Родителям первоклассников о школьной адаптации
Поступление ребенка в школу коренным образом меняет его жизнь. Маленькому человеку предстоит адаптироваться, т.е. приспособиться к новой социальной роли и новым условиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Буклет для родителей | 41.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Теоретическая информация
Перед ребенком-первоклассником стоит очень сложная задача – овладеть основами учебной деятельности и усвоить новую социальную роль – роль ученика, школьника. Это происходит в процессе социальной адаптации, неотъемлемой частью которой является школьная адаптация.
Адаптация к школе – это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребёнка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.
Школьная дезадаптация – это социально-психологический процесс отклонений в развитии способностей ребёнка к успешному овладению знаниями и умениями, навыками активного общения и взаимодействия в продуктивной коллективной учебной деятельности.
Процесс активного приспособления ребенка к условиям школьной социальной среды, называется социальной адаптацией.
Социальная дезадаптация — это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Это означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой.
Психологическое здоровье – состояние душевного комфорта, психологического благополучия, позволяющее человеку быть активным, работоспособным, управлять поведением и эмоциональным состоянием, быстро адаптироваться к условиях среды.
Практические рекомендации родителям первоклассников
Проблема: рассеянность и забывчивость (ребенок не помнит, что задано на дом, расписание на завтрашний день, забывает необходимые принадлежности).
Возможные пути решения: вечером совместно собирать портфель, сменную обувь, спортивную форму и пр., проговаривая действия вслух (например: учебник по математике положили, пенал положили, сменная обувь в розовом пакете и т.д.). Повесить над рабочим местом ребенка красочное расписание уроков, надписи должны быть крупными, разборчивыми; забытое домашнее задание ребенок должен постараться узнать у своих одноклассников сам; делите ответственность с ребенком; тренируйте его память; хорошая память – качество тренируемое.
Проблема: вечером у ребенка проявляется выраженное возбуждение (он не хочет ложиться спать, долго не может уснуть или плохо спит, крутиться, вскакивает.
Возможные пути решения: за 2-3 часа для сна не допускать интенсивной умственной и физической нагрузки – вечер не лучшее время для приготовления уроков и активных, шумных игр. Исключить просмотр психотравмирующих фильмов и телепрограмм, громкое прослушивание музыки. Ужин не позднее чем за 2-3 часа до сна, исключить тяжелую, жирную, мясную пищу, обильные гарниры, крепкий чай, кофе. Проверьте постельные принадлежности: матрас должен быть умеренно мягким, постельное белье из натуральных тканей (не каждый красочный пододеяльник с «Тачками» будет способствовать хорошему сну ребенка); подушка должна быть небольшой, одеяло соответствовать сезону; шторы должны быть плотными, если ребенок боится темноты – включите ночник; обязательно проветривайте спальное помещение. Лучше, если в спальне у ребенка не будет телевизора и компьютера. Не менее одного раза в неделю делайте влажную уборку, вытирайте пыль. Совместно с ребенком придумайте и соблюдайте ритуал (например: после проведения гигиенических процедур, просмотр доброй сказки или чтение вслух книжки; можно дать ребенку выпить стакан теплого молока, настоя шиповника, травяного аптечного чая с медом).
Проблема: ребенок неадекватно реагирует на различные социально-бытовые ситуации (приход гостей, общественные, культурные мероприятия).
Возможные пути решения: ребенок должен знать заранее о предстоящих событиях – объясните, что произойдет, расскажите с кем ребенок может встретиться и как себя при этом вести; оговорите временные рамки; подберите тематическую книгу или мультфильм, если не удается подобрать – сами сочините сказку или историю.
Проблема: ребенок приходит из школы в измененном психологическом состоянии (очень уставший, вялый или, наоборот, раздраженный и взбудораженный).
Возможные пути решения: у первоклассниками серьезные интеллектуальные, психологические и физические нагрузки – ребенок должен обязательно полноценно питаться. После школы ребенку необходим отдых не менее получаса, из них он должен 5-10 минут полежать с закрытыми глазами – для релаксации опорно-двигательной системы и глаз. Приготовление домашнего задания начинать только после восстановления психологического равновесия. Поговорите с ребенком о причинах изменения его психологического состояния. Проанализируйте семейный микроклимат.
Проблема: ребенок не может самостоятельно организовать приготовление уроков.
Возможные пути решения: организовывайте работу совместно (например: Вы определяете время начала работы, а ребенок – порядок выполнения); для поддержания концентрации внимания необходимо делать 5-минутные перерывы, динамические паузы; если ребенок «торгуется» и ставит условия выполнения домашнего задания – ни в коем случае не поощряйте за выполнение «материально» - сладости, пополнение счета, покупка новой вещи, а также не позволяйте за это нарушать режим дня (долго не ложиться спать, смотреть телевизор, играть в компьютерные игры и т.д.);. Поощряйте ребенка вербально (словами): ты молодец – самостоятельно справился с заданием, написал упражнение лучше, чем в прошлый раз, решил задачу, которая не удавалась раньше: быстро и качественно (правильно и аккуратно, не беда, что медленно) исполнил и пр.
Более подробную информацию и консультацию можно получить у педагога-психолога по предварительной записи по телефону 8-925-440-99-83
Адаптационный период первоклассников:
проблемы и решения
Информацию для Вас подготовила педагог-психолог МАОУ Константиновская СОШ
Шилина Анна Евгеньевна