Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Рандалова Ольга Вячеславовна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Национальный центр инноваций в образовании НЦИО

Слайд 2

Инструкция по работе с тренажером 1. Учебный тренажер содержит 16 заданий формата задания 5 ОГЭ. 2. Каждое задание имеет 5 вариантов ответа. Нужно выбрать один правильный, нажав при этом на прямоугольник с выбранным вариантом ответа. 3. Если ответ верный, прямоугольник станет голубым 4. Если ответ неверный, прямоугольник станет зелёным 5. Прямоугольники-ответы активны ТОЛЬКО в слайд-шоу!

Слайд 3

12 13 14 35 25 1 . Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) ВОССТАНИЕ — на конце приставки перед глухим согласным пишется буква С . 2) ПРОЧИТАНЫ (истории) — в краткой форме прилагательного всегда пишется одна буква Н . 3) ПРИЛОЖЕНИЕ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения. 4) ПРИЛЕЧЬ — написание приставки определяется её значением — действие, совершённое не в полном объёме. 5) НЕГОДУЮЩИЙ — полное имя прилагательное, не употребляется без НЕ , поэтому пишется слитно.

Слайд 4

14 34 12 25 15 2 . Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) РЕШЁННАЯ (задача) — в суффиксах причастий, образованных от глаголов совершенного вида, пишется НН. РЕКОМЕНДОВАЛ — правописание суффикса зависит от формы настоящего или будущего времени глагола 1 лица единственного числа. КРУГЛОЛИЦЫЙ — в корне слов после Ц пишется Ы. АККОМПАНЕМЕНТ — написание безударной гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором проверяемая гласная находится в ударном слоге. 5) НЕ ОТВЕТИВ — НЕ с глаголом пишется раздельно.

Слайд 5

12 24 15 34 35 3 . Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ — написание безударной гласной Е в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором проверяемая гласная находится в ударном слоге. ПРЕГРАДИТЬ — написание приставки определяется её значением, близким к значению слова очень . ВАЛЯНАЯ (обувь) — в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффикса -ЯН- , пишется одна буква Н. КИРПИЧОМ — в суффиксе имени существительного после шипящего под ударением пишется буква О. 5) НЕ ВСЯКИЙ — с определительными местоимениями НЕ пишется раздельно.

Слайд 6

13 23 35 34 25 4 . Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. РАЗМЫШЛЯЕШЬ — в форме повелительного наклонения глагола после шипящего пишется Ь. НЕКОГДА — в приставке отрицательного местоимения в безударном положении пишется гласная Е. ГОРЯЧО (любить) — под ударением в суффиксе наречий после шипящей пишется О. ОТРЕЗАТЬ — на конце приставки перед глухим согласным пишется буква Т. 5) СЪЕШЬ — после шипящих в повелительном наклонении глагола пишется Ь .

Слайд 7

12 34 14 13 24 5 . Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. ПРЕДЫНФАРКТНЫЙ — после русской приставки, оканчивающейся на согласный, в корне пишется буква Ы . (отнюдь) НЕ ЛАСКОВО — раздельное написание частицы НЕ с прилагательным определяется наличием частицы ОТНЮДЬ. НЕ ДОЛЖЕН — НЕ пишется раздельно с краткими причастиями. РАССМОТРИШЬ — в безударном личном окончании глагола II спряжения пишется буква И . 5) ПИЛЯЩИЙ (дрова) — в суффиксе действительного причастия настоящего времени, образованного от глагола I спряжения, пишется буква Я .

Слайд 8

12 34 24 15 45 6 . Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. (речи) ТОРЖЕСТВЕННЫ — в наречии пишется столько же Н , сколько и в слове, от которого оно образовано. СЪЁЖИТЬСЯ — разделительный Ъ знак пишется после приставки, оканчивающейся на согласный, перед гласной Ё . ПАЛИСАДНИК — в корне с чередующейся гласной в безударной позиции пишется буква И . НЕ ГОТОВ — краткое прилагательное, не имеющее полной формы, с НЕ пишется раздельно. 5) (дом) НАПОДОБИЕ (замка) — производный союз, пишется слитно.

Слайд 9

45 34 14 15 12 7 . Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. УГОВАРИВАТЬ — правописание суффикса зависит от того, что в форме 1 лица единственного числа настоящего времени суффикс -ИВА- не изменяется. ЗАМУЖ — в кратком имени прилагательном с основой на шипящий Ь не пишется. ЕЖОВЫЙ — в корне имени прилагательного после шипящей под ударением пишется О. ВЫРОВНЕННАЯ (площадка) — написание безударной гласной в корне определяется лексическим значением слова — ровный, гладкий . 5) ВО-ПЕРВЫХ — имя прилагательное образовано от основы порядкового числительного приставочно-суффиксальным способом, поэтому пишется через дефис.

Слайд 10

14 34 45 15 12 8 . Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. РОСИСТЫЙ — написание безударной чередующейся гласной О в корне слова определяется буквой С , которая стоит после этой гласной. УНИЖЕННЫЙ — в суффиксе действительного причастия прошедшего времени, образованного от глагола при помощи суффикса -ЕНН- , пишется буква Е . НЕ РАЗРЕШЕНО — НЕ с глаголом пишется раздельно. РАСКАЯВШИЙСЯ — перед суффиксом -ВШ- действительного причастия прошедшего времени, образованного от основы глагола прошедшего времени, оканчивающейся на -Я , пишется буква Я . ОБЪЯСНЕНИЕ — разделительный Ъ пишется после приставки, оканчивающейся на согласный, перед гласной Я .

Слайд 11

15 34 25 14 45 9 . Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. НЕ СМОЛКАЮЩИЙ (с самого утра) — страдательное причастие настоящего времени пишется с НЕ раздельно, так как имеет зависимые слова. НАДЕЯЛСЯ — перед суффиксом -Л- формы прошедшего времени глагола пишется буква Я , так как это глагол I спряжения. ЕСТЕСТВЕННЫЙ — в имени прилагательном, образованном от имени существительного с основой на -Н при помощи суффикса -Н- , пишется две буквы Н . МАЛО-ПОМАЛУ — дефисное написание сложного прилагательного определяется его образованием путём повторения однокоренных слов. ПРЕЛОМИТЬ — написание приставки определяется её значением, близким к значению приставки ПЕРЕ- .

Слайд 12

15 45 14 23 34 10 . Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. ДАЧА — в форме родительного падежа множественного числа этого имени существительного после шипящего не пишется Ь . ПРИБАВЛЯТЬ — написание приставки определяется её значением — неполнота действия . НЕВИДИМЫЙ — в суффиксе страдательного причастия прошедшего времени, образованного от глагола I спряжения, пишется буква И . НЕ СМУТИВШИСЬ — НЕ с деепричастием пишется раздельно. НЕРАСПЕЧАТАННОЕ (письмо) — имя прилагательное пишется с НЕ слитно, так как нет противопоставления с союзом А и слов, усиливающих отрицание.

Слайд 13

45 34 25 13 12 11 . Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. РЕЮЩИЙ (флаг) — в суффиксе действительного причастия настоящего времени, образованного от глагола II спряжения, пишется буква Ю . ИЗРЕДКА — наречие образовано от основы имени прилагательного приставочно-суффиксальным способом при помощи приставки ИЗ- и суффикса -А . 3) ВАРЕННЫЙ (в кастрюле обед) — в суффиксе -ЕНН- отглагольного имени прилагательного пишется две буквы Н . ПРОТИРАТЬ — написание безударной гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором проверяемая гласная находится в ударном слоге. НЕМЕЦКИЙ — в относительном прилагательном, образованном от существительного с основой на -Ц , пишется суффикс - К .

Слайд 14

24 34 13 12 45 12 . Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. НЕГЛУБОКАЯ, ( но широкая река) — имя прилагательное, пишется с НЕ слитно, так как можно заменить синонимом «мелкая», противопоставления с союзом А нет. ОЗАДАЧЕННЫЙ — в действительном причастии прошедшего времени пишется суффикс -ЕНН-. ПО-ВОЛЧЬИ — наречие образовано от основы имени прилагательного приставочно-суффиксальным способом с помощью приставки ПО- и суффикса -И , поэтому пишется через дефис. КТО-ЛИБО — имя существительное с частицей -ЛИБО пишется через дефис. ТКАНАЯ (скатерть) — в суффиксе краткого причастия пишется одна буква Н .

Слайд 15

35 15 12 45 34 13 . Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. КОНСПЕКТИРОВАТЬ — написание безударной гласной Е в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором проверяемая гласная находится в ударном слоге. НИЗКИЙ — в качественном имени прилагательном, имеющем краткую форму, пишется суффикс -К-. (никому) НЕ ИЗВЕСТНЫЙ — имя прилагательное с НЕ пишется раздельно, так как имеет зависимое слово. 4) СИНИЦЫН — в окончании имени прилагательного после Ц пишется буква Ы. НЕ УСЛЫШАВ — НЕ с глаголом пишется раздельно.

Слайд 16

12 34 45 14 23 14 . Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. НАСТЕЖЬ — в наречии буква Ь указывает на мягкость предшествующего согласного. ДЫШАЩИЙ — действительное причастие настоящего времени образовано от глагола I спряжения. (всё) ПУСТЫННО — в суффиксе наречия на -О пишется столько же Н , сколько и в слове, от которого оно образовано. 4) ПРОБИРАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова определяется наличием после корня суффикса -А- . КВАШЕНАЯ капуста — в отглагольном прилагательном пишется одна буква Н .

Слайд 17

12 34 15 35 14 15 . Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. КОСОЙ (взгляд) — написание безударной гласной О в корне проверяется однокоренным словом, в котором проверяемая гласная находится в ударном слоге. БЕРЁЗОНЬКА — в имени существительном суффикс -ОНЬК- пишется после мягких согласных. В ПРОДОЛЖЕНИИ (романа) — производный предлог с временным значением пишется раздельно. ПРОЖОРЛИВЫЙ — в суффиксе имени существительного после шипящего под ударением пишется буква О . (вещи) СОБРАНЫ — в кратком страдательном причастии пишется одна буква Н.

Слайд 18

12 34 25 24 23 16 . Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. МАТРОССКИЙ — суффикс - СК - пишется в качественных прилагательных. НЕ СДЕЛАННАЯ (вовремя) — полное страдательное причастие прошедшего времени с НЕ пишется раздельно, так как есть зависимое слово. ОДНАКО ЖЕ — союз ЖЕ пишется раздельно. МЕДИНСТИТУТ — после иноязычной приставки в корне пишется И . ЛАЯВШИЙ — в действительном причастии прошедшего времени пишется буква Я, так как оно образовано от основы неопределённой формы глагола, оканчивающейся на - Я.

Слайд 19

Егораева Г.Т., руководитель департамента методологии АНО НЦИО, Москва


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Национальный центр инноваций в образовании НЦИО

Слайд 2

Инструкция по работе с тренажером 1. Учебный тренажер содержит 10 заданий формата задания 2 ОГЭ. 2. Каждое задание имеет 5 вариантов ответа. Нужно выбрать один правильный, нажав при этом на прямоугольник с выбранным вариантом ответа. 3. Если ответ верный, прямоугольник станет голубым 4. Если ответ неверный, прямоугольник станет зелёным 5. Прямоугольники-ответы активны ТОЛЬКО в слайд-шоу!

Слайд 3

34 24 23 25 12 (1)Самые первые научные представления о строении и жизни человеческого организма появились в древности. (2)Большой интерес представляют труды греческого ученого Гиппократа, которого называют отцом медицины. (3)Потребовалось почти 23 столетия упорного труда ученых, чтобы познать основные законы человеческого тела, но и сегодня мы знаем далеко не всё об организме человека. (4)В этом нет ничего удивительного: человек представляет собой самое сложное явление живой природы, и его здоровье — ценное достояние. (5)По последним научным данным, человек может жить, сохраняя работоспособность и здоровье до 100–150 лет. Подлежащее предложения 1 — самые первые представления . Придаточная часть предложения 2 — односоставное неопределённо-личное предложение. Вторая часть сложного предложения 3 — односоставное безличное предложение. Предложение 4 — сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью. 5) Бессоюзное сложное предложение 5 включает три грамматические основы. 1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные суждения. Запишите номера ответов.

Слайд 4

35 45 14 25 . 13 2. Укажите варианты ответов, в которых даны верные суждения. Запишите номера ответов. (1)Литературная работа чрезвычайно индивидуальна. (2)Лев Толстой не ездил в творческие командировки, но обладал гениальным душевным опытом, прожив сложнейшую жизнь. (3)Иван Бунин исколесил половину мира, но лучшие вещи написаны им не о путешествиях, а о России, по которой он тосковал на чужбине и которую чувствовал, помнил и знал превосходно. (4)Если у писателя не было биографии, он не способен создать её искусственно, он может её только пополнить. (5)Между тем бытие наше настолько насыщенно, что необходимо лишь подробно осмысливать его, а материал лежит везде. В предложении 1 простое глагольное сказуемое. Предложение 2 сложносочинённое, включает два простых неполных предложения. Предложение 3 сложное, с союзной сочинительной и подчинительной связью и однородным соподчинением придаточных. В первой части предложения 4 грамматическая основа не было биографии. 5) В сложном предложении 5 вторая часть — односоставное безличное предложение.

Слайд 5

45 25 35 13 16 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные суждения. Запишите номера ответов. 1)Пейзаж в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» не только помогает созданию художественных образов, но и имеет самостоятельное художественное значение. (2)Описание природы в повести носит характер лирического отступления, в котором писатель выражает своё восхищение красотой русской природы. (3)Н.В. Гоголь заставляет читателя тоже залюбоваться ею: «Вся поверхность земли представлялась зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов». (4)В этом описании степных просторов, богатства и многообразия русской природы ярко проявилась любовь Н.В. Гоголя к родной земле. (5)В повести «Тарас Бульба» пейзаж выступает и как символ устойчивости, мощи и неуязвимости Русской земли, которая всегда стояла и стоять будет. Предложение 1 включает несогласованное приложение. Подлежащее придаточной части сложноподчинённого предложения 2 — восхищение. Грамматическая основа придаточной части сложноподчинённого предложения, представляющего собой цитату в предложении 3, — миллионы брызнули . Сложное предложение 4 осложнено однородными дополнениями. 5) Однородные сказуемые придаточной части сложноподчинённого предложения 5 — стояла (и) стоять будет .

Слайд 6

45 34 24 25 13 4 . Укажите варианты ответов, в которых даны верные суждения. Запишите номера ответов. (1)Около двух веков назад возник в Оренбурге пуховязальный промысел. (2)Путём длительного отбора и селекции была в этих местах выведена особая пуховая порода коз, и назвали её «оренбургской». (3)Со временем животные распространились по соседним районам, а слава об их пухе разлетелась по свету. (4)Вывозили оренбургских коз и за границу, только там через несколько лет пух у них исчезал, и они становились грубошерстными. (5)Оказывается, для того чтобы под козьей «шубой» образовывался мягкий и густой подшёрсток, нужны жестокие морозы, ветры и снегопады, а именно такая погода держится зимой в предгорных степях Южного Урала. В предложении 1 составное именное сказуемое. Вторая часть сложносочинённого предложения 2 — односоставное неопределённо-личное предложение. Предложение 3 простое, осложнено однородными членами. В сложном предложении 4 с бессоюзной и союзной сочинительной связью одна часть — односоставное неопределённо-личное предложение. 5) Сложное предложение 5 включает пять грамматических основ.

Слайд 7

45 34 15 25 13 5. Укажите варианты ответов, в которых даны верные суждения. Запишите номера ответов. (1)На портрете кисти В.А. Тропинина А.С. Пушкин изображён сидящим в непринуждённой позе. (2)Правая рука поэта положена на столик, на котором лежит закрытая книга. (3)Кроме неё, нет никаких аксессуаров, связанных с литературным творчеством. (4)Художник не стремился приукрасить лицо, смягчить неправильность черт поэта, но, добросовестно следуя натуре, он сумел воссоздать и запечатлеть его высокую одухотворённость. (5)Тропинин стремился придать взору Пушкина то выражение, которое у него появлялось в минуты творчества. Предложение 1 простое двусоставное. Грамматическая основа главной части сложноподчинённого предложения 2 — правая рука положена . Простое предложение 3 осложнено обособленным обстоятельством. Предложение 4 сложное с разными видами связи между частями. 5) Грамматическая основа придаточной части сложноподчинённого предложения 5 — которое появлялось .

Слайд 8

35 13 45 23 14 6. Укажите варианты ответов, в которых даны верные суждения. Запишите номера ответов. (1)Когда заходит речь о звании генералиссимуса, то сразу говорят об Александре Васильевиче Суворове. (2)Однако он был совсем не первым полководцем, получившим это звание. (3)История этого звания в России началась за двадцать один год до того, как оно было учреждено «Уставом воинским» 1716 года. (4)Первым русским генералиссимусом стал в 1695 году князь Фёдор Юрьевич Ромодановский, потом, в 1696 году, полководец Алексей Семёнович Шеин, который участвовал в Азовском походе, осаждал Азов, командуя сухопутными силами русских войск. (5)Интересно, что когда 30 сентября 1696 года русские войска как победители входили в Москву, то в раззолоченных каретах впереди войска ехали два командующих — генералиссимус Шеин и адмирал Франц Лефорт, а за ними шёл в пешем строю капитан Алексеев — царь Пётр I. 1) В сложноподчинённом предложении 1 главное предложение — односоставное определённо-личное. 2) В сложном предложении 2 подлежащее одной из частей — звание. 3) Грамматическая основа одной из частей сложного предложения 3 — оно было . 4) Грамматическая основа одной из частей сложного предложения 4 — который участвовал, осаждал. 5) Предложение 5 сложное, две из его частей осложнены обособленными приложениями.

Слайд 9

35 23 25 45 15 7. Укажите варианты ответов, в которых даны верные суждения. Запишите номера ответов. (1)В пятидесятые годы французский учёный Анри Лот обнаружил в Сахаре, самой большой пустыне нашей планеты, подлинный «музей» доисторического искусства. (2)Здесь, на склонах Тассили, на месте древних поселений людей сохранилось огромное количество рельефов и росписей. (3)Мастерски исполненные изображения, повествующие об охоте на слонов, жирафов и других животных, говорят о том, что в далёкие времена там, где ныне бесплодные пески, была цветущая земля, полная жизни. (4)Первобытные художники стали основоположниками всех видов изобразительного искусства: графики, живописи, скульптуры. (5)Преуспели они и в декоративном искус-стве, то есть в резьбе по камню и кости. Предложение 1 осложнено обособленным дополнением. Предложение 2 осложнено обособленным уточняющим обстоятельством места. В сложноподчинённом предложении 3 придаточные предложения связаны с главным однородным подчинением. В предложении 4 грамматическая основа — художники стали. 5) Предложение 5 осложнено пояснительными членами.

Слайд 10

23 15 13 12 34 8. Укажите варианты ответов, в которых даны верные суждения. Запишите номера ответов. (1)Амазонку по праву можно назвать морем подвижной пресной воды, составляющей пятую часть всего мирового водного запаса. (2)В реке насчитывается различных видов рыбы больше, чем в Атлантическом океане. (3)Площадь бассейна реки Амазонки составляет свыше 2,7 миллиона миль, что соответствует десятой части суши всего земного шара. (4)Здесь сосредоточено около трети всех лесов нашей планеты, и вся эта гигантская зелёная масса производит около половины кислорода, поступающего в атмосферу от растений. (5)Чтобы исследовать Амазонку, начиная от дельты реки в Бразилии и заканчивая её устьем в высокогорье Анд в Перу, команде Кусто потребовалось больше полутора лет. Предложение 1 односоставное распространённое безличное, осложнённое обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Предложение 2 сложное с подчинительной связью. Грамматическая основа второй части сложноподчинённого предложения 3 — что соответствует . Предложение 4 включает три грамматические основы. 5) В сложносочинённом предложении 5 придаточное цели.

Слайд 11

15 35 14 45 15 9. Укажите варианты ответов, в которых даны верные суждения. Запишите номера ответов. (1)Хорошо лежать на опушке прозрачного перелеска и смотреть в ясное небо: там начинают неярко светиться первые звёздочки. (2)Нежно пахнет распускающимися дубовыми почками. (3)Сладко дремлется, и ломит от усталости босые ноги. (4)Но поднимаешься и идёшь в лес за сушняком. (5)Сейчас будем разводить костёр. В бессоюзном предложении 1 одна из частей — односоставное безличное предложение. Грамматическая основа предложения 2 — нежно пахнет. Простое предложение 3 осложнено однородными сказуемыми. Предложение 4 односоставное распространённое определённо-личное. 5) В предложении 5 составное глагольное сказуемое.

Слайд 12

15 15 14 23 25 10. Укажите варианты ответов, в которых даны верные суждения. Запишите номера ответов. (1)Прилив — это увеличение уровня воды в водоёме. (2)Происходит он вследствие реакции на влияние гравитационных сил со стороны Солнца, Луны. (3)Отлив — это явление, характеризующееся уменьшением уровня воды до наименьшего значения. (4)Приливы можно встретить в любом море, и они происходят по противоположным областям Земли, которые располагаются возле линии, обращённой к Луне и Солнцу. (5)Земля движется, поэтому у морского берега можно увидеть за день сразу же несколько отливов и приливов. В предложении 1 составное именное сказуемое. Предложение 2 осложнено обособленным приложением. В предложении 3 подлежащее — явление. Предложение 4 сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью. 5) В сложном предложении 5 грамматическая основа второй части — можно увидеть несколько отливов.

Слайд 13

Егораева Г.Т., руководитель департамента методологии АНО НЦИО, Москва



Предварительный просмотр:

1. Выполните пунктуационный анализ предложения.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Приятное впечатление от этой необычной тишины (1) было особенно сильно на корабле (2) неподвижно стоявшем (3) посреди (4) наполнявшейся редкими льдами (5) никому не знакомой (6) бухты (7) в которой (8) в это время года (9) по обыкновению (10) было безлюдно (11) и (12) даже (13) немного страшно.

2. Выполните пунктуационный анализ предложения.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Весь вагон спал под скрежет (1) визг (2) под чугунный гул разбежавшихся колес (3) стены туго качались (4) верхние нары мотало бешеной скоростью эшелона (5) и Кузнецов (6) вздрагивая (7) окончательно прозябнув на сквозняках возле оконца (8) отогнул воротник (9) с завистью посмотрел на спящего рядом лейтенанта Давлатяна.

3.Выполните пунктуационный анализ предложения.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Любой путник (1) проходивший (2) или (3) проезжавший через этот (4) нетронутый временем (5) городок (6) считал своим долгом посетить его главные достопримечательности (7) расположенные в самом центре города (8) куда вели все дороги (9) недавно замененные на асфальтовые.

4. Выполните пунктуационный анализ предложения.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Он высвободился из холодной (1) колючей тесноты своего места (2) спрыгнул с нар (3) чувствуя (4) что надо обогреться у печки (5) в которой давно погас огонь (6) только неподвижным зрачком краснело поддувало. Но здесь (7) внизу (8) казалось (9) было немного теплее.

5. Выполните пунктуационный анализ предложения.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Большая собака (1) при виде (2) которой (3) люди старались отойти подальше (4) спокойно гуляла по парку (5) и хозяева (6) даже (7) не думали надеть на пса намордник (8) или (9) хотя бы (10) взять его на поводок.

6. Выполните пунктуационный анализ предложения.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Когда ездовой Сергуненков отполз к ровику (1) вынул там из ниши две (2) облепленные землей (3) противотанковые гранаты (4) и (5) тут же полой шинели очистив их (6) протерев (7) положил эти две гранаты перед Дроздовским (8) тот скомандовал (9) привставая над бруствером

7. Выполните пунктуационный анализ предложения.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Помню еще (1) что (2) когда потрясешь (3) бывало (4) спелым липовым яблоком около уха (5) явственно слышно (6) как гремят семечки (7) и оттого (8) еще больше хочется съесть его (9) и насладиться приятным вкусом (10) из далекого детства.

8.Выполните пунктуационный анализ предложения.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

С наблюдательного пункта виден был (1) развернувшийся на улочках станицы (2) танковый бой (3) сверху в темноте казавшийся ошеломляюще чудовищным по своей близости (4) смешанности (5) неистовому упорству и (6) может быть (7) особенно потому (8) что нигде не было видно людей.

9. Выполните пунктуационный анализ предложения.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Он объяснил (1) что (2) если в тихую погоду туман подымается кверху (3) и (4) если при этом бывает сильное эхо (5) непременно надо ждать затяжного дождя (6) который (7) обязательно (8) будет сопровождаться и громом (9) и молнией.

10.Выполните пунктуационный анализ предложения.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Там (1) по ту сторону реки (2) куда медленно оттягивались немецкие танки и где (3) казалось (4) в течение вчерашних суток всё было разворочено бомбёжками (5) где степь (6) намертво выпаленная (7) представлялась совершенно пустынной (8) теперь в разных концах её рождались снопики винтовочных выстрелов (9) и колючие языки огня противотанковых ружей.

11. Выполните пунктуационный анализ предложения.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Еще была осень (1) но (2) солнце начало ходить значительно ниже (3) и в полдень (4) когда вышедшая рано утром группа туристов прошла уже (5) около (6) пятнадцати километров (7) оно грело (8) еле (9) ощутимо (10) поэтому всех (11) потихоньку (12) одолевал неприятный озноб.

12. Выполните пунктуационный анализ предложения.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В течение этих суток (1) переволновавшись за судьбу дивизионной разведки (2) не вернувшейся из поиска (3) Курышев добавил огня в двух керосиновых лампах (4) как человек (5) знающий свою нелёгкую службу (6) заглянул в развёрнутую на столике тетрадку с пометками (7) по-видимому (8) начатого до прихода Бессонова (9) допроса.

13. Выполните пунктуационный анализ предложения.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Никогда и ничему не удивлявшийся (1) Дениска (2) улыбнувшись (3) спокойно поднял на него свои темные (4) и томные глаза (5) и (6) оглядываясь (7) и (8) что-то шепча (9) стащил с себя (10) испачканный мелом (11) картуз.

14. Выполните пунктуационный анализ предложения.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Пройдя все ступеньки флотской службы (1)блестяще овладев мастерством кораблевождения (2) освоив искусство морского боя (3) став подлинным флотоводцем (4) он (5) казалось бы (6) отказывается от того (7) что было незыблемым символом веры военного (8) парусного флота.

15. Выполните пунктуационный анализ предложения.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Вдруг (1) навалился густой могучий ливень (2) как будто (3) огромной стеной (4) он отделил меня от окружающего мира (5) и (6) чтобы устоять на ногах (7) я попытался ухватиться за дерево (8) которое (9) по моим догадкам (10) должно было (11) находиться где-то справа от меня.

16. Выполните пунктуационный анализ предложения.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Майору Титкову (1) в каждом слове (2) которого (3) тряско зыбилась мука бессилия перед случившимся (4) не нужно было (5) вероятно (6) показывать ордена (7) и документы Веснина. Этот положенный на стол кровавый комок в слипшемся носовом платке был неумолимой и неотвратимой реальностью (8) как удар по глазам (9) утверждающий со всей жестокостью истины гибель Веснина.

17. Выполните пунктуационный анализ предложения.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мальчик старика боялся (1) и (2) когда (3) тот (4) изредка (5) появлялся в их доме (6) старался держаться от важного посетителя в стороне (7) чтобы (8) ненароком (9) не нарваться на строгий взгляд (10) и (11) сердито сдвинутые брови.

18. Выполните пунктуационный анализ предложения.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Воронка (1) видимо (2) страшно и разверсто чёрная (3) дымилась после бомбёжки (4) и танки (5) атакуя из балки (6) поднявшись на возвышенность (7) обходили ее (8) потом два бронетранспортера прошли мимо в нескольких метрах (9) а орудия батареи вели огонь по ним на дальности прямого выстрела.

19. Выполните пунктуационный анализ предложения.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Девушка бледнела от ночной прохлады (1) и (2) когда они выходили из сада (3) раздвигая мокрые (4) синеватые листья (5) она вздрагивала (6) и (7) каждый раз (8) спрашивала (9) долго (10) ли (11) еще идти.

20. Выполните пунктуационный анализ предложения.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Лежа на снегу (1) унимая дыхание после миновавшей опасности (2) два связиста то и дело неспокойно косились на раненого разведчика (3) на Зою (4) на пленного немца (5) который сидел подле Уханова (6) низко склонив к ногам голову (7) запустив руки в перчатках за борта своей (8) подбитой мехом (9) шинели.

21. Выполните пунктуационный анализ предложения.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Дина играла с Олей (1) и Игорем в разные игры (2) и в доме стало шумно (3) потому (4) что (5) когда в доме один ребенок (6) это одно (7) а (8) когда больше одного (9) это уже куча мала.

22. Выполните пунктуационный анализ предложения.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Он [мир] уважает людей(1)уверенных в своём призвании (2) и исполняющих его(3) людей (4) не боящихся энергично сказать «нет» (5) не стыдящихся сказать «не могу» (6) людей (7) занимающих своё место с достоинством(8) людей (9) которые не ленятся работать (10)и творчески мыслить.

23. Выполните пунктуационный анализ предложения.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Держу пари (1) что (2) если вы передадите это герцогу (3) он (4) наверняка (5) останется здесь еще на три дня (6) и будет (7) непременно (8) думать об этом (9) каждый день.

24. Выполните пунктуационный анализ предложения.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В отечественной истории не раз бывало(1) что подлинные таланты (2) и истинные победители отодвигались на обочину(3) а лавры и рукоплескания доставались (4) или напыщенным фаворитам (5) или второстепенным фигурам (6) или иностранным союзникам (7) чьё первородство умело подтверждалось тугодумами (8) и низкопоклонниками.

25. Выполните пунктуационный анализ предложения.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Туманные громады поднимались по ночному небу (1) и (2) когда поглощен был последний звездный просвет (3) слепой ветер (4) закрыв лицо рукавами (5) низко пронесся вдоль опустевшей улицы (6) после чего взлетел на крыши домов (7) где (8) и (9) стал свистеть (10) изо всех сил.

26. Выполните пунктуационный анализ предложения.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Набежал ветер(1) пытаясь закутать(2) запеленать (3) одинокого адмирала (4) а тот отстранял его рукой(5) требуя задержать видения (6)и прошлое. Вдали от моря заканчивал жизнь величайший флотоводец Отечества. Казалось (7) слава покинула его навсегда. Покинула раньше(8) чем закончилась жизнь.

27. Выполните пунктуационный анализ предложения.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Вчера (1) мы выступили в поддержку фонда защиты бездомных животных (2) и (3) как только (4) людей стало больше (5) мы поняли (6) как много (7) неравнодушных к судьбе братьев наших меньших (8) людей живет в нашем городе (9) и (10) день ото дня (11) заботится о них.

28. Выполните пунктуационный анализ предложения.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ольга пошла безлюдной площадью (1) и (2) когда каблуки стали тяжело срываться с круглых булыжников мостовой (3) она вспомнила (4) как (5) однажды (6) уже (7) возвращалась домой этой дорогой (8) бесконечно (9) спотыкаясь об эти булыжники.

29. Выполните пунктуационный анализ предложения.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять кавычки.

Он нащупывает её (1) эту новую тактику(2) с первых своих шагов в командовании кораблями, ищет наиболее эффективные пути. Ещё в донесении М.Войновичу он пишет:(3)… нельзя соблюсти всех правил эволюции (4) иногда нужно делать несходное с оною(5) не удаляясь(6)однако (7) от главных правил (8) если возможно(9). И Ушаков не задумывался, когда нужно(10) делать несходное (11) с усвоенным раньше.

30. Выполните пунктуационный анализ предложения.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Татьяна Афанасьевна подала брату знак (1) что больная (2) наверное (3) хочет уснуть (4) и (5) когда все (6) потихоньку (7) вышли из светлицы (8) снова села за прялку (9) продолжив (10) вышивать свой фирменный узор.

31. Выполните пунктуационный анализ предложения

Расставьте знаки препинания. Укажите цифру(ы), на месте которых должно стоять тире.

Фёдор Фёдорович Ушаков(1) умелый стратег. Стремительная атака(2) сближение с противником на дистанцию картечного выстрела с целью введения в действие артиллерии всех калибров(3) удар превосходными силами по неприятельским флагманам (4) характерные для флотоводца приёмы. При этом (5) он полностью отверг отжившие правила линейной тактики. Кильватерной колонне Ушаков противопоставил широкий манёвр (6) он не боялся ломать свою линию (7) смело прорезал строй врага(8) окружал вражеские корабли (9) и громил их.

32. Выполните пунктуационный анализ предложения.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я немного успокоился (1) и (2) когда мама ушла на работу (3) взялся за свои привычные дела (4) хотя настроение было совсем не радостное (5) да (6) и (7) дел этих было так много (8) что (9) пожалуй (10) проще было бы (11) совсем (12) ничего не делать.

33. Выполните пунктуационный анализ предложения.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В рассказе И. С. Тургенева «Воробей» (1) мать не побоялась стать перед охотничьей собакой (2) значительно превышающей ее по размеру (3) чтобы защитить (4) выпавшего из гнезда (5) птенца (6) что заставляет читателей восхититься поступком матери (7) бесстрашно (8) готовой пожертвовать собой (9) ради (10) спасения своего ребенка.

34. Выполните пунктуационный анализ предложения.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Отыскав тупик (1) он спустился немного ниже (2) и (3) пригибаясь (4) вошел в ворота широкого (5) занесенного снегом (6) двора (7) где (8) судя по всему (9) давно не ступала нога человека.

35. Выполните пунктуационный анализ предложения. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Непрерывно изучая противника(1) Ушаков правильно оценивал его сильные (2) и слабые стороны. Так (3) Ушакову было известно(4) что турецкие корабли(5) и их артиллерия превосходят по качеству русские (6) но он также хорошо знал (7)что боевая подготовка турецких матросов находилась на низком уровне(8) что лучше других подготовлены флагманские корабли (9) и что команды других кораблей лишены инициативы.

36. Выполните пунктуационный анализ предложения.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Пари заключается в том (1) что (2) если ваш повелитель останется здесь на три дня (3) вы (4) без всяких отговорок (5) должны исполнить (6) то (7) что я вам скажу (8) а (9) если он не останется (10) то я исполню любое приказание (11) какое вы мне дадите.

37. Выполните пунктуационный анализ предложения.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифру(ы), на месте которых должно стоять тире.

Действительно(1) не было на тот период более авторитетного(2) более компетентного (3) как сказали бы ныне(4) более известного военно-морского руководителя(5) освоившего предшествующее искусство морского боя и двинувшее его дальше(6) чем он (7) Ушаков (8) и орден его имени(9) одна из высших наград офицеру флота.

38. Выполните пунктуационный анализ предложения.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мир (1)в конце концов(2) всегда воздаёт людям(3) показывающим образцы исполнения долга (4)людям храбрым(5) честным(6) неподкупным(7) у которых не истощается бодрость

КЛЮЧИ:

1.

27910

11.

134710

21.

235679

31.

14

2.

123456789

12.

12345678

22.

13456789

32.

23458910

3.

1678

13.

2369

23.

123

33.

2367

4.

123456789

14.

1234567

24.

13567

34.

134789

5.

145

15.

25678910

25.

1234567

35.

134678

6.

156789

16.

145689

26.

124578

36.

123781011

7.

1234567

17.

267

27.

2356

37.

349

8.

345678

18.

123456789

28.

12348

38

34567

9.

12569

19.

12359

29.

391011

10

12345678

20.

1234567

30.

1234589



Предварительный просмотр:

  Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью.

           Сложное предложение с разными видами связи.

           В каком  варианте  ответа  правильно указаны  все  цифры,  на  месте  которых  в  

предложении  должны  стоять запятые?

1. Наша  планета  прекрасна  (1) и (2)  когда  космонавты  видят  её  из  глубин  Вселенной  (3)  то  

    они  не  могут  отвести  глаз  от  её  бирюзового  свечения.

                 а) 1,  2,  3                       б)  2,  3                         в)  1,  2                        г) 1,  3

2.  Ночью  море  грозно  шумело  (1)  и  (2)  когда  утром  рассеялся  туман  (3)  и  выглянуло  

    солнце  (4)  то  все  увидели  берег  (5)  заваленный  водорослями  и  каким-то  мелким

    мусором.          

                 а) 1,  2,  3,  4,  5             б) 1,  3,  4,  5                в) 1,  4,  5                   г) 2,  3,  4,  5

3.  Геологи  трудились  день  и  ночь  (1)  и  (2)  когда  они  выбрались  из  таёжных  дебрей (3)  и

     долгожданные  карты  новых  месторождений  легли  на  стол  разработчиков  (4)  то  только

     тогда  впервые  начальник  партии  заговорил  об  отпуске.

               а)  1,  2,  3,  4                 б) 1,  3,  4                     в) 1,  2,  4                      г) 1,  4

4.  Толпа  расступилась  (1)  и  (2)  прежде  чем  заиграла  музыка  (3)  Устинья  вышла  в  круг (4)

    и  сельчане  невольно  залюбовались  её  танцем.

                а) 1,  2,  3,  4                б) 1,  2,  3                    в) 1,  3,  4                      г) 1,  3

5.      Тяжёлый    бархатный   занавес   поднялся  (1)  и  (2)   когда   прозвучали    первые    звуки  

     музыки  (3) Воронов  внезапно  увидел  знакомую  маленькую  фигурку  графини  (4)  которая  

     тоже  приехала  на  премьеру  в  театр.

              а)  1,  2,  3,  4                    б) 2,  3,  4                в) 1,  3,  4                        г) 1,  2,  3

6.  Я  думаю  (1)  что  (2)  когда  заключённые  увидят  лестницу  (3)  ведущую  на  свободу (4)  то

    многие  захотят  бежать.           а)   2,  3,  4              б)  1,  3,  4          в) 1,  2,  3           г) 1,  2,  4

7.    На  молах  стоит  по  колено   колючий   бурьян,  чугунные   причалы   рыжеют   от  едкой

    ржавчины  (1)  и  только  маяк  говорит  (2)  что  порт  ещё  жив  (3)  и  кто-то  зажигает  огни  

    для  редких  пароходов  (4)  приходящих  ночью  (5)  тускло  освещённых  и  пустых.

             а)  1,  2,  3,  4,  5              б) 2,  4,  5                   в)  1,  2,  4,  5                  г) 2,  3,  4,  5

8.  Человек  был  большого  роста  (1)  и  (2)  для  того  (3)  чтобы  пройти  в  дверь  (4)  ему  не

     только  нужно  было  нагнуть  голову  (5)  но  и  согнуться  всем  телом.

             а) 1,  2,  4,  5                     б) 1,  2,  3                   в)  3,  4,  5                       г)  2,  4,  5

9.    За  огородом   следовали   крестьянские   избы  (1)  которые  (2)  хотя   были   построены

     врассыпную  (3)  но  показывали  довольство  своих  обитателей.

             а)  1,  2,  3                         б)  1,  3                        в) 1,  2                              г) 2,  3

10.  Метеорологи  предупреждали (1) что приближается  мощный  грозовой  фронт (2) и (3) если

     не  ускорить  уборку  пшеницы  (4)  то  она  поляжет  под  дождём (5) и  сгинет.

            а) 1,  2,  3                         б)  1,  3,  4                    в)  1,  3                              г)  1,  2,  4

11. Я  не  был  уверен  (1)  хватит  ли  у  меня  сил  добраться  до  вершины  горы  (2 )  и  

      подойдёт  ли  к  тому  времени  отряд  (3)  и  собирался  уже  повернуть  назад.  

            а)  1                                 б)  1,  3                        в)  1,  2                                 г)  3

 



Предварительный просмотр:

                Система подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классах                         Рандаловой Ольги Вячеславовны, учителя русского языка и литературы                                        МБОУ «Ацагатская СОШИ»    Заиграевского района РБ        

Знание только тогда становится знанием,

когда оно приобретено усилиями своей

мысли, а не памятью.

Л.Н. Толстой.

       Итоговая аттестация  –    серьезная проверка эффективности учебной

деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой

аттестации  –  это всегда ответственный процесс. И от того, насколько

грамотно он будет построен, зависит наш результат.

Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не

объектом знаний, а умением его применять.

Главная  задача учителя  -  сделать так, чтобы ученики умели,  хотели  и

могли  самостоятельно добывать знания.

В  настоящее время педагогическое сообщество накопило определенный

опыт проведения и подготовки к ОГЭ

У  каждого  учителя  постепенно  формируется  свой  стиль  подготовки к

экзамену.

В систему работы по подготовке к ОГЭ входят:

- Психологический настрой  учащихся;

- Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ;

- Создание методической базы;

-  Ресурсы ИКТ  (цифровые  образовательные  ресурсы,  а  также  Интернет -ресурсы);

- Работа   с   текстом;  

- Создание банка тестовых заданий;

- Элективные занятия в системе подготовки к ОГЭ;

- Диагностика уровня подготовки учащихся;

- Индивидуальные  папки учащихся 9-х классов.

Пошаговый алгоритм написания изложения

Микротема     Ключевые слова

Ваша задача  – сохранить главную информацию и избавиться от

второстепенной. Сделать это можно с помощью следующих методов.

Основные приёмы сжатия текста:

1.  Исключение:

повторов;

•  синонимов:

•  уточняющих, поясняющих слов;  

•  фрагмента предложения;

•  однородных членов предложения;

•  одного или нескольких предложений.

2.  Обобщение:

•  Замена однородных членов предложения обобщающим

наименованием;

•  Замена прямой речи косвенной;

•  Замена предложения или его части определительным или

отрицательным местоимением с обобщающим значением.

3. Упрощение

Слияние нескольких предложений в одно.

•  Замена предложения или его части указательным местоимением

•  Замена сложноподчинённого предложения простым

•  Замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

а) замена придаточного определительного синонимичным

определением;

б) замена придаточного обстоятельственного синонимичным

деепричастным оборотом;

в) сокращение количества частей сложного предложения.

В тексте  должно остаться,   то содержание, без которого был бы неясен или

искажен авторский замысел. Ключевые слова и микротемы  –  опора для

определения главной информации.

Алгоритм выполнения заданий 2-14  

2. Смысловой анализ текста.

Алгоритм выполнения задания:

1.  Внимательно и вдумчиво прочитайте текст не менее двух раз.

2.  Вдумайтесь в вопрос, на который надо найти ответ.

3.  Определите, какой из предлагаемых ответов соответствует вопросу.

3. Изобразительно-выразительные средства русского языка.

Алгоритм выполнения задания:

1. Вспомните, что означает указанный в задании лингвистический термин;

2. Прочитайте каждое предложение, содержащееся в выборке ответов;

3. Определите, в каком из них использовано названное в задании средство

языковой выразительности;

4. Выберите правильный ответ.

Если в задании требуется определить, какое средство речевой выразительности

использовано в указанном предложении и передает психологическое состояние

героя, то для этого необходимо:

1. Внимательно прочитайте список изобразительно-выразительных средств

языка, представленных в выборке ответов;

2. Вспомните, что означает каждый из лингвистических терминов;

3. Прочитайте  данное предложение еще раз и подумать над тем, какое

средство выразительности использовано в нем;

4. В случае затруднения воспользуйтесь приемом исключения из списка тех

лингвистических терминов, которые по смыслу не могут быть использованы в

указанном предложении.

4. Правописание приставок.

Алгоритм выполнения задания:

1.  Внимательно прочитайте.

2.  Найдите среди них слово, которое требовалось отыскать согласно

заданию.

3.  Убедитесь, что правописание приставки в нем определялось правилом,

обозначенном в формулировке задания.

5. Правописание Н и НН в суффиксах слов различных частей речи.

Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание личных

окончаний глаголов.

Алгоритм выполнения задания:

1.   Внимательно прочитайте все слова.

2.   Найдите среди них слово той части речи, которое требовалось отыскать

согласно заданию.

3.   Убедитесь, что правописание суффикса в нем определялось правилом,

обозначенном в формулировке задания.

6. Лексика и фразеология.

Алгоритм выполнения задания:

1.  Прочитайте предложение и определите лексическое значение указанного

в задании слова.

2.  Подберите к этому слову возможные синонимы.

3.  Определите, какой из подобранных синонимов

А) наиболее употребителен;

Б) не носит оттенка книжности и разговорности;

В) обладает минимальной экспрессией;

Г) стоит первым в синонимичном ряду, открывая его.

Этот синоним и будет являться стилистически нейтральным.

1.   .Внесите в бланк ответов ваш вариант ответа.

7. Виды подчинительной связи в словосочетании.

Алгоритм выполнения задания:

1.  Помните о том, как связаны между собой главное и зависимое слово

при согласовании, управлении и примыкании:

  Если оба слова изменяются – это согласование;

  Если одно слово управляет другим в каком-либо падеже – это управление;

  Если слова связаны только лексически (по смыслу) и между ними нет

грамматической связи, которая осуществляется с помощью окончания и

предлога или окончания – это примыкание.

2.  Проанализируйте зависимые слова в образованном словосочетании:

  Если зависимым словом является прилагательное, причастие,

местоимение, числительное – это согласование;

  Если зависимым словом является существительное или местоимение,

употребленное в том или ином падеже, - это управление;

  Если зависимым словом является деепричастие, неопределенная форма

глагола, наречие, сравнительная степень прилагательного – это

примыкание.

3. Внесите в бланк ответов ваш вариант ответа.

8. Способы выражения главных членов предложения.

Алгоритм выполнения задания:

1.  Выделите грамматические основы в предложении.

2.  Посмотрите, не входят ли в состав сказуемого слова:

  Рад, готов, должен, обязан, способен, намерен, согласен, вынужден;

  Являться, казаться, становиться, стать, сделать, оставаться, оказаться,

считаться, выглядеть;

  Надо, нужно, необходимо.

3. Если эти слова имеются в составе сказуемого, то ищите к ним

предложение (еще одно слово), и тогда вы правильно определите границы

составного сказуемого (я рад побывать на конференции).

4. Внесите в бланк ответов выделенную грамматическую основу.

Алгоритм выполнения задания (поиск предложения с однородными членами):

1. Найдите в предложении однородные члены: они должны отвечать на один

и тот же вопрос, задаваемый от одного слова, и произноситься с интонацией

перечисления.

2.Убедитесь, что найденные вами однородные члены предложения связаны

сочинительной или бессоюзной связью.

3. Внесите в бланк ответа те цифры, под которыми в тексте идут найденные

вами предложения с однородными членами.

Алгоритм  выполнения задания (поиск предложения, осложненного

обособленными членами):

1.  Прочитайте указанные предложения, обращая внимание на то, какие

синтаксические конструкции в них выделены знаками препинания.

2.  Помните о том, что

- обособленные определения отвечают на вопросы: какой? Какая? Какое? Какие?

и выражаются причастными оборотами, именами прилагательными с

зависимыми словами, одиночными прилагательными;

-  обособленные обстоятельства отвечают на вопросы: что делая? Что сделав? и

выражаются одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами;

-  обособленные приложения отвечают на вопросы: кто именно такой? Что

именно такое? и выражаются одиночными именами существительными или

именами существительными с зависимыми словами, которые поясняют,

уточняют в предложении другое имя существительное или личное местоимение;

- обособленные дополнения выражаются

а) именами существительными или местоимениями с предлогом кроме в

значении «за исключением кого  -  или чего-либо», «не считая кого-  или чего-либо», «вдобавок к кому- или чему-либо»;

3. Выберите правильный ответ.

10. Вводные слова, обращения и уточняющие обособленные обстоятельства.

Алгоритм выполнения задания (вводное слово)

1.  Если в задании требуется выписать цифры, обозначающие запятые при

вводном  слове, проверьте, является ли найденное вами слово вводным или

схожим с ним по звучанию членом предложения, то есть определите, можно или

нельзя его отбросить или удалить из предложения:

-  вводные слова можно изъять из предложения или изменить их другими

синонимичными вводными словами, они выделяются запятыми;

- схожие по звучанию с вводными словами члены предложения нельзя изъять без

изменения смысла синтаксической конструкции, они не выделяются запятыми.

2. Помните о том, что не являются вводными и не выделяются запятыми

следующие слова:

- как будто, словно;

-  частицы и некоторые наречия: авось, большей частью, будто, буквально,

вдобавок, ведь, в конечном счете, вроде бы, вряд ли, всё равно, все-таки, даже,

именно, иногда, как будто, как бы, к тому же, лишь, между тем, наверняка, на

редкость, небось, непременно, определенно, отчасти, по крайней мере, поистине,

по-прежнему, поэтому, просто, пусть, решительно, словно, тем не менее, только,

якобы.

3. Не забывайте о том, что в задании в указанном  предложении могут быть

два и более вводных слова.

Алгоритм выполнения задания (обращение)

1. Если в задании требуется выписать цифры, обозначающие запятые при

обращении, убедитесь в том, что найденное вами слово или сочетание слов

произносится с особой (звательной) интонацией и называют того, к кому

обращаются с речью: обращение возможно не только к лицам, но и к

неодушевленным предметам.

2. Помните о том, что в качестве обращения в предложении обычно

выступает имя существительное в именительном падеже или другая часть

речи в значении существительного.

3. Не забывайте о том, что обращение может быть распространено

пояснительными словами и представлять собой сочетание нескольких слов.

Алгоритм выполнения задания (уточнение)

1. Если в задании требуется выписать цифры, обозначающие запятые при

уточняющем обстоятельстве, убедитесь в том, что найденное вами слово или

сочетание слов

-  отвечает на вопросы ГДЕ ИМЕННО? КОГДА ИМЕННО, ОТКУДА ИМЕННО?

КАК ИМЕННО?

-  конкретизирует место, время или образ того действия, о котором говорится в

предложении.

2. Помните о том, что уточнение  –  это всегда сужение объема понятия, его

ограничение.

11. Выделение грамматических основ в предложении.

Алгоритм выполнения задания:

1.  Выделите грамматические основы в предложении.

2.  Запишите правильный ответ в бланк ответов.

12. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Алгоритм выполнения задания:

1. Определить, сколько грамматических основ имеется в данном

предложении:

- если одна грамматическая основа, то предложение будет простым;

- если две и более грамматической основы, то предложение будет сложным.

2. Выявите границы простых предложений в составе сложного.

3. Посмотрите, как связаны между собой простые предложения в составе

сложного:

-  если на границе простых предложений нет союзов, а присутствует только

пунктуационный знак (, ; :  -  ), значит, перед вами бессоюзное сложное

предложение;

-  если на границе простых предложений находится сочинительный союз (И, А,

НО, ДА, ОДНАКО, ЗАТО, ИЛИ, ЛИБО, ЖЕ и др.), предложение может быть

сложносочиненным, но проверьте, не соединяет ли сочинительный союз

однородные члены;

-  если на границе простых предложений находится подчинительный союз или

союзное слово (КОТОРЫЙ, ЧТО, КОГДА, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ИБО, ХОТЯ,

ГДЕ, НЕСМОТРЯ НА  ТО ЧТО, ЧТОБЫ и др.)  -  предложение

сложноподчиненное.

13. Синтаксический анализ сложного предложения.

Алгоритм выполнения задания:

1. Определите, сколько грамматических основ имеется в данном

предложении:

- если одна грамматическая основа, то предложение будет простым;

- если две и более грамматической основы, то предложение будет сложным.

2. Выявите границы простых предложений в составе сложного;

3. Посмотрите, как связаны между собой простые предложения в составе

сложного:

-  если на границе предложений нет союзов, а присутствует только

пунктуационный знак (, ; :  -  ), значит перед вами сложное бессоюзное

предложение;

-  если на границе простых предложений находится сочинительный союз (И, А,

НО, ДА, ОДНАКО, ЗАТО, ИЛИ, ЛИБО, ЖЕ и др.), предложение может быть

сложносочиненным, но проверьте, не соединяет ли сочинительный союз

однородные члены;

-  если на границе простых предложений находится подчинительный союз или

союзное слово (КОТОРЫЙ, ЧТО, КОГДА, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ИБО, ХОТЯ,

ГДЕ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО,  ЧТОБЫ и др.)  -  предложение

сложноподчиненное.

14. Сложные предложения с разными видами связи между частями.

Алгоритм выполнения задания:

1.  Найдите СПП с тем видом соподчинения, который указан в задании.

2.  Впишите номер данного предложения в бланк ответов.

Пошаговый алгоритм написания сочинения 15.1

1. Внимательно прочитайте высказывание о языке.  Осмыслите его

2. Определите основную мысль высказывания.

3. Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь

в высказывании.  

Примерные ответы:

  о богатстве, выразительности, точности русской речи;

  о средствах выражения мыслей;

  о роли эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов,

антонимов, фразеологизмов в русском языке;

  о взаимосвязи лексики и грамматики;

  о роли синтаксиса в человеческом общении;

  о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков

препинания;

  о роли фразеологизмов в речи и т.д.

4. Оформите  вступление (2-3 предложения)

Во вступлении необходимо:

1. сформулировать позицию автора высказывания;

2. выразить своё отношение к ней.

3. Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:

Автор

  анализирует…

  характеризует …

  рассуждает…

  отмечает …

  доказывает…

  сравнивает…

  называет…

  описывает …

  разбирает…

  останавливается на ...

  раскрывает содержание…

  отмечает важность…  

  формулирует…

  касается…

  утверждает…

  считает, что ...

Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать

следующие:

  на самом деле…

  не могу не согласиться с автором высказывания…

  я полностью согласен с ...

  вынужден согласиться с ...

  я разделяю точку зрения автора высказывания…

  я поддерживаю мнение автора …

  бесспорно мнение автора о том, что ...

Варианты вступлений:

  Л.В. Успенский, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и

формы языка. Слова называют предмет, его признак или действие, а

грамматика позволяет создать связное высказывание, текст.

  Приведу примеры из рассказа А. Алексина…

  Я согласна с высказыванием  Л.Н.  Успенского: "В языке есть…слова. В

языке есть…грамматика. Это: – те способы, которыми язык пользуется,

чтобы строить предложения". В русском языке есть огромное

количество слов, у каждого человека свой словарный запас. Но, даже

имея большой словарный запас, нельзя построить предложения, текст,

если не знаешь правила грамматики.

  Докажу это  на примере текста А.  Алексина.  К.Г.  Паустовский сказал:

"Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы

передать русским словом".

  Действительно,  слова наиболее точно, ясно и образно выражаю

сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего

мира. Язык  –  одно из чудес, с помощью которого люди передают

тончайшие оттенки мыслей.

  Великий русский писатель К.  Паустовский утверждал, что русским

словом можно не только назвать  предметы, явления и действия, но и

выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением

автора высказывания.

  Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во

вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи

слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и

состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово.

  Я разделяю точку зрения русского писателя.

  В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о

том, что  в богатом русском  языке можно найти слова для выражения

всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.

  Высказывание К.В.  Паустовского я понимаю так: нет предмета во

вселенной, для которого бы  не придумал слова человек. При помощи

слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и

состояний. Особенно богато для обозначения явлений русское слово.

  Я разделяю точку зрения русского писателя.

5. Напишите основную часть

  Основную часть можно начать следующими фразами:

  Присмотримся повнимательнее  к словам в тексте  ... (называем

фамилию автора текста)…

  Обратимся к тексту русского писателя  ... (фамилия автора текста)  

Докажем эту мысль на примерах из текста...

  Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах…

Аргументация:

Аргумент 1    Важным источником обогащения речи служит синонимия.

Наш язык очень богат синонимами -  словами, имеющими общее значение

и различающимися дополнительными оттенками или стилистической

окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они

позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая

чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида"

(предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение

33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть

душевное состояние своей героини.

Аргумент 2  Русский язык обладает и богатейшими

словообразовательными возможностями. Способы образования слов в

русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных

способов  -  это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из

предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса  -ечк-, который помогает автору выразить

симпатию к героине своего произведения. Аргумент 1. Например,

контекстные синонимы «волшебная, великанская» (пр.2), помогают

представить лошадь, которая несет Альку в его добром мире детской

фантазии. Но почему именно их выбирает автор? Аргумент 2. Такая

грамматическая конструкция, как сложноподчиненное предложение,

позволяет это понять. В предложении 2 однородные придаточные

причины содержат объяснения, почему мальчик именно такой видит

Зеленую гриву. P.S при оформлении примеров можно использовать

вводные слова "во-первых", "во-вторых".

6. Напишите заключение В заключительной части сочинения делается вывод

из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во

вступлении, но другими словами. Начать вывод можно следующими словами

и фразами:

  Таким образом, ...

  Итак, ...

  Следовательно, ...

  В итоге можно прийти к такому выводу: ...

  В заключение можно сказать, что ...

  Мы убеждаемся в том, что …

   Обобщая сказанное, .....

  Из этого следует, что ...

Примеры заключений:

  Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.

Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова

для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

  Следовательно, умелое использование возможностей лексики и

грамматики позволило В. Крапивину точно и ёмко передать свои

мысли.

  Следовательно, в речи лексическое и грамматическое нерасторжимы:

благодаря грамматике.

Пошаговый алгоритм написания сочинения 15.3

Задание 15.3 предполагает написание сочинения-рассуждения на

морально-этическую тему, с опорой на предложенный во второй части

заданий текст и собственный жизненный опыт. Объем сочинения не должен

быть менее 70 слов. За основу будущего сочинения берется собственное

определение, которое ученик должен дать тому или иному качеству или

жизненному явлению, связанному со смыслом текста, использованного для

выполнения основных заданий во второй части. Поскольку написать

необходимо именно рассуждение, его  основу должны составить

размышления, анализ, а не пересказ представленного ранее текста.

Алгоритм написания

Для того чтобы выполнить работу в соответствии с требованиями,

которые к ней предъявляются, необходимо:

1. Перечитайте текст, убедитесь  в том, что понята его  идея  в связи с

предлагаемым для определения понятием;

2. Сформулируйте  и  запишите    определение,  которое станет началом

вступительной части, тезисом сочинения;

3. Завершите вступительную часть пояснениями к определению;

4. Перейдите  к написанию основной части привести  аргументы из

текста и собственного жизненного опыта;

5.  Завершите  работу  выводом,  в которой на основании представленных

аргументов подтвердить правильность и доказанность тезиса.

В соответствии с выделением трех структурных частей, в сочинении

должно быть как минимум  три абзаца. Основная часть может быть

дополнительно разделена на два абзаца согласно числу аргументов.

Требования к тексту

Кроме требований к объему и структуре, сочинение должно также

соответствовать ряду критериев:

- цельность текста, последовательность, связность;

- соблюдение орфографических правил;

- соответствие пунктуационным нормам;

- отсутствие речевых ошибок;

-  отсутствие грамматических ошибок;

- фактическая точность написанного текста.

Закончить работу проверкой сочинения по    критериям  не менее 6

раз.



Предварительный просмотр:

Для вступления:
Что такое …? Попробуем поразмышлять над значением этого понятия.

  • По моему мнению, … – это….
  • Я думаю, что … – это….
  • … – это понятие, знакомое каждому человеку. Но мало кто задумывается о значении этого слова. Так что же такое …?
  • Что значит …? Попробуем разобраться в значении этого слова/понятия.
  • Я согласен с ФИО  в том, что … - это
  • Попробуем разобраться в смысле этого слова
  • Попробуем определить данное слово
  • Что такое…? Немногие задумывается над этим сегодня. Я считаю, что
  • Текст ФИО заставил меня задуматься над…
  • Это нравственное понятие рассматривали многие писатели, поэты и философы..

Для основной части:
Проиллюстрировать это понятие можно на примере из текста (примерах из текста). Так, в предложении ....

  • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту.
  • В тексте ФИО можно найти пример, подтверждающий правильность моего определения (мысли или тезиса)
  • Предложение … подтверждает мысль о том, что....
  • Примеры … можно встретить и в жизни.
  • В подтверждение приведу пример из жизни (художественной литературы, СМИ, истории и т.д.)
  • В текст ФИО сказано: «...цитата...».
  • Этот пример из текста ярко демонстрирует названное понятие.
  • Конечно, в окружающем мире можно найти немало примеров, подтверждающих высказанную мною мысль.
  • Обратимся к тексту, в котором говорится о ....
  • В своем тексте автор поднимает очень важную для нас (общества, сегодня) проблему.
  • Автор говорит...подчеркивает... размышляет... высказывает свое мнение... делает акцент....
  • Свое мнение я могу подтвердить примером из..
  • Наблюдая за окружающими людьми, я не раз замечал(а), что
  • В жизни мы часто сталкиваемся с ... (наблюдаем ...)
  • Я не раз оказывался(лась) свидетелем того, как....
  • Как-то раз ….


Для заключения:
Таким образом,… 

  • Итак,… 
  • В заключение… 
  • Как мы видим…
  • Итак, мне удалось проиллюстрировать примерами верность данного мною определения.
  • В результате рассуждения мы приходим к выводу о том, что....
  • Эти примеры стали убедительным доказательством моего определения.
  • Надеюсь, что я смог(ла) объяснить значение слова ...
  • Полагаю, мне удалось объяснить значение слова и мои аргументы были убедительными.
  • Подводя итог своим размышлениям, могу (хочу) сказать..



Предварительный просмотр:

Подготовка к экзамену по русскому языку в 9 классе

По русскому языку при подготовке к ГИА я пользуюсь различными методическими пособиями: под редакцией Н.А. Сениной «Русский язык. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации», «Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация 2013» под редакцией Л.И. Мальцевой, П.И. Нелина, Т.М. Бандоля», типовые тестовые задания (10 вариантов) под редакцией Г.Т. Егораевой. В сборнике заданий Г.Т. Егораевой подборка текстов очень удачная: многообразие тем, актуальность проблем.

Сначала учащимся была объяснена структура экзамена, количество времени, отведённое на все виды работ. Ребятам были предложены памятки по сжатию текста, образцы сочинений С2.1 и С2.3.Когда ученик чётко понимает задачу, он её успешно решает. Как проводилась работа с текстом (Часть 2)?

Проанализируем текст А. Приставкина «Фотографии» после написания сжатого изложения, в котором говорится о сострадании как о великой человеческой способности и потребности, благе и долге.

Очень важно, как учитель поработает вместе с учащимися над первым текстом. Если этот опыт будет удачным, ребята смогут впоследствии самостоятельно анализировать текст, с каждым разом делая это успешнее и не теряя при этом интереса к работе.

Во вступительном кратком слове учитель рассказывает об авторе, о пережитых им событиях в годы Великой Отечественной войны, о месте произведения в контексте его творчества. Далее учащиеся самостоятельно прочитывают текст про себя, а затем начинается коллективная работа.

Анализируя задания с выбором ответа, учащиеся находят основную мысль текста, определяют тему, понимают смысл названия рассказа, учатся находить главную проблему, средства речевой выразительности, отражающие идею произведения.

  • Почему рассказчика можно назвать мужественным человеком?
  • Он смог в одиночку пережить горе утраты близких и сделал всё, чтобы сестрёнка не утратила связь с окружающими и веру в них.

- Почему рассказчик выбросил фотографию тёти?

- Он не смог простить ей предательства по отношению к нему и его маленькой сестрёнке.

- Почему рассказ назван «Фотографии»?

- Фотографии - это возможность детей почувствовать, что они не одиноки.

Стилистический анализ

  1. (наблюдения над лексикой)
  • Укажите, в каком значении употребляется словосочетание «маленький листок» (предложение 30) ? Дети безошибочно находят ответ -похоронка.
  1. (наблюдения над строфикой). Найти 2 предложения противоположные по смыслу, благодаря которым ребята понимают главную проблему.

Ребята готовились в Москву. Мы с сестрёнкой никуда не собирались.

Лингвопоэтический анализ

Образная система произведения. Психологизм. Способы раскрытия внутреннего мира: диалоги, образ повествователя.

Весь текст построен на диалогах. Почему? Ответ в задании 6.

  • Выберите номера предложений, которые передают душевную драму мальчика, пережившего трагедию утраты родителей (31,32,33).

Лингвистический комментарий

Найдите изобразительно-выразительные средства в предложении 30:

В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок.

Эпитет пышным (инеем) заостряет внимание читателя на душевной боли героя. Меткое слово автора оказывает эмоциональное воздействие на читателя.

Задания из категории В, В1 - стилистическая лексика

Замените слово коченело из предложения 32 стилистически нейтральным. Учащиеся успешно заменяют словами леденело, замерзало, застывало.

В2, В3- стилистическое использование возможностей словообразования (найти в предложении 20 слово с приставкой при- со значением присоединения, близости к чему - либо) - прижавшись

Стилистический синтаксис

В5 - Выпишите из приведённых ниже предложений цифру, обозначающую запятую при обособленном уточняющем члене -(2)

И вдруг нам сказали,(1) что детей возвращают в Москву, (2) к родителям.

В6- номер варианта сложноподчинённого предложения-3 (31 предложение)

В8 - словосочетание со связью согласование - моя сестричка и т. д.

После такой кропотливой работы учащиеся приступают к заданиям С2.1 и С2.3, находят 2 аргумента из текста.

В настоящее время в Интернете есть много тренажёров по подготовке к экзаменам: edu.ru, решу ЕГЭ, капканы ЕГЭ, сайты педагогов по подготовке к экзаменам и др.