Такие разные уроки...
Разработки уроков, материалов к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okr_mira.docx | 16.47 КБ |
matematika.docx | 26.76 КБ |
urok_vnekl_cht_v_3kl_kot-voryuga.docx | 21.1 КБ |
urok_i.a.krylov_slon_i_moska.doc | 51 КБ |
urok_rus_yaz_v_4_kl_zhivye_slova.docx | 25.14 КБ |
urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx | 15.59 КБ |
urok_po_literaturnomu_chteniyu_ug-2017.docx | 1.09 МБ |
den_znaniy_v_4_klasse.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира во 2 классе по теме «Невидимые нити в зимнем лесу»
Файзрахманова Н.Р.
Цель: 1) продолжить формирование знаний о связях в природе;
2) научить выявлять эти связи в зимнем лесу на конкретных примерах.
Планируемые результаты: учащиеся научатся рассказывать о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу, приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, фотографии растений и животных ( ель, белка, дятел, мышь, заяц, сойка, осина, филин), аудиозапись песни «Расскажите, птицы» (муз. и сл. И. Николаева), Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
2. Индивидуальные задания
- Распределите животных по группам в зависимости от способа зимовки.
Кабан, белка, суслик, лягушка, горностай, бурундук.
Спят | Делают запасы | Находят пищу |
Суслик, лягушка, еж, бурундук | Белка | Кабан, лось, горностай |
Бурундук осенью может запасти в своем потайном амбаре до 4 кг мелких семян. Удивительно, что бурундук не пользуется этими запасами в холодное время года – он спит в своем гнездышке. Но с наступлением весны, когда в лесу трудно отыскать корм, запасы приходятся как нельзя кстати.
3. Фронтальный опрос
-Почему птицы собираются зимой в стайки?
- Чем питаются зимой разные твари? (объяснить значение слова «твари»)
- Прочитайте свои рассказы, покажите рисунки птиц, которые прилетают к вашей кормушке.
III. Самоопределение к деятельности
( Звучит аудиозапись песни «Расскажите, птицы» (муз. и сл. И. Николаева).)
-Догадались ли вы, какова будет тема урока? (ответы учащихся)
Сегодня мы будем говорить о связях между живой и неживой природой.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа
(Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 36 учебника.)
- Какая наука изучает взаимосвязи между живой и неживой природой, между растениями и животными, между природой и человеком?
- Отгадайте загадку.
Зеленая тетка оделась в иголки
Стоит одиноко в лесу на пригорке.
Надела сережки себе для потехи,
Припрятав для белок в сережках орехи. (Ель.)
(Учитель вывешивает на доску фотографии-отгадки.)
- Для животных ель не только защитница, но и кормилица.
Давайте посмотрим, кто питается семенами ели.
(Учитель вывешивает фотографии животных.)
- Отгадайте загадку.
С ветки прыгает на ветку,
Но на землю сходит редко.
Тельце маленькое хрупко,
Постоянно носит шубку,
Коготки на лапах остры:
По стволу взбежать непросто!
По ветвям летит, как стрелка,
Эта рыженькая… (белка)
- Почему белка оказалась у ели? (Ответы учеников.)
- Отгадайте загадку.
Ходит в красной тюбетейке
И сидит не на скамейке,
А на дереве в лесу
И почти что навесу.
Постучит – букашку схватит
Знаменитый «доктор»… (дятел).
- Почему дятел оказался у ели? Ведь он питается насекомыми и их личинками? (Зимой нет достаточного количества насекомых, поэтому дятел питается семенами.) За день дятел обрабатывает до 70 шишек.
- Отгадайте загадку.
Кривлен нос – зелен хвост. (Клест.)
- Почему клест оказался у ели? (Ответы учеников)
- Расскажите, что вы знаете о клесте.
- Отгадайте загадку.
Прогрызу я в доме щелку
И себе устрою норку;
Ну а лето на носу –
Я и в поле, и в лесу.
Хвостик длинный, а малышка
Эта серенькая… (мышка)
- Почему мышка оказалась у ели? (Ответы учеников)
- Расскажите, что вы знаете о зайце.
- Итак, что дает ель животным? ( Пищу и укрытие)
- Давайте представим, что вдруг ели исчезли. Что бы случилось? (Птицы и звери погибнут, так как некому будет уничтожать вредных насекомых. Без растений погибнут животные и люди, так как не будет корма и кислорода.)
- Важно помнить, что в природе все взаимосвязано и исчезновение одного звена разрушает всю цепь.
2. Работа по учебнику
- Откройте учебники на с. 37. Проследите по схеме, как ель помогает животным выжить в суровых зимних условиях.
(Работа в паре. Ученики рассказывают друг другу о взаимосвязях в природе.)
- На схеме связь односторонняя, но ведь и животные тоже помогают ели. А как?
- Приведите другие примеры невидимых нитей в зимнем лесу. (Например, осина: ее ветками, сережками и почками питаются лоси, зайцы, тетерева, глухари.)
- Прочитайте текст на с.38 учебника.
- Расскажите, как связаны между собой сойка и белка, белка и клест, клест и полевка.
(Учитель предлагает ученикам поиграть)
- Придумайте и разыграйте с ребятами сценки из жизни зимнего леса, исполнив роли различных животных.
(Если учащиеся затрудняются в выполнении задания, учитель может предложить им разыграть сценки, представив себя в роли лесного жителя. См. приложение 1).
- Что нового вы узнали о жизни животных зимой из разыгранных сценок? (Ответы учеников.)
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
Задание 1 (с. 20)
Задание 2 (с. 21)
VII. Рефлексия
(Учитель показывает фотографии растений и животных, учащиеся рассказывают о связях между ними: осина, заяц, филин.)
VIII. Подведение итогов урока
- Какие невидимые нити есть в зимнем лесу?
- Как растения помогают животным?
- Как животные помогают растениям?
- Как животные помогают животным?
- Прочитаем вывод на с. 39 учебника.
IX. Домашнее задание
Прочитать текст в учебнике (с. 36-39), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с.39).
Материал для учителя: См. приложение 1.
Предварительный просмотр:
МАТЕМАТИКА. 2 КЛАСС.
УЧИТЕЛЬ: Файзрахманова Н.Р.
ТЕМА: СЕТИ ЛИНИЙ. ПУТИ.
ЦЕЛИ УРОКА: 1) СФОРМИРОВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПЕРЕСЕЧЕНИИ ПРЯМЫХ И КРИВЫХ ЛИНИЙ. РАССМОТРЕТЬ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ С ПЕРЕСЕКАЮЩИМИСЯ ЛИНИЯМИ.
2) ЗАКРЕПИТЬ НАВЫКИ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ ТРЁХЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ РАЗРЯД.
3) РАЗВИВАТЬ ИНТЕРЕС К МАТЕМАТИКЕ, ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, МАТЕМАТИЧЕСКУЮ РЕЧЬ.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: КОМПЬЮТЕР, ПЛАКАТ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ КАЗАНСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ МЕТРО.
ХОД УРОКА:
Этапы урока. Требования к этапам. | Ход урока: |
Самоопределение к деятельности. Включение детей в деятельность «хочу+могу». Выделение содержательной области. | Учитель: -Ребята, поздоровайтесь с гостями. Молодцы, садитесь. Звучит тихая музыка. Учитель: -Закройте глаза, ребята, сядьте поудобнее. Далее учитель говорит фразы, а дети хором повторяют. Учитель: -Настраиваемся на творческий, продуктивный урок. «Я сегодня хорошо поработаю. Я молодец. У меня всё получается». Откройте глаза, сядьте ровно. Начинаем урок. Ребята, что было задано на дом? Дети: -Дома нужно было нарисовать две ломаные линии – замкнутую и незамкнутую. Учитель: -На перемене я проверила ваши работы, все вы молодцы, все хорошо справились с заданием. Сегодня на уроке мы продолжим изучать тему «Линии», понаблюдаем за их пересечением, увидим, где в жизни мы встречаем виды линий. |
Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности. Актуализация представления о разных видах линий. Фиксирование ситуации, демонстрирующей недостаточность знаний о пересечении кривых линий. | На доске висят карточки с высказываниями: «Торопись, да не ошибись», «Повторение- мать учения». На экране компьютера (изображение проецируется на экран) появляются цепочки примеров. |
Этапы урока. Требования к этапам. | Ход урока: |
Учитель: -А сейчас мыслительная гимнастика. Откройте тетради, посмотрите на экран. Какое задание вам нужно выполнить? Дети: -Нужно решить цепочки примеров. Учитель: -Что они собой представляют? Дети: -Эти цепочки представляют собой ломанные незамкнутые линии. (Учитель показывает указкой). Учитель: -Решаем в уме 1 цепочку, желаю вам успешно дойти до ответа. Записываем ответ. (На изображении появляется верный ответ). Аналогично решается вторая. -Проверяйте, ребята, если ответ верный, ставьте на полях плюс, если неверный – исправьте. -Поднимите руки, у кого два верных ответа. Молодцы, похвалите себя. (Ребята похлопывают себя по груди). Учитель: -Ребята, а какие ещё виды линий вы знаете? Дети: -Прямые, кривые, ломаные, замкнутые и незамкнутые. Учитель: -Молодцы! Скажите, сколько точек пересечения имеют две прямые линии? Дети: -Две прямые линии имеют одну точку пересечения. Учитель: -А если прямые линии не пересекаются, то как они называются? Дети: -Если две прямые не пересекаются, то они называются параллельными. (Одновременно с ответами детей на экране появляются соответствующие слайды). Учитель: -Молодцы, правильно! На экране появляются 2 кривые линии. Учитель: -Ребята, а кто может мне сказать, сколько точек пересечения имеют 2 кривые линии? Дети дают разные ответы, возникает затруднение | |
Выявление и фиксирование в громкой речи: а) где и почему возникло затруднение, б) темы и цели урока. | Учитель: -Вы уверены в своих мнениях? (Не совсем) -Почему? (Это не изученная тема). -Что нужно для того, чтобы дать точный ответ? (Разобраться, выяснить, доказать). -Какую цель поставим перед собой? Дети: -Мы должны выяснить, сколько точек пересечения имеют кривые линии. |
Этапы урока. Требования к этапам. | Ход урока: |
На экране появляется изображение сети линий. Учитель: Сейчас я вам показываю множество кривых пересекающихся линий. Скажите, что они обоазуют в совокупности? Как можно назвать эту картинку? Дети: -Эти линии в совокупности образуют сетку, сеть. Учитель: -Назовите тему урока. Дети: -Тема урока – сети линий. Тема урока появляется на слайде. Учитель: -Назовите цель нашего урока. Дети: -Цель нашего урока – научиться перемещаться по сетям линий. Учитель: -Молодцы, ребята, правильно! | |
Физкультминутка. Учитель: -Сейчас, ребята, выполним упражнения для профилактики близорукости. На экране выводится слайд с изображением соответствующих картинок. Учитель: - Обводим взглядом ломаную линию слева направо. Теперь справа налево. Закончили. Теперь взгляд вниз-вверх 3 раза; налево-направо 3 раза. И еще 3 раза – эти движения вместе. Закончили. |
Этапы урока. Требования к этапам. | Ход урока: |
Выбор метода Решения проблемной ситуации Подведение детей к «открытию» с помощью диалога, модели. Фиксирование полученного знания в языке и знаково. | На экране вновь появляется тема: «Сети линий» и наглядное изображение. Учитель: -Ребята, скажите, а где в жизни мы можем встретить подобную картинку? Дети: -Например, в автобусе. Это схема маршрута. Учитель: -Верно. А какой вид транспорта появился в Казани к 1000-летию города? Дети: -Метро. Учитель: -Поднимите руки, кто был в Казанском метро? Интересно там? Дети: -Да, конечно! Учитель: -А для чего нам нужно метро? Ответы детей. Учитель: -В России самое большое по протяженности метро находится в Москве. На экране появляется слайд с изображением схемы Московского метро. Учитель: -Сейчас я покажу вам схему-проект Казанского метро. Как вы знаете, у нас пока функционирует только часть 1 линии (На схеме она обозначена красным цветом). Остальные линии пока в проекте, но лет через 10-15 заработают и они. Итак, работаем со схемой Казанского метро. На доске висит нарисованная схема. -Ребята, приготовьте схемы, карандаши, работаем парами (У детей на партах лежат маленькие схемы). -К доске идут два помощника. Работаем все вместе. 1 задание: давайте совершим небольшое путешествие и проедем по действующей линии метро. На какой станции мы сядем? Дети: -Мы сядем на станции Горки. Учитель: -Найдите её на схеме и обозначьте красной точкой. До какой станции мы поедем? Дети: -До станции Кремлёвской. (Обозначаем на схеме). Учитель: -Итак, в путь. Называйте нам станции в порядке очередности, а ребята следят пальчиками. Ребенок называет, дети следят. Учитель: -Сколько станций мы проехали? (5). Молодцы, ребята. А сейчас 2 задание. Давайте представим себе, что все линии метро работают. Найдите на схеме станцию Азинская и станцию Суконная слобода. Каким путём мы проедем этот маршрут. Сколько есть способов проезда? Ответы детей. |
Этапы урока. Требования к этапам. | Ход урока: |
Учитель: -Скажите, сколько точек пересечения имеют чёрно-красная и зеленая линии? (2); зелёная и синяя линии? (1) -А можем ли мы сейчас сделать вывод, сколько точек пересечения имеют кривые линии? Дети: -Сколько угодно. Учитель: -Докажите свою точку зрения. Дети: -Кривые линии могут изгибаться в разные стороны, поэтому они могут пересекаться друг с другом сколько угодно. Учитель: -Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. Скажите, чему мы сейчас научились? Дети: -Путешествовать по сети линий, находить разные пути перемещения. | |
Физкультминутка. Учитель: - К нам в гости сегодня зашёл светофор. Он хочет, чтобы вы всегда помнили правила перехода улицы. К доске выходят 2 ребят. Они показывают движения детям. Встало с краю улицы в длинном сапоге (дети маршируют на месте) Чучело трёхглазое на одной ноге. (одна нога сгибается). Где машины движутся, (побежали на месте, работая локтями) Где сошлись пути, (хлопок в ладоши) Помогает улицу людям перейти. (Дети берутся за руки, поднимают и опускают их) Вот горит у чудища изумрудный глаз- (руки изображают «бинокль») Значит, можно улицу перейти сейчас. (дети опять берутся за руки). | |
Решение типовых заданий Проговаривание в громкой речи | Учитель: -Спасибо, ребята, садитесь. Сели красиво, продолжаем урок. Работа по учебнику – с.68. 1 задание. (Читаем вслух). Выполняем. Переходи к заданию №3. Читаем и выполняем. (В процессе выполнения учитель ходит по рядам). Итог: Молодцы, хорошо справились. Кто отвечал – ставьте себе плюс. |
Этапы урока. Требования к этапам. | Ход урока: |
Мотивация успеха каждого. | Учитель: -Сейчас работаем самостоятельно. Выполняем задание №2. Работаем таким образом: читаем вопрос, рядом записываем ответ. (Хожу по рядам и помогаю). Заканчиваем. Правильные ответы выведены на экране. Сверяйте свои ответы. Если все задания выполнены верно, ставьте себе плюс. Поднимете руки, у кого все задания выполнены верно. Молодцы, ребята! Поднимите руки, у кого одна ошибка. Вы тоже молодцы. Все остальные ребята тоже старались, я вас хвалю. Над всеми ошибками и недочётами мы будем работать в течение ближайших уроков. |
Закрепление изученного ранее. | Учитель: -Сели ровно, приготовили ладоши. Считаем через 7. (1 ученик к доске). 7 14 21 28 35 42 49 56 63 70 -А сейчас переходим к решению задачи №4. К доске выходит 1 ученик. (На доске заготовка схемы). Учитель: Начинаем «одевать» схему. Ты сам будешь проводить анализ задачи или тебя вести за ручку? Приступаем. Ребёнок: -В первый день магазин продал 236 м ткани. Записываем под римской цифрой 1. Во второй день продал на 95 м больше, чем в первый день, значит, под римской цифрой 2 записываем: (236+95) м. в третий день он продал на 108 м меньше, чем во второй день. Так как нам известно, сколько он продал во 2 день, то под римской цифрой 3 мы запишем так: (2-108) м. В ответе нам нужно найти целое. Записываем «?». Целое сразу узнать мы не можем, так как мы не знаем, сколько магазин продал метров ткани за 2 и 3 день. Поэтому вначале узнаем, сколько было продано за 2 день. 1 действие: 263+95. После этого узнаем, сколько было продано за 3 день. Для этого из полученного числа вычтем 108 м. А после этого, сложив число 236, результат 1 действия и результат 2 действия, узнаем целое. Учитель: -Молодец, приступаем к решению. Вспомогательные вопросы: Сколько м ткани продал магазин в 1 день? Известно ли, сколько метров ткани магазин продал во 2 день? Как можно это узнать? Известно ли, сколько метров ткани продал магазин в 3 день? Как можно узнать? Куда запишем? Что нам нужно найти? Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему? Назовите 1 действие; 2 действие; 3 действие. |
Этапы урока. Требования к этапам. | Ход урока: |
Решение:
+ 95 331 (м) – продал магазин во 2 день;
- 108 223 (м) – продал магазин в 3 день;
+ 331 + 223 790 (м) – продал магазин за 3 дня. Ответ: за три дня магазин продал 790 м ткани. ( ответ оцениваю) | |
8. Итог урока. Рефлексия деятельности Самооценка учениками работы на уроке Домашнее задание (квазитворчество, элемент выбора) | Учитель: -Подведём итог урока. Скажите, ребята, где мы сегодня побывали? Вам понравилось наше путешествие? А чему мы сегодня научились? Поднимите руки, у кого 3-5 плюсов. Молодцы, ставлю вам 5 за работу на уроке. Поднимите руки, у кого 1-2 плюса. Вам ставлю 4, вы очень хорошо поработали. А теперь скажите мне, какой раздел мы сейчас проходим на уроке чтения? (Сказочные человечки). Я вам предлагаю дома нарисовать схему метро Сказочного города, где живут маленькие человечки. Творите, я даю волю вашей фантазии. Ещё одно задание – решить примеры из №7 на стр. 69 (по выбору 2 или 3 столбик). И для тех, кто хочет - №9 на стр. 69. Урок окончен. |
Предварительный просмотр:
Урок по внеклассному чтению в 3 классе по теме
«Работа над произведением К.Паустовского «Кот-ворюга»
Файзрахманова Н.Р.
Цель урока: I. Образовательная.
- На основе эмоционального восприятия произведения определение жанра произведения и его основной мысли, что «Добром можно исправить все».
- Формирование умения и навыка составления характеристики героя, работа над динамикой образа.
- Развитие литературного чутья и внимания к художественному слову.
II. Воспитательная.
- Воспитание чувства доброты, чуткости и сострадания.
- Воспитание любви к природе и ко всему живому.
Оборудование урока.
- Произведения Л.Бетховена в записи.
- Портрет К.Паустовского.
- Иллюстрации фрагментов из произведения К.Паустовского «Кот-ворюга».
- Выставка книг К.Паустовского.
- Миниатюра К.Паустовского «Кленовый лист».
- Учебник Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой «В одном счастливом детстве».
- Рабочая тетрадь обучающихся по русской литературе.
Ход урока.
Орг. момент. Приветствие
Обращение учителя к классу: «Мои хорошие, звонок прозвенел. Сядем прямо, красиво. Начнем наш урок».
- Введение
- К.Паустовский – глубокой души человек, докажите.
Учитель: «Начнем разговор с того, что один писатель, а кто, - вы узнаете позже, написал замечательную миниатюру «Кленовый лист».
Диана (подготовленная ученица) прочитает ее нам. А вы, прослушав, постарайтесь ответить на вопрос: Каким человеком был этот писатель? (Под музыку Л.Бетховена читается миниатюра. Дети слушают).
Миниатюра К.Паустовского.
Кленовый лист.
«Я только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мною увязался лист клёна. Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шёл быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошёл: там слишком крутая для него гранитная лестница, и к тому же это – учреждение. Должно быть, осенним листьям вход туда воспрещён. Я погладил его по спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было».
- И так, какой это человек?
- О чем он мог писать в своих книгах?
- Вы сказали, что он любил природу, был добрым, был чутким, наблюдательным. У него было хорошее воображение. Лист клена показался ему маленьким щенком. Он любил животных. Все, что мы с вами сказали, относится к писателю Константину Георгиевичу Паустовскому и его произведениям. (Демонстрируется портрет писателя).
- Знакомство с выставкой книг К.Паустовского
- Какие произведения К.Паустовского Вы уже знаете?
(Учитель дополняет ответы детей, обращаясь к выставке книг писателя)
- Знакомство и работа над произведением К.Паустовского «Кот-ворюга»
- Работа над заглавием произведения. Создание проблемной ситуации.
- Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним замечательным произведением. Откроем стр. 74 учебника. Запишем в тетрадь название и кто автор.
- Как называется рассказ? – Кот-ворюга.
- Бывает воришка, бывает ворюга. В чем смысловая разница?
- По заглавию похоже, что кот – неисправимый вор. Необходимо проверить наше предположение.
- Возьмем простой карандаш и около заголовка поставим знак?
2. Работа над иллюстрацией произведения
- А теперь обратите внимание на иллюстрацию. Внимательно рассмотрите ее.
- Каким на ней изображен кот?
- А клыки какие?
- А взгляд какой?
- Кто изображен рядом с котом?
- Что делают куры?
- Ребята, почему же куры, а не кто-то другой. Тоже надо выяснить. Поставим около изображения кур знак?
Проблемная ситуация
- Наблюдая над иллюстрацией, заголовком, перед нами возникли два вопроса. (Учитель пишет их на доске.)
Кот-ворюга – ?
Почему кот и именно куры – ?
- Ребята, какой вопрос мы задаем всегда, знакомясь с новым произведением?
Физминутка под музыку
Дети изображают потягивающегося, умывающего, крадущего и т.д. кота.
- Работа над текстом произведения, озаглавливание частей текста, составление плана.
а) I часть. Дети читают по цепочке. Читают абзац, попутно объясняя содержание и отвечая на вопросы, которые даны в скобках по ходу содержания самого текста.
- Зачем нужно ловить кота?
- Почему кот так жалко выглядит? Ваши предположения.
- Куда торопился кот? Почему он приседал?
- Что значит «вздуть кота»?
- Почему кот грозно выл, вскарабкавшись на березу?
- Как бы Вы озаглавили эту часть рассказа?
(Самое удачное записывается в тетрадь, в план рассказа.)
б) II часть. Звучит музыка Л.Бетховена. Дети отдыхают, положив голову на парту, а учитель под музыку зачитывает целиком вторую часть рассказа.
- А теперь ребята, представьте, что вы прекрасные цветы из этого сада и тянетесь к солнышку.
- Озаглавьте II часть рассказа. (Заглавие записывается).
в) III часть. Вопросы, даваемые учителем по ходу чтения.
- Как это понять «вцепился мертвой хваткой»?
- Чего мог ждать от людей такой жалкий кот?
- А как поступили люди?
- Что и как долго ел кот?
- Боялся ли он теперь? Докажите свой ответ.
Озаглавливание и запись заголовка III части в план.
г) IV часть. Читается и озаглавливается детьми самостоятельно. Два-три заголовка зачитываются вслух.
Физминутка.
- Работа с картинками, иллюстрациями
Учитель открывает доску, на которой имеется заранее подготовленные крупные картинки-иллюстрации к тексту.
Задание. Упорядочить данные иллюстрации. Ответить на вопрос: Какой из пунктов нашего плана подойдёт к каждой из иллюстраций? Докажите свой выбор.
- Решение проблемной ситуации
а) Перед вами у каждого лист с напечатанным текстом.
В нём две колонки: I. Каким был кот? II. Каким он стал?
Даны ответы на вопросы. Сделайте выборку ответов, используя синий и простой карандаш.
(зачитываются ответы двумя учащимися.)
Теперь можно ответить на возникшие у вас вопросы.
- Кот ворюга?
- Почему же именно кот и именно куры?
Верно, это первый честный поступок кота. С этого времени он никогда не станет воровать.
б) - Подумай и подчеркни карандашом ответ.
Каким был кот? (простым карандашом) | Каким он стал? (синим карандашом) |
Вредный, дисциплинированный, упрямый, злой, бесстрашный, честный, любящий порядок | Гадкий, справедливый, жалкий, озлобленный, строгий |
в) - А какова основная мысль рассказа? (выслушиваются ответы детей)
Какие поговорки и пословицы доказывают ваше утверждение?
III. Рефлексия
IV. Домашнее задание. Пересказать текст по составленному плану. Записать в тетрадь 2-3 пословицы о добре и зле.
V. Итог урока
- Мои хорошие, запомните на всю жизнь. Самое главное для людей – творить добро. Ведь на то они и люди. Спасибо за урок.
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 3 классе
Файзрахманова Н.Р.
Цели урока:
Образовательные:
-систематизация знаний учащихся о творчестве И.А.Крылова; выделить особенности басенного жанра, расширить круг читаемых басен;
-способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения;
-обеспечить осмысление новых слов и понятий;
Развивающие:
-развивать аналитические, творческие, исследовательские способности детей через серию заданий на уроке, умение рассуждать, выразительно читать, пересказывать, инсценировать басню;
-пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, по ролям, про себя, вслух;
Воспитывающие:
-способствовать формированию нравственных качеств у учащихся;
-воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам;
-воспитывать негативное отношение у учащихся к порокам людей;
Оборудование: портрет И.А.Крылова, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация урока, музыкальное сопровождение урока, ватман, раздаточный материал.
Ход урока
1.Организационный момент
- Мы начинаем наш урок, но прежде, хотелось бы узнать какое у вас настроение. Покажите ту полоску, которая соответствует вашему настроению. (На партах лежат полоски цветной бумаги двух видов. Жёлтая - настроение радостное, весёлое. Красная- грустное, тревожное…)
Рада, что у вас хорошее настроение.
2.Речевая разминка (Слайд 1)
- Ребята, посмотрите на доску, прочитайте про себя четверостишие, а теперь повторяйте за мной громко и чётко:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
3.Актуализация знаний
-Ребята, послушайте отрывок из стихотворения П.А.Вяземского, подумайте и скажите, кому оно посвящено.
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль,
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
- О ком пишет Вяземский?(Ответы детей)
-Трудно представить себе человека, который не знал бы этого имени.(Слайд 2) И. А.Крылов- великий русский писатель, который жил в 19 веке. В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. В те времена открыто об этом говорить было нельзя, поэтому автор высмеивал человеческие недостатки, пороки через образы животных.
- Вам знакомы произведения И.А.Крылова? (Ответы детей)
-Давайте вместе их вспомним. Я начинаю читать первые строки, а вы попробуйте продолжить.
- «Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела…»(Слайд 3)(Ответы детей)
- «Вороне где-то бог послал кусочек сыру…»(Слайд 4) (Ответы детей)
- «Однажды Лебедь, Рак да Щука…»(Слайд 5) (Ответы детей)
-Молодцы!
4.Проблемный вопрос
-Ребята, как вы считаете, к какому литературному жанру относятся эти произведения? (Правильно, басня) (Слайд 6)
-Вспомним, что такое басня? (Занимательный короткий рассказ) (Слайд 6)
-Кто является героем басен? (Герои- животные, иногда люди) (Слайд 6)
-Какова цель басни? (Помочь исправить недостатки, посмеявшись над ними) (Слайд 6)
-Что характерно для басни? (Мораль) (Слайд 6)
-Что такое мораль басни? (Мораль- это вывод или поучение, в котором выражена главная мысль басни) (Слайд 6)
5. Постановка проблемного вопроса
-Ребята, И.А.Крылов жил в 19 веке, а мы с вами живём в 21 веке. Почему мы до сих пор читаем его басни? Почему они актуальны в наши дни?
6. Решение учебной проблемы
-Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю выполнить следующее задание.
(Слайд 7) Прочитайте слова. Разбейте их на две группы. Работа в парах.
1-я: черты характера, которые высмеивает баснописец.
2-я: черты характера, которые одобряет баснописец.
(Ложь, правдивость, глупость, доброта, жадность, хитрость, храбрость, трусость, лесть, лень, трудолюбие)
Итог.
- Посмотрев, ваши работы, со многими я согласна. Проверим, как вы разделили слова на 2 группы. (Слайд 8) (Высмеивает: ложь, глупость, жадность, хитрость, лесть, трусость, лень. Одобряет: доброта, правдивость, храбрость, трудолюбие)
-Оцените свою работу.
-Так почему же басни Крылова актуальны в наши дни? (Высмеивают и одобряют качества и характеры людей)
-Мы с вами вспомнили, что героями басен являются животные. Черты характера человека переносятся на животного. Такой приём называется- иносказанием. (Слайд 9) Иносказание придумал Эзоп, живший около 3000 лет назад в древней Греции. Он был рабом и не мог открыто смеяться над людьми обладающими властью. Он придумывал истории, которые якобы случились с животными.
6.Физкультминутка
Послушайте условие. Если вы услышите строки, принадлежащие баснописцу И.А.Крылову, то хлопните в ладоши один раз( над головой), если вы услышите строки принадлежащему другому автору- присядьте на стул. Будьте внимательны.
7. Знакомство с басней «Слон и Моська»
- Сегодня на уроке мы познакомимся с басней «Слон и Моська». (Слайд 10)
Прогнозирование содержания
- Ребята, посмотрите на иллюстрацию, как вы думаете о чём эта басня? (Ответы детей)
- Кто из вас видел живого слона? Где? (Ответы детей)
(Слайд 11) (Рассказ ученика, который подготовил сообщение о слоне)
Чтение мастером художественного слова. Грамзапись.
-А сейчас послушайте басню «Слон и Моська» в исполнении великого русского актёра Игоря Ильинского- мастера художественного слова.
Работа по учебнику
-Прочитайте басню вполголоса так, чтобы вы себя слышали, но не мешали соседу.
Словарная работа
-Ребята, вы уже знаете, что басня была написана в 19 веке, более 200 лет назад. В басне встретились устаревшие слова. Объясните значения данных слов (Слайд 12)
1. Зеваки – (Ответы детей) тот, кто слоняется по улицам без дела
2. Напоказ-(Ответы детей) обратить внимание для вида
3.Забияка-(Ответы детей) человек, который любит затевать ссоры
4. Отколе- (Ответы детей) откуда
5.Шавка- (Ответы детей) непородистая собака, дворняжка
6. Диковинка-(Ответы детей) старинная, удивительная вещь или явление
Чтение басни вслух
Чтение басни по цепочке
Работа по иллюстрации в учебнике
-Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Какой момент запечатлён?
-Каким вы представляете Слона?
-А Моську? Как она себя ведёт?
-Как Слон отнёсся к нападению Моськи? Заметил ли он, что у его ног какая-то собачонка?
Работа по карточкам
-Как вы думаете, какими качествами обладает каждый из главных героев басни «Слон и Моська». Возьмите карточку и подчеркните слова, которые характеризуют Слона и Моську. (Разъярённый, большой, выдержанный, спокойный, глупый, умный, задиристый, маленький, злой, незначительный) Давайте проверим. (Слайд 13)
Выборочное чтение.
- Ребята, давайте сейчас с вами попробуем найти в тексте образные выражения, соответствующие словосочетаниям (Слайд 14)
1.Показывали на улице людям ( Водили напоказ)
2.Невидаль,редкость( В диковинку у нас)
3.Ходили группы любопытных, бесцельно глядящих по сторонам(Толпы зевак ходили)
4.Перестань себя позорить(Перестань срамиться)
5.Придаёт смелости(Вот то-то мне и духу придаёт)
6.Откуда-то внезапно, вдруг(Отколе ни возьмись)
Чтение по ролям
-А сейчас попробуем прочитать басню по ролям.
-Сколько человек нужно для чтения?(3)
-Постарайтесь при чтении соблюдать правильную интонацию.
-Ребята, найдите в тексте и прочитайте, зачем Моська напала на Слона?
-Найдите слова, где Шавка осуждает Моську.
-Какой вы себе представляете Шавку?
-Что высмеивает И.А.Крылов в басне?
(Моська хвастается, хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других)
-В каких словах, ставших крылатыми, заключён смысл басни, мораль?
(-Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!)
-Когда в жизни можно употребить слова: Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!
(-Эти слова можно употребить тогда, когда человек берётся за дело, которое ему не по силам. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет)
8.Итог урока
-Как вы считаете, можно ли с подобными «Моськами» встретиться в реальной жизни? (Ответы детей)
-Действительно, в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие- с ленью, скромность- с хвастовством, талант- с бездарностью. Я надеюсь, что нравоучение Крылова помогут вам стать лучше.
-Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня потрудились.
9.Домашнее задание:
1.Выучить басню наизусть.
2. Дополнительное задание (по желанию).
10.Рефлексия
- У вас на столе лежит листок. Напишите одно слово, чему вас научила басня и прикрепите на ватман. Урок окончен.
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе по теме «Живые» слова. Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол».
Файзрахманова Н.Р
Цели урока:
- образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе, закрепить умение писать безударные личные окончания глаголов, учить обосновывать написание этих окончаний, обобщить знания составе глагола, закрепить навыки грамотного построения предложений;
- развивающие: развивать орфографическую зоркость, расширять кругозор учащихся;
- воспитательные: прививать любовь к русскому языку, бережно относиться к природе, воспитывать эстетический вкус
Тип урока: урок-рефлексия
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, карточки с дифференцированными заданиями, раздаточный дидактический материал, картинки о весне, изображение аиста, картинки для проведения физминутки (флейта, пианино, скрипка, барабан, литавры), песня «Аист на крыше»
Виды работ: фронтальная, индивидуальная, групповая
Ход урока:
1. Оргмомент. Приветствие.
-Здравствуйте! Ребята, поприветствуйте гостей.
2. Актуализация знаний
-Нам с вами предстоит очень интересная работа. Мы вновь отправляемся в страну «Лингвинию». (Слайд 1) «Лингва» – по-гречески «язык». В ней живут звуки, слова, предложения. Слова отличаются друг от друга. Но у слов есть и общие признаки, объединяющие их в группы, - части речи. Части речи стоят на «трёх китах» – трёх грамматических признаках:
- грамматическое значение;
- морфологический признак;
- синтаксический признак.
Начнём урок с этих строк. (См. на доске). Подготовим пальчики (массаж пальцев с одновременным проговариванием скороговорок).
Минутка чистописания
-Что это за сочетания букв? (Это личные окончания глаголов и суффиксы).
-Почему именно с этих строк мы начали урок? (Т.к. здесь мы чаще всего допускаем ошибки).
-Что могут рассказать о глаголе эти окончания? (Ответы детей).
(На доске опора).
-А что обозначает глагол? (Слайд 5 – 1-й кит). На какие вопросы отвечает? Как изменяется? На эти вопросы вы ответите в тесте. Это задание № 1. )См. Приложение 1). Обведите в кружочек правильный вариант ответа. (Взаимопроверка).
Дифференцированное задание
-Перед вами лежат карточки разных цветов. Выберите ту, которая вам по силам. /Дети работают самостоятельно по карточкам/.
-Кто выбрал зелёную карточку №1? Поднимите руки. Над какой орфограммой вы работали? (Окончания глаголов во 2 л., ед. ч.). Расскажите об этой орфограмме. Остальные работали по жёлтой карточке №2. А вы над какой орфограммой работали? (безударные личные окончания в 3 л., мн. ч.). Расскажите об этой орфограмме. (См. приложение 2).
Рефлексия
-Оцените свою работу: - если вы не допустили ни одной ошибки, поднимите обе руки;
- если есть одна ошибка, поднимите одну руку;
- если более одной ошибки, положите руки перед собой.
Молодцы! Как много знаете о глаголе! Нам надо привести свои знания в систему.
3. Тема урока – «Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол» (Слайд 6).
-Образно я назвала тему «Живые слова» (Слайд 7 – цитата «Живое слово делает чудеса»).
Что значит «живые слова»? На этот вопрос мы ответим в ходе урока.
Прочитайте строки из стихотворения А.С. Пушкина (Написано на доске).
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
(А.С. Пушкин)
-О каком времени года эти строки?
(О весне. Весна – это утро года, когда всё в природе просыпается, всё начинает улыбаться. Природа с радостью и улыбкой встречает весну).
Найдите глагол. Выпишите его. Выполните морфологический разбор. (Работа в тетрадях и на доске). (Слайд 8 – 2-й кит).
Встречает – (что делает?), н.ф. встречать, гл. I спр., наст. вр., 3 л., ед.ч., сказуемое. Встречает – глаг., наст. вр., 3 л., ед.ч. /выделяют окончание, основу, корень, суффикс/
У доски 2 ученика: один выполняет морфологический разбор, другой – морфемный.
Рефлексия. Оцените свою работу: если вы не допустили ни одной ошибки, поднимите обе руки; если 1 ошибка, поднимите 1 руку; если более одной ошибки – руки перед собой. Вывод учителя.
Игра «Собери словечко». (Слайд 9).
-Корень слова ты найдешь у родственников слов «красавица», «красный». Приставку в слове «вышел». Окончание – в 3 л., ед.ч., буд. времени.
Какое слово получилось? (Слайд 10). (Выкрасит).
-Выполните морфемный анализ этого слова. /Работают самостоятельно в тетрадях с последующей проверкой по опоре/.
Почему у слов «встречает» и «выкрасит» разные окончания? (Т.к. у них разные спряжения).
-Что такое спряжение? (Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам).
-Какие глаголы относятся к I спряжению? (Обратить внимание на опору – таблица). Какие глаголы относятся ко II спряжению? (Обратить внимание на опору – таблица).
Работа с сигнальными блокнотиками. (Слайд 11). На экране предложения:
Ты встреча…шь весну.
Прилета…т скворцы.
Лес дремл…т.
Снега та…т.
Травка зелене…т.
Мы забот…мся о птицах.
Ребята смотр…т вдаль.
-Прочитайте внимательно предложения. Какие окончания у глаголов: ударные или безударные? (Безударные).
-Как правильно написать безударное окончание? (Нужно поставить глагол в неопределённую форму. Если глагольный суффикс не -и-, то это I спряжение, кроме глаголов-исключений. Можно определить по 3 лицу мн.ч.: бегут, летят).
-На какую тему эти предложения? (На весеннюю).
-Попробуйте составить свои предложения о весне. Запишите 1 предложение в тетради. Сделайте синтаксический разбор. (Слайд 12 – 2-й кит).
-Вернемся к строкам А.С. Пушкина.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
-В каком значении автор употребил слово «встречает»? (В переносном).
Используя глагол «встречает», автор рисует незабываемую картину весны, придает речи особый колорит. (Обратить внимание на картины). Рисовать картину можно красками, как художники, а можно и словами, как поэты и писатели. Наверное, это имел в виду Бурденко, говоря: «Живое слово делает чудеса».
-А еще почему слова можно назвать «живыми»? (Потому, что они обозначают движение, а движение – это жизнь!).
-Давайте и мы немного подвигаемся! Физминутка «Оркестр» под музыку Вивальди «Времена. Весна». Дети изображают оркестр, которым управляет «дирижер» из числа детей, который показывает картинки с изображениями музыкальных инструментов (флейта, скрипка, пианино, барабан, литавры), а дети по рядам выполняют движения, имитирующие игру на этих инструментах.
-Спасибо музыкантам за ваше вдохновенное искусство. Садимся. Откройте ноты. Извините, учебники!
Работа с учебником. Страница 150, упр. 259 по вариантам: «луч солнца» - 1 вариант, «врач» - 2 вариант.
О слове «врач». Этимологическое происхождение слова. (Слайд 13).
Знаете ли вы, что слово «врач» произошло от слова «врать»? Казалось бы, что общего? А оказывается, слово «врать» в старину означало «говорить». Врачами целителей называли потому, что они в те времена сопровождали лечение словом, заклинаниями, заговорами.
А сейчас разгадайте загадки.
Инсценировка.Три загадки.
Поссорились на перемене ребята. Один кричит:
– Я тебе покажу, где раки зимуют!
А второй ему:
– Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!
Тут подбежал к ребятам дежурный, давай их растаскивать, а они на него напустились:
– Всё следишь! Наверное и спишь с открытыми глазами?!
А дежурный вдруг как крикнет:
– Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки!
– Какие такие загадки? – удивились ребята и разжали кулаки.
– А вот такие, – сказал дежурный. – Слушайте! Откуда произошли выражения: где раки зимуют, из кожи вон лезет, спит с открытыми глазами?
Н. Сладков.
(слайд 14):
Где раки зимуют.
Из кожи вон лезет.
Спит с открытыми глазами.
Подготовленная ученица рассказывает о происхождении фразеологизмов.
-Выражение «я покажу тебе, где раки зимуют» связано с историей. Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить было трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промерзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел. Отсюда и пошло: если хотят серьезно кого-то наказать, говорят: «Я покажу тебе, где раки зимуют!». Два других оборота – «лезть вон из кожи» и «спать с открытыми глазами» - связаны с животным миром. Линяют, т.е. вылезают из своей кожи, раки и змеи. Спят с открытыми глазами рыбы, как будто даже во сне все видят.
-Для чего используют в речи устойчивые сочетания? (Они делают речь богаче, выразительнее, делают язык метким, а ум острым).
Задание №2 – соедините стрелками.
Замените устойчивые сочетания возвратными глаголами в неопределенной форме. Что такое возвратный глагол?
(Слайд 15)
Совать нос | |
Надуть губы | |
Распускать руки | |
Повесить голову | |
Бежать со всех ног |
Слова для справок: мчаться, драться, огорчаться, вмешиваться, обидеться.
/выполняют самостоятельно на листочках с последующей проверкой – Слайд 16/.
-Какие ещё фразеологизмы знаете?
Домашнее задание: с любым фразеологизмом напишите мини-сочинение, красиво оформите его, проявите творчество. Это будет вклад в ваш портфолио.
-На уроке мы много говорили о весне. А кто же является вестником весны?
Долгожданным гостем? (Птицы). Почему птицу можно сравнить с долгожданным гостем? (Т.к. они прилетают, потом улетают. Действительно как гости – то придут, то уйдут).
Самостоятельная работа с текстом. Задание № 3 – вставить пропущенную букву, определить спряжение глаголов в 3 абзаце). На партах – листочки с текстом. Один ученик читает вслух.
Аист прилетел.
Щурясь от яркого солнца, мы смотрим в синее небо. В воздухе кружатся птицы. Они почти не шевелят большими крыльями. Вот птицы стали тихо опускаться.
Самый сильный аист подлетает к дереву. На верхушке чернеют остатки старого гнезда. На другой день аист начнет чинить гнездо. Он принесет ветки, траву, мох.
Наступ…т вечер. Аист сяд…т у гнезда, закин…т голову назад, громко застуч…т длинным клювом. А мы буд…м слушать его весеннюю песню.
/Листочки сдают учителю/.
Рефлексия
-Трудно было работать над текстом? Почему?
/На экране появляется изображение аистов/.
Белый аист хорошо известен и любим во многих местах. Поверья гласят, что аист в селе – к счастью. Вот почему убить эту величественную птицу ни у кого рука не поднимется. Наоборот, об аистах заботятся и даже помогают устроить гнездо. Иногда прибивают на крыше дома колесо от телеги, а ветки птиц ы приносят сами. Сколько бывает радости, когда по деревенской улице вышагивает, не пугаясь людей, выводок подросших аистят во главе с родителями!
4. Подведение итогов урока.
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Ребята своими руками сделали этих красивых птиц (В руках учителя – коробка с бумажными аистами). Мир вашему дому!
Дети дарят бумажных аистов, сделанных в технике оригами.
Звучит песня в исполнении С. Ротару «Аист на крыше».
Приложение 1.
Задание №1.
Тест по теме «Глагол».
1. а) Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос что делать? что сделать?
б) Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делать? что сделать?
2. а) Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делает? что сделает?
б) Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать?
3. а) В предложении глагол чаще является подлежащим.
б) В предложении глагол чаще является сказуемым
4. а) У глаголов II спряжения 2 лица – окончания -ишь, -ете.
б) У глаголов II спряжения 2 лица – окончания -ишь, -ите.
5. а) К I спряжению относятся глаголы, имеющие окончания -ат, -ят.
б) Ко II спряжению относятся глаголы, имеющие окончания -ат, -ят.
Задание №2.
Соедини стрелками
Совать нос | Мчаться | |
Надуть губы | Драться | |
Распускать руки | Огорчаться | |
Повесить голову | Вмешиваться | |
Бежать со всех ног | Обидеться |
Задание №3.
Вставь пропущенные буквы и определи спряжение глаголов в 3 абзаце.
Аист прилетел
Щурясь от яркого солнца, мы смотрим в синее небо. В воздухе кружатся птицы. Они почти не шевелят большими крыльями. Вот птицы стали тихо опускаться.
Самый сильный аист подлетает к дереву. На верхушке чернеют остатки старого гнезда. На другой день аист начнет чинить гнездо. Он принесет ветки, траву, мох.
Наступ…т вечер. Аист сяд…т у гнезда, закин…т голову назад, громко застуч…т длинным клювом. А мы буд…м слушать его весеннюю песню.
Приложение 2 /дифференцированные задания/.
Карточка №1.
Поставь данные глаголы во 2 л., ед.ч.
Бежать –
Ставить –
Дышать –
Добывать –
Делать –
Плавать –
Строить –
Красить –
Стелить –
Карточка №2.
Вставь пропущенные буквы:
Он став…т, она скаж…т, он добыва…т, они осуша…т, он вар…т, они увид…т, он терп…т, она молв…т, он зева…т, он бре…тся.
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе по теме
«Безударные окончания глаголов I, II спряжения»
Файзрахманова Н.Р.
Цель: - учить правильно определять спряжение глаголов;
- упражнять в написании безударных личных окончаний глаголов;
- развивать речь учащихся;
- повышать уровень языкового развития школьников;
- воспитывать познавательные интересы учащихся;
- проводить профилактику близорукости
Оборудование: - (глагол; н/ф глагола; I, II спряжение глагола);
- карточки для физминуток;
- опорные карточки по глаголу (для каждого учащегося);
- картина слона;
- книги Б.Житкова, его портреты;
- серия энциклопедий.
1. Письмо числа и дня недели глазами.
2. Рассказ учителя о том, что произошло во время его дежурства в перемену.
– Какие фразеологизмы вы услышали?
(1. Я покажу тебе, где раки зимуют!
2. Из кожи лезет вон.
3. Спит с открытыми глазами).
3. Учащиеся списывают с доски эти устойчивые выражения и определяют лицо, число и спряжение глаголов.
(Даётся историческая справка к каждому фразеологизму).
4.Определение лучшего знатока пословиц.
– Пользуясь ключом к шифру, зашифруйте пословицы:
0 – один отрежь | 5 – цыплят по осени |
1 – что посеешь | 6 – пока горячо |
2 – считают | 7 – то и пожнёшь |
3 – не всё то золото | 8 – что блестит |
4 – куй железо | 9 – семь раз отмерь |
– Запишите шифр в виде двузначных чисел. Время выполнения – 2 минуты!
– Запишите пословицы под шифром 90 и 17.
– Найдите глаголы, которые словно сердятся на что-то, шипят. Определить их лицо, число и спряжение.
– О чём должны помнить при написании глаголов во 2 лице, ед. числе?
5. Работа по пособию – с. 46, № 7 (авт. Лакаева С.И. Рус. язык. Тетрадь № 2 с печатной основой. 3 класс. – Саратов: «Лицей», 1998).
6. Физминутка.
7. Минутка чистописания.
8. Работа по учебнику – с. 80, упр. 180
а) чтение упражнения про себя учащимися
– Кто автор? Что о нём знаете? (Учитель даёт справку о писателе. Перед учащимися – выставка книг Б. Житкова).
б) чтение учителем отрывка из книги Б. Житкова «Избранное» из рассказа «Про слона» – с. 152
в) выборочное письмо – предложения о слоне + указать спряжение глаголов
г) проверка написанного (обратить внимание на спряжение гл. – исключение смотреть) + правило в стихотворной форме
д) связь с уроком математики
– Что узнали о слоне на предыдущем уроке математики?
+ справку о слоне даёт учитель
9. Физминутка.
10. Дополнительное задание по пособию (см. выше) с. 60, №11.
11. Рефлексия.
12. Проверка дом. задания.
13. Задание на дом – упр. 178 + вопросы из упр. 184, с. 81.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ДЕНЬ ЗНАНИЙ В 4Б КЛАССЕ
Учитель:
(Класс поделен на 4 группы)
- Дорогие ребята, папы и мамы, гости нашего праздника!
Сегодня мы собрались на первый общий праздник – День знаний - начало учебного года!. Интересно, все ли собрались на наш праздник? Давайте проверим.
-Старательные милые девочки здесь?
-Умные красивые мальчики здесь?
-Заботливые мамы?
-Умелые папы?
-Многочисленные родственники здесь?
-А уважаемые гости?
Учитель:
Все, кто хотел прийти на наш праздник – в сборе. Можно начинать его.
- Ребята, вам нужно встать и послушать ваши обещания, и если вы с ними согласны, произнести фразу «Обещаем!»
Всегда приходить в класс на первый урок
Еще до того, как проснется школьный звонок – обещаете?
Учебники, книги, пенал и тетрадки
Всегда содержать в идеальном порядке – обещаете?
Друзьями хорошими, верными стать,
Товарищам всюду своим помогать – обещаете?
А лень, неопрятность, подсказки, вранье
Не пустите в класс никогда, ни за что – обещаете?
- Ребята, дать обещания хотят и родители.
(Раздать родителям полоски с текстом. Вытягивают и читают начало, а затем концовку. На месте многоточия делается длительная пауза). ПРИЛОЖЕНИЕ №1
1.Обещаю никогда не заходить в школу…
1.больше 10 раз в неделю.
2.Обещаю никогда не смотреть дневник своего ребенка…
2. в плохом настроении
3. Обещаю никогда не ходить на родительские собрания…
3. без мужа (жены).
4. Обещаю ругать своего ребенка…
4. лишь в самых крайних случаях.
5. Делать за детей домашнее задание…
5. не будем.
1конкурс-разминка: Игра «Наоборот».
Ведущий читает, а дети хором должны ответить «да» или «нет» независимо от рифмы.
- В школе дружно мы всегда скажем двойкам только …(нет).
- А «пятеркам», не секрет, говорим всегда мы … (да).
- Маме за кулек конфет мы «спасибо» скажем? … (да)
- Мы пойдем сейчас в буфет, растолкаем вокруг всех?... (нет)
- Ах, какая ерунда, мять цветы на клумбе? …(нет)
- Мимо урны без труда бросим фантики мы? … (нет)
- Забываем иногда «Здравствуйте» сказать мы … (нет)
- Будем старшим мы в ответ говорить неправду …(нет)
- С нами рядом едет дед, мы уступим место? … (да)
- Грязный наш велосипед будем мыть? Конечно, ... (да)
2конкурс: ЗАГАДКИ(каждой группе по 2 загадки, которые дети вытягивают сами):
- Буквы напечатанные, очень аккуратные.
Буквы для письма я пишу сама. (Ручка) - Я - умейка.
Прямота - главная моя черта. (Линейка) - Я нужна вам для порядка.
Зря страницы не листай!
Где я, там читай. (Закладка) - Я - чумазенькая спинка.
Но совесть у меня чиста:
Помарку стерла я с листа. (Ластик) - Карандаш во мне так мается,
Но зато он не сломается.
Ручка в темноте находится,
Но зато легко находится. (Пенал) - Написал я сто бумажек.
А когда я начинал,
То с трудом влезал в пенал. (Карандаш) - Над бумажным, над листом
Машет все она хвостом.
И не просто машет, а бумажку мажет.
Красит в разные цвета.
Ух, какая красота! (Кисточка) - Учитель у меня в портфеле.
Кто? Быть не может! Неужели?
Взгляни, пожалуйста, он - тут.
Все знают, как его зовут. (Учебник)
3 конкурс: «Птицы и насекомые». Работа в группах.
Найди в таблице названия птиц или насекомых, слова начинай с заглавных букв. ПРИЛОЖЕНИЕ №2
4 конкурс: «Важные кирпичики». Работа в группах. (Стук в дверь) Заходит почтальон. Приносит в класс конверт. Что это? Это нам? Читаем письмо:
Дорогие ребята 4Б класса гимназии №139! Из этих символических кирпичиков необходимо построить дом, в котором будут складываться ваши отношения. А если возникнут трудности, просите помощь у родителей и у вашей учительницы.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Телеграмма
ПРИЛОЖЕНИЕ №4 Слова-кирпичики
Достаем слова-кирпичики и определяем все вместе, какие мы возьмём, а от каких откажемся.
5 конкурс-викторина между детьми и родителями: Условно разделимся на две команды: дети и родители. У меня в коробочке находятся листочки, на которых записаны вопросы. Кто-то один из команды достает листочек, читает вопрос вслух. Я считаю до десяти, вы быстро обсуждаете в команде и отвечаете. Если вы не знаете ответ, отвечает другая группа.
1.Как называется плюс без палочки? (Минус)
2.Кукла в кукле что это? (матрёшка)
3.У одного мужчины спросили, сколько у него детей. Он ответил:» У меня четыре сына, и у каждого есть сестра». Сколько же у него детей? (5 детей:4 сына и 1 дочь)
4.Двое мальчиков играли в шашки 2 часа. Сколько часов играл в шашки каждый мальчик?(2часа)
5.Где у кузнечика ухо? (На ноге)
6.Какие птицы не летают? (Пингвины, страусы)
7.Приносят ли пользу божьи коровки? (да, они поедают тлю)
8.Когда об воду можно порезать руку?(Когда она превратиться в лёд)
9.Чего на клумбе больше – цветов или тюльпанов? (Цветов)
10. Назови имя самого высокого мальчика, если известно, что Саша выше Коли, а Коля с Денисом одинакового роста. (Саша)
11.Кто автор произведения «Кошкин дом»? (С.Я. Маршак)
12.Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)
13. Зайчик, который может появиться лишь в ясный солнечный день. (Солнечный зайчик)
14.Он поймал золотую рыбку. (Старик)
15.Какую ноту кладут в суп? (Соль)
16.Заяц, ведущий популярной детской передачи. (Степашка)
17.Кого в школе больше – детей или мальчиков? (Детей)
18.Любимая валюта пиратов. (Золото)
19.Плоская геометрическая фигура с тремя углами. (Треугольник)
20.Какую фигуру образует колесо? (Круг)
21.На каком инструменте играл былинный герой Садко? (Гусли)
22.Когда Золушка должна была возвратиться с бала? (Ровно в 12 часов ночи)
Учитель: Молодцы, мы справились со всеми заданиями, показали, какие мы дружные и сплоченные: и дети, и родители!
В заключение праздника обращаюсь к вам, ребята! Мир - это то, что нас окружает. Трава, солнце, небо, деревья, птицы, жучки, паучки, люди. Он так прекрасен этот мир! Будьте внимательны и откройте удивительный, загадочный, волшебный мир, который окружает нас каждый день. Будьте внимательны друг к другу! Учитесь радоваться первым лучам солнца, пению птиц, удивительным звукам природы! Уважайте и цените друг друга!
Обращаюсь к вам, уважаемые родители! Благодарю вас за то, что вы воспитываете своих детей добрыми, отзывчивыми, жизнерадостными и добросовестными. Успех человека напрямую зависит и от окружающих его людей. Мой успех – это ваше доверие мне и ваша поддержка. Это улыбки и знания наших детей. Ведь так много в нашей профессии значит, когда родители учеников проявляют в школьной жизни участие! Всем спасибо за сотрудничество! Желаю всем хороших успехов в новом учебном году!
Учитель:
Мне бы хотелось, чтобы мы всегда жили дружно и весело, чтобы в нашем классе было тепло и солнечно. Я предлагаю вам на буклете из смайликов найти своё место в классе и обвести круг красным или желтым или синим цветом. (Красный цвет – всё понравилось, работал с удовольствием, желтый цвет – не всё понравилось, синий цвет – не было настроения весь урок).
С | о | М | а | в | О | с | Г | о | л |
Б | к | у | р | е | Г | а | ь | б | у |
а | о | л | Л | й | р | и | ф | с | и |
б | к | а | а | С | и | а | х | и | б |
о | ч | т | с | а | н | М | у | н | а |
П | а | о | ч | к | и | ц | а | о | а |
С | у | к | р | ь | л | о | о | р | ц |
н | е | г | и | С | о | в | В | р | и |
Ч | в | я | р | ё | й | е | К | у | н |
е | р | к | ь | л | с | Л | р | а | у |
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
№1.Обещаю никогда не заходить в школу…
№2.Обещаю никогда не смотреть дневник своего ребенка…
№3. Обещаю никогда не ходить на родительские собрания…
№4. Обещаю ругать своего ребенка…
№5. Делать за детей домашнее задание…
1.больше 10 раз в неделю.
2. в плохом настроении
3. без мужа (жены).
4. лишь в самых крайних случаях.
5. не будем.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Дорогие ребята, 4Б класса гимназии №139!
Из этих символических кирпичиков необходимо построить дом, на котором будут складываться ваши отношения.
А если возникнут трудности, просите помощь у родителей и у вашей учительницы.
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
доброта
честность
злость
внимание
зависть
скука
дружба
гнев
обида
тревога
забота
старание
усидчивость
терпение
трудолюбие
доброта
ПРИЛОЖЕНИЕ №5