1.6. Позитивная динамика числа участников в социально значимой волонтерской деятельности, гражданских организациях, социальных проектах и программах.
1.6
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_realizatsii_programmy.docx | 33.03 КБ |
analiz_2017-2018.docx | 25.42 КБ |
programma_ne_otnimay_u_sebya_zavtra.doc | 171.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2018/2019 учебный год | |||
№ | Практические дела | Срок исполнения | Ответственные |
1 | Привлечение учащихся к культурно-досуговой деятельности (кружки, секции). | В течение всего года | классные руководители, руководители кружков |
2 | Составление социальных паспортов школы и классов с целью получения необходимой информации о детях, обучающихся в школе. | Сентябрь | классные руководители. Зам директора по ВР, |
3 | Составление базы данных по учащимся, имеющим отклонения в поведении, и семьям неблагополучного характера с целью последующей помощи им. | Сентябрь | классные руководители |
4 | Комплекс мероприятий, проводимый в рамках Месячника профилактики правонарушений и наркозависимости. | Октябрь-ноябрь | классные руководители, инспектор ОПДН, родительская общественность |
5 | Организация и проведение “Дня здоровья” Проведение Дней здоровья в классах. | январь В течение всего года | классные руководители учителя физической культуры |
6 | Беседы врача нарколога и фельдшера с учащимися 7- 9 - ых классов (беседа со специалистами, мероприятия по профилактике употребления психически-активных веществ среди несовершеннолетних). | В течение всего периода | классные руководители |
7 | Проведение выборочного анкетирования среди учащихся с целью выявления уровня знаний о факторах риска. | Октябрь | классные руководители |
8 | Проведение анкетирования учащихся 6, 8, 7 классов с целью выявления отношения детей разного возраста к ПАВ. | Ноябрь | Зам директора по ВР, классные руководители |
9 | Классные часы, посвященные результатам анкетирования. | Ноябрь | Зам директора по ВР, классные руководители |
10 | Проведение анкетирования среди учащихся 5, 7, 9 классов с целью выявления знаний и отношения детей разных возрастных групп, к здоровому образу жизни. | Ноябрь | классные руководители |
11 | Классные часы, посвященные результатам анкетирования. | Ноябрь | классные руководители |
12 | Конкурс рисунков (5 – 6 кл), посвященный Дню борьбы со СПИДом. | Декабрь | классные руководители Учитель ИЗО |
13 | Линейка «Наркотики: зависимость и последствия». | Декабрь | Социальный педагог |
14 | Выпуск стенда «Береги здоровье смолоду!» | Декабрь | Руководитель экологического кружка |
15 | Проведение беседы с просмотром видеофильмов по темам: “Наркомания”, “В ХХI век без наркотиков”, “Виртуальная агрессия” | 1 полугодие | классные руководители |
16 | Подбор материалов к родительским собраниям и классным часам по темам: “Режим дня школьника”, “Физическая активность и здоровье”, “Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек”, “ЗОЖ, закаливание”, “СПИД и его профилактика”, “Предупреждение алкоголизма, наркомании, табакокурения”, “Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека. Вред гиподинамии”. | 1 полугодие | Библиотекарь классные руководители |
17 | Проведение классных часов, родительских собраний, анкетирование по проблемам ПАВ, беседы с детьми и родителями, консультации для родителей учащихся, имеющих отклонения в поведении и замеченных в употреблении ПАВ. | В течение периода реализации программы | Классные руководители |
18 | Участие в соревнованиях по футболу. | По особому плану | учителя физической культуры |
19 | Учет посещаемости школы детьми, состоящими на разных категориях учёта, контролировать их занятость во время каникул. | В течение года | Зам директора по ВР, |
20 | Проведение заседаний Совета профилактики правонарушений. | 1 раз в два месяца (за исключением экстренных случаев) | заместитель директора |
21 | Проведение рейдов в семьи детей, оказавшихся в социально-опасном положении и семьи, чьи дети состоят на различных категориях учёта | В течение года | классные руководители Инспектор ОПДН |
22 | Организация выставок творческих работ учащихся по здоровому образу жизни. | В течение года | классные руководители Учитель ИЗО |
23 | Проведение бесед по здоровому образу жизни, отказе от курения, регулярном питании, о режиме дня, занятиях спортом. | В течение года | Руководители кружков |
24 | Обучение педагогических работников ОУ современным формам и методам своевременного выявления первичных признаков девиантного поведения и злоупотреблениями психоактивными веществами среди обучающихся. | В течение года | заместитель директора социальный педагог Инспектор ОПДН |
25 | Обсуждение вопросов о роли семьи в воспитании детей, о пропаганде здорового образа жизни в школьной газете «Калейдоскоп» | В течение года | Руководители кружков заместитель директора |
26 | Организация летней оздоровительной компании, посвящённой здоровому образу жизни. | заместитель директора руководитель лагеря |
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2019/2020 учебный год | |||
№ | Практические дела | Срок исполнения | Ответственные |
1 | Привлечение учащихся к культурно-досуговой деятельности (кружки, секции). | В течение всего года | Зам директора по ВР, классные руководители, руководители кружков |
2 | Составление социальных паспортов школы и классов с целью получения необходимой информации о детях, обучающихся в школе. | Сентябрь | Зам директора по ВР, классные руководители |
3 | Составление базы данных по учащимся, имеющим отклонения в поведении, и семьям неблагополучного характера с целью последующей помощи им. | Сентябрь | классные руководители социальный педагог |
4 | Проведение мероприятий, в рамках Месячника профилактики правонарушений и наркозависимости. | Октябрь-ноябрь | Зам директора по ВР, классные руководители, инспектор ОПДН |
5 | Организация и проведение Дней здоровья. | В течение года | классные руководители учителя физической культуры |
6 | Беседы врача нарколога и фельдшера с учащимися 7- 9 - ых классов (беседа со специалистами, мероприятия по профилактике употребления психически-активных веществ среди несовершеннолетних). | В течение всего периода | Зам директора по ВР, классные руководители |
7 | Анкетирование среди учащихся 1, 5, классов с целью контроля за их адаптацией к новым условиям обучения. | Октябрь | Зам директора по ВР, классные руководители |
8 | Выборочное анкетирование среди учащихся с целью выявления уровня знаний о факторах риска. | Октябрь | классные руководители |
9 | Проведение анкетирования учащихся 6, 8, 7 классов с целью выявления отношения детей разного возраста к ПАВ. | Ноябрь | Зам директора по ВР, классные руководители |
10 | Проведение анкетирования с учащимися 7 – 9 классов с целью выявления знаний и отношения детей разных возрастных групп к здоровому образу жизни. | Ноябрь | Зам директора по ВР, классные руководители |
11 | Конкурс рисунков (5 – 6 кл), посвященный Дню борьбы со СПИДом. | Декабрь | классные руководители, Учитель ИЗО |
12 | Проведение линейки “СПИД - чума века!”. | Декабрь | Зам директора по ВР, |
13 | Выставка книг по здоровому образу жизни | 1 полугодие | Библиотекарь |
14 | Проведение беседы с просмотром видеофильмов по теме «Вредным привычкам – нет! Здоровому образу жизни – да! | 1 полугодие | социальный педагог |
15 | Оказание помощи классным руководителям в подборе материалов по здоровому образу жизни. | 1 полугодие | Библиотекари школы, |
16 | Регулярное проведение классных часов, родительских собраний, анкетирование по проблемам ПАВ, беседы с детьми и родителями, консультации для родителей учащихся, имеющих отклонения в поведении и замеченных в употреблении ПАВ. | В течение периода реализации программы | Зам директора по ВР, инспектор ОПДН Работники здравоохранения |
17 | Участие в спортивных соревнованиях, соревнованиям по лыжам. | По особому плану | учитель физической культуры |
18 | Контролирование посещаемости школы детьми, состоящими на различных категориях учёта, контролировать их занятость во время каникул. | В течение года | Зам директора по ВР, |
19 | Проведение заседаний Совета профилактики правонарушений. | 1 раз в два месяца ( за исключением экстренных случаев) | Зам директора по ВР, |
20 | Проведение рейда «Подросток» в семьи, состоящие на учёте. | В течение года | Зам директора по ВР, инспектор ОПДН классные руководители |
21 | Организация выставок творческих работ учащихся по здоровому образу жизни. | В течение года | Руководители кружков |
22 | Проведение бесед по здоровому образу жизни, отказе от курения, регулярном питании, о режиме дня, занятиях спортом. | В течение года | классные руководители |
23 | Продолжать обучение педагогических работников ОУ современным формам и методам своевременного выявления первичных признаков девиантного поведения и злоупотреблениями психоактивными веществами среди обучающихся. | В течение года | заместитель директора социальный педагог |
24 | Организация летней оздоровительной компании. | заместитель директора социальный педагог классные руководители |
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2020/2021учебный год | |||
№ | Практические дела | Срок исполнения | Ответственные |
1 | Вовлечение обучающихся в неаудиторную занятость. | В течение учебного года | классные руководители, руководители кружков, секций. |
2 | Составление социальных паспортов школы и классов с целью получения необходимой информации о детях, обучающихся в школе. | Сентябрь | Зам директора по ВР, классные руководители |
3 | Составление базы данных по учащимся, имеющим отклонения в поведении, и семьям неблагополучного характера с целью последующей помощи им. | Сентябрь | классные руководители Зам директора по ВР, |
4 | Организация и проведение Дней здоровья | В течение всего периода | Зам директора по ВР, Учитель физической культуры, преподаватель-организатор ОБЖ |
5 | Беседы врача нарколога и терапевта с учащимися 8- 9 - ых классов (беседа со специалистами, мероприятия по профилактике употребления психически-активных веществ среди несовершеннолетних). | В течение всего периода | социальный педагог классные руководители |
6 | Участие в конкурсе рисунков (3 – 7 кл), посвященных Дню борьбы со СПИДом. | Декабрь | классные руководители Учитель ИЗО |
7 | Провести беседы с просмотром видеофильма «Век глупцов». | 1 полугодие | Зам директора по ВР, |
8 | Помощь в подборке материалов по ЗОЖ. | 1 полугодие | Библиотекарь заместитель директора |
9 | Регулярно проводить классные часы, родительские собрания по проблемам ПАВ, беседы с детьми и родителями, консультации для родителей учащихся, имеющих отклонения в поведении и замеченных в употреблении ПАВ. | В течение периода реализации программы | инспектор ПДН Медицинский работник |
10 | Участие в спортивных соревнованиях. | По особому плану | учитель физической культуры |
11 | Распространение специальных материалов антинаркотической направленности: буклеты, брошюры, социальная реклама. | В течение года | Зам директора по ВР, |
12 | В целях контроля вести учет посещаемости школы детьми, состоящими на различных категориях учёта, контролировать их занятость во время каникул. | В течение года | Зам директора по ВР, |
13 | Проведение заседания Совета профилактики и правонарушений. | 1 раз в два месяца (за исключением экстренных случаев) | заместитель директора социальный педагог |
14 | Проведение рейда «Подросток» в семьи. | В течение года | инспектор ППДН, классные руководители |
15 | Организация выставок творческих работ учащихся по здоровому образу жизни. | В течение года | классные руководители руководители кружков |
16 | Проведение бесед по здоровому образу жизни, отказе от курения, регулярном питании, о режиме дня, занятиях спортом. | В течение года | Руководители кружков, классные руководители |
17 | Выпуск уголка «Береги здоровье смолоду!» | В течении года | заместитель директора |
18 | Организация летней оздоровительной компании. | заместитель директора руководитель лагеря |
Предварительный просмотр:
Анализ по выполнению запланированных мероприятий
за 2018-2019-, 2019-2020 , 2020-2021 уч год
МОБУ «Троицкая СОШ им Г.К. Жукова»
Вопрос, связанный с профилактикой правонарушений детей был актуален всегда, и волнует сегодня не только учителя, педагога, но и каждого гражданина, а также государство в целом. Учитывая особенности современных подростков и факторов окружающей среды, влияющих на их психологическое развитие, для своевременного выявления и установления причин и обеспечения профилактики негативных явлений в поведении детей, были определены следующие сферы деятельности воспитательно-профилактической работы в школе на 2017-18 уч.год:
1.Общие мероприятия
Создана электронная база данных по следующим категориям обучающихся в соответствии с откорректированными списками:
- подростков, находящихся в социально опасном положении;
- состоящих на внутришкольном учете;
- состоящих на учете в КДН;
- состоящих на учете в ПДН;
- проживающих в неполных, семьях;
- учащихся из многодетных семей;
- детей-инвалидов;
- детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- учащихся, занимающихся в творческих объединениях, кружках, спортивных секциях.
В сентябре совместно с классными руководителями была проведена аналитико-педагогическая работа по определению социального состава класса. По результатам данной работы были собраны социальные паспорта учащихся и составлены социальные паспорта каждого класса. На основании социальных паспортов класса был составлен социальный паспорт школы.
2. Социально-правовая защита детей
Социальным педагогом совместно с классными руководителями была оказана педагогическая и психологическая помощь через индивидуальные консультации с родителями.
Обсуждаемые вопросы:
- проблемы в воспитании и обучении детей (низкая успеваемость, поведение, внеурочная занятость, соблюдение режима дня школьника).
Особое внимание уделялось учащимся, находящимся в трудной жизненной ситуации. Социально-педагогическая защита прав ребенка выражалась в следующих формах работы: выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети, находящиеся под опекой, дети из многодетных и малообеспеченных семей). Постоянно осуществлялось посредничество между личностью учащегося и учреждением, семьей, специалистами социальных служб, ведомственными и административными органами. Ежегодно проходит акция «Помоги собраться в школу», «Подари учебник». Ежегодно в нашей школе проводится месяц дисциплины и порядка. В этом году в январе месяце, этот месячник прошел под девизом ««Я здоровье сберегу, сам себе я помогу.». В рамках этого месяца прошли самые различные мероприятия, в первую очередь это тематические классные часы, беседы о профилактике ПАВ, приняли участие с 1 по 11 классы.
20 ноября 2017 года, в рамках проведения Всероссийского Дня правовой помощи детям в МОБУ «Троицкая СОШ им Г.К. Жукова» прошёл ряд мероприятий, посвященный заявленной тематике. Во всех классах были проведены классные часы на тему: «Правовые знания- школьникам». В 1-4 классах была организована игра «Свои права хочу я знать». Старшеклассникам напомнили об их правах и обязанностях, о том, что они должны отвечать за поступки, которые совершают по-новому, как взрослые люди, гости ответили на интересующие вопросы учащихся. В рамках Дня правовой помощи детям, учащимся 8- 9 классов, которым исполнилось 14 лет, торжественно вручили паспорта. .
Работа с неблагополучными семьями
На конец 2017-2018 учебного года на учете ПДН ОВД и КДН состоят 2 учащихся это Волков Денис 6 «а» класс, классный руководитель ( Никитина Н.А.) Чистова Лидия 7 «б» класс( классный руководитель Кегельтиева В.Б.), Олейникова Алена 8 «б» ( классный руководитель Слизская Л.И.). Неблагополучная семья 1( Максимова Светлана Генадьевна).
Организация досуга учащихся, широкое вовлечение детей в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу – одно из важнейших направлений воспитательной деятельности в работе с трудными детьми, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения. В школе организованы кружки и секции по интересам. Дети состоящие на различных учетах, занимаются в кружках и секциях.
На протяжении учебного года осуществлялся контроль за ситуацией в семьях: проводились рейды по посещению этих семей, родителям давались рекомендации, консультации, приглашались на Совет профилактики, на КДН, при необходимости к работе подключали инспектора ПДН.
4 Работа с учащимися
Профилактическая работа с детьми:
С целью профилактики правонарушений среди обучающихся составлены планы: по профилактике правонарушений несовершеннолетних совместно с ПДН ОВД, Совета профилактики, план работы с детьми «группы риска», план работы « Совета профилактики», план работы по « Профилактике суицида».
Для предупреждения правонарушений, бродяжничества, беспризорности, девиантного поведения обучающихся, правового просвещения участников образовательного процесса, активизации совместной деятельности школы и служб ведомств системы профилактики в работе по этому направлению была проведена следующая система мероприятий:
- Участие директора школы в городских заседаниях КДН и ЗП.
- Индивидуальные профилактические беседы инспектора ПДН ОВД с детьми, состоящими на внутришкольном контроле, а также их родителями.
- День здоровья – сентябрь, апрель;
В школе действуют программы профилактической направленности
-«Мы выбираем жизнь» -профилактика суицидального поведения несовершеннолетних,
-«Не отнимай у себя завтра» - программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
- «Психотропные вещества , жизнь или смерть»- профилактика ПАВ.
В течение 2017-2018 учебного года проводился ежедневный контроль посещаемости учеников с отметкой в журнале учета, выяснялись причины их отсутствия или опозданий, поддерживалась тесная связь с родителями и классными руководителями.
В случае длительного отсутствия ученика социальный педагог и классный руководитель посещали обучающихся по месту их жительства с составлением акта обследования условий жизни и воспитания. выполняющих домашнего задания. Родители берут под контроль посещаемость и успеваемость своих детей.
Проводятся заседании Совета профилактики , на которых рассматриваются вопросы о низкой успеваемости учащихся, нарушениях дисциплины. В течении года 2 учащихся были поставлены на ВШУ.
Социальным педагогом и классными руководителями постоянно осуществляется контроль над ними, ведется воспитательная работа с данной категорией учащихся.
Все учащиеся, находящиеся на ВШУ заняты в кружках и секциях.
В школе планируется и проводится работа по ранней профилактике наркомании, токсикомании и употребления ПАВ. С целью формирования негативного отношения к наркотикам и наркомании, пропаганды здорового образа жизни социальным педагогом проведён информационно-правовой практикум в 9 «б» классе «Это страшное слово – наркомания!».
В ходе мероприятия, учащиеся говорили о вредном воздействии наркотиков на детский организм, познакомились с законодательством в данной области, поучаствовали в диспуте (что помогает противостоять наркотикам и можно ли дружить с наркоманом). В заключение дети получили памятки «Как не стать жертвой наркомании». Также педагогом -психологом было проведено внеклассное мероприятие в 8 б классе по формированию здорового образа жизни «Алкоголь, наркотики и здоровье». В ходе мероприятия ребята говорили о вреде никотина, алкоголя и наркотиков. Учащиеся познакомились с приёмами отказа от предлагаемых сигарет, алкоголя, наркотиков, сформулировали правила здоровьесбережения. Кроме того, ребята познакомились с результатами анонимного анкетирования об отношении к сигаретам, алкоголю и наркотикам, которое проводилось в их классе. Мероприятие заставило детей задуматься об отношении к собственному здоровью. В течение учебного года были проведены следующиемероприятия: по пропаганде ЗОЖ (классные часы «Мы за ЗОЖ», дайджест «Я выбираю жизнь», спортивные соревнования по волейболу, баскетболу, настольному теннису, по рыжкам через скакалку, конкурсы стенгазет, агитбригад в рамках спортивного арафона «Говорим здоровью «Да!», 4. Работа с родителями. Достижение положительных результатов в работе возможно только в том случае, когда в работе задействованы все субъекты образования и воспитания: учащиеся, педагоги и родители. Всеобучу родителей наших учеников отведено отдельное место в плане по воспитанию и обучению. Школа уделяет большое внимание по работе с родителями. Ежегодно проводятся родительские лектории на различные темы. В рамках месяца семьи и семейных ценностей « Семья моя – отчизна светлая! В тебе одной все мысли и мечты» в нашей школе были проведены родительские лектории на тему «Повышение педагогической культуры родителей». В лектории приняли родители учащихся с 1 по 11 классы. В рамках оказания помощи семье в обучении детей школа: - обеспечивает внутришкольный контроль посещаемости детьми уроков, доводит результаты до сведения родителей и совместно с ними принимает меры по недопущению прогулов занятий данными детьми; - проводит разъяснительную работу с родителями по поводу повышения родительской ответственности за посещение детьми школы, а также за их успеваемость; - создает необходимые условия для получения детьми из семей, находящихся в социально опасном положении, образования, с учетом количества пропущенных ими уроков (отставания по программе от других учащихся) путем проведения дополнительных занятий с такими детьми в рамках группы продленного дня, факультативов, кружков, секций и т. д.; - организует родительский контроль за успеваемостью детей; Организация летнего оздоровительного отдыха является одной из важнейших задач школы. Привлечение детей группы риска, и есть одно из направлений работы социального педагога совместно с классными руководителями и родителями учащихся. В 2017-2018 учебном году было организованно 2 смены лагеря дневного пребывания (осенний, и летний), в школьном лагере дневного пребывания оздоровилось 84детей. Отклонение черт характера и поведение детей формируется в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании. Изменения личности родителей, или одного из родителей приводит к развитию конфликтных ситуаций в семье, и создают проблемы в воспитании детей. Поэтому на родителей накладывается двойная ответственность за себя и за своих детей. Взрослые должны скорректировать свое собственное поведение, свои нравственные качества и отношения. Требовательность родителей к себе должна быть выше требований к ребенку — это основа родительского авторитета. Исходя из анализа работы социального педагога за 2017-2018 учебный год, можно определить ряд задач на 2018-2019 учебный год: 1. Формировать у учащихся адекватное представление о здоровом образе жизни и потребность вести ЗОЖ. 2. Обеспечить социальную защиту детей, находящихся под опекой. 3. Продолжить работу по профилактике правонарушений среди подростков. 4. Организовать досуг учащихся. 5. Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение учащихся, состоящих на ВШК. 6. Оказывать социально-информационную помощь, направленную на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты. 7. Координировать деятельность всех специалистов школы по повышению успеваемости и социальной адаптации детей и подростков. |
Предварительный просмотр:
Утвержаю : Рассмотрено
Директор школы: ________ Санджиева Р.П. на заседании НМС
25.01.2018
Министерство образования и науки Республики Калмыкия
МОБУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа им. Г.К.Жукова»
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
«Не отнимай у себя завтра»
Автор программы:
Лещенко Елена Вениаминовна - социальный педагог
Адрес ОУ: 359180, Республика Калмыкия,
Целинный район, с. Троицкое, ул. Чавычалова 11А
Телефон ОУ: 8(847-42)9-12-56
E-mail: TRSSH-1@mail.ru
Содержание.
- Паспорт Программы……………………………………………………………………………..
- Пояснительная записка.
- Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
- Цели и задачи Программы.
- Срок реализации Программы.
- Механизм реализации Программы.
- Ожидаемые результаты.
- Система организации и контроля.
- Приложения.
1.Паспорт Программы.
Наименование Программы | Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Не отнимай у себя завтра» |
Цель Программы | Создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организация систематической образовательной деятельности, направленной на воспитание социально ориентированного сознания и поведения учащихся как условия, обеспечивающего закрепление системы социально значимых образов реализации человека в обществе, а также выработке стратегии мыслительных операций, определяющих просоциальное личностное развитие. |
Основные задачи Программы. | 1.Формировать у обучающихся знания и систему представлений о правовом и политическом устройстве общества. 2. Создавать условия для обучения учащихся приемам безопасного и ответственного поведения. 3. Формировать у обучающихся толерантность. 4.Принимать меры общей профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, содействующих развитию позитивных интересов детей, их полезной деятельности во внеучебное время. 5. Оказывать социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним. 6. Выявлять несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении. 7. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни. 8. Противодействовать экстремистским проявлениям в подростковой и детской среде. |
Сроки реализации Программы | 2017-2021 гг. |
Основные участники Программы. | 1.Педагогический коллектив школы. 2.Обучающиеся 1-11 классов. 3.Родители (законные представители) обучающихся 4.Муниципальные учреждения и ведомства системы профилактики. |
Нормативно-правовое обеспечение Программы. | 1.Конституция Российской Федерации. 2. Конвенция о правах ребенка. 3. Семейный кодекс РФ. 4. Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО 5.Закон РФ «Об образовании». 6.Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120. 9. Муниципальный регламент межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних. 10. Устав МОБУ «Троицкая СОШ им Г.К.Жукова» 11. Локальный акт «Положение о постановке учащихся и семей на внутришкольный учет». 12.Локальный акт «Положение о правилах внутреннего распорядка обучающихся» . 13. Локальный акт «Положение о Совете профилактике « |
Кадровое обеспечение Программы. | - директор МОБУ «Троицкая СОШ им Г.К.Жукова» - заместитель директора по ВР; - педагоги; - совет Профилактики; - методическое объединение классных руководителей; -педагог-психолог; - социальный педагог: - старшая вожатая, -органы ученического самоуправления; -руководители кружков и секций; - родители (законные представители); - библиотекарь; -участковый, инспектор ПДН; -родительские комитеты школы; |
Ожидаемые результаты Программы. |
|
Система организации контроля за исполнением Программы. | Контроль за реализацией Программы осуществляют её разработчики и основные исполнители. |
2. Пояснительная записка.
Человек не может жить на свете,
Если у него нет впереди ничего радостного.
Истинным стимулом человеческой жизни
Является завтрашняя радость.
Макаренко А.С.
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная ситуация, и прежде всего то, что в сферу организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних. Криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и правонарушения. Преступность молодеет. И такая криминализация молодежной среды лишает общество перспективы установления в скором будущем социального благополучия.
Основой разработки программы по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних является социальная неустроенность несовершеннолетних, неблагополучие в семьях, отсутствие материальных средств и возможности трудоустроиться. Характеризуя семьи, относящиеся к группе «риска», можно отметить ряд неблагополучных факторов:
- социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия.);
- медико-социальные факторы (экономически неблагоприятные условия, либо хронические заболевания родителей, пренебрежение санитарно-гигиеническими требованиями);
- социально – демографические факторы (неполная семья, многодетная, семьи с повторным браком и сводными детьми);
- социально-психологические факторы (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей, детей, педагогической несостоятельности родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);
Наличие того или иного фактора социального риска в большинстве означают возникновение социальных отклонений в поведении детей, рождают беспризорность и преступность среди несовершеннолетних и требуют к себе повышенного внимания всех субъектов профилактики.\
Сегодняшний подросток находится в плену романтического ореола блатной «карьеры», поэтому взрослым главное не закрывать на это глаза. В поединке с рекламой, призывающей к роскоши, и блатным шансонам, педагог выйдет победителем и спасет жизнь ребенка, если поймет: рассказать – значит показать, а вести за собой – значит являться хорошим наставником и знающим другом, за которым хочется идти. Очень важно не быть дидактом, который буквально отрицает девиантное поведение, а стать знающим собеседником, который может многое сказать подростку, даже уже идущему по пути к девиантному образу жизни.
Чтобы предостеречь несовершеннолетнего и помочь ему, во многих школах создаются программы по профилактике и предупреждению преступлений и правонарушений среди обучающихся. Каждое учебное заведение старается найти свой подход в решении данной проблемы, использовать те методы, которые будут эффективны для данной школы.
Проблема правового воспитания ребенка остается актуальной в современной школе. Именно здесь происходит становление интересов и ценностных ориентаций человека. Особое внимание необходимо уделить детям подросткового возраста, так как в этом возрасте активно формируется мировоззрение, ребенок подвержен влиянию окружающих его людей. Этот факт подтверждает и статистика, поскольку в волну преступности чаще всего оказываются втянутыми несовершеннолетние.
Данная программа направлена на работу со всеми обучающимися школы, предполагает как первичную профилактику, так и работу с детьми девиантного поведения.
Представленная нами программа имеет свои особенности, она позволит найти подход к несовершеннолетнему и его семье, а также поможет педагогам в работе с детьми, совершившими правонарушения и преступления.
3. Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений. В программе применяются следующие понятия: • несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста 18 лет; • безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей; • беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания; • несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия; • семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними; • индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
|
4. Цели и задачи Программы.
Целью Программы является создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организация систематической образовательной деятельности, направленной на воспитание социально ориентированного сознания и поведения учащихся как условия, обеспечивающего закрепление системы социально значимых образов реализации человека в обществе, а также выработке стратегии мыслительных операций, определяющих просоциальное личностное развитие.
Программа направлена на решение следующих задач:
- Осуществлять мероприятия по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважению к правам человека.
- Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования.
- Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении.
- Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.
- Оказывать помощь в формировании морально-волевых качеств обучающихся.
- Создать благоприятный психолого-эмоциональный климат в школьном сообществе для творческого эффективного взаимодействия коллективов, составляющих потенциал школы.
- Создать условия для доверительного общения, восприятия информации о негативном влиянии ПАВ на организм человека.
- Научить обучающихся делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и решать возникшие проблемы самостоятельно.
- Оказать педагогам и родителям помощь в приобретении специальных знаний и навыков, а также давать социальную и психологическую поддержку семьям.
- Способствовать раскрытию потенциала личности ребёнка через научно-методическую, воспитательную, профориентационную работу школы.
- Обеспечивать законные интересы и защиту прав несовершеннолетних.
- Срок реализации Программы.
Название этапа | Срок реализации |
I этап – Подготовительный. Разработка программы. 2018-2019 учебный год. | - совершенствование нормативно – правовой базы; |
II этап – Внедрение концепции Программы. 2019-2020 учебные годы. | -оказание социальной и психолого-педагогической поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию; |
III этап- Рефлексия. 2020-2021 учебный год. | -обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации; |
6. Механизм реализации Программы.
Комплексный характер социально-педагогического сопровождения несовершеннолетнего заключается в том, что оно включает в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности команды специалистов, обеспечивающих: правовую защиту и правовой всеобуч, социальную помощь, педагогическую поддержку, психологическое сопровождение индивидуального развития, социальное воспитание, обучение навыкам социальной компетентности. При этом сопровождение ребенка, как система социально- педагогической помощи, предполагает:
- сочетание и взаимопроникновение социального, правового и психолого-педагогического аспектов данной деятельности;
- междисциплинарный характер согласованных подходов и командных действий педагогов с подключением специалистов из разных ведомств и служб;
- широкий спектр различных видов деятельности, направленных как на решение актуальных проблем развития ребенка, так и на предупреждение возникновения данных явлений;
-особый вид помощи ребенку и его семье в решении сложных проблем, связанных со становлением подрастающего человека не только в образовательном процессе, но и в других важных сферах жизнедеятельности;
Социально-педагогическое сопровождение несовершеннолетнего – это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырех функций
( блоков):
Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».
Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы.
Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска». Предупредительно- профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов,
общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных профилактических бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, не склонной к правонарушениям личности подростка. Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути.
Профилактическая работа с родителями (законными представителями) предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.
Календарный план мероприятий по проекту программы
№ п\п
| Содержание работы
| Классы
| Сроки
| Ответственные
| ||
1. Организационные мероприятия | ||||||
1
| Изучение и систематизация социальной структуры семей уч-ся школы. | 1-9
| сентябрь
| Кл. рук. 1-11 кл.
| ||
2 | Выявление детей "группы риска", детей с девиантным поведением, детей из неблагополучных и малообеспеченных семей | 1- 9 | сентябрь
| Кл. рук.1- 11кл, соц. педагог
| ||
3
| Организация заполнения в классах социальных паспортов
| 1- 9
| сентябрь
| Кл. рук.1-11 кл.
| ||
4
| Составление банка данных и социального паспорта школы
| 1- 9
| До 01.10
| Соц. педагог, зам дир по ВР
| ||
5
| Планирование и корректировка мероприятий по профилактике правонарушений уч-ся школы совместно с КДН и ПДН | 1- 9
| сентябрь- октябрь
| Секретарь КДН, Инспектор ПДН, зам. дир по ВР, соц. педагог | ||
7 | Анкетирование уч-ся с целью выявления склонности к правонарушениям
| 5- 9
| сентябрь
| Педагог- психолог
| ||
9 | Вовлечение "трудных" уч-ся в работу кружков и секций.
| 2- 9
| Сентябрь октябрь
| Кл. руководители
| ||
10 | Своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся: а) индивидуальные беседы; б) посещение семьи; | 1- 9 | Помере необходимости | Соц. педагог, Зам дир ВР | ||
11
| Организация и проведение школьных рейдов на квартиры учащихся "группы риска", в неблагополучные семьи.
| 1- 9
| 1 разв четверть
| Администрация школы, соц. педагог, педагог психолог
| ||
12
| Сверка документации школы и ПДН района по уч-ся, стоящим на учете в ПДН. | 5-9
| сентябрь | Соц. педагог | ||
2. Работа с учащимися. | ||||||
1
| Оказание учащимся информационно-правовой помощи, защита их интересов: а) работа лектория правовых знаний ( по отд.плану); б) сектора дисциплины и порядка; | 7-9 | раз в месяц | педагог - психолог Зам. дир. по ВР, приглашение специалисты
| ||
2
| Оказание помощи вновь прибывшим учащимся в адаптации в новом классном коллективе
| 1-9
| По мере необходимости.
| соц. психологическая служба | ||
3
| Оказание помощи учащимся в прохождении адаптационного периода
| 1-5
| сент. окт.
| педагоги психологи
| ||
4
| Оказание помощи учащимся в трудной жизненной ситуации. Консультирование специалистов | 1-9
| Постоянно
| педагоги психологи школы | ||
5
| Организация досуга учащихся (по плану воспитательной работы школы)
| 1-9
| Постоянно
| Зам. дир. шк. поВР, кл. руководители
| ||
6
| Изучение федеральных, региональных и локальных нормативно-правовых документов, необходимых для профилактики правонарушений несовершеннолетних.
| 6-9
| В течение уч. года
| Соц педагог, учитель обществознания. | ||
7
| Обучение учащихся способам разрешения конфликтов: а) через работу сектора дисциплины и порядка б) тренинговые занятия со специалистами; в) "круглые столы"
| 5-9
| В течение года
| Администрация школы, педагоги – психологи, кл. рук.
| ||
8
| Охват организованным отдыхом и трудом учащихся " группы риска" в каникулярное время и интересным, содержательным досугом в течение года.
| 1-9
| В течение года
| Пед. коллектив школы
| ||
9
| Контроль за посещаемостью уроков, поведением детей "группы риска". - | 1-9
| Ежедневно
| Администрация школы, кл. рук.
| ||
3. Работа с семьей | ||||||
1
| Изучение социального положения семей учащихся школы.
| 1-9
| сентябрь
| кл. рук., соц педагог, зам. дир по ВР
| ||
2
| Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей.
| 1-9
| сентябрь
| Соц. педагог, классные руководители
| ||
3
| Работа педагогического лектория для родителей (по отдельному плану)
| 1-9
| 1 разв четверть
| Администрация Кл. руководители
| ||
4
| Привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися.
| 1-9
| постоянно
| кл. рук.
| ||
5
| Консультирование родителей: а) педагогами школы; б) приглашенными специалистами
| 1-9
| По мере необходимости
| Пед коллектив, психологи, медики | ||
6
| Организация тематической встречи родителей с руководителями образования, представителями правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения. | 7-9
| ноябрь
| Администрация школы.
| ||
7
| Обучение родителей приемам педагогического контроля за детьми "группы риска": а) на "круглых столах"; б) на классных и общешкольных родительских собраниях.
| 1-9
| 1 раз в четверть
| Классные рук., Администрация школы
| ||
4. Правовой всеобуч учащихся. | ||||||
1
| Проведение бесед, кл. часов по разъяснению правил поведения и правовой информированности учащихся.
| 1- 9
| по воспита-тельным планам | Кл. руководители
| ||
2
| Проведение тематических бесед и лекций с разъяснением учащимся ответственности за совершение правонарушений (курение, употребление спиртных напитков, сквернословие, нарушение правил поведения в школе, в обществе)
| 1-9
| В декады ЗОЖ | Администрация школы, классные рук, педагоги психологи, соц педагог.
| ||
5. Профилактика алкоголизма, табакокурения и наркомании. | ||||||
1
| Диагностика учащихся по выявлению их склонностей к вредным привычкам.
| 5-9 | Начало, конец учеб-ного года | Зам. дир. по ВР, психолог
| ||
2
| Привлечение узких специалистов ЦРБ для профилактики вредных привычек.
| 6-9
| 1 разв четверть
| Зам. дир.шк. поВР, Педагоги - психологи
| ||
3
| Проведение акций "За здоровый образ жизни" (по отдельному плану)
| 1-19
| В течение года | Зам. дир. шк. поВР, классные рук.
| ||
4
| Освящение вопросов профилактики алкоголизма и наркомании на занятиях лектория правовых знаний для учащихся.
| 5-9
| По плану лектория
| Уполномоченный по правам ребенка, кл. рук. |
- Ожидаемые результаты.
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
- повысить эффективность социально-реабилитационной работы с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а также совершающими противоправные действия;
- улучшить взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений;
- создать условия для дальнейшего снижения числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними;
- снижение / отсутствие количества безнадзорных и беспризорных детей и подростков.
1 блок. | -отсутствие семей обучающихся, состоящих в муниципальном и областном едином банке социально-опасных семей; -создание условий для дальнейшего снижения числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними. |
2 блок. | -получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи; -получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи; -получение информации о состоянии здоровья учащихся; -высокий уровень воспитанности обучающихся 1-11 классов. |
3 блок. | -устойчивая положительная жизненная позиция несовершеннолетних; -отсутствие или уменьшение количества обучающихся, имеющих вредные привычки; -увеличение количества детей, участвующих в социально-ориентированных проектах, добровольческих акциях, волонтёрском движении, молодежных форумах и слетах; -отсутствие или уменьшение количества детей, поставленных на внутришкольный контроль, на учёт в КДН; -высокая активность обучающихся в организации и проведении мероприятий, способствующих повышению правовой компетентности. |
4 блок. | - создание приоритетного родительского воспитания; -организация педагогического просвещения родителей; -построение демократической системы отношений детей и взрослых; -отсутствие или уменьшение социально-неблагополучных семей; - высокая активность участия родителей в профилактических мероприятиях, организуемых педагогическим коллективом. |
8. Система организации и контроля.
· Классно-обобщающий и тематический контроль.
· Изучение документации Совета Профилактики.
· Изучение результатов диагностирования «Уровень воспитанности обучающихся».
· Контроль посещаемости и успеваемости обучающихся «группы риска».
· Анализ проведённых акций, мероприятий.
· Протоколы классных и общешкольных родительских собраний.
· Акты обследования неблагополучных семей, семей обучающихся, состоящих на внутришкольном контроле и учёте в КДН.
· Количество разработанных и реализованных социально- ориентированных проектов, добровольческих акций.