РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
Дыхание является для человека основой жизни. Оно выполняет важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма. Кроме своей основной физиологической функции – осуществления газообмена, дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речь, т.е. является одним из компонентов речевой деятельности.
Речевое дыхание – основной компонент звучащей речи, является источником образования звуков и голоса. Оно помогает правильно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость и делать речь выразительной.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ
РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ И ГОЛОСА
Тема «Овощи»
Разговоры овощей. Произносить слоговые сочетания от имени Помидора (хвастливо) и Огурца (обиженно). Помидор хвастается перед Огурцом тем, что он красный, красивый: «Па-пу, пы-по!». Огурец: «Пы-бы, по-бо». Кабачок говорит Баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «То-ты-ту».
Произносить «Ох!», «Ах!», «Ух!» шепотом, тихо и громко от имени дедушки, бабушки и внучки.
Тема «Фрукты»
Нюхаем садовые цветы (розы, хризантемы). Вдох через нос, выдох ртом.
Сбор урожая. Срываем яблоко с высокой ветки. Исходная позиция – стоять прямо. Поднять руки – вдох. Кладем яблоки в корзину. Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз – выдох.
Сорвали и попробовали айву. Невкусная айва: «Фа-фо, фы-фу1».
Маша и Даша в саду. Пришли девочки в сад, увидели много-много фруктов и удивились: «О-о-о-о-о!». Вдруг, откуда ни возьмись, выбежала собачка и залаяла: «Ав-ав-ав-ав!» (На одном выдохе, сначала тихо, затем громко.)
Разговоры фруктов. Произнесение слоговых сочетаний от имени разных фруктов. Яблоко сердится на Гусеницу: «Фу-фа-фу!» Вишни просят Скворцов не клевать их: «Пта-пты-пто, пта-пты-пто, пта-пту-пты».
Яблоки падают на траву: «Бам-бом-бум!»
Тема «Человек»
Плач ребенка. Произносить звук а (громко, тихо, шепотом, затем в одной тональности).
Мама качает малыша. Произносить: «А-а-а-а-а-а».
Эхо. Заблудились мы в лесу, закричали все: «Ау-у-у!»(Громко.)
Никто не отзывается, лишь эхо откликается: «Ау-у-у!» (Тихо.)
Малыш учится говорить. Произносить слоги: «Мна-мно, мны-мну, пи-пя-пе, би-бя-бюю»
Тема «Семья»
Бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело: «О-о-о-о-о-ох! У-у-у-у-ух!»
Учим маленького брата говорить слоги: «Ка-га, ко-го, ку-гу. Кто-кты, кта-кту».
Тема «Строители»
Приколачиваем оконные рамы. Сверлим дырки дрелью. Произносить на одном выдох звуки: «Т-т-т-т-т-т, д-д-д-д-д-д», а затем слоги: «Та-да-та-да, ты-ты-ты-ды, тук-тук-тук-тук».
Шагаем по этажам. Произносить слова первый, второй, третий, четвертый, пятый, повышая голос, сопровождая движением руки (поднимаемся по лестнице), понижая голос (спускаемся).
Произносить предложения с разной интонацией: «Ах, какой дом!», «Какой это дом?», «Вот такой дом!».
Тема «Одежда»
Шитье одежды. Шьем и напеваем песенки: «Ля-ли-ле, ли-ля-лю». Укололи пальчик. Подуть на больное место (продолжительный выдох через рот), произнести на одном выдохе слоги: «Ой-ой-ой-ой!, а затем предложения: «Ой, ой, ой, болит пальчик мой!», «Уй-уй-уй, ты на пальчик свой подуй!».
Тема «Посуда, пища»
Пьем коктейль через трубочку. (Вдох) Вытянуть губы узкой «воронкой». (Выдох)
Дуем на горячий чай. Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох).
Пыхтящий чайник. Произносить: «Пых-пах-пох! Пых-пих-пых-пих!»
Тема «Домашние птицы»
Птичьи голоса. Произносить слоговые сочетания и фразы на одном выдохе, изменяя тон голоса. Курица: «Ко-ко-ко-ко». Цыплята: «Пи-пи-пи-пи-пи». Курица: «Куд-кудах, снеслась в кустах». Утка: «Кря-кря-кря-кря, где здесь вода?»
Тема «Домашние животные»
Звукоподражание животным. Изменять голос по силе и высоте. Корова: «Му-у-у-у-у, молока кому?» (Громко, низким голосом.) Теленок: «му-у-у-у». (Тихо, высоким голосом.) Кошка: «Мяу-мяу-мяу». (Тихо, высоким голосом.)
Разговор Теленка и Котенка. «Мле-мли-мля», «Мяу-мяу-мяу», «Пли-пля-пле».
Тема «Зима»
Вьюга. Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.) Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.) Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш». Стихает вьюга «С-с-с-с-с-с».
Тема «Дикие животные»
Ежики принюхиваются.
Волк воет: «У-у-у-у-у». (Произносить тихо и громко.)
Кто как голос подает. Ежик пыхтит: «Пых-пых-пых-пых».
Разговор Лисы и Зайца. «Су-зу-су-зу, зу-су-зу-су, Зайка, где ты был?» - «В лесу. За-са-за-са, ты не съешь меня, Лиса?»
Тема «Дикие животные жарких стран»
Слон пьет воду. Вытянуть губы широкой «трубочкой» и сделать вдох (под счет «раз», «два», «три»), затем выдох (под счет от «одного» до «пяти»).
Рычание тигра и тигренка. Раскатисто произносить звук р-р-р-р-р: тигр – громко, низким голосом, тигренок – тихо, высоким голосом.
Произносить фразу «Я видел крокодила!» с разной интонацией и чувством (испуг, радость, удивление).
Тема «Птицы»
Птицы поют. Удод: «Уп-уп-уп-уп». Щегол: «Пить-пиль-пить». Снегирь: «Фью-фью-фью». Осоед: «Кине-е-кине-е». перепелятник: «Кик-кик-кик». «Коростель: «Крэк-крэк-крэк». Камнешарка: «Тюке-тюке, тюке-тюке». Вальдшнеп: «Хорк-хорк-хорк-хорк». Поморник: «Кри-кри-кри, кр-р-р». Клуша (чайка): «Га-ак-аг-аг, гре, гри».
Произнести названия четырех-шести птиц на одном выдохе. Например: сова, снегирь, синица, чиж…
Тема «Транспорт»
Прокололась шина у машины. Произнесение звука ш-ш-ш.
Насос. Произнесение звука с-с-с-с-с.
Машины едут по мокрой мостовой. Произесение слогов: «Ша-шу-ши-шо».
Гудит поезд. Произнесение слога ту на одном выдохе: «Ту-ту-ту-ту».
Сигналит машина. Произнесение слога на одном выдохе: «Би-би-би-би».
Тема «Бытовая техника и инструменты»
Звуки работающих электромашин: пылесоса, холодильника, стиральной машины. «Дж-дж-дж-дж-дж-дж», «Дз-з-з-з-з-з».
Разговор Холодильника с Миксером: «Хла-хло-хлу» - «Вжи-вжа-вжо».
Тема «Весна»
***
Каплями забулькав,
Плакала сосулька:
- Я хотела сесть повыше,
Я хотела влезть на крышу,
Я ступила на карниз
И боюсь свалиться вниз!
Кап!Кап!Кап!
Н.Полякова
Диалог Зимы и Весны
Говорит Весна:
- Сестра, уходить тебе пора!
А Зима Весне в ответ:
- Нет! Нет! Нет! Нет!
Говорит Весна тогда:
- С крыши капает вода?
- Да! Да! Да!Да!
- Тают горки во дворах?
- Ах! Ах! Ах! Ах!
- А на речке треснул лед?
- Вот так! Так вот!
А. Лойко
Тема «Цветы»
Дети вдыхают аромат цветка.
На выдохе произносят с выражением удовольствия слово или фразу: «Очень приятный запах. Очень ароматный цветок»
Предварительный просмотр:
Картотека игр по развитию речевого дыхания,
фонематического слуха
Игры на развитие речевого дыхания
Формирование длительного выдоха
Игра «Султанчик»
Взрослый предлагает ребёнку подуть вместе с ним, обращая внимание, как красиво разлетаются полоски.
Игра «Шарик» - на формирование произвольного ротового выдоха.
Подуть на лёгкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой.
Игра «Пёрышко»
Сдувать с ладони взрослого пёрышко, лёгкий ватный шарик.
Игра «Ветерок»
Игра «Бабочка, лети» - на продолжительность ротового выдоха.
Дуть на бумажную бабочку, закреплённую по центру ниткой.
Бабочка летала,
Над Машенькой порхала,
Маша не боится,
Бабочка садится.
Взрослый «сажает» бабочку на руку ребёнку, побуждая его подуть.
Игра «Загони мяч в ворота»
На небольшой «мячик» (из фольги, ваты) ребёнок и взрослый попеременно дуют,
перекатывая по столу.
Игра «Кораблик»
Игра «Задуй свечу»
Игра «Чей паровоз громче гудит»
Используются пузырьки из-под лекарств.
Игра «Угадай по запаху» - на формирование носового вдоха.
Игра «Пузырьки» - формирование предпосылок комбинированного типа дыхания
(вдох носом, выдох ртом).
Используется стакан до половины наполненный водой и соломинка для коктейля.
Ребёнок учится контролировать силу выдоха.
Игра «Капелька» - активизировать целенаправленный ротовой выдох.
Взрослый капает краской на лист бумаги и предлагает ребёнку подуть на неё через соломинку, капелька «бежит» и оставляет след на бумаге.
Игра « Мой сад» -контролировать силу воздушной струи.
В плотный картон ввинчиваются пружинки с цветочками. От воздушной струи пружинки качаются.
Игра «Катись, карандаш» - развитие длительного плавного выдоха, активизация губных мышц.
Дуть на карандаш, находящийся на столе.
Формирование речевого выдоха
Произнесение определённого количества слов на одном выдохе.
Показатели произнесения определённого количества слов на выдохе:
3 – 4 года - 3 – 5 слов
4 – 6 лет - 4 – 6 слов
6 – 7 лет - 5 – 7 слов
Развитие фонематического слуха
Прежде чем научить различать и анализировать звуки, он должен уметь
сосредоточиться на звуке – это слуховое внимание, без которого невозможно слышать и понимать речь.
Игры на развитие слухового внимания
Игра «Отгадай, что звучит» (шуршит бумага, льётся вода, стучит карандаш,
звенит бубен и т.д.)
Сначала взрослый показывает, потом воспроизводит за ширмой.
Звуки должны быть ясные и контрастные.
Игра «О чём говорит улица?»
Игра «Разговор шёпотом»
Выполнение инструкции, произнесённой на расстоянии 2-3 метра от ребёнка.
Игра «Кто позвал», «Кто сказал «мяу»?
Игра «Послушай, повтори»
Ребёнок должен хлопнуть столько раз, сколько взрослый стукнет.
Игра «Где позвонили?»
Ребёнок с закрытыми глазами показывает рукой напрвление.
Игра «Дятел»
Отстукивание ритма.
Игра «Угадай, кто это?»
Дети стоят в кругу, водящий с завязанными глазами – в центре.
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки,
Увидала комара,
Закричала…
Ребёнок, на которого покажет водящий, произносит «Ква-ква-ква»,
водящий определяет, кто «лягушка».
Игры на развитие фонематического слуха
Игра «Внимательные ушки»
Ребёнок с завязанными глазами хлопает на определённый звук, слог, слово.
Игра «Подними флажок»
Используются флажки красного, синего и зелёного цветов.
Игра «Где спрятался звук?» (определения места звука в слове: начало,
середина, конец слова).
Использовать для наглядности паровозик с вагончиками, строй детей.
Выстроить ряд детей из 3-х человек. Взрослый показывает картинку, ребёнок забирает соответственно «свою».
Игра «Кто больше?»
Называть картинки с заданным звуком.
Игра «Убежал звук» (.пельсин, .нанас)
Игра «Картинке – своё место»
Разложить картинки к своёму вагончику, в зависимости от места звука в слове.
Игра «Найди свою букву»
Картинки раскладываются в зависимости от первого звука в слове.
Игра «Построй пирамидку»
Необходим рисунок пирамиды, состоящей из квадратов. В нижней части
каждого - кармашки для вкладывания картинок, внизу – 5-6 квадратов,
вверх количество квадратов уменьшается.
Пирамидку можно использовать для определения длинного слова и
короткого, для определения количества слогов.
Игра «Волшебный паровозик»
Используется для:
- определения места звука в слове
- дифференциации твёрдости-мягкости согласных (вагончики красного, синего, зелёного цветов)
- закрепления образа букв
Игра «Кубик»
Бросается кубик с точками – сколько точек выпало, из стольких звуков ребёнок придумывает слово или находит картинку.
Предварительный просмотр:
Картотека игр и упражнений для
развития речевого дыхания
у детей дошкольного возраста
Игра «Лестница»
Задача: тренировать речевое дыхание, длительность и плавность голоса, умение изменять его тембр.
Описание.
Ребенок делает глубокий вдох носом и на выдохе начинает плавно, длительно протягивать любой гласный звук, начиная с высокого тона голоса и постепенно изменяя его до низкого и наоборот - от низкого до высокого.
Перед началом игры взрослый показывает ребенку, как это сделать, и объясняет, что голос как бы опускается и поднимается по лестнице.
Игра «Кто дольше?»
Задача: развить речевое дыхание, силу голоса.
Описание.
Игра проводится как соревнование по парам. Дети стоят лицом друг к другу.
По сигналу взрослого они одновременно делают глубокий вдох носом и начинают долго, на одной ноте тянуть определенный гласный звук (А, О, У, Ы, И). Кто дольше протянул звук, не делая дополнительного вдоха, тот считается победителем.
Игра «Вьюга воет»
Задача: развить речевое дыхание, силу голоса, Способность изменять ее в нужный момент.
Описание.
Взрослый показывает детям картинку, объясняя, что такое вьюга (это сильный ветер со снегом), и дает им послушать звук вьюги, когда она начинается, когда она самая сильная и когда она стихает.
Затем дети по сигналу взрослого «Вьюга начинается» тихо изображают ее звук: у-у-у, «Сильная вьюга» - изменяют силу голоса до громкого (но не крика), «Вьюга стихает» - снова изменяют силу голоса до тихого, «Вьюга прошла» -замолкают.
Перед началом игры дети делают глубокий вдох носом. Взятого воздуха им должно хватить до слов «Вьюга прошла».
Игра «Надувайся, шар!»
Задача: развить длительный плавный выдох, автоматизировать звуки [с], [ш].
Описание.
Дети стоят близко друг к другу в маленьком кругу. Затем повторяют слова за взрослым: «Надувайся, наш шар, надувайся большой, да не лопайся!» и отходят назад, образуя большой круг.
По сигналу взрослого «Шарик лопнул» дети снова сужают круг и тянут звук [с] или [ш] (в зависимости от возможностей детей), изображая выходящий из шара воздух.
Игра «Надуй воздушный шарик»
Задача: развить сильный, длительный, непрерывный выдох.
Оборудование: неплотные воздушные шарики.
Описание.
Ребенок должен надуть шарик или игрушку, плавно, длительно выдыхая воздух в отверстие. Вдох проводится через нос, губы трубочкой.
Игра «Подуем в трубочку»
Задача: тренировать длительную, направленную посередине языка воздушную струю.
Описание.
Сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание, губы вытянуть в трубочку, язык просунуть между ними, свернуть его и подуть в получившуюся трубочку.
Поначалу можно дуть на занавеску, находящуюся напротив, или на узкую полоску бумаги, прикрепленную к чему-либо и расположенную по направлению воздушной струи. Необходимо следить, чтобы выдох проводился ребенком плавно, длительно, не надувая щек.
Игра на тему: «Времена года»
«Маленькие художники».
Задача: научиться задерживать дыхание и делать полный выдох.
Описание.
Детям предлагается выдохнуть несколько раз на окно — 1 минута. Затем учитель просит нарисовать на этом кусочке какой-то рисунок. Задание воспитателя и является точкой пересечения с конкретной темой занятия.
Педагог вместе с детьми обсуждает получившиеся рисунки.
«Бабочки/листья/снежинки»
Задача: тренировать навык придавать определённую направленность струе выдыхаемого воздуха.
Описание.
Бабочек/листья/снежинки крепим на длинные нитки и размещаем либо на потолке, либо на палочке.
Дети дуют на объект так, чтобы они «летали».
Игры на тему: «Профессии»
«Регулировщик»
Задача: разрабатывать дыхательный аппарат.
Верный путь он нам покажет,
Повороты все укажет.
Описание
Становимся прямо, ножки на уровне плеч, одну руку поднимаем вверх, а вторую отводим в сторону — 1 минута.
Делаем вдох через нос — ½ минуты.
Меняем положение рук на замедленном выдохе, произнося «р-р-р-р» — 1 минута.
Повторяем 5–6 раз — 2–3 минуты.
«Футболисты»
Задача: учиться направлять струю выдыхаемого воздуха.
Описание:
Садимся с детьми, выкладываем на лист плотной бумаги или картона по 2 ватных шарика. Дуем на них так, чтобы они упали на пол — 2 минуты.
Повторяем 5–6 раз — 1–2 минуты.
Предварительный просмотр:
Картотека игр для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста.
Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во время занятий, включая их в организующий момент или в физкультминутку. Упражнения лучше проводить в игровой форме, чтобы дети выполняли их с интересом и удовольствием.
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЫХАНИЯ
(по Р.И. Лалаевой и Н.С. Жуковой)
1. Пилка дров. Дети становятся друг против друга, парами, берутся за руки и имитируют пилку дров: руки на себя — вдох, руки от себя — выдох.
2. Погреться на морозе. Дети вдыхают через нос и дуют на "озябшие" руки, плав¬но выдыхая через рот, как бы согревая руки.
3. Надуй игрушку. Детям предлагается надуть резиновые надувные игруш¬ки, воздушные шары, набирая воздух через рот и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки.
4. Листья шелестят. Предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезан¬ные в виде листиков и прикрепленные к "ветке". По сигна¬лу "Подул ветерок" дети плавно дуют на листики так, что¬бы они отклонились и шелестели.
5. Бабочки. Перед детьми раскладывают "зеленые полянки" с разно¬цветными бабочками, вырезанными из тонкой бумаги. Ба¬бочки прикреплены тонкими нитками к "полянке". Логопед предупреждает, что дуть на бабочку можно только при одном выдохе. По сигналу "Красная бабочка полетела" дети дуют на бабочек красного цвета и т.д.
6. Задуть свечу. Логопед по очереди подносит детям зажженную свечу. По сигналу "Тихий ветерок" дети медленно выдыхают так, чтобы пламя свечи отклонялось, но не гасло. По сигналу! "Сильный ветер" дети стараются на одном выдохе задуть свечу. Вместо настоящей свечи можно предложить макет свечи с "огоньком" из тонкой красной бумаги.
7. Покатай карандаш. Детям предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по парте круглый карандаш.
8. Костер. Логопед кладет перед детьми картинку (или макет) кост¬ра с полосками тонкой красной бумаги. Детям предлагается раздувать "угасающий" костер, вдыхая через нос и медлен¬но выдыхая через рот.
9. Чайник закипел. У каждого ребенка пузырек с узким горлышком диамет¬ром 1—1,5 см. По сигналу "У Саши чайник закипел" один из детей (Саша) дует в отверстие пузырька, чтобы получился С1ШСТ. Для этого нужно, чтобы нижняя губа касалась края горлышка, а струя воздуха была сильной.
10. Снежинки летят. На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вы¬резанные из тонкой бумаги снежинки. Детям предлагается длительно подуть на них по сигналу "Снежинки летят".
11. Вертушка. Детям предлагается длительно подуть на вертушку, что-I бы она плавно вертелась.
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ И ГОЛОСА
1. Эхо. Детей распределяют на две группы. Одна из групп— «эхо». Первая группа детей громко произносит вместе с логопедом гласные звуки (а, о, у) или сочетания гласных (ау, уа, оа, уи). Вторая группа («эхо») тихо повторяет. Затем группы меняются ролями.
2. Вьюга. Перед детьми сюжетная картинка «Вьюга». По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: У-у-у... По сигналу «Сильная вьюга» дети громко произносят: У-у-у... По сигналу «Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу «Вьюга кончилась» замолкают. Речевые сигналы можно сопровождать движениями руки логопеда: горизон¬тальное движение руки — дети говорят тихо, движение руки вверх— усиление голоса, движение руки вниз— уменьше¬ние силы голоса.
3. Дует ветер. Дети ведут хоровод. Логопед сопровождает движения рассказом. «Утром дети идут в школу. Светит солнце. Дует тихий ветерок: в-в-в (произносится тихо). Как дует тихий ветерок? (Дети останавливаются и повторяют тихо: в-в-в.) Окончились уроки. Дети идут домой. Подошли к дому. И вдруг подул сильный ветер: в-в-в (произносится громко). Как дует сильный ветер?» Дети громко повторяют.
4. В лесу. Детям предлагаются картинки «Дети в лесу», «Мальчик заблудился», «Поезд», которые логопед использует в процессе рассказывания. «Дети пошли в лес. Мальчик Петя нашел большой гриб и говорит: О-о-о! Как говорит Петя? (Дети длительно повторяют.) Петя шел по лесу, искал грибы и заблудился. Петя стал кричать: ау-ау-ау! Давайте по¬можем Пете. (Дети повторяют.) Ребята услышали Петю и прибежали к нему. Много грибов набрали ребята. А потом они поехали на поезде домой. Поезд гудел: у-у-у! (Дети повторяют.)
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
(по Р.И. Лалаевой и Е.А. Пожиленко)
С целью развития речевого дыхания на длительном плавном выдохе даются специальные речевые упражнения:
1. Цветы. Логопед ставит в вазу букет знакомых детям цветов. Дети называют их. Затем по очереди вынимают какой-либо цве¬ток, нюхают его и на одном выдохе произносят заданную фразу. Фразы постепенно усложняются. Например: Хорошо пахнет. Роза хорошо пахнет. Роза очень хорошо пахнет.
2.Добавление фразы. Логопед проводит беседу по сюжетной картинке, произ¬носит короткую фразу. Дети должны повторить фразу, до¬полняя ее одним словом. Предлагается произносить фразу на одном выдохе.
3. Диалог «Лис и мышонок»
- Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный?
- Землю копал.
- Для чего землю копал?
- Норку делал.
- Для чего норку делал?
- От тебя, лис, прятаться.
- Мышонок, мышонок, я тебя подстерегу.
- А у меня в норке спаленка.
- Кушать захочешь, вылезешь.
- У меня в норке кладовочка.
- Мышонок, мышонок, я ведь твою норку разорю.
- А я от тебя в отнорочек — и был таков.
4. Диалог «Медведь и лиса»
Ты куда идешь, медведь? - Где поставишь ты ее?
В город елку присмотреть. - В дом возьму к себе, в жилье,
А зачем тебе она? - Что ж не вырубил в лесу?
Новый год встречать пора. - Жалко, лучше принесу.
5. Диалог «Кисонька-мурысонька».
Кисонька-мурысонька, Где вода?
Где была? Быки выпили.
Коней пасла. Где быки?
Где кони? За гору ушли.
За ворота ушли. Где гора?
Где ворота? Черви источили.
Огонь сжег. Утки склевали.
Вода залила.
6. «Мыльные пузыри»
Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.
Один ребенок пускает мыльные пузыри, остальные дети дуют на них и не дают им упасть.
7. «Пузырь»
Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.
Дети стоят кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь. Затем, повторяя за взрослым «надувайся пузырь, надувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!», дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу взрослого «Пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося «С», подражая выходящему воздуху.
8. «Чья птичка дальше улетит?»
Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.
Птичек, сделанных из тонкой цветной бумаги, ставят на край стола. Двое детей становятся напротив птичек. По сигналу: «Птички полетели!» дети дуют на фигурку. Продвигать птичек можно только на одном выдохе. Остальные дети следят, чья птичка улетит дальше.
9.«Чей кубик поднимется выше?»
Цель: развивать диафрагмальное дыхание.
Дети лежат на ковре, на живот кладется легкий пластмассовый кубик. Дети делают глубокий вдох через нос и выдыхают через нос, а взрослый смотрит, чей кубик поднимется выше.
10.«Капитаны»
Цель: чередование длительного плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.
Дети сидят полукругом. В центре на маленьком столе большой таз с водой. Взрослый предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краю таза. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука «Ф». Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер «П-п-п..». Дуть следует, не надувая щек, вытянув губы трубочкой. Вызванный ребенок дует, сидя на маленьком стульчике, придвинутом к столу.
11.«Соревнование лыжников»
Фигурки лыжников (вырезанные из тонкого картона) стоят на крае стола. Вызываются попарно дети. Каждый ребенок садится напротив лыжника. Педагог предупреждает, что продвигать лыжника можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Поехали» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чей лыжник дальше уедет (проскользит по столу)
12.«Чей пароход лучше? »
Каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, посмотрите, как гудит мой пузырек, если я в него подую (пиит). Загудел, как пароход. А как у Миши загудит пароход? » Педагог по очереди вызывает всех детей, а затем предлагает погудеть всем вместе. Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова.
13. «Произнеси чистоговорки»
Педагог предлагает детям глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «На пригорке, возле елки, жили тридцать три Егорки». Глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка. »
14«Снег».
Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.
15 «Футбол».
Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».
16. «Губная гармошка».
Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.
17. «Водичка»
Цель: развитие речевого дыхания (произнесение звука на одном выдохе, протяжно, формирование правильного произношения звука С.
Материал: кран с водой, картинка с изображением умывающихся детей.
Ход игры : Взрослый открывает кран с водой и обращает внимание ребенка на то, как «поет» текущая из крана вода (с-с-с). Затем показывает картинку с изображением умывающихся детей и читает потешку: Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок!
Взрослый вместе с ребенком повторяет потешку 3-4 раза и в заключение игры предлагает ему «спеть» песенку водички. Ребенок поет «длинную песенку», т. е. произносит звук С протяжно.
18.«Капитаны»
Цель: развитие умения сочетать произнесение звука с началом выдоха, чередование длительного, плавного и сильного выдоха; развитие умения длительно произносить звук Ф на одном выдохе и многократно произносить звук П (п-п-п) на одном выдохе; активизация мышц губ.
Материал: таз с водой и бумажные кораблики.
Ход игры : На маленьком столе стоит таз с водой, где плавает бумажный кораблик. Ребенок сидит на стульчике и дует на кораблик, произнося звук Ф или П. Взрослый предлагает ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Взрослый поясняет ребенку, что, для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы как для произнесения зву-ка Ф. Можно дуть просто - вытягивая губы трубочкой, но не надувая щеки. Кораблик при ровном «ветре» двигается плавно и уверенно плывет к цели.
«Но вот налетает порывистый ветер, - говорит взрослый, - он дует неровно: п-п-п. Ребенок повторяет и стремится пригнать кораблик к определенному месту. Взрослый следит за тем, чтобы при произнесении звука Ф ребенок не надувал щеки; звук П произносил на одном выдохе 2-3 раза и тоже не надувал при этом щеки. Заканчивая игру, ребенок и взрослый вместе поют:
Ветер, ветерок, Натяни парусок! Кораблик гони До Волги-реки!