ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Рандалова Ольга Вячеславовна

Педагогические технологии

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Кейс-технологии в исследовательской деятельности

Для привлечения детей к исследовательской деятельности использую различные приёмы: занимательность, наглядность, показ в известных знаниях нового аспекта. Основными умениями, которыми должен обладать учащийся, выполняя творческую работу, должно быть умение увидеть проблему, сформулировать её, составить план решения проблемы, делать обобщения, выводы, систематизировать материал.

Мне необходимо было найти такую активную технологию обучения, которая позволяла бы не в ущерб  изучению программного материала максимально задействовать коммуникативные навыки учащихся. Поэтому я обратилась к обучающим кейс-технологиям, призванным активизировать работу учащихся, совмещающим в себе уже зарекомендовавшие методы в обучении, такие, как метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ, составление психологического портрета и многое другое (автор технологии - Прищепа Т.А.).

Суть кейс-технологий – анализ реальной или взятой из художественной литературы ситуации (определенных вводных данных), описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Акцент образования переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество ученика и учителя: демократия в процессе получения знаний, учащийся равноправен с другими в процессе обсуждения проблемы.

Наглядным примером служит фрагмент урока по русскому языку в 9 классе на тему: «Подготовка к сжатому изложению».

Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста.

Образовательная: формировать навыки работы с различными приемами сжатия исходного текста; формировать умение выделять в тексте микротемы, определять в них главное;

отрабатывать умение понимать и преобразовывать информацию.

Развивающая: способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти;

Воспитательная: формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.

Задачи урока:

Повторить приемы сжатия текста.

Научить применять приемы сжатия текста на практике.

Способствовать воспитанию самостоятельности через возможность проявить свои знания в практической ситуации (упражнения с текстом, написание изложения).

Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свои возможности.

Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.

Вид урока: урок по развитию речи.

Методы и приемы обучения: кейс-метод. Урок проведен в рамках авторской технологии «Перспектива», автор Прищепа Т.А., доцент Томского ГПУ, к.п.н.

Вид кейс-метода: обучающий

Тип кейса: аналитический

Оборудование: план-конспект, раздаточный материал с исходным текстом для сжатого изложения, презентация.

Используемая аппаратура: компьютер, проектор, экран.

Ход урока

1.Организационый момент.

Цели и задачи.

Сегодня у нас с вами очередной урок по развитию речи: подготовка к написанию сжатого изложения. Вы знаете, что это первая часть экзамена по русскому языку, следовательно, мы готовимся к ГИА. 1 слайд

- Работать мы будем в группах. (Все учащиеся заранее разбиваются на 4 группы). Группы получили кейс-материалы:

- приемы сжатия текста,

- памятки «Как писать сжатое изложение» 2 слайд

и «Как проверить написанный текст» 3 слайд

- образец написания сжатого изложения

Каждая группа заранее получила задание - изучив предложенные материалы, произвести сжатие публицистического текста, используя известные приемы сжатия. Текст у всех групп одинаковый. Таким образом, в группах вырабатывается свой вариант выполнения задания, который они презентуют.

Каждая из групп поочередно работает в определенной ролевой позиции:

Одна группа будет «оптимистами». Что вы будете делать?

- Отмечать в выступлении все положительное.

Другая группа – «пессимисты». Что будет делать эта группа?

- Отмечать в выступлении все отрицательное.

Третья группа – «эксперты». Какова задача этой группы?

- Оценивать работу групп новаторов, оптимистов и пессимистов.

(если группа экспертов смогла выделить дополнительные плюсы или минусы, то она имеет право снизить на балл за каждый дополнительный плюс или минус оценку группам оптимистов и пессимистов).

Четвертая группа - «новаторы». Эта группа будет выступать по конкретному вопросу, который был предложен для обсуждения членам подгруппы заранее (критерии: четкость речи, использование материалов кейса для доказательства, подтверждения точки зрения).

Каждый этап-раунд длится около 10 минут:

3-4 минуты – выступление «новаторов»;

2 минуты – работа в группах оптимистов, пессимистов, экспертов по выявлению позитивных и негативных моментов в представленной идее, обобщению и анализу полученной информации;

2 минуты – выступление оптимистов и пессимистов (по 1 минуте на каждую группу);

2 минуты – работа группы экспертов по определению эффективности работы каждой группы с точки зрения поставленных перед данной группой целей деятельности; работа каждой группы оценивается экспертами по 5–бальной шкале, оценка объявляется и обосновывается.

0.5 минуты - смена ролевых позиций для групп.

В конце занятия подведем итоги.

Следует напомнить ребятам о пятибалльной оценочной шкале и обратить внимание на таблицу, в которой есть графа – штрафы. Группа будет получать штрафные очки, если во время выступления кто-то из участников подгруппы будет делать замечания вслух, обсуждать свои вопросы, т.е. вести себя некорректно по отношению к другим товарищам.

На доске таблица:

Группы

Новаторы

Оптимисты

Пессимисты

Штрафы

Итого

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа



Предварительный просмотр:

Использование метода проектов на уроках и внеклассных занятиях

Использование метода проектов на уроках и внеклассных занятиях актуально в решении таких задач, как формирование у детей нового типа мышления, инициативы, творчества, смелости в принятии решений, компетентности в информационной среде. Строю уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые способствуют активной деятельности учащихся, помогают им ярче, эмоциональнее воспринимать материал, обосновывать и отстаивать свою точку зрения, расширяют информационное поле. В этом мне помогает учебно-методическое пособие под редакцией Н.А. Сениной «Русский язык», А.Г. Нарушевич «Проекты? Проекты... Проекты!».

По русскому языку темы проектов могут быть такими: «Портрет одного слова», «Словари русского языка», «Знаменитые лингвисты», «Этимология слов» и т.д.

Уроки литературы в 5 классе начинаю с изучения фольклора, применяя технологию проектной деятельности. Так, изучив тему «Разнообразие малых жанров фольклора», мы провели конкурс проектов. Пятиклассники, разбившись на группы, создавали слайдовые презентации на компьютере, а у кого не было такой возможности - в бумажном варианте. Проанализировав виды народных сказок, её героев, средства выразительности, учащиеся начинают сочинять сказки. Такая форма проверки знаний позволяет развивать разные виды компетенций (речевую, социокультурную, учебно-познавательную).

Сказки сочиняют разные, по направлениям: I ряд сочиняет сказку о животных, II ряд – волшебную сказку, III ряд – бытовую сказку. Также сказку можно использовать на уроках русского языка: в качестве дидактического материала; как средство, помогающее организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее (лингвистические сказки); как вид работы по развитию речи (сочинение лингвистических сказок). Именно на примерах сказки начинается знакомство с изобразительно-выразительными средствами: олицетворением, эпитетом, аллегорией и т.д. Один из путей развития связной речи – письменные высказывания на лингвистическую тему, которые помогают решить ряд образовательных и воспитательных задач.

По литературе итогом проектной деятельности явились творческие продукты ребят - сборники стихотворений, самостоятельно составленных детьми, альманахи, экскурсии по литературным и памятным местам. На уроках при изучении биографии А.С. Пушкина даю темы проектов: «Детство поэта», «Москва Пушкина», «Годы учёбы в Царскосельском лицее», «Пушкин в Михайловском», «Пушкин в живописи», «Адресаты любовной лирики поэта», «Пушкин и декабристы» и другие. Учащиеся легко справляются с заданием, создают презентации, ИОР, используя Интернет ресурсы.