ЛОГОРИТМИКА
Одной из методик преодоления речевых нарушений у детей является логоритмика. Она представляет собой комплекс логоритмических игр и упражнений, которые проводятся в сочетании с ритмической основой: музыкой, движением, стихотворным сопровождением (счёт). Это двигательные упражнения, которые направлены на развитие речевого дыхания, артикуляции и укрепление мышечного тонуса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskaya_ritmika.doc | 94 КБ |
igry_dlya_lovkikh_nozhek_detyam_3-6_let.doc | 58.5 КБ |
teatralizovannaya_ritmoplastika.doc | 35.5 КБ |
muzykalno-ritmicheskie_igry.doc | 34.5 КБ |
uprazhnenia-zadania_na_razvitie_dvigatelnogo_tv.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОБОТ. Стоит робот на дороге, У него не гнутся ноги, Может он махать руками, Может он моргать глазами, Может головой кивать, Раз, два, три, четыре, пять. Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.
УТРО Утром встанет солнышко, Возьму в руки ведрышко, Побегу я в огород, Там морковочка растет, Соберу я ловко сочную морковку. Угощу Маринку — кушай витаминки! Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки перед собой.
ОБЛАКА По небу облака плывут, Вот козочка, вот с щупальцами спрут, А вот кудрявая овечка... Все отразились в быстрой речке. И тишину не нарушая, Плывут вперед, забот не зная, Спрут, козочка, овечка, слон, Похожие на летний сон. Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.
ШОССЕ По шоссе бегут машины, В темноте шуршат их шины, Огоньки и там и тут, В дальний путь они зовут. Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча.
ИГРУШКИ Подарили мне игрушки, Мишку, зайку и Петрушку, Посажу друзей я в холле И начну готовить к школе. Дам мозаику я зайке, А Петрушке — балалайку, Почитаю мишке книжку. В первый класс идут детишки! Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки перед собой.
ЩЕНОК Папа мне купил щенка, Как смешон малыш пока! Очень мил щенок и весел, Ушки длинные развесил, Брюшко — шарик, мокрый нос, Он игрушка, а не пес. Назову его Трезор, Будем с ним ходить в дозор. Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.
К БАБУШКЕ Стучат колеса — тук-тук-тук, И под веселый этот стук Мы едем к бабушке своей, Везем подарочки мы ей. Бабуля выйдет на порог И вкусный вынесет пирог, Расскажет сказку про зверей.. Мы едем к бабушке своей! Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения
НА МОРЕ На море штиль и тишина, Одна лишь лодочка видна, Вдруг появляется волна, Волна прозрачна, зелена, Качает лодочку она. Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.
НОЧЬЮ Как ночь тиха! Кругом — покой, Нам светит месяц золотой, И силуэты стройных елей, В ночи заметны еле-еле. Сидим с тобою на крылечке, И светлячки горят, как свечки. И в этой чудной тишине Так хорошо тебе и мне! Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.
АЛЕНКА Завернем Аленку В теплую пеленку, Колыбельную споем, Чай на кухню Пить пойдем. Пусть приснятся нашей птичке Желтогрудые синички, С красным брюшком снегирек И братишка Игорек. Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.
МАРТЫШКИ Две бесстрашные мартышки Забрались на пальму ловко, По лиане вниз скользят Словно в цирке по веревке. Кувыркаться им не лень, Даже в самый жаркий день. Имитировать движения рук по веревке вверх, а затем вниз, синхронно произносить текст стихотворения.
ЗАЯЦ Сидит заяц под кустом, Здесь его семья и дом, И верхушки длинных ушек Все трепещут на макушке. В его доме нет дверей, Как спастись от злых зверей? Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча.
СНЕЖИНКИ Кружатся, кружатся снежинки, Как белые перья ложатся в перинки, Перинки, подушки лежат на опушке. И зайца следы — как петельки, Украсили эти постельки. Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре
МОРОЗ На дворе мороз трескучий, Вышла Оля на крыльцо. Под ногами снег скрипучий, Ветер бьет в лицо колючий, Рвет с петель входную дверь Ведьма злющая — метель. Заходи скорее в дом! Печка дышит тут теплом, Ласково мурлычет кошка И узоры на окошке. Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.
НА ДАЧУ Мы едем в электричке: «Ура, ура, ура!» Стучат, стучат колеса: «Та-та! Та-та! Та-та!» Мелькают мимо сосны, И ели, и дома. Стучат, стучат колеса «Да-да! Да-да! Да-да!» На даче ждет нас Мурка, Дружище верный Рекс, Приедем мы на дачу – Пойдем все вместе в лес. Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.
ПИНГВИНЫ Идут себе вразвалочку, Ступают вперевалочку Пингвин-папа, Пингвин-мама И сынишка пингвинишка В черном фраке и манишке. Имитировать движения пингвинов, шагать по кругу.
ЗА ГРИБАМИ Вырос у дорожки Гриб на тонкой ножке. Рома мимо шел, Грибок не нашел, Миша мимо шел, Грибок не нашел, Пробежал Антошка, Гриб — в его лукошке. Аня мимо шла, Грибок не нашла. Зато у Ани Малина в стакане. А у Мишки В кармане шишки. Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.
ВОРОБЕЙ Поскорей, поскорей Прилетай к нам, воробей! Тебе на дорожке Мы насыплем крошки. Прыг-прыг-прыг, Чири-чирик. Воробей наш не велик. Прыгает, летает. Устали не знает. Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.
НА ПОЛЯНКЕ Растут на полянке грибы, Чудесные пахнут цветы, Здесь ослик печальный пасется, От страха зайчишка трясется, Под кустиком маленьким мишка, С ним дружит забавный зайчишка. Ты, Машенька, их не пугайся Скорее домой возвращайся! Руки совершают плавные встречные двжения, имитируя движения рук дирижера в оркестре
ПРЯТКИ В гости к нам пришли ребятки, Поиграем с ними в прятки, Кто из норки выбегает, Корку хлебную хватает? Кто похож на нашу елку? У кого спина в иголках? Кто пчелиный любит мед, Лапой дерево скребет? Кто свил гнездышко на ветке? Как зовутся эти детки? Кто от страха весь трясется, Вокруг елочки несется? Кто свой хвостик потерял, Сразу очень грустный стал? Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.
ЖУЧОК Что ты делаешь, жучок? Строю я домишко! Что плетешь ты, паучок? Плету гамачишко! В маленьком домишке Будет жить жучок. И качаться в гамачке Резвый паучок. Ты о чем жужжишь, жучок? О своем домишке. Как просторно стало в нем Деточкам-жучишкам! Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.
ОТ ВАСИЛИЙ В подполе шуршали мыши, Кот Василий спал на крыше, «Не хочу ловить мышей! Жалко бедных малышей! Птичек тоже жалко мне! Съем сметанку я во сне!» Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко. • ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА Мы — веселые ребята, Любим мы играть. Как приятно и полезно Мячик покатать! Попинать его ногами, Постучать об стенку, Подкинуть коленкой. Ах, какой хороший мяч! За спиной его не прячь! Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.
МИШКА Эй, эй, эй, мохнатый мишка! Помоги достать нам шишку! Висит шишка высоко, Достать шишку нелегко! Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения.
НА ТРОПИНКЕ Вприпрыжку бегут по тропинке Маринка, Каринка, Иринка. В руках у подружек корзинки, В корзинках — немного малинки. И будет у них к воскресенью Малиновое варенье. Пусть гости приходят И пьют с наслажденьем С вареньем малиновый чай. Имитировать бег по дорожке, движения рук дирижера.
КИСКА То прогнет, То выгнет спинку, Ножку вытянет вперед - Это делает зарядку Наш Маркиз - Пушистый кот. Чешет он себя за ушком, Жмурит глазки и урчит. У Маркиза все в порядке: Когти, шерсть и аппетит. Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.
волк Серый волк решил друзей Поискать среди зверей, Будь мне, белочка, подружкой! Сказки разные на ушко пошепчу тебе... Поверь — я совсем не страшный зверь! Ну а ты мне — как сестричка, Огнехвостая лисичка! Только ты, дружище еж, И на зверя не похож! На твоей бы лучше спинке Мягкие росли шерстинки! Только после тех речей Не нашел себе друзей Волк среди лесных зверей. Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения.
ЦЫПЛЯТА Под крылом хохлатки Прячутся цыплятки. Ну-ка, детки, вылезайте! Быстро лапки разминайте, Крылышками хлопайте, Клювиками щелкайте. Хватит, цыпочки, дремать! Надо червячков искать! Вот вкусная козявочка, Угощайся, мамочка! Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.
ВОДА Ой, беда, беда, беда! На полу у нас вода! Звоним водопроводчику, Он будет кран чинить, Иначе не помыться и чаю не попить. Хорошо, когда водой полон водоем лесной. Там, средь водорослей нежных Стая рыбок безмятежных, А хозяин — водяной Охраняет их покой. Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.
СКРИП СКРИПОВИЧ Скрип Скрипович Скрипунов Весел был, вполне здоров, Но скрипел и день и ночь, Как бедняжечке помочь? Не болел он страшным гриппом, А пугал своим он скрипом Волка, зайца и лису, Так как жил в глухом лесу. И никто не догадался, что Скрип Скрипыч не трещал, Не скрипел во сне зубами Он на скрипочке играл! Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.
ЛЕСУ Тишина в лесу, покой, Вот и водоем лесной, Мощные расправив крылья, Лебедь над водой парит, Изогнув изящно шею, Как волшебное виденье, По поверхности скользит, И на солнце оперенье Словно снежное, блестит. Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.
БЕЛОЧКА Хозяйственная белочка Живет в дупле на дубе, Хорошая хозяйка В заботах целый день. Сорвет с куста орешек, Засушит три малинки, Найдет в грибах-опятах Замшелый старый пень. В дупле-то ей не спится, На ветке не сидится, И суетиться белочке Совсем-совсем не лень. Ведь пронесется лето, За ним промчится осень, И с зимними метелями Наступят холода. Ну а для нашей белочки, С богатыми запасами — Грибами и орехами, Морозы — не беда. Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения. Затем имитируют движения рук дирижера.
| КАТЮША Подарили мы Катюшке Очень славные игрушки: Вот котенок, Вот щенок, Вот веселый Колобок. Рано спать легла Катюшка. Рядом с нею все игрушки. На подушечке — щенок, За спиною - Колобок, А пушистого котенка, Завернув в пеленку, На руках качает, Тихо напевает. Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.
В ДЕТСКОМ САДУ Идут дети в детский сад, Там игрушки ждут ребят, Ждет Валюшку верблюжонок, Катю ждет большой слоненок, Маша с мишкою играет, Петя Маше помогает, Нянчит Олечка мартышку, Ну а Ася смотрит в книжку. Детям весело в саду! С ними я туда пойду. Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения
СЛОН Жил в Африке слон По имени Джон, И был очень добрым он. Не мог на дорогу, Поставить он ногу, Поскольку по этой дороге Ползли паучки и букашки, И маленькие таракашки. Жалел он и пташек, и мышек, И даже несносных мартышек. Слона обижали мартышки, Кидали бананы и шишки, Когда он не мог на дорогу Поставить огромную ногу, Поскольку по этой дороге Ползли паучки и букашки, И маленькие таракашки. Чередование движений рук робота и ходьбы на месте.
ЧЕРЕПАШКА Долго в норке спала черепашка, Но совсем не помялась рубашка, Вылезает тихонько из норки, Поднимается медленно в горку, «Эй! — кричу я, — давай, черепашка, Поиграем с тобою в пятнашки!» Еле шепчет она мне в ответ: «У меня, извините, обед!» Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.
МУРАВЕЙ Стоит на горе домишко, Ползет туда муравьишко, Он тащит соломинки, щепки, Чтоб дом получился крепким. Вокруг суетятся братишки — Старательные муравьишки, Несут в муравейник они червячка, Букашку, жучка, паучка. Кто строит, кто кормит детишек — Крошечных муравьишек. Вот так — целый день в работе, В трудах, беспокойстве, заботе. Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения.
ВОЗЛЕ РЕЧКИ Барашки и овечки Пасутся возле речки, Охраняет их Трезор, Чтоб зубастый серый вор Не пробрался к речке, Не украл овечку. Клыкастый разбойник Не дремлет в лесу. «Заснет пес Трезор, Я овцу унесу!» Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.
ВОВОЧКА Лисички на полянке, Опята на пеньке, Шагает мимо Вовочка С корзинкою в руке. Вот тонкие осинки, Под ними подосиновики, А где же самый главный? В беретике на ножке. Растет чудесный белый гриб Под елкой у дорожки. Дети шагают по кругу.
ГРОЗА Встало солнышко с утра, И ушли мы со двора, Мы топтали на полянке Тонконогие поганки, Землянику собирали, Веселились и играли. Вдруг все небо потемнело, Что-то страшно загремело, Смотрим мы во все глаза — Начинается гроза! То ли прятаться под дубом, То ли прочь бежать отсюда, Но гроза отгрохотала, Поплыла и с глаз пропала. Завтра мы пойдем опять На полянку поиграть. Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.
ПТИЧКА Три яйца в гнезде у птицы. Как пичужке не гордиться? Заботливая мамочка Весь день на них сидит. Нельзя ни на минутку Оставить здесь малюток. Ведь хитрый кот Василий За гнездышком следит. Шуршат в подвале мыши. Василий их не слышит. Зовет его хозяйка, Кот ухом не ведет. Но если вдруг Иринка Покажет хворостинку, Мяукнет кот Василий, На печку спать пойдет. Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.
СНЕГУРОЧКА Снег лежит на улице, Вышли мы во двор. «Давай лепить Снегурочку?» — Предложил Егор. Приделаем Снегурочке Мы длинную косичку, А из тонких веточек — Пушистые реснички. Кругленькие пуговки Шубку украшают, А вот щечки бледные — Солнышка не знают. Говорит вдруг Маша: «Чтоб Снегурка наша Порумянен стала, Свеколку из погреба Бабушка достала. Ведь чудеса бывают Всегда на Новый год, А вдруг наша Снегурочка Возьмет и оживет?» Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.
БАРБОС Жил на улице Барбос, Был Барбос бродячий пес, Он по улицам ходил И из лужи воду пил. Пес мечтал иметь свой дом И хозяйку в доме том. Чтоб трепала по загривку, Наливала в миску сливки, Выходила с ним гулять, Говорила: «Фу! Стоять!» И однажды в добрый час Этот песик встретил нас, Мы его к себе позвали, Косточку из супа дали, Потрепали по загривку И налили в миску сливки. Охраняет он наш дом, Всем тепло, уютно в нем. Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.
ИРИНКА У меня сестренка есть, Звать ее Иринка. Я Иринке в день рождения Подарю машинку. Пусть с машинками играют Не одни мальчишки, У нее сидят на полке Куклы и зайчишки. Я ей посоветую, Как сестре и другу, Посадить их всех в машину, Прокатить по кругу. Чередование движений рук робота и ходьбы на месте.
МЫШЬ Завелась на кухне мышь, Я кричу ей грозно: «Кыш!» Но она от сыра корку Торопливо тащит в норку. Мама прыгнула на стул, Закричала: «Караул!» Говорю я маме: «Мышка — Очень славная малышка. Пусть она у нас живет, Сыр и корочки грызет. Продают мышей на рынке, Можно гладить их по спинке, Можно в клетку посадить, Можно другу подарить. Но сказала мама: «Нет! Лучше кошке на обед Подарю я эту мышь. Мышь — грызун, а не малышка, Почитай об этом в книжке». Чередование движений рук робота и ходьбы на месте.
ВЕСНА Наконец сегодня солнце Заглянуло к нам в оконце, Вместо злых метелей, стуж На дороге много луж. Очень нежно греет солнышко, Зачирикали воробушки, И ворона им в ответ Громко каркнула: «Привет!» Ходят люди, улыбаются, Ты пришла, весна-красавица! Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.
КОТЕНОК Мой котенок был так мал, На ладошке он лежал, А потом подрос немножко, Стал похож на маму-кошку, Но шалит малыш повсюду: Сбросил со стола посуду... А забрался на карниз — И карниз свалился вниз. Он обгрыз цветок в горшочке Спрятал Машины носочки. Убегает даже пес — Поцарапан его нос. Тут сказала тетя Зина: «Посажу его в корзину, А не то разбойник кот Нам весь дом перевернет!» Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.
СТРЕКОЗА Крылышки прозрачные, Круглые глаза. Надо мной летает Чудо-стрекоза. Подставляю я ладошку, Отдохни хотя б немножко! Расскажи, где ты бывала, Что на свете повидала? Но молчит она в ответ, Времени, наверно, нет. Ведь летать — ее работа, А болтать ей неохота. Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.
У БАБУШКИ За столом сижу у бабушки, Ем медовые оладушки, И журчит, как ручеек, Ее тихий говорок. Называет меня бабушка Так забавно — Василек. Подливает в кружку глиняную Из малины киселек. Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.
ОЛЯ Купила Оле мама Пеструю панаму, Купила сарафанчик — На боку карманчик. На зеленом сарафанчике, Как на поле — одуванчики, Колокольчики, ромашки, На ромашках — по букашке. Выйдет Оля на опушку, Не найдут ее подружки. Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.
АРИНА Огорчается Арина, Все зовут ее — Алина. Как Арина ни старается, Но звук «Р» не получается. Даже пес ее Тимошка Поучил рычать немножко, Пес рычит, Арина — нет. Видно, нужен логопед. Подошла Аришка к деду. «Все, поедем к логопеду! Без его умелых рук Не родится этот звук. Через месяц всем в ответ Громко крикну я ПР-Р-Р-РИВЕТ!» Чередование движений рук робота и ходьбы на месте
ОХОТНИК Вышел Вася на охоту, А в руках его сачок. Видит — бабочка садится На голубенький цветок. Размахнулся Вася, БАХ! Бабочка в его руках. Но вздыхает Вася тяжко — Очень жаль ему бедняжку. Отпустил ее Васек — Лети дальше, мотылек! Вот придет с работы брат, «Даст мне» фотоаппарат, Вновь пойду я на охоту, Только буду делать фото. Чередование движений рук робота и ходьбы на месте
ЗОЛОТАЯ РЫБКА У меня в аквариуме Золотая рыбка, Я смотрю на рыбку, Говорю с улыбкой: «Может, ты — волшебная, Может, не простая, Раз зовут тебя все люди Рыбка золотая?» Хвостиком колышет, Смотрит не мигая, Ничего не отвечает Рыбка золотая. Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.
НА МОРЕ Этим летом мы на море Отдыхали вместе с мамой. И валялись на песке, Прикрывая лоб панамой. Я поймал большого краба, Отпустил его потом. Долго-долго любовался Я военным кораблем. Солнца жар, морской прибой Полюбил я всей душой. Не хотелось возвращаться Мне в Москву — к себе домой. Чередование скандирования в стиле робота и ходьбы на месте.
НА РЕЧКЕ Мы живем у самой речки. Только любит Васька-кот Полежать на теплой печке, А на речку — не идет. Когда мы пойдем купаться, — Я возьму с собой кота. Кот в воде намочит лапки И мяукнет: «Красота!» Да и в лодке нам вдвоем Будет весело с котом. Я на удочку поймаю И плотву, и пескарей. Кот, конечно, замурлычет: «Дай попробовать скорей!» Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.
ТАНЯ И ВАНЯ Дверь открыла детям мать. Ребятишек не узнать! Два чумазых поросенка У дверей стоят в сторонке: «- Где тут Таня? — Где тут Ваня? Побегу топить я баню!» Долго-долго Таню с Ваней В бане мылили сперва. А затем мочалкой колкой Терли, терли добела. Вот — Ванюшка! Вот — Танюшка! А не две смешные хрюшки... Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения.
|
Предварительный просмотр:
Игры для ловких ножек (детям 3-6 лет)
Большинство трехлеток ходят, подражая взрослым. Они передвигают ногами автоматически и уже не балансируют руками, как прежде, а размахивают ими так же, как и мы. Когда малыши поднимаются по лестнице, то ставят ноги поочередно. Спускаясь, наоборот, ставят обе ноги на каждую ступеньку. Большинство детей в этом возрасте уже очень хорошо держат равновесие, так что могут пройти по одной линии, ставя одну ногу за другой. Между тремя и четырьмя годами у многих детей происходит остановка в развитии, во время которой закрепляются приобретенные навыки. Малыши, которые в три года ходили уверенно и гармонично, теперь иногда демонстрируют неуверенность и ищут руку взрослого, особенно когда спускаются по лестнице. Возможно, этот «откат» к прежнему поведению соответствует задаче ребенка консолидировать различные периоды своего развития или связан с внутренним страхом, который вызывается необходимостью вступить на новый этап самостоятельности и ослаблением защитной функции родителей.
Четырехлетние дети уже хорошо контролируют свое тело и наслаждаются новыми движениями. Они пробуют все возможные способы ходьбы – вперед, задом наперед, боком, на цыпочках, небрежно прогуливаются. Они могут оборачиваться вокруг себя, не теряя равновесия, спускаться по лестнице, ставя ноги попеременно. Четырехлетки полны энергии, им требуется очень много места, они ищут новых ситуаций, чтобы использовать свои крепнущие мышцы и поэкспериментировать со своими руками и ногами.
Пятилетки удивляют нас резким ростом, особенно вырастают их ноги. В целом они демонстрируют больше самоконтроля, чем год назад. Они любят побегать, но их подвижные игры более дифференцированы и контролируемы.
Среди игр шестилетних детей становится все больше таких, в которых существенная нагрузка ложится на ноги и ступни (салки, прыгалки, «классики» и т.п.). Мы, взрослые, можем помочь развитию детей, радуясь их успехам, поддерживая их интерес к игре, предлагая новые игровые идеи. Необходимо расширять опыт тактильных ощущений у ребенка, например, ему можно предложить медленно подвигать ногами и стопами и сосредоточиться на том, что он чувствует.
Так как наши ноги находятся относительно далеко от наших глаз, они часто остаются без внимания. Они не так тесно связаны с нашим сознанием, как руки, которые автоматически попадают в поле нашего зрения, когда мы что-то делаем. И поскольку большинство взрослых обращают мало внимания на свои ноги, дети легко перенимают такое отношение: им вполне достаточно, что их ножки ходят и бегают. Но все же желательно, чтобы ребенок чувствовал свои ноги и ступни. Ребенку гораздо легче владеть собственным телом, если он ощущает стопы и знает, что может с их помощью уверенно «опираться на мир». Умение ощущать свои стопы может внести существенный вклад в развитие самосознания ребенка и его уверенность в себе.
В этой главе собраны игры, которые помогут детям обратить внимание на свои ножки, больше узнать об их возможностях, получить разнообразные тактильные ощущения и много положительных эмоций.
1. Моя туфелька
Описание:
Это игра-разогрев, предваряющая основную активность. Она объединяет группу и усиливает чувство сплоченности.
Сядьте вместе с детьми в круг, чтобы показать им необходимые движения.
Возраст участников: от 3 лет.
Инструкция детям:
Сядьте в круг на пол. Снимите с одной ноги туфельку и возьмите ее в руку. Лучше держать ее в правой руке. (Станьте сзади ребенка и покажите ему его правую руку).
Начинаем проговаривать слова:
Это ты, это я,
Это туфелька моя
С нами песенку поет,
От меня к тебе идет.
Пока проговариваем слова, мягко касаемся туфелькой пола сначала с правой от себя стороны, затем – с левой. При словах «от меня к тебе» передаем туфельку соседу слева.
И так далее, пока в руке не окажется собственная туфелька. Тогда все поднимают каждый свою туфельку повыше и вместе говорят: «Это туфелька моя!»
2. В складках и гладко
Описание:
Задача игры – дать детям отчетливые тактильные ощущения. Дети должны сконцентрироваться и продумать, как надо поступить.
Материалы: мягкое покрывало для каждого ребенка. Если группа разновозрастная, то дети постарше могут использовать одно покрывало на нескольких ребят.
Возраст участников: от 3 лет.
Инструкция детям:
Возьмите покрывало и положите его на пол. Снимите обувь и поставьте ее рядом в сторонку. Расправьте покрывало, чтобы оно стало ровным. Походите по нему так, чтобы оно оставалось ровным. Хорошо у вас получается! А теперь сделайте ногами много-много складок на покрывале. Сделайте его таким маленьким, насколько получится.
(Подойдите к одному из покрывал, наклонитесь к нему.) Ты, одеяльце, в таком беспорядке. Такое скомканное, ты никого не сможешь укутать и согреть.
Давайте расправим наши покрывала. Ладошками расправьте покрывало, сделайте его снова ровным. (Помогайте детям.)
А теперь опять много-много складок, но в этот раз складки делаем коленками. Покрывала становятся все меньше, меньше…
И снова делаем их гладкими, ровными…
А теперь делаем много-много складок локтями … Покрывала меньше, меньше… Хорошо у вас получается!
Теперь садитесь на покрывала. А можете вы своими попками сделать много-много складок на покрывале?.. А теперь опять расправляем покрывала…
А теперь ножками зайдем под край покрывала так, чтобы оно осталось ровным. Покрывало очень радо, что оно осталось таким ровным и гладким.
А теперь на покрывале – от работы отдыхаем!
3. Рыбацкая сеть
Описание:
Задача игры – вызвать тактильные ощущения пальцев ног. Дети пробуют хватать пальцами ног полотенце и в то же время медленно идти. Если это удается, ребята переживают чувство большого успеха.
Когда малыши идут спиной вперед, следите за тем, чтобы они не сталкивались друг с другом.
Материалы: для каждого ребенка тонкое полотенце среднего размера.
Возраст участников: с 4 лет.
Инструкция детям:
На пол перед собой ровно положите полотенце. Снимите обувь и носочки, отложите их в сторонку. Станьте на угол полотенца и ухватите его пальцами ног. Скатайте его под пальцами. Подумайте, какой ногой вы хотите это сделать.
Представьте, что полотенце – это рыбацкая сеть, которую надо медленно вытащить из небольшого пруда. Вы хотите поймать золотую рыбку, которая плавает в этом пруду. Медленно идите назад и тащите за собой сеть. Смотрите вокруг, чтобы ни с кем не столкнуться.
Я буду ходить между вами, и вы можете шепнуть мне на ушко, удалось ли вам поймать золотую рыбку.
4. Летучая рыбка
Описание:
Эта игра соотносит тактильные ощущения с ощущениями левой и правой сторон тела. Чтобы выполнить двигательные задания, дети должны «увязать» движения обеих ног и рук. Одновременно дается нагрузка на мышцы.
Материалы: каждому ребенку потребуется губка.
Возраст участников: с 4 лет.
Инструкция детям:
Сядьте на пол и снимите обувь. Зажмите губку между стопами. Когда я скажу: «Внимание, приготовились, начали…», подбросьте губку повыше и попытайтесь поймать ее руками. Представьте, что губка – это маленькая рыбка, она хочет нырнуть в воду, а вы хотите ее поймать.
Внимание, приготовились, начали…
А теперь снова положите губку между стопами, и пусть она опять подпрыгнет, так чтобы поймать ее руками.
Пробуем еще несколько раз…
5. Ловкие ножки
Описание:
В этой игре дети могут научиться ходить внимательно и осторожно, чтобы не задевать что-нибудь ногами или создавать «сквозняк». Лучше, если дети при этом будут босиком.
Материалы: каждому ребенку потребуются две прямоугольных цветных губки.
Возраст участников: с 4 лет.
Инструкция детям:
Возьмите себе по две губки и сядьте на пол.
Поставьте одну губку вертикально перед собой на пол, на меньшую сторону. Будьте осторожнее, чтобы губка не падала.
А теперь вторую губку медленно поставьте на первую, так чтобы вместе они были похожи на маленький небоскреб.
Посмотрите: губки находятся в равновесии и не падают.
А можете вы подуть и сдуть верхнюю губку?..
А ну-ка подуйте на нижнюю губку…
А кто мне скажет, почему губки опрокинулись, что их уронило?..
(Расскажите детям о том, что воздух (ветер) обладает силой, способной передвигать вещи. Со старшими детьми вы можете найти и другие примеры проявления силы ветра.)
А когда мы двигаемся, прежде всего когда мы быстро двигаемся, мы двигаем и воздух.
Посмотрите на свою руку. Согните ее и быстро проведите несколько раз из стороны в сторону перед лицом. Почувствовали, как подул ветерок?
Я хочу знать, сумеете ли вы идти так осторожно, что ваши ножки не создадут никакого ветерка. Посмотрите-ка, как я по всей комнате расставляю губки…
(Расставьте губки вертикально, равномерно распределяя их по комнате так, чтобы оставалось достаточное пространство между ними. Чтобы усложнить задачу, можно поставить сверху вторую губку, как в начале описания игры.)
А теперь по двое все вместе проходим между губками. Идите медленно и осторожно. Смотрите, чтобы не уронить ни одной губки. А если какая-нибудь все же упадет, то я ее опять поставлю.
(После того как пройдут все дети, оцените: из-за чего губки падали? Что делал каждый ребенок, чтобы губки не опрокидывались? Дети должны понять, что даже легкое касание опрокидывает губки, даже легкое движение их тела вызывает движение воздуха.)
А теперь давайте попробуем что-нибудь посложнее. По двое пробегите змейкой между губками так, чтобы их не уронить. Сумеете ли вы так осторожно бежать, чтобы губки не упали?..
(В конце игры снова проведите небольшое обсуждение.)
6. Большое и маленькое
Описание:
Дети получают новый тактильный опыт, выполняя задание ножками и ручками, учатся координировать движения рук и ног и развивать свое ощущение пространства. Игра действует успокаивающе и расслабляет.
Материалы: каждому ребенку потребуется мягкая хлопковая веревка (нейлоновая или пенька слишком жесткие).
Возраст участников: с 3 лет.
Инструкция детям:
Снимите обувь и носочки и каждый возьмите себе по одной веревке. Кто сумеет ножками хорошенько скомкать веревку?..
А ну-ка ножками распрямите веревку, чтобы она стала длинной-длинной…
Вот как хорошо вы справились!
А теперь нам помогут ручки. Соберем в комочек веревку, а потом вытянем ее, распрямим…
Закройте глазки и еще раз скатайте ручками веревку в комочек, а потом вытяните – веревочка стала длинной… и снова веревочка маленькая… и снова длинная… Как хорошо у вас получается!
7. Мостик
Описание:
Дети могут научиться медленно идти по веревочке и останавливаться в середине. Это хорошая тренировка контроля над телом и умения оценивать расстояния.
Материалы: каждой паре детей потребуется хлопковая веревка длиной около 1,5 м.
Возраст участников: с 4 лет.
Инструкция детям:
Снимите обувь и носочки и выберите себе пару. Каждая пара возьмет одну веревку и положит ее на пол рядом с собой. Пусть каждый из вас станет на конец веревочки, одна нога впереди другой. Почувствуйте веревку своими ступнями. Представьте, что веревочка – это мостик над ручьем. Когда я скажу: «Раз, два, три…», начинайте медленно идти по мостику навстречу друг другу. Ставьте одну ногу перед другой, пока вы не встретитесь на середине. Тогда ножки коснутся и скажут друг другу: «Привет!» Помните, что ваши ножки должны коснуться ножек того, кто идет навстречу.
А теперь посмотрим, как вы медленно пойдете по мостику назад и остановитесь на конце веревки… Замечательно у вас получилось!
8. Змеи, яблоки, дверные ручки
Описание. В этом упражнении на сотрудничество дети могут научиться делать на полу различные геометрические фигуры из веревки. Нарисуйте эти фигуры на доске или на большом листе бумаги, чтобы даже маленькие дети понимали, что им надо делать.
Материалы: каждой паре детей потребуется хлопковая веревка длиной около 1,5 м; настенная доска.
Возраст участников: с 4 лет.
Инструкция детям:
Снимите обувь и носочки и выберите себе пару. Каждая пара возьмет одну веревку. Попробуйте ножками сделать из веревки на полу фигуру. Только ножками, и помогайте друг другу в паре!
Попробуйте вместе так положить веревку, чтобы она была похожа на тонкий ствол дерева.
А теперь сделаем из веревки змею, которая лежит на земле…
А теперь вместе делаем красивое круглое яблоко…
А сумеете ли вы сделать изогнутую дверную ручку? Хорошо у вас получается!
(Когда дети в группе выполнят необходимые задания, следующий шаг – завершение игры.)
А теперь я хочу узнать, как дети – все вместе – только ножками построят по всей комнате из веревок одну длинную дорогу. Подумайте, какой ширины будет эта дорога.
(В конце дети могут «обновить», «испытать» дорогу и гордо по ней пройтись всей группой.)
9. Дикая змея
Описание:
В этом упражнении дети тренируют реакцию и координацию глаз и ног. Такая оживленная игра хорошо воспринимается детьми.
Материалы: каждой паре потребуется хлопковая веревка длиной около 1,5 м или широкая цветная лента той же длины.
Возраст участников: с 4 лет.
Инструкция детям:
Снимите обувь и носочки и выберите себе пару. Каждая пара берет одну веревку. Один из вас держит в руке конец веревки, садится на корточки и двигает веревку из стороны в сторону, будто это извивается дикая змея, а другой пытается поймать змею, наступив на нее ногой.
Теперь тот, кто поймал змею, двигает ее, а его товарищ пытается ее поймать.
Если вам это легко, попробуйте поймать змею другой ногой.
А теперь ловим змею другим способом – одной рукой. Кто поймал, меняется в паре ролями.
А теперь посмотрим, как вы поймаете змею, когда она быстрее ползет. Тот, кто двигает змею, может ходить по комнате. Змея должна все быстрее ползать по полу туда и сюда. Охотник следует за змеей и пытается наступить на нее. Важно смотреть, где твой партнер! Когда змея поймана, меняйтесь местами.
10. Катание на коньках
Описание:
В этом упражнении плавное движение ног обеспечивает яркие тактильные впечатления. Дети тренируются попеременно двигать ногами, а также учатся удерживать при этом равновесие. Небольшие музыкальные отрывки помогают им развивать двигательное воображение.
Материалы: каждому ребенку потребуются мешочки с зерном (фасолью, бобами) или кусочки ковра, на которых можно удобно стоять; пол в комнате должен быть гладким; медленная инструментальная музыка (например, «Ария» и «Пассакалья» («Passacaglia») Генделя).
Возраст участников: с 4 лет.
Инструкция детям:
Снимите, пожалуйста, обувь… Представьте, что сейчас зима и пол нашей комнаты сделан изо льда. Мы с вами на замерзшем озере. Сейчас так холодно, что каждый из вас одет в теплую куртку, у каждого шапка, шарф, толстые варежки.
А где же наши коньки? Пусть нашими коньками будут мешочки. Поставьте на них свои ножки. Почувствуйте мешочки ступнями, подвигайте ножками вперед и назад, чтобы понять, насколько сильно надо наступать на мешочки.
А сейчас я включу музыку, и вы можете под музыку медленно покататься по льду.
(Когда дети освоят движение вперед, вы можете разнообразить игру.)
А кто сумеет катиться по льду назад?..
Кто сумеет поднять руку вверх, повернуться и покатиться по льду?..
А кто присядет и прокатится по льду на корточках?..
А кто сумеет скрестить ноги и медленно проехаться по льду?..
А теперь слушаем музыку и спокойно, плавно покатаемся по льду.
11. Трехногие
Описание:
В этой игре дети в парах учатся сотрудничать друг с другом. Ноги должны двигаться по-разному, а для этого требуется осознавать обе стороны тела. Также дети тренируют свое чувство расстояния (глазомер) и чувство ритма.
Материалы: для каждой пары детей нужен пакет или мешок среднего размера из бумаги (и пара пакетов про запас).
Возраст участников: с 4 лет.
Инструкция. А вы видели когда-нибудь трехногих людей? Я приглашаю вас поиграть в игру, в которой вы попробуете пройтись на трех ногах. Снимите, пожалуйста, обувь… Я покажу вам, как это будет.
(Покажите пример с одним из детей. Снимите обувь. Станьте рядом с ребенком, возьмите его за руку, и вдвоем поставьте ваши соприкасающиеся ноги в пакет… Попробуйте вместе с ребенком одновременно пошагать «средней ногой». Двигайтесь осторожно, чтобы пакет оставался целым. Уделите достаточное время демонстрации, чтобы дети могли хорошо понаблюдать, что вы делаете.)
А теперь разбейтесь на пары и, придерживаясь за стенку, прислонитесь друг к другу боком. Когда я скажу: «На старт, внимание, марш…», начинайте ходить трехногими. Та пара, которая сможет первой добраться до противоположной стенки, получит наши бурные аплодисменты.
12. Сердце-остров
Описание:
В этой игре дети тренируются размещать свои ноги в пространстве, которое становится все более тесным. Эта игра также объединяет детей и способствует дружелюбной атмосфере в группе.
Материалы: три больших красных сердца из толстого картона; спокойная мягкая музыка, например, «Анданте C-Dur» Моцарта.
Возраст участников: с 3 лет.
Инструкция детям:
Снимите, пожалуйста, обувь и носочки… Когда играет музыка, вы ходите по комнате и смотрите, где на полу лежат красные сердца. Это наши острова. Когда музыка остановится, каждый из вас должен наступить большим пальцем ноги на край одного из них. Постепенно я буду убирать сердца, но вы постарайтесь найти себе местечко на оставшихся.
(После того как вы уберете последнее сердце и еще раз остановите музыку, попросите детей представить сердце.)
А теперь мы уже не видим ни одного сердца на полу. Давайте все вместе представим сердце, и я хочу, чтобы каждый из вас обеими ножками встал на это невидимое сердце.
13. Мал мала меньше
Описание:
Это захватывающая игра, по ходу которой дети сами определяют свои действия, а ее развитие является для них неожиданностью. Они могут потренировать свое чувство пространства, поучиться оценивать соотношения размеров, пропорции и размещать свои ноги на пространстве разного размера.
Материалы: для каждого ребенка один газетный лист; медленная музыка, служащая сигналом того, что «остров» уменьшается, например, «Балет D-moll» Глюка.
Возраст участников: с 4 лет.
Инструкция детям:
Снимите, пожалуйста, обувь и носочки… Возьмите каждый по газете и положите ее на пол. Газеты – это острова, которые становятся все меньше и меньше. Пока играет музыка, отойдите от своей газеты и ходите между другими островами. Когда музыка остановится, встаньте каждый около своего острова. Когда я скажу:
Шесть, семь, восемь,
Уменьшаем остров, –
каждый отрывает от своей газеты кусок и быстренько выбрасывает его в мусорную корзину. Когда музыка опять заиграет, снова ходим между островами. Когда музыка остановится, делаем себе новый остров поменьше. И так острова становятся все меньше и меньше.
Наверное, в конце придется кому-то на своем острове только на одной ноге стоять. Когда кто-то первым встанет на одну ногу, мы все ему похлопаем в ладоши, и игра закончится.
Предварительный просмотр:
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ РИТМОПЛАСТИКА
Принцесса на горошине (Г. X.Андерсен)
- Жил-был принц, и пришло ему время жениться. Он хотел взять себе в жены непременно настоящую принцессу. Сел он на лошадь и поскакал по свету искать себе невесту.
"Лошадка-1". И. п. - встать, ноги вместе, руки присогнуты в локте перед грудью, локти прижаты к корпусу, кисти собраны в кулаки (копытца). Выполнять поочередно каждой ногой имитацию бьющего копытца.
"Лошадка-2". - И. п. - см. "Лошадка-1", выполнять перескоки с ноги на ногу (лошадка скачет).
- Много он видел принцесс, но как узнать, настоящие они или нет. Так и пришел домой наш принц ни с чем.
"Стопы-1". Из положения сидя на полу, руки в упоре сзади, оттягивать носки ног и натягивать на себя.
- И очень загоревал, уж очень ему хотелось жениться на настоящей принцессе.
Однажды разыгралась буря, поднялся сильный ветер. "Ветер". Встать, ноги слегка расставить, руки поднять вверх ладонями друг к другу. Наклонять кисти рук вправо и влево, а затем корпус вправо-влево.
- Засверкала молния, загремел гром, и дождь полил как из ведра.
Сесть, руки в упоре сзади, ноги соединить и согнуть в коленях, ступни на полу. Приподнимая голени, выполнять удары стопами об пол поочередно каждой ногой (стучит дождь).
Встать, ноги вместе, руки на поясе. Педагог, выполняя притопы, задает ритмический рисунок, который должны повторить дети.
- Старый король открыл ворота.
"Ворота'. Встать, слегка расставив ноги. Прямые руки соединены ладонь в ладонь и вытянуты вперед (створки ворот закрыты).
. у ворот стояла принцесса. Вода ручьями стекала с ее волос и с платья прямо на туфельки. Она была такая мокрая, как будто бедняжку только что вынули из воды. И все уверяла, что она-то и есть самая настоящая принцесса.
"Ну, это мы сейчас увидим", - подумала старая королева, но ничего, ни кому не сказала, тихонько пошла в спальню.
Ноги вместе, руки на поясе, подняться на полупальцы и выполнять шаги: опорная нога прямая, рабочая нога поднимается, естественно сгибаясь в колене.
- В спальне королева положила на голые доски кровати горошину.
Сгруппироваться: сгибая ноги в коленях, прижать их к корпусу (ступни на полу), одновременно обхватить руками ноги в области колен и наклонить к ним голову, вернуться в и. п.
- Горошину королева накрыла двадцатью тюфяками и 20 перинами.
На эту постель и уложили принцессу спать. Утром ее спросили, хорошо ли она спала.
- Ах, я спала очень, очень плохо. Мне казалось, что я лежу на камнях и булыжниках, и я всю ночь ворочалась.
"Неваляшка". Лечь на спину, руки за голову, локти прижаты к полу; ноги вместе, согнуты в коленях, ступни на полу. Наклонить колени к полу вправо, принять и. п. Наклонить колени к полу влево, принять и. п.
- Тут все поверили, что она и в самом деле настоящая принцесса. Ведь она почувствовала маленькую горошину сквозь 20 тюфяков и 20 перин!
- Только настоящая принцесса могла быть такой нежной, - обрадовался и принц и приказал слугам бежать за музыкантами.
"Бег". Легкий спортивный бег.
- Прибежали музыканты и сыграли на гармошке.
Гармошка". Встать, ноги вместе, руки согнуты в локте, пальцы
рук собраны в кулачки на уровне груди (держим гармошку). Развести присогнутые в локте руки в стороны (растянули меха). Принять и. п.
- На дудочке.
"Дудочка". Встать, ноги вместе, кисти рук расположить около рта, одна на другой (держим дудочку). Имитировать игру на дудочке.
- И на барабане. "Барабан*.
- И женился принц на принцессе.
Для пояснения: принц, буря, король, королева, тюфяк, неженка. Вопросы:
1. Что придумала старая королева, чтобы проверить, настоящая ли принцесса пришла к ним?
2. Почему все поверили принцессе, утверждавшей, что она настоящая?
3. Каких музыкантов позвал принц?
4. У какого инструмента голос выше (ниже)?
Предложите детям сыграть "голос" дудочки и барабана на фортепиано.
Потешки, которые можно связать с соответствующими движениями и музыкой
Мягкий пружинящий шаг. Как у нашего кота. Шубка очень хороша.
Как у котика усы Удивительной красы, Зубки белые, глазки смелые.
Топающий шаг.
Идет Кузьма из кузницы.
Несет Кузьма два молота.
Тук, тук, тук,
Вот ударим разом вдруг.
Для всех людей
Накуем гвоздей".
Переменный шаг.
Вдоль по реченьке лебедушка плывет.
Выше бережка головушку несет.
Она крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.
Хороводный шаг.
Ну-ка русскую давайте,
Веселее начинайте!
Разгуляйся, народ.
Расступись, хоровод.
Прямой галоп.
Из-за леса конь бежит,
Он бежит, земля дрожит,
На земле трава шуршит,
На коне узда звенит.
"Козлик".
Вышел козлик погулять,
Стал он прыгать и скакать.
Козлик ножками стучит,
По-козлиному кричит.
"Веревочка".
Я скачу, скачу, скачу
И веревочку учу:
Ты, веревочка, крутись,
Пляске русской поучись.
Предварительный просмотр:
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
Музыка оказывает эмоциональное воздействие на детей. Она помогает двигаться выразительно, ритмично, координирование. Музыкально-ритмические движения дают ребенку возможность почувствовать радость от слияния движения тела с музыкальным ритмом, выразить свое настроение.
1. "Вместе весело шагать"'. Музыка В. Шаинского.
Задачи: формирование навыков ходьбы, исполнения ритмических подскоков, развитие чувства ритма, координации движений.
Рекомендуется использовать как вводную часть физкультурного или музыкально-ритмического занятия, а также включать в комплекс утренней гимнастики.
И. п. - дети стоят в колонне друг за другом.
1 фигура, 1 куплет.
Припев: энергичные подскоки друг за другом.
Запев: переход на энергичную ходьбу.
1 фраза: на слова "спой-ка с нами" - не останавливаясь, руки в стороны, далее "перепелка" - руки вверх, "перепелочка" - руки в стороны и вниз.
2 3,4 фразы - повторить те же движения.
На слово "песенка" - шаг на месте, руки плавно через стороны вниз, в конце - поворот в другую сторону.
2 и 3 фигуры - движения повторяются с изменением направления.
Проигрыш: дети двигаются на подскоках врассыпную, с концом проигрыша останавливаются в свободном расположении.
2. "Два Барана"2. Шуточная парная композиция на песню М. Козлова "Два Барана".
Задачи: развитие внимания, творческого воображения, способности к импровизации, а также чувства юмора. Рекомендуется включать в музыкальные, физкультурные, интегрированные занятия, а также в программы праздников и развлечений.
И. п. - дети парами стоят в колонне по центральной линии зала. Стоящие в правом колонке - "Белые Барашки", стоящие в левой колонке - "Черные Барашки".
Вступление.
Дети расходятся маршем на две колонны вдоль боковых стен.
1фигура, 1 куплет.
Стоя на месте (вдоль боковых стен в шеренге), маршируют.
На слова: "И на мостике горбатом повстречался с белым братом" - становятся в позу "барана": руки согнуты в локтях, кисти в кулаках - у головы. В такой позе с притопом на сильную долю идут прямым приставным шагом вперед (навстречу друг другу). До конца этих слов стоять на месте, притоптывая и слегка вращая кулаками у головы.
2фигура, 2 куплет.
На слова "И сказал барашек белый..." - Белый Барашек опускает руки вниз, а Черный - руки на пояс. Белый Барашек далее выполняет движения по тексту:
Братец, вот какое дело (наклон вперед, руки вперед)
Здесь вдвоем нельзя пройти... (указательным пальцем правой руки размахивает перед Черным Барашком, жест "нельзя")
Ты стоишь мне на пути (как бы отталкивает правой рукой Черного Барашка).
На повторение этих слов движения повторяются. Черный барашек в это время стоит в "угрожающей позе": правая нога впереди, корпус слегка наклонен вперед, брови насуплены, руки в кулаках либо у головы, либо на поясе (чтобы руки не уставали).
3фигура, 3 куплет.
Черный брат ответил: "Ме-е, (Черный Барашек поднимает руки со сжатыми кулаками к голове);
Ты в своем, баран, уме-е?" (крутит правым указательным пальцем у виска, левая рука на поясе, корпус слегка наклонен вперед);
Пусть мои отсохнут ноги... (наклон вперед, размахивая руками внизу - у ног);
Не сойду с твоей дороги (руки со сжатыми кулаками у головы, топающий шаг на месте).
При повторении фразы движения повторяются.
Белый Барашек в это время стоит в "угрожающей позе".
4фигура, 4 куплет.
И. п. - стоя парами лицом к лицу, ноги на ширине плеч, полу-присед, руки сцеплены, локти разведены.
На слова "Помотал один рогами, уперся другой ногами..."
и далее до конца всего куплета выполняются следующие упражнения: оба Барашка берутся за руки, наклоняясь вперед и, упираясь ногами, толкают друг друга вперед-назад.
Проигрыш - все расходятся маршевым шагом спиной назад, образуя круг.
5 фигура, 5 куплет.
На слова "Сверху солнышко печет..." - руки вверх;
"А внизу река течет..." - наклон вниз, руками покачать внизу;
"В этой речке" - выпрямиться, правая рука направо;
"Утром рано" - левая рука налево;
"Утонули два барана" - наклон вниз, раскачивая руками внизу.
На повторение слов движения повторяются, только в конце:
"Утонули..." - полуоборот направо, приподняв плечи и слегка разведя руками;
"Утонули..." - то же, налево;
"Утонули" - показать обеими руками на Баранов, лежащих по-среди круга (условно);
"Два барана!" - притоп и встать в позу "Барана".
Предварительный просмотр:
Упражнения-задания на развитие двигательного творчества
Цель: развитие воображения, обеспечивающее создание новых образов и вхождение ребенка в эти образы;
- психофизическая релаксация, снятие интеллектуальной и эмоциональной напряженности.
1. Мимикой, походкой, звуками изобразить:
- встревоженного кота,
- грустного пингвина,
- восторженного кролика,
- хмурого орла,
- разгневанного поросенка.
2. Изобразить походку.
- человека, который только что хорошо пообедал;
- человека, у которого жмут ботинки;
- человека, который неудачно пнул кирпич;
- человека, у которого начался острый приступ радикулита;
- человека, оказавшегося ночью в лесу.
3. Пофантазировать и изобразить движениями и мимикой:
- горячий утюг,
- будильник,
- чайник,
- телефон,
- кофемолку.
4. Представить, животных, которые любят музыку, но не могут говорить по-человечески. Любую хорошо знакомую песню - хором:
- прогавкать,
- промяукать,
- промычать,
- прокудахтать и прокукарекать,
- прокрякать и т. д.
5. Прочитать стихотворение А. Барто "Идет бычок, качается' но не так, как обычно, а словно:
- вы оправдываетесь перед товарищем,
- вы обиделись на бабушку,
- вы хвастаетесь перед ребятами,
- вы рассердились на младшего брата,
- вы испугались собаки.
6. Попрыгать, но не так, как обычно, а как-.
- воробей,
- кенгуру,
- лягушка,
- заяц,
- кузнечик.
7. Во время танца часто используются различные предметы: шары, мячи, ленты платочки. Придумать танец:
- со шваброй,
- со стулом,
- с чайником,
- с чемоданом,
- с подушкой...
8. Изобразить в движении транспортное средство:
- теплоход,
- вертолет,
- троллейбус,
- карету,
- дирижабль.
9. Представить, что многие животные решили стать вежливыми и при встрече всегда здороваться. Придумать и показать, как могли бы приветствовать друг друга:
- крокодилы,
- жирафы,
- антилопы,
- львы,
- гиппопотамы.
10. Самый простой конкурс: перенести стул из одного конца комнаты в другой, но:
- без помощи рук;
- как будто это таз, до краев наполненный водой;
- словно вы идете по минному полю;
- как будто вы - Чарли Чаплин;
- совершенно не касаясь, пола ногами.