УЧИТЕЛЬ ГОДА 2021
Материалы конкурса "УЧИТЕЛЬ ГОДА - 2021"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конкурсное испытание «Методическая мастерская» | 1.91 МБ |
Пояснительная записка к методической мастерской | 75.25 КБ |
Аннотация к уроку истории | 17.33 КБ |
Конкурсное испытание «Классный час» | 12.95 КБ |
Аннотация к классному часу | 17.37 КБ |
Конкурсное испытание "Мастер-класс "Учитель-мастер" | 11.57 КБ |
Конкурсное испытание "Урок" | 11.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
PER ASPERA AD ASTRA (лат. «Через тернии к звездам») Луций Анней Сенека «ОПЫТ ГРАЖДАНСКО–ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» Конкурсное испытание «Методическая мастерская»
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования Федеральный закон от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.3 «Национальная стратегия действий в интересах ребенка на 2018 – 2027 годы » Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2016 – 2020 годы»
Цель и задачи педагогической деятельности ЦЕЛЬ: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентирами, установками, мотивами деятельности и поведения Внедрение инновационных технологий
Ведущая педагогическая идея Создание системы работы по развитию гражданско – патриотического воспитания на уроках истории и во внеурочное время с использованием инновационных технологий.
Новизна и практическая значимость Новизна педагогического опыта состоит в том, что в нем нашли отражение современные подходы к организации работы по развитию гражданско-патриотического воспитания: вовлечение учащихся в творческую деятельность, использование инновационных технологий, методов и форм работы на уроках истории и во внеурочной деятельности. Практическая значимость работы: данная работа может найти практическое применение для педагогов, которые стремятся повысить уровень гражданско – патриотического воспитания у школьников. Поможет создать условия формирования системы взаимодействия с семьей, структурами местного самоуправления, институтами гражданского общества, государственными и общественными организациями
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования «Особенностью современного патриотического воспитания является увеличение значения регионального и местного компонентов патриотизма. Высший уровень развития чувства патриотизма связан с активной социальной деятельностью… на благо Отечества » Г.К. Селевко В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ПРОБЛЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА ПОСВЯЩЕНО НЕМАЛО ИССЛЕДОВАНИЙ А.С. Макаренко В.Я. Стоюнин В.А. Сухомлинский К.Д. Ушинский С.Т. Шацкий Г.К. Селевко 1920-е гг.: Изучал использование исследовательского метода в педагогической работе 1850 – 1880-гг.: Школа должна поставить юношу на путь самоусовершенствования, по которому должен идти каждый просвещенный человек, деятельностью на благо общества, заслужив право на звание гражданина 1850 – 1870-е гг.: Считал , что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. 1920 – 1930-е гг.: Создал систему воспитания, которая из людей, презираемых обществом формировала граждан нужных обществу 1960 – 1970-е гг.: Исследование явлений, процессов (организация наблюдений, экспериментов как в естественной обстановке, так и в лаборатории) 1990 – 2000-е гг.: Проектность – определяющая черта современного мышления .
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Гражданско-патриотическое воспитание в учебной деятельности реализуется на уроках истории через применение инновационных технологий и методов: 1. Исследовательская технология: метод проектов. 2. Интерактивная (групповая) технология: кейс-метод ( case study ). 3. Игровая технология: квест . 4. Событийные уроки. Информационный проект «История Макарьевского монастыря» Исследовательский проект «Их именами славится Россия» Урок с использованием кейс-метода «Детство опаленное войной» Военно – патриотическая игра «Зарница» ( квест с использованием QR -технологии) Событийный урок «Страницы моей Малой Родины» Информационный проект «Опричнина» (создание фрейма и таймлайна ) Исследовательский проект «Герои – починковцы »
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Гражданско-патриотическое воспитание во внеурочной деятельности реализуется через воспитательные мероприятия с применением инновационных технологий: 1. Исследовательская технология: метод проектов. 2. Игровая технология: квиз ; кроссенс ; квест ; челлендж . 3. ИКТ-технология. 4. Экскурсионный метод: экскурсия. 5. Предметные недели. Кроссенс «Губерния» Квиз « Clever show » Исследовательский проект «Село каких тысячи» Информационный проект «История семьи в истории страны» Квиз «Ратные страницы истории» (предметная неделя) «Элементы городецкой и семеновской росписи в Paint » ( квест с использованием ИКТ-технологии) Экскурсия «Родники села Никитино» Экскурсия на Сырятинский крахмальный завод Экскурсия в Музей Тани Савичевой ВПК «Юность» Кружок «Поиск» Челлендж «Голос Памяти»
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Гражданско-патриотическое воспитание во внешкольной деятельности реализуется через сотрудничество с социальными партнерами и применение инновационных технологий: 1. Экскурсионный метод; 2. Игровая технология; 3 . Социальные акции; 4. Музейные уроки; 5. Литературно-музыкальные композиции; 6. Флешмобы . Социальная акция «Маленькие герои большой войны» Литературно-музыкальная композиция «Детство опаленное войной» Экскурсия в Починковский Краеведческий музей Линейка памяти Челлендж «Окна Победы» Социальная акция «Лес Победы» Социальная акция «Свеча Памяти» Флешмоб «День Победы» Социальная акция «Вахта памяти» Музейные уроки
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны Опыт формирования гражданско – патриотического воспитания с использованием инновационных технологий применяется в урочной, внеурочной и внешкольной деятельности Создание системы гражданско-патриотического воспитания с применением инновационных технологий способствует повышению уровня сформированности гражданско-патриотических компетентностей у обучающихся
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Результат гражданско – патриотического воспитания обучающихся через применение инновационных технологий Самостоятельное приобретение новых знаний, организация учебной деятельности
РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ ПО ИСТОРИИ: Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Результат гражданско – патриотического воспитания обучающихся сельской малокомплектной школы через применение инновационных технологий Использование инновационных технологий в учебной, внеурочной и внешкольной деятельности способствует формированию личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентирами, установками, мотивами деятельности и поведения
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника
Литература Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2016 – 2020 годы». Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко , В. И. Блинов, М. В. Дулинов , Е. Ю. Есенина, А. М. Кондаков, И. С. Сергеев ; под науч . ред. В. И. Блинова . Москва – 2020. – 98 с. Дорожкина Н.И. Современный урок истории. М.: ВАКО, 2017. Национальная стратегия действий в интересах ребёнка на 2018 – 2027 гг . (Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240). Программа воспитания и социализации обучающихся: при-мерный диагностический инструментарий: Методические рекомендации. Выпуск 3 / Сост. И.В. Адоевцева , О.В. Тайгин . – Кострома: КОИРО, 2019. – 34 с. 7. Савинова О.В. Кейс – технология в преподавании истории. Методическое пособие. М.: Планета, 2016. 8. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 190-летию со дня рождения В.Я. Стоюнина (19 декабря 2016 г.) / Под общей редакцией РАО М.В. Богуславского. стратегии развития образования РАО», 2016 – 308 с. 9. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005. 10. ФГОС ООО. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. 11. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
«Опыт гражданско–патриотического воспитания на уроках истории и во внеурочной деятельности с применением инновационных технологий»
Введение
Тема педагогического опыта: «Опыт гражданско–патриотического воспитания на уроках истории и во внеурочной деятельности с применением инновационных технологий».
Актуальность и условия возникновения опыта: В последнее время вследствие кризисных явлений в социально – экономической, политической, культурной и прочих сфер общественной жизни произошел резкий спад в деле воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. Вот почему в условиях реформирования современного российского общества повышается социальный статус патриотического и гражданского воспитания.
Гражданско-патриотическое образование и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
ФГОС нацеливает учителя на воспитание гражданина – патриота, учитывая историко-культурную специфику региона, через активную деятельность познающего субъекта.
Цель работы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентирами, установками, мотивами деятельности и поведения.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач.
Задачи:
- сохранение гражданской идентичности;
- духовно-нравственное развитие школьников через урочную и внеурочную деятельность;
- воспитание чувства любви к малой Родине;
- внедрение разноуровневого подхода изучения истории;
- развитие гармонично-развитой личности;
- внедрение инновационных технологий.
Ведущая идея педагогического опыта заключается в создании системы работы по развитию гражданско – патриотического воспитания на уроках истории и во внеурочное время с использованием инновационных технологий.
Новизна педагогического опыта состоит в том, что в нем нашли отражение современные подходы к организации работы по развитию гражданско-патриотического воспитания: вовлечение учащихся в творческую деятельность, использование инновационных технологий, методов и форм работы на уроках истории и во внеурочной деятельности.
Практическая значимость работы: данная работа может найти практическое применение у педагогов, которые стремятся повысить уровень гражданско – патриотического воспитания у школьников. Поможет создать условия формирования системы взаимодействия с семьей, структурами местного самоуправления, институтами гражданского общества, государственными и общественными организациями.
I. Теоретическая база опыта
Анализ философской, исторической, социологической и психолого-педагогической литературы показывает, что проблема патриотизма и патриотического воспитания является одной из важных проблем жизнедеятельности общества, государства, личности на протяжении всей истории человечества.
Вопросы гражданско-патриотического воспитания, его организации, занимают одно из ведущих мест в методических системах К.Д. Ушинского, В.Я. Стоюнина, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Г.К. Селевко, утверждавших необходимость формирования патриотизма россиян как средства для сохранения культурных традиций и исторического наследия России.
II. Содержание опыта
1. Выявление уровня патриотизма у обучающихся
Целью исследования было определение уровня патриотизма у обучающихся. Для этого использовалась программа изучения уровней сформированности гражданской идентичности И.В. Кожаевой. Исследование показало, что у 91% (20 чел.) обучающихся низкий и средний уровень сформированности гражданской идентичности.
Данные анкетирования доказывают, что необходимо выработать новые подходы в гражданско-патриотическом воспитании школьников.
2. Урочная деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию
Проведенная диагностика поставила передо мной вопрос – как построить свои уроки так, чтобы формировать гражданскую идентичность школьников, вести работу по гражданско-патриотическому воспитанию.
Какой должна быть система содержания, методов и средств обучения, которая позволит достичь поставленных целей образования?
Гражданско-патриотическое воспитание в учебной деятельности реализуется мной на уроках истории через применение инновационных технологий и методов:
1. Исследовательская технология:
- метод проектов.
2. Интерактивная (групповая) технология:
- кейс-метод (case study).
3. Игровая технология:
- квест.
4. Событийные уроки.
Использование инновационных технологий повышает интерес к новым знаниям.
Работу по гражданско-патриотическому воспитанию я осуществляю целенаправленно и систематически, что способствует формированию у учащихся патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
3. Внеклассная деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию
Широкие возможности по формированию гражданско-патриотического воспитания во внеурочной деятельности реализуется через воспитательные мероприятия с применением инновационных технологий:
1. Исследовательская технология:
- метод проектов.
2. Игровая технология:
- квиз;
- кроссенс;
- квест;
- челлендж.
3. ИКТ-технология.
4. Экскурсионный метод:
- экскурсия.
5. Предметные недели.
4. Внешкольная деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию
Гражданско-патриотическое воспитание во внешкольной деятельности реализуется через сотрудничество с социальными партнерами и применение инновационных технологий:
- экскурсионный метод;
- игровая технология;
- социальные акции;
- музейные уроки;
- литературно-музыкальные композиции;
- флешмобы.
Немаловажное значение при этом имеет и разнообразие форм внешкольной деятельности, что делает этот процесс увлекательным.
III. Результативность работы по гражданско–патриотическому воспитанию на уроках истории и во внеурочной деятельности с применением инновационных технологий
Хотя результаты гражданско-патриотического воспитания покажет жизнь, первые выводы можно сделать уже сегодня. И главный результат на сегодняшний день – это интерес детей к истории, к краеведению, к изучению истории родного края. Мне удалось заинтересовать подростков историей страны, историей родного села.
Итогами своей работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников считаю следующие результаты:
- Уровень успеваемости и качества знаний, учащихся по истории.
- Уровень сформированности гражданской идентичности.
- Результаты государственной (итоговой) аттестации в 11 классе по истории.
Показателем результативности работы по гражданско-патриотическому воспитанию считаю активное участие школьников в конкурсах разного уровня:
- муниципальный этап областной акции «Обелиск», номинация «От сердца к сердцу» (участие, 2017);
- муниципальные соревнования «Нижегородская школа безопасности - Зарница», конкурс «Военно-историческая викторина (Ратные страницы истории)» (III место, 2017);
- районный фестиваль «Время действовать», номинация «О подвигах, о родине, о славе» (III место, 2018);
- районный фестиваль «Время действовать», номинация «Связь поколений» (участие, 2019).
Заключение
Гражданско-патриотическое воспитание является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития, олицетворяет любовь к Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями и проблемами, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию.
В данной работе сделана попытка описать педагогическую деятельность автора в качестве учителя истории по теме «Опыт гражданско–патриотического воспитания на уроках истории и во внеурочной деятельности с применением инновационных технологий».
В работе описан опыт по формированию гражданско-патриотических качеств обучающихся через применение инновационных технологий. Содержание и подходы к организации и проведению уроков, внеклассных и внешкольных мероприятий, направленных на развитие патриотизма через практическую деятельность, предоставление возможностей для самореализации, социализации учащихся, демонстрацию значимости их деятельности, признания и востребованности обществом проявления их гражданских и патриотических качеств.
Описанный опыт позволяет сделать следующие выводы:
- используемый комплекс оптимальных организационно-педагогических условий в рамках деятельности школы эффективен для формирования в учащихся качеств гражданина и патриота;
- ученики проявляют интерес к мероприятиям гражданско-патриотической направленности;
- воспитательная работа гражданско-патриотического направления актуальна и для педагогов, и для классных руководителей, и для школы в целом.
Литература
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2016 – 2020 годы».
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009.
- Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, А. М. Кондаков, И. С. Сергеев; под науч. ред. В. И. Блинова. Москва – 2020. – 98 с.
- Дорожкина Н.И. Современный урок истории. М.: ВАКО, 2017.
- Национальная стратегия действий в интересах ребёнка на 2018 – 2027 гг. (Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240).
- Программа воспитания и социализации обучающихся: при-мерный диагностический инструментарий: Методические рекомендации. Выпуск 3 / Сост. И.В. Адоевцева, О.В. Тайгин. – Кострома: КОИРО, 2019. – 34 с.
- Савинова О.В. Кейс – технология в преподавании истории. Методическое пособие. М.: Планета, 2016.
- Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 190-летию со дня рождения В.Я. Стоюнина (19 декабря 2016 г.) / Под общей редакцией РАО М.В. Богуславского. стратегии развития образования РАО», 2016 – 308 с.
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005.
- ФГОС ООО. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования.
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ.
Предварительный просмотр:
Аннотация к уроку истории
Тема: «Древнейший Рим»
Цель: дать представление о местоположении и природных условиях Древнего Рима, населении и его основных занятиях, зарождении государства и системе управления.
Задачи:
- Познакомить обучающихся с историей возникновения Древнего Рима и системой управления на ранних стадиях его развития.
- Тренировать умения работать с текстом учебника и находить нужную информацию, устанавливать причинно – следственные связи.
- Познакомить обучающихся с важнейшими событиями ранней истории Рима.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Обрести мотивацию к изучению нового материала.
- Осознавать важность изучения истории.
- Выражать своё отношение к роли истории в жизни человеческого общества.
Метапредметные:
- Определять собственное отношение к явлениям современной жизни.
- Формулировать свою точку зрения.
- Слушать и слышать друг друга.
- С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно.
- Давать определения понятий.
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
- Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.
Предметные:
- Работать с исторической картой, анализировать и обобщать её данные.
- Устанавливать причинно – следственные связи между географическим положением и хозяйственным развитием Рима.
- Рассказывать о важнейших событиях ранней истории Рима, используя основные и дополнительные источники информации.
Оборудование: ноутбук, электронная доска, проектор, интерактивный фрейм «Древний Рим», чек – листы на тему «Древний Рим».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Урок состоит из четырёх этапов. На первом этапе учитель организует условия, для последующей работы на уроке. Второй этап предполагает введение в тему, мотивирует обучающихся, располагает их к получению новых знаний. Обучающиеся формулируют тему, учитель озвучивает проблемный вопрос. Третий этап знакомит обучающихся с местоположением, природными условиями и занятиями жителей Древнего Рима, легендой об основании города, событиями его ранней истории и системой управления. Просматривая фрейм обучающиеся заполняют чек – листы по каждому пункту учебника. Обучающиеся просматривают видеофрагменты, работают с текстом учебника, слушают рассказ учителя, изучают понятия, персоналии, даты. Анализируя и извлекая информацию фиксируют её в чек – листах, получая на выходе готовый информационный продукт, который пригодится на следующих урока истории. Четвертый этап предполагает обобщение изученного на уроке. Затем озвучивается домашнее задание и выставляются оценки.
Предварительный просмотр:
Конкурсное испытание «Классный час» можно посмотреть, перейдя по ссылке: https://disk.yandex.ru/i/04PzZUhaD-ZVlQ
Предварительный просмотр:
Аннотация к классному часу
Тема: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего» (Максим Горький)
Цель: на примере художественного фильма «Мы из будущего» дать представление о важности изучения истории, её влияние на современное общество, определить своё место в настоящем и дальнейшем будущем.
Задачи:
- Познакомить обучающихся с подлинной историей Великой Отечественной войны, явлением экстремизма, движением скинхедов и историей фашизма, его причинами и негативными последствиями на примере художественного фильма «Мы из будущего».
- Воспитывать интерес к истории своей страны, чувство патриотизма и любви к Родине.
- Формировать опыт нравственного поведения личности и активную гражданскую позицию обучающихся.
- Повысить информационную культуру обучающихся, интерес к литературе и российскому кино.
Планируемые результаты:
- Пробуждение патриотических чувств обучающихся.
- Мотивация обучающихся к изучению истории родной страны, своего края.
- Формирование интереса к культурному наследию своей страны.
- Воспитание чувства сопереживания, сострадания и уважения к старшему поколению.
Оборудование: ноутбук, электронная доска, проектор, презентация, раздаточный материал (отрывок из книги «Освенцим», глава Францишек Пипер).
Форма мероприятия: беседа с использованием интерактивной технологии.
Мероприятие строится на обсуждении художественного фильма «Мы из будущего». Обучающиеся видят, как меняется сознание героев фильма, ассоциируют себя с ними и осознают важность изучения истории.
С помощью видеороликов и высказываний деятелей прошлого обучающиеся формулируют тему. Затем работают с текстом источника и определяют весь ужас фашизма. Просматривая короткие видеоролики из фильма, обучающиеся узнают кто такие «скинхеды», откуда берут истоки их идеи. Путешествуя с героями фильма обучающиеся понимают важность изучения, определяют своё место в настоящем и осознают какое будущее им нужно. Прослеживают диалог поколений, видят столкновение взглядов современного человека и человека времён Великой Отечественной войны. Сопереживают героям и приобретают интерес к культурному наследию нашей страны и человечества.
Предварительный просмотр:
Конкурсное испытание «Мастер-класс «Учитель-мастер» можно посмотреть, перейдя по ссылке: https://disk.yandex.ru/i/Z8GlEmqsioEtnA
Предварительный просмотр:
Конкурсное испытание «Урок» можно посмотреть, перейдя по ссылке: https://disk.yandex.ru/i/-pCHCGZ4SEst3g