Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук у детей с диагнозом ДЦП.
Наличие патологических тонических рефлексов, парезов рук и ног у детей страдающих ДЦП, приводит к недоразвитию тактильно – двигательного восприятия, зрительно-моторной координации, мышечно-суставного чувства и кожно-мышечной чувствительности. Как следствие дети не могут в полном объеме познавать окружающий мир, у детей развиваются элементы астереогнозии, не формируются ассоциативные связи, не развивается наглядно-действенное мышление, которое лежит в основе так называемого «технического» мышления, которое обеспечивает овладение профессиональными навыками и умениями. Одновременно оно лежит в основе творческого подхода к решению всех проблемных задач, помогает человеку ориентироваться в любой незнакомой ситуации.
Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположение в пространстве. Первым видом действия с предметами является хватание, во время которого форма, величина, масса, пространственное расположение предмета познаются на ощупь, а рука учит глаз.
Тактильно-двигательное восприятие имеет огромное значение, ощупывающие движения ложатся в основу изображения предмета в лепке. Обводя предмет по контуру, мы выделяем его плоскостной образ из объема, познаем ту форму, которая становится основой в рисовании. Роль тактильно- двигательного восприятия велика в выполнении различных трудовых операции в быту, везде, где мы имеем дело с навыками ручного труда. Ведь каждый из нас знает, что при выполнении привычных действий мы почти не пользуемся зрением, а целиком полагаемся на тактильно-двигательную чувствительность.
У детей с ДЦП формирование процессов восприятия через двигательно-кинестетический анализатор задерживается и нарушается в связи с органическим поражением мозга, двигательной депривацией, патологической позой кистей и пальцев рук, ступней и пальцев ног.
Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, ступней и пальцев ног дает возможность развития двигательных способностей, всех видов чувствительности, гнозиса, праксиса, пространственной ориентировки, координации движений. Перед проведением работы по формированию функциональных возможностей кистей и пальцев рук, ступней и пальцев ног необходимо добиваться нормализации мышечного тонуса.
Расслаблению мышц способствуют легкие покачивания, качающе-потрясывающие движения, массаж и пассивные упражнения:
-поглаживающие, спиралевидные, разминающие движения каждого пальца от кончика к основанию
-похлопывания, покалывания, перетирания кончиков пальцев, а так же области между основаниями пальцев
-поглаживания, похлопывания поверхности кисти и руки (ноги) от пальцев до локтя (от пальцев до колена)
-похлопывание кистью (стопой) по руке педагога, по мягкой и жесткой поверхности
-вращение пальцев ( отдельно каждого)
-круговые повороты кисти и стопы
-отведение – приведение кисти, стопы вправо-влево
-пронация ( поворот руки ладонью вниз), супинация (ладонью вверх)
-поочередное разгибание - сгибание пальцев
-противопоставление большого пальца остальным ( колечки из пальцев)
-противопоставление (соединение) ладоней и пальцев обеих рук
-кистевые, локтевые, плечевые вращения
-щеточный массаж