План по самообразованию.
Самообразование..
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Советский»
План самообразования педагога МАДОУ д/с «Родничок»
Буюкли Оксаны Павловны
ФИО
на 2019-2021 учебный год
2019 г.
Личная карта
ФИО педагога: Буюкли Оксана Павловна
Дата рождения: 28.09.1971
Образование (когда и какое учебное заведение окончил)
высшее, в 1996 год Измаильский Государственный Педагогический институт,
в 2012 году Уральский Государственный Педагогический университет
Специальность по диплому учитель начальных классов
Занимаемая должность воспитатель
Дата назначения на должность17.09.2009
Общий стаж трудовой деятельности 18 лет
Педагогический стаж 14 лет
Квалификационная категория, дата присвоения
высшая квалификационная категория.
Курсы повышения квалификации
2020г. «Формирование профессиональной компетентности воспитателя ДОО в условиях ФГОС ДО и профессионального стандарта»
2020г. «Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС ДО для детей с ограниченными возможностями здоровья»
2020г. «Гамма-Творчество» «Педагоги России: инновации в образовании»
План самообразования
Тема самообразования
«Национально-региональный компонент
в художественно-эстетическом развитии дошкольников»
Истинная любовь к своему народу, своей Родине невозможна без любви и уважения к другим странам и народам. В этом и заключается патриотизм - не противопоставление себя всему миру, но уважение и глубокое понимание своего народа, чувство ответственности за судьбу своей страны, помогающее видеть истинную ценность любой другой культуры.
(У. Хейнс)
Цель формирование у детей интереса к эстетической стороне родного края, богатству народной культуры, художественных традиций народов, с удовлетворением потребностей дошкольников в самовыражении в различных видах продуктивной деятельности.
Задачи
- формирование способности воспринимать, видеть красоту окружающего мира в искусстве и жизни, оценивать их
-формирование эстетического вкуса;
-развитие детского творчества и воображения;
-приобщение к изобразительному искусству на основе традиций народов;
-воспитание уважения к людям, к их традициям и обычаям.
Перечень вопросов по самообразованию:
- Изучение психолого – педагогической литературы
- Разработка программно – методического обеспечения
- учебно – воспитательного процесса
- Проектная и исследовательская деятельность
- Анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей
- Продолжать изучать педагогический опыт других педагогов
- Планомерное и систематическое совершенствование методов учебно – воспитательного процесса
Срок реализации: 2 года
Предполагаемый результат
формирование у дошкольников на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования положительной динамики формирования национально культурной направленности личности дошкольника ,
толерантное отношение к представителям «иных» культур, в повышение интереса детей не только к культурам народов, представленных в социально-этнической среде дошкольников, но и других стран, в творческом использовании полученных знаний в игровой и культурно-досуговой деятельности.
Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях МО и педагогических советах, участие в конкурсах.
Форма самообразования: индивидуальная
№ | Этапы | Планируемые мероприятия/работы по самообразованию | Сроки |
1. | ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ: Изучение: методической, научно-популярной, публицистической, художественной и др. литературы; газет, журналов; интернет, видео, аудио информации на различных носителях. | Составление списка литературы по данной теме: 1. Е.А.Алябьева «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками». - М., 2007г 2.Ветохина, А.Я. «Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»:методическое пособие для педагогов – СПб. «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. 3.Гаврилова Т.П. «О воспитании нравственных чувств» – М., 1984. 4. Каирова И.А. "Азбука нравственного воспитания»- М. 5. В. В. Малова «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников»-М.,2010. 6. «Нравственное воспитание в детском саду» Под ред. Нечаевой В.Г. и Марковой Т.А. –М., Педагогика,2006 7.Л.В.«Воспитание нравственно этических понятий у дошкольников» /Справочник воспитателя - 4 - М., 2008. 8.Эльконин Д.Б. «Детская психология. (Развитие ребенка от рождения до семи лет)» М., 1980 1.Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; 2.Совершенствование своих знаний в области классической и современной психологии и педагогики, социальной педагогики; 3.Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни; 4.Повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры посредством изучения методологической, педагогической, психологической литературы касающейся изучаемой проблематики. 5.Чтение научных журналов, статей и публикуемых докладов; 6.Изучение статей освещающих проблему тему: 7.Систематический просмотр определенных телепередач посвященных изучаемой теме; | 2019-2020 уч.год. |
2. | ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ: Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. | Выступление на педагогическом совете «Обновление содержания воспитательно-образовательной работы ДОУ по региональному компоненту в условиях внедрения ФГОС» Разработка диагностических карт по нравственному воспитанию | 2019-2020 уч. год. |
3. | ПРАКТИЧЕСКИЙ: Повышения квалификации через ознакомление с семинарами и конференциями, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом. Составление собственной литературной подборки по изучению «Этического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Создание медиатеки по данной проблеме. | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. Выступление на педагогическом совете Презентация «Реализация регионального компонента в условиях ДОУ» | 2020-2021 уч. год. |
.4. | ОБОБЩАЮЩИЙ: Подведение итогов. Оформление результатов работы. | 1. Ознакомление с материалами семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег (воспитателей, социальных педагогов, психологов др. учреждений) по изучаемой теме для непосредственного получения практической информации; 2. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами, обсуждение основных интересующих проблем, самоанализ своих знаний на основе сравнения со знаниями коллег; 3. Обмен с коллегами наработанной базой информации по изучаемой проблеме. 4. Общение с социальными педагогами и психологами других учреждений, в интернете, изучение их взглядов и подходов к проблеме, ознакомление с их практической деятельностью. 5.Систематическое пополнение собственной мультимедиа базы различными роликами, фильмами, социальной рекламой, презентациями, буклетами и т.д. 7. Создание картотеки игр. 8. Создание презентации «Город Дружбы» 9. Участие в работе сайта учреждения. 10.Консультитативная помощь родителям, родственникам, кандидатам в приемные родители по данной теме | 2019-2020 |
5. | ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ: Распространение опыта работы | 1.Участие в работе МО педагогов учреждения 2.Публикации на сайтах «Педсовет», «Социальной сети работников образования», « NUMI » 3.Выступление на педагогическом совете «Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ» | 2020-2021 уч. год. |
6. | САМООТЧЕТ: 1) Подготовка отчета-презентации по изучаемой теме, включающей основные понятия, основные виды деятельности, современные взгляды на проблему; 2) Подготовка консультации для воспитателей про изучаемой теме; 3)Составление картотеки игр по нравственному и этическому развитию дошкольников; 3)Запись на компакт-диск составленной библиотеки и мультимедиатеки, презентации, медиабазы (как возможность быстрого обращения к необходимым материалам и хранению). | Май 2021 |
В ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. Понять и принять других может лишь тот человек, который уважает и понимает самобытность собственного народа, знаком с историей родного края.
Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе. Этнос – исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).
Основные направления деятельности по реализации регионального компонента: изучение национальных традиций и обычаев, воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову, формирование толерантного отношения к другим.
Ознакомление детей с народной культурой происходит во всех видах деятельности, затрагивает все образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и др. Принцип интеграции образовательных областей позволяет организовать эту работу интересно, разнообразно, так, чтобы всё, что хотим донести до детей, было воспринято ими глубоко и надолго. Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом. Также включаю проектную деятельность в реализацию регионального компонента. Итогом проектов является создание презентаций, фотоальбомов и коллекций, посредством которых ребята закрепляют свои знания.
В ознакомление детей с народной культурой всё глубже входят электронные образовательные ресурсы. В ходе компьютерных презентаций дети знакомятся с предметами старины, которые не могут увидеть непосредственно, с искусством других народов.
Семья является главным источником народных традиций. Поэтому активно взаимодействую с родителями, которые помогают собирать экспонаты, для краеведческого уголка, предоставляют фотоматериалы, участвуют в народных праздниках, шьют народные костюмы, оформляют развивающую среду.
С целью повышения этнокультурной компетентности участвую в творческих и профессиональных конкурсах.
И так, для успешной реализации регионального компонента важно создать единую систему, которая даёт более эффективные результаты
- по развитию у детей эмоциональной отзывчивости к этнокультурному наследию;
- позволяет осуществлять поиск нестандартных форм деятельности;
- даёт возможность гармонично ввести требования ФГОС в систему этнокультурного образования, объединить новые технологии с традиционными.
Перспективный план на 2019 – 202 уч.год по1 самообразованию на тему
«Национально-региональный компонент
в художественно-эстетическом развитии дошкольников»
№ п/п | Содержание деятельности | Цель | Работа с родителями | Работа с воспитателями | ||
Сентябрь | Сбор литературы, пополнить личную библиотеку о городе и его достопримечательностях | Цель: найти и изучить методическую литературу о традициях и культуре города. | Анкетирование родителей "Ваше отношение к нравственно-патриотическому воспитанию" | Анкетирование педагогов | ||
Октябрь | Посетить районную детскую библиотеку, краеведческий музей. | Цель: ознакомиться с предметами старины; формировать знания о культуре предков. | Тематическое панно «Югра в России» Сбор природного материала (шишки, мох, береста, кора сосны). Работа с природными материалами (изготовление поделок по мотивам хантыйских сказок); | |||
Ноябрь | Сбор материала и изучение обрядов, обычаев, праздников, народное творчество и искусство хантов и манси Сценарий развлечения «Легенды народов Севера» (для детей старшего дошкольного возраста) | Цель: найти и изучить народное творчество, пословицы, поговорки Цель: Воспитание уважения к самобытной культуре коренных народов севера | привлекать родителей к активному участию в спортивной жизни детского сада, приобщать семью к здоровому образу жизни; | Практикум для воспитателей «История традиций – встреча первая» | ||
Декабрь | НОД образовательной области «Художественно-эстетическое » внеклассного мероприятия по тематике «Югре-85». «Коренные малочисленные народы Севера: культура, быт». Тема: «Украшение одежды и обуви хантыйскими узорами» с ИКТ (дети 6-7 лет) праздник Русский новый год. | Цель: приобщить дошкольников к глубинному наследию Югорских народов, формировать нравственные основы личности. Цель: Знакомить детей с традициями встречать новый год на Руси. Познакомить с Родиной Деда Мороза. | Родительское собрание в нетрадиционной форме. Интеллектуальная викторина для родителей: «Что, где, когда?» Тема: «Наш край ЮГРА» Цель:Совершенствование работы по нравственно-патриотическому просвещению родителей в едином непрерывном пространстве «Детский сад-семья». | |||
Январь | НОД «Приди коляда накануне Рождества» Целевая прогулка в ДК «Сибирь» (онлайн) | Цель: Рассказать детям о празднике Рождества, о народных традициях. Цель: познакомить детей с ансамблем «Радуга». | силуэты для украшений и рисования, аппликации по мотивам хантыйской национальной одежды (малица, кисы, рукавиц)предметов быта (туесок, короб). | Консультация для воспитателей «Проблемы в работе воспитателей по формированию интереса у детей к жизни народа, ее традициям и культуры» | ||
Февраль | Экскурсия в детскую библиотеку. Посетить музей (онлайн) НОД «Как наши предки славяне защищали Русь от врагов». Праздник « Русские богатыри | Цель: продолжать знакомить детей с культурно-массовыми представлениями в библиотеке, с предметами старины. Цель: объяснить детям на доступном их пониманию этимологию слов «защитники Отечества», «славяне», «предки». | Индивидуальная работа – беседы. Совместная подготовка к 23 февраля | |||
Март | НОД «Матрёшка» Развлечение «Русская изба» | Цель: формировать уважительное отношение к народной национальной культуре, традициям. Цель: познакомить с традициями русского народа –Расширение знаний детей и их родителей о национальных традициях (гостеприимстве, почитании родителей), быте, об укладе жизни и обрядах русского народа. | Знакомство с русскими народными праздниками, играми, поговорками и пословицами. Заучивание стихотворения «Малая родина - Югра». Разучивание песни советские мы. | Консультация для воспитателей «Русские народные подвижные игры» | ||
Апрель | Целевая экскурсия в детскую библиотеку. НОД образовательной области «Художественное творчество» Декоративное рисование. «Композиция с цветами и птицами». | Цель: ознакомление с книгами о природе родного края. Цель: продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. | ||||
Май | Подведение итогов и проведение диагностики | Обобщающий этап работы по самообразованию (самоанализ) | ||||
Июнь | Сбор информации о достопримечательностях города | |||||
Июль | ||||||
Август | Экологическая акция «Очистим территорию от мусора» Труд детей в природе «Уборка участка детского сада» | Цель: привлечь воспитателей к совместной трудовой деятельности. | Привлечь воспитателей к районной экологической акции «Очистим планету от мусора» | |||
Сентябрь | Беседа с детьми «Семейные традиции». Сшить для кукол в национальный уголок народные костюмы - Игра «Путешествие по городу» | Цель: Учить составлять генеалогическое древо. Формировать представление о том, что такое род и родословная. Цель: воспитывать уважение к нашим предкам, семейным традициям. Цель: закрепить представление детей о разнообразии жилищ для людей. | Анкета для родителей «Знакомство с традициями и народной культурой детей в семье». | Проведение мастер-класса с воспитателями детского сада Народная кукла ХМАО воспитателя средней группы Савиновой Л.Л.. | ||
Октябрь | НОД «История и легенды моего города» | Цель: познакомить детей с историей города, его достопримечательностями. | Подготовить вместе с родителями фотовыставку «Мы живём в Югре» - фотографии детей в самых красивых местах города, района. | |||
Ноябрь | Беседа «К истокам культуры предков» | Цель: познакомить детей с костюмами русского народа. | Практикум – викторина «Россия, Россия – края дорогие! – встреча вторая» | |||
Декабрь | Экологический КВН «Что мы знаем о природе и ее охране» Развлечение для детей старшей и подготовительной групп «На просторах Югры» | Цель: формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой. Цель:Закрепить знания детей о животном и растительном мире нашего края. Развивать внимание и память детей. Воспитывать заботливое, бережное отношение к окружающей нас природе. Вызвать эмоциональный отклик на достижение коллективной победы команды. | Командам старшей и подготовительной к школе группы подготовить приветствие, эмблему, плакаты на экологическую тему, творческий номер. | Совместная подготовка к экологическому КВНу с воспитателями средней группы | ||
Январь | Беседа о женских головных уборах. НОД «Одежда наших предков». | Цель: познакомить детей с историей женских головных уборов. Цель: познакомить детей с женским и мужским русскими народными костюмами. | Вместе с родителями оборудовать в группе мини-музей (предметы сельского быта, фотографии, слайды) | |||
Февраль | Рассказ воспитателя на занятии, чтение произведений, рассматривание портретов, беседа о жизни и творчестве писателей, поэтов, их вкладе в культуру края, России. Художественное творчество детей, посвященное родному городу Беседа на тему «Российская армия». | Цель: знакомство с жизнью и творчеством выдающихся деятелей культуры и искусства наших земляков: Ф.И.Васильев, О.Пыхтеева, В.Трефилов и др. Цель: уточнить представления детей о Российской армии, охраняющей границы нашей России. | Подготовить беседу для ребенка о своих семейных традициях и обычаях. Групповое родительское собрание «В своей семье традиции я сохраняю». Мастер-класс «Куклы нашего детства». | Привлечь воспитателей к народным играм в детском саду (картотека, оборудование, проведение с детьми) | ||
Март | Праздник к 8 марта «Сказки нашего детства – нашим детям!» Художественное творчество «Чудо-чудное, диво – дивное -золотая хохлома» | Цель: подвести к пониманию содержания при помощи характеристики и сравнения старых сказок на новый лад. Цель: продолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам. | Ознакомление воспитателей с новой брошюрой «Вот оно, какое - село мое родное!» | |||
Апрель | Рисование «Подарок для бабушки». Составление рассказов о бабушке. Разучивание частушек, песен, стихотворений. Развлечение «Бабушкины посиделки». | Цель: формировать уважение к старшему поколению. | Привлечь бабушек (родителейк совместному развлечению. | |||
Май | Диагностика | Отчет на педсовете Презентация «Моя Югра- моя планета» |
Выводы:
1. Региональный компонент становится ведущим на современном этапе художественно-эстетического развития дошкольников, так как несёт в себе национальный колорит.
2. Для того чтобы процесс приобщения детей к истокам национально-региональной культуры осуществлялся успешно, необходимо, чтобы вся макро и микро среда, окружающая ребенка в детском саду, была содержательно - информативна, привлекательна и доступна.
3. Ведь именно Предметное окружение, а не педагог побуждает ребёнка к активным самостоятельным действиям, право выбора вида деятельности открывает ему возможности для саморазвития и самовыражения.
4. Учитывая уникальность нашего региона, необходимо активно внедрять в работу с детьми изучение неповторимости и самобытности культуры коренных жителей в понятной для детей форме. В этом поможет тесное взаимодействие с краеведческим музеем, встречи с интересными людьми, знакомство с народными видами искусства.
5. Народное творчество – источник чистый и вечный Наша задача состоит в том, чтобы возродить народные традиции, на земле который мы живём, в душах детей. И только возможность личным опытом познать этот источник: активное творчество, самостоятельность и нестандартность детского мышления помогут воспитать подрастающее поколение добрым, отзывчивым и благородным.
Учебно-методическое обеспечение
- Беспалова Л. Тюменский край и писатели XIX века /очерки по литературному краеведению/, Свердловск, 1970 г.
- Беспалова Л. Г. Живое прошлое. Писатели XIX века о Тюмени. Средне-Уральское кн. изд.-во, Свердловск, 1987 г.
- Веселкина В.В. История тюменского края. / /. Свердловск, 1975 г.
- Вольхина М.Г. и др. Творчество народов Тюменской области. Москва, 1999 г. - 252 с.
- Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург: Урал. Отд-ние РАН, 1995. 606 с.
- Давыдов И. Тюменские ковровщицы. Тюмень, Кн. изд.-во, 1956 г.
- Егоров В. Бог сотворил человека из глины. Газета «Тюменский курьер», 30 октября, 1993 г.
- Жученко Б.А., Заварихин С.П. Тюмень архитектурная. Свердловск, 1984 н.
- Заварихин С.П. Ворота в Сибирь. М., «Искусство», 1981 г.
- Заварихин С.П. В древнем центре Сибири. М., «Искусство», 1987 г.
- Земля тюменская. Сот. Н.Р. Сидорова. М., «Художник РСФСР», 1979 г.
- Зотов И.А. Человек и природа в творчестве М. Пришвина. М., «Просвещение», 1982 г.
- Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX, начала XX веков.
- Игошев В.А. Каталог выставки. М., «Советский художник», 1988 г.
- Карьялайнен К.Ф. Религия югорских народов, 2 тома, Томск. – 1995. 570 с.
- Канисто А. Статьи по искусству обских угров. Томск. – 1999.- 50 с.
- Кирякина С. Узоры на снегу. Журнал «Северные просторы», №№ 3-4, 1996 г., с.72.
- Кружинов В.М. Тюмень: вехи истории. Средне-Уральское кн. изд.-во, Свердловск, 1994 г.
- Крупник И.А. Арктическая этнология. М.: Наука, 1989. 272 с.
- Кулемзин В.М. Своеобразие эмоциональных проявлений хантов и селькупов //Сибирский психологический журнал. Томск, 1996. вып. 2.
- Кулемзин В.М, Лукина Н.В. Васюганско-ваховские ханты в конце XIX – начале XX вв. Томск: ИЗД.- во Том. ун – та, 1977. 225 с.
- Кулемзин В.М, Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. Новосибирск: Наука, 1992. 136 с.
- Куриков В.М. Российский Север. Проблемы, вопросы, решения: Краткий социально-экономический очерк. СПб.: Алфавит, 1996.104 с.
- Лапина М.А. Этика и этикет хантов. Томск. – 1998. – 114с.
- Лапина М.А. правила поведения хантов в отношении предметов их быта // Интеграция археологических и этнографических исследований: тезисы докладов. Новосибирск; Омск, 1996 94-96 с.
- Лапина М.А. Современное состояние этических традиций хантов /Этносы Сибири: язык и культура: Материалы международной конференции (ч.1). Томск, 1997. 27 – 29 с.
- Лукина Н.В. Культурные традиции в хозяйственной деятельности хантов // Культурные традиции народов Сибири. Л.: Наука, 1986. 121-138 с.
- Марикова Л. мастерица /П.А. Ванюкова – ковровщица, Ишимский р-н/. Газета «Ишимская правда», 26 сентября, 1992 г.
- Митлянская Т.Б. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и дальнего Востока. М., «Просвещение», 1983 г.
- Мифы, предания, сказки хантов и манси /Сост.. предисл. И прим. Н.В. Лукиной, М.: Наука, 1990. 568 с.
- Полынская, И.Н. Педагогические условия реализации национально-регионального компонента на уроках изобразительного искусства в Ханты-Мансийском округе [Текст] / И.Н.Полынская // Среднее профессиональное образование. – 2008. – № 11
- Полынская, И.Н. Региональный компонент в художественно-эстетическом воспитании школьников [Текст] Человек и образование. – 2009. – № 1
- Полынская, И.Н. Региональный компонент в художественно-эстетическом воспитании школьников Человек и образование. – 2009. – № 1
- Полынская, И.Н. Программа по изобразительному искусству (Национально-региональный компонент. Для общеобразовательных школ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры). — Нижневартовск: НГГУ, 2008
Методический фонд: таблицы орнаментов, национальная одежда, изделия ДПИ, брошюры «Поэтапное выполнение…» (народной куклы, оленя, и т.д.)
ТСО: телевизор, видео и DVD магнитафоны.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Советский»
План самообразования педагога МАДОУ д/с «Родничок»
Буюкли Оксаны Павловны
на 2023 - 2024 учебный год
2023 г.
Система работы педагогов по самообразованию:
Каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с выбранной темой самообразования и годовым планом работы ДОУ. Выбираются формы отчёта по данной теме. В течение года педагоги фиксируют свою работу по самообразованию.
В течение учебного года педагоги, следуя своему плану самообразования, ведут работу по выбранной теме:
- Изучают необходимую литературу.
- Посещают РМО, для обогащения опытом работы.
- Выступают на педсоветах, семинарах, проводят консультации для коллег, мастер – классы.
- Ведут дополнительную работу с детьми: диагностику знаний, умений и навыков детей по своей теме в начале и конце учебного года, занятия, беседы, праздники и развлечения, выставки детских работ, кружки.
В конце учебного года все педагоги составляют отчёт о проделанной работе по теме самообразования и выступают с ним на итоговом педсовете.
Тема: Артикуляционная гимнастика и её роль в формировании звукопроизношения.
Цель: сформировать у педагогов и родителей представление о значимости артикуляционной гимнастики и о правильности её выполнения.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимо литературы.
2.Раскрыть значимость артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения.
3.Оформить для родителей общеобразовательных групп логопедический уголок «Логопед советует».
4. Выступить на родительских собраниях младших групп: «Артикуляционная гимнастика с ребенком дома».
5. Подготовить материал по теме «Артикуляционная гимнастика и её роль в формировании звукопроизношения», принять участие в методическом объединении для воспитателей (школа молодых специалистов).
6.Подготовить рекомендации и провести мастер-класс для родителей и по теме: «Артикуляционная гимнастика и её роль в формировании звукопроизношения»
Месяц | Формы работы | |||
С детьми | Педагогами | Самообразова-ние | Родителями | |
Сентябрь | Диагностика ЗУН детей | Оформить логопедический уголок для родителей: «Логопед советует» | Изучение литературы | Оформление папки передвижки. Тема: «Артикуляционная гимнастика в картинках». |
Октябрь | занятия, беседы в соответствии с перспективным планом работы. | Индивидуальные консультации для педагогов и родителей. | Выступление на родительских собраниях младших групп» Артикуляционная гимнастика с ребенком дома». | |
Ноябрь | Познакомить детей со сказкой «Сказка о веселом язычке». Игра- упражнение: «Язычок старается» |
Подготовить материал по теме «Артикуляционная гимнастика – основа для формирования правильного произношения звуков». Принять участие в методическом объединении для воспитателей (школа молодых специалистов). | ||
Декабрь | Оформление папки передвижки. Тема: «Артикуляционная гимнастика — это весело, полезно и интересно» Индивидуальные консультации по мере возникновения вопросов. | |||
Январь | ||||
Февраль | Провести мастер-класс для родителей по теме: «Артикуляционная гимнастика и её роль в формировании звукопроизношения» | |||
Март | ||||
Апрель | Развлечение «Мы буквы составляем, а звуки называем» Конкурс на лучшее изготовление буквы из различных материалов. | |||
Май | диагностика | Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете. | Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год |
Выход темы:
- Подготовить материал по теме «Артикуляционная гимнастика – основа для формирования правильного произношения звуков», принять участие в методическом объединении для воспитателей (молодых специалистов).
- Практикум для родителей: «Роль артикуляционной гимнастики в постановке звуков» (Сентябрь)
- Оформление папки передвижки. Тема: «Артикуляционная гимнастика в картинках» (Ноябрь)
- Игра-сказка «Весёлый язычок». (Январь)
- Провести мастер-класс для педагогов по теме: «Использование логопедических сказок для развития артикуляционной моторики» (Февраль)
- Развлечение «Мы буквы составляем, а звуки называем» (Апрель)
- Конкурс на лучшее изготовление буквы из различных материалов. (Апрель)
- Отчёт о проделанной работе за учебный год. (Май)
Литература:
- Е. Краузе «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие», Корона-Принт
- Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников» , "АСТ"
- Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет. 2003, "Карапуз".
- Костыгина Валентина «Бу-Бу-Бу. Артикуляционная гимнастика (2-4 года)». 2007, "Карапуз".
- Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей».
2006, "Каро".
Требования к педагогам по самообразованию при подготовке к аттестации:
- Работа по теме самообразования не менее 1 года;
- Изучение научно-методической литературы;
- Разработка перспективных планов, конспектов занятий по теме;
- Создание современной предметно-развивающей среды в группе;
- Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;
- Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе;
- Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района;
- Обучение на курсах повышения квалификации;
- Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;
- Активное участие в работе методического объединения района;
- Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и районе;
- Обобщение опыта работы по теме самообразования.
Памятка для анализа процесса самообразования:
- Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.
- Чей педагогический опыт, и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.
- Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)
- Творческое сотрудничество (с педагогом, социальными партнерами, родителями).
- Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план работы
по повышению профессионального уровня
учителя-дефектолога
МАДОУ «Детский сад «Родничок» г. Советский»
Буюкли Оксаны Павловны
на 2023-2026 уч. г.
Цель самообразования: повысить свой профессиональный уровень; систематизировать работу по реализации ФГОС.(ФАОП)
Методическая тема: «Формирование связной речи у дошкольников с ЗПР»
Перспективный план самообразования
по методическим темам
на 2023 – 2026 уч. г.
Сроки выполнения | Методическая тема, цель | План работы |
2023-2024 г. | «Формирование фразовой речи у детей дошкольного возраста с ЗПРР (ОНР 1 ур.)» Цель: Формирование внутренней семантической структуры предложения ( из 2-3 слов). Создание условий для речевой деятельности детей. Изучение методик, технологий по формированию фразовой речи у неговорящих детей. | 1.Подбор и изучение литературы по теме. Изучение книги М.И.Лынская «Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий», М-2015г. 2.Использование методики графомоторной стимуляции речи в образовательной деятельности для формирования простой фразы, коротких стишков на занятиях. 3.Обогащение коррекционно-развивающей среды, создание уголка «Я учусь говорить» (картотека игр, природный материал, и т.д.) 4. Обобщение опыта по формированию фразовой речи на педагогическом совете. Презентация проекта «Инновационные технологии в работе с неговорящими детьми». 5. Презентация пособий «Пальцеход» по произношению простых слов, «Замочки» по формированию простой фразы и развитию мелкой моторики на заседании творческого объединения «Логопатик». 6.Консультации для родителей «Советы дефектолога родителям неговорящих детей». 7.Интернет-обмен передового опыта. Обмен опытом на сайтах по речевому развитию дошкольников с ЗПР. |
2024-2025 г | Развитие речи детей с ЗПР средствами малого русского фольклора - русско-народной сказки Цель: Повышение компетентности учителя-дефектолога в вопросах использования инновационных технологий в обучении рассказыванию русских народных сказок дошкольниками с ЗПР. | 1.Изучение методической литературы по теме. 2. Определение направлений работы с детьми по использованию метода наглядного моделирования сказок: •Совместное изготовление условных заместителей персонажей сказок. •Развитие сенсорной сферы, совершенствование перцептивной деятельности (игры, упражнения). • Включение рассказывания сказок методом наглядного моделирования, а так же по последовательным картинкам в образовательную деятельность в соответствии с индивидуальными особенностями дошкольников. 3. Обогащение предметно-развивающей среды дидактическим материалом и оборудованием для уголка сказок • Куклотерапия – изготовление перчаточных кукол • Создание иллюстрированного альбома «Кинезиологические сказки» 4. Определение путей взаимодействия с родителями по использованию фольклора в речевом развитии детей: • Участие родителей в драматизации сказки на детском утреннике. • Ролевая игра «Покажи сказку» на тренинге для родителей. 5. Распространение опыта работы по теме Развитие речи детей с ЗПР средствами малого русского фольклора - русско-народной сказки через муниципальные, республиканские семинары, на педагогических советах МБДОУ. |
2025-2026 г. | Значение сенсомоторного развития в коррекционно-логопедической работе. Разноцветные сказки.Цель : Использование полисенсорного подхода в речевом развитии дошкольников с ЗПР. Развитие связной речи, моторики, творческих способностей у детей. | 1. Изучение методической литературы, материалов Интернет сайтов по теме. 2. Создание в группе условий по развитию сенсорной сферы, мелкой моторики (пространственно-предметная среда, пополнение сенсорной комнаты, изготовление игр на зрительное восприятие, различение основных цветов) 3. Обучение рассказыванию разноцветных сказок: осень-желтый цвет, зима- белый, весна-зеленый, лето- красный.( по Нищевой Н.В.) Подборка наиболее приемлемых для работы видов игровых упражнений и игр на развитие цветовосприятия и цветоразличения, мелкой моторики; 4.Создание интегрированных занятий по временам года ( с участием воспитателя, муз. руководителя). 5. Дополнение и усовершенствование пособия – панно «Времена года». 6. Подборка комплексов элементов изодеятельности и графических упражнений. 7. Накопления детьми практического двигательного опыта: игры на развитие мелкой моторики, графические упражнения: штриховка, раскраски, обведение по трафарету; художественная деятельность: рисование: (приём ритмичного примакивания, прием нанесения мазков – линий различной длины в различном направлении); 8. Взаимодействие с родителями: групповые консультации для родителей, родительское собрание с показом презентации «Значение сенсомоторного развития в коррекционно-логопедической работе». |
Тема: «Использование пиктограмм в формировании и развитии связной речи у дошкольников с ЗПР. Дай слова в руки» Цель: продолжать повышать профессиональную квалификацию по вопросу формирования связной речи у дошкольников с ТНР. | 1.Изучение учебной, научно- методической литературы по теме. Изучение альтернативных способов коммуникации. 2. Моделирование работы по рассказыванию простых стихов, рассказов, описательных рассказов на основе использования схем и пиктограмм. * Описательный рассказ предмета. *Заучивание стихотворения. *Рассказ небольшого текста. *Загадка - описание. 3. Создание картотеки схем и простых пиктограмм для рассказывания детьми. 4. Создание схем - алгоритмов действий в режимные моменты и правил поведения. Рассказывание детьми о порядке действий. 5.Обобщение опыта работы на творческом объединении «Логопатик»: презентация проекта по формированию связной речи «Дай слова в руки». | |
«Формирование связной речи по теме «Я и моя семья» Цель: Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности по теме. | 1.Повысить собственный уровень знаний путём изучения статей в журналах: «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Дефектология», изучение методик и технологий педагогов в Интернете, сайты «Логопед плюс», «Логомаг» и др. 2. «Расскажи о себе» обучение рассказыванию о себе по опорным предметным картинкам в образовательной деятельности. 3. Изготовление дидактической игры «Семья» и использование ее в коррекционно-образовательном процессе. 4.Подготовка консультации для педагогов на педсовете. Тема: «Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПРР 5.Выставка фотографий «Семьи счастливые моменты». 6.Изготовление родителями совместно с детьми индивидуальных детских книжек о себе и своей семье: «Ванина книжка» и т.д. 7.Проведения тренинга с родителями «Общаемся, играя» |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Советский»
План самообразования педагога МАДОУ д/с «Родничок»
Буюкли Оксаны Павловны
ФИО
на 2020-2025 учебный год
2015 г.
Личная карта
ФИО педагога: Буюкли Оксана Павловна
Дата рождения: 28.09.1971
Образование (когда и какое учебное заведение окончил)
высшее, в 1996 г. Измаильский Государственный Педагогический институт,
в 2012 году Уральский Государственный Педагогический университет
Специальность по диплому учитель начальных классов
Занимаемая должность учитель- логопед
Дата назначения на должность17.09.2012
Общий стаж трудовой деятельности 24 лет
Педагогический стаж 24 лет
Квалификационная категория, дата присвоения
Курсы повышения квалификации
План самообразования
Тема самообразования
Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Цель: Создание системы работы по использованию ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда с детьми с речевыми нарушениями в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
- изучить специальную методическую литературу по данной теме;
- изучить существующие методические приёмы по использованию ИКТ на логопедических занятиях;
- разработать и приобрести методические и дидактические материалы по выбранной теме;
- разработать календарно-тематические планирования и коррекционные логопедические программы для различных групп речевых нарушений;
- внедрить современные образовательные технологии в коррекционный процесс с целью более эффективного преодоления нарушений устной и письменной речи и повышения мотивации обучающихся;
- планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса.
Источники профессионального развития: Интернет, методическая литература, журналы, семинары и конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, занятия коллег, обмен опытом с коллегами.
Представление материала: открытое занятия с применением ИКТ, выступления из опыта работы на РМО учителей-логопедов.
Результат работы: разработка методических рекомендаций, публикации в Интернете, создание персональной страницы на сайте и размещение методических разработок. Итог - обобщение опыта работы по данной теме.
Срок работы над темой: 2020-2025 учебные годы.
Актуальность выбранной темы.
Коррекция недостатков устной речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени у педагога, детей и родителей. Большинство детей, посещающих лого пункты, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к восприятию материала, нежелание посещать занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать их развитие осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью компьютерных технологий. Применение ИКТ в коррекционно-развивающем процессе направлено на включение в работу всех анализаторных систем и позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с речевыми нарушениями. Поэтому введение в традиционные коррекционные логопедические методики элементов компьютерных программ по предупреждению и устранению нарушений устной речи не теряет своей актуальности.
Перечень вопросов по самообразованию:
- Изучение психолого – педагогической литературы
- Разработка программно – методического обеспечения
- учебно – воспитательного процесса
- Проектная и исследовательская деятельность
- Анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей
- Продолжать изучать педагогический опыт других педагогов
- Планомерное и систематическое совершенствование методов учебно – воспитательного процесса
Срок реализации: 5 лет
Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях МО и педагогических советах, участие в конкурсах.
Форма самообразования: индивидуальная
Перспективный план профессионального развития
на 2020-2021 учебный год
Мероприятия плана | Сроки |
Изучение новинок методической литературы, Интернет-ресурсов. | В течение года. |
Ознакомление с инновационными, нетрадиционными методиками, ИКТ. | Сентябрь. |
Изучение психолого-педагогические основ использования нетрадиционных методов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста. | Октябрь. |
Санитарно- гигиенические и медицинские аспекты применения нетрадиционных методов. | Ноябрь. |
Подготовка буклета по теме: «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений ». | Декабрь. |
Подготовка мастер-класса для педагогов «Использование нетрадиционных методов развития речи у детей дошкольного возраста». | Январь-февраль. |
Разработка перспективного плана на учебный год по применению нетрадиционных методов работы в коррекции речи детей дошкольного возраста. | Март-апрель. |
Подготовка отчета о самообразовании за учебный год. | Май |
Перспективный план профессионального развития
на 2021-2022 учебный год
Мероприятия плана | Сроки |
Изучение новинок методической литературы, Интернет-ресурсов. | В течение года. |
Индивидуальное консультирование родителей и педагогов по речевому развитию детей дошкольного возраста. | В течение года. |
Корректировка перспективного плана на учебный год по применению нетрадиционных методов работы в коррекции речи детей дошкольного возраста. | Сентябрь. |
Отбор и апробация образовательных компьютерных программ и игр, наиболее приемлемых в логопедической работе. Проведение занятий с использованием ИКТ. | Октябрь. В течение года. |
Приобретение логопедических компьютерных программ и игр. | В течение года. |
Изготовление картотек по использованию самомассажа в логопедической работе. | Ноябрь-декабрь. |
Участие в работе методического объединения учителей-логопедов района на тему «Использование нетрадиционных форм и методов в логопедической работе». | Январь-февраль. |
Подбор лого ритмических игр и упражнений. | Март. |
Проведение индивидуального открытого занятия с использованием интерактивной доски и с участием родителей «Встречаем весну». | Апрель. |
Подготовка отчета о самообразовании за учебный год. | Май. |
Перспективный план профессионального развития
на 2022-2023 учебный год
Мероприятия плана | Сроки |
Изучение новинок методической литературы, Интернет-ресурсов. | В течение года. |
Индивидуальное консультирование родителей и педагогов по речевому развитию детей дошкольного возраста. | Октябрь. В течение года. |
Разработка перспективного плана на учебный год по применению нетрадиционных методов работы в коррекции речи дошкольников. | Сентябрь-октябрь. |
Изготовление и пополнение наглядного и речевого материала по данной теме. | В течение года |
Проведение занятий с использованием ИКТ. | В течение года. |
Проведение мастер-класса для родителей «Развитие речи у детей дошкольного возраста». | Октябрь-ноябрь. |
Стендовая информация «Артикуляционная гимнастика для детей», «Правильное использование компьютера ребенком». | В течение года. |
Подготовка картотеки «Нетрадиционные способы развития мелкой моторики». | Декабрь. |
«Круглый стол» для педагогов по теме «Роль компьютера в речевом развитии ребенка». | Январь-февраль. |
Проведение открытого урока с использованием интерактивной доски на тему «Дикие и домашние животные». | Март. |
Проведение открытого развлечения с участием родителей по теме «Весна». | Апрель. |
Подготовка отчета о самообразовании за учебный год. | Май |
Перспективный план профессионального развития
на 2023-2024 учебный год
Мероприятия плана | Сроки |
Изучение новинок методической литературы, Интернет-ресурсов. | В течение года. |
Разработка перспективного плана на учебный год по применению нетрадиционных методов работы в коррекции речи дошкольников. | Сентябрь-октябрь |
Изготовление и пополнение наглядного и речевого материала по данной теме. | В течение года |
Проведение занятий с использованием ИКТ. | В течение года. |
Проведение мастер-класса для родителей «компьютерные мультимедийные игры и развивающие методики для детей». | Октябрь-ноябрь. |
Стендовая информация «Дыхательная гимнастика», «Играем пальчиками-развиваем речь». | В течение года. |
Подготовка с использованием мультимедийного оборудование. | Декабрь. |
Прохождение семинаров, курсов по теме «Использование ИКТ в работе учителя-логопеда». | Январь-февраль. |
Проведение логопедических игр с использованием компьютерных программ. | Март-апрель |
Подготовка отчета о самообразовании за учебный год. | Май |
Перспективный план профессионального развития
на 2024-2025 учебный год
Мероприятия плана | Сроки |
Изучение новинок методической литературы, интернет-ресурсов. | В течение года. |
Разработка перспективного плана на учебный год по применению нетрадиционных методов работы в коррекции речи дошкольников. | Сентябрь- октябрь
|
Изготовление и пополнение наглядного и речевого материала по данной теме. | В течение года |
Проведение занятий с использованием ИКТ. | В течение года. |
Систематизация и дополнение портфолио материалами по использованию информационно-коммуникативной технологии. | Октябрь-ноябрь. |
Открытое мероприятие для родителей «Речь ребенка расцветает, а компьютер помогает». | Декабрь |
Открытый урок по теме «Путешествие по компьютерной стране». | Январь |
Систематизировать практический материал «Развивающие компьютерные игры». | В течение года |
Выступление на РМО с темой «Плюсы и минусы в общении с компьютером» (итоговые результаты использования ИКТ на логопедических занятиях). |
Февраль |
Памятка для родителей «Правильное использование компьютера ребенком». | Март |
Разработка методических рекомендаций, публикации в Интернете, создание персональной страницы на сайте и размещение методических разработок. | В течение года. |
Подготовка отчета по теме «Использование информационно коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе» на 5 лет. Результаты. | Апрель-Май |
Планируемые результаты:
Использование информационно-коммуникационных технологий предполагают:
- удобство хранения, редактирования и доступа к большим объемам информации:
- оформление отчетной и текущей документации; использование сети Интернет для самообразования (нахождение электронных учебников, статей по необходимой тематике); создание электронного банка данных: воспитанников, воспитателей, родителей; медиатеки наглядных, демонстрационных, электронных материалов к занятиям;
- создание, копирование, редактирование, тиражирование материала для занятий, бланков заданий и пр.
- создание своего электронного адреса, блога, интернет-сайта.
Признавая, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, необходимо помнить, что он должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровье. Следовательно, задача воспитания современных детей должна состоять в создании системы работы, обеспечивающей условия для снижения гиперактивности, снятия тревожности, развития волевых качеств, сосредоточенности, концентрации внимания, сохранения и укрепления физического здоровья ребенка.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.
Проработанная литература:
- Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/Д; изд. Феникс, 2012г.
- Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. - Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011г.
- Белобородова Е.Г., Горвиц Ю.М., Любимова М.М. Использование компьютерных игр «Кид/Малыш» для коррекции и развития речи у детей // М.: МИФИ, 2012, с 186-187.
- Богатырева Ю.И., Косарев М.И. «Информационные технологии в научной деятельности». – М., 2010 г.
- Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.В. новые информационные технологии в логопедической работе. // Научно-методический журнал «Логопед»,- 2014, 2, С22.
- Дробышев Ю.А., Ерлыченко С.Н. Возможности использования новых информационных технологий при обучении младших школьников решению логопедических задач // Информационные технологии в образовании. М.:МИФИ,2012, с 26-27.
- Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. // Дефектология.- 2014, № 3, с 47-55.
- Кузьмина Е.В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы». Журнал «Логопед» №5, 2008г.
- Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы // Дефектология. – 2012, № 5, с 27.
- Крапивенко А.В. Технологии мультимедиа и восприятие ощущений. – М., 2011г.
- Кутепова Е.Н. Оптимизация процесса школьного обучения с помощью программно-методических средств // Логопедия: методические традиции и новаторство. – М., 2011г.
- Степанова О.А. Справочник учителя-логопеда.- М.: ТЦ Сфера, 2009, 224 с.
- Тимофеева Ж.А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы // Дефектология. – 2013, № 7, с 41-49.