Для педагогов и родителей

Ольга Евгеньевна Корелякова

ЗАГАДКА И ЕЕ РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

Загадки – один из самых давних и самых распространённых видов народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zagadka_i_ee_rol_v_vospitanii_rebenka.doc714.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАГАДКА И ЕЕ РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

Загадки – один из самых давних и самых распространённых видов народного творчества.

В древние времена загадка имела определённое значение, служила средством проверки мудрости, имела познавательную ценность.

 С помощью загадок народные знания, народная мудрость передавались поколениям.

Понятие «загадка» давнего происхождение, происходит от слова «думать». Загадки имеют свою специфику: сущность их заключается в том, что в загадках предметы или явления прямо не называются. О них говорится в скрытой, завуалированной, аллегорической форме и нужно отыскать их первобытное значение. Отгадывание загадок влияет на разностороннее развитие языка детей.

Загадки развивают процесс мышления – анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение, приучают к самостоятельности мышления, развивают такие качества ума, как толковость и смекалка. 
Своё значение загадка начинает использоваться для проверки знаний, наблюдательности, сообразительности человека. Она становится дидактическим средством - средством обучения детей.

Старшие загадывали младшим различные загадки, тематически их группируя: о человеке, одежде, доме, предметах домашнего обихода, орудия труда, явлениях природы.

Эти уроки помогали детям  во время развлечения усваивать знания, добытые многими поколениями. И в настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации и досугах.

Детям нравится отгадывать загадки. И отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей, что в свою очередь делает речь ребенка чище, красивее, богаче, и это делает общение детей друг с другом намного проще, интереснее и грамотнее.

Загадка — краткое образное описание предмета или явления в несколько отвлеченном или иносказательном виде.

Это представляет для ребенка определенные трудности. Задача воспитателя состоит не в том, чтобы дети запомнили как можно больше загадок или научились быстро их отгадывать, а в том, чтобы, отгадывая, ребенок учился активно мыслить, сопоставлять, сравнивать.

Педагогическое значение загадки:

• Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей.

• Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова.

• Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность.

• Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

• Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают ее отличным приемом дидактического воздействия на детей.

• Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

• Воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции.

Обучение детей отгадыванию загадок требует большого терпения и подготовительной работы. Обучение отгадывать загадки начинается не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в разнообразных связях и зависимостях, в красках, звуках движении и изменении. Загадывая детям загадки, лучше придерживаться тематического плана, повторять загадки по несколько раз, чтобы дети их лучше запоминали и выделили признаки. Отбираются загадки о тех предметах и явлениях, которые посильны детям для наблюдений и понимания пробуждают у них интерес к окружающей действительности, желание внимательно всматриваться в неё, расширяют кругозор, углубляют представления о жизни.

Загадки распределяются по уровням сложности. На каждом возрастном этапе следует вводить различные виды загадок в соответствии с возрастными особенностями дошкольников. В детском саду загадки используются для проверки знаний, наблюдательности и сообразительности. Для активизации словаря широко используются разные приемы работы с загадками: отгадывание готовых загадок и объяснение отгадки; придумывание загадок о предметах, различающихся и близких по внешнему виду

Загадка – игра в узнавание, отгадывание того, что скрыто, что представлено в ином образе, в ином качестве. Загадка учит образности и нестандартности мышления. Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из самых различных областей окружающей действительности, сопоставлять их свойства и качества. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом образе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности.

Дети охотно составляют собственные загадки, отгадывают предложенные взрослыми, подбирают другие высказывания к отгадкам, разыгрывают отгадки с помощью жестов и мимики.

Развиваем речь дошкольников:

Загадки-описания:

Кто с хвостиком и ушками.

У кого лапки с подушками? (Кошка)

Маленькое, серенькое

А хвостик, как шило. (Мышь)

Пара длинных ушек,

Серенькая шубка.

Быстрый побегайчик

А зовётся. (Зайчик)

Загадки, которые построены на основе сравнения и сопоставления:

«Лечит, а не врач, стучит, а не мастер» (Дятел)

«Ночью много, а утром не найдёшь ни одной» (Звезда)

«Ни игл нет, ни листья, а на опушке растёт» (Гриб)

«Зелёная, но не лягушка, колючая, но не ёж, стоит и не шевелится» (Ёлка)

Загадки – метафорические образы:

«Солнышко, которое горит каждый вечер» (Лампа)

«Жёлтые клубочки ходят около кочки» (Цыплята)

«Выросло на дереве оранжевое солнышко» (Апельсин)

Во время учения умению разгадывать загадки необходимо учитывать некоторые методические рекомендации:

*  Загадки должны соответствовать возрасту и развитию ребёнка, то есть быть доступными для восприятия;

* Чем больше знают о предмете или явлении природы дети, чем конкретнее и точнее знают об указанных их признаках.