Методическая тема
"Модель взаимодействия педагога-психолога с семьей как участником образовательного процесса"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_tema_suslova_l.v.docx | 83.14 КБ |
prilozhenie._zanyatie_dlya_roditeley_s_elementami_treninga.docx | 19.94 КБ |
prilozhenie._anketa_na_otkrytoe_zanyatie.docx | 13.06 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников
п. Судоверфь «Солнышко»
Методическая тема:
Модель взаимодействия
педагога-психолога с семьей
как участником образовательного процесса
Выполнила: педагог-психолог
Суслова Людмила Владимировна
Содержание
Введение………………………………………………………….……………..…3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
1.1. Специфика организации совместной деятельности участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ……………………6
1.2. Особенности и многообразие форм организации совместной деятельности педагогов и родителей в системе работы образовательной организации………………………………………………………………...……..8
Глава II. Модель работы педагога-психолога с семьей как участником образовательного процесса.
2.1. Цели, задачи, принципы модели взаимодействия педагога-психолога с семьей как участником образовательного процесса...……………….………..11
2.2. Структура и содержание модели взаимодействия педагога-психолога с семьей как участником образовательного процесса …………………………………………………………………………………….13
2.3. Эмпирическая проверка эффективности, внедрения модели взаимодействия педагога-психолога с семьей как участником образовательного процесса в деятельность МДОУ п. Судоверфь «Солнышко»………………………………………………………………….......19
Заключение...….……………………………………………..……….….……….22
Литература...……………………..……….….…………………………………..23
Введение
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Вопрос организации такого взаимодействия мы рассматривали, опираясь на отечественные теории и концепции (Т.А. Марковой, О.Л. Зверевой, Е.П. Арнаутовой, В.П. Дубровой, Н.В. Лапицкой).
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов:
- в «Концепции дошкольного воспитания»
- в Семейном кодексе РФ (глава 12).
- в Конституции РФ (статья 38, пункт 43)
- в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012г. № 273-ФЗ)
- в Федеральном государственном образовательном стандарте (приказ № 1155 от 17.10.2013г.)
Ученые считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. А ведь именно развитие эмоционального интеллекта дошкольников – является одной из первостепенных задач, которые ставит перед психологами федеральный государственный образовательный стандарт.
В настоящее время, в связи с переходом на личностно-ориентированную модель взаимодействия с ребенком признается приоритет семейного воспитания над общественным. Поскольку индивидуальность ребенка изначально формируется в семье, воспитательная работа в образовательном учреждении не может строиться без учета этого фактора.
Необходимость организовать взаимодействие педагога-психолога с родителями вызвана заботой об индивидуальном развитии ребенка. Создание единой воспитательной среды необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого дошкольника.
Исходя из вышесказанного, проблема поиска наиболее эффективных форм работы педагога-психолога с семьями воспитанников является актуальной.
Цель: разработать и апробировать модель работы педагога-психолога с семьей как участником образовательного процесса.
В соответствии с целью, нами были определены задачи:
1. Изучить теоретические подходы к проблеме организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
2. Эмпирически исследовать специфику и выявить характерные особенности, взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
3. Разработать и апробировать модель работы педагога-психолога с семьей как участником образовательного процесса.
4. Подвести итоги результативности включения родителей в образовательный процесс.
Объект исследования: процесс установления взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Предмет исследования: возможности использования модели работы педагога-психолога с семьей как участником образовательного процесса.
Гипотеза: мы предполагаем, что эффективно организованная работа с использованием модели работы педагога-психолога с семьей как участником образовательного процесса, позволит сформировать полноценную систему теоретических знаний и практических навыков у родителей воспитанников о развитии ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы и реализации поставленных задач нами были использованы следующие методы:
- теоретические - анализ психологической и педагогической литературы по проблеме поиска наиболее эффективных форм взаимодействия образовательного учреждения и семьи;
- эмпирические – внедрение модели работы педагога-психолога с семьей как участником образовательного процесса в деятельность МДОУ детского сада п. Судоверфь «Солнышко»;
- диагностические - использование методов анкетирования, опроса, учета посещаемости мероприятий для выявления уровня повышения педагогической и психологической грамотности родителей; удовлетворенности семьи работой ДОУ; повышения заинтересованности родителей образовательным процессом.
- статистические - количественный и качественный анализ результатов, обработка полученных данных.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная нами модель работы педагога-психолога с семьей как участником образовательного процесса, может быть использована специалистами, работающими с детьми дошкольного возраста. Разработанные занятия могут быть рекомендованы к проведению воспитателям, которые обеспокоены психологической обстановкой и микроклиматом в группе детей-дошкольников, родителям для работы в домашних условиях.
Результаты исследования внедрены в практическую работу МДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников п. Судоверфь «Солнышко» Рыбинского муниципального района.
Глава I. Теоретические аспекты проблемы организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
1.1. Специфика организации совместной деятельности участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. (Т.И. Бабаевой, И.И. Игнатович, Е.Е. Алексеевой, И.А. Хоменко, Т.А. Березиной, М.Н. Поляковой)
В настоящее время, проблема поиска наиболее эффективных форм организации совместной деятельности участников образовательного процесса с семьями воспитанников специфична в связи с тем, что:
- современное общество характеризуется высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса;
- ведущими идеями образования сегодня становится идея диалога, принятия коллективных решений, привлечения родителей воспитанников к партнерским отношениям;
- гармоничное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада.
Семья обеспечивает необходимые ребенку личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, семья сама нуждается в поддержке, которую призван оказывать ей детский сад.
Требования ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы направлены на создание социальной ситуации развития участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
- обеспечивает открытость дошкольного образования;
- создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
[1 ФГОС п. 3. 1.]
Одним из психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования является поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. [1 ФГОС п. 3.2.1.]
Основная цель всех форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Позитивный настрой на общение, является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов с родителями.
Семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка. Под влиянием новых требований к образованию изменились и принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Ведущую роль приобретает не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: семьи и детского сада.
Поэтому нам, педагогам, учитывая специфику совместной деятельности образовательного учреждения и семьи, необходимо оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка в условиях реализации ФГОС ДО.
1.2. Особенности и многообразие форм организации совместной деятельности педагогов и родителей в системе работы образовательной организации
Потенциальные возможности семьи, её жизнедеятельность, ценностные ориентиры и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают серьезные трансформации.
Основными условиями, необходимыми для организации совместной деятельности между ДОО и семьей, являются следующие:
- изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.;
- открытость детского сада семье;
- ориентация педагога на работу с детьми и родителями.
В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм. Т.А. Маркова, А.К. Менжанова, О.Н. Урбанская выделяют следующие традиционные формы взаимодействия:
- коллективные (родительские собрания, конференции, «Круглые столы»);
- индивидуальные (беседы с родителями);
- наглядно-информационные (записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, НОД, фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки)
Нетрадиционные формы выделила О.В. Огороднова, разделив их на 3 группы:
- 1-а группа - «опосредованные формы взаимодействия»: сайт ДОУ, газеты, бюллетени, памятки, выставки и т.п.
- 2-я группа реализуется на уровне «встречного движения» и характеризует непосредственное взаимодействие педагогов и родителей: лекции, образовательные социально-педагогические и психологические семинары, круглые столы, тренинги, практикумы, собрания, клубы, мастерские и т.д.
- 3-я группа форм предполагает совместную деятельность педагогов и родителей с детьми. К формам этой группы относятся праздники, развлечения, конкурсы, выставки, вечера музыки и поэзии, спектакли, вечера отдыха в виде салонов, мастерских.
Схему классификации нетрадиционных форм так же предлагает Кротова Т.В.:
- Информационно-аналитические:
- анкетирование;
- опрос;
- интервьюирование.
- Наглядно-информационные:
- сайт Детского сада и сайты педагогов;
- дни открытых дверей в ДОУ;
- открытый показ НОД для родителей;
- информационные стенды;
- родительский уголок;
- показ фильмов «Из жизни группы».
3. Познавательные:
- нетрадиционные родительские собрания;
- индивидуальные беседы, консультации;
- НОД с участием родителей «Гость группы»;
- Экскурсии выходного дня.
4. Досуговые:
- совместное участие родителей, педагогов и детей в городских, российских конкурсах;
- участие в семейных вернисажах, выставках;
- спартакиады, олимпиады;
- участие в подготовке и проведении праздников, досугов, развлечений;
- посещение театра, музеев, выставок.
5. Трудовые или хозяйственные:
- обновление предметно-развивающей среды группы;
- благоустройство участка, озеленение, оформление по сезонам;
- «экологические» акции;
- дни «добрых дел».
Мир постоянно усложняется, не хватает времени для живого человеческого общения. Поэтому нам педагогам необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересней и важней повседневных дел родителей.
Глава II. Модель работы педагога-психолога с семьей как участником образовательного процесса.
2.1. Цели, задачи, принципы модели взаимодействия педагога-психолога с семьей как участником образовательного процесса
В нашем образовательном учреждении работает психологическая служба, цель которой – содействие всестороннему развитию ребенка, обеспечение психологического комфорта, а также помощь родителям.
Что бы выстроить структуру взаимодействия, педагога-психолога и семьи необходимо было учесть интересы и пожелания родителей. Для этого мы провели анкетирования и опросы на различную тематику:
- Семейная социограмма Э.Г. Эйдемиллера и И.М.Никольской;
- Анкета для родителей «Насколько вы готовы быть родителем школьника» А. Колеченко;
- Опросник для определения личностных качеств детей, принятых и непринятых родителями и др.;
Большую активность проявили родители детей подготовительных групп (75% из числа опрошенных).
Анализ полученных сведений показал:
- Большинство родителей заинтересованы в сотрудничестве с детским садом по вопросам воспитания и подготовки детей к школе – 85%
- Родители готовы получать возможность общения с психологом – 79%
- Получить возможность общения с родителями других детей по вопросам воспитания – 58%
- Получать психологическую консультацию по решению проблем воспитания – 82%
Результаты анкетирования позволили узнать, что ожидают родители от психолога в ДОУ, увидеть круг вопросов и трудностей в воспитании и развитии ребенка.
Разработка и внедрение модели взаимодействия педагога-психолога и семьи в учреждении МОУ п. Судоверфь «Солнышко» в деятельность образовательной организации призвана следовать выбранной цели:
- формирование полноценной системы теоретических знаний и практических навыков у родителей детей - о развитии ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
И решать следующие задачи:
- формирование толерантного отношения семьи к особенностям своего ребенка, настроя родителей на положительный результат;
- организация совместной работы педагога-психолога и родителей;
- обучение родителей практическим навыкам по развитию познавательной, речевой, социально-коммуникативной сфер ребенка.
При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать основные принципы:
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Для решения поставленных задач педагогом-психологом проводятся различные мероприятия, и будь то индивидуальная консультация или родительское собрание, ожидаемый эффект достигается, если семья и ДОУ в воспитании действуют сообща.
2.2. Структура и содержание модели взаимодействия педагога-психолога с семьей как участником образовательного процесса
Работа педагога-психолога с семьей начинается задолго до поступления ребенка в дошкольное образовательное учреждение. Это осуществляется благодаря работе «Консультационного пункта» для родителей, чьи дети в возрасте от 0 до 1,5 лет еще не посещают детский сад.
В процессе работы «Консультационного пункта» родители заполняют анкеты разной тематической направленности, получают консультации специалистов ДОУ, самостоятельно моделируют тематику встреч по своему желанию. В работу включены практические занятия для родителей и их детей. Их цель познакомить семьи будущих воспитанников с детским садом, организовать совместную игровую деятельность небольших групп детей раннего возраста и их родителей, для транслирования педагогических и психологических знаний о возрастных особенностях детей, возможностях обучения и воспитания.
Этот большой блок работы педагога-психолога служит основой для дальнейшего сотрудничества ДОУ и семьи и плавно перетекает в работу по сопровождению перехода на новый образовательный уровень, а именно адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению. Для создания эмоционально-комфортных условий пребывания в детском саду, предотвращения причин психосоматических заболеваний, в ДОУ реализуется программа «Без слез», в рамках которой проводятся занятия с детьми в адаптационный период.
Во второй младшей, средней, старшей возрастных группах осуществляется тесное сотрудничество между всеми участниками образовательного процесса, по запросу воспитателей и родителей проводятся индивидуальные консультации.
В работе с детьми педагогом-психологом реализуется программа коррекции эмоционально-волевой сферы (поведения) «Цветик-семицветик» Н.Ю. Куражевой, а так же авторские программы по борьбе с детскими страхами «Смешные страхи», развитию коммуникативных навыков с помощью техники Sand Art «Песочные сказки», развитию внимания «Стань внимательным».
Подготовка к школьному обучению – это заключительный и один из самых важных этапов дошкольного образования. По результатам анкетирования именно родители детей посещающих подготовительные к школе группы, проявили наибольшую активность и желание сотрудничать.
Для эффективного взаимодействия с семьей по подготовке детей к школьному обучению воспитанников, и решения множества педагогических и психологических задач нами была выстроена модель работы педагога-психолога с семьей, которая включает в себя ряд мероприятий.
Модель работы педагога-психолога с семьей как участником образовательного процесса
Ф
Содержание модели работы педагога-психолога с семьей
№ | Мероприятия | Задачи |
Сентябрь | ||
1. | Психолого-педагогическое обследование готовности к школьному обучению дошкольников 6-7 лет (Л.Я. Ясюкова). | - выявить возможности ребёнка при обучении и спрогнозировать проблемы, которые могут возникнуть у него в контексте требований, предъявляемых современной школой. |
Измерение родительских установок и реакций (Т.В. Нещерет). | - изучить отношение родителей к разным сторонам семейной роли; -выявить уровень осведомленности родителей о степени развития ребенка. | |
2. | Групповое консультирование родителей. | - познакомить родителей с результатами диагностики готовности к школьному обучению; - формировать представления родителей об особенностях развития детей, о целевых ориентирах дошкольного образования, составляющих понятия «готовности к школьному обучению». |
Октябрь | ||
3. | Открытое занятие – консультация. | - формировать представления родителей об уровне развития знаний умений и навыков детей; - обозначить зону ближайшего развития детей; - сформировать у родителей понимание необходимости активного включения семьи в образовательный процесс. |
4. | Индивидуальное консультирование родителей. | - выработать рекомендации для родителей с учетом индивидуальных особенностей семьи и ребенка. |
Ноябрь | ||
5. | Обучающее занятие для родителей и детей. Путешествие «С капелькой» | - пробуждать родительские чувства посредством телесной близости с собственным ребенком, развивать чувство уверенности ребенка в базовом доверии к матери и отцу; - обучать родителей и детей совместному выполнению задания и оказыванию помощи друг другу, приемам развития памяти, умения концентрировать свое внимание, соотносить услышанное и увиденное; - обучать родителей приемам саморасслабления детей. |
6. | Консультационное занятие для родителей с элементами тренинга. Тема: «Моя семья» | - определить понятие семьи, ее функции, нравственные основы; - определить сложившиеся отношения между членами семьи; - обсудить представления членов семьи о своей роли; - формулировать традиции и нравственные основы семьи; - моделировать наиболее комфортные отношения для своей семьи. |
Декабрь | ||
7. | Открытое занятие – консультация. | - сформировать у родителей представления об изменениях в развитии познавательной и мотивационной сфер дошкольников; - обозначить зону ближайшего развития детей, сформировать понимание необходимости активного включения семьи в образовательный процесс. |
8. | Индивидуальное консультирование родителей. | - выработка рекомендаций для родителей с учетом индивидуальных особенностей семьи и ребенка. |
Февраль | ||
9. | Обучающее занятие для родителей и детей. Путешествие «В зимний лес» | - обучать родителей правильно представлять ребенку образец выполнения задания; - обучать родителей расширять и активизировать словарь ребенка; - обучать родителей и детей способам отреагирования негативных эмоций; - закреплять умения детей различать чувства, формировать, позитивный настрой на занятие; - продолжать формирование умения родителей и детей договариваться друг с другом; - учить родителей и детей совместно выполнять задания и оказывать помощь друг другу. |
10. | Консультационное занятие для родителей с элементами тренинга. Тема: «Как общаться с ребенком» | - формировать позитивный настрой на занятие; - вырабатывать новые навыки взаимодействия с ребенком; - повышать родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка; - знакомить родителей с конструктивными способами общения со своими детьми; - оптимизировать формы родительского взаимодействия в процессе воспитания детей. |
Март | ||
11. | Открытое занятие – консультация. | - сформировать у родителей представления об изменениях в развитии дошкольников; - оптимизировать формы родительского взаимодействия в процессе воспитания детей. |
12. | Индивидуальное консультирование родителей. | - выработка рекомендаций для родителей с учетом индивидуальных особенностей семьи и ребенка. |
Апрель | ||
13. | Обучающее занятие для родителей и детей. Командная игра: «Умники и умницы» | - развивать у детей коммуникативные навыки, снижать отрицательные эмоции; - обучать родителей правильно учить своих детей анализировать и находить ассоциативные связи между предметами; - формировать у детей и родителей чувства взаимопомощи и сплочения в командной игре; - закреплять положительные эмоции от работы на занятии. |
14. | Консультационное занятие для родителей с элементами тренинга. Тема: «Столкновение интересов взрослых и детей. Я хочу» | - формировать позитивный настрой на занятие; - вырабатывать новые навыки взаимодействия с ребенком; - повышать родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка; - знакомить родителей с конструктивными способами разрешения конфликтов со своими детьми; - оптимизировать формы родительского взаимодействия в процессе воспитания детей. |
Май | ||
15. | Повторное обследование готовности к школьному обучению дошкольников 6-7 лет (Л.Я. Ясюкова). | - выявить возможности ребёнка при обучении и спрогнозировать проблемы, которые могут возникнуть у него в контексте требований, предъявляемых современной школой. |
2.3. Эмпирическая проверка эффективности, внедрения модели взаимодействия педагога-психолога с семьей как участником образовательного процесса в деятельность МДОУ п. Судоверфь «Солнышко»
Для оценки эффективности внедрения модели взаимодействия, педагога-психолога с семьей, было выделено несколько критериев:
- повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста;
По окончанию работы в рамках реализации модели взаимодействия педагога-психолога с семьей как участником образовательного процесса было проведено повторное анкетирование родителей для выявления изменений компетентности по следующим темам: знание возрастных особенностей дошкольников; особенностей личностной, эмоционально-волевой сфер; знание особенностей развития психических процессов дошкольников.
На представленных графиках можно увидеть, что компетентность родителей в вопросах воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста действительно повысилась.
- уровень готовности к школьному обучению воспитанников подготовительных групп.
Уровень готовности к школьному обучению определялся с помощью диагностического обследования по методике Л.А. Ясюковой, мы выделили несколько критериев для оценки результативности нашей работы: визуальное линейное мышление, понятийное логическое мышление, внимательность, зрительно-моторная координация и тревожность. Уровни развития:
I-уровень патологии; II-слабый уровень, субнорма; III-средний уровень, норма; IV- хороший уровень; V- высокий уровень.
На представленных графиках видно, что по окончанию проведенной работы практически отсутствует I уровень (патологии); снизилось количество детей имеющих II уровень (слабый, субнорма); по всем показателям повысилось количество детей с IV и V уровнями развития.
Руководствуясь приведенными выше данными, можно утверждать, что разработанная и реализуемая модель взаимодействия педагога-психолога с семьей как участником образовательного процесса эффективна.
Заключение
Опыт работы по внедрению модели взаимодействия педагога-психолога с семьей как участником образовательного процесса показал: позиция родителей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. По результатам повторной диагностики в группе нет родителей-наблюдателей выросло количество родителей-исполнителей.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Я как педагог-психолог не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить, понимать и оберегать своих близких.
Литература
1. Белова, Л.В. В семье будущий первоклассник / Л.В. Белова. - М,2004. – 178 с.
2. Белоногова, Г. Педагогические знания – родителям / Г.Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание, 2003. - N 1. - С. 82 - 92.
3. Гализузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребёнком от года до шести лет: Советы психолога. М:. АРКТИ, 2004.
4. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как? – Издательство АСТ, Астрель, 2011. – 240 с.
5. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс. - 2006. - С. 25 - 26.
6. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. - М.: ТЦ «Сфера», 2004.
7. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – М. : Речь, 2005. – 150 с.
8. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. "Работа педагога-психолога в ДОУ", - М.: Айрис-пресс, 2005156
9. Монина, Г.Б. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс. – СПб.: Речь, 2010. – 224 с.
10. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003
11. Спиваковская, А. Психотерапия: игра, детство, семья / А.Спиваковская. - М., 2000.
12. Хухлаева, О.В. Работа психолога с родителями: концепция и технологии. – М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2006. – 60 с.
Предварительный просмотр:
МДОУ детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников п. Судоверфь «Солнышко»
Занятие для родителей с элементами тренинга «Моя семья»
Цель: знакомство, сплочение родителей, определение круга общих проблем, возникающих в семьях, повышение уровня родительской компетентности.
Подготовительная работа: оформление зала, разработка рекомендаций для родителей, выставка рисунков детей на тему «Моя семья»
1. Игра «Знакомство»
Психолог: Здравствуйте, давайте поприветствуем, друг друга и познакомимся. Сейчас мы представимся друг другу с помощью игры «Знакомство». Встаньте в круг. У меня в руках мяч. Каждый, кто получает мяч, будет называть свое имя и повторять имена предыдущих участников. И так, мое имя …
2. Игра «Похвали себя»
Психолог: Пред вами небольшой опросник «Какой, какая я?». (см.приложение1). В нем перечислены черты, которые встречаются у многих людей. Выберите те, которые описывают положительные стороны вашей личности. Похвалите себя.
3. Упражнение «Азбука эмоций»
Психолог: Уважаемые мамы и папы! У меня в руках азбука эмоций, в которой находятся самые разнообразные чувства и эмоции, позитивные и негативные, которые может испытывать человек. Вспомните сегодняшний день, что с вами сегодня происходило, какие чувства и эмоции находятся в вашем сердце: ожидания, любопытства, тревоги, и др. Давайте, заполним нашу азбуку эмоций своими впечатлениями.
Родители записывают на стикерах чувства и эмоции, которые их переполняют. После этого каждый приклеивает стикер на страницу азбуки, рассказывая при этом, что он испытывает.
4. Упражнение «Символ семьи»
Родители объединяются в группу по 3 человека.
Психолог: Семья – это та крепость, те стены, за которыми наши дети чувствуют себя в безопасности. Если стены рушатся, то защищаться от невзгод и бурь жизни приходится под развалинами этих стен. Но стены должны быть.
Каждый из вас, когда рассуждает о семье, вкладывает в это свой собственный смысл, что-то личное, что-то важное для него. Сейчас каждой группе необходимо придумать и изобразить символ вашей новой, только что созданной «семьи», а также девиз. Время выполнения 3-5 мин.
По завершению каждая группа (семья) демонстрируют девиз и символ.
5. Упражнение «Законы семьи»
Психолог: Испокон веку в каждой семье существуют свои традиции, ритуалы, совместные праздники, а также «законы воспитания детей». Каждый из вас, если хочет, может рассказать о традициях и законах своей семьи. Все вместе мы можем их обсудить и решить, что является положительным, а что отрицательным.
На карточках каждой группе (семье) предлагаются главные составляющие законов семьи: единство требований, значение похвалы, трудовое участие, разделение благ.
Каждая группа (семья) предлагает свой свод семейных законов (см. приложение2).
После завершения задания- обсуждение.
6. Игра «Дорисуй фигуру»
Психолог: У каждого из вас есть дети-мальчики и девочки – абсолютно разные. Каждый ребенок-индивидуальность, со своими чувствами, фантазиями, своим восприятием мира. Все мы были детьми, любили фантазировать, выдумывать, приукрашивать… поэтому сейчас я предлагаю вам вернуться в детство.
Участникам команд предлагается шесть фигур на листе (треугольник, квадрат, круг, зигзаг, овал, пятиугольник), которые необходимо дорисовать и превратить в законченные изображения на тему «Семья». Важно постараться, чтобы изображения выглядели как можно более неожиданно, фантастически. Для работы используются карандаши, фломастеры, маркеры, восковые мелки. После этого все группы (семьи) демонстрируются полученные изображения друг другу.
По окончании задания работы вывешиваются на доске.
7. Диагностическое упражнение «Домик»
Психолог: Конечно, каждый из нас хотел бы узнать про свою семью. Правильно ли мы общаемся с мужем (женой), детьми, родителями? Существуют ли пробелы в воспитании детей? И т.д. Чтобы ответить на эти и другие вопросы, следует выполнить упражнение «Домик».
Каждый родитель рисует на листе формата А4 (или А5) домик с шестью окошками. После этого ведущий просит расселить в этом домике свою семью.
Рисунки родителей не обсуждаются! Происходит самоанализ.
8. Тест «Имя существительное»
Психолог: Предлагаю продолжить самоанализ своего состояния и состояния своей семьи.
Инструкция: за 1 мин необходимо написать как можно больше существительных.
Анализ: какие существительные названы в числе первых трех? Если, например, муж, дом, ребенок, то это хорошо.
9. Упражнение «Азбука эмоций» (рефлексия)
После завершения встречи каждому родителю предлагается описать свои эмоции и настроение. Оформляется «Азбука эмоций».
Также родителям предлагается ответить на вопросы:
- Что вы думаете о прошедшей встрече?
- Что было для вас важным, полезным?
- Что вам понравилось (не понравилось)?
10. Заключительное слово психолога
Психолог: Если вы находитесь здесь, в этом зале, значит, у вас есть семья. Полная или неполная, в отдельной квартире или нет – это все на втором плане. Главное – что она у вас есть. Цените и берегите ее, потому что именно она нужна вам и вашим детям для душевного комфорта. Эта ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни, которая может, с одной стороны, защитить от отрицательных воздействий среды, а с другой – приспособить к жизни в обществе.
Психолог в конце встречи раздает каждому родителю буклет с рекомендациями «В дневник родителям».
Психолог: Всем спасибо! До свидания!
Приложение 1
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК
Какая я?
Я_______________________________________________
Добрая
Рациональная
Мечтательная
Красивая
Умная
Удачливая
Успешная
Смешливая
Модная
Вдумчивая
Беспечная
Стремительная
Непоседливая
Легкая на подъем
Добродушная словоохотливая
Здоровая
Счастливая
Радостная
Приложение 2
ЗАКОНЫ СЕМЬИ
_________+_________+
Единство Трудовое
требований участие
+__________+_________=
Значение Разделение
похвалы благ
= Законы семьи
В ДНЕВНИК РОДИТЕЛЕЙ
Рекомендации по развитию положительных эмоций вашего ребенка
Папы и мамы! Дедушки и бабушки! Помните!
От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: «со мной все в порядке», «я – хороший». От сигналов осуждения, недовольства, критики появляется ощущение : «со мной что-то не так», «я – плохой».
- Душевная копилка ребенка работает день и ночь. Ее ценность зависит от того, что мы туда бросаем.
- Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и надеждой.
- Научитесь слушать своего ребенка в радости и в горести.
- Наказывая своего ребенка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.
- Станьте для своего ребенка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и к другим людям.
- Обнимайте и целуйте своего ребенка в любом возрасте.
- Не разговаривайте со своим ребенком с равнодушным и безразличным лицом.
- Заводите свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребенка теплее и радостнее.
Ритуалы, которые нравятся детям
- Перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест.
- По возвращении из школы рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия за чашкой чая.
- В выходной день обсудить прожитую неделю и значение ее для детей и родителей.
- Посидеть в сумерках при свечах рядом с мамой и папой.
- На ночь послушать сказку и быть заботливо укрытым.
- В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи.
- Вместе с мамой готовиться к празднику и печь вкусный торт.
- Посидеть с мамой и папой, взявшись за руки, во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось.
Предварительный просмотр:
МДОУ детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников п. Судоверфь «Солнышко»
Сопроводительная анкета на открытые занятия
Как быстро ваш ребенок «включился» в работу на занятии, с чем, по вашему мнению, это связано? _____________________________________
- ему интересно все и всегда
- это его любимое занятие
- не знаю, обычно ничего не нравится
- так как был в компании сверстников
- _______________________________________________________
Как вам кажется, было ли ребенку интересно на занятии и что увлекло более всего? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Отношение вашего ребенка к занятию?
- положительное
- отрицательное
- нейтральное
Как справлялся с заданиями?
- неохотно
- с желанием
- безразлично
За что бы вы похвалили ребенка после увиденного занятия?
__________________________________________________________
Что бы вы хотели обсудить с ребенком после занятия? (почему он поступил так, а не иначе в какой-либо ситуации) __________________________________________________________________