Диагностический инструментарий.

Буюкли Оксана Павловна

"Сущность педагогической диагностики — изучение результативности учебно-воспитательного процесса в школе на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей» (А.И. Кочетов).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

F:\иншакова альб для лог\Стр. 033.jpg

F:\иншакова альб для лог\Стр. 034.jpg

F:\иншакова альб для лог\Стр. 035.jpg

F:\иншакова альб для лог\Стр. 036.jpg

F:\иншакова альб для лог\Стр. 037.jpg

F:\иншакова альб для лог\Стр. 038.jpg

F:\иншакова альб для лог\Стр. 039.jpg

F:\иншакова альб для лог\Стр. 040.jpg

F:\иншакова альб для лог\Стр. 041.jpg

F:\иншакова альб для лог\Стр. 042.jpg

F:\иншакова альб для лог\Стр. 043.jpg

F:\иншакова альб для лог\Стр. 044.jpg

F:\иншакова альб для лог\Стр. 045.jpg

F:\иншакова альб для лог\Стр. 046.jpg

F:\иншакова альб для лог\Стр. 047.jpg

F:\иншакова альб для лог\Стр. 048.jpg

F:\иншакова альб для лог\Стр. 049.jpg

F:\иншакова альб для лог\Стр. 050.jpg

F:\иншакова альб для лог\Стр. 051.jpg

F:\иншакова альб для лог\Стр. 052.jpg



Предварительный просмотр:

F:\иншакова альб для лог\Стр. 053.jpg

F:\иншакова альб для лог\Стр. 054.jpg

F:\иншакова альб для лог\Стр. 055.jpg

F:\иншакова альб для лог\Стр. 056.jpg

F:\иншакова альб для лог\Стр. 057.jpg

F:\иншакова альб для лог\Стр. 058.jpg

F:\иншакова альб для лог\Стр. 059.jpg

F:\иншакова альб для лог\Стр. 060.jpg

F:\иншакова альб для лог\Стр. 061.jpg

F:\иншакова альб для лог\Стр. 062.jpg

F:\иншакова альб для лог\Стр. 063.jpg

F:\иншакова альб для лог\Стр. 064.jpg

F:\иншакова альб для лог\Стр. 065.jpgF:\иншакова альб для лог\Стр. 066.jpgF:\иншакова альб для лог\Стр. 067.jpg


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

F:\иншакова альб для лог\Стр. 120.jpgF:\иншакова альб для лог\Стр. 121.jpgF:\иншакова альб для лог\Стр. 122.jpgF:\иншакова альб для лог\Стр. 123.jpgF:\иншакова альб для лог\Стр. 124.jpgF:\иншакова альб для лог\Стр. 125.jpgF:\иншакова альб для лог\Стр. 126.jpgF:\иншакова альб для лог\Стр. 127.jpgF:\иншакова альб для лог\Стр. 128.jpgF:\иншакова альб для лог\Стр. 129.jpgF:\иншакова альб для лог\Стр. 130.jpgF:\иншакова альб для лог\Стр. 131.jpgF:\иншакова альб для лог\Стр. 132.jpgF:\иншакова альб для лог\Стр. 133.jpgF:\иншакова альб для лог\Стр. 134.jpgF:\иншакова альб для лог\Стр. 135.jpgF:\иншакова альб для лог\Стр. 136.jpgF:\иншакова альб для лог\Стр. 137.jpgF:\иншакова альб для лог\Стр. 138.jpgF:\иншакова альб для лог\Стр. 139.jpgF:\иншакова альб для лог\Стр. 140.jpgF:\иншакова альб для лог\Стр. 141.jpg



Предварительный просмотр:

F:\иншакова альб для лог\Стр. 142.jpgF:\иншакова альб для лог\Стр. 143.jpgF:\иншакова альб для лог\Стр. 144.jpgF:\иншакова альб для лог\Стр. 145.jpgF:\иншакова альб для лог\Стр. 146.jpgF:\иншакова альб для лог\Стр. 147.jpgF:\иншакова альб для лог\Стр. 148.jpg



Предварительный просмотр:

ТАБЛИЦА I (а)                                                                                                                ТАБЛИЦА I (б)

                              ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ                                                 ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ

     КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

  1. Фамилия, имя, отчество ____________________________________________

  1. Анамнестические данные:

течение беременности __________________________, роды_________________,

психомоторное развитие: начал сидеть ___________________________________

держать головку ______________________________, стоять _________________

ходить ______________________________________.

Заболевания до 2-х лет ________________________________________________,

травмы _____________________________________________________________.

Речевой анамнез: гуление _____________________________________________

Лепет _______________________, первые слова __________________________,

состояние зрения _____________________, слуха _________________________.

Вывод______________________________________________________________

  1. Особенности поведения ребенка дома _______________________________

___________________________________________________________________.

Примечание: ________________________________________________________

____________________________________________________________________

ТАБЛИЦА  II

ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

п/п

Ф.И. ребенка

Свистящие

Шипящие

Соноры

Заднеязычные

Слог.

стр.сл.

Вывод

С

С’

З

З’

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Р

Р’

Л

Л’

К

К’

Г

Г’

Х

Х’

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

ТАБЛИЦА  III                                                             ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

п/п

Маршировать

Стоять на одной ноге (затем на другой) с закрытыми глазами (до 5 сек.)

Прыжки на правой, затем левой ноге

Стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок другой ноги упирался в  пятку другой, руки вытянуть вперед (5 сек.)

Приседания на ногах

Отхлопать ритмический рисунок

Вывод

III-II

II-III

III-III

III-I

I-III

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

ТАБЛИЦА IV

ОБСЛЕДОВАНИЕ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК

п/п

Одновременное сжатие и разжатие пальцев рук в кулак (5 – 6 раз)

Ладонь на столе – пальцы разъединить – соединить (5-6 раз)

Попеременное соединение всех пальцев рук с большим пальцем (на правой, левой, обеих руках)

Позы: «Кольцо», «Ушки зайца», «Коза» (на правой, левой, обеих руках вместе)

Вывод

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

ТАБЛИЦА V

ОБСЛЕДОВАНИЕ АНАТОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

п/п

Строение органов артикуляции

Вывод

Губы

Зубы

Прикус

Язык

Подъязычная уздечка

Нёбо

твердое

мягкое

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

ТАБЛИЦА  VI (1)                                   ОБСЛЕДОВАНИЕ МОТОРИКИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

п/п

Двигательная функция губ

(удерживать позу до 5 сек.)

Вывод

Двигательная функция челюсти

Вывод

Двигательная функция языка (удерживать позу до 5 сек.)

Вывод

Сила

выдоха

Округлить губы на звук

«хоботок»

«улыбка»

«оскал»

Широко раскрыть рот и затем закрыть (звук «а»)

Движения нижней челюсти вправо-влево и вперед

«часы»

«движение языка вверх-вниз»

«чашка»

«иголка»

«лопата»

«сдуй ватку»

О

У

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

ТАБЛИЦА  VII

ОБСЛЕДОВАНИЕ МИМИЧЕСКОЙ МУСКУЛАТУРЫ

п/п

Исследование объема и качества движения

Символический праксис

Вывод

Мышцы лба

Мышцы глаз

Мышцы щек

свист

поцелуй

плевок

Нахмурить брови

Поднять брови

Намор

щить лоб

Легко сомкнуть веки

Закрыть правый (левый) глаз

Надуть левую (правую) щеку

Обе щеки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

ТАБЛИЦА  VIII

ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

п/п

Обследование фонематического восприятия

Обследование фонематического анализа

Обследование фонематического синтеза

Вывод

Зад.1 Определить наличие или отсутствие задан. звука в слове

Зад.2 Найди картинку с задан. звуком

Зад.3 Услышать слово с задан. звуком

Зад.5 Выделен. ударного гласного в начале слова

Зад.6 Выделен. гласного звука в середине слова

Зад.7 Выделен. гласного звука в конце слова

Зад.8 Выделен. согл. звука в конце слова

Зад.9 Выделен. согл. звука в начале слова

Зад.11 Определ. кол-во звуков в слове

Зад.14 Определ. места задан. звука в слове

Зад. 16

Составить слова из задан. кол-ва звуков (от 3 до 5)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

ТАБЛИЦА IX                                                              ОБСЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

п/п

Существительные

(назвать картинки и обобщить)

Глаголы

Прилагательные

Наречия

Числительные

Вывод

Части тела человека

Посуда

Одежда

Обувь

Овощи

Фрукты

Дикие жив.

Домаш. жив.

Транспорт

Зад.34 Назвать действие по предъявляем. предмету

Зад.35 Близкие по значению слова-действия

Зад.36 Назвать действие по предъявл. предм.

Антонимы

Качественные

Относительные

Притяжательные

Времени

Качественные

Количествен

Порядковые

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

ТАБЛИЦА X (1)                                                              

ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

п/п

Понимание обращенной речи

Зад5 .Словоизменение

Зад.6

Какой предмет по цвету (прил.)

Зад.7

Подбор глаголов к сущ.

Зад.1

Выполн. прост. инструкцию

Зад.2

Понимание предлогов

Зад.3

Понимание предл. с причинно-следственной связью

Зад.4

Понима-ние измен. числа сущ. в предл.

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

                                                           

ТАБЛИЦА X (2)                                                              

ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

п/п

Зад.8  Изменение сущ.

Зад.9 Изм.сущ. с непродуктив-

ными основами по числам

Зад.10 Множ.число сущ. в род.п.

Зад.11 Согл.сущ. с числ.

Словообразование

Вывод

Ж.р.

М.р.

Ср.р.

Зад.13 Образование приставоч-ных глаголов

Зад.15 Обр.сущ. с помощью уменьшит.-

ласкат.суф.

Зад.17 Образование прилагат.

от сущ.

Зад.20 Подбор родствен-

ных слов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

ТАБЛИЦА XI

ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

п/п

Пересказ текста

Рассказ по серии картинок

Вывод

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

ТАБЛИЦА XII

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ  __________________________ ГРУППЫ

п/п

Ф.И.О. ребенка

Анамнез

Общая моторика

Мелкая моторика

Артикул.

аппарат

Моторика артик.аппар.

Мимика

Звукопроизношение

Слог.стр.речи

Фонем.проц.

Словар. запас

Грам.стр.речи

Связная речь

Пед. диагноз

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25



Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Обобщение психолого-педагогического опыта Лебединской К.С., Никольской О.С.
Диагностическая карта. Исследование ребенка при предположении у него раннего детского аутизма

Использование предложенной специальной диагностической карты целесообразно для исследования ребенка первого и второго года жизни.

Приведенные вопросы добавляются к традиционному психиатрическому либо патопсихологическому анамнезу в случае, если основные жалобы родителей либо данные сопутствующих документов вызывают предположение о возможности РДА. Известны специальные схемы анамнеза и статуса детей и взрослых, страдающих эпилепсией и другими заболеваниями. За рубежом имеется ряд схем для обследования детей с РДА. Однако диагностические критерии РДА у детей первых лет жизни представлены в них значительно менее подробно, во многих выпадают сведения об отдельных сферах развития (эмоциональной и т. д.).

Естественно, что у данного аутичного ребенка будут проявляться не абсолютно все признаки РДА, западения в отдельных сферах будут выступать в разной степени. Поэтому представленная ниже подробная диагностическая карта, фиксирующая особенности развития всех неврологических сфер ребенка, должна способствовать не только ранней диагностике и терапии РДА, но и выбору методов психологической коррекции, адекватных клинико-психологическому варианту РДА и индивидуальным особенностям ребенка.

ВЕГЕТАТИВНО-ИНСТИКТИВНАЯ СФЕРА

Неустойчивость ритма "сон-бодрствование". Длительность сна. Длительность периода засыпания и сна. Засыпание лишь в определенных условиях (на улице, на балконе, при укачивании). Поверхность, прерывистость сна днем. "Спокойная бессонница". Ночные страхи. Крик и плач при пробуждении. Связь нарушений сна с психогениями, экхогениями.

 Трудности взятия груди, задержка формирования автоматизма сосания. Вялость, недостаточность времени сосания.

Срыгивания, рвоты, желудочно-кишечные дискинезии. Склонность к запорам.  

Отсутствие пищевого рефлекса. Анорексия. Возможность кормления лишь в особых условиях (ночью, в проселочном состоянии и т. д.). Избирательность в еде. Гиперсензитивность к твердой пище, употребление только протертой. Привычные рвоты.

Малоподвижность, пассивность. Слабость или отсутствие реакции на мокрые пеленки, холод, голод, прикосновение.

Двигательное беспокойство, крик и сопротивление при пеленании, прикосновении, взятии на руки, купании, массаже и т. д.

АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА

Особенности общего эмоционального облика: отрешенность, обеспокоенность, тревожность, напряженность, индифферентность. Периодические "уходы в себя". Запаздывание формирования, слабость или чрезмерность выраженности эмоций удивления, обиды, гнева. Слабая эмоциональная откликаемость. Трудность вызывания эмоциональной реакции, заражения эмоцией взрослого.

Преобладание повышенного либо пониженного фона настроения. Выраженность и характер суточного ритма.

Немотивированные колебания настроения. Дистимические расстройства с капризностью, плаксивостью, "нытьем", эмоциональной пресыщаемостью. Дисфорические расстройства с напряженностью, пегатиавизмом, агрессивной готовностью. Склонность к эйфории с монотонным двигательным возбуждением, дурашливостью, булимией. Субдепрессивные состояния с малоподвижностью, гипомимией, двигательным плачем, потерей аппетита, нарушением сна, большей выраженностью аффективных расстройств по утрам.

Невротические реакции на неудачу, отношение близких: самоагрессия, тики, вегетативные расстройства.

Психопатоподобные реакции: негативизм, агрессия к близким детям. Истерифоричные реакции.

Первый возрастной криз. Время появления и длительность психомоторной возбудимости, страхи, тревога, нарушения сна и питания, пре-сыщаемость в игре. Явление негативизма: сопротивление умыванию, одеванию, стрижке, агрессивность.

Страхи. Время появления. Страхи животных. Страхи бытовых шумов (звуки пылесоса, полотера, электробритвы, фена, шума в водопроводных трубах и т. д.), тихих звуков (шелеста бумаги, жужжания насекомых и т. д.). Боязнь изменения интенсивности света, предметов определенного цвета и формы, прикосновения, влаги.

Страхи остаться одному, потерять мать, чужих, высоты, лестницы, огня. Отсутствие страха темноты.

Страхи, обусловленные ситуационно. Психогенные иллюзорные расстройства.

Страхи с идеями толкования: отношения, угрозы, перевоплощения и т. д.

"Феномен тождества". Трудности при введении прикорма. Приверженность узкому кругу еды, отвергание новых видов пищи. Ритуальность к атрибутике еды. Жесткое следование усвоенному режиму. Болезненная реакция на его изменение. Приверженность привычным деталям окружающего (расположение мебели, предметов, игрушек). Негативизм к новой одежде.

Уровень патологической реакции на перемену обстановки (помещение в ясли, переезд): нарушение вегетативных функций, невротическое, психопатоподобные расстройства, регресс приобретенных навыков, психотические явления.

Нарушение чувства самосохранения. Отсутствие "чувства края" (све-шивание за борт коляски, стремление выбраться из манежа, выбежать на проезжую часть улицы, убежать на прогулке и т. д.). Отсутствие страха высоты, закрепление опыта контакта с горячим, острым.

СФЕРА ВЛЕЧЕНИЙ

Агрессия. Ее проявления. Жестокость к близким, детям, животным, стремление ломать игрушки.

Легкое возникновение агрессии в аффекте. Агрессия как стремление привлечь внимание, вступить в игру. Агрессия при страхе. Влечение к ситуациям, вызывающим страх. Агрессия при радости.

Самоагрессия: спонтанная, при неудачах. Брезгливость. Понижение и повышение. Их сочетание.

СФЕРА ОБЩЕНИЯ

Визуальный контакт. Отсутствие фиксации взгляда на глазах человека (взгляд вверх, "мимо", "сквозь"). Активное избегание взгляда человека. Характер взгляда: неподвижный, застывший, испуганный и т. д.

Комплекс оживления. Отставленность. Слабость реакции на свет, звук, лицо, погремушку. Отсутствие какого-либо компонента: двигательного, голосового, улыбки.

Первая улыбка. Слабость, редкость. Особенности внешней характеристики: "неземная", "лучезарная". Отнесенность не к человеку, а к неодушевленному предмету, возникновение на звук, ощущение. Отсутствие заражаемости от улыбки, интонации, смеха взрослого.

Узнавание близких. Задержка в узнавании матери, отца, других близких. Слабость эмоциональной насыщенности узнавания (отсутствие улыбки, движения навстречу при приближении). Реакция на приход и уход близких.

Формирование наибольшей привязанности к кому-либо из близких. Малая потребность в матери, слабость реакции на ее уход, отсутствие позы готовности при взятии на руки. Сопротивление при взятии на руки. Симбиотическая связь с матерью: непереносимость ее самого кратковременного отсутствия (патологические вегетативные реакции, невротические, психопатоподобные реакции, регресс навыков). Симбиоз с другими членами семьи, няней.

Появление слов "мама", "папа" после других. Их неотнесенность к родителю. Другие необычные вербальные обозначения родителей. Эпизоды страха кого-либо из родителей. Смена симбиоза на индифферентность, избегание, враждебность.

Реакция на нового человека. Непереносимость: тревога, страхи, сопротивление при взятии на руки, агрессия, игнорирование. "Сверхобщительность".

Контакт с детьми. Игнорирование: пассивное, активное. Стремление лишь к физическому общению. Обследование как неодушевленного предмета. Импульсивные действия. Игра "рядом". "Механическое" заражение поведением детей. Амбивалентность в стремлении к контакту, страх детей. Сопротивление при попытке организации контакта извне. Агрессивность к детям. Агрессивная реакция на рождение сибса. Избирательность контактов с детьми. Особенности их круга.

Отношение к физическому контакту. Стремление, неприязнь. Ги-персинзетивность, переносимость лишь "малых доз" прикосновения, поглаживания, кружения, тормошения и т. д.

Реакция на словесные обращения. Отсутствие отклика на имя. Слабость, замедленность, отсутствие реакции на другие обращения. "Псевдоглухота". Избирательность ответных реакций на речь. Отсутствие адекватного жеста.

Поведение в одиночестве. Отсутствие реакции. Непереносимость, страх. Предпочтение. Стремление к территориальному уединению.

Отношение к окружающему. Необычность первоначального объекта фиксации внимания (яркое пятно, деталь одежды и т. д.). Индифферентность к окружающему, отсутствие активности исследования предметов.

"Отсутствие" дифференциации одушевленного и неодушевленного. "Механическое" использование руки, туловища взрослого. Диссоциация между отрешенностью и эпизодами, указывающими на хорошую ориентацию в окружающем.

ВОСПРИЯТИЕ

Зрительное восприятие.

Взгляд "сквозь" объект. Отсутствие слежения взглядом за предметом. "Псевдослепота". Сосредоточенность взгляда на "беспредметном" объекте: световом пятне, участке блестящей поверхности, узоре обоев, ковра, мелькании теней. Завороженность таким созерцанием. Задержка на этапе рассматривания своих рук, перебирания пальцев у лица.

Рассматривание и перебирание пальцев матери. Упорный поиск определенных зрительных ощущений. Стойкое стремление к созерцанию ярких предметов, их движения, верчения, мелькания страниц. Длительное вызывание стереотипной смены зрительных ощущений (при включении и выключении света, открывании и закрывании дверей, двиганий стекол полок, верчении колес, пересыпании мозаики и т. д.).

Раннее различение цветов. Рисование стереотипных орнаментов.

Зрительная гиперсинзетивность: испуг, крик при включении света, раздвигании штор; стремление к темноте.

Слуховое восприятие.

Отсутствие реакции на звук. Страхи отдельных звуков. Отсутствие привыкания к пугающим звукам.

Стремление к звуковой аутостимуляции: сминанию и разрыванию бумаги, шуршанию целлофановыми пакетами, раскачиванию створок двери. Предпочтение тихих звуков.

Ранняя любовь к музыке. Характер предпочитаемой музыки. Ее роль в осуществлении режима, компенсация поведения. Хороший музыкальный слух. Гиперпатическая отрицательная реакция на музыку.

Тактильная чувствительность.

Измененная реакция на мокрые пеленки, купание, причесывание, стрижку ногтей, волос. Плохая переносимость одежды, обуви, стремление раздеться. Удовольствие от ощущения разрывания, расслоения тканей, бумаги, пересыпания круп. Обследование окружающего преимущественно с помощью ощупывания.

Вкусовая чувствительность.

Непереносимость многих блюд. Стремление есть несъедобное. Сосание несъедобных предметов, тканей. Обследование окружающего с помощью облизывания.

Обонятельная чувствительность.

Гиперсинзетивность к запахам. Обследование окружающего с помощью обнюхивания.

Проприоцептивная чувствительность.

Склонность к аутостимуляции напряжением тела, конечностей, ударами себя по ушам, зажиманием их при зевании, ударами головой о бортик коляски, спинку кровати. Влечение к игре с взрослым типа верчения, кружения, подбрасывания.

МОТОРИКА

Нарушение мышечного тонуса на первом году жизни. Гипертонус. Гипотонус. Время выявления, проявления. Длительность и эффективность применения массажа.

Моторный облик: двигательная заторможенность, вялость или рас-торможенность, возбудимость.

Медлительность, угловатость, порывистость, марионеточность движений. Неуклюжесть, мешковатость. Необычные фациозность, плавность движений, ловкость при лазанье, балансировании.

Задержка в формировании навыка жевания.

Слабость реакции на помощь взрослого при формировании навыков сидения, ползания, вставания.

Задержка в развитии ходьбы (длительный интервал между ползанием и началом ходьбы). "Внезапность" перехода к ходьбе. Активность в ходьбе. Страх ходьбы. Начало бега одновременно с началом ходьбы.

Особенности бега: импульсивность, особый ритм, стереотипное пе-ремежение в застываниями. Бег с широко расставленными руками, на цыпочках. Особенности походки: "деревянность" (на негнущихся ногах), порывистость, некоординированность, по типу "заводной игрушки" и т. д.

Разница моторной ловкости в привычной обстановке и вне ее.

Двигательные стереотипии: раскачивания в колыбели, однообразные повороты головы. Ритмические сгибания и разгибания пальцев рук. Упорное, длительное раскачивание: стенки манежа, на игрушечной лошадке, качалке. Кружение вокруг своей оси. Машущие движения пальцами либо всей кистью. Разряды прыжков и т. д. Вычурный рисунок двигательных стереотипий.

Отсутствие указательных жестов, движений головой, означающих либо отрицание, либо утверждение, жестов приветствия или прощания.

Затруднения в имитации движений взрослого. Сопротивление в принятии помощи при обучении двигательным навыкам.

Мимика (в том числе по фотографиям в данном возрасте). Гипоми-мичность: бедность мимических комплексов (улыбки, испуга, плача и т. д.). Напряженность, неадекватные гримасы.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Впечатление необычной выразительности осмысленности взгляда в первые месяцы жизни.

Впечатление "тупости", непонимания простых инструкций. Плохое сосредоточение внимания, его быстрая пресыщаемость. "Полевое" поведение с хаотической миграцией, неспособность сосредоточения, отсутствием отклика на обращение. Сверхизбирательность внимания. Сверхсосредоточенность на определенном объекте.

Беспомощность в элементарном быту. Задержка формирования навыков самообслуживания, трудности обучения навыкам, отсутствие склонности к имитации чужих действий.

Отсутствие интереса к функциональному значению предмета. Большой для возраста запас знаний в отдельных областях. Любовь к слушанию чтения, влечение к стиху. Преобладание интереса к форме, цвету, размеру над образом в целом. Интерес к знаку: тексту книги, букве, цифре, другим обозначениям. Условные обозначения в игре. Преобладание интереса к изображенному предмету над реальным. Склонность фабулы фантазий, игр, сверценностные интересы (к отдельным областям знаний, природе и т. д.).

Необычная слуховая память (запоминание стихов, других текстов). Необычная зрительная память (запоминание маршрутов, расположения знаков на листе, грампластинке, ранняя ориентация в географических картах).

Особенности временных соотношений: одинаковая актуальность впечатлений прошлого и настоящего.

Разница "сообразительности", интеллектуальной активности в спонтанной и заданной деятельности.

РЕЧЬ

Слабость или отсутствие реакции на речь взрослого. Отсутствие фиксации взгляда на говорящем. Диссоциация между отсутствием реакции на слово и гиперсензитивностью к невербальным звукам, между "непониманием" простых бытовых инструкций и пониманием разговора, не обращенного к ребенку.

Лучшая реакция на тихую, шепотную речь.

Запаздывание или отсутствие фазы гуления. Его неинтонированность. Запаздывание или отсутствие фазы лепета. Его необращенность к взрослому.

Запаздывание или опережение появления первых слов. Их необращенность к человеку, необычность, малоупотребимость. Эхолалии. Динамика накопления словаря: "плавающие" слова, регресс речи на уровне отдельных слов.

Запаздывание или опережение появления фраз. Их необращенность к человеку. Комментирующие, аффективные фразы. Фразы-аутокоманды. Фразы-эхолалии. Отставленные эхолалии. Эхолалии-цитаты. Эхолалии-обобщенные формулы.

Склонность к вербализации: игра фонематически сложными, аффективно насыщенными словами. Неологизмы. Монологи и аутодиалоги. Слова-отрицания.

Страхи аффективно насыщенных метафор. Склонность к декламации, рифмованию, акцентуации ритма.

Отсутствие речи о себе в первом лице (при хорошей фразовой речи). Неправильное употребление других личных местоимений. Регресс фразовой речи; факторы, его провоцирующие.

Вычурность интонаций. Повышение высоты голоса к концу фразы. Невнятность, скомканность, свернутость речи, произношение лишь от" дельных слогов. Разница развернутости речи, внятности произношения в спонтанной и заданной деятельности. Мутизм тотальный. Мутизм избирательный.

ИГРА

Игнорирование игрушки. Рассматривание игрушки без стремления к манипуляции. Задержка на стадии манипулятивной игры. Манипулирование лишь с одной игрушкой.

Манипулирование с неигровыми предметами, дающими сенсорный эффект (зрительный, звуковой, тактильный, обонятельный, проприоцептивный). Стереотипность манипуляций. Сохранение манипуляций, свойственных более раннему возрасту (щелканье пальцами, перебирание ими перед глазами).

Символизация, одушевление неигровых предметов в сюжетной игре. Группировка игрушек и неигровых предметов по цвету, форме, размеру. Склонность к выкладыванию рядом, орнаментов.

Некоммуникативность игры. Игра в одиночку, в обособленном месте. Аутодиалоги в игре. Игры-фантазии с перевоплощением в других людей, животных, предметы. Спонтанность сюжеты игры, трудности введения и изменения ее фабулы извне.

НАВЫКИ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Трудности усвоения режима. "Собственный" режим.

Запаздывание формирования навыков: пользования ложкой, удерживания чашки, одевашия. Диссоциация между владением навыками заданной и спонтанной деятельности. Затруднения в имитации действий взрослого. Отказ от помощи либо, наоборот, ее охотное использование. Регресс навыков езды и одевания.

Время появления опрятности. Способ сообщения взрослому о потребности мочеиспускания или дефекации. Отсутствие сообщения, длительное "терпение" до высаживания. Страх горшка. Склонность к регрессу навыков. Связь с невротическими и психопатоподобными явлениями.

Патологические привычки.

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯЦИИ

Предрасположенность к аллергическим заболеваниям, аллергическим компонентам при общих инфекциях, аллергической реакции на лекарственные препараты.

Связь ухудшения психического состояния с соматическим неблагополучием: тревоги, страхи, другие аффективные расстройства, стереотипии; временный регресс приобретенных навыков.

Манифестация проявлений аутизма после соматического заболевания.

 



Предварительный просмотр:

Методики диагностики слухового восприятия

В психологии слуховое восприятие рассматривается как сложная системная деятельность, включающая сенсорную обработку акустической информации, её оценку, интерпретацию и категоризацию. Слуховое восприятие опирается на  слуховые образы - эталоны и представления, связанные с результатом переработки прошлых восприятий.

Три уровня психического отражения действительности: сенсорно-перцептивный, представлений, речемыслительный. На первой ступени в процессе анализа и синтеза звуковой информации дифференцируются признаки акустических сигналов и обобщаются наиболее информативные в собирательном образе (эталонном), который формируется на втором уровне. Сравнительные операции сенсорного  эталона с другими образами происходят на третьем уровне в форме языковых понятий.

  «Восприятие речи представляет собой сложную иерархически организованную систему. В общей модели восприятия можно выделить определённые подсистемы, соответствующие фонетико-фонематическому, лексическому, грамматико-семантическому аспекту. Между этими подсистемами имеется тесная связь»

Диагностика

  1. Фонематический компонент слухового восприятия.

Цель: Исследование возможности восприятия и воспроизведения слогов с фонетически близкими звуками (слухопроизносительная дифференциация фонем).

Инструкция: Экспериментатор, сидя сбоку от ребёнка, даёт следующую инструкцию: "Сейчас я буду читать тебе слоги, а ты внимательно слушай и повторяй". При произнесении слогов лицо экспериментатора экранируется в целях устранения возможности чтения с губ. Ребёнок повторяет слоги.

Материал исследования :слоговые ряды из двух слогов.

ма-на                ба-ма

ба-па                 мя-ма

та-да                  на-га

га-ка

Критерии оценки.

Высокий уровень - 3-4 балла

Средний уровень - 1-2 балла

Низкий уровень    - 0 баллов


  1. Методика «Что звучит

Цель: определение уровня сформированности слухового восприятия неречевых звуков на примере звучащих игрушек.

Оборудование: ширма, звучащие игрушки (погремушка, бубен, колокольчик, барабан, молоточек).

Процедура проведения. Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Ребенку показывают игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, погремушку, бубен, называют их и просят повторить. Затем предлагают послушать, как они звучат: играть на барабане, позвенеть колокольчиком, постучать по столу молоточком, поиграть погремушкой, бубном. Еще раз назвать игрушки. Потом установить ширму и за ней ребенку последовательно предлагается прослушать все звуки. После каждого прослушанного звука ребенок называет свой вариант того что он слышит.

Инструкция: «Теперь послушай и скажи, какая игрушка звучала. Назови ее».

Обработка результатов:

5 баллов- самостоятельный правильный ответ без ошибок, ребенок назвал все услышанные звуки;

3-4 балла- ребенок допустил 1-2 ошибки;

0-2 балла- ребенок допустил больше 3 ошибок.

Выводы об уровне развития:

5 баллов- высокий уровень;

3-4 балла- средний уровень;

0-2 балла- низкий уровень.

  1. Методика «Выполни команду»

Цель: определение уровня сформированности слухового восприятия речевых звуков.

Процедура проведения. Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Ребенку предъявляют команды по очереди, последующую- после выполнения предыдущей:

- Поднять руки вверх;

-Опустить в стороны;

- Опустить руки вниз;

- Присесть;

- Встать.

Инструкция: «Сейчас давай с тобой сделаем зарядку. Вставай напротив меня, слушай внимательно и выполняй мои команды: «Подними руки вверх», «Опусти в стороны», «Опусти руки вниз», «Присядь», «Встань».

Обработка результатов:

5 баллов- ребенок понимал словесные инструкции взрослого с первого раза, правильно выполнил все услышанные команды;

3-4 балла- ребенок допустил 1-2 ошибки;

0-2 балла- ребенок допустил больше 3 ошибок.

Выводы об уровне развития:

5 баллов- высокий уровень;

3-4 балла- средний уровень;

0-2 балла- низкий уровень.

  1. Методика «Угадай, чей звук»

Цель: определение слухового восприятия на этапе звукоподражаний.

Оборудование: картинки с изображением животных (кошка, корова, собака), молотка, барабана.

Процедура проведения. Ребенку показывают картинки, называют что на них изображено. Ребенку предъявляются на слух различные звукоподражательные слова, построенные на дифференциальных признаках звуков речи: «бум-бум», «тук-тук», «мяу», «ав-ав», «му-му». После каждого прослушанного голоса ребенок называет свой вариант того, что он слышит.

Возможен ответ в виде показа рисунка, изображающего предмет, издающий данный шум.

Инструкция: «Послушай внимательно и угадай, чей звук».

Обработка результатов:

5 баллов- самостоятельный правильный ответ без ошибок, ребенок назвал все услышанные звуки;

3-4 балла- ребенок допустил 1-2 ошибки;

0-2 балла- ребенок допустил больше 3 ошибок.

 

Для диагностики особенностей восприятия группы младших школьников с задержкой психического развития была составлена диагностическая программа,включающая в себя следующие методики: «Нелепицы» (Автор С. Забрамная), «Наложенные изображения» (Автор А.Р. Лурия), «Домик» (Автор Н.И. Гуткина), « Незавершенные изображения» (Автор М.М. Семаго), методика исследования слухового восприятия (Автор Л.С. Цветкова). С помощью данных методик можно выявить уровень элементарных образных представлений ребёнка об окружающем мире, логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами мира; характер зрительного восприятия и диагностики функции апперцепции, диагностировать слуховое восприятие, наличие слуховых предметных образов, дифференцированного восприятия звуков, определить особенности пространственного восприятия, умение ребёнка ориентироваться по образцу.

https://yandex.ru/images/search?pos=8&img_url=http%3A%2F%2Fppt4web.ru%2Fimages%2F1469%2F46188%2F640%2Fimg18.jpg&text=методика%20на%20слуховое%20восприятие%20для%20дошкольников&lr=11190&rpt=simage&source=serp