Математика
Предварительный просмотр:
(УМК «Школа России»)
Урок математики 2 класс.
Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 8
пос. Комсомольского
муниципального образования Гулькевичский район
Братченко Анжела Анатольевна
Тема: «Приёмы умножения и деления на 10».
Тип урока: комбинированный.
Технология: проблемно-диалогическая.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения:
проблемные;
репродуктивные;
словесные;
наглядные;
частично-поисковый;
исследовательский.
Средства обучения:
мультимедиапроектор;
презентация Power Point к уроку;
электронное приложение к учебнику «Математика», 2 класс (Диск CD-ROM), авторы С.И Волкова, М.К. Антошин, Н.В. Сафонова;
карточки для работы в парах.
Цель: формирование умения умножать и делить на 10.
Метапредметными результатами изучения темы являются формирование следующих УУД:
Личностных:
способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческого подхода к выполнению заданий;
рефлексивной самооценки;
умения анализировать свои действия и управлять ими;
навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Регулятивных:
умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки,
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Коммуникативных:
умения оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах поведения и следовать им;
строить сотрудничество с одноклассниками и учителем;
совершенствовать работы в парах,
доносить свою позицию до других.
Познавательных:
умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
осуществлять анализ и синтез;
формулировать проблемную ситуацию с помощью учителя;
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Ход урока.
- Организационный этап
Приветствие гостей.
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей.
Учитель:
- Ребята, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, соприкасаемся пальчиками с соседом по парте и желаем друг другу удачи и хорошего настроения.
Обучающиеся:
-Желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всём (безымянный) и везде (мизинец).
Учитель:
-Я желаю вам сегодня удачи, точных расчётов и вычислений, новых открытий. Девизом нашего урока будут слова:
«С малой удачи начинается большой успех»
- Чистописание
Учитель:
- Напомните, какое сегодня число? (10 апреля)
-Что знаете о числе? (самое маленькое двузначное, круглое, чётное, натуральное, предшествует числу 11, следует за числом 9)
-Какие цифры необходимо знать, чтобы написать это число?
-Кто обозначает цифра 1 в записи числа, 0 в записи числа?
Обучающиеся (по ролям):
Сказал веселый, круглый ноль
Соседке единице:
-С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице!
Она окинула его сердитым гордым взглядом:
- Ты – ноль, не стоишь ничего,
Не стой со мною рядом!
Ответил ноль:
- Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать
Ты десятью,
Коль буду я с тобою,
Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в 10 раз,
Когда я встану справа!
-Вспомните, как красиво написать эти цифры.
-Запишите: 10 апреля. Классная работа.
- Какое ещё двузначное число можно записать, зная только эти цифры? (11)
-Трёхзначные? (100,101,111,110)
-Назовите их в порядке возрастания.
-Найди пары чисел, которые отличаются на 10.
-Это число мы не раз встретим на сегодняшнем уроке. Надеюсь, внимательным и трудолюбивым оно принесёт удачу и успех в получении новых знаний.
Итак, сегодня мы
Гриб помножим на сосну.
Лист помножим на весну,
Тёплый ветер-на зерно,
Землянику-на звено.
Множим солнце на лучи
Всех мальчишек-на мячи,
Всех девчонок на хи-хи,
Всех поэтов-на стихи.
Множим крыши на людей,
А метро-на лошадей,
Голубей-на чердаки,
Поваров – на черпаки.
Выйдут тысячи чудес,
Выйдет лес до небес,
Города, моря, поля,-
Выйдет целая Земля!
-Как вы думаете, кто впервые увидел Землю такой? (Юрий Гагарин)
- Близится 12 апреля. День космонавтики. Почему именно этот день считают Днём космонавтики?
- Как вы думаете, какие качества помогли этому человеку совершить подвиг?
- Послушайте обращение Ю.А.Гагарина к школьникам…
-Будем стараться?
-Проверим внимание. (карточки)
-Каким образом числа связаны с космической темой?
-Что сказал Гагарин в первую секунду полета? (Поехали) Хором.
3.Устный счёт. Таблица умножения на 2, 3
А) Цепочка. (Дети по цепочке называют ответы таблицы умножения на 2.)
Б) Ладошки. (Дети хлопают в ладоши только в том случае, если слышат ответы из таблицы на 2.)
В) Третий не лишний.(2,4,…; 8,16,…. и т.д.)
Г) Хор (Таблица умножения на 3)
4.Актуализация знаний.
Арифметический диктант
- число 11 уменьшить на 9 (2)
- найти сумму 14 и 6 (20)
- найти разность 73 и 70 (3)
- уменьшаемое 38, вычитаемое 8. Найти разность. (30)
- найти произведение 4 и 1 (4)
- первое слагаемое 25, второе 15. Найти сумму. (40)
- делимое 10, делитель 2. Найти частное. (5)
- число 42 увеличить на 8 (50)
- от разности чисел 20 и 10 отнять 4 (6)
- сколько сантиметров в 6 дециметрах? (60)
- Проверим.
-Можно ли этот ряд чисел назвать отрезком натурального ряда? Почему?
- Есть ли закономерность? Озвучь.
- Самостоятельно продолжите ряд двумя числами. Проверим.
5. Определение темы. Постановка и фиксация проблемы.
- Прочитайте про себя примеры.
- Решение каких примеров не вызывает затруднений ?
- Какие кажутся сложнее? Почему, озвучьте проблемы...
- Догадайтесь, как называется тема урока…
6.Поиск решения. Первичное закрепление во внешней речи.
-Начнём с умножения. Хотите попробовать сами вывести правило?
- Поработаем в парах. Перед вами карта исследований и наблюдений.
Замените умножение сложением и решите:
4 · 10 = __________________________________________________=____
Подчеркните первый множитель и произведение. Как изменилось число?
Опишите свои рассуждения:
- у нас был пример_______
- заменив умножение сложением, мы получили_______
- мы заметили, что____________________________________________________
- вывод: чтобы число умножить на 10, надо_______________________________
(Работа в парах)
–Наш общий вывод. (Хором)
7. Физкультминутка.
Всё оставим мы в порядке:
Книги, ручки и тетрадки.
Я сегодня ваш пилот,
Отправляемся в полёт.
Все на старт! Готовы, дети?
Полетим мы на ракете.
Улыбнёмся мы друг другу
И быстрей прогоним скуку.
Тайны космоса узнаем,
Все загадки разгадаем..
– А теперь понаблюдаем. Как из 2 получили 20?
- Запишите пример. Проверьте.
- Примените переместительный закон умножения и запиши пример с этими числами. Проверьте.
- Какое действие обратно умножению?
- Составьте и запишите 2 примера на деление с этими числами.
- Подчеркните пример, в котором делили на 10.
Что интересного заметили, обсудите в парах… Озвучьте вывод…
8. Этап проверки понимания учащимися нового материала.
- Самостоятельно выберите любую пару чисел и составьте все возможные примеры на умножение и деление… (Запись в тетради)
- Кто выбрал пару 6, 60? Проверка. (Аналогично 3,30 7,70 9,90)
Взаимопроверка
- Воспользуйтесь новыми знаниями и отправьте в полёт разноцветные воздушные шары. (Электронное приложение к учебнику «Математика», 2 класс (Диск CD-ROM), авторы С.И Волкова, М.К. Антошин, Н.В. Сафонова.) Пусть они будут праздничным салютом в честь Дня космонавтики. Кстати, кто помнит изобретателей воздушных шаров (братья Монгольфье)
Игра «Пересадки»
5.10+5 3.10-24 7.10-51
40:4.10 60:6+15 50:10+26
9. Включение в систему знаний.
- Для чего нам нужно уметь умножать и делить на 10?
- Как называется место, откуда взлетают космические корабли? (космодром)
- Новый космодром имеет квадратную форму со стороной 10 км. Вокруг надо поставить забор. Как узнать длину забора?
-Ваши предложения? (найти Р)
- Самостоятельно вычислите периметр так, как сможете… (смотрю, у кого как)
- Какая получилась длина всего забора? Как считал?
- Попробуйте вывести новую формулу для измерения периметра квадрата.
- Решение задачи из учебника с. 74. Разбор.
- А теперь решим задачу. (Невозможно) – Почему?
- Дополните, используя число 10.
– Решите задачу.
- Кому трудно?
Проверка.
- Кстати, около 40 новых звёзд появляется в нашей галактике каждый год.
- Прочитайте уравнения про себя. Выберите те уравнения, которые относятся к теме урока.
- А почему не взяли последнюю запись, там же деление на 10?
Взаимопроверка.
10.Подведение итогов урока.
Тест. (Система голосования).
-Довольны ли вы результатом? Запиши в тетради:
11.Рефлексия.
- Кто сказал слова: "Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и преумножать эту красоту, а не разрушать ее”. (Ю. А. Гагарин)
-Хранить её, оберегать и украшать её наша задача. Сегодня её украсит наше настроение от урока.
- Мне интересно было с вами на уроке. Я бы взяла вас в полёт на космическом корабле. А может кто-то из вас действительно свяжет свою жизнь с изучением нашей планеты и маленькая удача на сегодняшнем уроке станет большим успехом в будущем.
- И ради этого мы каждый день будем отправляться в полёт за новыми знаниями…