Образовательные технологии музыкального руководителя
Образовательные технологии музыкального руководителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Отчет о применении образовательных технологий | 580.03 КБ |
Музыкально-игровая технология | 431.39 КБ |
Семинар практикум "Внедрение кейс - методов в практику работы музыкального руководителя" | 444.91 КБ |
Инновационные формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя | 1.46 МБ |
Музыкотерапия | 490.48 КБ |
Мастер класс для музыкантов | 587.22 КБ |
Конспект НОД по системе К. Орфа | 289.84 КБ |
Мастер класс для воспитателей | 522.56 КБ |
Педагогическая технология «Сотрудничество» | 666.68 КБ |
Игровая технология | 545.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Буратино»
МАСТЕР-КЛАСС
для музыкальных руководителей ДОУ
«Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста»
Подготовила:
музыкальный руководитель
Смелова О.А.
г. Когалым, 2018 год
Цель мастер-класса:
Знакомство участников с опытом использования авторских музыкально - дидактических игр, способствующих музыкальному развитию дошкольников.
Задачи:
- познакомить участников мастер-класса с новыми музыкально-дидактическими играми и приёмами игры на шумовых музыкальных инструментах
- раскрыть содержание мастер-класса посредством активного участия педагогов в музыкально - дидактических играх.
- убедить педагогов в важности и целесообразности применения музыкально дидактических игр.
Материально-техническая база: музыкальный зал, детские музыкальные шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры «Музыкальный пирог», «Собираем репку», сказка-шумелка «Бубен в стране музыкальных инструментов».
Практическая значимость: повышение уровня профессиональной компетенции музыкальных руководителей по разнообразному проведению музыкально - дидактических игр в организованной и самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста.
Детство - это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь. Мир фантазии выдумки у детей связан с игрой. Во все времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности. А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба».
Наиболее полезны для ребенка дошкольного возраста такие игры, которые имеют направленность на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышления, творческого воображения. Уровень любознательности, умственной и деятельной активности дошкольников проявляется в игре.
В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.
Музыкально-дидактическая игра - явление очень сложное. В ней есть два начала – учебное, познавательное, и игровое, занимательное. «Дайте ребенку возможность играть и соедините обучение с игрой так, чтобы мудрость появлялась с веселой улыбкой, остерегайтесь утомлять ее чрезвычайной серьезностью» - так писал современный исследователь детской игры Д. Колоцца.
Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней: обучающие задачи, содержания, правил, игровых действий.
Все эти элементы обязательны и взаимозависимы. Основным элементом дидактической игры является обучающая задача. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обслуживают ее.
Дидактический материал игр отличается тем, что в основе лежит развитие музыкального восприятия, а игровое действие помогает ребенку услышать, различать, сравнивать некоторые свойства музыки, а затем действовать с ними.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания и способности. У них формируются необходимые черты личности – чувство товарищества, ответственности, способствуют формированию у детей психологических качеств: внимание, память, сообразительность, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют процессу обучения и воспитания, обогащению словарного запаса.
Н.А. Ветлугина научными исследованиями в области развития музыкально-сенсорных способностей показала первостепенную роль музыкально-дидактических игр, как основы чувственного восприятия музыки. В ее работах раскрыто значение музыкально-дидактических игр для более глубокого овладения музыкально-сенсорными навыками и умениями, выделены виды музыкально-дидактических игр (для развития звуковысотного, ритмического, динамического и тембрового слуха). Ею намечены три типа дидактических игр – подвижные, хороводные и настольные. Особо ценно то, что за основу взят синтез музыки и движений, а восприятие музыкальных звуков облегчается соотнесением их с доступными для понимания детей предметами и явлениями.
В дальнейшем разработка этой группы игр была продолжена А.Н.Зиминой, Э.П.Костиной и нашла практическое применение у педагога-практика Н.Г.Кононовой, которая определила основную цель и назначение музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные и творческие способности, открыть перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
В соответствии с этим музыкально-дидактические игры имеют следующие задачи:
- развитие звуковысотного слуха;
- развитие чувства ритма;
- развитие тембрового и динамического слуха;
- развитее инициативы, самостоятельности, способности к восприятию
- развитие творческой активности;
- формирование нравственных качеств личности (чувство товарищества, ответственности и др.);
- обогащение новыми впечатлениями.
Музыкально-дидактическая игра должна включать развитие игровых действий. Игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.
Музыкально-дидактические игры должны быть красочно и интересно оформленными. Карточки с изображением музыкальных образов - яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры.
Дети могут сами принять участие в изготовлении игр, от этого игры становятся для них более желанными, интересными и любимыми.
Музыкально-дидактические игры можно использовать на музыкальных и других занятиях, в самостоятельной деятельности в свободное время, а также на праздниках и развлечениях.
В своей работе я применяю музыкально-дидактические игры в соответствии с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания и провожу их по заранее намеченному плану. Применение таких игр на занятии дает возможность провести его более содержательно и интересно, так как в игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений, а также в области восприятия музыки. Иногда музыкально-дидактическим играм я посвящаю занятие полностью или частично в его второй половине, как отдельному виду деятельности. А также провожу развлечение с использованием музыкально-дидактических игр. Эти игры имеют обучающий характер и в доступной игровой форме у детей формируются и развиваются музыкально-творческие способности.
Дидактические игры в нашем детском саду проводятся во всех возрастных группах.
Использование музыкально-дидактических игр в процессе пения и развития песенного творчества.
Песни и музыка звучат во многих режимных моментах ДОУ. Песня- одна из основных моментов творческих проявлений у детей. Играя ребенок напевает незамысловатую мелодию. Игры, используемые в процессе пения, помогают научить детей петь выразительно, непринужденно, брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.
В процессе обучения дети охотно включают песенные импровизации в свою самостоятельную деятельность, особенно в сюжетно-ролевые игры. Формирование у детей песенного творчества оказывает прямое влияние на развитие воображения, самостоятельной деятельности, необходимых нравственных качеств: доброжелательности, внимания друг к другу, а также музыкальности в целом.
Использование музыкально-дидактических игр в процессе восприятия музыки.
Для того чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение, мог сопоставлять образы я также часто обращаюсь к музыкально-дидактическим играм. Кроме того, применение этих игр дает возможность детям несколько раз слушать одно и то же произведение в ненавязчивой форме.
Использование музыкально-дидактических игр во время слушания музыки, способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению и запоминанию.
Использование музыкально-дидактических игр в процессе ритмических движений.
На занятии значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку. В процессе систематических занятий по музыкальному движению у ребят развивается музыкально-слуховое восприятия, что необходимо им в самостоятельной музыкальной деятельности и развитию танцевально-игрового творчества.
Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для малышей использую в музыкально-дидактических играх различные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку.
Деятельность старших дошкольников отличается активным восприятием музыки, хорошим чувством ритма, что позволяет им достаточно выразительно выполнять движения. Большое внимание уделяю умению самостоятельно действовать под музыку: придумывать отдельные движения или танец, используя знакомые плясовые движения. Творческие задания сочетаю с игровыми моментами. Игровая форма разучивания движений помогает ребенку правильно выполнить ритмический рисунок, в начале простой, а потом более сложный. С первых занятий необходимо развивать в детях стремление самостоятельно с творческими элементами выразительности двигаться под музыку.
Таким образом, музыкально-дидактические игры оказывают большую помощь в развитии двигательной активности детей. Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми.
Музыкально-дидактические игры в самостоятельной деятельности дошкольников.
Музыкально-дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности дошкольников. В образовательной области «Музыка» большое значение уделяется развитию музыкально-творческих способностей детей. Поэтому необходимо постоянно пополнять и развивать музыкально-предметную среду, как в музыкальном зале, так и в групповых комнатах.
Необходимое условие для формирования самостоятельной деятельности – создание определенной материальной среды: «музыкальных уголков», «зон». Где необходим набор технических средств: магнитофон, диски, настольно-печатные игровые пособия, инструменты (шумовые, звуковысотные), в том числе сделанные своими руками, различные пособия – самоделки иллюстрированные, «нотные тетради», дирижерская палочка, комплекты кукольных театров, фланелеграфы, ноты-самоделки. Важной особенностью самостоятельной деятельности детей является то, что она осуществляется при тактильном, практически незаметном руководстве взрослых, так как предполагает особу непринужденную обстановку.
У старших дошкольников самостоятельность выражается, прежде всего, в исполнении без участия взрослых песен, игр, они самостоятельно размышляют и высказываются об услышанных произведениях: определяют их характер, средства выразительности, жанр, строение.
Игры в уголках периодически меняются в соответствии с комплексно-тематическим планированием в ДОУ. Так же имеются информационные консультативные стенды, где родители могут узнать в какие музыкальные игры можно поиграть с ребенком дома, либо получить ответ, на любой вопрос, касающийся музыкального воспитания детей в семье.
Практическая часть
Музыкальная сказка-шумелка «Бубен в стране музыкальных инструментов».
Цель: Способствование развитию элементарных навыков и импровизационной игры на детских музыкальных инструментах, учить самостоятельно объединяться в ансамбль.
Задачи:
- Активизировать интерес к различным видам музыкальных инструментов.
- Развивать ритмический слух, фантазию и музыкальную память.
- Воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу.
- Доставлять радость от совместной игры.
Музыкально-дидактическая игра «Музыкальный пирог».
Цель: Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, развитие воображения, умения согласовывать движения со словами, учить детей двигаться по кругу, не толкая друг друга.
Задачи:
- Развивать речевую и двигательную активность.
- Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста.
- Воспитывать культуру слушания музыки и друг друга.
Музыкально-спортивная игра «Собери репку».
Цель: Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, развитие воображения, умения согласовывать движения со словами.
Задачи:
- Развивать быстроту реакции.
- Формировать образно – ассоциативное мышление.
- Создать условия для получения детьми удовольствия от процесса игры.
- Закрепить умение имитировать действия.