и не может быть переложена на уровень муниципалитетов или родителей.

Так как материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с ФГОС ДО, относится к компетенции образовательной организации, ДОО самостоятельно утверждает перечень необходимых средств обучения, которые будут использоваться при реализации Программы, и приобретает их.

 О работе с детьми с  ОВЗ

Для получения общего образования детьми с ограниченными возможностями здоровья  (ОВЗ) в ДОО должны разрабатываться соответствующие адаптированные основные общеобразовательные программы (отдельными документами) с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Индивидуальную программу реабилитации разрабатывает Бюро медико-социальной экспертизы ограниченными возможностями здоровья.

Педагогическими работниками, дополнительно привлекаемыми для обеспечения реализации Программы в группах для детей с ОВЗ  и в общеразвивающих группах, в которых обучаются дети с ОВЗ, являются учителя-дефектологи, учителя-логопеды, а также, в случае необходимости, социальные педагоги. Рекомендованное количество соответствующих педагогов в расчете на одну группу (для обоих случаев) составляет 1 ставку на группу.

О контроле и оценке деятельности

Контроль за образовательной деятельностью в рамках реализации Программы в ДОО осуществляется не за образовательными результатами детей, а за условиями ее реализации, которые и способствуют достижению детьми определенных образовательных результатов.

Используемые в ДОО критерии для оценки эффективности деятельности отдельных работников должны быть построены на показателях, характеризующих создаваемые ими условия при реализации образовательной программы. Запрещается использовать показатели, соотносимые с характеристиками воспитанников ДОО.

Оценка выполнения муниципального (государственного) задания должна строиться на основании критериев, характеризующих создаваемые учреждением условия при реализации Программы. При расчете критериев, используемых для оценки выполнения бюджетных заданий, запрещается использовать показатели, соотносимые с характеристиками воспитанников организации.

Примечание.  В соответствии с приказом  Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155 с  1 января 2014 г.  дошкольные образовательные организации переходят на  федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Определен и переходный период этого процесса – до 1 января 2016 г. В  Письме от 07.02.2014 №01-52-22/05-382 «О дошкольных образовательных организациях» Рособрнадзор обратил внимание на недопустимость требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения своих уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО в условиях незавершенного цикла проведения экспертизы и формирования реестра примерных основных образовательных программ, которые призваны создать методическую базу полноценного внедрения ФГОС в системе дошкольного образования.

Источник: Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2014 г. № 08-249

Блог инспектора народного образования

А почему бы народу самому не поставить под контроль происходящие в образовании процессы – учредить в образовательном учреждении народную инспекцию, инспектора от народа.

Конец формы

ФГОС для дошкольников

Опубликовано: 26.11.2013 19:49

Рубрика: Страничка директора

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому оно должно быть стандартизировано.

Мы уже рассказывали о разработке стандартов дошкольного образования (см. статью  Дошколят стандартизируют в рубрике «Полезные новости»). В настоящее время этот стандарт утвержден приказом  Минобрнауки от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» зарегистрирован в Минюсте РФ 14.11. 2013 г. Регистрационный N 30384. Приказ вступает в силу  01.01.2014 г.

В связи с этим прежние акты о федеральных гостребованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям реализации такой программы (приказы Минобрнауки РФ от 23 ноября 2009 г. N 655 и от  20   июля   2011 г.   N 2151) с этого времени утрачивают силу.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию (к структуре программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения программы).
Он является основой для разработки программы, вариативных примерных образовательных программ, нормативов финансового обеспечения реализации программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования.

Кроме того  ФГОС ДО используется для оценки соответствия образовательной деятельности организации указанным требованиям, формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации.

ФГОС ДО не предусматривает ни промежуточной,  ни итоговой аттестации дошкольников. Дошкольные образовательные организации не проходят и государственную аккредитацию.

Положения ФГОС ДО распространяются на организации,  осуществляющие    образовательную деятельность,   индивидуальных предпринимателей,  реализующих образовательную программу дошкольного образования, а также могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

Предполагаемые управленческие действия администрации дошкольной организации:

  1. Внимательно изучить документ.
  2. Ознакомить с ФГОС ДО всех педагогических работников.
  3. Довести основные положения ФГОС ДО до сведения родителей (законных представителей) воспитанников, спланировав для этого цикл соответствующих бесед.
  4. Разработать и осуществить план реализации документа, предварительно обсудив его с педработниками, органом государственно-общественного управления и родителями (законными представителями) воспитанников. Действия должны быть согласованы с мероприятиями местного управления образования.
  5. Привести локальные нормативные акты учреждения в соответствие с документом.
  6. Реализовать намеченные мероприятия, перестроив образовательную деятельность  дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС и создав необходимые условия, как материально-технические, так и кадровые.